Главная/Библиотека/Вестник Московской митрополии/№3-4 за 2010 год/

Священномученик Фаддей (Успенский). Радость жен-мироносиц

В Неделю третью Святой Пасхи Церковь вспоминает о явлении Воскресшего Христа женам-мироносицам, первым свидетельницам Воскресения. Явился им Господь первым не только ради их особой заботы о помазании миром тела Его при погребении, а и потому, что жены-мироносицы сами были исполнены духовного благоухания добродетелей и потому удостоились послужить особому смотрению Божию в деле нашего спасения.

Кто же они, жены-мироносицы, Святой Церковью ныне вспоминаемые? Их было много, но называют по именам евангелисты лишь некоторых. Среди них первое место занимает сама Богоматерь, Которой прежде других явился Воскресший Христос, как о том вспоминается в песнях нынешнего богородичного канона преподобного Иосифа песнописца. Явился Господь прежде других Своей Матери по плоти не ради Ее материнства, как-то объяснял Он прежде (Лк. 11:27–28), а ради Ее несравненных добродетелей, которыми Она, возросшая подобно лилии белоснежной чистоты среди терния, привлекла особое благоволение у Бога, названа благодатною и сподобилась сделаться одушевленным Храмом Самого Бога, от Нее воплотившегося.

Правда, о явлении Богоматери воскресшего Христа в Евангелии прямо не говорится. Евангелист Иоанн, сказав, что при Кресте Христовом стояла Богоматерь с другими женами (Ин. 19:25), о явлении Ей воскресшего Христа не повествует. А евангелист Матфей, как бы вместо Богоматери, упоминает о предстоявшей Кресту Марии, матери Иакова и Иосии (Мф. 27:56), и о том, что Мария Магдалина и другая Мария, видимо, та же Мария — мать Иакова и Иосии, сидели против гроба (Мф. 27:61). На рассвете первого дня недели пошли посмотреть гроб (Мф. 28:1). Кто же эта «другая Мария», Которая, видимо, и названа выше Марией, матерью Иакова и Иосии, как не упомянутая у Иоанна в числе предстоящих Кресту Богоматерь, называемая «Иаковлевой» или Иосиевой (Мк. 15:47; 16:1) по усыновлению Ею, обрученной Иосифу, детей его от первого брака: Иакова, Иосии и других? Если о Ней упомянуто лишь прикровенно, то, может быть, потому, что Она вообще любила, по глубокому смирению, слагать в сердце Своем словеса о Божественном Сыне, поскольку эти словеса и дела касались Ее Самой (Лк. 2:19, 51). Тем более, что жены вообще сначала не сказали никому о видении у гроба по причине страха (Мк. 16:8).

Могла ли не быть у гроба Сына Своего Богоматерь? Мог ли не явиться воскресший Христос Ей, более всех болезновавашей о Божественном Сыне?

И Он явился Ей, может быть, ранее Марии Магдалины, когда та побежала от пустого гроба к апостолам Петру и Иоанну (Ин. 20:1–2), а Богоматерь осталась при гробе. Во второй раз явился Ей Господь, как и Марии Магдалине, на обратном пути от гроба, сказав: «Радуйтесь!» (Мф. 28:9).

Из других жен евангелисты упоминают прежде всего Марию Магдалину, о которой нарочито замечают, что Христос изгнал из нее семь бесов (Мк. 16:8; Лк. 8:2). Не говорят евангелисты, что бесы владели ею посредством каких-либо особых страстей земных, но объясняют что она, благодарная Христу за исцеление, пламенела любовью к Нему. Это не обычная человеческая любовь, смешанная со страстями, но любовь, превосходящая человеческую. Сердце Марии не могло не плениться при виде Того, о Ком еще в Ветхом Завете сказано: «Ты прекраснее сынов человеческих» (Пс. 44:3), но пленялось сердце Марии не самой по себе красотой земной, а просиявшей через покров плоти неизреченной, ни с какой земной красотой не сравнимой красотой Божества Христова, о которой восклицал и ветхозаветный пророк: «О, как велика благость Его, и какая красота Его! Хлеб (т. е. хлеб жизни — Ин. 6:35) одушевит язык у юношей и вино благодати Его у отроковиц» (Зах. 9:17).

Познав, ощутив всем существом своим, какое несравненное сокровище Божественной жизни носит в Себе Христос, Мария Магдалина сделалась Его истинной ученицей, ради приобретения многоценного бисера оставившей все в мире (Мф. 13:46). С такой любовью ко Христу, со смертью Которого Мария не хотела более взирать ни на какие радости земли, хотела как бы вся без остатка истаять в слезах любви по Христе умершем, шла она ко гробу помазать Тело Божественного учителя. И тут Он явился ей воскресший. Когда же она хотела в порыве охватившей ее радости броситься ко Христу, то получила повеление не прикасаться к Нему по земному обычаю. Так, будто Он по-прежнему будет жить на земле в видимом теле, беседовать лицом к лицу с любящими Его. Нет, Он отселе должен взойти ко Отцу Своему (Ин. 20:17) и туда же возвести с Собой любящих Его, что будет радостью, превосходящей радость всякой земной любви. Исполнившись этой радости, Мария как равноапостольная бежит благовестить ее апостолам, а через них и всему миру.

Менее говорится в Евангелии о других женах. Называется среди них Соломия, мать апостолов Иакова и Иоанна, ученика, которого любил Иисус. Не она ли передала Иоанну эту несравненную любовь ко Христу, которую Он потом столь умножил, что сделался «апостолом любви» по преимуществу? Правда, Соломия мечтала о земных почестях для сыновей своих. Но когда она познала, что Христос хочет даровать радость Царства не земного, а Небесного (Мф. 20:21–28), то начала без сомнения искание этого Небесного Царства, восприняла в себя веяние доселе неизвестного миру духа любви Христовой (Лк. 9:55–56), превосходящей всякую человеческую любовь, как блаженство небес превосходит всякие радости земли. Упоминаются далее среди жен, следовавших за Христом, Иоанна, жена Хуза, домоправителя Иродова, и Сусанна, служившая Христу от имения своего и от Него обогатившаяся духовно (Лк. 24:10; 23:49; 8:2, 3).

Возможно, что были в числе жен-мироносиц также Марфа и Мария, сестры Лазаря. Марфа так любила оказывать Христу, странст-вовавшему и не имевшему, где подклонить главу (Мф. 8:20), гостеприимство в своем доме. Среди хозяйственных забот она умела улавливать и смысл Божественных слов Христовых. Перед воскрешением Лазаря Марфа исповедала Христа такими словами: «Господи, верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир» (Ин. 11:27). Вторая сестра Лазаря, Мария, избравшая единое на потребу, чтобы, сидя у ног Иисусовых, с любовью внимать слову Христову, пить потоки воды живой, обращающиеся в потоки, текущие в жизнь вечную (Лк. 10:38–42; Ин. 4:10–14). Вот жены, следовавшие за Христом, пришедшие помазать Тело Его. Это ли не истинные ученицы Христовы, лучшие дщери праматери Евы, подлинные дщери Божии? Вот почему им, как явившим себя носительницами жизни Божественной, воссиявшая из гроба «жизнь явилась» (1 Ин. 1:2). И особый смысл скрыт в том, что воскресший Христос явился им первым, прежде, чем апостолам. Причину этого нужно искать не в каких-либо природных преимуществах женщины, которые делают ее как бы способнее к восприятию Божественной жизни. Нет, причина явления Христа прежде всего Богоматери с Марией Магдалиной заключается в том, что поползнулась вначале и пала Ева, за ней Адам. Потому через жену, Пречистую Деву, должно было Семя Ее, Христос, исправить падение первое Евы. Пречистая Дева, как Матерь жизни — Христа, должна была вместо первой Евы, имя которой означает тоже «жизнь», сделаться Матерью всех живущих, не по плоти, а по духу (Быт. 3:20) через воплощение от Нее Того, Кто имел жизнь Божественную в Самом Себе (Ин. 5:26).

Если первая Ева услышала от Бога после падения: «В болезни будешь рождать детей» (Быт. 3:16), то Пречистая Дева первая должна была услышать: «Радуйся» после воссоздания падшего человека Воскресением Христовым.

И еще одно библейское повествование как бы уясняет нам причину явления Воскресшего Христа прежде женам. Описывая глубокое развращение человечества перед потопом, который и истребил его, бытописатель указывает на то, что особый толчок к развращению дан был дочерьми человеческими, красотой которых пленились сыны Божии и которых стали брать себе предпочтительно в жены (Быт. 6:2–3). Видимо, «дщери человеческие», т. е. дщери «века сего» были догадливее сынов света в «своем роде» (Лк. 16:8), всячески старались усилить впечатление от своей красоты, развивая в себе умение привлекать взоры к своей красоте, возбуждать к себе влечение чувственное, отчего казались еще более полными жизни, красоты, силы. И дщери человеческие подтолкнули сынов Божиих к превращению в сынов человеческих, потому они же должны были прежде мужей превратиться в дочерей Божиих.

Находясь около истинного Сына Божия, Который по снисхождению сделался и прекраснейшим из сынов человеческих, дщери человеческие должны были учиться тому, как превращаться в дщерей Божиих, приобретать себе не внешнюю красоту, а духовную, богоподобную. Учиться привлекать к себе взоры и благоволение Божие, украшая в себе не внешнего человека, а сокровенного сердца человека, носящего образ и подобие Божие (1 Пет. 3:4). Они должны были, пленившись Божественной красотой Христа, идти вслед за Ним, куда бы Он ни пошел (Апок. 14:4), принося Ему благовонное миро. Стремиться вслед за благоуханием Его Божественной жизни, оплакивать Его, умершего, слезами любви, а потом радоваться райской радостью вечного живого общения с Ним, ибо на небо Он восходил. И так как в этом своем Божественном искании жены-мироносицы, «предварившие утро» (икос Пасхи), первыми поспешили ко гробу, то и Христос «предваряет» Своим явлением им явления другим.

Вот какие мысли вызывает в нас явление воскресшего Христа женам-мироносицам первым. Мужей это явление зовет к тому, чтобы не стать в любви ко Христу позади жен, более слабых, немощных по природе, пленяться не советами первой Евы, соблазнительницы, а примером Пречистой Девы Богоматери и дщерей, приведенных Царю-Христу вслед Ее (Пс. 44:15). Жен это явление научает предупреждать в своей любви ко Христу и мужей, поскольку сердце, источник жизни, способно предупредить и разум, часто медлительный в своем выборе лучшего. Предупреждать в противоположность тому, как некогда жена предупредила мужа в падении, а также развивать в себе влечение к Богу, ко Христу, благость и красота Которого несравненны.

Тверь,
21 апреля 1930 г.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.