Главная/Библиотека/Вестник Московской митрополии/№3-4 за 2010 год/

О приходской школе Иоанно-Богословского храма в Коломне

Древний Подмосковный город Коломна, славная его история ведется с 1177 года. Яркий представитель Руси Святой, православной, богат духовными традициями, которые бережно сохраняются и возрождаются во многих церквях и храмах. У каждого — своя история, в каждом ведется кропотливая работа. В этом смысле церковь Иоанна Богослова, известная, прежде всего, своей многоярусной колокольней, являющейся одним из символов города, не является исключением, а счастливым подтверждением правила.

Настоятель храма священник Кирилл Седов служит здесь с 2006 года. Под его руководством были увеличены темпы реставрации храма, начавшейся в 1997 году. Сегодня это полноценно действующий храм, церковный двор украшен цветами, кустарниками и искусственным водоемом, дорожками с декоративными плитками, фонарями… Поставлен детский игровой городок на радость самых юных прихожан.

Под руководством настоятеля ведется обширная социальная деятельность: забота о коломенском роддоме (отделение патологии беременности), при храме действует благотворительная столовая. Кроме социальной, развивается деятельность издательская и просветительская. По благословению митрополита Ювеналия приход начал издавать ежеквартальный иллюстрированный церковно-культурный журнал «Апостол», вышло уже 4 номера. В храме регулярно устраиваются выставки: фотовыставки, выставки детского творчества.

Открыт самый большой в Коломне церковный магазин. Кроме того, недавно был открыт первый в городе православный интернет-магазин «Святой апостол Иоанн Богослов», в котором доступна услуга «Православные товары почтой» и курьерская доставка по регионам.

Но все же главное направление миссионерской деятельности прихода — забота о самых маленьких прихожанах и жителях города, ведь от них зависит будущее не только конкретного храма, города, но и страны в целом. Помимо воскресной школы при храме, приход обеспечивает проведение уроков «Основы православной культуры» в городской основной общеобразовательной школе № 3, первой в городе школе с углубленным изучением этого предмета. Занятия ведутся в 1, 2 и 3 классах.

«Основы православной культуры» проводятся и в Коломенском детском туберкулезном санатории. Там программа, естественно, адаптирована к возрасту и особому душевному настроению детей, определенному болезнью. С детьми не только занимаются, клирики храма их причащают, совершают для них молебны о здравии, дарят подарки. «В этом санатории совсем-совсем малыши. И большей частью дети не только больные туберкулезом, но и дети из малообеспеченных семей, которых туда забирают, чтобы просто подкормить. И вы бы видели глаза этого ребенка, когда он видит или игрушку, или сладость…», — рассказывает отец Кирилл.

Мы попросили настоятеля рассказать о деятельности воскресной школы церкви Апостола Иоанна Богослова. Разговор начал он:

— Каждый визит ребенка в храм должен быть запоминающимся. Если ребенок с ранних лет в храме видит, что его ждут, что он нужен, что все делается ради него — даже по статистике у него больше шансов вырасти нравственным и просто хорошим и добрым человеком.

— Какое место занимает школа в жизни прихода?

— Воскресная школа, или церковноприходская школа, как мы ее называем, — неотъемлемая часть прихода, одно из основных наших служений. Это жизнь детей в Церкви, их возможность приносить пользу. Это очень важно. Ведь они приходят и не знают ни службы, ни устройства храма. Через школу происходят их первые шаги в храме.

— Расскажите о руководстве и преподавателях школы.

— Директор школы — Любовь Анатольевна Шаталова, она у нас методист и фактически директор. Я контролирую процесс, все вопросы обсуждаем и решаем совместно. На данный момент у нас шесть преподавателей, почти все они имеют высшее педагогическое образование. Из них один человек прошел курсы подготовки по «Основам православной культуры». Может, учителям не хватает опыта, но у них есть способности, талант и желание преподавать. Они с лихвой восполняют недостаток опыта тем, что штудируют огромное количество учебных пособий и прочей литературы.

На приходе все с радостью встречают детей: и староста, и организаторы мероприятий, и просто помощники, повара, которые готовят им еду и очень переживают, когда дети уезжают в поездку, а им в дорогу ничего не приготовили. Так что все в той или иной степени задействованы в школьной жизни, в церковно-воспитательном процессе. Это очень важно.

— Несколько слов о поездках. Как их организовываете?

— Мы совершаем паломнические поездки по святым местам Московской епархии. Один раз была поездка в Рязанскую епархию. Иногда мы приглашаем в поездки только наших детей, иногда приглашаем какой-нибудь класс, с которым мы дружим. Были случаи, когда ездили на двух или трех автобусах. На дальние расстояния еще не отправлялись. Но у нас все впереди. В поездках обязательно участвует священник. Храм практически всегда предоставляет возможность детям ехать бесплатно.

— Расскажите об учебном процессе. Сколько сейчас классов? Когда начинаются занятия, каково расписание?

— Мы набираем в школу детей от 6 до 12 лет. Пока у нас три класса: 1-й год обучения — дети 6–8 лет, 2-й год обучения — дети 8–9 лет, 3-й год обучения — дети 9–12 лет.

В 8.15 утра, одновременно со службой, начинаются в трапезной занятия для младшего класса. На простых примерах ребятам рассказывают о понятиях добра и зла, о хорошем и плохом. Например, они делают из пластилина червячков-грешников и бабочек-добродетелей… Дети занимаются до момента Причастия, а затем идут причащаться.

В 9.30 в трапезной все три класса пьют чай, и мы занимаемся с ними пением. Дети поют молитвы, детские песни, развивают свой голос и музыкальный слух, одновременно запоминая в молитвах важнейшие церковные слова. А когда детское внимание начинает рассеиваться, в руках учеников незаметно появляются деревянные ложки, трещотки, бубенцы, свистульки! И до конца урока никто более не отвлекается. Прекрасная тренировка внимания, усидчивости, музыкального ритма. Да и для рук и развития пальцев, в конце концов, полезно. А главное — детям очень нравится.

И где-то в 10.15 младшие расходятся, а у остальных двух классов еще по одному уроку: в трапезной и в отгороженном местечке самого храма.

Продолжительность занятий 35–40 минут.

— Почему именно с такого возраста принимаете, а не раньше?

— Все зависит от потребности. Если наберется группа желающих меньшего возраста, то будем заниматься и с ними.

— Сколько лет ребенок может учиться у вас? Что ему делать потом? Есть ли при храме молодежные организации?

— Цикл обучения мы планируем определить лет в восемь-девять. В соответствии с той программой, по которой мы работаем. Сейчас самому старшему ученику 15 лет. Для тех, кто пройдет весь курс обучения, в Коломне существует молодежное братство. Так что резкой необходимости создавать что-то подобное при нашем храме, нет. Но если будет такая потребность, то, конечно, мы не оставим наших детей и найдем им дело на приходе.

— Какие методические пособия и учебники используете? Есть ли учебники на руках у детей?

— Для преподавания детям в нашем храме впервые взят за основу учебно-методический комплект «Православная культура» для каждого года обучения. Автор — Людмила Леонидовна Шевченко. Каждого ученика мы обеспечили комплектом учебников. Мне кажется важным, чтобы ребенок не только сидел и слушал на уроке, но имел возможность и сам или с родителями ознакомиться с материалом в свободное время. Особенно если по каким-то причинам не был на уроке. Да и как память учебники останутся. Я когда родителям учебники показал, они сразу с удовольствием их стали рассматривать, читать. Это было прямо на родительском собрании. Я даже не знал, стоит ли собрание продолжать: никто не слушает — все читают. На данный момент это лучшие учебники по основам православной культуры.

Однако мы не ограничиваемся только учебниками. Образовательный процесс гораздо шире. То же рукоделие, например, которым мы занимаемся на уроках, в учебниках не представлено.

— Что еще проходят в школе?

— Школьный курс вмещает себя и историю Вселенской Церкви, и русскую церковную историю, и Священное Писание Ветхого и Нового Завета, церковное искусство, в том числе архитектуру, живопись, церковнославянский язык. Хоть это все и не разделяется по отдельным урокам, но, учитывая еще и церковное пение, и пение детских песен, и прикладное искусство — получается, что у нас довольно обширная программа. Прикладное искусство у нас многогранно: оригами, вышивание, вырезание, кукольный кружок. Там делают русские народные куклы в различных костюмах, из глины, изучают традиции исполнения.

— Детям нравится?

— Большинство детей ходит к нам с удовольствием. Но все же до определенного возраста ребенок еще не умеет выстраивать шкалу истинных ценностей. Он часто делает просто то, что ему в данный момент удобней. Поэтому к хорошему, в том числе и к посещению церковной школы, ребенка иногда надо понуждать. Мы учим ребенка причесываться, чистить зубы, умываться. Если лишний раз не напомнишь, можно навсегда упустить удобный момент, и потом уже человека не заставишь делать что-то хорошее.

Поэтому судить надо не по тому, как сюда ребенок пришел, а по тому, каким он ушел отсюда. А уходят после занятий обычно все довольными. Хотя, конечно, как и везде, есть дети, которым не хочется вставать на занятия, собираться и т. д.

— Как строятся уроки, какие игры, наглядные материалы используются?

— Самое важное — это наглядные пособия, иллюстрации. Господь ведь говорил притчами. Говорил теми примерами, которые были понятны слушателям. Поэтому надо найти что-то интересное для уровня соответствующего возраста, чтобы детям стало это близко, было доступно их восприятию. Это главное.

Чтобы разнообразить занятия и не делать их сухими, мы используем все: и телевидение, и аудио- и видеозаписи, и активные разминки. С совсем маленькими мы занимаемся рукоделием, аппликацией, развивающими и подвижными играми. Практикуется принцип: «Самое лучшее занятие — за чашкой чая».

Ребенок хочет сразу получить результат своей работы. Поэтому, например, если дети что-то делают руками, надо давать им то, что им по силам, что у них получается, от чего они получают удовольствие. Чтобы ребенок сразу видел, что у него это получилось.

Сейчас есть много неплохих наработок для начальных классов, подготовительных групп. Естественно, мы используем не только церковные пособия для практических занятий, но и разработки светских педагогов.

— Большая ли у вас школа? Сколько в ней учеников?

— Общий численный состав школы — 27 человек. Но если сюда прибавить 50 человек, с которыми мы занимаемся в детском туберкулезном санатории, детей из школы № 3, то получается совсем другая цифра. Представляете, что бывает, когда мы все собираемся? Все наши ученики — почетные гости на всех наших праздниках и мероприятиях. Мы приглашаем всех — на спектакли, в поездки или на праздники. То есть не только мы к ним, но и они к нам приходят.

Надо учитывать, что в Коломне 27 храмов, и практически при каждом есть воскресная школа. И если подсчитать общее число, то в нашем городе много детишек, обучающихся в воскресных школах.

— Хватает ли помещений для занятий? Что это за помещения?

— Конечно, у нас большая потребность в отдельном помещении. У нас есть только небольшая трапезная и сам храм. Но нам удается провести все занятия, что-то проходит по будням, какие-то группы занимаются раньше, какие-то позже. А когда у нас проходят праздники, мы ходим в расположенный неподалеку культурный центр «Лига», там есть актовый зал, и мы в нем проводим мероприятия.

Когда-то у этой церкви было девять приходских домов: это четыре корпуса вокруг, два двухэтажных, три одноэтажных здания… Вспомните, было время, когда не чаяли, что и храмы возвратят. Поэтому мы надеемся, что у нас будет и свое здание, и наше школьное дело поднимется на иной, более серьезный уровень. Однако мы и так каждый год стараемся поднимать образовательный уровень.

— Расскажите о занятиях, которые проходят в будние дни.

— У нас раз в неделю работает театрально-кукольный кружок «Сундучок». Мы изготавливаем русскую тряпичную, сувенирную и характерную куклы. Дети осваивают техники изготовления различных кукол: из ткани, картона, папье-маше, льна, проволоки, бересты, ниток и т. д.

В процессе работы дети знакомятся с различными видами ткани и их свойствами, осваивают приемы раскроя и пошива, изучают технологии изготовления различных кукол, учатся выполнять швы вручную и на швейной машинке, учатся оформлению и отделке костюма, росписи лица и др.

При создании образа куклы можно выбрать любую тему, используя сказочных персонажей, народный фольклор, литературных героев. Работа над выполнением тематических кукол — это творческая деятельность. Дети делают куклы-сувениры в подарок на Пасху Господню, Рождество Христово, День Ангела, например: «Ангел», «Кукла с тетеркой», «Нянюшка» и др. Дети сами делают выкройки, подбирают ткани, костюмы для кукол. Но у нас не только изготовление кукол. Занятие включает беседы об основах православной культуры. Мы рассказываем о церковной истории и праздниках, о крестьянской жизни и быте, о различии игровых и народных кукол. Ведь кукла многое может рассказать о традициях и обычаях народа, об истории Родины, о том, какую одежду носили наши предки…

Цель кружка — духовно-нравственное воспитание ребенка; одновременно развивается мелкая моторика пальцев, тесно связанная с развитием мышления; развиваются творческие способности, дети приобщаются к декоративно-прикладному искусству. Здесь и эстетическое воспитание.

Мы стремимся подарить радость творчества, привить усидчивость, развить речь, художественные способности, память, духовно-нравственные таланты ребенка. Также пытаемся дать ребенку начальные знания о православной культуре через творческий процесс, беседу, игру; развить навыки творчества у малышей, сформировать эстетическое восприятие мира, вкус, внимание, развить воображение, расширить кругозор ребенка, освоить изготовление несложных поделок с помощью мамы, включить малыша в познавательно-развлекательные игры.

— Как проходят праздники?

— На все наши праздники мы стараемся пригласить наших учеников — и из церковной школы, и из школы № 3, и задействовать детей из санатория. И, насколько это возможно, всех их поздравить. На Рождество Христово был праздник. Все наши ребята участвовали в нем. Потом мы пошли на вертепный спектакль, и еще были игрища. Мы там пели, танцевали, прыгали, скакали. Стараемся, чтобы все наши праздники проходили весело. У нас постоянно бывают гости — ребята и педагоги из других школ. Преподаватели ценят то, что есть возможность за чаем пообщаться со священником. Событие или встречи от этого становятся памятнее, приобретают дополнительную значимость.

Иногда в праздник мы сами выступаем, но чаще приглашаем профессионалов, различные коллективы. На Рождество проще. В Коломне проводится вертепный фестиваль, на него съезжаются представители разных регионов. Мы там не только зрители. Один из спектаклей принадлежит полностью нам. Вообще, рождественский праздник у нас многослойный. Литургия, трапеза, собственная елка, фестиваль, активные игры для детей. Подчас проходит два-три часа. Взрослые все устали, а тут подходит 6-летний ребенок и спрашивает удивленно: «Папа, мама! И это все?». Мы-то думаем, что все получилось, все довольны, все подарки получили… А детям кажется, что всего было мало.

Подобным образом проходят и другие праздники. Игры, спектакли, воздушные шарики, батут, лошадки, у нас даже есть собственный аппарат по производству сладкой ваты.

— Какова цель обучения ребенка в воскресной школе? Просто дать знания или нечто большее?

— Цель обучения ребенка в воскресной школе? Я бы сказал, что здесь существует несколько целей и задач. Прежде всего — это воцерковление ребенка. Вопрос веры, я считаю, в первую очередь — задача родителей. Мы же должны дать ему некоторые основы церковной жизни, заложить это в него, насколько это возможно. Ведь настоящей полной и счастливой жизни вне Церкви быть просто не может.

Еще одна немаловажная задача — помочь ребенку найти единомышленников среди своих сверстников, общаться с ними, найти себе друзей на всю жизнь. И, конечно, дать ему определенные знания, обнаружить и развить его навыки и способности. Очень важно дать хотя бы минимальные знания не только о вере, но и о православной культуре, чтобы человек мог определить, что является христианством и истиной, а что является псевдокультурой и неправдой, как, например, многочисленные секты.

— Не удручает ли Вас общий упадок нравственности в современном мире, особенно среди молодежи? Своих учеников вы стараетесь оградить от зла, которое в мире, или учите их ему противостоять?

— Мир всегда лежал во зле. И будет лежать. И всегда найдутся люди, которые будут негативно относиться к Церкви и к тому, что она делает. Но в данной ситуации для нас главное — дать нашим детям некую здоровую прививку от этого зла, удержать их в той стезе, где они могут противостоять злу. Я уверен, что нельзя упускать возможность воспитания детей. Они, может быть, и сами придут когда-нибудь в храм, но это будет тогда, когда они в жизни столько дров наломают, что, зачастую, многого уже и невозможно будет исправить.

Даже если приходящий к нам маленький человечек и не станет потом церковным человеком, надеюсь, его приход к нам докажет ему самому, что есть место, где ему рады, где его ждут, где ему помогут, где ему дадут действительно полезный совет. Даже это важно.

— Часто случается, что православные родители отдают ребенка в церковную школу, сами воспитывают его в Православии, водят в храм, регулярно причащаются, стараются вести благочестивую жизнь, а дитя подрастает и от храма отворачивается. Кто-то считает, что не нужно тогда его тянуть, а только молиться за него, и Господь Сам направит. Кто-то считает иначе. Как думаете Вы?

— Наверное, не совсем ко мне вопрос. Я достаточно молодой священник. Но мое личное мнение таково: возраст 13–14 лет — это переходный период. Как говорят наши выдающиеся педагоги — К. Ушинский, отец Василий Зеньковский — в душе ребенка происходит буря, как бы еще тьма перед восходом, перед расцветом всех сил, талантов и способностей; и в этой буре он не всегда находит себе место. Может, я заблуждаюсь, но только годам к 15, а многие и еще позже начинают понимать, что будет полезно для его дальнейшей жизни. А вот 13-14-летний ребенок — это еще тот человек, которому нужно настоятельно подсказывать, как себя вести в различные моменты его жизни, и что вообще с ним происходит. Так что «отпускать» ребенка не нужно.

Бунт может быть направлен абсолютно против всего: чашки чая, овсяной каши по утрам, совместного похода в магазин, в том числе против храма. При этом ребенок может остаться вполне религиозным. И родителям очень важно понимать своего ребенка, знать, что его волнует, иначе его доверие к родителям будет окончательно потеряно. Дети всегда почувствуют лицемерие родителей, если тем станут не интересны жизнь и проблемы своего чада. Это очень большое и тонкое искусство: и педагогическое, и духовное.

— Расскажите о чудесном детском городке при вашем храме.

— Это наша особенность. Мы, конечно, не хотим никого заманить с помощью качелей. Но маленький ребенок не может долго находиться в одном положении в храме, а здесь есть место, где он может расходовать свою накопившуюся энергию. Кроме того, игра рядом с храмом усиливает благостные впечатления. И эти впечатления, надеюсь, сыграют значимую роль, и спустя годы такие светлые воспоминания помогут человеку избежать многих и многих трудностей.

(По материалам
«Православной школьной газеты»
— Татьяна Мамонова,
воскресная школа «Надежда»
Троицкого храма города Люберцы)

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.