Главная/Библиотека/Вестник Московской митрополии/№7-8 за 2009 год/

Социальное служение Московской епархии: из писем в редакцию

Сотрудничество благочиния и психиатрической больницы

Сотрудничеству Орехово-Зуевского благочиния и Московской областной психиатрической больницы № 8 более десяти лет. Началось оно с благословления открытия Центра наркологической помощи детям в 1997 г. Оно проходило постепенно и зависело, безусловно, от внешних и внутренних условий деятельности больницы. В то время, когда уровень финансово-экономических возможностей больницы был крайне низким, благочиние оказывало гуманитарную помощь доставкой крупы, муки и др.

В условиях деморализации коллектива, обусловленной долгостроем больничного комплекса, участились посещения священнослужителями различных мероприятий, проводимых больницей с участием главного нарколога и представителей Минздрава. И, конечно же, сотрудничество зависело от духовных запросов и потребностей самих пациентов, их родственников, социально-значимого окружения. Здесь вспоминаются горячие выступления родственников, медиков, педагогов на областных научно-практических конференциях, проходивших на базе больницы, о нарастающей бездуховности молодого поколения, об отчаянии родителей и беспомощности педагогов перед ростом эпидемии наркомании, алкоголизации, ВИЧ-инфекции и прочих бед современного общества. На этих конференциях звучала уверенная речь священнослужителей. Постепенно стали возникать общественные организации, ставившие своей целью борьбу с пороком. Их деятельность также была с вниманием воспринята и поддержана нашим благочинием.

На сегодня, в этом плане, степень взаимодействия такова, что в рамках общественной антинаркотической молодежной организации «Дружина» с выездом на летний этап программы участвовали два священника. За эту программу больница по итогам Всероссийского конкурса, организованного в рамках подготовки и проведения Всемирного Русского Народного Собора в 2008 г., заняла 2-е место в номинации «Социальная работа с молодежью», с вручением грамоты митрополитом Кириллом, ныне Патриархом Московским и всея Руси.

Со стороны больницы сотрудничество с Церковью определялось поставленными задачами, возникающими в ходе профилактики, оказания лечебной и реабилитационной помощи больным с наркологическими расстройствами и созависимым лицам.

Все вышеперечисленное подводило к логическому выводу: необходимо подтвердить наши взаимоотношения договором о сотрудничестве. В торжественной обстановке благочинный церквей Орехово-Зуевского округа протоиерей Андрей Коробков и главный врач больницы Г. И. Шурыгин в 2002 г. подписали договор о совместном сотрудничестве. С того времени до открытия больничного храма оставалось ещё долгих пять лет. И по-прежнему, даже с ещё большим усердием, священники были постоянными добрыми советчиками, прежде всего в работе с детьми и подростками, молодыми душевнобольными. С их благословения тысячи связанных нитей-цепочек для крестиков, сделанных пациентами, отправлены в монастыри, причем не только в Московской области. За эту деятельность получено благодарственное письмо за подписью митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия.

В условиях Центра наркологической помощи детям священнослужители нашего благочиния приняли участие в просветительской программе для школьников на тему «Десять заповедей». А если добавить к этому, что на занятиях в Центре наркологической помощи детям нередко вместе с пациентами в большей массе присутствуют здоровые школьники, то становится понятно, что значение сотрудничества больницы с благочинием гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд.

Деятельное сотрудничество больницы с Церковью затрагивает и самоопределение специалистов — врачей, психологов, социальных работников, работающих как с больными с зависимостями и психическими расстройствами, так участвующих в профилактических программах. Эффект в части духовного просвещения может быть достигнут только в том случае, если специалисты сами будут являться носителями определенного мировоззрения и уклада жизни (религиозного, культурного) и будут стремиться передать ценностные нормы пациентам, обращающимся к ним за помощью.

Ярким и запоминающимся событием для всего коллектива и пациентов стало открытие в 2007 г. на территории больницы храма в честь Иверской иконы Божией Матери. Храм по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия был освящен архиепископом Можайским Григорием, настоятелем назначен священник Антоний Рыжаков. На открытии больничного храма присутствовали городские и районные власти.

Храм охотно посещают больные. Еженедельно совершается Молебное пение о недужных, а один раз в месяц — Божественная литургия. Помимо богослужений в храме отец Антоний — частый гость в больничных отделениях, где он совершает требы и беседует с пациентами и персоналом. Наряду с перечисленными, продолжаются другие виды сотрудничества: работа по восстановлению храмов пациентами — наркозависимыми реабилитационного отделения; посещение святых мест взрослыми пациентами и пациентами детского отделения; участие в профилактических мероприятиях тематической направленности различного уровня: круглых столах (в 2008 г. участие в работе круглого стола, организованного ГНИЦ наркологии и Русской Православной Церковью по вопросам реабилитации наркозависимых), конференциях, ежегодно проводимых в рамках Рождественских чтений.

За десять лет сотрудничества, особенно после открытия храма, персонал больницы, призванный в силу своих должностных обязанностей обеспечивать реабилитационные мероприятия как с пациентами с различными формами зависимостей, так и с психическими больными, теперь уже не мыслит этого сложного процесса без духовной составляющей, которая в той или иной форме осуществляется священнослужителями Орехово-Зуевского благочиния.

Шурыгина Татьяна Евгеньевна,
зам. главного врача по наркологии

Священник в больнице

Для нас, сотрудников Пушкинской районной больницы, религия перестала быть чем-то чуждым, а верующие люди, коими мы сами постепенно становимся, уже не кажутся витающими в облаках фанатиками. Все это благодаря построенному на территории нашего лечебного учреждения православному храму и его ревностным служителям, по праву ставших почетными членами нашей больничной семьи.

Главное, что мы почувствовали 10 лет назад, когда молодой батюшка, отец Андрей (как же тяжело было поначалу к нему так обращаться!) впервые вступил на нашу территорию, — нам предлагают вполне реальную помощь. Тогда было много сомнений, комплексов, но подкупающая человечность Православной Церкви в конце концов растопила лед недоверия. На самом деле в больнице у людей много не только физических, но и духовных проблем. Это и взаимоотношения доктора-пациента и доктора-доктора, наконец, естественные конфликты внутреннего порядка, которые мы, врачи, приносим в больницу из дома, а нередко в дом из больницы. Кто, скажите, сможет дать вразумительный ответ на эту груду вопросов? Вопросов насущных и, не побоюсь этого слова, жизненно важных.

Евангелие, ставшее настольной книгой многих сотрудников ПРБ, действительно главный самоучитель счастливого человека. Бывало, при наплыве пациентов вымотаешься, хоть сам к себе в очередь становись, возьмешь себя за шкирку, в сторонку отведешь, откроешь Новый Завет и чувствуешь, как жизненные соки наполняют не только твою душу, но и тело. Что ещё интересно, действительно Евангелие — слово, обращенное к тебе в настоящий момент, даже мурашки по коже бегут. Как будто все в подробностях Богу рассказал, а Он тебе точно отвечает на поставленные вопросы.

Ещё вот: попадется больной, которого ни одно лекарство и ни она процедура не берут, другой бы десять раз выздоровел! Вот так, поневоле, и предлагаешь пациентам обратиться в наш больничный храм. Надо констатировать, что с каждым годом мы все больше и больше убеждаемся в силе церковных Таинств: Крещение, Соборование, Исповедь и, конечно, Причащение. После прихода священнослужителя болезнь если и не сразу отступает, то налицо положительная динамика.

К сожалению, мы проделали в этом направлении незначительный путь, но все-таки, это путь, а не тупик, в котором продолжают пребывать многие наши коллеги. Хотелось бы обратиться ко всем, кто связан с больницей: постарайтесь посмотреть на православного священника непредвзято. Поверьте, многое в его образе вас заставит изменить отношение к религии. Она, говорю из опыта своего и многих моих коллег, не уводит человека от реальности, а, напротив, возвращает к ней. Православие является тем связующим звеном, которое некогда было утрачено нашим обществом и которое способно сделать наши усилия более плодотворными. Мы нужны друг другу.

P. S. Сомневаясь в целесообразности для данной заметки ряда фактов, все-таки не могу удержаться от послесловия. За последние 10 лет в нашей больнице сменилось пять главных врачей. С этим фактом неизбежно были связаны моральные и материальные трудности коллектива. Когда же два года назад на должность главного врача был назначен Феликс Карлосович Петросян, то первым, кто реально оказал ему помощь, причем не только духовную, но и материальную, был именно настоятель нашей больничной церкви протоиерей Андрей Дударев. Например, он на храмовые средства преобразил лицо нашего лечебного учреждения — построил красивый сорокаметровый кованый забор и ворота взамен старого покосившегося из бетона. Вообще, у нашего главврача весьма близкие и неформальные отношения с отцом Андреем: Феликс Карлосович даже стал крестным отцом батюшкиного сына.

Юнин Сергей Александрович,
заведующий хирургическим отделением

Отзывы о православном лагере для детей

Любовь Ивановна Артемова, бабушка гимназиста-второклассника Владика Гайдука:

Я хочу поблагодарить наших батюшек за то, что они придумали и организовали православный патриотический лагерь «Дружина-2009». Благодарю за то, что мы здесь все вместе и что такая здесь благодать. Дай Бог, чтобы все задумки, какие есть относительно развития этого лагеря, сбылись. Мы, родители, очень этого хотим.

Всем говорю спасибо! Отцу Михаилу Ялову, директору нашей гимназии имени священномученика Константина Богородского, который этот замечательный лагерь организовал. Его помощникам: отцу Андрею Воронцову — человеку открытого сердца, глубокого ума. Как он любит детей! Любовью так и горит. А игры, которые он придумывал, сплотили всех нас, сделали более открытыми, помогли подружиться — и не только внутри своего отряда. Мы все стали лучше понимать друг друга, а это очень большое дело. Отцу Олегу Волкову — он приучает наших детей к такому большому и важному делу — защищать свою Родину. Он занимался с ребятами, играл, проявлял, когда нужно — строгость, а когда нужно — любовь.

В лагере нашем — очень понравилось! Такая благодать! Все мы здесь с верой и молитвой, и это дает удивительную силу! Вот я — пожилой уже человек, а мне совсем не трудно ходить на послушания, усталости не чувствую. Откуда-то энергия появляется — наверное, Господь помогает.

А какие у нас люди хорошие! А дети какие! Всех хочу пригласить — приезжайте сюда, не пожалеете! Здесь очень, очень хорошо! Даже не могу выделить что-то одно: все здорово, и все интересно! Утром встаем, работаем, отдыхаем — и все на подъеме.

Ещё очень хорошо, что лагерь семейный, что ребята здесь вместе со взрослыми. Взрослые трудятся, дети это видят и стараются подражать, им уже неловко сидеть сложа руки. Так постепенно и приучаются к труду.

Уезжать не хочется. На следующий год, если, Бог даст, будем живы, обязательно все приедем сюда ещё.

Мария Алексеевна Маркина, мама гимназистки-второклассницы Полины Маркиной:

Время в лагере прошло незаметно. В первые дни мы приспосабливались, порой было трудновато, но потом привыкли, адаптировались, нашли очень много новых друзей.

Понравилось, что все в нашей «Дружине» было очень грамотно спланировано и организовано. Режим дня был, на мой взгляд, очень хорошо построен: подъем, молитва, зарядка, уборка в домиках, завтрак, потом — послушания, затем молитва и обед, тихий час, а после — отдых, игры. Вечером после ужина — построение, молитвы на сон грядущий и отбой. Часто ходили в походы, катались на байдарках, велосипедах. Было очень интересно, и даже маленькие не жаловались, что устали.

Поначалу нашим городским детям было здесь не очень-то легко: огород, уход за курами и лошадкой, какие-то хозяйственные работы, уборка территории — это же для большинства из них в диковинку. Зато, преодолевая трудности, они сплотились, крепко подружились, и все это, безусловно, пошло им на пользу.

Вообще, народ здесь собрался добрый, дружный, все друг друга уважают — так и должно быть в православном лагере. Всем здесь очень нравится, и мы мечтаем приехать сюда на следующий год.

Большое спасибо отцу Михаилу и всем, кто ему помогал сделать для нас и наших деток этот замечательный лагерь — «Дружину-2009».

Сотрудничество с Вооруженными силами

В те годы, когда я был командиром БПК «Адмирал Левченко», у нас сложились очень теплые, можно сказать, братские отношения с нашими шефами из Ногинского района, которые регулярно посещали и сейчас продолжают посещать корабль. Очень хорошо, что в составе шефских делегаций приезжает священник — благочинный протоиерей Михаил Ялов или его помощник. Я глубоко уважаю отца Михаила и могу свидетельствовать, что для моряков за годы знакомства он стал родным, «своим» батюшкой, экипаж ему доверяет. Ему легко находить общий язык с членами экипажа: ведь он сам знаком с морской службой, да и сейчас многие его детские программы так или иначе связаны с морем.

Один из интересных и, уверен, нужных проектов — посещение Северного флота допризывной молодежью. Второй год подряд в Североморск приезжают старшеклассники Православной гимназии из Ногинска. Молодежь размещается на борту военного корабля, знакомится со службой, бытом и традициями военных моряков, посещает различные корабли, музеи воинской славы и т. д. Это пробуждает у молодежи интерес к воинской службе, и я знаю, что многие ребята, вернувшись из такой поездки, высказывали желание пойти служить именно на флот.

Проводятся встречи гостей с офицерами, личным составом, гимназисты рассказывают о своей школе и храме, выступают с концертами. Сопровождающий подростков священник, в свою очередь, встречается с моряками, и они получают возможность удовлетворить свои духовные потребности в Крещении или Исповеди или просто побеседовать с батюшкой, получить добрый совет, разрешить недоуменные вопросы.

Сотрудничество Армии и Флота и Православной Церкви, безусловно, необходимо, потому что история земли Русской всегда была очень тесно связана с Православной верой. И, конечно же, присутствие духовного лица на корабле не только дисциплинирует экипаж, но и вносит очень существенную линию духовного воспитания. Ведь служить к нам приходят люди очень разные, многие из них, к сожалению, далеки от какой бы то ни было духовной традиции, почти ничего не знают и о Православии. Так вот, тот опыт и та мудрость, основанные на Православной вере человека, который будет с моряками заниматься — идеально, если это будет корабельный священник, — помогут направить досуг, свободное время и силы моряка в нужное русло. Во-первых, это позволит предотвратить множество неприятных ситуаций, во-вторых, это обогащает человека в духовном плане, да и просто полезно с точки зрения дисциплины. Кроме большой пользы, от сотрудничества с Церковью ничего не может быть, и я очень надеюсь, что скоро у нас — в частности, на нашем корабле — появятся корабельные батюшки.

Даже если встреча, беседа со священником не будет иметь каких-то видимых ярких последствий, эффектных, так сказать, результатов — это не значит, что она прошла зря. Наверное, бывают и такие случаи — вот пил человек, дебоширил, а потом поговорил с батюшкой — и совершенно переменился, или был на грани самоубийства, но услышал слово проповеди — и обрел новый смысл жизни. Это все возможно, конечно, но на моей памяти очень много случаев, когда слово священника, его присутствие действовало как бы незаметно, исподволь. Вот вроде бы ничего особенного не происходит, но чувствуешь, как оздоравливается атмосфера в коллективе, люди делаются, с одной стороны, более собранными, с другой — более спокойными, а значит — повышается боеспособность экипажа, что для меня как командира очень важно.

Я считаю, что хороший священник — это тонкий психолог, который разбирается в душах людей и всегда поможет добрым советом. Не секрет, что любой матрос, офицер или мичман за время службы сталкивается со множеством проблем, от духовных до материальных. Возьмем простую ситуацию: от моряка ушла любимая девушка, не дождалась парня со службы. Человек крепкий это перенесет нормально, а у более слабого душевные переживания могут перерасти даже в трагедию. В этом случае присутствие священника на борту может просто, не побоюсь этого слова, спасти жизнь человека. Другой момент — досуг. Если свободное время экипажа занято изучением Слова Божия, истории — с живыми примерами из жизни людей, причисленных к лику святых, и так далее — это будет интересно и для офицеров, и для мичманов, и для матросов. Поколение, воспитанное в советское время, не имело этих знаний, поэтому интерес закономерен. К сожалению, восполнять пробелы приходится в основном с помощью средств массовой информации. Наличие же в составе экипажа умного человека, который всегда сможет компетентно рассказать нечто интересное для всего экипажа, помогло бы решить проблему духовного просвещения. Если бы лично от меня зависело введение штатной единицы корабельного священника — я голосовал бы «за» двумя руками, потому что это действительно очень нужно.

Я убежден, что возрождение традиции единения Вооруженных сил и Православия — традиции, которой издавна славилась Россия, — безусловно, поднимет престиж Российской Армии и Флота и привлечет новых членов в Церковь.

Капитан первого ранга
Анатолий Петрович Долгов,
командир большого противолодочного
корабля «Адмирал Чабаненко»
Северного флота

предыдущая статья
Вести из благочиний
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.