Главная/Библиотека/Московские Епархиальные Ведомости/№9-10 за 2010 год/

Встреча с педагогическим активом Московской области

7 сентября в Вознесенской Давидовой пустыни состоялась традиционная встреча митрополита Ювеналия с директорами и учителями школ, где преподаются духовно-нравственные предметы. Более 300 педагогов со всего Подмосковья собрались в Спасском храме, чтобы пообщаться и поделиться накопленным опытом. В мероприятии приняли участие министр образования Правительства Московской области Л. Н. Антонова, глава Чеховского района А. А. Слободин, настоятель обители епископ Серпуховский Роман, которые обратились к собравшимся с приветствиями.

На встрече выступили также протоиерей Виктор Дорофеев, заведующий Методическим кабинетом епархиального отдела религиозного образования и катехизации, И. Е. Журавлева, директор муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 23» Сергиево-Посадского муниципального района; Г. С. Золотарева, директор муниципального общеобразовательного учреждения «Васькинская школа» Чеховского муниципального района. Присутствующим был показан фильм об истории Давидовой пустыни. Затем состоялось награждение присутствующих педагогов грамотами митрополита Ювеналия, выпущенными к Году учителя.

Выступление митрополита Ювеналия

Дорогая Лидия Николаевна,
Ваше Преосвященство,
Александр Анатольевич, Сергей Дмитриевич,
уважаемые гости!

Позвольте приветствовать вас на нашей традиционной встрече в самом начале учебного года, с началом которого я вас сердечно поздравляю. Такие собеседования и общение, которые мы будем иметь сегодня, очень важны, поскольку помогают нам скоординировать совместные усилия, направленные на поступательное развитие духовно-нравственного просвещения и воспитания подрастающего поколения.

Думаю, что в этой аудитории нет нужды говорить о серьезных проблемах, характеризующих жизнь современной молодежи. Важнее остановиться на тех актуальных задачах, решая которые, мы сможем преодолеть наблюдающиеся неблагоприятные тенденции.

В последние годы в школах Подмосковья постепенно вводились предметы «Основы православной культуры» и «Духовное краеведение». Не могу сказать, чтобы это движение сопровождалось особенно оживленными дискуссиями или встречало сопротивление. Большинство педагогов и родителей поддержали эти начинания, у истоков которых стояла наш министр Лидия Николаевна. Хотя кое-для кого в таком повороте событий присутствовала некоторая неожиданность. Ведь мы с вами являемся свидетелями смены эпох в истории родной страны, а такие периоды не могут не вызывать у людей переживаний, волнений и недоумений, а порой и сопротивления.

Недавно на августовской конференции педагогической общественности Московской области шла речь о «новой школе». Исторический опыт учит нас, что слова подчас при одном звучании могут иметь разное содержание. Мы с вами находимся в древней Вознесенской Давидовой пустыни, которая была в прошлом столетии превращена в руины, — и все это называлось «поселок Новый Быт». Теперь же возрожденная обитель является благоукрашенной и сюда во множестве притекают богомольцы. И в этом есть новизна, характерная для современности.

Приобщение учащихся к знаниям о православии, о его влиянии на традиции и культуру народа также, безусловно, является новым явлением. Уже многое сделано для того, чтобы обеспечить процесс обучения и педагогическими кадрами, и учебно-методической литературой. Для людей с опытом относительно недавнего прошлого это может показаться совершенно невероятным. Ведь в прошлом столетии учитель был, как говорилось тогда, «активным бойцом идеологического фронта», в том числе и обязательным пропагандистом атеистических идей. Ныне же педагог помогает детям и юношеству освоить информацию, касающуюся религиозной системы, которая является стержневой для общественной и культурной истории России. Причем очень важным является то, что обучение носит самые разнообразные формы, подчас весьма творческие.

Наши предыдущие встречи показали, какой горячий отклик у многих учителей обрела новая возможность преподавания знаний о православии. Многие при этом не удовлетворились имеющимися программами и приступили к разработке собственных. Об успешности этих начинаний можно судить по тому, что довольно часто на всероссийском конкурсе на соискание премии «За нравственный подвиг учителя» побеждают представители Подмосковья.

Хочу вам сказать, что мы в Московской епархии при относительной ограниченности кадровых возможностей сформировали свою достаточно эффективную систему религиозного образования и катехизации. Центральной единицей тут являются воскресные школы. С этого года начали проходить кустовые семинары для преподавателей, образован методический кабинет, призванный помогать учителям в их работе. Об этом подробнее сегодня расскажет протоиерей Виктор Дорофеев. Отмечу лишь одно. При определенных различиях характера преподавания знаний о православии в светских и воскресных школах изучаемый материал по большей части одинаков. И думаю, что интенсификация сотрудничества между нами уже не только на уровне «епархия — министерство» или «благочиние-управление образования», но и по линии «светская школа — воскресная школа» может принести добрые плоды.

Преподавание детям знаний о православии имеет не только чисто образовательные, но и воспитательные задачи. Поэтому кругозор учителя должен быть широк, а знания — глубоки. И здесь не обойдешься одним учебником. Нужно и Библию прочесть от начала до конца, и быть в курсе содержания составленных святителем Димитрием Ростовским «Житий святых». Ведь и Священное Писание, и житийная литература — все эти тексты на протяжении веков были для наших соотечественников основополагающими. Их непреходящее значение сохраняется и сегодня.

Преподавание «Основ православной культуры» будет расширяться, и педагогу необходимо иметь богатый багаж знаний, чтобы ответить на самые неожиданные вопросы школьников. Иначе как сохранить свой авторитет?

На расширенном заседании Координационного совета по взаимодействию между Московской епархией и Министерством образования Московской области говорилось о том, что трудно неверующему педагогу вести предмет, связанный с православием. Хочется пожелать нашим учителям, чтобы, исполняясь веры, они от сердца к сердцу передавали школьникам знания о святом православии.

Нынешний год объявлен Годом учителя, что является свидетельством общественного признания ключевой роли педагога в социальном развитии страны, в укреплении нравственных устоев, в воспитании достойных граждан России. Сегодня я хочу в знак благодарности за жертвенные труды вручить вам грамоты, специально выпущенные к Году учителя. Сердечно благодарю за соработничество, желаю здоровья и счастья и призываю на вас и труды ваши Божие благословение!

Выступление министра образования Правительства Московской области Л. Н. Антоновой

Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыка!
Уважаемый Александр Анатольевич!
Уважаемые отцы! Дорогие коллеги!

Наша традиционная встреча проходит накануне большого праздника Русской Православной церкви — дня памяти Владимирской иконы Божией Матери, самой чтимой на Руси иконы. С нею в руках наши предки вставали на защиту Родины, с нею строили храмы и города. Историю, культуру нашей страны невозможно понять, не зная о той роли, которую играла в ней православная вера, неотъемлемым символом которой являются иконы.

Вот почему для нас так важна совместная работа педагогов и священнослужителей по возвращению в нашу жизнь культуры православия. Вот почему я так рада вновь, уже в шестой раз, видеть в этом зале работников образования и священнослужителей. Я рада, что мы говорим на одном языке, делаем одно общее дело.

2010 год — для системы образования во многих отношениях особенный. Мы вступаем в новый этап развития российского образования. Завершена реализация 3-летнего, наиболее масштабного за всю историю подмосковного образования проекта — комплексной модернизации образования, в рамках которого удалось решить многие задачи реформирования образования и существенно изменить облик школы.

Идет реализация национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», утвержденной Президентом России Дмитрием Анатольевичем Медведевым.

Опыт участия в проекте модернизации укрепляет нашу уверенность в том, что среди перечисленных факторов определяющим результаты образования является качество кадрового потенциала. Именно этот смысл выражен во фразе «В новой школе — новый учитель».

2010 год — Год учителя — повод для более пристального внимания к результатам деятельности подмосковного образования, достижениям, которые объективно достойны признания и уважения.

Вы, педагоги, сегодня собравшиеся здесь, лучше всех осознаете, что образование — ключевой фактор в обеспечении духовного и социального здоровья общества. Начиная с 2000 года в рамках сотрудничества с Московской епархией Русской Православной Церкви более 1500 педагогов прошли соответствующую подготовку и преподают предметы духовно-нравственного цикла шестидесяти тысячам учащихся всех возрастных категорий более чем в девятистах школах Московской области и в системе дополнительного образования. Результаты мониторинга показывают положительную динамику преподавания, но следует отметить, что только лишь в 9 муниципальных образованиях 100% общеобразовательных учреждений охвачены преподаванием предметов духовно-нравственной культуры:

— городские округа: Восход, Коломна, Королев, Красноармейск, Пущино, Щербинка;

— муниципальные районы: Коломенский, Подольский, Рузский.

Министерство образования Московской области рекомендует расширить преподавание предмета «Основы православной культуры» на уровне начальной (1–4 кл.) и основной школы (5–8 кл.) для всех школ Московской области с целью обеспечения преемственности духовно-нравственного образования школьников Московской области:

1–8 классы — «Основы православной культуры» с маршрутами духовного краеведения.

9–10 класс — «Духовное краеведение Подмосковья» (как 1-2-годичный курс — 1 час в неделю).

Также Министерство образования Московской области рекомендует привлечь и включить в работу педагогов дошкольного образования. Такой опыт имеется в городе Орехово-Зуево в муниципальном дошкольном учреждении № 73 функционирует православная группа кратковременного пребывания, созданы специальные программы духовно-нравственного воспитания в детских садах № 28 и № 10.

4 февраля в Московском государственном областном университете впервые организован и проведен региональный тур всероссийской олимпиады по «Основам православной культуры», участвовали 74 школьника с 7 по 11 класс из 39 территорий. Победителем стал Петров Евгений, ученик 11 класса Сергиево-Посадского муниципального района. Второе место занял Киселев Федор, ученик 8 класса города Коломны, третье место занял Травицкий Антон, ученик 10 класса города Видное Ленинского района. Организаторы отмечают высокий уровень подготовленности участников, глубокие знания по предмету. Я уверена, что в следующем году участников олимпиады будет больше, примут участие представители всех 74 муниципальных образований Московской области.

В Ногинском районе имеется совместный с Богородским благочинием опыт работы в данном направлении: проведение интернет-олимпиады на базе Православной гимназии им. Константина Богородского, которая вызывают большой интерес у школьников Ногинского района.

К новому 2010–2011 учебному году издан дополнительный (40 тысяч) тираж учебно-методического комплекта «Духовное краеведение Подмосковья», автором которого является Людмила Леонидовна Шевченко, руководитель Духовно-просветительского культурного Центра им. просветителей славянских Кирилла и Мефодия МГОУ, профессор кафедры педагогики МГОУ.

Каждое муниципальное образование и учреждения НПО и СПО получат комплекты учебно-методического пособия, которые включают в себя 25 учебных пособий для учащихся, методическое пособие для учителя, экземпляр учебного пособия для учителя и комплект контрольно-измерительных проверочных материалов.

Готовится к выпуску электронная версия учебника.

В 2010–2011 году перед нами новый рубеж — введение данных курсов в каждом учреждении начального и среднего профессионального образования.

Высокий рейтинг среди педагогов предметов духовно-нравственного цикла доказывает ежегодное участие педагогов Подмосковья в конкурсе «За нравственный подвиг учителя» и ежегодные высокие награды на всероссийском конкурсе. Хочу отметить удачный и результативный опыт организации муниципального этапа конкурса в Сергиево-Посадском районе. Результат — 3 работы стали победителями регионального этапа конкурса. Авторы работ примут участие в составе делегации Московской области в Образовательных чтениях Центрального федерального округа в городе Тамбове 29 сентября — 1 октября 2010 года.

Духовно-нравственное воспитание школьников неразрывно связано с патриотическим воспитанием.

Все учащиеся Подмосковья активно участвовали в мероприятиях, посвященных 65-летию Победы. Свыше 22 тысяч являются активными участниками общественных объединений патриотической направленности. Хочу отметить опыт организации разнообразных форм патриотической работы в городах Железнодорожный, Ивантеевка, Долгопрудный, Фрязино, Сергиево-Посадском, Ногинском, Дмитровском районах.

В области действуют 6 летних оздоровительных центров для ознакомления детей с культурой православия (в городском округе Пущино и муниципальных районах: Дмитровский (2 лагеря), Клинский, Лотошинский, Орехово-Зуевский). Работа этих центров направлена и на патриотическое воспитание школьников.

В образовательных учреждениях городов Серпухова и Климовска ежемесячно проводятся единые классные часы по духовно-нравственной тематике.

Сегодня разработаны программы по духовно-нравственному воспитанию на основании концепции непрерывной и полной занятости ребенка в рамках дополнительного образования:

Дмитровский район: «Православие и рисунок»; «История Дмитровского района»; «Краеведение. Дмитровский край». Городской округ Электросталь: Интегрированный курс «Духовное краеведение Подмосковья и МХК». Одинцовский район: «Одинцовская земля — мой край родной». Городской округ Жуковский: Интегрированный курс «Христианские мотивы в русской литературе и основы православной культуры»; «Этнокультурное образование: интегрированный курс духовно-нравственный компонент общеобразовательных дисциплин»; «Фольклор как составляющая часть нравственного воспитания и обучения младших классов».

Егорьевский район — в МОУ ДОД Центр внешкольной работы: Молодежная православная театральная студия «Свеча» (7–11 класс); Объединение «Органная музыка с элементами православия» (1–4 класс); Детское общественное объединение «Православные скауты» (5–11 класс).

В настоящее время по поручению губернатора Московской области Бориса Всеволодовича Громова министерство образования совместно с региональным отделением

ДОСААФ и другими ведомствами определяет ориентиры работы по празднованию в 2011 году 70-летия битвы под Москвой и начала разгрома фашисткой Германии в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, для которых необходимо:

— разработать и принять во всех муниципальных образованиях программы (подпрограммы) гражданско-патриотического воспитания;

— предусмотреть меры по повышению эффективности работы по патриотическому воспитанию путем обобщения и распространения передового опыта патриотического воспитания в образовательных учреждениях;

— принять меры по организации военно-спортивных профильных (оборонно-спортивных) лагерей, клубов, центров патриотического воспитания, а также продолжить работу по оказанию помощи ветеранам и вдовам погибших и умерших участников Великой Отечественной войны в соответствии с адресным закреплением за образовательными учреждениями.

Ключевым направлением развития общего образования является создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

Главные задачи современной школы — раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Но технология без духовности и нравственности может привести к крайне плачевным результатам: к выхолащиванию человеческой сущности, отсутствию чувств доброты, любви, порядочности, сопереживания…

Каждый из нас понимает, что невозможно этого избежать без формирования нравственного начала в подрастающем поколении и его развития в молодежи, без приобщения их к национальным и духовным традициям, без сохранения культуры, а самое главное — без тесного взаимодействия семьи, школы и общественности, благодаря которому закладывается основа качественного образования детей и их успешной социализации.

Различные формы работы применяются в Московской области, интересен опыт Коломенского района: пять лет назад совместно с Коломенской духовной семинарией (ректор протоиерей Николай Качанкин) были введены два новых начинания, которые быстро превратились в новые добрые районные традиции: литературные духовно-нравственные Кирилло-Мефодиевские чтения и Православные олимпиады. Главная цель этих начинаний — духовно-нравственное воспитание детей, помощь подрастающему поколению в преодолении существующего духовно-нравственного кризиса.

Как сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Великое искусство педагога заключается в том, чтобы быть таким путеводителем по науке и по жизни, уметь правильно расставлять акценты, заинтересовывать детей, формировать образ… Вот есть такие человеческие занятия — педагогика, воспитание, то же самое духовное просветительство…» Да, учитель — это массовая профессия, предполагающая стандартизацию, владение «ремеслом», но технологизацию образования нельзя подменить «технократизацией», выхолащивающей гуманистическое содержание педагогического труда».

Важную роль в наступающем учебном году будет играть сетевое взаимодействие педагогов Московской области. Нам следует уделить внимание созданию так называемых обучающихся сообществ, профессиональных сетей. Есть хороший опыт — клуб «Педагог года», ассоциация «Лидеры образования Подмосковья».

Предлагаю и педагогам, ведущим предметы культурологического цикла, создать свое сообщество, тем более что подобная работа ведется в территориях Московской области: городской округ Коломна и Красногорский муниципальный район организовали обмен опытом по преподаванию основ православной культуры и духовного краеведения Подмосковья в образовательных учреждениях.

Уважаемые коллеги! К первоочередным задачам, которые поставлены перед нами в наступающем учебном году, относятся:

— реализация национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», включая внедрение нового федерального государственного образовательного стандарта в начальной школе и его апробацию в основной школе;

— углубление и расширение предметов духовно-нравственного воспитания;

— дальнейшая реализация мероприятий в рамках Года учителя: организация и проведение на высоком уровне Рождественских образовательных чтений;

— организация и проведение олимпиады школьников по духовному краеведению Подмосковья (муниципальный и региональный этапы);

— проведение муниципального этапа конкурса «За нравственный подвиг учителя» во всех 74 муниципальных образованиях;

— подготовка и привлечение педагогов к преподаванию предметов культурологического цикла.

Также рекомендуем всем муниципальным органам управления образованием для увеличения популяризации духовно-нравственной культуры ввести в практику работы по духовно-нравственному воспитанию проведение Дней славянской письменности, Дней православной молодежи, Дней православной книги, организацию и проведение педагогических чтений по тематике духовно-нравственного воспитания.

Это очень сложные задачи, решение которых может быть сопряжено с различными социальными рисками.

Традиционно после нашей с вами встречи Министерство образования Московской области направит в муниципальные органы управления образованием методические письма, в которых будут даны рекомендации:

— об использовании программ духовно-нравственной культуры, о формах преподавания предметов, о курсах повышения квалификации;

— о предоставлении муниципальными органами управления образованием, образовательными учреждениями свободы выбора изучения предмета семье учащегося: родители пишут письменное заявление о предоставлении их ребенку возможности изучения предмета.

Письмо будет также размещено на сайте Министерства образования Московской области. Помимо этого на сайте Министерства образования Вы можете найти информацию по обмену опытом в сфере духовно-нравственного воспитания.

Уважаемые участники встречи! Год учителя завершится, но то, что сделано в этот период, в ближайшем учебном году, будет оказывать влияние на судьбу школы, всего общества еще многие годы. Мы прокладываем колею в будущее. И от того, насколько ровно она ляжет, зависит, в каких школах будут учиться наши дети, какие учителя их будут учить, насколько будет наше общество, наше государство прирастать молодыми талантами. Будем об этом помнить.

Желаю вам успешной и плодотворной работы, мира и благополучия.