Главная/Библиотека/Московские Епархиальные Ведомости/№3-4 за 2010 год/

На первой седмице Великого поста

«Покаяния отверзи ми двери…» За три недели до начала Святой Четыредесятницы впервые обращаемся мы с этой просьбой ко Господу — обращаемся, стоя в храме Иерусалимском вместе с кающимся мытарем; повторяем эти слова, приближаясь к отчему дому вместе с блудным сыном; вспоминаем, слыша грозное обличение Спасителя в Неделю о Страшном Суде; вновь с плачем произносим их вместе с лишившимся райского блаженства праотцем Адамом. И вот, наконец, открываются для нас эти двери. Испросив прощения друг у друга, у Церкви, у Самого Господа, примирившись с теми, кто нанес нам обиду, вступаем мы на чудное поприще Великого поста.

В день Прощеного воскресенья, 14 февраля, в Успенском храме Новодевичьего монастыря митрополит Ювеналий в сослужении духовенства обители совершил вечерню, а затем возглавил чин прощения. За богослужением молился архиепископ Можайский Григорий. По окончании вечерни Владыка митрополит обратился к собравшимся богомольцам с архипастырским словом:

«Ваше Высокопреосвященство, всечестные отцы, всечестная матушка игумения Маргарита, сестры святой обители, возлюбленные и дорогие братья и сестры. Прошли подготовительные недели к Великому посту, когда Святая Церковь представляла нам образы покаяния, молитвы, Божия милосердия и рисовала картину будущей судьбы человека, в зависимости от того, какие деяния человек совершит на земле. Завтра мы вступаем на спасительное поприще святого и Великого поста. Это время благоприятное, это время подготовки к нашему спасению. Может быть, многие могут спросить, почему же такой многодневный, длительный Великий пост? Так ведь это время для нашего духовного исцеления. Если говорить медицинскими терминами, то душа наша тяжко больна. Как принятием одного лекарства в один день человек не исцеляется, когда бывает тяжко болен, так и наша душа требует многодневного врачевания. В первую очередь мы должны обратиться в глубины своей души и увидеть всю мерзость греха нашего, наших грехопадений и пороков. Мы привыкли смотреть только на грехи ближних и осуждать их. В Евангелии есть прекрасный образ, который Христос Спаситель нарисовал, когда говорил о том, что мы видим сучок в глазу брата, а бревно в своем глазу не видим. Мы так привыкли не заглядывать в свою душу, а видеть все наши беды, все наши нестроения, последствия ссор наших только в том, что все другие неправы и виноваты перед нами. Христос в Святом Евангелии показал картину того, как нужно подходить к этим обстоятельствам в ссоре, в размолвках, в обидах. Прекрасный пример — притча Господня о блудном сыне. Господь милосерд как отец в этой притче: не расследует всю глубину падения своего сына, который оставил отчий дом, который, живя нечестиво, как в миру говорят, промотал все наследство. И в рубищах возвращается в дом отца. А тот издали увидел приближающегося сына, и он мил ему был. Не с ненавистью, не с обидой, а с умилением он заключает в объятья вернувшегося в отчий дом своего родного сына. Так Господь заповедал нам относиться к обидящим нас, дал нам путь к примирению.

Некоторые думают, что самое главное в Великом посту не есть скоромного, а в остальном их жизнь может походить на ту, какую ведут они во все дни жизни своей. Нет, воздержание в пище — это только помощь нашему бренному телу, а самое главное — мы должны исправить свою греховную жизнь. И больше того, не просто стараться не повторять своих греховных поступков и пороков, но совершать добрые дела, чтобы вера была показана людям от дел наших. Мы будем проходить путь покаяния, мы будем просить у Господа прощения наших согрешений. Сегодня за Божественной литургией читалось Евангелие, где Господь говорит — если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец Небесный не простит ваших грехов. Вспомните, когда святые апостолы попросили Господа научить их молиться, Он дал им молитву „Отче наш“, и до сих пор мы молимся этими словами — „и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим“. Господь поставил в прямую зависимость прощение наших согрешений от незлобивого нашего сердца. Начнем же первые часы Великого поста с того, чему научил нас Господь.

Сегодня Прощеное воскресенье. В этот день перед началом поста и покаяния православные христиане просят друг у друга прощения. Это не формальный обряд. Господь учит нас всей душой прощать, изглаживая после этого из памяти своей то, что отягощало нашу душу. И тогда у нас будет надежда на то, что и наши безмерные и бесчисленные повседневные многие, как бремя тяжелое, грехи Господь простит. Вот с этого начнем и мы.

И я, как ваш архиерей, в первую очередь прошу прощения у духовенства моей епархии, у верных чад нашей Московской епархии, у наших дорогих и любимых прихожан, у сестер святой обители, у вас, возлюбленные братья и сестры. Я прошу простить меня и духовенство наше за все наши несовершенства, за все наши грехи вольные и невольные, ведомые вам и неведомые, а Бог да простит и помилует всех нас».

Затем были прочитаны молитвы на начало Великого поста, и, по обычаю, каждый из присутствующих в храме подошел под архипастырское благословение к митрополиту Ювеналию и архиепископу Григорию, а также испросил благословения у духовенства, стоявшего здесь же со святым крестом.

Первые дни поста, словно четыре крутые ступени, возводят, поднимают нас вместе с пастырем Критским, творцом Великого канона, над суетою и безумством окружающего мира. Как блудный сын, в себя же пришед (Лк. 15:17), всматриваемся мы в глубину своей души и стремимся понять — что произошло с нами?

В понедельник службу великого повечерия с чтением канона преподобного Андрея Критского митрополит Ювеналий по традиции совершал в Успенском храме Новодевичьего монастыря.

16 февраля, во вторник первой седмицы Великого поста, Владыка митрополит возглавил вечернее богослужение с чтением Великого покаянного канона в Успенском храме города Красногорска. По окончании чтения канона Высокопреосвященнейший Владыка обратился к молящимся со словом:

«В этот день хотел бы поделиться с вами мыслями о наступившем Великом и спасительном посте. Вчера уже начали читать покаянный канон преподобного Андрея Критского, и первый стих начинался такими словами: „Откуда начну плакати окаянного моего жития деяний, кое-ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию? Но яко благоутробен, даждь ми слезы умиления“. Какое счастливое время наступило в церковной жизни! Святые отцы, которые глубоко проникали в богомыслие веры Христовой, жили этой верой, называли Великий пост „весной душ человеческих“. Они сравнивали его с явлением в природе, когда от живительных лучей солнца оживает вся природа. Так и время, отведенное для поста и покаяния, оживляет, воскрешает для добра нашу бессмертную душу. Она смотрится нами сейчас как оскверненная, обложенная тиной греха, порока, ненависти, злобы. Период Великого поста дает нам время остановиться, одуматься, подумать о душе, о вечной жизни, о Царствии Божием. Подумать о том, чем мы отличаемся от тех, которые не знают Христа, которые не читали Евангелия, не восприняли Его в своем сердце. Мы порой ничем не отличаемся, а иногда бываем и хуже их. Как ужасно, когда это познаешь. Мерзок представляется грех, а мы сжились с ним, полюбили его и не можем расстаться. И вот, чтобы отрезвиться от мрачного сна греховного, Святая Церковь в течение длительного времени, ведь сорок дней это большой период в году и еще Страстная Седмица, дает нам возможность исправиться. Конечно, не так легко начать праведную жизнь, несмотря на то, что многие из нас постоянные прихожане. Церковь как бы дает нам встряхнуться, посмотреть на свою душу и увидеть всю мерзость греха и порока, наше отступление от Господа. И изо дня в день, неделю за неделей должны утверждаться в добре и посте. Важнее всего воздержаться в наших мыслях и языке, который, как апостол Иаков говорит, „дан нам для прославления Господа“, а мы оскверняем свой язык разными непотребными словами.

Так, разбирая свое житие, надо идти на исповедь к священнику, как пред Господом исповедовать свои грехи, в полной готовности и обещании никогда не возвращаться к тем грехам, в которых раскаиваемся. Вот если так мы пройдем этот пост, а к покаянию прибавим дела милосердия, потому что вокруг нас много людей, которые нуждаются не только в материальной помощи, но и во внимании; когда будем вспоминать ради нас и ради нашего спасения претерпевшего Крестные страдания Спасителя, для нас лучезарным, ясным светом откроется Небо — воскресший Христос, и это будет на всю оставшуюся жизнь нам вдохновением, ободрением и радостью. Мы вспоминаем всегда, как проходит пасхальная служба, как священнослужители, певчие хотят передать радость Воскресения богомольцам, как вдохновенно отвечают все: „Воистину Воскресе!“. Пусть эта радость будет вдохновлять нас, и пусть Господь даст нам терпение, смирение и покаяние, чтобы достойно причаститься Святых Христовых Таин и достигнуть светлого Христова Воскресения. Да поможет этого стяжать нам Господь Иисус Христос Своею благодатью, щедротами и человеколюбием!»

Первая седмица Великого поста строгая, но и благодатная: ее длительные богослужения, покаянные молитвы, коленопреклонения помогают достойным образом настроиться, «войти» в пост. Но при всей печали и сокрушении о грехах эти дни несут и особенную, ни с чем не сравнимую духовную радость, так хорошо знакомую каждому верующему.

В среду эту духовную радость разделила со своим архипастырем древняя Коломна. Владыка начал посещение своего кафедрального города с Божественной литургии Преждеосвящённых Даров, которую он совершил в Богоявленском соборе Старо-Голутвина мужского монастыря. Владыке митрополиту сослужили ректор Коломенской православной духовной семинарии протоиерей Николай Качанкин, настоятель Старо-Голутвина монастыря игумен Варлаам (Горбунов), благочинный церквей Коломенского округа протоиерей Владимир Пахачев, преподаватели семинарии и клирики Коломенского благочиния.

С началом Великого поста зима тоже «прибавила строгости»: оттепель, пришедшая на Сретение, отступила, и утро выдалось морозным, но это, как и некоторая удаленность монастыря от основной части города, не помешало коломенцам приехать на богослужение; многие из них приступили к Святым Таинам. По окончании Литургии Владыка Ювеналий обратился к молящимся с архипастырским словом:

«Вступив на спасительный путь Святой Четыредесятницы, мы сегодня совершили первую Литургию Преждеосвященных Даров. И многие из нас за малый подвиг поста и молитвы сподобились принятия Святых Христовых Таин.

Сегодня в одном из молитвословий было обращение, назидание ко всем православным христианам: „Постяся, братие, телесне, постимся и духовно“. И вот, как бы проверкой нашей жизни, нашего подвига в эти дни, является молитва преподобного Ефрема Сирина. Она как духовная лествица показывает, как мы должны духовно работать над собой, восходя от силы в силу, борясь со страстями и похотями, достигая духовного совершенствования.

В первой части молитвы обращается внимание на то, с чем мы должны бороться в себе: „Господи и Владыка живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми“. Праздность — это не празднование чего то, а бездеятельность, бесцельное провождение времени, когда мы время, данное нам Господом для жизни, проводим впустую. Надо думать о том, как мы пользуемся своим временем.

Рядом с праздностью стоит грех уныния, когда человек не верит в свои силы, не надеется на помощь Божию, а, как говорится, живет опустив руки, ничего не предпринимая для трудов, для совершенствования, для помощи ближним. А любоначалие — это когда человек, не имея на то оснований, считает, что он лучше всех и ему нужно только над другими властвовать, хозяйничать. Наконец, празднословие. Кто из нас этим не грешит?! В празднословии и осуждаем, и в грех людей вводим, не думая о том, что время нам дано для прославления Господа, для проповеди Его святого Слова, для того, чтобы быть достойными людьми. Подумаем об этом на первом этапе нашего поста, чтобы потом, осознав и исправив это, мы дальше поднимались по духовной лествице совершенства.

Сегодня мы еще только в начале Великого поста, но, дорогие братья и сестры, быстро пройдет пост. Не теряйте ни дня. Помните молитву преподобного Ефрема Сирина, боритесь со своими страстями, чтобы достойно предстать пред Господом в посте, молитве и покаянии в эти святые дни, дабы все мы в радости духовной могли достичь и поклониться Светлому Христову Воскресению! Пусть Божие благословение пребывает над всеми вами. Аминь!»

После трапезы в актовом зале Коломенской православной духовной семинарии состоялась встреча с преподавателями и студентами. Владыка рассказал о современной церковной жизни Московской епархии, о перспективах образовательного процесса и студенческой жизни в КПДС, ответил на многочисленные вопросы семинаристов.

Затем Высокопреосвященнейший митрополит Ювеналий посетил Свято-Троицкий Ново-Голутвин женский монастырь, где совершил монашеский постриг пяти сестёр. По окончании чина Владыка обратился к сестрам со словом наставления:

«Дорогие сестры-монахини Вера, Надежда, Любовь, София и Екатерина. Сегодня совершилась воля Божия, и вы дали перед Господом обеты всю оставшуюся жизнь посвятить Богу во благочестии и чистоте. Вы долго шли к этому. Господь привел Вас в святую обитель, и вы несли здесь послушания, испытывая свою совесть и свое призвание. Сегодня сердце ваше должно успокоиться и возрадоваться, потому что вы получили то, к чему стремились.

Мать игумения, когда представляла вас к монашеству, просила, чтобы вам дали имена древних подвижниц. Сегодня вы получили имена тех, кому во всем мире православном поклоняются как мученицам за Христа Спасителя. Монашество есть подвиг повседневного мученичества, потому что посвятивший себя Богу каждодневно борется в себе с соблазнами, искушениями, желая побороть то, что подсказывает плоть, а исполнить то, чему учит святое Евангелие, живя свято и исполняя заповеди о любви к Богу и ближним.

Во всяком возрасте человек, который полюбил Господа, ставит выше всего преданность Ему. И святые мученицы, которые сегодня стали вашими небесными покровительницами, пусть вдохновят и научат вас, как любить Господа, как служить Ему, ибо это самое высшее счастье на земле. Хочется пожелать, чтобы вы были примером и для своих сестер, старшим подражая и имея к ним послушание, а младших научая смирению и терпению. Потому что те, кто пришел сюда для спасения, прежде чем принять окончательный, решительный постриг в своей жизни — дать монашеский обет — должны проверить себя, не мимолетное ли это желание? Смогут ли они нести те обеты, которые дают при постриге, до конца дней своих? Я думаю, что среди сестер, которые готовятся к постригу под руководством матушки игумении Ксении, есть достойные, которые тоже могут дать эти обеты. Пусть они сегодня переживут духовно то, что видели, чему были свидетелями и вместе молились, и к следующему посту по благословению матушки могут тоже сподобиться очередных поощрений духовных и постригов, какие у нас по уставу церковному бывают.

Находясь среди вас в начале поста, хочу поздравить с наступившим благодатным временем, когда все между собой должны примириться и подумать о своей жизни, о своем духовном пути и исправиться. Ведь как на поле, когда долго за ним не ухаживать, много сорняков вырастет, а вы, имея в Карасеве свое хозяйство, знаете это все, так и душа человеческая — когда невнимательна к себе, когда охвачена чем-то повседневным, то человек перестает думать о своих грехах, поступках, взаимоотношениях и огрубевает духовно.

Я благодарю Вас, мать игумения, за Ваше духовное попечение о сестрах. В нашей епархии Ново-Голутвин — самый большой монастырь. Это первая обитель, в которой положено начало возрождения иноческой жизни после долгих лет перерыва, когда насилием прервалось монашеское делание в нашей земле. И вы постоянно, с любовью и терпением несете свое послушание, собирая вокруг себя сестер, вместе спасаясь о Господе. Да поможет вам всем Господь молитвами Пречистой Богородицы и святых мучеников и исповедников Христовых, за веру пострадавших. И Господь да поможет другим людям, которые будут видеть ваши добрые дела, прославлять Господа и спасаться».

Вечером того же дня в храме Тихвинской иконы Божией Матери на Соборной площади Владыка митрополит возглавил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона. С Владыкой молились священнослужители города и многочисленные коломенцы. В полутьме, озаряемой лишь дрожащими огоньками свечей, тихо и твердо звучали покаянные слова: «От нощи утренююща, Человеколюбче, просвети, молюся, и настави и мене на повеления Твоя, и научи мя, Спасе, творити волю Твою…» По окончании богослужения митрополит Ювеналий обратился к присутствующим с архипастырским словом:

«Вот уже третий день Святого и Великого поста. Мы по возможности стараемся в это время больше бывать в храме, участвовать в богослужениях и готовиться к принятию Святых Христовых Таин, принося покаяние о своих грехах.

Братья и сестры, когда вы приходите на исповедь в период поста, а до этого долго может быть не были, вы молчите и сами не знаете, что сказать. „Ну, вы в чем грешны?“ Человек порой или скажет или подумает: „Вроде и ни в чем не грешен, не убивал, не воровал, в чем особенно каяться?“ И вот о таком состоянии один святой отец наглядно так проповедовал. Он говорил, что, если вы идете по берегу и видите маленькие камушки, вы можете любой поднять — это не трудно, а вот если вы будете идти по берегу и в мешок собирать эти маленькие камушки, соберете полный мешок, попробуете поднять, и это будет вам не под силу, не сможете. Вот так и в нашей жизни, дорогие братья и сестры, эти маленькие камушки — это наши повседневные грехи.

У преподобного Андрея Критского сказано: „тяжкое бремя греха“. Мы так черствеем, так привыкаем к озлобленности, к ссорам, к невниманию друг к другу, отчуждаемся через это друг от друга. А Господь-то нам заповедовал любовь, заботу друг о друге.

Святая Церковь, зная природу нашей человеческой души, назначает специальное время, из недели в неделю поучает нас, заставляя в глубь души проникнуть, чтобы осознать греховное падение, и через это возвратиться к праведной благочестивой жизни».

В завершающий, четвертый день митрополит Ювеналий вновь читал Великий канон в Новодевичьем монастыре. «Покаяния время; прихожду Ти, Создателю моему: возьми бремя от мене тяжкое греховное…» — вслед за Владыкой повторял каждый богомолец слова преподобного Андрея.

19 февраля, в пятницу первой седмицы Великого поста, митрополит Ювеналий посетил с архипастырским визитом Богородское благочиние. Продолжая череду великопостных богослужений, Владыка совершил в Богоявленском соборе города Ногинска Литургию Преждеосвященных Даров.

У входа в храм Владыку митрополита цветами и хлебом-солью встретили юные прихожане собора — ученики православной гимназии имени священномученика Константина Богородского. Ярко светило солнце, и чувствовалось приближение весны календарной, совпадающей с духовной весной Великого поста.

Перед началом богослужения Владыка поклонился мощам священномученика Константина Богородского, почивающим в соборе. Митрополиту Ювеналию сослужили благочинный Богородского округа, председатель Епархиального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Михаил Ялов и клирики Богородского благочиния. Несмотря на будний день, собор был полон. Для совместной молитвы с архипастырем собрались жители города и района — прихожане храмов Богородского благочиния, учащиеся и преподаватели православных гимназий имени сщмч. Константина Богородского (г. Ногинск) и прп. Андрея Рублева (г. Электросталь). Среди молившихся за богослужением были глава Ногинска В. А. Хватов, председатель совета депутатов Электростали В. А. Кузьмин, командир 179-го спасательного центра МЧС России генерал-майор В. Н. Яцуценко.

За Литургией Владыка митрополит совершил диаконскую хиротонию Дионисия Оскольского, проректора по воспитательной работе Сергиево-Посадской православной гимназии. По заамвонной молитве митрополит Ювеналий совершил уставный молебенный канон великомученику Феодору Тирону и освятил коливо.

После богослужения протоиерей Михаил Ялов от лица духовенства и прихожан поблагодарил Владыку митрополита за доставленную радость совместной молитвы, которая должна укрепить богородцев на поприще духовной брани в святые дни Великого поста.

В своем архипастырском слове Владыка Ювеналий сказал:

«Господь Милосердый показывает нам знаки Своей любви, простирает к нам Свои руки, зовя нас ко спасению. Об этом хочется говорить тогда, когда мы, вступив в дни Великого поста, готовимся постом, молитвой, воздержанием, покаянием к исправлению и причащению Святых Христовых Таин.

Сегодня мы отмечаем память святого великомученика Феодора Тирона. Очень назидательно житие этого мученика, и не случайно именно сегодня Святая Церковь предлагает его почтить. Он жил в период очередного гонения на христиан при императоре Максимилиане, а предал свою душу Господу в 306 году. Это один из первых известных нам мучеников. Тогда римские власти склоняли людей через принесение жертвы идолам показывать свое отречение от Христа. Мы знаем, что в ту эпоху много было пролито крови христиан, много воссияло мучеников. И вот один из них был святой великомученик Феодор. Он подвергался различным пыткам, но был тверд. А когда он находился в темнице, то чудесным образом ему явился Господь, укрепляя его в страдании. Он так и остался непоколебим. А когда мучители увидели тщетность и уговоров, и пыток, они приговорили его к смерти через сожжение на костре. И мужественный воин Христов не убоялся, вошел в костер и предал свою душу Господу.

Прошло пятьдесят лет, началось новое, более изощренное гонение на христиан при Юлиане Отступнике. Мучители-язычники, желая посрамить, насмеяться над христианами, дали в Константинополе тайное указание на первой неделе Великого поста все продукты на рынке окроплять идоложертвенной кровью, чтобы по неведению христиане соприкоснулись с этой идольской жертвой. Святой великомученик Феодор Тирон явился во сне архиепископу Константинопольскому Евдоксию и поведал об этих замыслах против христиан, сказав, чтобы не покупали на рынке оскверненную пищу христиане, а варили пшеницу и ели ее с медом. И таким образом святой великомученик Феодор уберег христиан и от осквернения и от посмеяния языческого.

Святая Церковь хранит это благочестивое предание. И вы видели сегодня, что мы после совершения Божественной литургии, совершив молебен, тоже освятили коливо в честь и память этого святого. А делается это для того, чтобы напомнить верующим, особенно тем, которые строго исполняют пост, что они находятся под особым покровительством Божиим и Господь охраняет их от всякого зла.

Мы совершаем сегодня память святого великомученика Феодора, и в то же время мне хочется сказать, что и в наше недалекое время предстал пред Господом сонм новомучеников и исповедников Российских, которые не отступили от Христа в эпоху страшных гонений ХХ века. И вот здесь, в этом святом храме, хранятся цельбоносные мощи священномученика Константина Богородского.

Невозможно без волнения думать и вспоминать о подвиге отца Константина, который служил в этом храме, боролся с расколом на этой земле. И мы вспоминаем, что и нам он помог преодолеть раскол, в который некогда по неведению и неразумию впали жители этого города. И он помог нам собрать словесное стадо Христово для верного служения Церкви Христовой.

Да поможет же милосердный Господь всем нам пройти эти Великие и спасительные дни с пользой для души. Призываю на вас благословение Божие, чтобы Господь укреплял вас в период святого и великого поста, чтобы вы, пережив радость спасения своего, достигли и поклонились светлому Христову Воскресению. Аминь».

Суббота первой седмицы Поста всегда собирает в Успенском храме Новодевичьего монастыря множество богомольцев: проведя начальные дни Четыредесятницы в покаянии и усердной молитве, православные готовятся принять Святые Христовы Таины за Божественной литургией, совершаемой Владыкой митрополитом.

И каждый раз по-новому воспринимаются богомольцами многократно слышанные слова Христовы — они звучат в этот день за Литургией: Сие заповедаю вам, да любите друг друга (Ин. 15:17). В свете этой Божественной любви естественными для каждого из нас становятся помощь слабому, утешение страдающего, милостыня нуждающемуся; мы понимаем, что приобретать и богатеть можно лишь отдавая и жертвуя.

В субботу первой седмицы Великого поста, 20 февраля, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла митрополит Ювеналий совершил всенощное бдение в Храме Христа Спасителя. Владыке митрополиту сослужили епископы Видновский Тихон и Подольский Тихон, клирики города Москвы.