Главная/Библиотека/Московские Епархиальные Ведомости/№1-2 за 2009 год/

Священник Сергий Ванюков. Богослужения Святой Четыредесятницы

В дни Великого поста Святая Церковь, призывая каждого верующего к духовному совершенствованию, предлагает в своем богослужении богословское осмысление аскетического опыта подвижников, раскрывает сотериологическое значение литургических празднований и являет глубину христианского вероучения. Сокровища аскетического, нравственного и литургического богословия, искусно вплетенные в ткань великопостного богослужения, во многом получают свое воплощение в уставных, зачастую чисто практических, указаниях богослужебных книг

По словам свт. Афанасия (Сахарова), «в богослужении, в Уставе Православной Церкви нет ничего случайного, в нем все строго продумано. И все, даже малейшие детали имеют свой, часто весьма глубокий смысл, сообщают отдельным чинам и последованиям свой колорит, придают им особую умилительность и трогательность… Наше богослужение – высокохудожественное произведение, сложный механизм тонкой работы... И если иногда нам неясен смысл той или иной детали богослужения, – это не значит, что его вовсе нет... Это значит только, что мы пока еще не умеем понять его, не знаем. Надо найти его и постараться уяснить себе... Из сказанного следует, как важно для православных в деле молитвы и богослужения послушание Церковному Уставу. Важно и необходимо и мельчайшие детали чинов и служб церковных исполнять именно так, как они изложены в Уставе, ибо только тогда богослужение будет иметь тот именно смысл, какой дает ему Святая Церковь»1

Таким образом, выполнение предписаний Устава позволяет наиболее полно раскрыть и донести до каждого молящегося содержание православного богослужения. Уставные особенности великопостных седмичных служб, характер и строй которых значительно отличается от богослужения в прочие периоды года, нередко вызывают затруднения у совершителей богослужения. Данная статья является попыткой дать краткий обзор порядка и особенностей богослужения в седмичные дни св. Четыредесятницы, с тем, чтобы его участники, усвоив основные теоретические положения, приобрели необходимые для осмысленного и благоговейного совершения Божественной службы уверенность и спокойствие духа. В силу своего назначения, данная статья излагает материал в конспективной форме, располагая его в порядке совершения служб в течение астрономического дня.

О полунощнице в седмичные дни Великого поста

Согласно Уставу, полунощница совершается с поклонами. После возгласа «Боже, ущедри ны...» – молитва прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами).

В первый день поста перед полунощницей «знаменает параекклисиарх к свету коснее, вечерняго ради утешения» (см. Типикон, гл. 49-я), и поклонов нет (кроме трех поклонов с молитвой прп. Ефрема Сирина).

Великопостная утреня

1. «Благословен Бог наш…»

2. Трисвятое по «Отче наш…», «Яко Твое есть Царство…», «Аминь». «Господи, помилуй» (12). Слава, и ныне;

3. «Приидите, поклонимся...» (3).

4. Двупсалмие (во время двупсалмия – каждение алтаря и храма):

a. Псалмы 19-й и 20-й; Слава, и ныне;

b. Трисвятое по «Отче наш…», «Яко Твое есть Царство...»;

c. Тропари: «Спаси, Гос­поди, люди Твоя…», Слава: «Вознесыйся на Крест…», И ныне: «Предстательство страшное...»

d. Малая сугубая ектения: «Помилуй нас, Боже…», «Яко Милостив и Человеколюбец…», «Именем Господним благослови отче».

5. «Слава Святей…»

6. Шестопсалмие. (Утренние молитвы иерей начинает читать во время 102 псалма.)3

7. Великая ектения: «Миром Господу помолимся…», возглас: «Яко подобает...»

8. «Аллилуиа» во глас Октоиха со стихами: стих 1: «От нощи утренюет…»; стих 2: «Правде научитеся…»; стих 3: «Зависть приимет…»; стих 4: «Приложи им зла...». Певцы к каждому стиху поют: «Аллилуиа» (трижды).

9. Троичны гласа4. Первый Троичен поется просто, окончание его зависит от дня седмицы: в понедельник – «Предстательствы Безплотных Твоих помилуй нас»; во вторник – «Молитвами Предтечи Твоего помилуй нас»; в среду и пятницу – «Силою Креста Твоего сохрани нас, Господи»; в четверг – «Молитвами святых Апостол Твоих и святителя Николая помилуй нас». Перед вторым Троичном поется Слава. Окончание второго Троична во все дни седмицы – «Молитвами всех святых Твоих помилуй нас». Перед третьим Троичном поется И ныне. Окончание третьего Троична во все дни седмицы – «Богородицею помилуй нас».

10. Кафизмы три (с «заходами», «опевами» и «окончанием»).

11. Малых ектений нет, вместо них – «Господи, помилуй» (3), Слава, и ныне.

12. Седальны по кафизмах:

a. По 1-м стихословии – седальны Октоиха из приложения Триоди. Мученичен, напечатанный после Богородична седальнов и надписанный: «На 7 песни»5, поется перед Богородичном, предваряемый стихом: «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев». Если рядовой святой Минеи не имеет кондака, то мученичен в седальнах не поется, а поется по 6-й песни канона6. [Назидательное чтение – из творений прп. Ефрема Сирина]7.

b. По 2-м и 3-м стихословии – седален Триоди8 на ряду (дважды) и Богородичен (в среду и пяток – Крестобогородичен). [Назидательное чтение: по 2-м стихословии – из творений прп. Ефрема Сирина, по 3-м стихословии – из Лавсаика.]

13. «Господи, помилуй» (3), Слава, и ныне: 50-й псалом.

14. Молитва литии: «Спаси, Боже, люди Твоя…»9; «Господи, помилуй» (12), «Милостию и щедротами…»

15. Каноны:

a. Минея содержит полный канон (при службе двум святым – два полных канона). Триодь содержит два трипеснца (прп. Иосифа и прп. Феодора). Трипеснец состоит из песни, зависящей от дня седмицы (в понедельник – 1-й, во вторник – 2-й, в среду – 3-й, в четверг – 4-й, в пятницу – 5-й), а также обязательно из 8-й и 9-й. Первый трипеснец состоит из ирмоса (в Триоди – инципиты ирмосов), трех тропарей и Богородична. Второй трипеснец имеет ту же структуру, только после Богородична приводится дополнительный (5-й) тропарь со стихом: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе»10.

b. Песни Священного Писания поются в великопостной редакции (см. в Ирмологии). Полностью текст библейской песни исполняется только в песнях с трипеснцами. (Таким образом, за седмицу целиком пропевается весь цикл Песней Священного Писания.) В остальных песнях в качестве припевов к тропарям используется только необходимое количество последних стихов (от отметки: на 4 (или: на 8 – при службе двум святым)).

В пятницу 1-й, 5-й и 6-й седмиц11 Великого поста на утрене 6-я и 7-я библейские песни пропеваются полностью, поскольку в субботы этих седмиц на службе с Бог Господь не стихословится великопостная редакция библейских песней, а в праздничной редакции, поемой в эти субботы, данные песни приводятся в значительно сокращенном виде, что не позволяет считать завершенным полный круг библейских песней в эти седмицы. В 6-й и 7-й песнях канона соответствующие библейские песни пропеваются подряд до отметки на 4, после чего поется ирмос Минеи и тропари с оставшимися стихами песней Священного Писания. В 6-й песни ирмос в начале (перед стихом на 4) не поется, а поется в качестве катавасии в конце песни (см. об этом в п. d).

c. В 9-й песни канона библейская песнь, по причине краткости, пропевается вся в запевах. Песнь канона начинается с ирмоса (без стиха перед ним), далее 1-й стих библейской песни – 1-й тропарь канона и т. д.

d. Покрывающий ирмос – после 3-й, 6-й, 8-й, 9-й песни + песни с трипеснцами. В песнях с трипеснцами покрывающим будет ирмос 2-го трипеснца. Поскольку 3-я (кроме среды) и 6-я песни не имеют покрывающего ирмоса, то в этих песнях ирмос поется не в начале, а в конце песни12. В среду ирмос Минеи поется в начале, т. к. в Триоди есть трипеснец, содержащий покрывающий ирмос. При службе двум святым в 3-й (кроме среды) и 6-й песнях – ирмос первого канона Минеи в начале, а ирмос канона второго святого – в конце.

e. Три типа исполнения песней великопостного канона:

1. В песнях без трипеснцев (только по Минее) – ирмос (в счет не входит) + тропари канона Минеи на 4 со стихами библейской песни (два последних стиха и Слава: И ныне:). В 3-й (кроме среды) и 6-й песнях – ирмос поется не в начале, а в конце песни.

2. В песнях с трипеснцами (по Минее и Триоди) каноны на 14. Канон Минеи «предваряет», т. е. поется первым. Библейская песнь исполняется полностью. Стихи ее пропеваются «поскору» без тропарей до отметки: на 14. Далее – следующий стих библейской песни (на 14), после которого поется ирмос канона Минеи. Затем следует чередование стихов и тропарей. Канон Минеи со ирмосом на 6 (ирмосы единожды) и трипеснцы Триоди на 8 без ирмосов (каждый трипеснец на 4) + дополнительный тропарь 2-го трипеснца с дополнительным стихом: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Песнь заканчивается катавасией – ирмосом 2-го трипеснца.

3. Песни без канона Минеи (только по Триоди). По этому типу поется 2-я песнь канона по вторникам св. Четыредесятницы. Библейская песнь исполняется от начала до конца без тропарей канона, после чего поется ирмос 1-го трипеснца, и далее поются прочие тропари с припевом: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Катавасией служит ирмос 2-го трипеснца.

f. После 3-й, 6-й и 9-й песни – малая ектения. По 3 песни – седален Минеи. Слава, и ныне: Богородичен. [Чтение из Лавсаика.] По 6 песни – кондак святого и икос (если есть). Если кондака в службе святого нет, то поется мученичен гласа Октоиха. Мученичен гласа заимствуется из приложения Триоди (приведен после Богородична седальнов по 1-м стихословии и озаглавлен: «на 7 песни мученичен») 13. [Чтение Пролога.] По 8 песни – «Честнейшую» (с поклонами). По 9-й песни – «Достойно есть» (с поклоном).

g. При службе двум малым святым:

Примечание. В Типиконе порядок пения канона при службе двум святым подробно описывается только для песней с трипеснцами. Современные богослужебные книги не содержат указаний, разъясняющих порядок пения канона в песнях без трипеснцев, поэтому на практике существует несколько вариантов.

1. В песнях без трипеснцев (только по Минее)

– Два канона Минеи на 8:

1) ирмос 1-го канона + тропари обоих канонов на 8 (ирмос 1-го канона не входит в счет, ирмос 2-го канона не поется). Поется ирмос 1-го канона, далее – 1-й стих библейской песни от отметки на 8, к которому припевается 1-й тропарь канона 1-го святого, далее – обычное чередование оставшихся стихов и тропарей. Ирмос 2-го канона в 3-й (кроме среды) и 6-й песнях – покрывающий.

Примечание. Данный способ пения канона из Минеи соответствует древней литургической традиции. Старопечатные Уставы предписывают в песнях без трипеснцев при службе двум святым исполнять каноны святых на 8 (ср.: Устав. М., 1610. Л. 31).

2) стих библейской песни на 8 – ирмос 1-го канона, следующий стих – 1-й тропарь и т. д. Богородичен 1-го канона не поется.

– Два канона Минеи на 6:

Примечание. Практика пения в песнях без трипеснцев двух канонов Минеи на 6 основана на указаниях Типикона, относящихся к песням с трипеснцами.

1) ирмос 1-го канона + тропари обоих канонов на 6 (ирмос 1-го канона не входит в счет, ирмос 2-го канона не поется). Первые два тропаря каждого канона поются «за един». Библейская песнь – от отметки на 6.

2) стих библейской песни от отметки на 6 – ирмос 1-го канона, следующий стих – два тропаря «за един», следующий стих – 3-й тропарь, следующий стих – два тропаря 2-го канона «за един» и т. д. Богородичен 1-го канона не поется.

1 вариант

2 вариант

3 вариант

4 вариант

ирмос 1-го канона

-

на 8: стих

1-й тропарь

1-го канона

ирмос

1-го канона

стих

2-й тропарь

1-го канона

1-й тропарь

1-го канона

ирмос

1-го канона

-

на 6: стих

3-й тропарь

1-го канона

2-й тропарь

1-го канона

1-й и 2-й тропари 1-го канона

«за един»

ирмос

1-го канона

стих

Богородичен

1-го канона

3-й тропарь

1-го канона

3-й тропарь

1-го канона

1-й и 2-й тропари 1-го канона

«за един»

на 4: стих

1-й тропарь 2-го канона

Богородичен

1-го канона

3-й тропарь

1-го канона

стих

2-й тропарь 2-го канона

1-й и 2-й тропари 2-го канона

«за един»

Слава:

3-й тропарь 2-го канона

3-й тропарь 2-го канона

И ныне:

Богородичен 2-го канона

Богородичен 2-го канона

2. В песнях с трипеснцами (по Минее и Триоди)

– Два канона Минеи на 6 (Богородичен 1-го канона не поется) и трипеснцы Триоди на 8. Библейская песнь поется целиком.

Схема:

Библейская песнь до отметки на 14; стих на 14 – ирмос 1-го канона; стих – два тропаря 1-го канона «за един»; стих – 3-й тропарь 1-го канона; стих – два тропаря
2-го канона «за един»; стих – 3-й тропарь 2-го канона; стих – Богородичен 2-го канона; стих – тропарь 1-го трипеснца и т. д.

h. По 9 песни – светилен гласа Октоиха (см. приложение Триоди)14. Светилен поется трижды (первый раз просто, перед вторым – Слава:, перед третьим – И ныне:). Окончание светильна, исполняемого в первый раз, зависит от дня седмицы15: в понедельник – «Предстательствы Безплотных Твоих, и спаси мя»; во вторник – «Молитвами, Господи, Предтечи Твоего, и спаси мя»; в среду и пятницу – «Силою, Господи, Креста Твоего, и спаси мя»; в четверг – «Молитвами, Господи, Апостол Твоих и святителя Николая, и спаси мя». Светилен, поемый во второй раз, во все дни седмицы завершается следующим образом: «Молитвами, Господи, святых Твоих, и спаси мя». В третий раз светилен во все дни седмицы оканчивается словами: «Молитвами, Господи, Богородицы, и спаси мя». В светильнах 6 гласа вместо окончания изменяется начало (например, первый в понедельник: «Предстательствы, Господи, Безплотных Твоих, низпосли душам нашим свет Твой присносущный» и т. п.).

16. Хвалитные псалмы: «Хвалите Господа с Небес...»

17. Хвалитные стихиры Минеи (если есть) на 4; Слава, и ныне – Богородичен
(в среду и пяток – Крестобогородичен) по гласу стихир на ряду или Богородичен по гласу стихир, от меньших (приложение 2-е).

Хвалитные стихиры на великопостной службе поются в следующих случаях:

1) если совершается служба двум малым святым – три стихиры второго святого с «Господи, воззвах» переносятся на хвалитны утрени и поются на 4 (с повторением 1-й стихиры)16;

2) если накануне совершалась полиелейная служба – ради памяти полиелейного святого в сам день его праздника на вечерне, относящейся уже к следующему богослужебному дню, совершается Литургия Преждеосвященных Даров. На «Господи, воззвах» этой вечерни с Преждеосвященной Литургией поются стихиры полиелейного святого17, а стихиры рядового святого Минеи переносятся с «Господи, воззвах» на хвалитны утрени (1-я стихира поется дважды).

18. Слава, и ныне: «Тебе слава подобает...» (при отсутствии хвалитных стихир)

19. Вседневное славословие18

20. Просительная ектения и молитва главопреклонения

21. Стихиры на стиховне – Триоди: самогласен дня (дважды) и мученичен
(с обычными стихами, см. Часослов). Слава, и ныне – Богородичен (в среду и пяток – Крестобогородичен) Триоди на ряду. Если в Минее есть славник, то Слава – Минеи, И ныне – Богородичен по гласу Славы, от меньших (приложение 2-е), а в среду и пяток – Крестобогородичен Минеи на ряду.

22. «Благо есть...» (дважды)

23. Трисвятое по «Отче наш…», «Яко Твое есть Царство…»

24. Тропарь Часослова: «В храме стояще…»

25. «Господи, помилуй» (40 раз), Слава, и ныне:19

26. «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним…»

27. «Сый благословен…»

28. Молитва: «Небесный Царю…»

29. Молитва прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами)

30. «Приидите, поклонимся...» (3), и 1-й час.

Примечание. Гимнографические тексты богослужебных книг на великопостной утрене:

1) Минея: канон, седален по 3-й песни с Богородичном и Крестобогородичном, кондак и икос по 6-й песни (если есть) и хвалитные стихиры (если есть);

2) Триодь Постная: седальны по 2-м и 3-м стихословии, трипеснцы, стихиры на стиховне (самогласен, мученичен и Богородичен или Крестобогородичен)20;

3) Октоих (см. приложения Триоди): тропари Троичны, седальны по 1-м стихословии (с мученичном), светильны Троичны.

Чтение Псалтири во св. Четыредесятницу (Типикон, гл.17)

В течение Великого поста Псалтирь за седмицу прочитывается дважды. Типикон в 17-й главе излагает устав стихословия кафизм на службах суточного круга во св. Четыредесятницу. С понедельника по пятницу (кроме 5-й и Страстной седмиц) на утрене стихословится по три кафизмы, на вечерне – 18-я, на каждом из часов – по одной кафизме. На 1-м часе в понедельник, а также на 1-м и 9-м часах в пятницу – кафизм нет.

В 5-ю седмицу св. Четыредесятницы и в Страстную седмицу – особый порядок стихословия Псалтири.

По причине пения Великого канона прп. Андрея Критского на утрене четверга 5-й седмицы («Стояние Марии Египетской»), Устав, «труда ради бденнаго» и снисходя к немощи молящихся, сокращает количество кафизм утрени этого дня с трех до одной, а на 1-м часе отменяет кафизму совсем. Это приводит к изменению в обычном для седмичных дней Великого поста распределении кафизм. Отсутствующие на богослужении четверга кафизмы восполняются в течение 5-й седмицы за счет стихословия на вечернях рядовых кафизм вместо 18-й. Помимо ординарного для 5-й седмицы св. Четыредесятницы порядка чтения Псалтири, Типикон предлагает еще особый устав, в случае если на четверг этой седмицы выпадет праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. При таком совпадении 18-я кафизма за седмицу будет прочитываться единожды (в отличие от прочих кафизм Псалтири), и 1-й час в понедельник будет совершаться с кафизмой.

В Страстную седмицу до Великой Среды Псалтирь прочитывается целиком (кроме 17-й кафизмы) единожды, а с Великого Четверга стихословие кафизм отменяется, за исключением пения Непорочных с похвалами на утрене Великой Субботы. В Понедельник, Вторник и Среду Страстной седмицы на 1-м и 9-м часах кафизм не бывает.

В богослужении седмичных дней Великого поста и первых трех дней Страстной седмицы на вечерне и 6-м часе поется по два прокимна (из Триоди). Текст этих прокимнов заимствован из псалмов Псалтири по порядку их следования21. Таким образом, в виде прокимнов, в древности включавших в себя все стихи псалма, Псалтирь пропевается за Великий пост еще раз.

1–4 и 6 седмицы

5 седмица

утреня

1-й час

3-й,

6-й,
9-й часы

вечер-ня

утреня

1-й час

3-й,

6-й,

9-й часы

вечерня

вс

2, 3, 17

-

- - -

-

2, 3, 17

-

- - -

-

пн

4, 5, 6

-

7, 8, 9

18

4, 5, 6

-

7, 8, 9

10

вт

10, 11, 12

13

14,15, 16

18

11, 12, 13

14

15, 16, 18

19

ср

19, 20, 1

2

3, 4, 5

18

20, 1, 2

3

4, 5, 6

7

чт

6, 7, 8

9

10, 11, 12

18

8 - -

-

9, 10, 11

12

пт

13, 14, 15

-

19, 20

18

13, 14, 15

-

19, 20

18

сб

16, 17

-

- - -

1

16, 17

-

- - -

1

5 седмица с праздником Благовещения в четверток

Страстная седмица

утреня

1-й час

3-й,

6-й,

9-й часы

вечерня

утреня

1-й час

3-й,

6-й,

9-й часы

вечерня

вс

2, 3, 17

-

- - -

-

2, 3, полиелей

-

- - -

-

пн

4, 5, 6

7

8, 9, 10

11

4, 5, 6

-

7, 8 -

18

вт

12 - -

-

13,14, 15

16

9, 10, 11

-

12, 13 -

18

ср

19, 20, 1

2

3, 4, 5

-

14, 15, 16

-

19, 20 -

-

чт

6, 7, 8

9

10, 11, 12

-

- - -

-

- - -

-

пт

13, 14, 15

-

19, 20

18

- - -

-

- - -

-

сб

16, 17

-

- - -

1

17

-

- - -

-

Великопостные часы

Великопостные часы совершаются во все седмичные дни св. Четыредесятницы, а также в Страстные Понедельник, Вторник и Среду.

Устав предусматривает совместное пение 3-го, 6-го и 9-го часов с присоединением к ним чина изобразительных и вечерни, а также совершение 3-го и 6-го часов и отдельно от них 9-го часа и последующих служб. Во втором случае22 на 6-м часе после поклонов с молитвой прп. Ефрема Сирина полагается Конечное Трисвятое, а также отпуст, поскольку далее предполагается «расход» братии. В свое время, в отдельном богослужебном собрании совершается 9-й час, начинающийся общим началом, и последующие службы.

В основе чинопоследования великопостных часов лежат обычные трипсалмные часы, но совершаются они с особенностями, характерными для постового богослужения св. Четыредесятницы. Великопостные часы поются без междочасий23.

Общие особенности великопостных часов:

1) Поются тропари часов (с поклонами).

После кафизмы (а если ее не бывает, то после псалмов часа) чтец: Слава, и ныне, «Аллилуия» (трижды), «Господи, помилуй» (трижды). Затем иерей (или, по Типикону, «учиненный чтец»), став пред царскими вратами, поет тропарь часа и творит земной поклон. Певцы – тот же тропарь. Иерей (или «учиненный чтец») – стих. Певцы – тропарь часа. Иерей (или «учиненный чтец») – следующий стих. Певцы – снова тропарь. Когда иерей (или «учиненный чтец») произносит тропарь или стих, певцы и народ творят поклон; когда же певцы поют, тогда иерей (или «учиненный чтец») творит поклон. Иерей (или «учиненный чтец»): Слава: (поклона нет). Чтец: И ныне: и Богородичен часа.

2) Стихословится кафизма24 (за исключением 1-го часа в понедельники Великого поста и в четверг 5-й седмицы, а также кроме 1-го и 9-го часов в пятницы св. Четыредесятницы и в первые три дня Страстной седмицы).

3) На 6-м часе после Богородична часа – паримия Триоди (прор. Исаии; на Страстной седмице – прор. Иезекииля): тропарь пророчества (дважды), прокимен паримии, паримия, 2-й прокимен.

После Богородична 6-го часа: «Яко не имамы дерзновения…» – тропарь пророчества (см. в Триоди), Слава, и ныне – тот же тропарь. Иерей (или диакон): «Вонмем». Чтец – прокимен паримии со стихом. Иерей: «Премудрость». Чтец: «Пророчества Исаиина (на Страстной седмице: Иезекиилева) чтение». Иерей: «Вонмем». По окончании чтения паримии иерей: «Вонмем». Чтец – 2-й прокимен со стихом. После пения прокимна чтец: «Скоро да предварят ны…».

4) Согласно Уставу, на часах должны читаться назидательные поучения.

На 3-м, 6-м и 9-м часах после Богородична часа (на 6-м часе – после паримии и 2-го прокимна) назначается чтение из Лествицы. Начинает цикл чтений из Лествицы «сам предстоятель, или первый певец деснаго лика» (Типикон, гл. 49). На Страстной седмице Лествица на часах не читается.

После отпуста 1-го часа в среду и пятницу предписывается чтение Оглашений прп. Феодора Студита. По Уставу, Оглашения читает предстоятель или екклисиарх.

5) В Понедельник, Вторник и Среду Страстной седмицы на 3-м, 6-м и 9-м часах после Богородична часа (на 6-м часе – после паримии и 2-го прокимна) – чтение Четвероевангелия25. По указанию Типикона, Евангелия от Матфея и Марка делятся каждое на две части, а Евангелие от Луки – на три. Евангелие от Иоанна, делясь на две части, читается не целиком, а до слов: «Ныне прославися Сын Человеческий...» (13:31–32), с которых на утрене Великой Пятницы начинается 1-е Евангелие Святых Страстей26.

Перед чтением 3-го часа посреди храма поставляется аналой, отверзаются царские врата, и иерей, облаченный в фелонь, в преднесении свечи и кадила, выносит на середину храма Евангелие. Положив Евангелие на аналой, за которым ставится возжженный светильник, иерей произносит возглас на начало часов. Затем священник с диаконом совершает полное каждение храма в следующей последовательности: Евангелие (окрест), алтарь, иконостас, настоятель, лики, молящиеся (с амвона) и весь храм. Во время псалмов 6-го часа совершается малое каждение: Евангелие (окрест), иконостас, настоятель, лики и народ (с амвона). На 9-м часе совершается полное каждение храма, как на 3-м часе.

Вынесенное Евангелие остается на середине храма на время чтения часов, иерей стоит перед ним и здесь же по обычаю произносит тропари часов и молитву прп. Ефрема Сирина с поклонами.

Перед первым чтением евангелиста диакон произносит: «И о сподобитися нам слышанию святаго Евангелия…». Певцы: «Господи, помилуй» (трижды). Диакон: «Премудрость, прости, услышим святаго Евангелия». Иерей: «Мир всем». Певцы: «И духови Твоему». Иерей: «От (имя рек) святаго Евангелия чтение». Певцы: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Диакон: «Вонмем». Иерей читает Евангелие, в конце певцы: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Перед последующими чтениями из того же евангелиста возглас: «И о сподобитися нам слышанию святаго Евангелия…» не произносится, но только: «Премудрость, прости, услышим святаго Евангелия». Перед чтением нового евангелиста слова: «И о сподобитися нам…», возглашаются.

После чтения Евангелия на 9-м часе иерей, в преднесении свечи и кадила, уносит Евангелие в алтарь. Царские врата и завеса закрываются.

1. Стихи 1-го часа («Стопы моя направи...») поются по дважды (последний стих: «Да исполнятся уста наша…» – трижды, «велегласно и косно»).

2. Конечный возглас иерея на всех часах – «Боже, ущедри ны…».

3. В конце каждого часа – молитва прп. Ефрема Сирина с 16 поклонами (на 9 часе – с 3 поклонами).

4. На 1-м часе (и на 6-м, если после него предполагается «расход») после молитвы прп. Ефрема Сирина читается Конечное Трисвятое27: Трисвятое по «Отче наш...», «Яко Твое есть Царство…», «Господи, помилуй» (12 раз).

1-й час

3-й час

6-й час

9-й час

«Благословен

Бог наш...»

и начало общее

[«Благословен

Бог наш...»

и начало общее

(если был «расход» после 6 часа)]

«Приидите, поклонимся...» (3)

псалмы 5, 89, 100

псалмы 16, 24, 50

псалмы 53, 54, 90

псалмы 83, 84, 85

Слава, и ныне: «Аллилуиа» (3)

Кафизма (если есть):

«Заход» на кафизму: «Господи, помилуй» (3), Слава:

Чтец: И ныне: и стихословит кафизму (с «опевами» и «окончанием»)

«Господи, помилуй» (3)

Тропарь часа со стихами

После тропаря – Слава:

Чтец: И ныне: и Богородичен часа

тропарь пророчества (дважды);

прокимен

паримии;

паримия Триоди;

2-й прокимен

[Чтение из Лествицы]

Стихи часа (на 1-м часе поются)

Трисвятое по «Отче наш…»

Постовые тропари по Трисвятом (из Часослова)

«Господи, помилуй» (40)

'>«Иже на всякое время…»

«Господи, помилуй» (3), Слава, и ныне:

'>«Честнейшую Херувим…», «Именем Господним…»

«Боже, ущедри ны…»

Молитва прп. Ефрема Сирина с 16 поклонами (на 9 часе – с 3 поклонами)

Конечное Трисвятое по «Отче наш…», «Господи, помилуй» (12)

[Конечное Трисвятое (если есть «расход»)]

Молитва часа

Отпуст и многолетие

[Отпуст (если есть «расход»)]

Лития за упокой в притворе. [В среду и пятницу – чтение Оглашений прп. Феодора Студита]

Изобразительны (с пения Блаженн)

Чин изобразительных

Чин изобразительных совершается ежедневно в седмичные дни Великого поста. Изобразительны во св. Четыредесятницу начинаются не с обычных псалмов (102-го и 145-го), а с Блаженн: «Во Царствии Твоем...». С началом пения Блаженн, по обычаю, отверзается завеса царских врат.

Окончание изобразительных зависит от совершения Литургии Преждеосвященных Даров в этот день. В дни без Преждеосвященной Литургии в состав изобразительных включается вечерня, которая присоединяется к изобразительным без начального возгласа. Вечерня в таком случае завершает собой цикл служб. При совершении Литургии Преждеосвященных Даров богослужение заканчивается изобразительными, а вечерня (с Преждеосвященной) не присоединяется к ним и совершается самостоятельно (по Уставу, в отдельном богослужебном собрании, на практике – сразу после отпуста изобразительных).

Схема чина изобразительных:

Блаженны (поются на 8-й глас, на оба лика, «велегласно и косно»): «Во Царствии Твоем…». К каждому стиху припев: «Помяни нас, Господи, егда приидеши…». После припева на И ныне: оба лика вместе поют: «Помяни нас, Господи…» (трижды) «высочайшим гласом», с поклонами.

– Троичны тропари: «Лик Небесный…»

– На И ныне: – «Верую...» (Символ веры)

– Молитва: «Ослаби, остави…»

– «Отче наш…»

– Кондаки:

Господский храм

Храм

Богородицы

Храм святого

понедельник, вторник, четверг

Дня

(в четверг – 2);

Минеи;

Слава: «Со святыми…»;

И ныне: Храма

Храма;

Дня

(в четверг – 2);

Минеи;

Слава: «Со

святыми…»;

И ныне: «Предстательство…»

Дня

(в четверг – 2);

Минеи;

Слава: «Со

святыми…»;

И ныне: Храма

Дня

(в четверг – 2);

Храма

(кроме храма Предтечи во вторник и храма Апостолов и свт. Николая

в четверг);28

Минеи;

Слава: «Со

святыми…»;

И ныне: «Предстательство…»

среда и пятница

Минеи;

Слава: «Со святыми…»;

И ныне: Храма

Дня;

Минеи;

Слава: «Со святыми…»;

И ныне: «Предстательство…»

- «Господи, помилуй» (40), Слава, и ныне:

- «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним благослови, отче».

Возглас: «Боже, ущедри ны…»

- Молитва прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами)

В дни без Литургии

Преждеосвященных Даров

В дни с Литургией

Преждеосвященных Даров

«Приидите, поклонимся...» (3),

и вечерня (по чину)

Конечное Трисвятое по «Отче наш…», «Господи, помилуй» (12).

Молитва: «Всесвятая Троице…».

«Премудрость», «Достойно есть…»,

«Пресвятая Богородице, спаси нас».

«Честнейшую Херувим…».

«Слава Тебе, Христе Боже…», Слава,

и ныне: «Господи, помилуй» (3),

«Благослови».

Отпуст.

Вечерня во св. Четыредесятницу

В период Великого поста совершается вечерня следующих видов29:

1. Вечерня в Неделю вечера (начиная с Недели сыропустной до 5-й Недели Великого поста включительно)30;

2. Вечерня в седмичные дни без Литургии Преждеосвященных Даров;

3. Вечерня с Литургией Преждеосвященных Даров31.

Вечерни в Неделю вечера и в седмичные дни (без Преждеосвященной Литургии) – вседневные.

По Уставу, вседневная вечерня в Неделю вечера предваряется 9-м часом с междочасием, в седмичные дни следует за изобразительными (после молитвы прп. Ефрема Сирина с поклонами).

Вечерня в Неделю вечера

Вечерня в седмичные дни

(без Литургии

Преждеосвященных Даров)

«Благословен Бог наш…»

без возгласа (т. к. совершается в составе изобразительных)

'>«Приидите, поклонимся…»

103-й псалом, светильничные молитвы

Слава, и ныне: «Аллилуиа» (3)

Великая ектения

кафизмы нет

малой ектении нет

кафизма 18-я (кроме 5-й седмицы)32

малая ектения

Псалмы «Господи, воззвах», каждение

Стихиры на «Господи, воззвах»:

стихиры на 10:

Октоиха – 4 покаянны (две со стиховен вечерни, две со стиховен утрени понедельника)33,

Триоди – 3 (подобны),

Минеи – 3

Слава: Минеи (если есть);

И ныне: Богородичен Минеи на ряду, или от меньших по гласу Славы

(приложение 2-е).

стихиры на 6:

Триоди – 3 (подобны),

Минеи – 3

Слава: Минеи (если есть);

И ныне: Богородичен (под среду и пятницу – Крестобогородичен) Минеи на ряду, или Богородичен от меньших по гласу Славы (приложение 2-е).

Вход с кадилом34

Входа нет

'>«Свете Тихий…»

Прокимен великий, глас 8-й:

в Неделю сыропустную, во 2-ю и 4-ю Недели Великого поста:

«Не отврати лица Твоего от отрока Твоего…»;

в 1-ю, 3-ю и 5-ю Недели Великого поста:

'>«Дал еси достояние боящимся Тебе,
'>Господи»

1-й прокимен Триоди;

1-я паримия Триоди (кн. Бытия);

2-й прокимен Триоди;

2 паримия Триоди (кн. Притчей)

'>«Сподоби, Господи…»

Просительная ектения и молитва главопреклонения

Стихиры на стиховне Триоди:

самогласен дня (дважды) и мученичен (с обычными стихами, см. Часослов).

Слава, и ныне – Богородичен (под среду и пяток – Крестобогородичен)

Триоди на ряду. Если в Минее есть славник, то Слава

Минеи, И ныне – Богородичен по гласу Славы,

от меньших (приложение 2-е), а под среду и пяток –

Крестобогородичен Минеи на ряду.

«Ныне отпущаеши…»

Трисвятое по «Отче наш…»

Тропари великопостные из Часослова (с поклонами):

«Богородице, Дево, радуйся…»; Слава: «Крестителю Христов…»;

И ныне: «Молите за ны…»

«Под Твое благоутробие…» (без поклона)

«Господи, помилуй» (40 раз), Слава, и ныне:35

«Честнейшую Херувим…», «Именем Господним…»

«Сый благословен…»

Молитва: «Небесный Царю…»

Молитва прп. Ефрема Сирина

(с 3 поклонами)

Молитва прп. Ефрема Сирина

(с 16 поклонами)

Конечное Трисвятое по «Отче наш…»; «Господи, помилуй» (12 раз)

Молитва: «Всесвятая Троице…»

«Буди имя Господне...» (трижды);

Слава, и ныне:

Псалом 33-й

«Премудрость»; «Достойно есть…»

(до половины);

«Пресвятая Богородице, спаси нас»;

«Честнейшую Херувим…»

'>«Слава Тебе, Христе Боже…»

Слава, и ныне: «Господи, помилуй» (3), «Благослови».

Отпуст дневной. Многолетны.

Литии за усопших не полагается36

Лития за усопших в притвор при пении храмовой стихиры,

и совершенный отпуст

О повечерии во св. Четыредесятницу

В седмичные дни поста совершается великое повечерие. Малое повечерие совершается в Неделю вечера, в среду 5-й седмицы вечера (под четверток Великого канона), в пятницу 5-й седмицы вечера (под Субботу Акафиста), в день Благовещения вечером. На Страстной седмице великое повечерие совершается вечером в Понедельник и Вторник, малое – в остальные дни (в Великую Субботу вечером повечерия нет). Накануне праздника Благовещения в седмичные дни поста великое повечерие входит в состав всенощного бдения (совершаемого по образцу богослужений Рождества Христова и Богоявления).

Повечерие совершается при закрытой завесе алтаря; священник облачен в епитрахиль37.

Каноны на повечериях св. Четыредесятницы:

1. С понедельника вечера 2-й седмицы Великого поста на повечериях начинается совместное пение канона Пресвятой Богородицы из Октоиха и канонов тех святых, память которых приходится на время от Лазаревой субботы до Недели Антипасхи (см. Типикон, гл. 49, «В понедельник 2-я седмицы постов», 1-е «зри»)38.

Службы святым на повечерии совершаются следующим образом. После окончания вседневного славословия: «Слава в вышних Богу…» (на великом повечерии) или же после Символа веры (на малом повечерии) поется канон Богородицы из Октоиха (без ирмосов) и святого из Минеи (без ирмосов) с молебными припевами: «Пресвятая Богородице, спаси нас», «Преподобне отче (имярек), моли Бога о нас», или «Святии апостоли, молите Бога о нас» и т. п.; в конце: Слава – тропарь, И ныне – Богородичен. Таким образом исполняются все песни канона. По 3-й песни – кондак и седален Минеи. По 6-й песни – седален Богородицы (см. Типикон, гл. 49, «В понедельник 2-я седмицы постов», 1-е «зри»), по 9-й песни – стихиры святого с «Господи, воззвах» (с теми же припевами, что и на каноне). Слава, и ныне – Богородичен или Крестобогородичен39.

Согласно книге Н. Сырникова «Ключ к Церковному Уставу», по 3-й песни – седален Минеи, Слава, и ныне – Богородичен или Крестобогородичен. По 6-й песни – седален Богородицы. Если святой имеет кондак, то по 3-й песни – седален святого, Слава, и ныне – седален Богородицы (см. по 6-й песни), а по 6-й песни – кондак святого и икос (если есть). Стихиры святого с «Господи, воззвах» (обычно их три) с припевом канона (см. выше), Слава – святого (если есть), И ныне – Богородичен или Крестобогородичен. Если Славы святого нет, то первые две стихиры исполняются с припевом (см. выше), Слава – третья стихира святого, И ныне – Богородичен или Крестобогородичен.

В конце канонов и стихир обычно поется «Достойно есть».

2. В первые четыре дня св. Четыредесятницы на великом повечерии поется Великий канон прп. Андрея Критского, но не в заключительной части (после вседневного славословия), а в самой первой – после общего начала и 69-го псалма, который обычно читается в третьей части великого повечерия, но в эти четыре дня переносится на начало, и тогда на своем обычном месте уже не повторяется. После 69-го псалма сразу следует пение канона прп. Андрея Критского.

3. На Страстной седмице на повечериях поются трипеснцы Триоди (прп. Андрея Критского), в Великий Пяток – канон о Распятии Господнем и на плач Пресвятой Богородицы Симеона Логофета.

Заключение

Завершая обзор служб седмичных дней св. Четыредесятницы, нужно отметить, что в целом великопостное богослужение своим строем и содержанием открывает нам главное назначение постного подвига – обретение полноты жизни во Христе через покаяние, молитву и духовное делание, преображение души для достойной встречи Светлого Христова Воскресения. Святитель Афанасий исповедник, еп. Ковровский, в своем труде «Настроение верующей души по Триоди Постной» писал: «Великопостное богослужение производит особенно сильное впечатление, ибо покаянный по преимуществу характер молитвословий Триоди наиболее отвечает настроению души верующего, сознающего свою греховность и плачущего об утраченном небесном блаженстве... Через все великопостное богослужение красной нитью проходит утешительная мысль, что за подвигом поста следует радость Христова Воскресения»40. Совершение богослужения в точном соответствии с многовековой литургической традицией позволяет глубже осознать эту цель поста и помогает ее достичь через неуклонное следование совету ап. Павла: «Тeмже убо, братие, стойте и держите предания, имже научистеся, или словом, или посланием нашим» (2 Сол. 2, 15).

Священник Сергий Ванюков

1 Афанасий (Сахаров), свт. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1999. С. 22, 26.

2 В чинопоследовании великопостной утрени полужирным выделены те части богослужения, которые отличаются от утрени, совершаемой вне периода св. Четыредесятницы. В квадратные скобки заключены элементы богослужения, которые на практике обычно опускаются.

3 Священник, согласно Уставу, прочитывает утренние молитвы Служебника за два последних псалма шестопсалмия, из чего следует, что шестопсалмие читается Великим постом медленнее, чем обычно.

4 Троичны гласа принадлежат системе Октоиха (см. приложение Октоиха), находятся в приложении к Постной Триоди. Также есть в Ирмологии и Следованной Псалтири.

5 Подразумевается, что он может петься вместо кондака по 6-й песни канона, т. е. перед 7-й песнью.

6 По мнению В.Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви». М., 1902. С. 490–491), мученичен по 6-й песни предваряется стихом: «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев».

7 Творения прп. Ефрема Сирина читаются, согласно Типикону (гл. 49), «до пятка цветоносной (т. е. шестой. – Авт.) седмицы... от предстоятеля, или от певца перваго десныя страны».

8 Седальны по 2-м стихословии принадлежат прп. Иосифу, по 3-м стихословии – прп. Феодору.

9 Читается, по Уставу, иереем, на практике – диаконом.

10 В понедельник 1-й седмицы Великого поста во втором трипеснце два дополнительных тропаря с этим припевом.

11 А также пятницу 2-й, 3-й и 4-й седмиц, если в субботы этих седмиц на утрене поется Бог Господь.

12 Исполнение одного и того же ирмоса в начале песни и в конце (на катавасию) было бы признаком праздничного богослужения (ср. с богослужением большинства двунадесятых праздников).

13 По мнению Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви». М., 1902. С. 490–491), мученичен по 6-й песни канона исполняется с припевом: «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев».

14 Отличается от поемых на службе с Бог Господь ексапостилариев Октоиха. В Типиконе эти светильны названы Троичными, потому что в Триоди Постной они помещены вместе с Троичными тропарями, поемыми после Аллилуиа. Принадлежат системе Октоиха (приложение: «Светильны дневнии во всю седмицу»), но обычно берутся из приложения Постной Триоди. Есть также и в Следованной Псалтири.

15 Как и первого Троична гласа.

16 При совершении службы двум святым стихиры второго святого на «Господи, воззвах» не поются. Если в службе святых на «Господи, воззвах» есть славник, то он не переносится на хвалитны утрени.

17 Таким образом, в честь полиелейного святого в седмичные дни Великого поста совершаются две вечерни: одна – накануне дня его памяти, а другая (с Литургией Преждеосвященных Даров) – в сам день его памяти.

18 В седмичные дни Великого поста на утрене всегда читается вседневное славословие, даже в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы.

19 На великопостной утрене «Господи, помилуй» (40 раз) и Слава, и ныне: заменяет собой сугубую сокращенную ектению вседневной утрени периода пения Октоиха.

20 Мученичны, Богородичны и Крестобогородичны стиховных стихир Триоди, как правило, заимствованы из служб Октоиха.

21 В Триоди отсутствуют прокимны из 81-го, 82-го, 95-го и 116-го псалмов.

22 Этот вариант на практике обычно не используется.

23 Междочасия часов отменяются, поскольку на часах стихословятся кафизмы.

24 По мнению В. Розанова, «заход» на кафизму на великопостных часах не поется хором, а читается чтецом (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви». М., 1902. С. 501).

25 Устав придает особое значение чтению на часах Страстной седмицы всего Четвероевангелия, которое символически являет молящимся проповедь Господа Иисуса Христа в Иерусалимском храме перед Своими Страданиями (ср.: Лк. 19, 47). Евангельскими чтениями на часах подчеркивается отличие Страстной седмицы от других седмиц Великого поста, в которые чтение Евангелия Уставом изъято из всех служб суточного круга и отсутствует даже на Литургии Преждеосвященных Даров (за исключением полиелейных праздников). Однако ввиду того, что положенное по Уставу чтение Евангелия всех четырех евангелистов на часах первых трех дней Страстной седмицы весьма увеличивает продолжительность и без того не кратких служб этих дней, в некоторых храмах Русской Церкви установилась практика чтения Четвероевангелия заранее на часах предшествующих седмиц.

26 Всех евангельских чтений – 9. Евангелие от Матфея читается на 3-м и 6-м часах в Понедельник. Евангелие от Марка – в Понедельник на 9-м часе и во Вторник на 3-м часе. Евангелие от Луки читается во Вторник на 6-м и 9-м часах и в Среду на 3-м часе. Евангелие от Иоанна читается в Среду на 6-м и 9-м часах (до слов: «Ныне прославися Сын Человеческий...»).

27 Конечное Трисвятое после молитвы прп. Ефрема Сирина (с 16-ю поклонами) назначается Уставом на постовых службах суточного круга, завершающихся отпустом.

28 Кондак храма Предтечи во вторник, также как кондак храма Апостолов и свт. Николая в четверг и храма Безплотных Сил в понедельник, не произносится, поскольку эти святые в данные дни «именованы» в дневном кондаке.

29 Вечерня, совершаемая в субботу вечера (под воскресный день), по своему составу не относится к великопостным службам.

30 В современной богослужебной практике Русской Православной Церкви распространен обычай совершать в вечер четырех воскресных дней Великого поста (начиная со 2-й Недели) чинопоследование пассии.

31 Церковный Устав указывает дни, когда может совершаться Литургия Преждеосвященных Даров. Это среды и пятницы первых шести седмиц Великого поста, четверток 5-й седмицы, Понедельник, Вторник и Среда Страстной седмицы, 24 февраля и 9 марта, храмовый или полиелейный праздник (если случится в седмичные дни – не в субботу и Неделю).

32 Кафизма без «захода», но с «опевами» и «окончанием».

33 Октоих на стиховне вечерни и утрени содержит по три стихиры (две покаянные и мученичен) с Богородичном. Из каждого цикла стихир берутся первые две стихиры – покаянные. На «Господи, воззвах» поются стиховные стихиры Октоиха, поскольку на стиховне и на вечерне, и на утрене будут петься стихиры из Триоди.

34 Вход с кадилом совершается «великих ради прокимнов» (Типикон, глава 49).

35 На великопостной вечерне «Господи, помилуй» (40 раз) и Слава, и ныне: заменяет собой сугубую сокращенную ектению вседневной вечерни периода пения Октоиха.

36 После вечерни в Неделю сыропустную вечера, по традиции, совершается чин прощения.

37 Исключение составляет повечерие в составе всенощного бдения.

38 О канонах повечерий Великого поста см.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. М., 1902. С. 636–649.

39 Богородичен и Крестобогородичен (для службы под среду и пятницу) находятся на ряду в Минее. Если на ряду Богородична нет, то он заимствуется из приложения Минеи по гласу последней стихиры, от меньших (приложение 2-е).

40 Афанасий (Сахаров), свт. Настроение верующей души по Триоди Постной.// Славы Божия ревнитель: Житие и труды исповедника епископа Афанасия (Сахарова). М., 2006. С. 235, 273.