Главная/Библиотека/Московские Епархиальные Ведомости/№1-2 за 2010 год/

Ответы на письма читателей

Как объяснить ребенку заповедь «не прелюбодействуй»?

Отвечает благочинный Красногорского церковного округа протоиерей Константин Островский: Великий педагог Янош Корчак в книге «Как любить детей» писал: «Я не знаю и не могу знать, как неизвестные мне родители могут в неизвестных мне условиях воспитывать неизвестного мне ребенка».

И еще: «Велеть кому-нибудь дать тебе готовые мысли — это поручить другой женщине родить твое дитя».

Первая задача и долг родителей — быть вместе ребенком, общаться с ним, чувствовать его. Ради этого можно, а зачастую и должно многим пожертвовать (например, матери отказаться от престижной работы). Когда глубокое душевное и духовное, сердечное общение есть, то ответы на трудные вопросы будут рождаться из глубины сердца родителей и будут проникать в глубину сердца детей. Эти ответы должны быть плодом молитвы, плодом нашего желания духовной пользы ребенку. В полной мере это, конечно, встречается редко, но стремиться мы к этому можем.

Бывает, что какой-нибудь великий сам по себе вопрос задается автоматически. Ребенок услышал слова «не прелюбодействуй» да и спросил: «А что такое „не прелюбодействуй“?» Может быть, в таком случае и не стоит ничего отвечать. А бывает, к сожалению, ответ лежит на поверхности: «Это, сынок, как наш папа ушел жить к Тамаре Петровне. А не нужно было, это он заповедь Божию нарушил. Давай с тобой молиться, чтобы он покаялся».

На чем, конечно, не стоит заострять внимание, отвечая на относящиеся к супружеским отношениям вопросы, — это на физиологии. Если уж говорить, то нужно говорить о главном. О том, что Бог благословляет людям или принимать монашество, или вступать в брак. А в браке благословляет одному мужу иметь одну жену и одной жене иметь одного мужа. И муж, и жена должны хранить верность друг другу и своей семье, не бросать друг друга. А если кто-то эту заповедь нарушает — это называется «прелюбодеяние», и это тяжкий грех.

Насколько я помню, мне приблизительно так и приходилось говорить своим сыновьям (лет 20–25 назад). А кому-то эти слова, правильные сами по себе, не подойдут. Нужно, повторяю, каждому жить в единстве со своими детьми, тогда Господь Сам положит отцу и матери на сердце, что сказать в конкретный момент.

Слышал, что если брак не освящен Церковью (только ЗАГС), то нельзя причащаться, себе во вред будет. Так ли это? Можно ли причаститься только после духовного говения, если пост в пище не получается держать?

Михаил

Отвечает настоятель храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» города Клин протоиерей Борис Балашов: Постараюсь сначала ответить на первый вопрос. Из житий святых и истории Церкви известно, что в первые века добрые христианки нередко бывали замужем за язычниками. При этом они вели христианский образ жизни, подавая пример своим мужьям. И многие из этих мужей, видя благочестие своих жен, сами становились христианами. Эти примеры из жизни первых христиан основаны на трезвом усвоении Священного Писания. Апостол Павел пишет: Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы (1 Кор. 7:12–14).

Поэтому если один из супругов неверующий, то это не означает, что другой супруг не может жить христианской жизнью, а соответственно и причащаться Святых Христовых Таин. Если для кого-то слова Священного Писания не авторитет — отойдите от такого человека на безопасную дистанцию.

На второй вопрос ответить труднее, так как не понятно, какой смысл Вы вкладываете в слова «духовное говение». Если Вы постом ежедневно вдумчиво читаете Евангелие, утром и вечером старательно молитесь, раз в неделю, по крайней мере, молитесь в храме на Литургии, усиленно сдерживаете гнев, раздражение, гордыню и прочие страсти, воздерживаетесь от развлечений-то это одно дело. Тогда, если по семейным обстоятельствам или служебным обязанностям Вы не можете уклониться от принятия скоромной пищи, можно воздержаться в ее количестве, это тоже будет телесный пост. Пост — это усиленный подвиг воздержания и духовной жизни, учитывающий силы и возможности данного человека.

Поститесь своей личной мерой поста, в зависимости от реальных возможностей, тогда это будет хорошо и спасительно. Готовьтесь к Причащению старательно, по силе Ваших возможностей.

В церкви подают на листочках записки, в которых пишут имена людей, чтобы прочитали на службе за здравие. Я написала имена дорогих мне людей, а потом узнала, что можно писать имена только крещеных. А я не уверена, что среди моего списка все крещеные. Согрешила ли я?

Ольга

Отвечает клирик храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» города Клин протоиерей Алексий Тюков: Молитва за своих ближних является потребностью нашего сердца. Поэтому все, что мы искренне стараемся делать по любви к Богу и ближнему, не может заслужить Его осуждения. Если мы по незнанию, по нецерковности своей не так зашли в храм, не так перекрестились, не так написали поминовение, за это Господь не осудит нас, лишь бы мы всегда имели внутреннее благоговение к тому, что совершается в храме.

Дома молиться можно за всех людей, за крещеных и некрещеных, за православных и неправославных, поскольку каждый человек является образом Божиим, имеет бессмертную душу и призван к вечной жизни. Мы любим наших близких, хотим помочь им, и, даже если они не крещены, мы не можем заставить наше сердце замолчать. Некоторые авторитетные богословы и священнослужители считают возможным молиться за таковых на молебнах, надеясь на их обращение, но только не на Литургии.

Говоря о литургическом поминовении, следует придерживаться строгого правила: стараться писать в своих записках имена только православных христиан. Здесь нужно понимать, что это правило проистекает не от какой-то конфессиональной дискриминации, а от опытного осознания единства церковного общения, к которому призваны все православные христиане. Несомненно, что такого рода единство возможно только по отношению к тем людям, которые в своей жизни своим сознательным выбором вошли в жизнь Церкви. Православной Церкви невозможно принудительным образом объединять людей в духовное сообщество, к которому они не хотят или не считают необходимым принадлежать, не исповедуют себя православными христианами или осознают себя людьми иного религиозного или даже атеистического мировоззрения.

Вмешивается ли Бог в жизнь человека? Если вмешивается, то почему сразу же не помогает по молитве к Нему? Если же не вмешивается, то отношение Его к человеку непонятно для меня.

Сергей

Отвечает протоиерей Борис Балашов: Бог дал человеку свободу воли и ее не отнимает. Почему же Его вмешательство в жизнь человека не происходит немедленно? Как Вы думаете, если мать помогает сыну в решении сложной задачи по математике, то должна ли она решать ее сама, когда сын валяется на диване и смотрит телевизор? Помочь — это не значит сделать все за меня. Если, к примеру, нет мира среди Ваших родственников, каково Ваше личное участие в решении этой проблемы? Ведь православному христианину, если он, конечно, стремится к духовной жизни, должно быть известно из Евангелия, что решать все серьезные проблемы надо начинать со своего собственного сердца и своей жизни. Кроме собственных усилий в своем собственном покаянии и исправления собственной жизни в соответствии с волей Божией необходима постоянная молитва о своих близких и погашение в сердце обид.

Если человек трудится, ему можно помочь. Если он ничего не делает, то помочь просто не представляется возможным по причине бездействия человека. А вот делать все за того, кто ленится трудиться, никто не обязан.

Кроме того, есть разница в том, просим ли мы или требуем от Бога. Если мы требуем чего-то от Бога, то Он нам ничего не обязан. Если мы просим, то полагаемся на Его мудрость и любовь, но к этому следует приложить, по крайней мере, глубокое стремление к искренней вере и желание исполнять Его святую волю в своей жизни. Если этого нет, то молитва может остаться без ответа, ведь Иисус Христос говорит: По вере вашей да будет вам (Мф. 9:29). Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Чтобы увидеть Бога в промысле Его, нужна чистота сердца и тела. Для приобретения чистоты нужна жизнь по заповедям Евангелия».

Вот слова древнего подвижника веры прп. Иоанна Кассиана: «Мы непоколебимо должны быть уверены, что в мире вовсе ничего не бывает без Бога, но что все происходит именно по Его воле или по Его попущению. Именно: все доброе совершается по Его воле и с Его содействием, противное же доброму бывает только по Его попущению, когда покровительство Божие, оставляя нас за нечистоту и ожесточение сердца, попускает тиранство над нами дьяволу или плотским страстям».

По мысли свт. Филарета, митрополита Московского, промысел Божий — это непрестанное действие Его силы и всемогущества, премудрости и любви. Ими Бог сохраняет существование и силы Своих созданий, исправляет их к добрым целям, помогает всему доброму, а зло, которое возникает через удаление от добра, пресекает или исправляет и обращает к добрым последствиям.

Подытожить постараюсь так: Бог вмешивается в нашу жизнь, но ценит нашу волю и наш выбор. Помогает, если мы Ему не мешаем, но при нашем бездействии за нас наши дела делать не будет.