Главная/Библиотека/Московские Епархиальные Ведомости/№7-8 за 2008 год/

О богослужении двунадесятых праздников

I. Введение

Главным христианским праздником является Пасха, День Воскресения Христова. Его ежегодное празднование – это древнее христианское установление, восходящее к апостольским временам. Однако в православной святоотеческой традиции с давних времен подчеркивалось особое значение и других праздников, посвященных событиям земной жизни Спасителя и Пресвятой Богородицы.

Свт. Епифаний Кипрский (+ 403) в Слове на Вознесение Господне упоминает 4 главных праздника: Рождество Христово, Богоявление, Воскресение и Вознесение1. Свт. Прокл, патриарх Константинопольский (+ 446), в Слове о Воплощении Христовом говорит о 5 праздниках, добавляя к указанным еще Сошествие Святого Духа на апостолов2. Празднование дней Вознесения Господня и Пятидесятницы (Сошествия Святого Духа) сложилось к IV в. В некоторых традициях эти два праздника воспринимались как единое целое и отмечались в один день – на 50-й день после Пасхи. После IV в. эти праздники стали праздноваться раздельно3.

С IV в. имеются свидетельства о праздновании Входа Господня в Иерусалим (в частности, в проповедях свтт. Амфилохия (+ после 394) и Иоанна Златоуста (+ 407), а также в Паломничестве Эгерии4). В Восточной Церкви воспоминания Рождества Христова и Крещения первоначально соединялись в празднике Богоявления, который отмечался 6 января. Возникновение этого празднования относится ко времени не позднее III века, причем богослужение на данный праздник носило исключительную торжественность. В Римской Церкви с IV в. Рождество Христово праздновали 25 декабря, и постепенно эта традиция стала общераспространенной на Востоке. Через некоторое время после разделения празднований Рождества Христова и Крещения цикл праздников был восполнен празднованиями дней Обрезания Господня (1 января) и Сретения (2 февраля), которые непосредственно были связаны с датой праздника Рождества Христова. В Хронике Георгия Амартола (IX в.) приводится повествование о том, что при императоре Юстиниане (527–565) Сретение было включено в число Господских праздников5.

В IV в. в Иерусалиме в связи с обретением Честного Креста Господня (325–326) и строительством ряда храмов, освященных в 335 г., были установлены праздники Обновления храма Воскресения и Воздвижения Честного и Животворящего Креста. Для Иерусалимской Церкви наибольшую торжественность имел праздник Обновления храма Воскресения, а Крестовоздвижение, отмечавшееся на второй день после Обновления, было второстепенным событием. Однако с VI в. после распространения этих празднований на Востоке, праздник Обновления, как местное иерусалимское торжество, становится менее значимым событием, а Воздвижение Креста приобретает вселенское значение и для других Поместных Церквей. С V в. Появляются св идетельства о праздновании Преображения Господня6.

Важной вехой в истории формирования Богородичных праздников7 стало повсеместно распространившееся к V в. празднование 25 декабря Рождества Христова, поскольку это явилось литургическим подтверждением догмата о Боговоплощении. Воспоминание события Рождества тесно сплеталось с прославлением Матери Божией, что нашло отражение в творениях многих древних церковных авторов конце IV – начала V вв.8 Впоследствии 26 декабря был установлен праздник Собора Пресвятой Богородицы, в который, согласно православной литургической традиции, повторялись (за небольшим исключением) песнопения службы Рождества Христова, но уже в честь Богоматери. Таким образом, Собор Пресвятой Богородицы можно считать первым Богородичным праздником, из которого со временем выделились отдельные воспоминания. В Иерусалиме в V в. общее торжество, посвященное Божией Матери, совершали 15 августа. Импульс для развития Богородичного праздничного цикла дало исповедание Девы Марии Богоматерью (Θεοτόκοζ) на III Вселенском Соборе в Эфесе в 431 г.9 Из праздников в честь отдельных событий из жизни Богородицы на Востоке первыми возникли Благовещение и Успение. Благовещение стали праздновать, вероятнее всего, уже в IV в.10, а Успение, согласно свидетельству церковного историка XIV в. Никифора Каллиста Ксанфопула, было установлено императором Маврикием (592–602). Известно также, что императрица Пульхерия (399–453), не зная, что Спаситель воскресил Свою Матерь и взял Ее на небо на третий день после успения, хотела положить останки Пресвятой Богородицы в одном из храмов Константинополя.

Рождество Пресвятой Богородицы отмечено уже в Иерусалимском Лекционарии VII в. , где указан нынешний тропарь праздника, глас 4-й: «Рождество Твое, Богородице Дево...»11. Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы впервые зафиксирован в греческих месяцесловах VIII в., но в греческой Церкви отмечался с IX в., причем долгое время не имел той торжественности, какая была присуща другим Богородичным праздникам. Этот праздник упомянут в Синайском канонаре IX–X вв.12, а по одной из рукописей Типикона Великой церкви (X в.) на данный праздник приводится служба с литией13. В славянском Остромировом Евангелии 1056–1057 гг. служба Введения совмещена со службой св. Иулиании. После XII в. служба Введения уподобляется остальным великим Богородичным праздникам, и к XIV в. приобретает тот же статус, что и прочие двунадесятые праздники.

Прп. Иоанн Дамаскин в 1-м Слове об иконах (728), не стремясь к перечислению всех главных праздников, упоминает праздничный ряд икон, посвященных Благовещению, Рождеству, Крещению, Преображению и прочим евангельским событиям, заканчивая этот список иконой Вознесения14. В проповеди Иоанна, епископа Эвбейского, на праздник Зачатия Пресвятой Богородицы (744) дается перечень не только Господских, но и Богородичных праздников15: Зачатие Пресвятой Богородицы, Рождество Пресвятой Богородицы, Благовещение, Рождество Христово, Крещение, Сретение, Преображение, Распятие и Воскресение, Вознесение, Пятидесятница, Успение Пресвятой Богородицы.

С XI–XII вв. в византийском церковном искусстве получила широкое распространение иконографическая программа, состоящая из 12 праздников, которая, как правило, включала в себя Благовещение, Рождество Христово, Сретение, Богоявление, Преображение, Воскрешение Лазаря, Вход Господень в Иерусалим, Распятие, Воскресение, Вознесение, Сошествие Святого Духа, Успение Пресвятой Богородицы16.

В сочинении митрополита Евхаитского Иоанна (+ до 1095) «На Господские праздники» содержится перечисление двенадцати праздников, включая Обрезание Господне, но без упоминания об Успении Пресвятой Богородицы. Однако с XIV в. Успение постоянно присутствует в праздничных иконографических рядах, нередко включавших в себя более 12 образов (в том числе иконы «Обрезания Господня» и «Уверения Фомы»). Никифор Каллист Ксанфопул (XIV в.) перечисляет 12 праздников, включая Успение17. Гроттаферр атский Типикон 1300 г. упоминает 14 «Господских праздников», в т. ч. Обрезание, Тайную вечерю, Уверение Фомы (Новую Неделю), но не Успение Пресвятой Богородицы18. К XVI в. в иконографическую праздничную программу уже входят Рождество и Введение во храм Пресвятой Богородицы (ранее встречавшиеся в цикле изображений XII–XIII вв., сохранившихся на Синае), а также Воздвижение Креста Господня.

До XVII в. все наиболее важные праздники церковного года (даже связанные с жизнью Пресвятой Богородицы) назывались Господскими, поскольку воспринимались как воспоминания событий домостроительства Божия. С XVII в. начинает употребляться понятие «Богородичные праздники», а с начала XIX в. в литургической литературе начинает активно использоваться термин «Двунадесятые праздники»19.

II. Богослужение двунадесятых праздников

Таким образом, двунадесятыми именуют 12 праздников, которые в православной традиции считаются наиболее важными после праздника Пасхи (который, как «праздников праздник», не относится к их числу). По содержанию двунадесятые праздники разделяются на Господские праздники, посвященные событиям земной жизни Господа Иисуса Христа, и на Богородичные праздники, посвященные событиям земной жизни Пресвятой Девы Марии. По положению в системе годового богослужебного цикла двунадесятые праздники подразделяются на непереходящие, т.е. имеющие фиксированную календарную дату, и на переходящие, т.е. связанные с празднованием Пасхи. Выделение двенадцати праздников, уступающих по значимости только Пасхе, имеет символическое значение. Иерусалимский Устав, принятый ныне повсеместно в Православной Церкви, подразделяет все праздники на великие, средние и малые. Великие праздники, к которым и относятся все неподвижные двунадесятые праздники20, в Типиконе (гл. 47) обозначаются знаком «крест в круге». Поскольку подобные знаки используются только в Месяцеслове Типикона, переходящие двунадесятые праздники никакими знаками не отмечены и формально не могут относиться к великим, но по строю службы подпадают под категорию великих праздников. Гимнографиические последования непреходящих двунадесятых праздников находятся в Минее, переходящих – в Постной или Цветной Триоди. Согласно Уставу, на двунадесятый праздник совершаются, как правило, следующие службы суточного круга:

  • малая вечерня, предваряемая 9-м часом;
  • всенощное бдение21, состоящее из великой вечерни, полиелейной утрени и 1-го обычного трипсалмного часа;
  • 3-й и 6-й обычные трипсалмные часы;
  • Божественная Литургия св. Иоанна Златоуста.

При этом следует отметить, что богослужение Рождества Христова, Богоявления и Благовещения (выпавшего на дни Великого поста со вторника по субботу) имеет несколько иную структуру: всенощное бдение состоит из великого повечерия (до Слава в Вышних...), части великой вечерни (от литии до пения 33-го псалма), полиелейной утрени и 1-го часа. Великая вечерня совершается отдельно от всенощного бдения, а малая вечерня в составе служб суточного круга отсутствует.

Господский двунадесятый праздник отменяет службу Октоиха, в какой бы день седмицы он ни случился: богослужение будет совершаться только по Минее (или Триоди, если праздник переходящий). Воскресная служба Октоиха также отменяется при совпадении с Господским двунадесятым праздником: «Ничтоже поется воскресно, ни стихиры воскресны, ниже непорочны, ни степенна гласа, ни Евангелие воскресное чтется… но всю службу поем праздника» (Типикон, 14 сентября, 2-е «зри»). Тем не менее, день седмицы оказывает определенное влияние на богослужение Господского праздника (ср.: кафизмы на вечерне и утрене, прокимен на вечерне). Характерной чертой богослужени я Господских праздников является совершение в сам день праздника вечером великой вечерни со входом и великим прокимном (на праздник Входа Господня в Иерусалим вечером на вседневной вечерне поется дневной прокимен).

Богородичные двунадесятые праздники отменяют службу Октоиха, если выпадают на седмичные дни и субботу. В этом случае все изменяемые тексты богослужения берутся из Минеи. Воскресную службу Октоиха Богородичный двунадесятый праздник не отменяет: в случае совпадения Богородичного двунадесятого праздника с воскресным днем, служба Октоиха соединяется со службой праздника. Вечерня в сам день праздника – вседневная (без входа, с пением дневного прокимна). Таким образом, при совпадении с Неделей служба Господских праздников, в отличие от службы Богородичных праздников, отменяет собой воскресное последование. По этому признаку и по наличию вечером в сам день праздника вечерни с великим прокимном проводят литургическое деление праздников на Господские и Богородичные. Праздник Сретения Господня в литургическом аспекте является скорее Богородичным, нежели Господским. Воскресная служба Октоиха на Сретение не отменяется, вечерня в сам день праздника – вседневная, антифоны на Литургии в современной славянской уставной традиции – изобразительные, и прочие особенности богослужения, в основном, совпадают с другими Богородичными двунадесятыми праздниками22. Однако по некоторым признакам этот праздник может быть отнесен и к Господским. В частности, на Литургии после пения изобразительных антифонов поется (на практике возглашается диаконом или священником) входный стих, и отпуст Сретения, подобно Господским праздникам, начинается вводной фразой: Иже во объятиих праведнаго Симеона носитися изволивый, нашего ради спасения, Христос, истинный Бог наш… Служба подвижных двунадесятых праздников совершается только по Триоди. Однако особенностью богослужения переходящих праздников является возможность соединения их службы со службой Минеи в том случае, если на день двунадесятого праздника выпадет храмовый праздник, и если с праздником Вознесения Господня совпадет память полиелейного или бденного святого. Службы Благовещения и Входа Господня в Иерусалим при совпадении также соединяются. В некоторых случаях службы Сретения и Благовещения совмещаются с дневным последованием Постной Триоди. Служба Благовещения также может соединяться и с пасхальным последованием Цветной Триоди, поскольку праздник этот может выпасть на Пасху и Светлую седмицу (до среды включительно). Практически все двунадесятые праздники празднуются больше одного дня. Многодневное празднование имеет следующую структуру: предпразднство (1 день у всех праздников, кроме Рождества Христова и Богоявления; Вход Господень в Иерусалим и Пятидесятница не имеют предпразднства), сам праздник, попразднство (от 1 до 8 дней; попразднства не имеет Вход Господень в Иерусалим, а также в определенных случаях Сретение и Благовещение), последний день попразднства – отдание (у Входа Господня в Иерусалим отдание совершается на вечерне в сам день праздника вечером). В дни предпразднства и попразднства статус службы определяется знаком службы святого, празднуемого в данный день, последование праздника соединяется с рядовым последованием Минеи. Число дней попразднства строго фиксировано (за исключением Сретения, у которого длина попразднства определяется близостью Велик ого поста). В день отдания последование праздника не соединяется с другими последованиями (кроме отдания Введения23 и совпадения с памятью полиелейного святого), служба совершается славословная: повторяется все последование праздника, кроме входа и паримий на вечерне и полиелея на утрене24. Систему двунадесятых праздников можно представить в следующей форме.

Двунадесятые праздники Дата праздника
(ст. ст.)
Предпразднство
(ст. ст.)
Попразднство
(с отданием)
Отдание
(ст. ст.)
а) непереходящие праздники
Рождество Пресвятой Богородицы 8 сентября 7 сентября (1 день) 9–12 сентября (4 дня) 12 сентября
Воздвижение Честного и Животворящего Креста 14 сентября 13 сентября (1 день) 15–21 сентября (7 дней) 21 сентября
Введение (Вход) во храм Пресвятой Богородицы 21 ноября 20 ноября (1 день) 22–25 ноября (4 дня) 25 ноября
Рождество Христово 25 декабря 20–24 декабря (5 дней) 26–31 декабря (6 дней) 31 декабря
Святое Богоявление. Крещение Господне 6 января 2–5 января (4 дня) 7–14 января (8 дней) 14 января
Сретение Господне 2 февраля 1 февраля25 (1 день) 3–9 февраля (7 дней)26 9 февраля
Благовещение Пресвятой Богородицы27 25 марта 24 марта (1 день) 26 марта (1 день) 26 марта
Преображение Господне 6 августа 5 августа (1 день) 7–13 августа (7 дней) 13 августа
Успение Пресвятой Богородицы 15 августа 14 августа (1 день) 16–23 августа (8 дней) 23 августа
б) переходящие праздники
Вход Господень в Иерусалим (Неделя ваий) воскресенье перед Пасхой Нет28
Вознесение Господне на 40 день после Пасхи – в четверг 6-й седмицы по Пасхе среда 6-й седмицы по Пасхе (1 день) до пятницы 7-й седмицы по Пасхе (8 дней) пятница 7-й седмицы по Пасхе
День Святой Троицы. Пятидесятница на 50 день после Пасхи – Неделя 8-я по Пасхе нет до субботы седмицы Пятидесятницы (6 дней) суббота седмицы Пятидесятницы

Настоящая статья является попыткой изложить общие особенности служб двунадесятых праздников29 на основании указаний богослужебных книг, наиболее авторитетных руководств по Богослужебному Уставу, а также различных трудов по литургике. Надеемся, что публикация будет полезна в первую очередь священнослужителям, а также всем интересующимся содержанием и структурой православного богослужения. Материал статьи предложен читателю в наглядной, схематичной форме, позволяющей ясно представить литургическую ткань двунадесятых праздников и наиболее полно усвоить характерные особенности данного типа богослужения.

Изменяемые элементы богослужения двунадесятых праздников30

Богослужение двунадесятых праздников Господский праздник Богородичный праздник
(и Сретение Господне)
в седмичные и субботние дни в Неделю
(воскресенье)
[На малой31 вечерне32]33
Стихиры на Господи, воззвах Стихиры праздника на 4. Слава, и ныне: праздника Стихиры воскресные гласа Октоиха на 4.
Слава, и ныне: праздника
Прокимен Прокимен дня
Стихиры на стиховне Стихиры праздника (со своими припевами).
Слава, и ныне: праздника
Стихира воскресная Октоиха (1); и стиховны праздника с великой вечерни (со своими припевами).
Слава, и ныне: праздника
Тропари в конец вечерни Тропарь праздника (единожды) Тропарь воскресный гласа.
Слава, и ныне: тропарь праздника
Отпуст Отпуст малый обычный (непраздничный)
Всенощное бдение
Великая вечерня
Кафизма Кафизмы нет.
Если праздник в Неделю, то в субботу вечера: Блажен муж… – кафизма вся.
Если праздник в понедельник, то в Неделю вечера: Блажен муж… – 1-й антифон 1-й кафизмы
Блажен муж... – 1-й антифон 1-й кафизмы Блажен муж… – кафизма вся.
По каждой Славе кафизмы – малая ектения (возгласы: Яко Твоя держава...; Яко Благ и Человеколюбец...; Яко Ты еси Бог наш...).
Стихиры на Господи, воззвах Стихиры праздника на 8 (на Вознесение, Пятидесятницу, Неделю ваий – на 10).
Слава, и ныне: праздника
Стихиры на 10: воскресные Октоиха – 4, и праздника – 6.
Слава, и ныне: праздника
Прокимен34 Прокимен дня.
Если праздник в субботу, то в пяток вечера – прокимен великий (положенный на вечерни в праздник вечера)35, а в субботу вечера – обычный прокимен дня, глас 6-й: Господь воцарися… (со стихами)
Прокимен дня
Паримии Чтения праздника – 336
Стихиры на литии37 Стихиры праздника (литийные).
Слава: праздника (если есть)38; И ныне: праздника
Стихиры праздника (литийные).
Слава, и ныне: праздника
Стихиры на стиховне39 Стихиры праздника (со своими припевами).
Слава, и ныне: праздника
Стихиры воскресные Октоиха.
Слава, и ныне: праздника
Тропари в конец вечерни Тропарь праздника (трижды)
В Неделю ваий – тропарь праздника, глас 1-й: Общее воскресение... (дважды); тропарь праздника, глас 4-й: Спогребшеся Тебе крещением... (единожды)  
[Великое чтение] Чтение праздника40 Чтение из Апостола или чтение праздника41
Вкушение хлебов42 во время чтения должно быть, по Уставу, от 1 сентября до 25 марта43 или до Недели Фоминой44
Полиелейная утреня
Тропари на
Бог Господь
Тропарь праздника (дважды).
Слава, и ныне: тропарь праздника45
Тропарь воскресный (дважды).
Слава, и ныне: тропарь праздника
Кафизмы Кафизмы две (рядовые)
Малые ектении по кафизмах Произносятся46
Седальны по кафизмах Седальны праздника Седальны воскресные Октоиха.
По первом стихословии на Слава, и ныне – Богородичен воскресный рядового гласа
[Назидательное чтение по кафизмах] Чтение праздника47 Чтение Толкового Евангелия на литургийное Евангельское рядовое зачало48
На полиелее49 Полиелей праздника. Величание праздника и избранный псалом50 Полиелей праздника. Величание праздника и избранный псалом51.
Воскресные тропари по Непорочных: Ангельский собор...
По полиелее Седальны праздника Седален праздника по 1-м стихословии; седален праздника по 2-м стихословии. Слава – седален праздника по полиелее, И ныне – ин седален праздника по полиелее52
[Назидательное чтение по полиелее] Чтение праздника53
Степенна Степенны – 1-й антифон 4-го гласа Степенны антифоны – рядового гласа Октоиха
Прокимен и Евангелие Праздника
Воскресение Христово видевше… Воскресение Христово видевше… не глаголется54. Поется на Воздвижение и Вознесение После Евангелия глаголется55: Воскресение Христово видевше…
Тексты по 50 псалме56 Слава: Молитвами апостолов…; И ныне: Молитвами Богородицы...
На Преображение: Слава: Всяческая днесь радости исполнишася, Христос преобразися пред ученики. И ныне: тот же стих.
В Неделю ваий: Слава: Днесь Христос входит во град Вифанию… И ныне: тот же стих.
На Рождество: Слава: Всяческая днесь радости исполняются, Христос родися от Девы. И ныне: Всяческая днесь радости исполняются, Христосродися в Вифлееме.
На Богоявление: Слава: Всяческая днесь да возрадуются, Христу явльшуся во Иордане. И ныне: тот же стих
Слава: Молитвами Богородицы…;
И ныне: Молитвами Богородицы...
На Введение:
Слава: Днесь Храм одушевленный…
И ныне: тот же стих
Стихира по 50 псалме Стихира праздника
КАНОН Праздника
На Рождество, Богоявление, Преображение, Пятидесятницу, Рождество Богородицы, Введение во храм и Успение два канона праздника на 16: 1-й канон со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды); 2-й канон со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды).
На Воздвижение один канон в 1-й–8-й песнях на 14 (ирмосы по дважды, тропари на 12). В 9-й песни – два канона на 16: 1-й канон со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды); 2-й канон со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды).
В Неделю ваий и на Сретение: один канон со ирмосом на 14 (ирмосы по дважды).
На Вознесение два канона на 14: 1-й канон со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды); 2 канон со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды)
Воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2 и праздника на 8
Катавасия57 На Рождество, Богоявление, Пятидесятницу и Успение – ирмосы обоих канонов («кийждо лик свой ирмос»).
На Воздвижение – в 1-й–8-й песнях: ирмос канона «оба лика вкупе»; в 9-й песни: ирмосы обоих канонов («оба лика вкупе»)58.
На Вход Господень в Иерусалим и на Сретение – ирмос канона «оба лика вкупе».
На Вознесение – катавасия Пятидесятницы: Божественным покровен…
На Преображение и Рождество Богородицы – катавасия Воздвижения: Крест начертав…
На Введение во храм – катавасия Рождества Христова: Христос раждается… («оба лика вкупе»)
Библейские песни Поем Господеви59 (кроме Честнейшую и 9-й песни канона).
Девятая песнь канона в Неделю ваий и Пятидесятницу, согласно Уставу, поется без особых припевов, с соответствующими стихами библейской песни60
Поем Господеви61 (все песни)
По 3 песни   Кондак и икос воскресные рядового гласа (Октоиха).
Седален праздника.
Слава, и ныне: тот же седален или иной.
На Рождество, Богоявление, Неделю ваий и Успение – ипакои праздника (единожды)
По 6 песни Кондак и икос праздника
Честнейшую Честнейшую не поем.
Совершается каждение алтаря и храма.
9-я песнь канона поется с праздничными припевами62 (кроме Недели ваий и Пятидесятницы63)64
Поем Честнейшую65.
Совершается каждение алтаря и храма  
Достойно естьНе поется66
Свят Господь Бог наш Не поется
(в Неделю ваий – поется на 4-й глас)
Поется (на рядовой глас)
Светилен Светилен праздника (дважды).
Слава, и ныне: тот же светилен или иной.
(В Неделю ваий светилен не поется)
Ексапостиларий воскресный67.
Слава, и ныне – светилен праздника
Стихиры на хвалитех68 Стихиры праздника на 4
(в Неделю ваий и Пятидесятницу на 6).
Слава: праздника (если есть)69; И ныне: праздника
Стихиры на 8: воскресные – 4, и праздника – 4 (с припевами своими; припевы см. на стиховне вечера). Слава – стихира праздника, И ныне – Богородичен: Преблагословенна еси…
Тропари в конец утрени Тропарь праздника.
(В Неделю ваий – тропарь, глас 1-й: Общее воскресение...)
Тропарь воскресный70, глас 1-й: Днесь спасение...  (гласы 1-й, 3-й, 5-й и 7-й), или тропарь воскресный, глас 2-й: Воскрес из гроба… (гласы 2-й, 4-й, 6-й и 8-й)
Отпуст71 утрени72 Краткий праздничный Отпуст воскресный: Воскресый из мертвых... (краткий праздничный)
На часах73 Тропарь74 и кондак праздника На 1-м и 6-м часе – тропарь воскресный. Слава – тропарь праздника. Кондак воскресный.
На 3-м и 9-м часе – тропарь воскресный. Слава – тропарь праздника. Кондак праздника
Литургия св. Иоанна Златоуста75
Время начала Литургии Литургия начинается «порану, труда ради бденнаго» (ср.: Преображение, Рождество Христово и Богоявление).
В Пятидесятницу начало Литургии пополудни (Ср.: Известие Учительное в Служебнике)76.
В Неделю начало Литургии бывает как в великие праздники (Типикон, гл. 11)
Антифоны Антифоны праздничные77 Антифоны изобразительны.
Блаженны от канона праздника, песнь 3-я – 4 (со ирмосом)78, и песнь 6-я – 4
Антифоны изобразительны.
Блаженны гласа Октоиха – 6, и от канона праздника, песнь 3-я – 4
Входное Входный стих праздника79 Входное: Приидите, поклонимся… во святых дивен Сый…80  
На Сретение – входный стих праздника
Входное: Приидите, поклонимся… Воскресый из мертвых…
На Сретение – входный стих праздника81
Тропари и кондаки по Входе Тропарь праздника.
Слава, и ныне: кондак праздника.
(В Неделю ваий тропарь праздника, глас 4-й: Спогребшеся крещением... поется на Славу.)
Тропарь воскресный, тропарь праздника.
Слава: кондак воскресный, И ныне: кондак праздника
Трисвятое / тексты, его заменяющие Поется Трисвятое.
На Воздвижение – Кресту Твоему…
На Пятидесятницу, Рождество Христово и Богоявление – Елицы во Христа крестистеся…
Прокимен и аллилуиарий Праздника Воскресные гласа (на Рождество Богородицы – Недели пред Воздвижением) и праздника
Апостол и Евангелие Праздника Рядовые дня и праздника. (На Рождество Богородицы – Недели пред Воздвижением, рядовое дня (под зачало) и праздника.)
Причастен Праздника Воскресный: Хвалите Господа..., и праздника
Задостойник Задостойник праздника (ирмос 9-й песни канона) с припевом (если есть).
На Воздвижение, Введение во храм, Богоявление, Вознесение, Преображение и Успение – ирмос 9-й песни 1-го канона праздника.
На Рождество Богородицы, Рождество Христово и Пятидесятницу – ирмос 9-й песни 2-го канона праздника
Отпуст Литургии Как на утрене

III. Заключение

Двунадесятыми праздниками Православная Церковь отмечает в годовом круге богослужения основные вехи Божественного домостроительства спасения рода человеческого. По словам митр. Вениамина (Федченкова), «богослужебные песнопения есть некий ответный дар человека в благодарность Воплотившемуся Спасителю; лучший, чем вещественное приношение...»82. Богослужение двунадесятых праздников, насыщенное песнопениями, отражающими и высоты богословия, и опыт святости великого сонма угодников Божиих, в особенной степени научает истинной молитве, о которой святитель Афанасий (Сахаров) писал: «Молитва приближает человека к Богу, она есть беседа с Ним, так как только с горы молитвы можно услышать Божественный голос. И присно принимает Владыка моления и молитвы рабов Своих, принимает и исполняет прошения, впрочем, при одном условии: если возносятся они совестью чистою. Принимает молитву как благовонное курение, если она возносится от души, то есть когда человек не одну только формальность соблюдает, а когда молится, потому что чувствует насущную потребность молиться, сознает необходимость просить Божественной помощи, ощущает неудержимое стремление беседовать с Богом... Молитва как беседа с Богом уже здесь, на земле, дает человеку насладиться предвкушением райского блаженства, поставляя его в непосредственное богообщение»83. Надеемся, что данная статья поможет совершителям богослужения внимательнее ознакомиться с порядком и особенностями двунадесятых праздников, с тем, чтобы, усвоив наиболее полно данную сторону православной литургической традиции, еще глубже приобщиться опыту молитвы, возрастившей в Церкви Христовой множество святых, и исполнить завет апостола Павла: Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением (Кол. 4:2).

Священник Сергий Ванюков

1 PG. 43. Col. 477–480.

2 PG. 65. Col. 705.

3 См.: Ванюков С. А. Обзор истории праздника Пятидесятницы // Богословский сборник. М., 2003. Вып. 11. С. 241–266.

4 Maraval P. Journal de voyage [SC 296. Paris, 1982]. Паломничество по Святым местам / Пер. И.В.Помяловского // Православный Палестинский сборник. СПб., 1889. Т. 20. С. 103–172.

5 PG. 110. Col. 777–779.

6 Лукашевич А.А. Господские праздники // Православная энциклопедия. М., 2006. Т. 12. С. 174.

7 См.: Скабалланович М.Н. Рождество Христово. К., 1916. М., 1995р. С. 171; он же. Успение Пресвятыя Богородицы. К., 1916. М., 1995р. С. 84; он же. Рождество Пресвятыя Богородицы. К., 1915. М., 1995р; он же. Введение во храм Пресвятыя Богородицы. К., 1916. М., 1995р; Шмеман А., прот. Введение в литургическое богословие. М., 1996р. С. 202; Рубан Ю. Сретение Господне. СПб., 1994.

8 Ткаченко А.А., Лукашевич А.А. Богородичные праздники // Православная энциклопедия. М., 2002. Т. 5. С. 510.

9 Мейендорф И., прот. История Церкви и восточно-христианская мистика / Сост. и общ. ред. И.В.Мамаладзе. М: Институт ДИ-ДИК, 2000. С. 67.

10 См.: Ванюков С. А. Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы в византийской и славянской богослужебной традиции // Богословский сборник. М., 2002. Вып. 10. С. 137–154; Ванюков С.А., Желтов М.С., Фельми К.Х. Благовещение // Православная энциклопедия. М., 2002. Т. 5. С. 254–265; Ванюков С. А. Благовещенские главы // Православная энциклопедия. М., 2002. Т. 5. С. 274–275; он же. Обзор истории и содержания богослужения праздника Благовещения Пресвятой Богородицы // Вестник ПСТГУ, серия I: Богословие, философия. М., 2005. Вып. I: 14. С. 54–79.

11 Tarchnishvili M. Le Grande Lectionnaire de l’Eglise de Jerusalem (V–VIII siecles). Louvain, 1959–1960. T. 2 [Pars. 1.] P. 40.

12 Ср.: Дмитриевский А.А. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока. К., 1895. Т. 1. С. 25, 203.

13 Mateos J. Le Typicon de la Grand Eglise. T. 1. Roma, 1962. P. 110.

14 PG. 94. Col. 1240.

15 PG. 96. Col. 1476.

16 Лукашевич А.А. Двунадесятые праздники // Православная энциклопедия. М., 2007. Т. 14. С. 267.

17 Сергий (Спасский), архиеп. Полный Месяцеслов Востока. Владимир, 19012. М., 1997р. Т. 1. С. 401.

18 Дмитриевский А.А. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока. К., 1895. Т. 1. С. 907.

19 Ср.: Дебольский Г.С., прот. Дни богослужения Православной Церкви. СПб., 1837. Ч. 1–6. М., 1996р. Т. 1–2.

20 К великим праздникам относятся еще пять недвунадесятых: Обрезание Господне, Покров Пресвятой Богородицы, апп. Петра и Павла, Рождество св. Иоанна Предтечи и Усекновение главы св. Иоанна Предтечи. Согласно решению Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2008 года, в день святого равноапостольного князя Владимира 15/28 июля богослужение следует совершать «по уставу великого праздника».

21 Повечерие и полунощница при этом опускаются.

22 В богослужебной практике Русской Церкви на Сретение почти повсеместно используются облачения голубого или синего цвета, как это принято на Богородичные праздники.

23 Служба отдания праздника Введения (Входа) во храм Пресвятой Богородицы совершается вместе со службой сщмчч. Климента, папы Римского, и Петра, архиеп. Александрийского.

24 Отдание Богородичных праздников имеет ту особенность, что на Литургии к дневным чтениям добавляются чтения праздника (Богородичные). В отдание Сретения, как правило, читаются только рядовые Апостол и Евангелие.

25 Если предпразднство Сретения случится в субботу мясопустную, то оно переносится на пяток мясопустный.

26 Если праздник Сретения Господня случится в Неделю о блудном сыне, а также в понедельник или вторник мясопустной седмицы, то отдание бывает в пяток мясопустной седмицы. Если праздник Сретения выпадет на период со среды до субботы мясопустной седмицы, то отдание бывает во вторник сырной седмицы. Если данный праздник случится в Неделю мясопустную или понедельник сырной седмицы, то отдание бывает в четверток сырной седмицы. Если праздник Сретения будет во вторник или среду сырной седмицы, то отдание совершается в сырную субботу. Если Сретение выпадет на период с четверга по субботу сырной седмицы, то отдание совершается в Неделю сыропустную. Если Сретение случится в Неделю сыропустную, отдания не бывает. Если Сретение случится в понедельник 1-й седмицы Великого поста, то праздник переносится со 2 февраля на Неделю сыропустную (1 февраля).

27 Праздник Благовещения может выпадать на период с четверга 3-й седмицы Великого поста до среды Светлой седмицы (включительно). Если Благовещение случится в Лазареву субботу, то не имеет попразднства. Если праздник случится в Неделю ваий, Страстную или Светлую седмицу, то не имеет ни предпразднства, ни попразднства, и празднуется один день.

28 Песнопения Входа Господня в Иерусалим поются на вечерне в сам день праздника вечером.

29 Следует оговориться, что предложенный в статье материал лишь отчасти касается богослужения Благовещения, Сретения Господня, Рождества Христова и Богоявления, поскольку службы этих праздников имеют многочисленные уникальные особенности. Устав Сретения и Благовещения во многом определяется совпадением данных дней с периодом пения Триоди. В этой связи богослужение Сретения рассматривается в статье только лишь для случая выпадения праздника на период пения Октоиха, а служба Благовещения, в основном, находится за рамками данного обзора, т. к. этот праздник непосредственно связан со службами Триоди Постной или Цветной (см.: Ванюков С. А. Благовещенские главы // Православная Энциклопедия. М., 2002. Т. 5. С. 274–275). Также при описании богослужения переходящих Господских двунадесятых праздников не учитывались изменения, происходящие в структуре службы при совпадении этих дней с другими памятями (например, Благовещением на Вход Господень в Иерусалим; храмовым святым в Неделю ваий, Вознесение и Пятидесятницу; и полиелейным святым на Вознесение). Данные особенности подробно расписываются в соответствующих Марковых и храмовых главах Типикона.

30 Порядок бденного богослужения см.: Ванюков С.А. Богослужение полиелейных и бденных праздников // Московские епархиальные ведомости. М., 2007. ¹ 3–4. С. 90–107.

31 Малая вечерня, согласно Уставу, совершается при закрытых царских вратах и завесе (катапетасме). На малой вечерне отсутствуют все ектении, кроме малой сугубой – в конце последования.

32 На праздник Крестовоздвижения перед началом малой вечерни иерей износит из сосудохранилища Честный Крест, полагает его на жертвенник на блюде, покрытом покровцем, и украшает Крест венком из живых цветов. После малой вечерни или, на практике, непосредственно перед началом всенощного бдения иерей и диакон в облачениях подходят к жертвеннику. Диакон произносит тихо: «Благослови, владыко». Иерей: «Благословен Бог наш…». Трисвятое по «Отче наш…». После возгласа поют (тихо) тропарь Креста: «Спаси, Господи, люди Твоя…». «Слава, и ныне» – кондак Креста: «Вознесыйся на Крест волею…». Во время пения иерей взимает на главу блюдо с Крестом, в предшествии свещеносца со свечой и диакона с кадилом переносит Крест на престол и полагает его на евангельское место, а Евангелие (обычно заранее, до переноса) поставляет на горнее место престола, где оно ставится после чтения на Литургии. Пред престолом поставляется возжженная свеча на свещнике.

33 В квадратные скобки заключены обычно опускаемые элементы богослужения.

34 Прокимны вечерни и утрени, а также Бог Господь, по Уставу, возглашаются канонархом на середине храма. В некоторых монастырях следуют этой традиции, однако в большинстве храмов Русской Церкви прокимны и Бог Господь возглашает священник или диакон, причем прокимны вечерни глаголются «внутрь» алтаря.

35 В вечер двунадесятого Господского праздника совершается великая вечерня со входом и великим прокимном (кроме Недели ваий, в вечер которой совершается вседневная вечерня со входом, но дневным прокимном и постовым окончанием).

36 На Рождество Христово на вечерне, совершаемой отдельно от утрени, читается 8 паримий, на Богоявление – 13. В службе Благовещения содержится 5 паримий.

37 Выход священнослужителей из алтаря на литию, по Уставу, совершается боковыми вратами, за исключением выхода архиерея, который исходит в притвор для совершения литии царскими вратами. (Царские врата должны быть во время литии закрыты.) Монашествующие священники должны быть облачены в епитрахили и мантии. Этот обычай, предписанный Типиконом, соблюдается ныне в некоторых монастырях, в большинстве же приходских храмов выход духовенства на литию совершается царскими вратами, которые остаются отверстыми до окончания вечерни. Лития представляет собой во многом самостоятельную часть богослужения, заканчивающуюся даже своеобразным отпустом. Функцию отпуста литии выполняет молитва предстоятеля: Владыко Многомилостиве... (ср. с последованием великого повечерия), которая должна произноситься, подобно отпустам прочих служб, лицом на запад.

38 Например, 6 августа.

39 Стихиры на стиховне должны петься двумя хорами, сошедшимися на середине храма. В современной практике это предписание Устава не выполняется.

40 Например, на Рождество Богородицы – Слово св. Андрея Критского, ему же начало: Аще мерима есть земля пядию…; 14 сентября – Слово о Честном Древе; 6 августа – Слово св. Анастасия Синайского, ему же начало: Яко страшно место сие…; на Вознесение и Пятидесятницу – чтение в Деяниях святых Апостол. Подробнее об уставных чтениях см.: Виноградов В.П. Уставные чтения (проповедь книги): Историко-гомилетическое исследование. Сергиев Посад, 1914. Вып. 1: Уставная регламентация чтений в Греческой Церкви.

41 Ср.: 8 сентября, 2 февраля.

42 Елей, благословляемый во время совершения литии, предназначается для вкушения вместе с освященными хлебами и вином. В чине елеопомазания должен употребляться елей «от кандила святаго», т. е. из лампады, горящей перед иконой праздника (ср.: Типикон). Впрочем, Служебник дозволяет совершать помазание и елеем, освященным на литии (см.: Служебник. М.: Издательский Совет РПЦ, 2008. С. 37).

43 Ср.: 2-я глава Типикона. В летний период вкушение хлебов бывает утром после Литургии (перед трапезой).

44 Ср.: Типикон, гл. 50, Неделя жен-мироносиц: «От Недели святаго Фомы не бывает хлебопреломление по благословении хлебов, за краткость нощи».

45 На праздник Входа Господня в Иерусалим на Слава, и ныне поется тропарь праздника, глас 4-й: Спогребшеся Тебе крещением...

46 Малые ектении по кафизмах всегда произносятся на праздничных службах при «красных знаках» Типикона и предшествуют праздничным седальнам Минеи и Триоди.

47 Например, 6 августа – чтение в Толковом Евангелии от Луки; в Неделю ваий – в Толковом Евангелии от Иоанна; в Пятидесятницу – в Толковом Евангелии от Иоанна (Слово 8-е); на Рождество Христово и Богоявление – Толкование Златоуста на Евангелие от Матфея (о празднике); на Рождество Богородицы – Слово св. Иоанна Дамаскина, ему же начало: Приидите, вси языцы… (по 2-м стихословии); на Введение и Сретение – чтение в Евангелии Толковом.

48 От Пасхи до Пятидесятницы на утренях читается толкование на Евангелие от Иоанна. От Пятидесятницы до сентября (до Недели по Воздвижении) – толкование на Евангелие от Матфея, от Недели по Воздвижении до Недели сырной – толкование на Евангелие от Луки (блж. Феофилакта), Метафраст Логофетов и толкование Златоуста на Послания ап. Павла и Маргарит Златоуста; от первой Недели Четыредесятницы – по субботам и Неделям – толкование на Евангелие от Марка, на утренях – Шестодневник Златоустов (ср.: Типикон, гл. 10-я). На Рождество Богородицы – чтение в Евангелии Толковом (Неделя перед Воздвижением).

49 О совершении полиелея при бденном празднике см. Типикон, 2-я глава, 4-е «зри»: каждение на полиелее совершает настоятель с диаконом, все священнослужители, облачившись в алтаре, исходят к праздничному аналою, царские врата отверзаются на пение полиелея, каждение храма начинается с праздничного аналоя и завершается там же.

50 По традиции полиелей на праздник Воздвижения совершается в алтаре. Тропари по Непорочных Ангельский собор не поются, если двунадесятый Господский праздник выпал на Неделю (воскресенье).

51 При пении избранного псалма в воскресные дни заключительное Слава, и ныне, Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже (трижды) не поется. Сразу после последнего стиха избранного псалма – величание и тропари воскресные: Ангельский собор…

52 На Введение во храм Пресвятой Богородицы и Сретение Господне полиелейный седален указывается на Слава, и ныне.

53 Например, на Пятидесятницу – чтение в Богослове; на Вознесение – Похвальная словеса, творение кир Андрея или прочих; в Неделю ваий – Слово о празднике св. Андрея Критского; на Рождество – Слово Григория Богослова: Христос раждается…; на Рождество Богородицы – Слово Григория иеромонаха.

54 Если Господский двунадесятый праздник выпал в Неделю, пение Воскресение Христово видевше... отменяется. Во время 50 псалма – целование Евангелия.

55 В Русской Церкви Воскресение Христово видевше на воскресной утрене обычно поется. Типикон не уточняет способ исполнения этого текста, говоря, что «посем [т. е. после Евангелия. – свящ. С.В.] глаголем “Воскресение Христово...” и псалом 50-й» (см. Типикон, гл. 2-я). В Афонской традиции Воскресение Христово читает игумен, т. е. этот текст входит в число т. н. «старческих» молитв (см.: Святогорский Устав церковного последования. М.; Афон, 2002. С. 52).

56 В праздник Входа Господня в Иерусалим во время 50-го псалма «иерей взем кадило, кадит крестообразно» приготовленные заранее ваия. Диакон: «Господу помолимся». Хор: «Господи, помилуй». Иерей читает молитву на благословение ваий: «Господи Боже наш, седяй на Херувимех…». После молитвы иерей окропляет ваия святой водой с произнесением слов: «Освящаются ваия сия, окроплением воды сея священныя, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь» (трижды), а потом, на елеопомазании, раздает ваия народу. (Церковный Устав считает, что благословение ваий совершается через каждение и чтение молитвы, никаких других действий он не указывает; но у нас с давних пор вошло в обычай еще окроплять ваия святой водой. Ср.: Настольная книга священнослужителя. Т. 4. С. 550.)

57 О катавасии см.: Типикон, гл.19-я.

58 См.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви: Опыт изъяснительного изложения порядка богослужения Православной Церкви. М., 1902. С. 79–80.

59 При соединении канонов праздника, исполняемых на 16, с библейскими песнями в праздничной редакции сначала дважды без припевов (попеременно обоими ликами) поется ирмос первого канона праздника, далее 1-й стих библейской песни и 1-й тропарь, после чего продолжается чередование тропарей первого канона со стихами библейской песни. По окончании пения первого канона, дважды (без стихов библейской песни) поется ирмос второго канона праздника, далее соответствующий стих библейской песни (следующий после певшегося с последним тропарем первого канона) и первый тропарь второго канона праздника, затем – чередование стихов библейской песни и тропарей второго канона праздника. Если канон поется на 14, то стихи библейских песней не припеваются к ирмосу первого канона, исполняемому дважды на лики. После ирмоса первого канона начинается чередование стихов библейских песней с тропарями канонов. Ирмосы второго канона поются с соответствующими стихами библейских песней. Нечетные песни канона, согласно Уставу, начинает петь 1-й лик, четные – 2-й.

60 Богослужебные книги не содержат праздничного припева для 9-й песни канона Пятидесятницы, однако в богослужебной практике используется припев, заимствованный из Триоди нотного пения, изданной Святейшим Синодом в 1891 г.: Апостоли, сошествие Утешителя зряще, удивишася, како в виде огненных язык явися Дух Святый. Данный припев помещается в последних изданиях Служебника (ср.: Служебник. М., 2008. С. 379).

61 При соединении канона с библейскими песнями в праздничной редакции на воскресной службе сначала единожды поется ирмос воскресного канона Октоиха, далее с припевом: Слава, Господи, святому Воскресению Твоему исполняется 1-й тропарь воскресного канона, затем – 1-й стих библейской песни и 2-й тропарь воскресного канона, после чего продолжается чередование прочих тропарей со стихами библейской песни. Нечетные песни канона, согласно Уставу, начинает петь 1-й лик, четные – 2-й.

62 По традиции 1-й припев поет священник или диакон.

63 В праздник Пятидесятницы, по традиции, поется припев: Апостоли, сошествие Утешителя зряще, удивишася, како в виде огненных язык явися Дух Святый (см.: Служебник. М., 2008. С. 379).

64 После 9-й песни катавасия поется с соответствующими припевами: первый ирмос поется с первым припевом, второй – со своим припевом. Если припевов два, а на катавасию поется один ирмос, к нему припевается первый припев.

65 По Уставу 9-я песнь канона поется со стихами библейской песни (без припевов).

66 Песнопение Достойно есть по 9-й песни канона не поется в предпразднства и попразднства двунадесятых праздников, а также в сами эти праздники, во всю Пятидесятницу, в воскресные дни, а также в дни славословных святых и выше, у которых по каждой песни канона есть катавасия.

67 Воскресный ексапостиларий, а также утренняя евангельская стихира, избираются из приложения Октоиха.

68 На праздник Воздвижения до пения великого славословия (обычно во время пения канона или хвалитных стихир) предстоятель облачается во все священнические одежды (без чтения соответствующих молитв). Во время пения славословия предстоятель совершает с диаконом троекратное каждение окрест престола, на котором лежит Крест. По окончании великого славословия при пении Трисвятого, поклонившись земно трижды, предстоятель взимает Крест на главу (при пении заключительного: «Святый Боже…») и исходит (через горнее место) северными дверьми (ему предшествуют свещеносец со свечой и диакон с кадилом) до царских врат. По окончании Трисвятого предстоятель произносит в царских вратах: «Премудрость, прости» (творя Крестом крестное знамение). Певцы поют трижды тропарь Креста: «Спаси, Господи, люди Твоя…». Иерей в предшествии свещеносца и диакона идет на середину храма, где полагает Крест на заранее приготовленный аналой и совершает окрест него троекратное каждение. В соборах и в приходских храмах, с благословения епархиального архиерея, совершается чин воздвижения Креста. После выноса Креста священник с диаконом делают три земных поклона (в какой бы день седмицы ни случился праздник Воздвижения). Предстоятель берет Крест, украшенный живыми цветами, и становится лицом на восток (к алтарю), начиная первое воздвижение. Диакон стоит перед Крестом, на некотором расстоянии от него, держа в левой руке свечу, а в правой кадило, и произносит велегласно ектению: «Помилуй нас, Боже…», состоящую из пяти прошений, на каждом из которых совершается чин воздвижения. Диакон: «Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молимся Тебе, услыши нас, Господи, и помилуй, рцем вси». Хор поет 100 раз: «Господи, помилуй». В начале пения «Господи, помилуй» предстоятель трижды осеняет Крестом на восток и при пении первой половины сотницы (50 раз) медленно преклоняет свою главу с Крестом, насколько может низко, «на пядь от земли». По мере склонения Креста, голоса поющих понижаются, стихают. При пении второй половины сотницы (50 раз) предстоятель медленно поднимается. С такой же постепенностью пение возвышается, переходит на более высокие ноты, усиливается и заканчивается велегласным троекратным торжественным: «Господи, помилуй». При пении в 97-й раз «Господи, помилуй» предстоятель выпрямляется и, стоя прямо, снова трижды осеняет Крестом на восток. После этого предстоятель обращается с Крестом лицом на запад. Диакон переходит на противоположную сторону и, стоя перед Крестом, продолжает ектению, возглашая: «Еще молимся о милости, жизни и оставлении грехов Великаго Господина и Отца нашего Святейшаго Патриарха Алексия, и всего о Христе братства нашего, о здравии и о спасении, рцем вси». Предстоятель совершает второе воздвижение, как и первое. Третье воздвижение, лицом к югу, совершается как и первое. Диакон возглашает: «Еще молимся о Богохранимей стране Российстей, о властех и воинстве ея, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте». Четвертое воздвижение, лицом на север, совершается как и первое. Диакон глаголет: «Еще молимся о всякой души христианстей, скорбящей же и озлобленней, здравия, спасения и оставления грехов требующей, рцем вси». Пятое воздвижение, снова лицом на восток, совершается как и первое. Диакон глаголет: «Еще молимся о всех служащих и послуживших во святей обители сей (или: храме сем), отец и братий наших, о здравии и о спасении, и оставлении грехов их, рцем вси». После пятого воздвижения поется: «Слава, и ныне» – кондак Креста: «Вознесыйся на Крест волею…». При этом священник полагает Крест на аналой. Затем поется: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко…», с земными поклонами, и стихиры Креста, и совершается помазание елеем. Диакон произносит утреннюю ектению: «Исполним утреннюю молитву…», а ектения: «Помилуй нас, Боже…» может быть опущена, так как уже произносилась во время самого чина воздвижения Креста (см.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. СПб., 19077. С. 527–528). Далее окончание службы по обычаю. Если чин воздвижения не совершается, то иерей, окадив аналой со святым Крестом, трижды поет: «Кресту Твоему…» (каждый раз завершая пение земным поклоном). Это песнопение трижды повторяют певцы, совершается поклонение Кресту, целование его и помазание елеем при пении стихир, глас 2-й: «Приидите, вернии…».

69 Например, на Рождество Христово и Богоявление.

70 Выбор тропаря зависит от гласа рядовой службы Октоиха.

71 Об отпустах см.: Ванюков С.А. Богослужебные отпусты // Богослужебные указания на 2005 год для священно-церковнослужителей. М.: Издательский Совет РПЦ, 2004. С. 641–657; он же. Богослужебные отпусты // Московские епархиальные ведомости. М., 2002. ¹11–12. С. 71–83.

72 Согласно Уставу, перед чтением 1-го часа в притворе совершается елеопомазание: в предшествии свещеносцев совершается исхождение в притвор (при пении самогласной стихиры праздника), далее совершается каждение иконы праздника в притворе, читается молитва литии: Владыко Многомилостиве..., совершается помазание елеем от лампады перед иконой праздника (игумен помазует себя, иереев и братию). В воскресные дни перед чтением 1-го часа (после елеопомазания) читаются Оглашения прп. Феодора Студита, и поется тропарь прп. Феодору. В современной практике елеопомазание совершается во время пения канона утрени в храме у праздничной иконы.

73 На Сретение «о часе 2-м дне исходим с литиею вне монастыря, поюще стихиры праздника и канон, и возвращшеся поем часы и Литургию». Аналогичное указание встречается в Уставе на праздник Входа Господня в Иерусалим.

74 В Неделю ваий – тропарь: Общее воскресение...; Слава – тропарь: Спогребшеся Тебе крещением...

75 Если праздники Рождества Христова и Богоявления случатся в воскресенье или понедельник, то совершается Литургия свт. Василия Великого.

76 После отпуста Литургии по традиции сразу совершается 9-й час и великая вечерня с коленопреклонными молитвами.

77 При совершении в праздник Вознесения Господня службы полиелейного, бденного или храмового святого, а также в Пятидесятницу и Неделю ваий при совпадении этих праздников с храмовым праздником, поются антифоны изобразительные.

78 О пении блаженн см.: Скабалланович М. Н. Толковый Типикон: Объяснительное изложение Типикона с историческим введением. К., 1910. Вып. 1; 1913. Вып. 2; 1915. Вып. 3; М., 2003р. [3 т. в 1 пер.] Вып. 3. С. 18.

79 Входный стих на Литургии, по Уставу, должен петься, но обычно он возглашается диаконом. Входный стих является особенностью богослужения Господских двунадесятых праздников, а также служб Пасхи, Светлой седмицы, Сретения Господня и Понедельника Святого Духа. На Литургии этих дней перед возглашением входного стиха следует произносить «Премудрость, прости», как и перед пением «Приидите, поклонимся...» (ср.: Типикон, гл. 50-я: «Во святую и великую Неделю Пасхи...», «Последование литургии...»; «В четверток 6-я седмицы... Вознесение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа»; Триодь Цветная, «Во святую и великую Неделю Пасхи...», «Последование литургии...»). Входный стих заменяет собой обычное входное песнопение Литургии: «Приидите, поклонимся...», а не возглас: «Премудрость, прости». При архиерейском богослужении после возглашения входного стиха поется «Приидите, поклонимся...» (с окончанием, соответствующим припеву 2-го праздничного антифона на Литургии).

80 В церковно-богослужебной практике (ср.: Розанов Н., прот. Руководство для лиц, отправляющих церковные богослужения... в Московском Кафедральном Христа Спасителя соборе и Московском Большом Успенском соборе в течение всего года... М., 1901. С. 25) на двунадесятые Богородичные праздники и их попразднство и отдание обычно поется «…молитвами Богородицы…», хотя Типикон не дает такого указания. «Припев: "Спаси ны, Сыне Божий, молитвами Богородицы, поющия Ти…" – продукт литургической самодеятельности. Его не знает ни Устав, ни литургика. Он и стилистически шероховат (слова «молитвами Богородицы» в подобных припевах стоят в начале, а после «Сыне Божий» требуется определение с артиклем ?). По Уставу и на праздники Богородичные положен припев «Спаси ны, Сыне Божий, во святых Дивен сый…». По-видимому, отцы – составители Устава видели в Богородице Возглавительницу всего лика святых» (из письма проф. Д.П.Огицкого свт. Афанасию (Сахарову) от 19–22 апреля 1961 г.; см.: Переписка Д.П.Огицкого с епископом Афанасием (Сахаровым) // Журнал Московской Патриархии. М., 1997. ¹7. С. 71).

81 Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви: Опыт изъяснительного изложения порядка богослужения Православной Церкви. М., 1902. С. 77, 782.

82 Вениамин (Федченков), митр. Письма о двунадесятых праздниках. М., 2004. С. 17.

83 Афанасий (Сахаров), свт. Настроение верующей души по Триоди Постной // Славы Божия ревнитель: Житие и труды исповедника епископа Афанасия (Сахарова). М., 2006. С. 272–273.