Главная/Библиотека/Московские Епархиальные Ведомости/№11-12 за 2008 год/

Отвечаем на письма читателей

Для многих людей домашние животные — как члены семьи. К ним зачастую относятся лучше, чем к людям. И не только к домашним. Есть Гринпис, есть вегетарианцы. Как Церковь относится к такой любви? Что происходит с животными после смерти, есть ли у них душа?

Валерия,
Красноармейск

Отвечает благочинный Пушкинского церковного округа протоиерей Иоанн Монаршек: У животных есть душа, но нет бессмертного духа. Животное не имеет образа Божьего как человек. Относиться к животным нужно милостиво, но любить их, как человека, недостойно. В человеке есть небесное начало, а в животных — только жизненная сила. Однако с животными не нужно быть жестокими. Они чувствуют в человеке своего хозяина, господина. Пророк Исаия пишет, что вол знает господина своего (Ис. 1:3). К собаке или кошке или даже мухе надо относиться так, как к нам относится Бог. Бог нас любит, питает и греет. И мы, имея образ Божий и являясь венцом Его творения, должны относиться к животным так же милостиво, как относится к нам Господь. Животные должны чувствовать, что люди им не враги, а друзья. Но нужно, чтобы во всем был порядок: собака охраняла нас, а не мы её. Любите животных, кормите их, но не будьте их рабами.

Отвечает клирик Покровского храма поселка Черкизово Пушкинского района протоиерей Вячеслав Резников: Отношение к животным у разных людей разное. Но христианин, сверяющий свои чувства и мысли со Священным Писанием, знает, что все должно быть на своих местах. Любовь к Богу должна быть выше любви даже к самому близкому человеку. Так и любовь к человеку не должна идти ни в какое сравнение с отношением к животным. Ужасно прочитать на улице такое объявление: «Помогите! Пропала собака. Хозяйка в тяжелом состоянии…» Значит, у человека — ни Бога, ни ближнего, а только собачка. Чтобы построить счастье с человеком, требуется много душевных сил. А тут — покормил, погладил и — полная тебе отдача: и хвостом повиляют, и руку лизнут. И даже готов духовно породниться: дескать, наши меньшие братья!.. Но вспомним, как после всемирного потопа Ною было сказано: все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все… (Быт. 9:3). Хорош брат, о котором Господь сказал: теперь можешь его съесть!

Что же касается наличия у животных души, то тому же Ною было сказано: только плоти с душею её, с кровью её, не ешьте (Быт. 9:3–4), на землю выливай её (Втор. 15:23). Душа животных отождествляется с кровью и так же смешивается с землей, как и телесный состав. А о человеке сказано совсем по-другому: и возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его (Еккл. 12:7). Только человек, созданный по образу и подобию Божию, имеет самосознающую душу, и никто не знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем (1 Кор. 2:11).

Но все же есть и некая тайна животных. Нам открыто, что до грехопадения ни человек животных, ни животные друг друга — не поедали. В пищу им была дана зелень травная (Быт. 1:30). Все, что мы видим сейчас, началось именно с грехопадения человека. Проклята земля за тебя — сказано было Адаму (Быт. 3:17). С тех пор вся тварь совокупно стенает и мучится доныне, и с надеждою ожидает, пока мы, наконец, поднимемся на ту высоту, с которой пали (Рим. 8:19–22). А возвещая о грядущей окончательной победе над грехом и смертью, пророк Исайя, в частности, говорит: тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи (Ис. 11:4–8). Не знаем, насколько буквально следует понимать эти слова, но — верим, что падший мир будет преображен и всякое творение Божие найдет свое незаменимое место в будущем вечном блаженстве.

Если Бог сотворил мир из ничего и является причиной всего существующего, то что является причиной существования Бога, кто сотворил Бога и когда Он появился?

Настя

Отвечает настоятель Скорбященской церкви Клина протоиерей Борис Балашов: Современная наука считает, что возраст всего существующего мира и всей Вселенной около 15 млрд лет. О сроках спорить не будем — это дело ученых. Но если уж наука признает начало существования мира, следовательно, мир не безначален и не бесконечен. На языке веры мы скажем, что мир сотворен Богом и с этого момента ведет свою историю.

Все существующее на земле и в мире имеет причину своего существования. Наука может говорить о материальном мире с момента его возникновения, но ничего не может сказать о причине его появления, так как это не входит в её компетенцию. Это входит в компетенцию веры.

Все происходящее в мире имеет свои причины. И кажется, что этот причинный ряд будет продолжаться до бесконечности. Однако мир имеет свое начало и не бесконечен. С этим согласно и христианство, и наука. Если так, то бытию всего существующего есть конечная причина — первопричина. Таковой первопричиной является Бог, создавший весь мир.

Кто явился причиной бытия Бога, создавшего мир? Как первопричиной бытия всего конечного мира является Бог, так и причина бытия Самого Бога будет в Нем Самом.

Если рассуждать иначе и искать причину существования Бога вне Его Самого, то мы упираемся в «дурную» бесконечность последовательного ряда причин. Другими словами, каждому явлению есть своя причина, той — своя, той — своя… и так это будет продолжаться бесконечно, никогда не кончаясь. Подобным образом легко было говорить, когда в обществе была обязательной философия марксизма, который в свою основу клал слепую, ничем не обоснованную веру в вечность и бесконечность материи. Однако серьезная наука не видит оснований для утверждений о вечном существовании материи. Поэтому всем явлениям не может существовать бесконечный ряд причин, он всегда должен прийти к первопричине. Абсолютной причиной бытия всего существующего, в том числе и Самого Себя, есть Бог.

Было ли время, когда Бога не было, и когда Бог появился? Пространство и время являются категориями измерения сотворенного Богом материального мира. До существования мира не могло быть его измерения, как до момента начала жизни ребенка под сердцем матери не могло быть истории его жизни и времени его существования.

Время появилось вместе с сотворенным миром, поэтому не может быть времени, когда не было Бога, Творца времени. Бог вечен, Он есть всегда.

Почему православные считают, что нужно каяться в грешных мыслях? Кому они вредят? Иное дело плохие поступки, с этим можно согласиться.

Отвечает протоиерей Борис Балашов: С тем, что можно согрешить своими поступками, согласно не только христианство, но и мусульманство, и другие многие религии. Почему же Православная Церковь направляет силы человека на борьбу с грешными мыслями?

Христианство — не людьми придуманное учение. Это — Откровение Бога. Бог все видит и знает. Чтобы открыть нам истину, Он Сам стал Человеком, родившись от Девы Марии. Иисус Христос — Бог, и через то, что Он стал Человеком, открыл и показал нам: каков Бог, что Он хочет от человека.

Христос говорит о том, что делает людей грешными и оскверняет: Исходящее из уст — из сердца исходит — сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления — это оскверняет человека (Мф. 15:18–20).

Действительно, все грехи, в том числе и смертные, рождаются в душе или, как ещё говорят, в сердце — центральном органе души. Говоря о сердце в духовном смысле, мы не имеем в виду телесный орган — тот «насос», который заставляет двигаться кровь по организму.

Человек — это соединение смертного тела с бессмертной душой. А грех — это болезнь, это те травмы, которые человек наносит себе и, в первую очередь, — своей душе. Те злые мысли и чувства, которые завладевают нашей душой, наносят ей раны, делают её больной грехом. Поэтому они представляют реальную угрозу для нашей души и всей нашей земной жизни.

Грех, совершившийся в душе, вредит ей, а также человеку в целом. Когда же грех выходит наружу через слова или поступки, он уже вредит и другим людям, нанося им раны душевные, а в некоторых случаях — и телесные. Тогда, конечно, такие грехи будут ещё больше и тяжелее. Поэтому и нужно, в первую очередь, в своей собственной душе наводить порядок и постоянно поддерживать там чистоту. Для этой цели христианин следит за тем, что происходит у него в сердце: надо откидывать и отрезать от себя злые и нечистые мысли и чувства, даже если делать это очень не хочется. Безопасность в духовном мире нашей души — прежде всего. И это можно сравнить с ситуацией, когда мы идем по улице города с оживленным движением: если не хотим потерять здоровье и жизнь — мы внимательно осматриваемся по сторонам при переходе через улицу, стараясь оценить степень опасности.

Грех опасен! Если с ним не бороться покаянием, молитвой и другими духовными лекарствами, он может перейти в смертельную для нашей души болезнь, как, к примеру, доброкачественная опухоль, которая, если её не удалить, может перерасти в злокачественную.

Само слово покаяние — «метанойя» по-гречески — означает перемену всего умонастроения, всех мыслей и чувств, то есть разворот в душе на 180°, изменение всей своей жизни в сторону бессмертия.

Иногда случается, что нет времени подготовиться к Причастию: вычитать накануне последование вместе с тремя канонами. Можно как-то его заменить или прочитать в другой день? Я читаю на церковно-славянском достаточно бегло, но если торопиться, то бывает и сам не понимаю, что читаю.

Отвечает протоиерей Борис Балашов: Ну, если уж Вы не понимаете, что говорите Богу, то, думаю, что и Бог не сможет понять, что Вы хотите Ему сказать!

Кстати, а какой смысл «вычитывать» молитвы? Вы думаете, что Господь не знает содержания тех молитв, которые находятся в молитвословах?

Внимательно прочитайте весь Новый Завет и посмотрите, что там говорится о «вычитывании молитв»? Ответ могу даже подсказать: ничего! Ничего подобного в Слове Божием нет и быть не может.

Если мы встречаемся с друзьями, то вряд ли нам будет приятно, когда вместо искреннего разговора они будут сухо, без мыслей и чувств читать по бумажке заранее заготовленную умную речь. Тексты молитв нужно не озвучивать, да ещё с большой скоростью, стоя перед иконой, а нужно стараться молиться, пользуясь словами молитв, которые излились со скорбью и слезами из сердец святых подвижников. Ведь именно такие образцы молитв предлагает нам в молитвословах Православная Церковь.

Молиться нужно в таком темпе, в каком мы сами можем понять и прочувствовать слова молитв. Во-первых, читая молитвы вслух или про себя, нужно понять те слова, которые читаем. Во-вторых, не только понять, но и согласиться с ними, что мы действительно так думаем и полностью разделяем те мысли, которые содержатся в этих словах. В-третьих, кроме осмысления молитвенных слов, надо стремиться к тому, чтобы слова молитв коснулись и наших сердец. Последнее условие — самое трудное и не всегда выполнимое. Но стремиться к этому нужно.

Кроме того, чтобы Бог слушал наши молитвы, нужно выполнить ещё некоторые условия. В Служебнике, книге, по которой священник совершает Литургию, написано о самых главных требованиях, которые нам нужно соблюсти, чтобы можно было причащаться. Во-первых, нужно быть со всеми примиренными и не держать в своей душе ни на кого зла или обид. Во-вторых, насколько это в наших силах, — хранить свое сердце от грешных и нечистых мыслей.

Относительно величины молитвенного правила могу сказать, что нам дан прекрасный образец молитв, подготавливающих и настраивающих наш ум и сердце для живой встречи с Богом в Таинстве Святого Причащения. Для младших школьников можно рекомендовать внимательное чтение нескольких коротких молитв, находящихся в конце молитв ко Святому Причащению. По мере возрастания ребенка следует постепенно увеличивать количество молитв, но делать это надо осторожно, чтобы чтение молитвенного правила не смогло перейти в механическое вычитывание.

Для взрослого человека нужно более углубленное чтение молитв и в большем объеме. Почему? Потому что мы подобны сильно расстроенному пианино. Чтобы зазвучала музыка, которая хоть на что-то похожа, надо каждый раз старательно и долго его настраивать.

Если Вам не под силу прочитать все последование ко Святому Причащению с дополнительными канонами в один день, то накануне Причащения со вниманием прочитайте само последование с каноном и молитвами, а три канона — Спасителю, Божией Матери и Ангелу-хранителю — в предыдущий день или по канону в течение нескольких дней подряд. По крайней мере, при невозможности прочитать полное правило не следует сокращать само последование. При этом его можно разделить на две части и читать отдельно канон и отдельно сами молитвы ко Святому Причащению.

Перед молитвой нужно успокоиться, забыть на время о земных делах и во время молитвы постоянно отгонять все мысли, которые не имеют отношения к нашему разговору с Богом. Конечно же, перед молитвой надо постараться со всеми примириться и всех простить. Надо просто понять, что сейчас мы подготавливаемся к самому главному в жизни — встрече с Богом.