Главная/Библиотека/Московские Епархиальные Ведомости/№5-6 за 2010 год/

Диакон Илья Ничипоров. Благодатный путь: история празднования Дня славянской письменности и культуры

24 мая, в день памяти святых равноапостольных Кирилла Мефодия, в России теперь уже традиционно празднуется День славянской письменности и культуры.

Этот праздник глубоко укоренен в многовековой церковной традиции, первоначально существовавшей в Болгарии в Х-ХI вв. В России, начиная с 1863 г. — 1000-летнего юбилея создания славянской азбуки, празднование носило по преимуществу церковный характер. В годы богоборческой власти традиция была прервана, однако уже в 1986 г. праздник славянской письменности и культуры был возрожден, а в 1991 г. ему был официально придан статус государственного. Торжественному общегосударственным мероприятиям предшествовали в 1986—1990 гг. региональные праздники в Мурманске, Вологде, Великом Новгороде, Киеве, Минске.

С 1991 г. возникла плодотворная традиция ежегодно избирать определенный город в качестве столицы праздника, в которой этот день отмечается особенно торжественно. Значительная заслуга в духовной и организационной подготовке торжеств принадлежит многолетнему сопредседателю Оргкомитета митрополиту Крутицкому и Коломенскому Ювеналию. В 1991—2009 гг. столицами Кирилло-Мефодиевских торжеств выступали Смоленск, Москва, Владимир, Белгород, Кострома, Орел, Ярославль, Псков, Рязань, Калуга, Новосибирск, Воронеж, Самара, Ростов-на-Дону, Ханты-Мансийск, Коломна, Тверь. Особенно символично, что в 2007 г., в Год русского языка, основные торжества развернулись в Коломне — кафедральном городе Московской епархии. Праздничные мероприятия прошли тогда во всех церковных округах, во многих культурных и образовательных учреждениях и явили единство духовной, научно-богословской, церковно-исторической, общественной, педагогической и миссионерской составляющих. Сложившаяся в Московской епархии многолетняя практика празднования Дня святых Кирилла и Мефодия свидетельствует о том, что содержательным центром неизменно выступает церковное Богослужение, которое преображает и наполняет смыслом все подчиненные молитвенному деланию формы миссионерской работы. Среди них особенно выделяются диалог Церкви со светскими педагогами, общественными организациями, государственными структурами, а также различного рода научные, культурные, просветительские, воспитательные мероприятия, ориентированные не только на воцерковленную среду, учащихся воскресных школ и их родителей, но и на привлечение в ограду Матери-Церкви новых людей, молодежи — тех, кто через первоначально внешнее участие в этих мероприятиях впоследствии сможет обрести свой индивидуальный путь ко Христу. Именно в силу этого выход праздника славянской письменности и культуры на широкий церковно-государственный уровень открывает перед Церковью новое поле активной пастырской проповеди.

На данном этапе приходит время обобщения того немалого опыта осмысления Кирилло-Мефодиевского дня, который в течение последних десятилетий аккумулировался в различных епархиях. Насущной является необходимость выработки общецерковной и общенациональной концепции Праздника, основой которой станет уяснение его объединяющего значения для многонационального Российского государства, для родственных славянских народов, нередко искусственно разделенных сегодня политическими средостениями.

Основополагающие духовные, историко-культурные, общественные положения этой концепции были отчетливо сформулированы Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. По глубокому убеждению Его Святейшества, пришла пора осознать этот праздник значимым не только для Церкви, но и для всего нашего общества, а также для украинцев, белорусов, других братских народов, с которыми нас роднят общая история, многовековая духовная традиция. Есть все основания воспринять День славянской письменности и культуры как символ сближения Церкви и государства в деле оздоровления духовно-нравственного климата в обществе, воспитания молодежи: «Праздник славянской письменности и культуры должен стать церковно-государственным событием. Наше общество нуждается в символах народного единства, особенно сейчас, в сложных экономических обстоятельствах».

В свете сказанного Его Святейшеством совершенно закономерным стало предложение Предстоятеля сделать с 2010 г. Москву главным центром общенациональных торжеств. Такая потребность осознается и государством, которое сегодня медленно, но все определеннее приходит к пониманию того, что принципиально невозможно сохранить единство народа, обеспечить его будущее в условиях вакуума духовных ориентиров. По словам министра культуры Александра Авдеева, «столицей праздника должна быть Москва, поскольку это праздник государственный, церковный, и проводиться он должен как можно активнее по всей стране. В этом смысле его региональными столицами должны стать центры субъектов федерации». На высоком правительственном уровне получила поддержку идея Святейшего Патриарха и о планомерном привлечении к этим торжествам как православной, так и ищущей свой путь к вере молодежи. По заверению министра А.Авдеева, государством будет сделан акцент на организации и проведении специальных занятий в учебных заведениях, нацеленных на знакомство учащихся с деятельностью святых Кирилла и Мефодия, их вкладом в сокровищницу национальной духовности и культуры.

Проницательно упреждая неизбежные сомнения, которые могут возникать и возникают в различных общественных кругах относительно общенационального и в определенном смысле надконфессионального статуса дня Кирилла и Мефодия, Святейший Патриарх Кирилл особенно выделил идею национального единства и согласия, выражаемую в этом Празднике: «Эти великие духовные и нравственные цели и ценности, которые провозглашала в истории Православная Церковь, продолжая миссию святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, сочетаются и взаимодействуют с нравственной системой ценностей, которая близка людям других традиционных религий России. На этом и основывается общность наша — на единой системе ценностей великого многонационального российского народа».

Социокультурные аспекты деятельности святых Кирилла и Мефодия, в которой наметились, по выражению Святейшего Патриарха, «параметры великой славянской цивилизации», имели все же, как подчеркнул Предстоятель нашей Церкви, духовную первооснову. Посредством языка в бытие народов вошла Божественная Истина, произошло приобщение человеческого слова к Слову Божьему, Логосу, была заложена «та духовная матрица, тот фундамент, то основание, на котором должна произрастать жизнь нашего многонационального народа».

Программным тезисам Святейшего Патриарха Кирилла еще предстоит процесс воплощения в живой практике церковно-общественного служения, но уже теперь проясняются основные грани будущей концепции Кирилло-Мефодиевского праздника. Это нераздельное и неслиянное единство духовной составляющей с прочими аспектами, в которых она воплощается: общекультурная и общенациональная память, сближающая славянские и иные народы; уроки миссионерского служения и духовного просвещения народа; понимание духовных приоритетов любой научной и общественной деятельности; осмысление педагогического потенциала подвига святых Кирилла и Мефодия; расширение перспектив взаимодействия Церкви и общества, Церкви и государства, Церкви и школы; осознание консолидирующей роли Православия в многонациональной российской общности — не только в историческом плане, но и на современном этапе.