Главная/Библиотека/Вестник Московской митрополии/№11-12 за 2008 год/

Организация и проведение Рождественских образовательных чтений

I. Методика организации и проведения мероприятий в рамках Рождественских образовательных чтений

1.1. Типовая модель проведения внешкольного воспитательного мероприятия

При подготовке в образовательных учреждениях праздничных мероприятий учителями в работе со школьниками и родителями может быть использована интерпретированная к задачам духовно-нравственного воспитания методика организации коллективной творческой деятельности (КТД).

Технология коллективного творческого дела (КТД)

Коллективные творческие дела (КТД) — способ организации яркой, наполненной трудом, творчеством и общением жизни единого коллектива воспитателей и воспитанников, старших и младших.

Суть каждого дела — забота о ближних, о коллективе, друг друге, об окружающих людях, о далеких друзьях, об окружающем мире, о святынях родной земли. В христианской культуре — это милосердие, добрые дела как исполнение норм христианской этики, определенных заповедями Божиими. В каждом КТД решается множество педагогических задач, происходит развитие положительных качеств личности: добросердечности, милосердия, самостоятельности, инициативы ребят, самоуправления, активного отношения к людям и окружающему миру. КТД, обогащая коллектив и личность ценным опытом нравственного поведения, позволяет каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно. В культуре — воспитывать добродетели и преодолевать страсти души.

Условия педагогического успеха коллективного творческого дела

Первое условие — самоуправление, научиться включать каждого воспитанника как своего младшего товарища в совместное служение ближнему как самому себе.

Второе условие — товарищество. Воспитатель должен всегда проявлять доброе, уважительное отношение к воспитаннику как к младшему товарищу (в христианском смысле — к каждому ребенку как носителю образа Божиего).

Трете условие — единство мыслей и действий, воли, чувств. Воздействовать так, чтобы развивать в единстве все три стороны личности растущего человека: духовно-нравственную, познавательно-мировоззренческую, эмоционально-волевую и действенную. В христианском смысле — развитие личности в единстве её трех компонентов: ума, воли, чувств.

Четвертое условие — единые ценностные духовно-нравственные идеалы коллектива. Взаимодействовать с детьми так, чтобы способы воздействия воспитателей на воспитанников были бы и способами воздействия самих воспитателей на себя, а также способами воздействия воспитанников друг на друга, на воспитателей и каждого воспитанника на самого себя (в христианском смысле — «как ты хочешь, чтобы к тебе относились люди, так ты относись к ним»). Это — ценности милосердия, служения, любви.

Пятое условие — творчество, а не шаблон. Влиять так, чтобы использовать в единстве различные виды воспитательного воздействия — незаметное и открытое, прямое и опосредованное, но использовать непременно творчески, не допуская формализма и унылого, убивающего неординарность однообразия (в христианском смысле — помнить притчу о талантах: каждому человеку дано разное количество талантов — даров, но каждый должен их реализовать в свою меру. Учитель должен помнить о даре каждого ребенка и о его мере).

Основные виды коллективных творческих дел: дела милосердия, познавательные дела; трудовые дела; художественные, спортивные дела.

Таким образом, целевой и содержательный аспекты стадии коллективного творческого дела заключаются в следующем:

Первая стадия — стартовая беседа, во время которой воспитатель увлекает воспитанников радостной перспективой интересного и полезного дела. Для кого? Когда? Где? Кто? С кем вместе?

Вторая стадия — выбор временной инициативной группы (ВИГ) (5–6 человек). Способы: по желанию детей, по предложению учащихся, по назначению учителя.

Третья стадия — ВИГ совместно со всеми заинтересованными лицами разрабатывает композицию (сценарий) дела. Творческая группа распределяет поручения между участниками сценария, а затем руководит выполнением задуманного.

Четвертая стадия — проведение КТД. Действия воспитанников в необычных условиях требуют быстрых решений, экспромтов, импровизации, и в них особенно четко проявляются положительные качества детей, их слабости.

Пятая стадия — коллективное подведение итогов. Воспитатель ставит перед членами ВИГ задачи для размышления: Что у нас было хорошо и почему? Что не удалось и почему? Что предлагаем на будущее? Смогли ли мы порадовать кого? Смогли ли помочь? Какую пользу для людей (природы и т.д.) принесло наше дело?

После проведения данного дела ВИГ прекращает свою работу. Для следующего дела будет создаваться новая ВИГ.

1.2. Формы работы с родителями

Открытые уроки для родителей
(по Основам Православной культуры)

Такие уроки проводят опытные учителя по субботам, когда родители могут их посетить и познакомиться с тем, как учитель ведет объяснения, как отвечают дети. На этих уроках родители знакомятся с работой по программам обучения, с приемами работы с детьми. Такие уроки рекомендуется проводить в первых — четвертых классах.

Конференции родителей

В основном они посвящаются обмену опытом по воспитанию детей в семье. Целесообразно проводить конференции для родителей учащихся одного класса или нескольких параллельных

Диспуты родителей

Это одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Особенность диспута в том, что он проходит в непринужденной обстановке, позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт, возбуждает активное педагогическое мышление. Успех диспута во многом зависит от его подготовки. Примерно за месяц участников следует ознакомить с сутью дискутируемых проблем, узнать, что ещё может заинтересовать родителей, посоветовать соответствующую литературу.

Самая ответственная часть диспута — «ведение спора» (организация выступлений). Во вступительном слове ведущий дает краткую характеристику состояния проблемы: как она освещена в литературе, какие взгляды на нее, какие вопросы наиболее спорны и почему их следует обсудить. Затем начинаются выступления, которые надо умело направлять по нужному руслу. Очень важно также сделать ясное и убедительное заключение.

Диспуты целесообразно проводить для родителей учащихся параллельных классов.

Педагогический лекторий для родителей

Учитель на родительском собрании знакомит родителей с актуальными задачами воспитания детей и выслушивает их пожелания о темах обсуждения. Они же становятся темами педагогического лектория.

Консультация для родителей

Консультации могут быть групповые и индивидуальные. Групповые тесно связаны с темами педагогического лектория, родительских собраний и их можно спланировать заранее. Учитель устраивает консультацию для тех родителей, которые нуждаются в дополнительном разъяснении. Также можно планировать и индивидуальные консультации.

II. Формы организации и проведения мероприятий

2.1. Проведение Урока знаний, посвященного просветителям славянским святым Кириллу и Мефодию

Из опыта работы
Сламихина А.И., учитель русского языка и литературы, МОУ СОШ -17 пос. Богородского Сергиево-Посадского района

Великие святые славянские просветители Кирилл и Мефодий
и их вклад в развитие славянской культуры

Оборудование: Доска. На доске портреты славянских просветителей, эпиграф. Выставка православной литературы.

Ход мероприятия
Ученик
: Сегодня расскажем о великих славянских святых просветителях Кирилле и Мефодии, создателях славянской письменности.

Ученик: До Кирилла и Мефодия у славян не было единой письменности для передачи сложных по мысли текстов. Кирилл и Мефодий на основе греческого письма создали алфавит.

Ученик: Создатели славянской письменности не ограничились лишь алфавитом — они писали и переводили евангельские проповеди, притчи, апостольские послания и богослужебные тексты, просвещали славян в Моравии (Моравия — славянское государство). Жизнь великих братьев была служением славянской культуре.

Ученик: Братья Константин (после принятия монашества — Кирилл) и Мефодий родились в византийском городе Солуни в семье военачальника. Детство великих славянских просветителей прошло в двуязычной среде — греческой и славянской. Только латинский язык не был известен солунянам (Солунь — город, где родились просветители).

Ученик: В доме отца великих братьев среди немногочисленных книг была «Энеида» Вергилия на латинском языке. Эту книгу решил прочитать младший из братьев, Кирилл. Но старинные стихи, написанные на чужом языке, оставались непонятными.

Ученик: После долгих поисков Кириллу, наконец, посчастливилось встретить приезжего человека, знавшего латинскую грамматику.

Выходят к доске два мальчика. Один Кирилл, другой — приезжий человек.

Кирилл: Я слышал, что Вы хорошо знаете латинскую грамоту. А мне хотелось бы прочитать книгу, написанную на латыни.

Приезжий человек: Зачем тебе это нужно, мальчик? Да, я понимаю латинскую грамоту и мог бы объяснить тебе каждую фразу. Но зачем? Взгляни на меня. Ты думаешь, много пользы от того, что я читал премудрые книги? Я потому и переехал сюда в незнакомый город, чтобы никто не лез ко мне с учеными разговорами. Люди должны пахать землю, сеять хлеб, делать полезные вещи. И я поклялся никого больше не учить ни грамматике, ни другим наукам.

Кирилл: И все же я хочу понять то, что написано в мудрых книгах.

Приезжий человек: Попробуй, только я тебе в этом не помощник.

Кирилл и Приезжий человек уходят, затем вновь возвращаются.

1 ученик: Через год приезжий снова повстречал на улице Кирилла.

Приезжий человек: Послушай, мальчик! Ты по-прежнему хочешь, чтобы я научил тебя премудростям латыни? Или уже забыл о своем желании?

Кирилл: Я не забыл, но теперь я изучаю латинский язык сам.

Приезжий человек: Как можно самому научиться незнакомому языку?

Кирилл: Я взял книгу Григория Богослова на греческом и на латыни и, сопоставляя их фразу с фразой, уяснил уже многое. Теперь не только «Энеида», но и другие латинские книги мне понятны.

Кирилл и Приезжий человек уходят.

2 ученик: Вскоре Кирилл освоил греческий и арабский языки и прославился своей ученостью. После Солуни Кирилл продолжал учение в Константинополе. Знания, полученные в то время, пригодились в будущем. Окончив курс наук, Кирилл стал патриаршим библиотекарем, затем преподавал в университете философию: знания, полученные во время обучения, не оставались лежать мертвым грузом. (Современники называли его философом.)

1 ученик: По поручению византийского императора Михаила III, Кирилл приступил к созданию славянской азбуки. Но создание письменности — непосильная задача для одного человека. Поэтому Кирилл отправился в монастырь к своему старшему брату Мефодию. Брат Мефодий был его самым близким единомышленником. Подобно отцу, Мефодий посвятил свою жизнь военной службе. Он был честным и прямодушным человеком, нетерпимым к несправедливости. Отказавшись усмирять восстание славян, Мефодий ушел с военной службы и удалился в монастырь. Независимость была ему дороже богатства и славы. Мефодия увлекла идея создания письменности для славян, предложенная ему младшим братом.

2 ученик: После создания азбуки братья приступили к переводу церковных книг на язык славян. Они работали с раннего утра, едва рассветает, и заканчивали поздно, когда рябило в глазах от усталости. После перевода первых книг с греческого на славянский язык они с просветительской миссией направились в Моравию. Деятельность братьев быстро вышла за пределы, указанные византийским императором. Кирилл и Мефодий усердно просвещали славян, обу-чали людей грамоте и основывали новые церкви.

1 ученик: В течение трех лет Кирилл и Мефодий трудились в Моравии. Они воспитали немало учеников, которые внесли большой вклад в историю славянской письменности и культуры. Когда умирает Кирилл, Мефодий один продолжает просвещать народ. (В Риме Мефодий получил сан архиепископа.)

2 ученик: После смерти великих братьев их ученики претерпели гонения. Папа римский запретил изучение славянского языка. Дело Кирилла и Мефодия, несмотря на упорную и длительную борьбу в течение многих лет, потерпело неудачу у западных славян, но зато прочно утвердилось в Болгарии, а оттуда было перенесено в Сербию, Румынию и Русь.

1 ученик: Ученики Кирилла и Мефодия открывали свои школы, и к концу IX века уже тысячи людей читали и писали на старославянском языке.

2 ученик: Славянский алфавит просуществовал на Руси неизменным более семи столетий. Его создатели постарались, чтобы каждая буква первой русской азбуки была простой и четкой, легкой для письма. Они помнили о том, что буквы должны быть «красивыми», чтобы человек, едва увидевший их, сразу захотел владеть письмом. Алфавит Кирилла и Мефодия поражает нас простотой и удобством.

1 ученик: Лишь в Петровское время понадобилось внести в алфавит изменения.

К доске выходит ученик в военной треуголке.

Ученик: Господа! Царским указом велено упростить правописание и отменить буквы «юс большой», «кси», «пси», «зело».

Убирает названные буквы и уходит.

2 ученик: Во второй половине XVIII столетия русский алфавит пополнился новыми буквами, которых не было в славянской азбуке.

Ученик выходит, закрепляет буквы. Эти буквы «й» краткое и «ё».

1 ученик: В начале XX века в России было произведено ещё одно упрощение алфавита и правописания. Это было в 1918 году.

Ученик: (выходит к доске в буденовке красноармейца): Товарищи! Указом Наркома просвещения упраздняются буквы: «i десятеричное», «ять», «фита», «ижица» и буква «ер» на конце слов. (Снимает буквы.)

2 ученик: Сейчас наша азбука, составленная Кириллом и Мефодием содержит 33 буквы и поражает нас простотой и удобством!

1 ученик. И каждый человек, изучающий русский язык, должен знать и хранить в своей памяти имена первых славянских просветителей святых братьев Кирилла и Мефодия.

2.2. Экскурсия по маршрутам духовного краеведения Подмосковья

— Паломническая поездка преподавателей предметов «Духовное краеведение Подмосковья», «Православная культура», «Основы Православной культуры»
— Экскурсии и паломнические поездки для учащихся школ

Из опыта работы
Ряполова И.И., педагог дополнительного образования МДОУ Усадовская СОШ Ступинского района

Семейное воспитание: православные традиции.
Воспоминания об экскурсии в православный храм

«На душе тепло, хорошо, чисто…» Таким был ответ одного моего ученика на вопрос к классу: «Что вы почувствовали, когда подходили к храму?» Мы только что пришли с экскурсии из местного храма (святых целителей Космы и Дамиана) и делились впечатлениями. На лице этого мальчика была улыбка, он гладил себя по груди. Я подумала: «Так на душе бывает всегда после посещения святого места. Так, вообще, должно быть всегда на душе человека, несмотря на все жизненные перипетии».

Замечу, особенно меня тронуло последнее слово — «чисто». Ребенок, который в храме бывает лишь изредка, так точно смог описать свое внутреннее состояние на тот момент! Дети по своей тонкой организации способны отличать «чистоту» от «грязи», искренность от фальши и т.д. Надо только вовремя подсказать им, какими понятиями следует жить, где черпать то светлое, чистое, доброе и прекрасное!

В этот день не все ребята побывали с нами в храме, дело в том, что некоторые родители не поддержали эту идею с экскурсией. Как много теряют в жизни дети, которым прививают лишь этические нормы поведения и упускают, на мой взгляд, самое главное! Здесь будет уместно вспомнить слова старца Паисия Святогорца: «Родители, которые рождают детей и дают им тело, должны, насколько возможно, содействовать и их духовному возрождению».

Современное падение нравов есть следствие оскудения духовной традиции в нашей жизни. Трагедия состоит в том, что из-под ног человека выбиты твердые основы нравственности и духовности. Поэтому бессильными становятся подчас и родители, и школа, и органы правосудия, которые не в состоянии уберечь детей и подростков от падения. В этих условиях учителя должны найти в себе силы, знания, мудрость, чтобы исполнять задачу нравственного воспитания детей.

Если мы хотим, чтобы у нас было достойное будущее, необходимо вернуться к тому, чем жил наш народ тысячу лет, усвоить душой высокие идеалы добра, красоты, любви к людям, к своему родному дому.

В русской православной культуре сложились замечательные традиции устроения дома и семьи. В основе этих традиций лежит Священное Писание, важнейшие явления русской культуры и события истории России.

Семья — важнейшее структурное образование общества и государства. Представьте себе деревню, здесь в каждом доме живет отдельная семья. Если это благочестивые и трудолюбивые люди, то эта деревня будет процветать, благоустраиваться, жить здесь легко и счастливо. В России до сих пор есть такие деревни, где хозяева, уходя из дома, не запирают на ключ жилище, бескорыстно помогают друг другу убирать урожай, ухаживают за больными соседями.

Но что будет с деревней, если хотя бы в некоторых домах живут хулиганы и лодыри, которые не хотят трудиться, не убирают за собой, портят колодцы, воруют, поджигают постройки? А если все так будут жить? Что будет в государстве, состоящем из таких селений?

Каждая религия учит устраивать семью по определенному порядку, по правилам, закрепляющим основы религиозного учения. Например, даже зародиться семья должна по промыслу Божьему. Во время экскурсии священник рассказывал детям об иконах, имеющихся в храме. Одна девочка (ученица второго класса) запомнила, что чудотворная икона Божией Матери под названием «Феодоровская» помогает создать хорошую, крепкую семью, родить здоровых и красивых детей, она и поставила перед ней зажженную свечу. Учительница, стоявшая рядом, заулыбалась и спросила: «Ты что, хочешь выйти замуж?» Та ответила сразу и без ложного смущения: «Да».

«Молодец, мыслит по-христиански!» — подумала я. Вопрос создания семьи никогда не перестает быть актуальным. В Православной России прошлых веков девушки и юноши молились о том, чтобы Господь помог им встретить любовь всей своей жизни, указал на будущего супруга или супругу. Христианский брак подразумевает скрепление его Таинством Венчания. Над головами жениха и невесты держат красивые венцы, все трудности и радости в жизни им предстоит теперь делить пополам. Вступая в союз, христиане выбирают себе не прислугу и не раба, не приятеля для развлечений, но спутника и сотрудника, с которым хотят прожить вместе в течение всей земной жизни в любви, верности и согласии и войти в жизнь вечную.

В церкви ребята много задавали вопросов настоятелю храма: чем живет и дышит православный храм, каковы его история, обряды, предметы обихода, кто такие христиане, о церковном пении, о невидимых ангелах, об участи души после смерти… Произошел небольшой конфуз, когда трое изъявили желание поставить свечу за упокой котенка. Им объяснили, что этого делать не следует; и ребята смутились: уж очень был дорог для них погибший зверек. В раннем возрасте в детях очень развито чувство милосердия и сострадания ко всему живому.

Многие вопросы, касающиеся христианского «служения своему ближнему», широко обсуждаются на наших кружковых занятиях. Конечно, большое внимание уделяется темам: «Семья», «Отношение к родителям», «Добрые и злые дела человека», «Прощение», «Почитаемые христианские праздники», «О трудолюбии», «Избранные истории из Ветхого и Нового завета», «Чудеса Иисуса Христа», «Таинства Святой Церкви».

Четырехлетний опыт проведения занятий по «Основам Православной культуры» показывает, что эти уроки, способствуют установлению духовной творческой атмосферы в классах, духовному совершенствованию учащихся, развитию совести, воспитанию у них благоразумных стремлений к добродетелям.

Мы, педагоги, конечно, не можем вместо родителей брать на себя задачу глубокого воцерковления ребенка. То, что обязана дать малышу семья, никто, кроме нее, не даст в полной мере. Наша цель — просветительская. Передо мной стоит задача пробудить в детях интерес к православной культуре и этике, вызвать желание следовать таким понятиям, как любовь, доброта, честность. А родители на своем жизненном примере обязаны сделать так, чтобы, приходя домой после школы, ребята не видели разрыва между «теорией» и «практикой».

И не случайно, давая советы о том, как искать благодатного воздействия Церкви на детей, святитель Феофан делает оговорку, что неверие, небрежность, нечестие родителей могут лишить плода все усилия по воспитанию.

Обращаясь к православным истокам, мы всегда найдем ответ на любой вопрос. В русской культуре сложился определенный принцип жизни: во всем руководствоваться чувством меры. Пословица: «Которая рука по головке гладит, та и за вихор тянет» — говорит о родительской любви и ласке, неразлучной со строгостью. Детей в православных семьях принято принимать как дары от Бога. Их очень любили, но старались не баловать, растить в строгости, в трудолюбии, послушании родителям, не поощряли многословия (болтливости), а почитание Бога и святой Церкви было настолько естественным и прочным в русской культуре, что это составляло основу нравственного воспитания детей от рождения. Детей крестили в младенчестве, старались часто причащать, рано приучали к церковным службам, все дети понимали церковнославянский язык, богослужение, наизусть знали основные молитвы, Символ веры.

Когда экскурсия подошла к концу, никто не хотел уходить, священник раздал всем ребятам на память бумажные складни с изображением Спасителя, Богородицы и святителя Николая. Раньше такие иконы были в каждой избе, Прежде чем вселиться в новый дом, приглашали священника для освящения нового жилища. Иконы устраивали в переднем — самом видном углу, который назывался «красный угол», их бережно хранили и передавали из поколения в поколение. Во многих квартирах наших учеников тоже есть такие «красные углы», так что им будет куда поставить батюшкин подарок.

2.3. Выставка

— Методические выставки по духовно-нравственному воспитанию
— Выставка юношеского творчества
— Тематическая выставка
— Постоянная выставка религиозных книг
— Выставка семейного творчества
— Библиотечная выставка
— Православная выставка художников
— Передвижная фотовыставка
— Выставка сувениров с православной символикой
— Филателистическая выставка

2.4. Конкурс детских творческих работ

— Конкурс исследовательских работ

Из опыта работы
Братина О.В., руководитель исследовательской деятельности в младших классах начальной школы-гимназии «Дмитров»

Духовно-нравственное воспитание в исследовательской деятельности

Современный мир очень динамичен, и меняется он столь стремительно, что это заставляет нас, современных людей, пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни, а нас, педагогов, ориентирует на переоценку роли исследовательских методов обучения в духовно-нравственном воспитании. С началом XXI века становится все более очевидным, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой, они необходимы каждому человеку. Вхождение в народную культуру сознательного научного творчества — нового глубокого проявления человеческой личности — есть новый факт в истории человечества. Он характерен для нового времени и в нашей жизни приобретает с каждым поколением все большее значение.

Ни для кого не является секретом, что детская потребность в исследовательском поиске природно обусловлена. Всякий здоровый ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Постоянно проявляемая исследовательская активность — нормальное, естественное состояние ребенка. Он настроен на познание мира и хочет его познать. Именное это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создает условия для нравственного и духовного воспитания в рамках исследовательского обучения. Ребята не только получают знания, в процессе написания исследовательских работ и творческих проектов они учатсябыть активными строителями своей жизни, улучшать её и делать это сообща, быть творцами и участниками важных жизненных процессов. В процессе такой деятельности ребята, соединяя в себе знания и умения, компетенции и жизненные ценности, духовно обогащаются, становятся добрее, чище, внимательней к окружающим. Каждый ребенок знает, что результаты его работы интересны другим и он обязательно будет услышан. Ребенок осваивает практику презентаций результатов собственных исследований, овладевает умениями аргументировать собственные суждения. Ведение уроков методом творческих проектов позволяет выявлять и развивать творческие возможности и способности учащихся, учит решать новые, нетиповые задачи, выявляет деловые качества.

— Профессиональное самоопределение. Именно при выполнении творческого проекта учащиеся задумываются над вопросами: на что я способен, где применить свои знания?

— При выборе темы проекта учитываются индивидуальные способности учащихся: сильным — сложное, слабым — по их реальным возможностям.

— Развивается социальный аспект личности учащегося за счет включения его в различные виды деятельности в реальных социальных и производственных отношениях, прививаются учащимся жизненно необходимые знания и умения.

Главная цель исследовательского обучения — формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

В нашей гимназии исследовательская практика реализуется через научное общество учащихся «Эврика». Но практика использования в образовательных целях методов исследовательского поиска детей убедила нас в том, что современный подход к решению этой задачи страдает некоторой односторонностью. Предполагается, что, получив возможность проводить собственные исследования, ребенок сам научится это делать. Подход этот очень наивен. Никакого исследования не проведет ни младший школьник, ни учащийся неполной средней школы, ни старшеклассник, если их этому специально не обучать. И мы пришли к выводу, что начинать приобщать к исследовательской и проектной деятельности необходимо с первого класса. Сразу оговоримся, проектирование и исследование — изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности.

Исследование — бескорыстный поиск истины, а проектирование — решение определенной, ясно осознаваемой задачи.

В работе с детьми полезны и проектирование, и исследование, а следовательно, мы стараемся, чтобы младшие школьники научились выполнять и проекты, и исследовательскую работу.

Исследовательская практика детей в нашей гимназии развивается согласно программе исследовательского обучения младших школьников в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.