Главная/Библиотека/Московские Епархиальные Ведомости/№7-8 за 2009 год/

Ответы на письма читателей

По роду своей деятельности я часто общаюсь с бездомными, наркоманами, бывшими осужденными. Вроде все хорошо, но стала замечать, что мне уже ничего не стоит употребить крепкое словцо, в лексиконе появляется все больше жаргонизмов, а в целом стала замечать, что как-то черствею душой. И мне это очень не нравится. Мне кажется, я теряю себя. Что делать?

Зинаида

Отвечает благочинный Красногорского церковного округа протоиерей Константин Островский:

Уважаемая Зинаида! Что делать? Общаясь, мы все, вольно или невольно, друг на друга влияем, перенимаем манеры, стиль речи и многое другое и на разных уровнях душевной глубины. Кое-что, конечно, зависит и от нас самих. Я, например, тоже замечаю, что общение с людьми малообразованными, особенно с подростками, плохо влияет на мою речь. Стараюсь следить за собой, чтобы, скажем, слово «нормально» означало у меня «в пределах нормы», а не заменяло собой слово «хорошо».

Наверное, и всем нам надо стараться быть внимательными, а особенно тем, кто общается с людьми, как говорят, «из группы риска». Так ведь и в телесном отношении: все культурные люди моют руки перед едой, но врачи-инфекционисты — особенно тщательно.

Но все же, как ни остерегайся, очень многое мы перенимаем у людей невольно. Даже в Священном Писании сказано: «С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши, и со избранным избран будеши, и со строптивым развратишися» (Пс. 17:26–27). И народная мудрость говорит: «С кем поведешься, от того и наберешься».

Тогда стоит, мне думается, задаться вопросом: «Зачем я общаюсь с людьми, от которых могу заразиться душевно, а то и телесно?» Ради зарплаты? Ради тщеславия? Ради самоутверждения? Все это и тому подобное стоит ли того, чтобы жертвовать своей культурностью или здоровьем? Пусть каждый сам решает.

Но, если Вы работаете с бездомными, наркоманами, бывшими осужденными ради того, чтобы помочь этим людям встать на ноги, начать добрую человеческую жизнь, обрести правую веру, то Бог воздаст Вам за те жертвы, которые Вы приносите ради Божьего дела.

И ещё мне сейчас вспомнились слова апостола Павла, что сила Божия в немощи совершается (2 Кор. 12:9). Пока мы хотим творить добро своей силой, уповаем на себя, Бог, хотя и благословляет наше благое намерение, но дает проявиться и нашей немощи. В частности, это выражается и в том, что не только наши подопечные учатся у нас хорошему, но и мы учимся у них плохому.

Если же человек, глубоко познав свою немощь, при этом не отчаивается, а, уповая на милосердие Божие и призывая Бога в помощь, берется за святое дело, то начинают действовать уже не те силы и законы, какие действовали раньше, а действует благодать Божия, и в познанной нами нашей немощи начинает совершаться сила Божия.

Купил машину, а в ней иконки от прежнего хозяина остались. Надо ли снова её освящать, или достаточно того, что это сделал предыдущий владелец?

Артем

Отвечает клирик Покровской церкви поселка Черкизово Пушкинского района протоиерей Вячеслав Резников:

Нельзя второй раз крестить человека, если достоверно известно, что он крещен. А любую вещь можно снова освятить, если чувствуете в этом необходимость. Но уж если освятили, если призвали Божию благодать, то уж и пользуйтесь этой вещью соответственно — так, как данной Вам Самим Богом, и ведите себя как в Божием присутствии — пристойно: не рискуйте жизнью, ни на кого не гневайтесь, не сквернословьте. Помните, что иконки, которые Вы или предыдущий хозяин прикрепили на видном месте, нужны не машине, а нам, чтобы почаще во время движения вспоминать Господа Бога и молитвенно к Нему обращаться. И, конечно, освящение машины не освобождает от необходимости соблюдать правила дорожного движения. Хорошо бы нам всем уяснить, что освящение машины, квартиры и других вещей не принесет нам никакой пользы, если не начнем освящать самих себя: и чтением Священного Писания, и изучением Закона Божиего, и участием в Церковных Таинствах.

Подскажите, пожалуйста, как и где лучше всего крестить младенца, я, как будущий крестный отец, хочу крестить в церкви, как это полагается. А его родители хотят перенести эту службу домой, пригласив батюшку. Дайте правильный совет, пожалуйста.

Егор

Отвечает протоиерей Константин Островский:

Уважаемый Егор! Ситуации бывают разные, важно было бы выяснить, что побуждает родителей младенца крестить его на дому. Суеверный страх сглаза? Гигиенические опасения? Нежелание идти в церковь, а желание поскорее исполнить «народный обряд крещения», который рассматривается лишь как повод для застолья? А может быть, у ребенка ослаблен иммунитет в связи с какой-то болезнью и его действительно опасно выносить из дома?

Если родители подвержены суеверию, нужно аргументированно обличить перед ними ложность суеверия. Если они безосновательно опасаются какой-то инфекции, следует объяснить им, что в церкви соблюдают правила гигиены не меньше, чем где бы то ни было, и что их опасения безосновательны.

Если родители ребенка настолько чужды церковности, что для них Святое Таинство рождения нового члена Тела Христова только повод выпить, то зачем Вы вообще соглашаетесь быть крестным у их ребенка? Или нужно, чтобы они изменили свое отношение к Таинству, или нужно Вам самому отказаться от участия в сомнительном мероприятии. Или лучше согласиться быть крестным в этой ситуации во избежание худшего зла?

Наконец, если для крещения на дому есть действительные причины, то, конечно, ребенка можно крестить и на дому.

В любом случае заботиться надо не о том, чтобы все сделать, по Вашему выражению, «как полагается», а о пользе дела, то есть о спасении душ людей, с которыми мы общаемся. Хорошо бы Вам и родителям младенца обсудить поднятый вопрос по существу и прийти к согласию. Если будет ясно, что можно крестить ребенка в храме, — это лучше всего. Или родители обратятся с просьбой крестить младенца на дому к священнику, который тогда и примет решение, руководствуясь своей пастырской совестью. С Вашей же стороны необходимо проследить, чтобы обратились только к тому священнику, который действительно служит в одном из храмов Русской Православной Церкви.

Отвечает настоятель храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» города Клин протоиерей Борис Балашов:

Дорогой Егор! Вы задали два разных вопроса о Таинстве Крещения: как крестить? и где крестить?

Сначала постараемся кратко ответить на первый вопрос: как крестить? Ответ простой: по вере родителей или, по крайней мере, мамы и крестных. Ведь мы хотим, по сути, чуда: чтобы ребенок вырос хорошим — и добрым, и здоровым, и чтобы наследовал вечную жизнь, и помощь Божию в этой жизни получал.

Когда у Иисуса Христа что-либо просили, Он отвечал: «По вере вашей да будет вам» (Мф. 9:29). Поэтому первое условие для того, чтобы Таинство Крещения принесло действенную пользу ребенку, — наличие живой веры. И не столько в существование Бога — в это верят даже бесы, — сколько веры Самому Богу, Его Любви, Его словам, записанным в Евангелии. Веры, подобной той, какой мы верим самым близким людям. Веры как полного доверия и крепкой взаимной связи двух личностей.

Могу предположить вопрос с Вашей стороны: «А где же взять такую веру, ведь нас этому не учили?» Абсолютное большинство тех людей, которые сейчас наполняют наши храмы, тоже могут сказать, что их вере не учили. Но ведь находит только тот, кто ищет!

Как веру найти? А что нужно сделать для того, чтобы глубоко понять человека, чтобы можно было ему доверять? Самое первое дело — это начать взаимное общение. А в отношениях с Богом? Да, в общем, так же. Начать искренне молиться, открывая Богу свои мысли, чувства, сомнения, просьбы — это наши слова Богу. А с другой стороны, вдумчиво и осмысленно читать Евангелие — Слово Божие. Можно возразить — трудно, непонятно. Не спорю, но разве познание или освоение чего-либо нового бывает когда-нибудь легким? Дорогу осилит идущий. Если, конечно, он этого хочет.

Когда же человек начинает Богу верить и доверять, пора подумать о том, что надо выгрести мусор из души, то есть принести покаяние Богу и исповедоваться и тем самым восстановить живую связь со своим Спасителем. Сделав это, нужно встать лицом к лицу с Богом и соединить с Ним свою жизнь в Таинстве Причащения.

Разумеется, крестным может быть только крещеный человек, который реально участвует в таинственной (духовной) жизни Православной Церкви.

И самое главное здесь — это личная духовная подготовка крестного.

Теперь ответ на второй вопрос: где крестить? Конечно, очень хорошо крестить в храме. Но можно и дома, в семейной обстановке. Дома ли, в храме ли, но хорошо это будет только тогда, когда как минимум мама и крестные духовно подготовились к этому величайшему событию в жизни нового человека и укрепили свою веру и личную связь с Богом, о чем кратко уже сказано выше.

Мой маленький крестник после посещения некоторых людей начинает сильно плакать. Родители звонят и просят: «Крестная, приезжай, пошепчи». Я приезжаю, почитаю над малышом Богородицу, Отче наш, иногда молитву Киприану и Иустинье, водичкой святой умою. Малыш успокаивается и спит, а вот мне становится очень плохо, начинаю болеть. Что мне делать, как снять негатив с себя? Отказать ведь им не могу.

Ирина

Отвечает протоиерей Вячеслав Резников:

Во-первых, поймите, Ирина, что Вы не «шепчете», но — молитесь, то есть ходатайствуете пред Богом за всю эту семью. А молиться простому человеку хорошо и благодатно, когда тот, за кого молишься, — и сам духовно трудится, и тебя просит о конкретной молитвенной помощи. Даже апостол Павел, прося молиться за себя, как бы оправдывался: «Молитесь о нас; ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно» (Евр. 13:18). А Ваши подо-печные, судя по всему, относятся к противоположной категории. Уже самое их выражение «приезжай, пошепчи» говорит о многом. Им не нужен ни Христос, ни спасение души; им нужно, чтобы ребенок не смущал покой, не мешал заниматься своими делами. Молиться за таких людей, значит — уготовить душу на те искушения, от которых заслоняешь их. Апостол Павел однажды сказал такие удивительные слова: «…великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти», которые сами противятся истине (Рим. 9:1–3). Он знал, о чем говорил и что делал, и был готов ко всему. Вы же и не осознаете, и не готовы, и истинной любви не имеете, однако возложили на себя чужой крест, и вот уже почувствовали его тяжесть. Это и есть Ваш «негатив».

Все не случайно дается Богом, «Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:4). Так, беспокойство ребенка — сигнал родителям. Чтобы ребенок был в порядке, в семье надо создать атмосферу церковности, домашней молитвы, любви и тишины. А если Вы так и будете каждый раз его «зашептывать», а родители, следовательно, так и будут пребывать в бесчувствии, то это — как снятие болевого симптома: человек успокоился, а болезнь продолжает его разрушать.

Слово Божие говорит: «если ты вразумлял беззаконника, а он не обратился от беззаконного пути своего, то он умрет в беззаконии своем, а ты спас душу твою» (Иез. 3:18–19). Так что с этих пор, при очередном «вызове», упорно напоминайте родителям, чего Господь от них ждет: чтобы они сами молились, причащались, читали Слово Божие и другие церковные книги. Пригрозите, что не будете помогать, если не будут Вас слушать. И так — в каждый свой приход, и спрашивайте, что они уже сделали? И тут они или начнут потихоньку продвигаться, или им надоест Ваше «занудство», и Вас перестанут звать. А Ваш «негатив» и в том, и в другом случае постепенно будет уходить.

Я замужем за мусульманином, сейчас на шестом месяце беременности, но уже сейчас в нашей семье остро встал вопрос о том, крестить ли младенца. Муж категорически против, хотя его нельзя назвать особо верующим, он не настаивает на обрезании, но и в церковь идти отказывается. А мне не по себе, я ведь крещеная и очень хотела бы крестить и своего ребенка. Какие доводы можно привести мужу в пользу крещения? Возможно ли покрестить втайне от него, если я не смогу склонить его в пользу этого важного для младенца обряда?

Александра,
Казань

Отвечает протоиерей Вячеслав Резников:

К сожалению, из Ваших слов, Александра, можно заключить, что Вы заботитесь только о «обряде крещения», а не о том, чтобы воспитать будущего ребенка православным христианином. Печально и то, что этот вопрос встал для Вас только теперь, «на шестом месяце беременности». О чем Вы думали, выходя замуж за мусульманина? Разве Вы не читали в Священном Писании, что замуж надо выходить только «в Господе» (1 Кор. 7:39), то есть за человека одной веры? Самое главное для христиан, вступающих в брак, — основать домашнюю церковь и помогать друг другу идти путем спасения. По крайней мере, Вы должны были сразу заявить, что намерены воспитывать детей по-христиански, и взять обещание, что препятствий не будет. Что делать теперь? Постарайтесь убедить мужа, что воспитывать — Вам, и что Вы не сможете сознательно утаивать от ребенка спасительные, самые главные для Вас, истины христианской веры. Объясните, что невозможно молиться и осенять себя крестным знаменем, а ребенка этому не учить. И как это — Вы пойдете в церковь, а ребенка с собой не возьмете?.. Тем более, и муж не собирается его никуда водить и не настаивает на обрезании. Но самое главное — прилагайте все усилия, чтобы и самой не остаться только «крещеной», но становиться настоящей христианкой.

Моя семья уговаривает меня покреститься, но я не понимаю, для чего это нужно. Есть такое изречение: «Бог един во всех лицах», т. е. можно и ислам принять, и иудеем стать, и т. д., но все настаивают, что русский человек может быть только православным. А ведь христианство — не исконно русская вера, из истории известно, что приезжали послы от разных религий. А ещё говорят: если поверишь будет тебе счастье, а если не поверишь — будет плохо. Похоже на какую-то торговлю: «ты мне, я тебе».

Илья

Отвечает протоиерей Вячеслав Резников:

Уважаемый Илья, Вы совершенно правы в своем противлении Вашей семье. Потому что все аргументы, которые они приводят в пользу крещения, — неосновательны, и Вы прекрасно их разбиваете. Однозначно: нельзя заманивать в Церковь обещанием земного счастья, и никакой торговли здесь быть не может. Конечно, Господь Иисус Христос обещал: «и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин. 16:22). Но Он также и сказал — «в мире будете иметь скорбь» (Ин. 16:33). Верно и то, что русский имеет полное право принять и магометанство, и иудаизм, и какой-нибудь шаманизм. Кстати, Ваши родные даже не догадываются, что Иисус Христос пришел в первую очередь к иудеям, а уж потом — и к эллинам, и к татарам, и к неграм, и к китайцам, и вообще ко всем народам, в числе которых находятся и русские (Деян. 13:46). Главное, чего, к сожалению, не знает Ваша семья и потому не говорит Вам, это — слова Христовы: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16:16). Им надо бы стараться не о том, чтобы любыми средствами окунуть Вас в крещальную купель, а о том, чтобы привести к вере.

Изречение «Бог един во всех лицах» я слышу впервые. Не знаю, где Вы его откопали. Если сами немного подумаете над ним, то согласитесь, что оно совершенно бессмысленно. А вот лучше послушайте, что говорит наше Священное Писание: «один Господь… один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас», и поэтому только «одна вера» является истинной (1 Тим. 4:5–6). Эту то, единую, истинную веру необходимо обрести, распознав её среди великого множества более или менее ошибочных вер. Вспомните, как святой князь Владимир, в поисках истинной веры, призвал представителей разных религий, внимательно расспросил их и, по тщательном размышлении, выбрал то, что выбрал, крестился и после этого переменил всю свою жизнь. Для Вас, очевидно, время поиска ещё не пришло. Ну, а без веры, действительно, невозможно понять, «для чего это нужно», то есть креститься.

Я учусь в семинарии на заочном отделении. Задолго до поступления начал заниматься айкидо, точнее, одним из его направлений. На тренировках занимаемся только техникой, никакой философии, бесед и пр. Я никогда не рассматривал свои тренировки как обучение боевому искусству. Это были просто занятия спортом, позволяющие вести здоровый образ жизни, развивающие внимание, реакцию и координацию движений. Однако теперь я сомневаюсь — продолжать ли тренировки? Может ли человек в духовном сане участвовать в подобном, а возможно, в будущем и организовать подобную секцию на приходе для молодежи, дабы с пользой для здоровья отвлечь детей от улицы, агрессии?

Сергей

Отвечает протоиерей Вячеслав Резников:

На это счет, дорогой Сергей, могут быть разные мнения. Конечно, выполнение традиционных задач священника требует полной отдачи сил и времени. Но жизнь многообразна, и задачи эти могут выполняться по-разному. Например, святитель Лука (Войно-Ясенецкий) даже в епископском сане продолжал «резать» людей на операционном столе. Архиепископ Макарий был одновременно и президентом республики Кипр. Черногорские владыки порой предводительствовали войсками. Митрополит Московский Иннокентий в бытность алеутским миссионером вообще был мастером на все руки, чему обучал и своих прихожан. Почему бы и Вам не совмещать заботу о спасении человеческих душ с заботой об укреплении их тел? Христианскому сообществу нужны разносторонние люди, в том числе — способные защитить ближнего и беззлобной силой остановить зарвавшееся зло. Апостол Павел писал, что «телесное упражнение мало полезно» (1 Тим. 4:8), но не говорил, что оно совершенно бесполезно. Другое дело, что у Вас появилось сомнение, хотите ли Вы продолжать этим заниматься. А что не по вере, то грех (см.: Рим. 14:23). Постарайтесь разобраться, действительно ли Вам это нужно, и будет ли по силам такое совмещение. И потом уж — «делайте без ропота и сомнения» (Флп. 2:14).