Главная/Библиотека/Московские Епархиальные Ведомости/№3-4 за 2009 год/

Протоиерей Игорь Лепешинский. О подготовке и проведении Пасхальных праздников

В последние годы детские рождественские елки стали повсеместной традицией. Трудно, наверное, найти приход, где бы они не организовывались. Пасхальные же праздники для детей организуются не везде, что связано с определенными трудностями в их подготовке.

Во-первых, необычайно трудно готовить такой праздник в период Великого поста.

В это время священнослужители, сотрудники храма и преподаватели воскресной школы почти ежедневно участвуют в богослужениях, и на подготовку детского праздника остается совсем мало времени и сил.

Во-вторых, в отличие от рождественских праздников, процесс подготовки проходит в самый разгар учебного года, и собирать детей на репетиции намного сложнее.

В-третьих, пасхальных стихов, песен и сценариев совсем мало — намного меньше, чем рождественских.

Но тем не менее все эти вопросы при желании можно разрешить.

В Рузском благочинии мы обычно готовим районный Пасхальный фестиваль. К его проведению привлекаем не только воскресные школы, но и районные светские коллективы. Если 10 лет назад этот процесс шел с трудом, то теперь почти все коллективы хотят обязательно участвовать в фестивале и приходится устраивать конкурс.

Победители конкурса обычно участвуют в районном Пасхальном фестивале в Рузе, а все остальные — в праздниках, устраиваемых на местах приходами и администрациями сельских поселений.

При такой организации обычно неплохо решаются первые два вопроса: светские педагоги, которые трудятся в общеобразовательных и музыкальных школах, школах искусств, направляемые священнослужителями и преподавателями воскресных школ, берут на себя немалую часть работы, да и собрать детей, используя административный ресурс, им легче.

Третий вопрос — самый сложный. Мы не можем допустить, чтобы районный Пасхальный фестиваль был по качеству ниже, чем аналогичные светские мероприятия, а в идеале он должен их превосходить. В прошлые годы мы делали пасхальные литературно-музыкальные композиции, используя стихи русских классиков (http://www.netda.ru/belka/text_mil/stihov1.htm). Из современных поэтов можно порекомендовать стихи Людмилы Колодяжной, Нины Карташевой, Вадима Симонова, Александра Солодовникова, Виктора Афанасьева (http://www.netda.ru/belka/text_mil/stihov1.htm, http://gospodi.com.ru/).

Обычно пасхальная композиция начинается с Благовещения. Затем идет весенняя тема — сравнение пробуждающейся от зимы земли с Воскресением; Вербное воскресенье, крестные страдания Спасителя и, наконец, Пасха. При таком расширении темы, во-первых, удается набрать достаточное количество стихов и песен, во-вторых — обеспечить достаточно высокий уровень композиции (например, использовать стихи Цветаевой, Блока, Брюсова), в-третьих — сделать композицию миссионерско-просветительской.

Конечно, особенно трудно найти песни и сценарии пасхального содержания. Мы стали сочинять песни и сценарии не от хорошей жизни, просто ничего не было, да и сейчас с этим не густо, а востребованность огромная. Эти песни и сценарии можно найти в сборниках-альманахах «Праздники в воскресной школе», которых к настоящему времени вышло четыре выпуска, а также книге «Детский музыкальный катехизис». Кое-что можно найти на сайте Отдела по религиозному образованию и катехизации Уфимской епархии (http://www.didaskal.ru/deloN6010), а также на сайте http://romanov-murman.narod.ru/ Алексея Толстых. Особенно популярны стали сценарии «Пасхальный агнец», «Дорога к храму», «Новые приключения Буратино».

К пасхальной литературно-музыкальной композиции вполне возможно присоединить пьесу просто на духовно-нравственную тему.

Так, например, мы в пасхальный период играли «Сказку о Петре и Февронии», сказку «Король Рич» (о святости брака), «Счастливый принц», «Мальчик-звезда» (по О.Уайльду).

На прошлую Пасху наш детский театр «Восхождение» поставил пьесу по сказке современной писательницы Тамары Крюковой «Ловушка для героя». Писательница, используя современный образ компьютерной игры в стиле фэнтэзи, проводит вполне христианские идеи: самопожертвования, любви к ближнему и борьбе с самим собой.

Хочется сказать ещё об одном. Зачастую на приходах используются сценарии, написанные людьми, далекими от Церкви. В таких сценариях Пасха изображается как некая народная традиция: куличики, крашеные яички, о Христе — ни слова. Христианская традиция нередко смешивается в таких сценариях с языческими суевериями. Актеры в таких спектаклях «по-народному» окают и акают, коверкают фразы — получается эдакий «лубок», уж не говоря о том, что литературные достоинства такого сценария ниже всякой критики. Конечно, хотелось бы этого избежать. Для этого нужно привлекать к подготовке пасхального праздника людей, обладающих христианским мировоззрением и художественным вкусом.