Главная/Библиотека/Московские Епархиальные Ведомости/№9-10 за 2009 год/

Ответы на письма читателей

Как относится Церковь к астрологии? На канале ВКТ уже давно выходит программа, ведущая которой посещает монастыри, святые места и источники Подмосковья, при этом часто упоминает, что они обладают целительной силой благодаря воздействию планет, а места для монастырей выбраны по каким-то астрологическим признакам. Постоянно привязывают церковь к астрологии. Если это не так, то почему это позволительно делать?

Полина

Отвечает клирик Покровской церкви поселка Черкизово Пушкинского района протоиерей Вячеслав Резников:

Уважаемая Полина! Церковь относится к астрологии очень плохо. Потому что Господь Иисус Христос пришел освободить нас от всякого рабства. Он говорит Своим последователям: «…и познаете истину, и истина сделает вас свободными (Ин. 8:31–32). Астрология же — это одна из попыток детерминировать человека, лишить его свободы. Дескать, ты родился под знаком Скорпиона, и хоть ты лопни, а будешь иметь качества, соответствующие этому знаку.

В иных газетах публикуются астрологические прогнозы: «Сегодня Львам не надо предпринимать серьезных дел; у Весов может начаться новый роман; а Близнецам надо быть более внимательными». А верный ученик Христов говорит: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4:13). И если он задумал доброе дело, то будет делать его, несмотря ни на какие предостережения; злого дела не будет делать, несмотря на самые благоприятные прогнозы; ну, а внимательным постарается быть всегда. И вопреки всем знакам зодиака он будет вырабатывать в себе только христианские качества, согласно заповеди: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48). А что делается на канале ВКТ, за это мы не отвечаем. Нас не спрашивают. Духовной цензуры у нас нет, да если бы и была, — как угнаться за безграничными потоками религиозного невежества, которые наполняют ТВ-каналы! Если действительно хотите узнать церковную точку зрения, обращайтесь к церковной литературе. Там, в частности, сможете узнать, что водные источники обладают целебной силой благодаря Божией благодати и молитвам тех святых, с чьими именами связано их начало. Из церковной истории также сможете подробно выяснить, по каким соображениям был основан тот или иной монастырь и почему построен именно на этом месте. Но астрологических обоснований точно не найдете. За это уж мы отвечаем.

Я некрещеная. В ближайшее время я хочу покреститься. Могу ли я сейчас носить иконку-кулон святой Фотинии?

Светлана

Отвечает протоиерей Вячеслав Резников:

Подумайте только, Светлана: Вы собираетесь креститься, а мечта у Вас одна: поскорее надеть на себя кулончик с изображением святой Фотинии! Так, иногда спрашиваешь человека: «А ты читал что-нибудь о Иисусе Христе?» «Да, — отвечает, — я читал житие Матронушки». Вот тебе и раз! Перефразируя слова апостола (см.: 1 Кор. 1:13), хочется воскликнуть вместе с ним: Да разве Матронушка распялась за Вас на Кресте? Разве во имя Фотинии Вы собираетесь креститься? Вы собираетесь креститься во Имя Господа Иисуса Христа, Который есть «Божия сила и Божия премудрость» (1 Кор. 1:24).

Все должно быть на своем месте и в свое время. Иногда увидишь на груди у человека целый иконостас, но гораздо приятнее увидеть строгое и одинокое изображение креста, и сразу вспоминаются слова апостола Павла: «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Гал. 6:14).

Отвечает настоятель храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» города Клина протоиерей Борис Балашов:

Дорогая Светлана! Во-первых, Вы говорите, что в ближайшее время хотите креститься. Как же мне понять эти Ваши слова? Хочу объяснить свое недоумение.

Креститься — принять Таинство Крещения — значит усыновиться Богу и стать родным и близким Иисусу Христу, стать членом Его семьи — Православной Христовой Церкви. Если Вы подготовились войти в родственные отношения со Спасителем и жить с Ним в согласии и взаимной любви — конечно, надо креститься. Если же Вы собираетесь окреститься «для галочки», чтобы только числиться православной, то не нужно этого делать. Не обманывайте ни Бога, ни себя.

Во-вторых, об иконочке, которую Вы хотите носить у сердца. Икона для православного человека — окошечко в мир Небесного Царства Божиего, помощь для общения с тем святым, который на ней изображен. Если Вы молитесь святой Фотинии и у Вас с ней построена некоторая духовная связь, то в этом случае нормально, когда на груди будет находиться иконочка святой, которая близка сердцу. Но если это будет лишь украшением или амулетом, то не станет Вам ближе святая Фотиния, и помощи от нее Вы никакой не получите. Ни Бог, ни святые не любят формального отношения к себе, а смотрят на наше сердце.

Насколько я знаю, Церковь признает невенчанные, но зарегистрированные браки. Почему же тогда гражданский брак расценивается как блуд? Неужели так важен штамп в паспорте? Ведь брак этим все равно не освящается.

Дмитрий

Отвечает благочинный Красногорского церковного округа протоиерей Константин Островский:

Эти вопросы, к сожалению, приходится слышать очень часто. Люди живут вместе иногда многие годы, имеют детей, называют себя мужем и женой, а вступать в брак не хотят. В том-то и дело, что они и сами чувствуют разницу. Чувствуют, что «штамп в паспорте» это не пустая формальность, потому и не хотят его ставить. Очень часто один из партнеров (не всегда женщина) хочет вступить в брак, а другой отказывается.

Причин множество. По моему опыту, в основном люди не оформляют свои отношения как брак, потому что не считают свой союз постоянным (даже если живут вместе многие годы), или хотят сохранить независимость, или не хотят имущественной и юридической ответственности. А, коротко сказать, в большинстве случаев (опять-таки, по моему опыту) сожители, даже называющие себя мужем и женой, не регистрируют свои отношения именно потому, что их отношения и не являются браком, и один из сожителей или оба не хотят вступать в брак.

Так что дело тут вовсе не в прихотях духовенства. Просто Церковь брак называет браком, а не брак не называет браком. И законный брак благословляет, а беззаконное сожительство не благословляет. Так что людям, пребывающим в таком сожительстве, нельзя причащаться. Чтобы причаститься не в суд и в осуждение, им необходимо покаяться и или вступить в брак, или расстаться.

И, кстати сказать, у всех почитающих Бога народов — хотя формы брака и законы о браке бывали самые разные — брак одобрялся, а беззаконные сожительства осуждались. То, что современное общество все либеральнее относится к половым отношениям людей, как раз и свидетельствует о том, что оно постепенно теряет свою укорененную в религии культуру и погружается в сумрак язычества.

Интересно, что людям, даже неверующим, неприятно, как правило, говорить «я живу в блуде» или «у меня есть сожитель». Потому и распространилось это лукавое употребление термина «гражданский брак» для обозначения беззаконного сожительства, что совесть-то у людей есть. Но, конечно, гражданским браком правильно называть именно законный брак, заключенный по обычаям и законам народа или государства, к которому относят себя муж и жена. (Я не случайно употребляю здесь совместно сами по себе различные термины «обычай» и «закон», «народ» и «государство», потому что в разное время и в разных местах законность брака может определяться по-разному.)

А формальными актами и документами пренебрегать не стоит. «Штамп в паспорте» — это очень серьезная вещь, это внешний знак того глубочайшего многопланового события, которое происходит с вступающими в брак людьми. Даже если брак фиктивный, то и тогда соответствующие документы тоже не пустые бумажки и штампы, только это уже внешние знаки не истинного события, а знаки лжи.

Впрочем, процедура регистрации брака не является обязательной для венчания сама по себе. Церковь, венчая законные, а не беззаконные браки, следует в этом отношении за государственными установлениями. В дореволюционной России Православная Церковь вела акты гражданского состояния, поэтому регистрация тогда по времени естественно совпадала с венчанием.

После Октябрьской революции государство в течение нескольких десятилетий во многих случаях признавало законными незарегистрированные браки, поэтому и Церковь в то время разрешала венчание браков без государственной регистрации. В Журнале Московской Патриархии № 3 за 1931 г. напечатано Постановление Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и Временного при нем Патриаршего Священного Синода от 16 августа 1928 г. № 148, в котором среди прочего говорится:

«Для брачного сожительства гражданская регистрация по советским законам не обязательна; однако обязательно достижение брачного возраста (18 лет). Могут быть и другие какие-нибудь частичные ограничения, нарушение которых повлечет судебное дело и священник, венчавший этот брак, окажется прикосновенным. В ограждение духовенства от всяких таких нежелательных последствий предложить епархиальным Преосвященным сделать со своей стороны распоряжение по епархиям, чтобы подведомственное им духовенство при венчании не достигших установленного возраста (а равно и при всяком сомнении недопустимости данного брака с точки зрения советского закона) требовало документ о регистрации данного брака подлежащими органами правительственной власти».

То есть и в тот период Священноначалие указывало духовенству во всех сомнительных случаях отказываться от венчания брака без документа о его регистрации, но в принципе венчание без регистрации не было предосудительным.

Однако законодательство с тех пор давно изменилось, теперь государство юридически признает только зарегистрированные браки, и, значит, венчание не зарегистрированных (то есть незаконных) браков стало совершенно недопустимым.

Нередко людям представляется удобным совершить венчание до регистрации, и они стараются уговорить священника обвенчать молодых, скажем, в пятницу вечером, когда регистрация назначена на субботу. Но в одном из таких случаев, когда батюшка поддался на уговоры, обвенчанные в пятницу молодые в ночь с пятницы на субботу поссорились и не только не стали расписываться, а и обратились в Епархиальное управление с просьбой их «развенчать». Был случай, когда сотрудники храма уговорили настоятеля обвенчать их до регистрации, а потом поссорились и тоже написали в Епархиальное управление, что хотят теперь церковного развода.

К слову сказать, в Православной Церкви не существует чина «развенчивания». Если человек был в венчанном браке, а потом брак распался и человек намерен создать новую семью, ему следует сначала зарегистрировать новый брак, а потом обратиться за благословением на венчание к епархиальному архиерею.

Иногда венчанием пытаются пользоваться аферисты. Известен случай, когда человек был расписан с одной женщиной, а обвенчан с другой. Был случай, когда замужняя женщина просила обвенчать её с любовником, не имея, кстати, намерения разводиться с законным мужем. Конечно, такие явно фальшивые «таинства» являются недействительными, а в сомнительных случаях нужно обращаться за разрешением проблемы к Правящему архиерею своей епархии.

Имеет ли право батюшка отказать освятить крестик, мотивируя тем, что я пришел в церковь «одетый как на пляж»? И как я должен летом приходить? Не в ватнике же? Таким отношением ваши «служители» только отталкивают людей от Церкви.

Алексей

Отвечает протоиерей Борис Балашов:

Священник в церкви занимает положение не аналогичное продавцу в магазине, где действует закон «деньги — товар». Православный храм никак не может, не потеряв своей сути, превратиться в комбинат бытового обслуживания. В храм приходят к Богу с разными проблемами, в том числе и с просьбами.

Образ креста, на котором был распят Сын Божий, ставший Сыном Человеческим, для христиан является святыней и иконой. В православном учении об иконах сказано, что честь, воздаваемая образу, восходит к Первообразу. Крест — это призывание помощи и благословения Божиего. К тому же христианин помнит слова Господа: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мф. 16:24). Поэтому христианин относится к своему нательному крестику не как к украшению, амулету или оберегу, а как к святыне, символу христианства и жертвенной любви Христовой. Поэтому крест и освящается. Но в Церкви сила Божия действует не механически, а по силе нашей веры: по вере вашей, да будет вам (Мф. 9:29).

Не секрет, что к святыне многие люди относятся без благоговения, а к нательному крестику — как к украшению или амулету. В этом случае, конечно, священнику не стоит освящать крестик, если он не ожидает от человека христианского отношения к святыне.

Нужно ли в церковь летом приходить в ватнике? Я думаю, что Вы сами понимаете, что сказано это для красного словца. Однако если летом Вы будете приглашены на свадьбу к близким, вряд ли Вас поймут, если Вы придете на торжество в коротких шортах и цветастой майке. Если в такой одежде неуместно идти на бракосочетание, то, полагаю, не будет уместным в таком виде прийти и в храм, чтобы попросить Божиего благословения, а ведь именно это и означает освящение крестика. Как же Вам быть, если лето жаркое, а Вы на улице в пляжном виде? Надеюсь, что все же кроме шорт у Вас есть и джинсы или легкие брюки, да и рубашка или приличная футболка тоже найдутся. Так сделайте свою встречу с Богом в храме такой, чтобы она была приятна и Богу, и Вам!

Теперь насчет «отталкивания людей от Церкви». Конечно, и священники не всегда бывают правы. Однако очень трудно оттолкнуть того, кто душой к Церкви не подошел и ещё не очень торопится подойти. А то, что Вы, обращаясь к церковным работникам, называете священников «вашими», а не «нашими», к сожалению, свидетельствует о том, что Вы ещё не стали реальным членом Церкви, а очень жаль!

Мой совет Вам: откройте Евангелие и постарайтесь понять Иисуса Христа и значение Его искупительной смерти на Кресте.

Не могли бы Вы растолковать смысл и значение отрывка из Евангелия от Луки, глава 14: «если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником». Как можно ненавидеть близких, если их надо любить?

Евгений

Отвечает протоиерей Борис Балашов:

Дорогой Евгений! Блаженный Феофилакт Болгарский в своем толковании этого евангельского отрывка пишет: «Смотри же, в простоте своей и неопытности, не соблазнись сим изречением». Ненависть — это чувство, противоположное любви. Поэтому стоит задуматься, о какой любви тут говорится?

Когда юноша и девушка полюбили друг друга, они могут говорить, что любят друг друга больше всего на свете. И никто с этим спорить не будет. Однако от чего идет отсчет любви, больше чего они любят? Давайте подумаем: больше телевизора и компьютера, больше собаки и кошки, больше автомобиля и дачи, больше квартиры и собственной карьеры? Так? Не будем это оспаривать. Но ведь возможен и иной отсчет любви.

Одна любящая пара, искренние православные христиане, вступала в брак. Выходя из храма после венчания, молодая жена сказала своему молодому мужу: «Ты у меня всегда будешь в жизни на втором месте». Как он был счастлив тому, что всегда будет в её жизни сразу после Бога!

А какая же любовь выше: повыше земли или пониже неба?

Можно любить тело: ласточки, попугая, кошки, собаки, человека. А можно любить всего человека — тело и душу, то есть саму человеческую личность. Такая любовь уже ведет свой отсчет не от земли, а от неба.

Иисус Христос ждет от Своих учеников, что в их душах все будет правильно расставлено. На первом месте — любовь к Богу, на втором — любовь к человеку. И, конечно же, любовь к ближнему должна быть в гармонии с любовью к Богу. Когда эта гармония ломается, когда любовь телесная становится выше любви к Богу и любви к человеческой личности и её внутреннему миру, тогда человеческая любовь перестает быть чистой и святой. Вот именно об отвержении такой любви к ближним и говорит Господь.

Когда мы говорим о любви к самому себе, она тоже может быть как святой, так и грешной. Когда в центре внимания и любви человека находятся Бог и близкие — любовь к самому себе становится здоровой и святой. Если в центре внимания он сам, а не Бог и близкие, то такой человек напоминает завитую деревянную стружку: внутри — пустота.

Поэтому слова Христовы не о том говорят, что не надо любить близких, а о том, что любовь к ним должна быть здоровой, святой и в согласии с любовью к Богу.

Почему Бог, с самого начала зная, что все так плохо кончится — Адам и Ева согрешат, люди развратятся, и для их спасения придется Иисусу Христу идти на крест, все равно творит человека, попускает диаволу искушать их и нас? Не проще ли было бы оградить человечество от возможности согрешить? Все бы спаслись.

Александр

Отвечает священник Алексий Михаленя:

Подобные вопросы очень часто возникают у людей, приходящих к Богу и начинающих задумываться о смысле жизни: отчего в мире есть зло, как Бог допускает его существование, почему страдают люди? Все эти вопросы, а также «советы» Богу как лучше устроить мир, появляются по той простой причине, что человек, постепенно приходящий к вере в существование Бога, не может довериться Ему. Мы же верим не просто в то, что Он есть, но что Он благ и милостив к нам — Его детям. Сам Господь засвидетельствовал: никто не благ, как только один Бог (Мф. 19:17), причем Он благ не только к праведникам, но и к неблагодарным и злым (Лк. 6:35). Вы, конечно же, спросите: а что же за благость в перенесении скорбей? Можно в ответ привести множество цитат о пользе терпения, которым спасаются души (Лк. 21:19), но лучше вспомнить, что Бог не только Всеблагой, но и Всеведущий: нет ничего сокровенного от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его (Евр. 4:13), и потому Он лучше всякого «мудреца» знает, что нужно для нашего спасения. Мы же, уткнувшись носом в землю, в земное наше существование, зачастую и не помышляем о Царстве Божием, которое надо бы нам искать прежде всего (Мф. 6:33). Все наши блага, все то, что дорого для нас — здоровье, успех, спокойная жизнь — мы хотим получить именно здесь, в этой временной жизни, забывая, что для нас в вечности приготовил Господь — место рядом с Собой (Ин. 14:3). И что для этого Он Сам претерпел смерть на Кресте. Попытка встать над Богом и давать Ему советы — как лучше обустроить мир, сродни попытке самостоятельно взобраться на небо, но это никому не удавалось и не удастся, открыть его для людей смог только сшедший с небес Сын Человеческий, Сущий на небесах (Ин. 3:13). Доверимся Ему! Вкусите, и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него! (Пс. 33:9).