Главная/Библиотека/Московские Епархиальные Ведомости/№1-2 за 2010 год/

В. и Н. Казиновы. Сретение и Великий пост

Чтец Василий Казинов
Проповедь на Сретение Господне

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Дорогие отцы, братья и сестры. Каждый год, 2/15 февраля, Святая Церковь совершает великий двунадесятый праздник, называемый Сретением Господним. Он посвящен воспоминанию евангельского события встречи Богомладенца Христа в Иерусалимском Храме, описанного святым апостолом и евангелистом Лукой во второй главе его Евангелия. Так, дееписатель повествует, что после окончания сорока дней после Рождества Христова, когда истек положенный по Моисееву Закону срок очищения, Пресвятая Мария с Иосифом Обручником принесли в Иерусалимский Храм Богомладенца Христа, «чтобы представить (Его) пред Господа» (Лк. 2:22). Дело в том, что, по ветхозаветному закону, в сороковой день после рождения младенца мужского пола, первенца, мать приносила его в Храм, чтобы принести за себя жертву очищения, а также представить свое чадо Богу и выкупить его, поскольку каждый первенец принадлежал Богу в напоминание избавления от смерти всех первенцев народа израильского в Египте. Так и святые родители Господа нашего Иисуса Христа, известные своим благочестием, являют и здесь полное повиновение Божественным узаконениям и приносят Младенца Христа в Храм. В то время в Иерусалиме жил праведный и благочестивый муж по имени Симеон, «чающий утешения Израилева, которому было предсказано Духом Святым, что он не умрет, доколе не увидит Христа Господня» (Лк. 2:25–26). Он по вдохновению Божию пришел в Храм в то время, когда святые родители принесли туда Христа. Праведник, видя в Младенце ожидаемое «Утешение Израилево», Обетованного Мессию, произносит известные всем слова, которые верующие могут слышать за богослужением каждого дня: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников, и славу народа Твоего Израиля» (Лк. 2:29–32). Тут он первый открыто исповедует Богомладенца Христа «Владыкой» (Лк. 2:29), «Светом к просвещению язычников» (Лк. 2:32). В Храме тогда находилась и пророчица по имена Анна, «постом и молитвою» служившая «Богу день и ночь» (Лк. 2:37), которая также «подошедшее славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавление в Иерусалиме» (Лк. 2:38).

Человек в результате неправильного употребления величайшего дара от Бога — свободной воли — отдалился от своего Создателя, потерял с Ним связь и постепенно забыл Творца. Но не забыл и не оставил Всеблагой Господь Свое творение. Он дал праотцам обетование о том, что некогда приидет «семя жены», которое восстановит прерванную связь человека с Богом и упразднит смерть. И до пришествия в мир Господа нашего Иисуса Христа все благочестивые мужи и жены жили верой в обетованного им Мессию и ожидали Его скорого пришествия. И наконец, по Своей неизмеримой и бесконечной любви Бог посылает Единородного Сына Своего, чтобы «паки восставити образ» (тропарь предпразднства Рождества Христова) падшего и осуетившегося в «умствиях своих» (Рим. 1:21) человека и воссоединить его с Собой. И сегодня, совершая празднование Сретения Господня в Иерусалимском Храме праведным Симеоном, мы видим, как последние праведники Ветхого Завета — праведный Симеон и Анна-пророчица — удостоились встретить в храме Носителя и Установителя Нового Завета; Того, в Лице Которого непостижимо для нас встретилось и нераздельно навеки соединилось Божество и человечество. Поэтому и называется данный праздник Сретением Господним, то есть встречей Господа с праведным Симеоном, а в его лице и со всем человечеством в целом. Эта встреча установила Новый Завет между Богом и людьми, Завет Любви.

И каждый из нас, дорогие отцы, братья и сестры, призван совершить личную встречу с личным Богом. Должен осознать свою зависимость от Творца и своей жизнью исповедовать веру в Него как своего Владыку и Спасителя.

После того, как Господь наш Иисус Христос упразднил Ветхий Завет и даровал человечеству Новый, который восставляет и оживляет, всякий человек, хотя грешный и падший, но не совсем потерявший образ Божий, может духовно обновиться и преобразиться в результате этой встречи с Богом и, по словам апостола Павла, «отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума… и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф. 4:22–24). И главным критерием этой встречи, этого обновления является любовь. Сам Господь говорил: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35). А учеником можно стать лишь после непосредственного личного общения и научения от учителя, то есть после встречи, общения и пребывания с ним. Потому что «если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает» (1 Ин. 4:12).

Человек ежедневно получает возможность этой личной встречи и общения с Богом во время молитвы. Наиболее же важным местом наших встреч с Господом является храм Божий, церковное богослужение и Таинства. Первая наша встреча с Господом происходит в Таинстве Крещения. Затем теснейшим образом соединяемся мы с Ним и в других Таинствах, особенно же в Таинстве Святой Евхаристии, когда мы причащаемся Истинного Тела и Истинной Крови Господа нашего Иисуса Христа. Если мы, подготовив себя через Таинство Покаяния, благоговейно подходим к этому великому Таинству, тогда Сам Бог реально и существенно соединяется с нами и в нас пребывает и мы в Нем.

Но чтобы удостоиться перерождающей встречи с Богом нам надо немало потрудиться и подготовить себя. Чтобы встретиться с Чистым необходимо сперва и самому попытаться очистить себя. Ибо «Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверными?» (2 Кор. 6:15). Господь открыт для всех и ожидает встречи с каждом из нас: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3:20). Но от нас требуется первый шаг навстречу Господу, искреннее желание быть со Христом, исполнять Его святые заповеди. По слову возлюбленного ученика Господа нашего Иисуса Христа, «кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем, и Он в том» (1 Ин. 3:24).

К сожалению, многие из нас пренебрегают таинствами церковными, редко посещают храм, дом Божий, и прибегают там к источникам спасительной благодати Божией. Не хотят сделать этот шаг навстречу Богу. А такое нерадение происходит оттого, что забывают, что всем нам необходимо готовиться к главной встрече, которая состоится после смерти каждого человека. Ведь если не произошло встречи и соединения нашей души с Богом в этой земной жизни, то трудно надеяться на соединение и примирение ее с Господом в жизни иной при встрече с Ним на Страшном Суде, когда будет подводиться итог земных дел и поступков всей нашей жизни. Имели ли мы начальный опыт встречи, приобщения и стремления к Богу, была ли наполнена наша душа непрестанной, упорной подготовкой к встрече и соединению с Создателем, или же вся жизнь наша состояла лишь из множества суетных занятий, преумножения славы и богатства в мире земном, а душа настолько отдалилась от Господа, что даже не может и видеть Его Лица и сама бежит в место, удаленное от Бога.

Дорогие отцы, братья и сестры, сейчас наступило время Великого поста. Время благоприятное для начала нашего духовного очищения, соединения с Богом. И сегодняшний праздник Сретения Господня вновь и вновь напоминает нам об этом. Будем же стремиться следовать по пути нашего сретения Бога, чтобы и мы могли, подобно праведному Симеону, воспринять во объятия сердец наших Спасителя нашего Иисуса Христа и услышать при окончательной встрече с Ним желанные для всех слова: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25:34). Аминь.

Чтец Николай Казинов
Проповедь на Неделю о Страшном Суде Божием

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Возлюбленные во Христе отцы, братья и сестры! Святая Матерь Церковь постоянно заботится о своих верных чадах и руководит их духовной жизнью. Как опытный военачальник не сразу бросает свое войско в бой, но прежде непременно воспитает, обучит и снарядит его, так и Святая Церковь не сразу бросает «воинов Христовых» в духовные подвиги, но сначала привлекает к себе и научает основам веры, затем снаряжает орудиями и средствами, необходимыми для борьбы с невидимым врагом и только потом призывает к духовным подвигам и ждет от нас соответствующего духовного плода.

Но как необученному воину опасно идти в бой, так и неопытному и неискушенному в вере губительно приступать к духовной битве. Поэтому Святая Церковь и устанавливает для всех своих членов обязательные посты. Некие «духовные прививки», «духовные полигоны», такие отрезки времени, в которых человек мог бы постепенно причащаться духовной жизни, возрастать в мужа совершенна, приходить в меру полного возраста Христова (Еф. 4:13).

Наша жизнь налагает на каждого свои обязательства, заботы, за которыми человеку часто даже некогда обратить свой взор внутрь себя, ответить на неусыпный призыв любви Божией и найти время для общения с Богом. Устанавливая специальные священные времена, посты, Святая Церковь дает человеку эту возможность. Как пророк Моисей вывел народ Израильский из земли египетской, символизирующей роскошь и довольство, в пустыню, где провел сорок лет в странствовании и скитании, до тех пор, пока не умерли все возроптавшие и не поверившие Богу, и не обновился полностью состав еврейского народа, и, наконец, привел его в Землю Обетованную. Так и Святая Церковь ежегодно выводит Новый Израиль (Евр. 8:8), царственное священство, род избранный (1 Петр. 2:9) из житейских забот и духовного Египта в спасительный подвиг Великого поста, святую Четыредесятницу, в эту пустыню духовных испытаний. Для того чтобы он через сердечное покаяние, смирение, осознание своего недостоинства преодолел в себе греховные навыки, духовно переродился, приблизился к Богу, приобрел в своей душе залог Царствия Божия и наконец сделался достойным войти по окончании своего земного странствования в Землю Обетованную.

Однако нужно не только снарядить воина оружием, но и научить, как им пользоваться, чтобы не повредить себе и добиться правильного результата. Поэтому Святая Церковь и научает нас правильному отношению к посту.

Пост может рассматриваться как частный подвиг и как общецерковное установление. Первый несет на себе отпечаток духовного орудия, которым, по словам Самого Спасителя, изгоняются бесы (Мф. 17:21). Второй же более воспринимается нами как воспитательное действие, с одной стороны, и жертвенный подвиг послушания, установленный самим Господом (Мф. 9:15), с другой. Хотя оба эти аспекта поста нераздельно связаны между собой и соприсутствуют друг другу. Как говорит преподобный Иоанн Кассиан Римлянин, пост тогда сделается жертвой приятной Богу, когда он будет украшен плодами любви. Пост не сам по себе необходим. Он полезен для приобретения чистоты сердца и тела, чтобы, притупив жало плоти, человек приобрел умиротворение духа. А по словам преподобного Серафима Саровского, пост, наряду с молитвой и другими добродетелями, не являются самоцелью духовной жизни, а лишь необходимым средством или орудием. То есть цель телесного поста заключается в душевном посте. И само средство не спасает и не имеет ценности, если не достигнута сама цель. Однако и сама цель не достигается сама собой, нужно сперва потрудиться в телесном подвиге. Поэтому эти два проявления поста не отделяются и составляют единый подвиг. И Святая Церковь призывает нас: «Постящееся телесно, постимся и духовно».

И сегодня, когда мы находимся в преддверии Великого поста, Святая Церковь своим богослужебным строем вновь проявляет свою заботу и последовательность в нашем окормлении. Она стремится подготовить нас к этому спасительному подвигу и еще раз напоминает нам смысл и назначение поста, пытается возбудить в нас те мысли и чувствования, которые помогут нам с пользой пройти предстоящий подвиг.

Напоминает она нам сегодня о Страшном суде Божием. Почему его называют страшным? Потому что он будет всеобщим, на нем будут судимы и ангелы, и люди, и никто не избежит его. В тот день человек вспомнит все свои грехи, которые совершил, живя в теле, и от стыда будем готовы воскликнуть: «Горы, падите на нас и скройте нас от этого позора». Суд будет окончательным, после которого уже нет надежды на помилование, решение его вечны.

Как же будет происходить этот суд? Ответ на этот вопрос мы слышали в сегодняшнем евангельском чтении. Господь разделит праведников от грешников, как пастырь отделяет козлов от овец, и поставит праведников по правую свою сторону, а козлов — по левую. И находящимся по правую сторону скажет: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира. Так как Я жаждал, и вы напоили Меня, был наг — и одели Меня, был болен и в темнице — и посетили Меня». Праведники скажут в ответ: «Когда мы видели Тебя странником и приняли, или голодным и накормили». «Как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» — ответит Господь. А находящимся по левую сторону от Себя скажет: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его, потому что Я был голоден и вы не накормили Меня, был наг — и не одели Меня, был болен и в темнице — и не посетили Меня. Так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне» (Мф. 25:31–46).

О чем говорит нам эта притча? Она говорит нам о том, что человек будет судим не за внешнее благочестие или соблюдение всех правил и законов, а за соблюдение главной заповеди Спасителя — заповеди любви к Богу и ближним, за дела милосердия: Возлюби Господа Бога всем сердцем твоим и всем разумением твоим и ближнего своего, как самого себя (Мф. 22:37–39). По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13:35). При этом подчеркивается, что любовь к Богу проявляется в любви к ближним: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25:40). Так как, по словам апостола Иоанна Богослова, человек, не любя ближнего своего, которого видит, не может полюбить Бога, которого не видит (1 Ин. 4:20).

Показывается, и с каким отношением нужно творить добрые дела. «Когда мы видели Тебя жаждущим и накормили или жаждущим и накормили», — говорят праведники. То есть они за собой не видят ничего доброго, считают свои действия сами собой разумеющимися и не приписывают себе дела милосердия. Добродетели и дела милосердия они не воспринимали как средство к спасению. Они не отвечают: «Да, Господи, мы всегда старались делать добро и творить милостыню, зная, что через это сможем спастись». Когда они видели нуждающихся, они не размышляли, как им поступать, но имели в себе любовь ко всем людям, помня заповедь Спасителя: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7:12), — помогали алчущим и жаждущим, нисколько не превозносясь этим перед Богом. Они будут оправданы не потому, что имели много добрых дел, а потому, что имеют в себе любовь к Богу и ближним, выражением которой и были все эти дела милосердия и доброделания. То есть судимы мы будем на Страшном суде не по внешним нашим делам или благочестию, а по душевному расположению, наличию в сердце любви и ее проявлению в мире.

Напоминая об этом перед Великим постом, Церковь еще раз учит нас о смысле самого поста. Цель его заключается в стяжании величайшего дара — дара любви, любви к Богу и ближним, отчего именно и зависит наша вечная жизнь. Необходимые средства для этого — смирение мытаря и покаяние блудного сына. Ведь истинная любовь к Богу присуща чистым и сокрушенным сердцам, а такое сердце нельзя стяжать без истинного раскаяния в своих грехах, сердечного сокрушения о своей греховной жизни и твердого намерения исправить свое падшее состояние. Только приобретя в себе эту любовь, можно в полной мере понять проявление высочайшей любви Бога к человеку — Его крестную смерть и в полноте ощутить радость Христова Воскресения.

Откликнемся же, дорогие отцы, братья и сестры, на любвеобильный зов Святой Матери Церкви, прибегнем к ней и под ее водительством совершим предстоящий нам спасительный подвиг. Будем помнить о неизбежности суда Божия над нами и готовиться к нему, чтобы нам не оказаться по левую сторону от Спасителя и не уподобиться бесплодной смоковнице. Будем поступать по совести и творить дела милосердия. И будем молить Господа, чтобы Он подал нам великий дар любви к ближним. Помня слова апостола Павла, что если человек не имеет любви, то он медь звенящая или кимвал звучащий, и если он имеет все дары и добродетели, а любви не имеет-то он ничто (1 Кор. 13:1–2). Именно любовь является тем критерием, по которому мы будем судимы Богом. Аминь.