Главная/Библиотека/Московские Епархиальные Ведомости/№5-6 за 2010 год/

В преддверии Светлого Воскресения Христова: события Страстной седмицы

В богослужебном годовом круге нет периода, более насыщенного духовными переживаниями, чем Страстная седмица. Церковь, сострадая своему Божественному Основателю, воспоминает последние дни Его земной жизни: триумфальное восшествие в Иерусалим грядущего во имя Господне Царя (Лк. 19:38), ликование множества учеников, детей — и если они умолкнут, то камни возопиют (Лк. 19:40)! Но не узнал град Божий времени посещения своего (Лк. 19:44) — и вот уже замышляют учители народа коварное убийство, уже спешит предать один из ближайших учеников… Последняя — тайная — встреча Спасителя с апостолами: Тайная вечеря, молитва в Гефсимании, и вот, приблизился предающий Меня (Мф. 26:46). Скорый и неправый суд, издевательства толпы и позорная смерть. Кажется, такой ход событий должен навсегда изгладить из памяти народной всё, чему учил Сын Человеческий.

Но страдания, даже сама позорная смерть стали преддверием Его победы — победы над смертью не только Своей, но и над смертью, неумолимо и жестоко царствовавшей в мире; ведь ныне мы, верующие в Воскресшего Христа, знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный (2 Кор. 5:1).

Еще в дни Своей земной жизни Господь, «прежде Своей страсти», посчитал необходимым дать уверение ученикам в грядущем воскресении из мертвых. В память об этом в субботу, предшествующую Страстной седмице, Святая Церковь установила празднование воскрешения Господом праведного Лазаря.

В этот день, 27 марта, митрополит Ювеналий совершил в Успенском храме Новодевичьего монастыря Божественную литургию в сослужении архиепископа Можайского Григория и духовенства обители. В своем архипастырском слове после богослужения Владыка митрополит сказал:

«В жизни так бывает, когда человека постигает неудача, когда он теряет влияние, то от него все отходят, а если он еще подвергается поруганию, то свидетельствуют даже, что они ничего общего не имеют с этим человеком! Такова природа наша. Мы с этим встречаемся и до сего дня. И, чтобы не произошло так с учениками Христовыми, верующими в Него, Господь показал великое чудо. Мы сегодня воспеваем: „Общее Воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже!“

Сегодня за Божественной литургией мы как бы предвосхищаем всеобщее воскресение — Господь и к нам обращается: „Верующий в Меня не умрет“. Во имя этого мы молимся, постимся, исправляемся, творим добрые дела среди окружающих нас людей, чтобы быть достойными Царствия Небесного.

С этими мыслями и чувствами мы будем переживать с вами и Страстную седмицу, понимая, что ради нас, что ради нашего спасения Христос пришел в мир и перенес Крестные страдания. И мы вместе будем после этого ликовать, празднуя Христово Воскресение как залог нашей вечной жизни. Да укрепит в этом нас Господь и да поможет нам нести наш жизненный крест!»

В тот же день вечером в Новодевичьем монастыре Владыка митрополит возглавил всенощное бдение под праздник Входа Господня в Иерусалим. За богослужением по традиции были освящены вайи — ветви распускающейся вербы. 28 марта, в самый день празднования Входа Господня в Иерусалим, в Успенском храме Новодевичьей обители митрополит Ювеналий в сослужении архиепископа Можайского Григория и священнослужителей монастыря совершил Божественную литургию. После богослужения Владыка митрополит обратился к богомольцам со словом, в котором поздравил богомольцев с двунадесятым праздником Входа Господня в Иерусалим, а многочисленных причастников и причастниц — с принятием Святых Христовых Таин.

«Мы не случайно перед Пасхой имеем сорокадневный пост, чтобы не только осознать свои грехи, но и изжить их. Мы веруем в Господа нашего Иисуса Христа, знаем Его Божественные заповеди, а повседневно нарушаем Божию волю, не исполняем Его повелений и пребываем в грехе и пороке. Вот для этого нужно нам обновление нашей веры, нашей жизни. Мы живем с людьми, которые не все слышат слово Божие, не восприняли его своим сердцем. И мы должны молиться, чтобы Господь открыл их сердца, уши для слышания и восприятия Евангельской проповеди. Такие праздники, как сегодня, такие совместные молитвы обновляют нашу жизнь, дают нам жизненную силу, напоминают нам о Царствии Небесном, которое уготовано всем любящим Господа и исполняющим Его заповеди.

Будем же и дальше в молитве и благочестии готовиться к великому и спасительному дню Светлого Христова Воскресения и вновь и вновь переживем страшные муки, страдания и смерть на Голгофе ради нас Спасителя нашего Господа и сподобимся все достичь Светлого Христова Воскресения», — сказал Владыка.

Несмотря на продолжительные богослужения Страстной седмицы, богомольцев не оставляет ощущение стремительно летящего времени. И вот уже наступает Великая среда, день предательства Иудина. В этот день совершается в последний раз Литургия Преждеосвященых Даров.

В Великую среду митрополит Ювеналий совершил богослужение в Успенском храме Новодевичьего монастыря. В своем архипастырском слове по окончании Литургии Владыка сказал:

«Мы вошли в период Страстной седмицы, когда воспоминаются страдания Христовы. Святое Евангелие живо представляет нам все эти события. Сегодня Великая среда, и в песнопениях церковных, и в Евангельском чтении за Божественной литургией вспоминаются два события — как женщина-грешница умащала главу Христа Спасителя драгоценным миром и как один из двенадцати учеников в сердце своем решил предать своего Учителя. Святые отцы, толкуя Евангелие, обращают внимание на то, что апостол Матфей, описывая это событие, специально упоминает, что Господь был в доме Симона прокаженного. Проказа — это известная болезнь, и люди живут вне общества до сих пор, а во времена Спасителя им даже не разрешалось приближаться к селениям и домам людей. А Господь исцелил Симона, сделал абсолютно здоровым, выздоровевшим от этой страшной болезни. Святые отцы говорят, что великая грешница, которая увидела во Христе Спасителе Целителя душ и телес, не побоялась прийти в дом Симона прокаженного, и она верила, если Он — Христос Спаситель — исцелил этого больного, он простит и ее согрешения, исцелит душу ее. Так и произошло. А событие предательства Иуды наложило печать на жизнь всего рода человеческого до сих пор. И в Православной Церкви каждую среду в течение года люди пребывают в посте — это день траура и покаяния, день, который заставляет бодрствовать православных христиан, ибо предательство Иудино — страшный грех. Мы вспоминаем страдания Христовы, и сегодня мы можем понять, как Сердцеведец Господь скорбел, зная намерение Своего ученика, но Он насильно не притягивал его к Себе. Господь любовью покрывал грехи людей, но нераскаянность людей — это отступление от Бога. Предательство Иуды — такой грех, который, может быть, каждому из нас приходилось пережить: предательство друзей, предательство супругов изменой, когда после любви и общения кто-то из членов семьи оставлял близкого человека. Поэтому сегодняшний день заставляет нас задуматься о нашем жизненном пути, и мы видим дорогу жизни и смерти. Когда мы со Христом и пребываем в любви, мы живем по Божественным законам и можем себя считать наследниками Царствия Божия. А Иудин грех — о нем Христос сказал: „Лучше бы этому человеку не родиться“ (Mф. 26:24), настолько глубок и страшен этот грех, это падение».

Каждый день Страстной седмицы, посвященной воспоминанию последних дней земной жизни Христа Спасителя, Его страданий на Кресте, смерти и погребения, по величию и важности воспоминаемых событий именуется великим.

В Великий четверг Святая Церковь творит воспоминание Тайной Вечери, на которой Господь установил Таинство Святого Причащения (Евхаристии) и совершил умовение ног Своих учеников в знак глубочайшего смирения и любви к ним.

В этот день, 1 апреля, митрополит Ювеналий в Успенском храме Новодевичьего монастыря совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в сослужении архиепископа Можайского Григория и духовенства обители. В Великий четверг в храмы приходит множество людей — каждый православный стремится стать участником Тайной Вечери Христовой.

По окончании богослужения Владыка митрополит сказал:

«Сегодняшний день именуется Великим четвергом, и, конечно, в центре наших воспоминаний установление Святой Тайной Вечери, Святой Евхаристии. Но этому предшествовали события, которые тоже описывает Святое Евангелие. Христос перед совершением Своей последней Пасхальной Вечери показал пример смирения и служения Своим ученикам. По обычаю нужно было, чтобы служащие при вечери умывали ноги ее участников, но Христос Сам решил Своим ученикам показать пример исключительного смирения. Он омывал им ноги и сказал: „Я, Господь ваш, Учитель, умыл сегодня ваши ноги, и вы должны поступать так же“. Это первое поучение сегодняшнего дня, которое мы должны воспринять. Мы должны показывать и смирение, и терпение, и любовь ко всем, с кем мы живем, с кем трудимся, с кем общаемся.

Наконец, с той Тайной Вечери, которую мы сегодня вспоминаем, до сего дня по заповеди Божией преемники апостолов совершают эту же Тайную Вечерю, Божественную литургию, где хлеб и вино таинственно, но реально пресуществляются в Тело и Кровь Христовы. Через причащение мы соединяемся с Господом нашим Иисусом Христом. И сегодня мы пережили все эти события, совершили совместную молитву и по исповедании грехов наших сподобились по Божию милосердию причаститься Святых Христовых Таин. Храните в своем сердце этот святой залог веры нашей, и пусть Господь укрепляет вас в вашей жизни, в ваших трудах, в вашем служении Богу и ближним».

В четверг вечером митрополит Ювеналий в сослужении архиепископа Григория в Успенском храме Новодевичьего монастыря совершил утреню с чтением 12 Страстных евангельских текстов, посвященных страданиям Спасителя. По давнему народному обычаю несли богомольцы из храма в этот тихий вечер горящие свечи…

Великий пяток — Спаситель во гробе! По уставу церковному в этот день не совершается Божественная литургия, и звучат лишь скорбные песнопения у святой Плащаницы, изображающей лежащего во гробе Христа. 2 апреля митрополит Ювеналий совершил в Новодевичьем монастыре вечерню Страстной пятницы с выносом Плащаницы. Его Высокопреосвященству сослужило духовенство монастыря; за богослужением молился архиепископ Можайский Григорий и многочисленные прихожане. Перед чтением канона «Плач Богородицы» Владыка Ювеналий обратился к собравшимся с архипастырским словом, в котором сказал:

«С древних времен есть обычай, когда умирает человек, то приходят к нему его близкие люди. Сегодня мы, как ученики Христовы, обстоим гробницу с изображением на Плащанице Господа нашего Иисуса Христа. Вчера за Божественной службой мы слышали Его прощальную беседу с учениками, святыми апостолами. Он им сказал, а через них и всему роду человеческому: „Заповедь новую даю вам, да любите друг друга! Потому знают, что вы Мои ученики, если вы любовь будете иметь между собой“.

Находясь у гроба Спасителя, мы особенно вспоминаем эти слова. Мы все знаем, что хотя и любим Господа, но очень часто нарушаем Его Божественные заповеди, не относимся друг к другу так, как Он заповедал нам, и поэтому Святая Церковь дает нам возможность исправиться и покаяться.

Минувшие дни Святой Четыредесятницы мы оплакивали свои грехи, и многие из нас, особенно в Великий четверг, в день установления Тайной Вечери, сподобились причастия Святых Тела и Крови Христовых. Сегодня мы должны окончить покаянные слезы о своих грехах и пережить то событие, которое все сейчас вспоминаем. Невольно снова на наших глазах появляются слезы, но слезы умиления, сострадания, вызванные у нас воспоминаниями о Крестной смерти Господа нашего Иисуса Христа».

Вечером того же дня митрополит Ювеналий в сослужении архиепископа Григория и духовенства Новодевичьего монастыря совершил утреню Великой субботы с чином погребения Спасителя.

Особенно проникновенно звучали похвалы, прочитанные на три статии, и замечательный по своему содержанию канон. Затем, после великого славословия, Святая Плащаница с пением «Святый Боже…» была обнесена вокруг Успенского храма.

В конце утрени читались паремия, описывающая видение пророка Иезекииля о грядущем всеобщем воскресении, апостольское чтение, посвященное искуплению Господом рода человеческого, и Евангелие, повествующее о том, как по разрешению Пилата первосвященники и фарисеи приставили стражу к Живоносному Гробу Христову. Прикладываясь к изображению погребенного Спасителя, прихожане сердечно проникались чувствами скорби и надежды, духовно предвосхищая славное Воскресение Распятого Христа Спасителя.

В преддверии пасхальных торжеств митрополит Ювеналий в сослужении Архиепископа Можайского Григория и духовенства Новодевичьей обители совершил богослужение Великой субботы. Преблагословенной именуется она в богослужебных текстах: еще не прозвучала весть о Воскресении Христовом, но, словно утренняя заря, забрезжил уже его свет: на Литургии, перед чтением Евангелия, при пении «Воскресни, Боже», темное убранство храма и облачения служащего духовенства заменяются на светлые, напоминающие одежды Ангела, увиденного женами-мироносицами у гроба Господня. В своем слове на Божественной литургии, после чтения Евангелия, Владыка Ювеналий сказал:

«Через Евангельское повествование, через глубину веков наших умов и сердец достигла весть о Воскресении Христовом! Вчера мы сораспинались Христу, переживая Его Крестные страдания, а сегодня, вместе с женами-мироносицами и святыми апостолами, исполняемся великой радости о Воскресении Господа нашего Иисуса Христа. Уже нет места скорби ни о человеческих невзгодах, ни о грехах наших, потому что, как говорит святой Иоанн Златоуст: „Из гроба воссияло прощение“. Радость о Воскресении Господа пусть обильно наполняет наши сердца. Мир, который Он даёт нам, пусть наполняет жизнь нашу, и пусть радость праздника даст нам утешение и великую милость».

По окончании богослужения митрополит Ювеналий ещё раз обратился к верующим со святительским словом, а затем по обычаю совершил освящение куличей, яиц и других пасхальных яств, приготовленных прихожанами Новодевичьего монастыря для праздничной трапезы, сердечно поздравив богомольцев с наступающим великим и спасительным днём Светлого Христова Воскресения.