Главная/Библиотека/Московские Епархиальные Ведомости/№3-4 за 2010 год/

Митрополит Ювеналий. Состояние духовно-нравственного воспитания в системе образования Московской области

Выступление на XVIII Международных Рождественских образовательных чтениях

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимые отцы, дорогие братья и сестры!

Международные Рождественские чтения — это, пожалуй, самый представительный форум в нашей стране, где с точки зрения Православия обсуждаются проблемы образования и воспитания. Поэтому я очень рад возможности поделиться сегодня с участниками чтений опытом просветительской деятельности Московской епархии в последние годы.

На протяжении почти всего ХХ века наша Церковь была лишена возможности осуществлять многие традиционные для нее формы общественного служения. Когда же в жизни общества произошли перемены, мы все оказались несколько неподготовленными к той свободе деятельности, перед лицом которой оказались. Каждый из нас в своей епархии стремился прежде всего развернуть реставрацию возвращенных поруганных святынь и строительство новых храмов. И оказалось, что это гораздо быстрее можно было сделать, чем вернуть народу веру и возродить благочестие. В этой связи можно вспомнить сорокалетнее странствование в пустыне иудеев, ведомых пророком Моисеем, в ожидании, что народ за это время изживет психологию рабства.

Поскольку проблемы современной просветительской деятельности Церкви интересны всем, хочу поделиться с вами опытом Московской епархии. Сразу оговорюсь, что, если бы мы в своей работе ограничивались лишь возможностями духовенства и не опирались на благожелательную поддержку властей, педагогической и родительской общественности, нам многого бы не удалось достичь.

Наше намерение распространять знания о Православии встретило поддержку со стороны губернатора Московской области Бориса Всеволодовича Громова и регионального министра образования, члена-корреспондента Российской Академии образования Лидии Николаевны Антоновой.

В ноябре 2001 г. был подписан Договор о сотрудничестве между Московской епархией и Министерством образования Московской области. Затем постепенно во всех муниципальных образованиях Московской области были заключены соответствующие соглашения о взаимодействии с местными благочиниями. Таким образом, церковно-школьное взаимодействие было официально оформлено на всех уровнях и приобрело своего рода юридическую базу.

С 2002 г. функционирует Координационный совет по взаимодействию между Министерством образования Московской области и Московской епархией. Священнослужители и педагоги совместно рассматривают учебные программы и учебно-методические комплекты по предметам духовно-нравственного содержания и выносят свои рекомендации относительно их использования. Совет также дает свои предложения о содержании и формах различных совместных мероприятий, осуществляемых министерством и епархией.

В настоящее время в общеобразовательных учреждениях Московской области изучаются такие предметы как «Духовное краеведение Подмосковья», «Основы православной культуры» и ряд иных курсов духовно-нравственного содержания. Их изучают почти 60 тысяч учащихся всех возрастных категорий в примерно 900 школах Московской области. Знания о духовно-нравственной культуре преподаются либо как обязательная дисциплина, либо факультативно, а также как кружковые занятия и курсы по выбору.

Кроме того, знания о Православии преподаются еще в примерно 60 учреждениях дополнительного образования и охватывают более 7 тысяч воспитанников.

В области действуют летние оздоровительные центры для ознакомления детей с культурой Православия. Они проводятся совместно светскими властями и нашими благочиниями.

Обучение осуществляется по таким учебным пособиям:

— «Духовное краеведение Подмосковья», автор — доктор педагогических наук, профессор Людмила Леонидовна Шевченко, руководитель Духовно-просветительского культурного Центра им. просветителей славянских Кирилла и Мефодия при Московском государственном областном университете;

— «Православная культура» (Духовно-нравственная культура). Учебно-методический комплекс для первого-восьмого годов обучения в общеобразовательных школах, лицеях, гимназиях, воскресных школах (всего 28 пособий), автор также Людмила Леонидовна Шевченко;

— по учебникам «Основы православной культуры» Аллы Валентиновны Бородиной;

— по учебно-методическому комплекту «Основы православной культуры» Ольги Леонидовны Янушкявичене и протоиерея Виктора Дорофеева и ряду других.

Пособие «Духовное краеведение Подмосковья», предназначенное для использования в старших классах, в 2007 г. выпущено Министерством образования 62-тысячным тиражом. Класс-комплекты получили все школы области.

Были признаны адаптированными к уровню начальной школы также и учебно-методические комплекты Л. Л. Шевченко «Православная культура», как наиболее обеспеченные методической базой и уже использующиеся к настоящему времени в школах 55 регионов Российской Федерации.

Коснусь наиболее заметных событий, ставших результатом сотрудничества Министерства образования Московской области с Московской епархией. Год начинается с традиционных Губернаторских Рождественских елок, собирающих многотысячную детскую аудиторию в одном из спортивных комплексов. Этот театрализованный праздник помогает детям прочувствовать светлую радость праздника Рождества Христова. Со временем проведение Рождественских елок распространилось и по муниципальным образованиям области.

На Светлой седмице я ежегодно встречаюсь с руководителями муниципальных органов управления образованием Московской области, чтобы обсудить конкретные вопросы углубления церковно-школьного взаимодействия на местах. Такие собеседования проводятся в монастырях или подмосковных городах-центрах благочиний. Они начинаются с Пасхальной Божественной литургии, за которой следует деловая программа.

Мы пришли к выводу, что духовно-нравственное воспитание детей не будет успешным, если в него не будет вовлечена семья. Поэтому в 2004 г. мы начали после праздника Святой Пасхи проводить в нескольких городах, каждый год чередуя их, родительские собрания под названием «Подмосковная весна. Дорога к Храму». Речь на них идет о значении духовного единения семьи, о значении Православной веры и благочестия в жизни человека, об отечественном культурном достоянии и патриотизме. Перед участниками собраний выступают представители духовенства, ученые, деятели культуры и искусств, руководители городов и муниципальных районов. Такие собрания всегда включают концерт, программа которого обращает аудиторию к духовному и культурному наследию России.

В мае в рамках празднования Международного Дня славянской письменности и культуры несколько раз проходили фестивали хорового пения. В настоящее время ежегодно организуется областное мероприятие «Духовные родники Подмосковья», которое представляет собой театрализованный открытый урок, на котором присутствуют около 5 тысяч детей из всех муниципальных образований Московской области. Впервые такой урок был проведен в 2007 г. в Коломне, когда этот город был столицей всероссийского празднования Дня славянской письменности и культуры. В минувшем году открытый урок, также в Коломне, посетил в ходе своего визита в Московскую область Святейший Патриарх Кирилл и обратился к аудитории с первосвятительским словом. Дети, присутствующие на уроке, получают в подарок специально издаваемую книгу, представляющую собой иллюстрированную хрестоматию для назидательного чтения на заданную тему. Уже были изданы книги «История родного слова», «Отчий дом», «Веков наследие живое». Их содержание позволяет расширить знания как детей, так и родителей в области Православной культуры и включает отрывки из Священного Писания, описание событий Священной истории, стихи и рассказы классиков детской литературы, знакомит с произведениями иконописи и светской живописи.

Как я уже отмечал, за минувшие годы в Московской области широко распространилось преподавание «Основ Православной культуры» и «Духовного краеведения Подмосковья». Радует то, что многие директора школ и рядовые учителя с интересом, творчески подошли к этой работе. В начале учебного года, в сентябре, я собираю своего рода конференцию в Архиерейском доме в Коломне и приглашаю на нее представителей педагогической общественности. Участники делятся с присутствующими своими наработками, которые нередко носят новаторский характер.

В декабре 2003 г. были проведены Первые Московские областные Рождественские образовательные чтения, открывшиеся на базе Коломенской духовной семинарии. Так было положено начало проведению ежегодного культурно-образовательного форума, который охватывает не только все города области, но подчас доходит и до поселков и деревень.

Увидев горячую заинтересованность и педагогов, и духовенства в Рождественских чтениях, позволяющих обмениваться мнениями и делиться последними достижениями в работе в сфере образования, мы совместно с Министерством образования определили такую схему организации чтений в Подмосковье. Проходят чтения примерно три недели в ноябре—декабре. Начинаются они пленарным заседанием в одном из городов региона. Затем конференции, круглые столы, семинары, выставки проходят по всей области. И, наконец, церемония закрытия включает подведение итогов, награждение наиболее потрудившихся на ниве образования педагогов и священнослужителей и, конечно, концерт или тематическую постановку. Обычные дворцы культуры уже не вмещают всех зрителей, поэтому закрытие Рождественских чтений проводятся в больших спортивных комплексах, которых в Московской области немало.

Начиная с 2004 г. наши Рождественские чтения были посвящены таким темам: «Любовь к родному краю», «Вместе возрождаем Россию», «Трудимся на благо Отечества», «На путях духовно-нравственного воспитания и просвещения», «Семья в современном мире», «Молодежь — будущее России». В 2009 г. закрытие чтений прошло в Подольске, где в ледовом дворце было показано грандиозное представление с участием тысячи детей на тему притчи о блудном сыне. Оно было с огромным интересом встречено молодежной аудиторией.

Я специально остановился на тех темах, которые мы предлагаем. Они призваны привлечь как можно больше участников, заинтересованных в возрождении России, в воспитании молодежи в духе православных традиций и позитивных нравственных ценностей.

Здесь я должен особо отметить, что Московская епархия сотрудничает и с Комитетом по физической культуре, спорту, туризму и работе с молодежью Московской области. Мы имеем соглашение о сотрудничестве, ежегодно проводим совместное празднование Дня православной молодежи, обсуждаем актуальные проблемы нашего взаимодействия на конференциях «Молодежь и религия», объединяем наши усилия для организации летних лагерей для детей и юношества.

Темой для Подмосковных Рождественских чтений нынешнего 2010 г., который объявлен Годом учителя, мы избрали слова великого русского поэта Николая Алексеевича Некрасова — «Учитель, пред именем твоим позволь смиренно преклонить колени».

Для поощрения труда учителей в этом году разрабатывается специальная епархиальная грамота. Мы также планируем дальнейшее расширение сотрудничества с подмосковными педагогами через проведение регулярных круглых столов и семинаров с моим участием.

Подмосковное учительство с энтузиазмом откликнулось на расширение возможностей преподавания предметов духовно-нравственного содержания. Многие подошли к этому творчески, создав собственные пособия, программы и методики. О признании такого рода деятельности стало широко известно после подведения итогов ежегодного Всероссийского конкурса работ в области педагогики, воспитания, работы с детьми и молодежью «За нравственный подвиг учителя». Победителями конкурса стали и Людмила Леонидовна Шевченко, и такие педагоги из Московской области как Ольга Владимировна Чуб и Алла Валериевна Аркадьева.

Исключительное значение имеет подготовка кадров, поскольку это вызвано возрастанием социального запроса на преподавание программ по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения. Число педагогов, обучающих детей знаниям о Православии, в образовательных учреждениях Московской области составляет примерно одну тысячу человек.

Курсы повышения квалификации учителей действуют на базе Духовно-просветительского культурного Центра имени просветителей славянских Кирилла и Мефодия Московского государственного областного университета, в Коломенском государственном педагогическом институте и Педагогической академии последипломного образования. В текущем учебном году будут обучены почти 400 педагогов.

Свидетельством того, что не только значительно возросло число детей, изучающих духовно-нравственные предметы, но и повысилась их индивидуальная заинтересованность в знаниях о Православии, стало проведение в декабре 2009 г. муниципального тура олимпиады «Духовное краеведение Подмосковья» среди учащихся 8–11 классов. Региональный этап предполагается провести в начале февраля 2010 г.

Министерство образования, муниципальные органы управления образованием, образовательные учреждения предоставляют свободу выбора в изучении знаний о Православии семьям учащихся. По данным Министерства образования Московской области, о поддержке данного направления работы свидетельствуют позитивные отклики не только учителей и родителей, но и школьников. Более того, сегодня стало нормой, что родители, принадлежащие к иным конфессиям, разрешают своим детям посещать уроки «Духовного краеведения Подмосковья».

Московская епархия со своей стороны делает все необходимое для содействия обучению учащихся светских учебных заведений знаниям о Православии. Многие представители духовенства, а также учащиеся Коломенской духовной семинарии поддерживают постоянный контакт с подмосковным учительством, осуществляя необходимое консультирование и участвуя в различных совместных образовательных проектах.

Из моего рассказа можно понять, что сегодня развитие просветительской деятельности Церкви проходит в совершенно новых условиях. И здесь неприменимыми оказываются те формы и методы, которые использовались в дореволюционное время. Мы имеем дело с иной социокультурной средой и особенным историческим наследием трагического ХХ века. Требуется творческий подход. И каждый действует в соответствии с конкретными обстоятельствами и возможностями, а они в разных частях России, конечно, разнятся. Надеюсь, что опыт, которым я поделился с вами, может быть интересен для трудов на благо нашего народа и возлюбленного Отечества.

Подводя итог сказанному, можно утверждать, что в Московской области удалось сформировать эффективную систему церковно-школьного взаимодействия, открывающую широкие возможности для многообразной реализации задач духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения и приобщения его к великому и вечно живому наследию Православия.