Главная/Библиотека/Вестник Московской митрополии/№11-12 за 2009 год/

Выступление Л. Н. Антоновой на открытии VII областных Рождественских образовательных чтений

Ваши Высокопреосвященства,
глубокоуважаемые Владыки
Ювеналий и Меркурий!
Уважаемый Сергей Николаевич!
Уважаемый Валерий Васильевич!
Уважаемые участники и гости чтений!

Я приветствую участников очередных Седьмых образовательных чтений. Для нас очень важно, что традиция, взявшая старт несколько лет назад, не только не угасла, но и развивается.

Сегодняшние образовательные чтения – очередной шаг по пути, обозначенному Президентом, по пути повышения духовно-нравственной культуры граждан Отечества, и вместе с тем ее благосостояния и безопасности.

Недавно европейские ученые сделали поразительное открытие: грудные младенцы плачут на языке своих родителей. Конечно, плач младенца трудно назвать словом «язык», но звуки, которые издают малыши, имеют определенные фонетические особенности, и, как оказалось, эти особенности абсолютно совпадают с фонетикой того языка, на котором говорят родители детей.

Так что выражение «впитать с молоком матери» имеет вполне конкретный смысл – ребенок с первых дней жизни впитывает язык, культуру, знания, которые его окружают.

И когда мы говорим «Молодежь – наше будущее», мы должны понимать: это будущее формируется сегодня: дети, подростки, молодежь сейчас впитывают то, что спустя годы будет составлять смысл их жизни.

Что же они слышат, видят, впитывают? К сожалению, молодежная пресса, телевидение, Интернет дают не самые лучшие образцы жизненного поведения.

А это значит, что образцы должны давать мы – педагоги, в тесном сотрудничестве с Московской епархией Русской Православной Церкви.

На днях, выступая на заседании Российской Академии образования, Его Святейшество Патриарх Московский и всея Руси Кирилл говорил о том, что такое мудрость: «это способность человека усваивать опыт предыдущих поколений… это способность правильно расставлять жизненные приоритеты…Человек, избравший неправильный путь в жизни, никогда не будет чувствовать себя счастливым – всегда что-то будет ограничивать и разрушать целостность его жизни и бытия. Поэтому выбор жизненного пути – это очень важный жизненный выбор…»

Семья, школа и Церковь – вот три общественных института, от которых сегодня зависит то, какой выбор сделает наша молодежь и, значит, каким будет наше будущее. В сентябре 2009 г. в Московской области проходил областной открытый урок на тему «Молодежь – будущее России».

Каждый из участников урока (шесть тысяч человек) в качестве подарка получил книгу «Наследие веков живое», основная задача книги – просветительская роль российской культуры и, в первую очередь, передача наших богатых культурных традиций молодежи. Помочь сохранить эти традиции через ознакомление с мудростью писателей, поэтов, ученых и философов и предназначена книга для юношества «Наследие веков живое», подготовленная и изданная по инициативе губернатора Московской области Бориса Всеволодовича Громова и митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия.

Опыт наших предков, живая нить преемственности поколений ложатся в основу нашей совместной работы по направлению духовно-нравственного воспитания детей и молодежи Подмосковья.

Это направление является одним из приоритетных в нашей работе по модернизации образования, и именно благодаря сотрудничеству с епархией нам удается решать эти вопросы на том культурном и содержательном уровне, которого они требуют.

В своем докладе во время открытия Шестых Московских областных Рождественских образовательных чтений Вы, многоуважаемый Владыка, поставили перед нами определенные задачи по совершенствованию системы духовно-нравственного воспитания молодежи Московской области, которые стали руководством к действию в деятельности каждого учреждения образования Подмосковья. Хочется отметить, что нам совместными усилиями удалось осуществить многое за год.

Ежегодно в Московской области увеличивается количество образовательных учреждений, в которых преподаются предметы культурологического цикла.

Охват муниципальных образований Московской области изучением программ по духовно-нравственному воспитанию составляет 100%.

Программы по духовно-нравственному воспитанию изучают более 57 тысяч учащихся с 1 по 11 классы в 864 школах Московской области (что составляет 57,3%) (в 2007–2008 учебном году было 200 школ, или 13%, в 2008–2009 учебном году в 718 школах, или 44,6%). Знания о духовно-нравственной культуре преподаются как обязательная дисциплина, факультативно и как кружковые занятия и элективные курсы. Программы по духовно-нравственному воспитанию реализуются в 43 учреждениях дополнительного образования и охватывают более 7 000 воспитанников (в прошлом учебном году – в 22 учреждениях, с охватом 3 600 воспитанников).

Каждый из присутствующих здесь понимает: Педагог сегодня – один из основных носителей духовности и нравственности.

Выступая на заседании в Российской Академии образования, Его Святейшество Патриарх Московский и всея Руси Кирилл подчеркнул: «Сегодня так развиты средства связи, средства коммуникации, что учиться можно и без учителя. Многие люди так и делают – садятся за компьютер и получают доступ практически ко всем источникам информации. Но ведь мы не ставим под сомнение необходимость учителя. Даже в наш коммуникационный век мы говорим, что нужен учитель. А зачем он нужен? В чем уникальность учителя? Само понятие «учитель» предполагает: это человек, передающий мудрость, знания, опыт предыдущих поколений… Педагог нужен именно потому, что его присутствие предполагает живой контакт одного человека, носителя опыта и мудрости, с другим человеком, у которого нет этого опыта и этой мудрости. И здесь, конечно, огромную роль играет личность педагога, нравственные требования к нему самому…»

Особое внимание в работе по духовно-нравственному воспитанию уделяется подготовке преподавателей религиоведческих и культурологических программ, оказанию им методической помощи.

В муниципальных образованиях активно ведется диссеминация опыта педагогов по духовно-нравственному воспитанию (публикация опыта, проведение методических семинаров, повышение квалификации и переподготовка педагогических кадров).

На конец 2008–2009 учебного года 993 педагога прошли соответствующую подготовку и преподают духовно-нравственную культуру в образовательных учреждениях Московской области.

В текущем учебном году организовано обучение 374 педагогов на базе Духовно-просветительского культурного Центра имени просветителей славянских Кирилла и Мефодия Московского государственного областного университета; в Коломенском государственном педагогическом институте; в Педагогической академии последипломного образования.

В течение года проведено более пятидесяти мероприятий в рамках воспитательно-педагогических дискуссий с участием педагогов и священнослужителей для учащихся и родителей учреждений образования Подмосковья.

Сегодня разработаны программы по духовно-нравственному воспитанию на основании концепции непрерывной и полной занятости ребенка в рамках дополнительного образования:

Дмитровский район: «Православие и рисунок», «История Дмитровского района», «Краеведение. Дмитровский край»;

Городской округ Электросталь: Интегрированный курс «Духовное краеведение Подмосковья и МХК»;

Одинцовский район: «Одинцовская земля – мой край родной»;

Городской округ Жуковский: Интегрированный курс «Христианские мотивы в русской литературе и основы православной культуры»; «Этнокультурное образование: интегрированный курс духовно-нравственный компонент общеобразовательных дисциплин»; «Фольклор как составляющая часть нравственного воспитания и обучения младших классов»;

Егорьевский район – в МОУ ДОД Центр внешкольной работы: Молодежная православная театральная студия «Свеча» (7 – 11 класс); Объединение «Органная музыка с элементами православия» (1–4 класс); Детское общественное объединение «Православные скауты» (5–11 класс).

Проведен целый ряд традиционных мероприятий, таких как: широкомасштабная благотворительная акция «Согреем детские сердца»; День православной молодежи; Московская областная научно-практическая конференция «Молодежь и религия»; открытые уроки в рамках празднования Дней славянской письменности и культуры; областные родительские собрания «Дорога к храму»; традиционные встречи управляющего Московской епархией Русской Православной Церкви, митрополита Ювеналия с активом системы образования.

В декабре 2009 г. впервые пройдет муниципальный тур олимпиады «Духовное краеведение Подмосковья» среди учащихся 8–11 классов, а региональный этап предполагается провести в начале февраля 2010 года.

В 2009 г. впервые в конкурсе «Педагог года Подмосковья» принял участие преподаватель предмета «Духовное краеведение Подмосковья» Паршина Светлана Валентиновна (город Климовск). В своем эссе «Моя будущая философия» она написала следующее: «Мы видим, что среди качеств, которые нам хотелось бы видеть в детях, обладание знаниями – далеко не единственное и главное качество. Гораздо важнее умение работать с полученными знаниями, добывать нужные знания и использовать их для решения сложных жизненных задач и при этом не забывать, что ты живешь в человеческом обществе и что ты – человек».

Большое значение имеет для нас результативное участие подмосковных педагогов в конкурсе «За нравственный подвиг учителя». Обладателями престижной премии, учрежденной Московским Патриархатом Русской Православной Церкви и Министерством образования и науки РФ, стали подмосковные педагоги Аркадьева Алла Валериевна, Шевченко Людмила Леонидовна, Чуб Ольга Владимировна.

В своем выступлении в Российской академии образования Его Святейшество Патриарх Московский и всея Руси Кирилл говорил о том, что люди во все времена пытались увидеть смысл в мироздании. «Выйдите на улицу, – сказал он, – и спросите: кто, взирая на звездное небо, задумывается о смысле мироздания? Мало найдется людей, которые вообще смотрят на звездное небо, потому что так много смотрят на экран компьютера, что уже не до звездного неба. Смысл бытия уходит».

Пока есть педагоги в Подмосковье, предъявляющие нравственные требования, прежде всего, к самим себе, можно быть уверенными в том, что не уйдет смысл бытия.

5 ноября текущего года Правительство РФ определило 19 субъектов Российской Федерации, в школах которых в 2010–2011 гг. пройдет эксперимент по введению комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». У нас программы культурологического цикла не только прошли успешную апробацию, получили высокую оценку и экспертов, и педагогов, но уже используются в учебном процессе и работают на воспитание подрастающего поколения и молодежи.

Президент России Дмитрий Медведев в своем послании к Федеральному собранию в прошлый четверг 12 ноября призвал строить «настоящую Россию – современную, устремленную в будущее молодую нацию, которая займет достойные позиции в мире…».

Каждый из нас понимает, что невозможно этого достичь без формирования нравственного начала в подрастающем поколении и его развитии в молодежи, без приобщения их к национальным и духовным традициям, без сохранения культуры.

Уроки духовности, проводимые в Подмосковье, учат наших детей, подростков и молодежь занимать и реализовывать активную жизненную позицию. Так, например, во время летних каникул бригада учащихся Орехово-Зуевского профессионального лицея №11 помогали в восстановлении Храма Покрова Богородицы в селе Старый Покров Орехово-Зуевского района.

С 2003 г. и по сегодняшний день в имении Достоевских «Даровое» Зарайского района Московской области работает комплексная научная экспедиция, организованная Коломенским государственным педагогическим институтом при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда. В ней участвуют филологи, фольклористы, археологи, реставраторы, дендрологи. Была проведена научная реконструкция усадьбы, на основании которой планируется создать здесь музей-заповедник.

Тесно связана с духовно-нравственным воспитанием проводимая в Подмосковье системная работа по патриотическому воспитанию.

Снова вернусь к посланию Президента к Федеральному собранию 12 ноября, в котором он важную роль отвел нашим ветеранам, отметив, что это «великие люди для каждого из нас, но они являются великими не только как действующие лица грандиозной исторической драмы. Они для нас близкие родственники в самом прямом, буквальном смысле этого слова. Мы одной крови с теми, кто победил, стало быть, все мы – наследники победителей, и поэтому я верю в новую Россию. Нужно помнить и уважать наше прошлое. И работать по-настоящему ради нашего будущего».

Сотрудничество с ветеранами Великой Отечественной войны является одним из важнейших звеньев системы патриотического и гражданского воспитания в системе образования Московской области. Живой интерес к этому направлению воспитательной работы в настоящее время значительно возрос. Чем дальше в прошлое уходят героические страницы войны, чем малочисленнее ряды ее живых свидетелей, тем ценнее встречи с ветеранами и их воспоминания.

Со стороны муниципальных образовательных учреждений Московской области ветеранам Великой Отечественной войны и труженикам тыла оказывается систематическая помощь, которая заключается в шефстве над ветеранами, организации встреч, посвященных памятным датам военной истории нашей родины. В тесной связи с ветеранами решаются задачи духовно-нравственного становления детей и молодежи, подготовки их к самостоятельной жизни.

Ежегодно Министерство образования Московской области проводит областные акции патриотической направленности, посвященные Победе в Великой Отечественной войне.

Помимо проведения традиционных мероприятий патриотической направленности, органы управления образованием городских округов и муниципальных районов Московской области совместно с Советами ветеранов войны и вооруженных сил на постоянной основе проводят работу по благоустройству памятников и мемориальных комплексов павшим героям, организации почетных караулов у обелисков Памяти с возложением гирлянд Славы в дни памяти и скорби. В работе со школьниками по патриотическому воспитанию необходимо активно использовать ресурс молодежных и детских объединений. В школах области действуют 304 детских объединения патриотической направленности.

Яркими примерами работы, проводимой в муниципальных образованиях, может служить опыт организации патриотической работы со школьниками в Егорьевском, Одинцовском, Серебряно-Прудском районах и городском округе Краснознаменск.

Одним из уникальных направлений системы нравственного воспитания и развития детей и молодежи является работа школьных музеев, которые играют большую роль в нравственном, патриотическом и гражданском воспитании школьников. Поисково-исследовательская и экскурсионно-просветительская работа дает широкий простор для творчества создателям музейных экспозиций, способствует формированию, сохранению и развитию культурно-исторических знаний у учащихся, в частности, о родном крае. Всего в Московской области в настоящее время функционирует 555 школьных музеев, из которых 214 музеев патриотической направленности. Основными направлениями работы музеев патриотической направленности становятся, как правило, подготовка и проведение обзорных и тематических экскурсий по экспозициям и выставкам с привлечением в качестве экскурсоводов обучающихся, проведение лекций, выступление с докладами, организация тематических вечеров, привлечение школьников к обогащению фондов материалами, проведение уроков мужества и встреч с ветеранами Великой Отечественной войны и участниками локальных конфликтов.

В мае текущего года завершен конкурс компьютерных презентаций музеев образовательных учреждений по следующим номинациям: «Краеведческая и историко-краеведческая экскурсия», «Военно-историческая экскурсия», «Художественная экскурсия». Лауреатами конкурса признаны музеи муниципальных образовательных учреждений городов: Долгопрудный, Дубна, Электросталь.

В марте-июне 2009 г. областным Центром развития творчества детей и юношества был проведен областной конкурс литературно-творческих работ «Никто не забыт, ничто не забыто», посвященный Победе в Великой Отечественной войне.

Следующий аспект, озвученный Президентом, о том, что «молодые люди разных национальностей и конфессий должны иметь возможность и для совместной учебы, и для совместного отдыха». Неразрывно связаны основы духовно-нравственного развития и образования с воспитанием толерантности у детей и молодежи. Толерантность является той культурной направленностью, отношением личности, которая проживает в мире и согласии в стране, семье, школе, классе. Следовательно, это предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как ответственность, доброжелательность, сдержанность, терпимость. К сожалению, дух нетерпимости к другой культуре, образу жизни, верованиям, привычкам существует в современном обществе. Поэтому мы уделяем особое внимание воспитанию толерантного отношения к представителям различных культур и вероисповеданий, межэтнической и межнациональной терпимости.

С целью выявления отношения молодежи к людям разных наций и религиозных взглядов Коломенским государственным педагогическим институтом было проведено анонимное социологическое исследование. Результаты исследования показали, что молодежь в общении с людьми другой национальности проявляет такт, чувствует себя достаточно комфортно, предполагает, что работать и учиться в многонациональном коллективе сложнее, однако с ущемлением прав из-за принадлежности к другой культуре не сталкивалась. Трудности при общении и взаимодействии с представителями различных культур возникали в результате недопонимания культурных особенностей и языкового барьера. Был сделан вывод, что ярко выраженных проявлений экстремизма и ксенофобии в молодежной среде нет, студенты готовы к эффективному взаимодействию в межкультурной, многонациональной среде.

Вместе с тем исследования Московских областных научных центров показывают, что в настоящее время уже наметились тенденции повышения ксенофобии (в первую очередь этнофобии и мигрантофобии) и снижения уровня социального и межличностного доверия и толерантности у разных возрастных групп. Учитывая данное обстоятельство, Министерство образования Московской области предложило государственным образовательным учреждениям и муниципальным органам управления образованием усилить блок культурного просвещения, духовно-нравственного воспитания и формирования межнациональной толерантности среди обучающихся и создать на базе образовательных учреждений клубы интернациональной дружбы.

Согласно предварительным итогам этой работы, в настоящее время в образовательных учреждениях создано 298 уголков интернациональной дружбы и активно работают 139 клубов интернациональной дружбы. При приемке школ к новому учебному году обязательно учитывалось наличие стендов и информационных уголков по обсуждаемому направлению.

Например, в образовательных учреждениях Одинцовского района функционируют 12 клубов интернациональной дружбы. В Сергиево-Посадском муниципальном районе – 17 клубов и в 23 учебных заведениях оформлены уголки интернациональной дружбы.

В Педагогической академии последипломного образования в рамках повышения квалификации педагогов во все курсы входят модули по воспитательной работе, включающие обязательные разделы, посвященные проблемам межэтнического и интернационального воспитания подростков и молодежи. За последние три учебных года свыше 5 тысяч педагогических работников освоили названный курс.

В Московской области разработаны практические программы по формированию межкультурной компетентности личности, профилактике ксенофобии, по формированию толерантной личности (тренинги толерантности). Их цель – сформировать многоролевую личность, социокультурное развитие которой происходит на перекрестках разных культур и социальных пространств. По Московской области на базе этих программ ведется регулярная работа уже в течение 7 лет.

В настоящее время важным направлением в профилактике асоциальных проявлений в подростковой и молодежной среде является организация работы по антипропаганде молодежных субкультур. С этой целью Министерством образования Московской области разработан специальный план, он внедряется по организационно-методическому сопровождению психолого-педагогической поддержки несовершеннолетних в Московской области. Разработано новое направление «Развитие организационной культуры образовательных учреждений для решения проблем мотивации, дисциплины и кооперации».

К сожалению, в общественном сознании сегодня, наряду с официальной системой ценностей, функционирует теневая культура, определяющая сегодня для молодежной среды систему ценностных ориентиров мировоззренческого характера, задавая стереотипы поведения подрастающих поколений. И это у работников системы образования Подмосковья сегодня вызывает опасение.

В системе образования Московской области на всех ее уровнях проводится комплексная работа по формированию у детей, подростков и юношества ценностных ориентаций на здоровый образ жизни, по профилактике безнадзорности, правонарушений, наркомании, токсикомании, алкоголизма и других асоциальных явлений среди несовершеннолетних.

В целях организационно-методического содействия муниципальным органам управления образованием и областным образовательным учреждениям в их деятельности по профилактике безнадзорности, правонарушений, наркомании и других асоциальных явлений среди подростков и молодежи Министерством образования Московской области проводится работа по организации участия образовательных учреждений Московской области ежегодных мероприятиях областного и федерального уровней, направленных на формирование у детей, подростков и юношества ценностных ориентаций на здоровый образ жизни, в том числе: всероссийском (областной этап) конкурсе детских работ, семейной фотографии и методик в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»; мероприятиях выставок всероссийского форума «Здоровье нации – основа процветания России»; областной межведомственной научно-практической конференции «Формирование здорового образа жизни. Опыт социально-педагогической работы с детьми и семьей в системе образования Московской области»; областном конкурсе социально-педагогических проектов образовательных учреждений Московской области, направленных на профилактику асоциальных явлений среди несовершеннолетних.

Проблему профилактики беспризорности, безнадзорности, правонарушений, наркомании и других асоциальных явлений среди несовершеннолетних, защите их прав на территории Московской области Министерство образования рассматривает как одно из направлений комплексной воспитательной работы в учреждениях образования, обеспечивая приоритет в реализации воспитательных и развивающих программ, направленных на предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних.

Под особым контролем Министерства образования Московской области и муниципальных органов управления образованием находится вопрос всеобуча.

По результатам ежемесячного мониторинга по всеобучу можно отметить целенаправленную работу муниципальных органов управления образованием по профилактике безнадзорности, правонарушений, наркомании несовершеннолетних, организации всеобуча, которая привела к снижению количества отчисленных из общеобразовательных учреждений, пропускающих занятия без уважительных причин.

1. Отчисленные из общеобразовательных учреждений.

За 2007 год из муниципальных общеобразовательных учреждений Московской области отчислено – 436 человек, за 2008 год – 293 человека (сокращение на 33% по сравнению с 2007 годом), за 1 полугодие 2009 года отчислено 87 несовершеннолетних (сокращение на 31% по сравнению с 1 полугодием 2008 года).

Лучших результатов в уменьшении числа отчисленных добились в Серпуховском, Раменском, Воскресенском, Красногорском, Наро-Фоминском муниципальных районах, городском округе Подольск.

Рост числа отчисленных отмечается в Каширском и Клинском муниципальных районах. При этом предметы культурологического цикла не преподаются в 25% школ Каширского района, в 61% школ Клинского района.

2. Пропускающие занятия.

За 2007 год число пропускающих занятия в муниципальных общеобразовательных учреждениях Московской области составило 1305 человек, пропускающих занятия за 2008 г. – 641 человек (сокращение на 52% по сравнению с 2007 г.), за 1 полугодие 2009 г. – 529 несовершеннолетних (сокращение на 17% по сравнению с 1 полугодием 2008 г.).

Наиболее эффективно и качественно проводится работа по недопущению непосещения занятий в Егорьевском и Чеховском муниципальных районах, городских округах Серпухов, Электросталь, Подольск.

Рост числа пропускающих занятия отмечается в Истринском, Наро-Фоминском, Рузском муниципальных районах. При этом предметы культурологического цикла не преподаются в 72% школ Истринского района, в 84% школ Наро-Фоминского района.

Наибольшее количество школьников, пропускающих занятия в мае 2009 года, отмечается в общеобразовательных учреждениях городских округов: Орехово-Зуево – 30 несовершеннолетних, Подольск – 25 человек, муниципальных районах: Наро-Фоминском – 40 несовершеннолетних, Красногорском – 33 человека, Талдомском – 29 человек. При этом предметы культурологического цикла не преподаются в 11% школ города Орехово-Зуево, в 13% школ города Подольска, в 93% школ Красногорского района.

3. Безнадзорные.

На учете в образовательных учреждениях Московской области в 2007 г. состояло 1203 безнадзорных, в 2008 г. – 243 (сокращение на 80% по сравнению с 2007 годом), в 1 полугодии 2009 г. 240 безнадзорных (сокращение на 1% по сравнению с 1 полугодием 2008 г.).

Наиболее эффективная работа по профилактике безнадзорности проводится в муниципальных районах: Ленинском, Волоколамском, Истринском, Шаховском, городском округе Троицк.

Наибольшее количество безнадзорных за 1 полугодие 2009 г. в городских округах: Серпухов – 44 человека, Орехово-Зуево – 17 несовершеннолетних; муниципальных районах: Наро-Фоминском – 46 несовершеннолетних, Ногинском – 19 несовершеннолетних. При этом предметы культурологического цикла не преподаются в 63% школ города Серпухов, в 9% школ Ногинского района.

По оперативным данным муниципальных органов управления образованием, за сентябрь 2009 г:

Отчисленных – 7 несовершеннолетних.

Безнадзорных – 220 несовершеннолетних (в мае было 240 безнадзорных, сокращение за сентябрь – 8%).

Наибольшее количество безнадзорных в Наро-Фоминском муниципальном районе – 38 несовершеннолетних, Орехово-Зуевском муниципальном районе – 24 несовершеннолетних, городском округе Серпухов – 21 несовершеннолетний. При этом предметы культурологического цикла не преподаются в 74% школ Орехово-Зуевского района.

Пропускающих занятия без уважительных причин – 402 несовершеннолетних (в мае было 529, сокращение за сентябрь – 24%).

Наибольшее количество пропускающих занятия в Одинцовском муниципальном районе – 22 несовершеннолетних, городском округе Орехово-Зуево – 20 несовершеннолетних, Сергиево-Посадском муниципальном районе – 18 несовершеннолетних, Талдомском муниципальном районе – 18 несовершеннолетних. При этом предметы культурологического цикла не преподаются в 77% школ Одинцовского района.

В решении этих проблем, выстраивая воспитательный и образовательный процесс, мы уделяем внимание работе с семьей.

В своем обращении к Федеральному собранию 12 ноября Президент отметил, что «школа наряду с семьей является базовым социальным институтом, формирующим личность, приобщающим новые поколения к ценностям отечественной и мировой культуры, делающим человека цивилизованным».

Атмосфера семьи, домашнего очага, взаимоотношения с родными, память о своих предках и воспитание потомков – все это имеет огромное значение для нравственного укрепления личности, а значит, и государства. Не случайно народная мудрость говорит о том, что любовь к Родине начинается с семьи.

В работе с семьей традиционным культурно-просветительским проектом, реализуемым Министерством образования Московской области, стали областные Родительские собрания, которые ежегодно проводятся в городах и районах Подмосковья с целью акцентировать внимание общественности на проблемных вопросах воспитания подрастающего поколения.

В областных мероприятиях ежегодно принимают участие родители и обучающиеся и педагоги образовательных учреждений, главы городских округов и муниципальных районов области, работники органов управления образованием, благочинные. Общее число посетивших осенний цикл родительских собраний прошлого года составило более 2000 человек.

Увы, новый век, новые технологии приносят с собой все больше новых страшных фактов об угрожающих темпах роста наркомании среди молодежи. Показатели молодежной наркомании бьют все новые и новые рекорды. К сожалению, часто наркомания у молодежи становится приятной и легкой альтернативой школе и семье, где дела часто идут не так гладко. Неумение справляться с жизненными трудностями – еще один из факторов молодежной наркомании. Наркотик временно снимает психологическое напряжение, что дает подростку возможность отодвинуть неприятности и получить необходимую разрядку. Каждый из присутствующих в зале понимает, что успех в борьбе с распространением этого среди молодежи зависит не только от врачей, но и от всех нас, от того, как мы относимся к своим детям, к ровесникам, к окружающим, какие жизненные условия им создаем.

Министерством образования Московской области совместно с муниципальными органами управления образованием проводится совместная целенаправленная работа по предупреждению распространения наркомании и токсикомании среди несовершеннолетних в системе образования.

В настоящее время во всех муниципальных образованиях Московской области приняты и реализуются целевые антинаркотические программы, по которым эффективно проводится работа (территории на слайде) в Ступинском, Клинском, Красногорском, Раменском, Чеховском, Луховицком муниципальных районах, городских округах Дубна, Бронницы, Климовск, Краснознаменск, Жуковский, Ивантеевка и в других муниципальных образованиях.

Значимым направлением профилактики является специальная образовательная и культурно-просветительская работа по проблеме наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения несовершеннолетних, которая проводится с учащимися и их родителями с привлечением работников здравоохранения, ГУВД, органов наркоконтроля и других ведомств.

Мониторинг показал, что в 72% образовательных учреждений Московской области реализуются профилактические программы, содержащие разделы, касающиеся изучения воздействия курения табака на организм человека, направленные на пропаганду знаний о вреде курения табака.

В образовательных учреждениях Московской области реализуются культурно-образовательные программы, допущенные Министерством образования РФ, Экспертно-консультативным советом, созданным при Управлении Федеральной службы наркоконтроля по Московской области: «Твое здоровье», «Все цвета, кроме черного», «Мой выбор», «Разговор о правильном питании». В настоящее время охват учащихся образовательных учреждений Московской области профилактическими программами составляет 78,6%.

Министерство образования Московской области проводит целенаправленное обучение специалистов образовательных учреждений по указанным программам. На базе федерального Центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов в области профилактики аддиктивного поведения у детей и молодежи Федерального агентства по образованию проведено обучение специалистов из 61 государственного образовательного учреждения начального профессионального образования Московской области, работников муниципальных органов управления образованием по программе «Твое здоровье».

Такая работа дала определенные результаты. С 2005 г. ежегодно Министерством образования Московской области совместно с Министерством здравоохранения Московской области проводится работа по организационно-методическому сопровождению тестирования учащихся учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования на выявление фактов употребления психоактивных веществ. Данная работа осуществляется на добровольной основе в рамках диспансеризации учащихся.

В 2009 г. тестированию подлежало 29 984 человека учащихся из 104 учреждений начального специального профессионального образования, отказались от тестирования 383 учащихся, 2012 (6,7%) не прошли тестирование по различным причинам (болезнь, не прибыли на занятия в день проведения тестирования и др.). Из 27437 учащихся, прошедших тестирование, отрицательный результат получен у 96,7 %, что на 1,5 % выше, чем в 2008 г.

В ходе тестирования положительный тест на наличие наркотиков в организме был установлен у 828 учащихся, или у 3% от числа прошедших тестирование. В 2008 г. потребителей было выявлено 1143 (3,7%) из 30872, прошедших тестирование. В 2008 г. сомнительная реакция определена у 599 учащихся, повторное тестирование прошли 1489 человек.

В сравнении с 2008 г. доля потребителей наркотических средств среди учащихся снизилась на 0,7%, доля лиц, у которых выявлена сомнительная реакция, осталась неизменна.

Для детей, склонных к употреблению психоактивных веществ и наркозависимости, в системе образования Московской области с 2003 г. действует государственное образовательное учреждение – Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Ариадна», который был создан при поддержке Министерства образования и науки РФ в соответствии с федеральными целевыми программами.

За истекшие 6 лет работы в Центре прошло реабилитацию 356 подростков, из которых 128 получили амбулаторную помощь, 228 находились в стационарных условиях реабилитации.

Неоценимую поддержку в воспитании подрастающего поколения в системе образования оказывают педагоги-психологи.

Во всех образовательных учреждениях Московской области работают 2039 высококвалифицированных специалистов, из них 283 – это молодые педагоги.

Работа специалистов школьных психологических служб системы образования Московской области направлена на решение следующих вопросов: научить детей разбираться в сложностях и противоречиях современного мира; развивать способность к сопереживанию; сформировать уважительное отношение друг к другу и к взрослым; найти способ так «преподносить» ученикам этот мир, чтобы при всем множестве его несовершенств и очевидных проблем у молодого человека сохранялось ясное чувство, что ему все-таки стоит идти в эту жизнь, что жизнь – это ценность и в ней можно найти смысл.

В целях развития социального и эмоционального интеллекта учащихся наиболее широко в практике педагогов-психологов образовательных учреждений Московской области используется программа «Жизненные навыки» автора Кривцовой Светланы Васильевны – руководителя Центра практической психологии Академии социального управления, доцента, кандидата психологических наук.

В помощь классным руководителям, учителям, школьным психологам и родителям – всем взрослым, которые хотели бы научиться грамотному общению с детьми, выпущена в свет книга «Семья. Искусство общения с ребенком» авторов Светланы Владимировны Кривцовой и Екатерины Юрьевны Патяевой – старшего преподавателя факультета психологии МГУ, под редакцией Асмолова Александра Григорьевича – профессора, члена-корреспондента Российской Академии образования. Данная книга распространена во всех школах Московской области.

Символично, что наша встреча проходит в святом Дмитрове, городе, овеянном славой святого князя Димитрия. Подвиг воинов Димитрия Донского на Куликовом поле был повторен 65 лет назад на полях сражений Великой Отечественной войны.

Здесь, в центре России, на Пермиловских высотах были остановлены фашистские захватчики. В нескольких километрах отсюда наши родители и деды сражались, чтобы отстоять нашу культуру и веру, право нашего народа на существование. Мы являемся наследниками деяний наших великих предков, и наш долг – сохранить и развить это достояние, передать его будущим поколениям.

Тема Рождественских чтений этого года «Молодежь – будущее России». Бойцам на Пермиловских высотах было не больше двадцати. Тогда они были будущим России, и они это знали. Они видели врага в лицо, врага их и нашего будущего.

Видит ли этого врага наша молодежь? Видит ли наша молодежь будущее?

Во многом это зависит от нас, от нашей работы.

Поэтому сегодня я желаю всем участникам Чтений, и педагогам, и священнослужителям, яркой и творческой деятельности, проникновенной, душевной работы с нашими юными земляками во имя нашего общего будущего.

Спасибо за внимание!

Текст доклада предоставлен
Министерством образования
Московской области

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.