Главная/Библиотека/Московские Епархиальные Ведомости/№3-4 за 2009 год/

Ответы на письма читателей

Можно ли в торговом зале магазина вешать иконы? Не является ли это кощунством?

Отвечает благочинный Красногорского церковного округа протоиерей Константин Островский:

В тех местах, где прилично бывать верующим православным людям, можно, как правило, размещать и иконы. В магазине, где продают обычные продукты питания или, скажем, обувь, почему бы не быть на стене образу Божиему? Он будет одним своим видом помогать людям не растворяться в мирской суете и будет им напоминать о Царстве Небесном. То же относится и к местам общественного питания. В столовой поместить икону — вполне естественно.

Но есть места, куда верующему человеку лучше никогда даже не заглядывать, которых, вообще, лучше бы не было. Понятно, что в таких заведениях вешать иконы — кощунство. Нужно сначала само заведение перепрофилировать во что-нибудь хорошее, потом освятить его и поместить на видном месте икону.

Это — в общем. А в каждом конкретном случае вопрос должен решать сам владелец или директор магазина (кафе), и решать по совести. А освящать или не освящать конкретную торговую точку — должен решать по своей христианской совести священник.

В Библии написано, что после грехопадения Адама изгнали из рая, а у райских ворот поставили херувима с огненным мечом, перед которым поставлена задача: не допускать людей обратно в рай. А как же православные утверждают, что покаявшийся на кресте бандит первым попал в рай, а за ним и другие?

Отвечает настоятель храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», г. Клин протоиерей Борис Балашов:

Хочу предложить Вам ответ из Священного Предания, как это выражено в богослужебном тексте — рождественской вечерней стихире (в русском переводе): «Придите, будем радоваться о Господе, изъясняя настоящую тайну. Отделявшая нас от Бога преграда разрушена, огненный меч отстраняется, херувим отдаляется от древа жизни, и я причащаюсь райской пищи, откуда был изгнан за непослушание…»

Православная Церковь в своем богослужении дает такой ответ: Пришествие Христа в мир людей дало возможность строить с Богом живые сыновние отношения и освящаться плодами древа жизни — Телом и Кровию нашего Спасителя, чтобы приобщаться к вечной жизни и бессмертию. Все свои силы христианин стремится направить на духовное сроднение и таинственное соединение с Иисусом Христом, Который открыл нам путь в Царство Небесное Вечного Бога и удивительную жертвенную любовь.

Сын Божий для того стал Человеком, чтобы людей вернуть к Богу. Бог теперь открыт для человеческих исканий и доступен для людей.

Крестили ребенка в храме, а недавно узнали, что это не храм, а частный дом, в котором служит запрещенный много лет назад священник. Что нам теперь делать, надо ли крестить сына опять?

Отвечает протоиерей Константин Островский:

Православная Церковь признает действительным крещение, совершенное мирянином или мирянкой, если крестить человека нужно срочно, из опасения, чтобы он не умер некрещеным, а священника поблизости нет. К действию, совершенному запрещенным в служении священником, можно было бы применить это правило, если бы он действовал из указанных благих побуждений. Но из содержания вопроса видно, что этот запрещенный священник нарочно устроил некое подобие православного храма и, вводя людей в заблуждение, совершал там свои беззаконные службы или из корысти, или из пренебрежения к установленной Богом освященной иерархии.

О такого рода случаях есть разъяснение в «Настольной книге для священно-церковно-служителей» протоиерея Сергия Булгакова (М., 1993, репринтное издание, стр. 976): «Признавая действительность и неповторимость Крещения, совершенного мирянином в действительной нужде, Церковь иначе смотрит на те случаи, когда несвященные лица берут на себя совершение этого Таинства или по легкомыслию, или из пренебрежения к установленным священнослужителям, или по другим нечистым побуждениям. Тут непризванный совершитель Крещения является уже самозванцем, так сказать, узурпатором Божественной благодати, присутствие которой поэтому не может быть признано и на самом крещенном».

Окончательное заключение по Вашему вопросу вправе вынести правящий архиерей. Для этого Вам необходимо обратиться с прошением в Епархиальное управление по месту жительства.

Всех этих проблем можно было бы легко избежать, если бы Вы были прихожанином конкретного храма, и тогда пришли бы крестить ребенка не к случайному священнику, а к тому, которого хорошо бы знали.

Пожалуйста, объясните. Недавно я потеряла любимого человека, он погиб в ДТП. Я очень скучаю о нем и часто прошу его перед сном, после вечерних молитв, мне присниться. И, пожалуй, не было случая, чтобы он не пришел ко мне. Во сне я очень четко его вижу, дотрагиваюсь до него, мы разговариваем, смеемся и утром я просыпаюсь с радостью, как будто он уехал далеко, но помнит обо мне. И хотя я знаю, что это большая иллюзия, но мне как-то легче пережить потерю с воспоминаниями о нем и такими «свиданиями». Но моя подруга сказала, что нельзя этого делать, и если к тебе во сне приходит покойный, то это не он, а бесы в его обличье приходят и искушают, «забирают» энергию, «тянут» душу. Это верно? Что думает об этом Церковь? Пожалуйста, мне очень нужно знать.

Отвечает протоиерей Борис Балашов:

Вы пережили большую трагедию. Но хотелось бы обратить внимание на Ваши слова: «Я потеряла любимого человека». Из этих слов следует, что Вы его любите. А любовь не должна умирать, даже смерть не властна над настоящей любовью!

Однако из Вашего письма абсолютно не видно, что Вы любите его самоотверженной любовью. Почему? Нет ни одной мысли собственно о нем: что ему нужно от Вас, чем Вы хотите помочь ему? Все только о том, что Вам он нужен, Вам необходимо общение с ним или его образом.

Что же здесь плохого? А говорить здесь, на самом деле, можно не только о «плохом», но и о большой духовной опасности.

Вы жаждете чуда и просите о нем. Это огромная ошибка. Чудес нельзя просить! Бог не творит чудес по заказу. Так как же объяснить то, что Вы во снах получаете общение с любимым человеком? На этот счет могут быть два объяснения. Первое — это воплощение во снах собственных фантазий. Второе — темные силы играют с Вами и делают Вас своей рабой. И то, и другое — плохо.

Плохо, что вместо реальной помощи любимому человеку Вы утешаете себя спровоцированными сонными видениями. Как бы это не оказалось предательством собственной любви! Как так? Но ведь если любишь, то в первую очередь думаешь о том, как одарить человека любовью, как ему сделать полезное и нужное! Однако таких мыслей в Вашем письме не видно. Речь только о том, как Вам без него плохо, а о том, что плохо может быть его душе, — к сожалению не думаем. О том, что умерший нуждается в нашей помощи и поддержке, — не вспоминаем. А разве такова настоящая любовь?

Задумайтесь: мы умеем заботиться о нуждах живого человека. Так ведь умерший тоже ждет нашей любви и заботы о его душе. А нам как-то недосуг подумать об этом. Я думаю, что вот это — самое страшное!

Как можно помогать умершим? Во-первых, самим стремиться к Богу: читать Евангелие и молиться, войти в жизнь Христовой семьи — Православной Церкви, начиная со спасения собственной души. А тот, кто спасается сам, — тот может и другого спасать, вымаливая его и совершая добрые дела в его память.

Если бы Вы так стали делать, то Господь дал бы Вам утешение в скорби и дал бы почувствовать, что Ваша любовь укрепляет и облегчает состояние души ближнего.

Очень страшно потребительское отношение к любви: желание получать радость, а не отдавать любимому.

Настойчиво советую Вам не просить о чуде Бога, а совершить чудо самой: обратить свою любовь лицом к умершему. Пусть Ваши молитвы и добрые дела принесут ему радость и помощь. Тогда и ему будет светлей, и Вам теплей.

Моя сестра, выйдя замуж, приняла мусульманство по молодости и глупости, была на тот момент беременна. Сейчас, осознав все, хочет быть христианкой. В душе всегда оставалась православной, переживает, что в мусульманской молитве отреклась от Христа. Что нужно ей сделать, чтобы вернуться в христианство?

Отвечает клирик Покровского храма поселка Черкизово Пушкинского района священник Алексий Михаленя:

Отрекшихся от Христа обратно в Церковь принимают через Таинство Покаяния. Надо прийти на исповедь в храм, а священник после исповедования Вашей сестрой своих грехов, в том числе и этого, кроме обычных разрешительных молитв прочитает для нее специальную — для возвращающихся из магометанства. В дальнейшем она должна постараться своей жизнью по заповедям Божиим и регулярным участием в церковных Таинствах подтвердить свою сегодняшнюю решимость оставаться всегда православной христианкой.