Главная/Библиотека/Московские Епархиальные Ведомости/№5-6 за 2008 год/

О росписи Георгиевского храма в Видном

Георгиевская церковь города Видное была заложена митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием 7 декабря 2004 г. В марте 2005 г. начались работы по проектированию храма, которые выполнял ГУП МО «НИИПРОЕКТ». Строительные работы были начаты в середине мая 2005 г и закончены вместе с отделочными работами в августе 2007 г. Параллельно с отделочными работами внутри храма с марта по август 2007 г. проходила художественная роспись стен храма. 8 сентября 2007 г., в День города Видное, Владыка Ювеналий совершил великое освящение Георгиевского храма.

Мы попросили руководителя бригады иконописцев Георгиевского храма Н.Т.Азарову поделиться необходимыми рекомендациями для росписи храмов.

Современный зритель привык рассматривать картину, отвлекаясь от места, которое она занимает в пространстве. Станковая картина легко меняет место, ее нахождение не составляет неотделимой части ее сущности. Однако такой подход к стенописи обедняет ее смысл, искажает представление о ней.

Отдельные изображения как составные части стенописи в разные периоды по-разному включались в архитектурное пространство. В таких храмах, как Спас на Нередице, преобладало стремление включить в роспись как можно больше сцен и фигур. Фрески стелятся по стенам поясами, и вместе с тем сцены и фигуры сливаются воедино. Именно таким примером расположения фресок на стене без их архитектонической дифференциации является роспись этого храма.

При рассмотрении и изучении произведений древнерусской живописи принято ограничиваться характеристикой иконографических особенностей, а также приемами живописного выполнения. Считается, что каждое изображение в иконописи или стенописи — это воспроизведение канонического прототипа или, в отдельных случаях, реального или воображаемого предмета. Между тем в древнерусской живописи существовали различные изобразительные регистры.

Во фресках XI-XII вв. преобладало знаковое понимание изображения, каждое из них имело постоянное начертание. Их характерные черты: бестелесность изображения, его плоскостность, «Нерукотворный Спас» на Нередице — это в известной степени бесплотный знак, запечатленный на плоскости.

В XIII-XIV вв. в византийской и балканской живописи усиливается статуарность1 фигур. Они становятся более плотными, тяжеловесными, к ним можно мысленно прикоснуться, ощупать их выпуклость, переданную с помощью гладкого письма и световой лепки. Феофан Грек хотя и не прибегает к гладкому, «зализанному» письму, но его праотцы в куполе Спаса-Преображенского собора пребывают в той же сфере восприятия, что и ростовые фигуры византийской живописи.

Иконографическая традиция свято почиталась во всех странах Востока, в частности и на Руси. Главное место в храме занимает купол, где, как повелось издавна, предстояло изобразить Вседержителя. В барабане и на сводах следовало расположить праотцев и пророков, в парусах — евангелистов, в апсиде — Богоматерь с Младенцем, под Ней «Причащение апостолов». На стенах храма — протоевангельские и евангельские события. Все это было из века традиционное, освященное преданием, каноническое, общепризнанное и всеми почитаемое.

Возникновение такой традиции в системе оформления храма приблизительно совпало с периодом Торжества Православия. Основой новой декорации стала абсолютная ориентация на Литургию, на буквальное воспроизведение домостроительства Господня в деле спасения. Первому аспекту отвечало размещение изображений по кругу (чаще всего по часовой стрелке), второму — принцип парности, риторической антитезы, которому подчинялись сюжеты, расположенные друг напротив друга. Внутренний объем храма отвечал требованию, позволял осуществить связь молящегося зрителя с изображениями, молитвенное обращение к образам. Весь храм делится на три зоны: небо (купола, апсиды); горнюю землю (апсиды и алтарные части, а также верхние части стен); дольнюю землю (нижние ярусы основного пространства). Вся архитектура развивается сверху вниз. Здесь ничто не стоит, не опирается, ни в чем не подчеркнута функция поддержки. Колонны, стены, арки и своды повисают, не имея веса. Принципу иерархического соподчинения образов друг другу и их взаимодействию со зрителем отвечали способы расположения изображений только на особых местах в верхней зоне храма, выше уровня человеческого роста.

Для того чтобы достичь впечатления реальности изображенного, византийские художники разработали сложную систему технических средств. В первую очередь это касается приемов перспективного построения. Удаленные от взоров молящихся образы делались крупнее. Изображения корректировались в соответствии с реальностью позиций в пространстве. Молящийся видел священные образы неискаженными, он оказывался «поднятым» на уровень самых высоких персонажей в священной иерархии. Нижняя часть стен и столбов была отведена под цоколь. В храмах с фресковой росписью его заменял фриз полилитии — живописной имитации роскошной мраморной рамы.

В нашем случае, в Георгиевском храме, также были написаны в куполе — Господь Вседержитель, на парусах — евангелисты; при росписи восточной апсиды были изображены Пресвятая Богородица Мирожская с предстоящими архангелами Михаилом и Гавриилом, воинами великомучениками Георгием и Дмитрием Солунским. В конхе — «Евхаристия». На южной и северной стенах восточной апсиды расположились ряды с изображением избранных святых. В верхних рядах — вселенские и российские святители; рядом ниже — вселенские и российские великомученики. По низу, на уровне престола и жертвенника были написаны «Рождество Христово» и «Положение во гроб». В четверике храма на сводах написаны избранные клейма из жития святого великомученика Георгия. Нижняя часть стен и столбов расписана имитацией рушников.

Аналогично построен орнамент, венчающий купол. Он тут проще по своим деталям, благодаря чему отчетливо «читается» на увеличившейся площади фона. Принималась во внимание дальность точки зрения с земли. Этот характер построения поясов говорит о расчете на их восприятие. Орнамент второго яруса состоит из растительных побегов. Переплетенные стебли, расходясь в стороны, образуют повернутые вниз лилиеобразные цветы. Изменившийся масштаб и характер орнамента как бы противопоставлены известной дробности рисунка нижней полосы. Рисунок узора всех этих полос заимствован из орнаментальных форм, встречающих в росписях и рукописях Успенского собора на Городке в Звенигороде. Узловатые композиционные центры в виде пальметт2 облегчены как по масштабу, так и по разработке. Благодаря этому приему орнамент композиционно менее четок, а по стилю отличен от настенных поясов.

По желанию заказчика, в стенной росписи были широко использованы золотые нимбы и ассист из сусального золота на одеждах Пресвятой Богородицы и Младенца. Богоматерь Мирожская, написанная на восточной стене храма, принадлежит к типу Богоматерь Воплощение. Образ Богородицы изображен в рост с руками, в молитве воздетыми горе. На Ее груди, в складках мафория, видна полуфигура Богомладенца Христа, благословляющего обеими руками. Ассист, покрывающий всю поверхность одежд, образует широкие рельефные складки и отличается от штрихового ассиста, типичного для произведений XIV-XV cтолетий.

Каждый изограф как в прошлом, так и в настоящем, обнаруживая такой распорядок в храмовой росписи, с удовлетворением угадывал в этом признак покорности искусства богословию. Без соблюдения этих традиций иконописец того времени, да и сейчас, был бы не понят своими современниками.

Новые современные материалы, используемые в настенных росписях Георгиевского храма, позволяют писать быстро, в короткие сроки. Прежде чем приступить к работе, мы посетили несколько храмов, которые были расписаны за последние 10 лет. Беседовали с художниками-иконописцами. Выяснилось, что все работали красками фирмы АЛЛИГАТОР. Главное условие гарантированного успеха, что роспись останется сохранной, — не нарушать технологию подготовки стеновых поверхностей.

При производстве подготовительных работ необходимо исключить применение гипсосодержащих материалов. Из-за гигроскопичности гипса при повышенной влажности он способен втягивать влагу из воздуха, не говоря уже о конденсатной влаге, что со временем может привести к насыщению поверхности влагой и последующим ее разрушениям. Лучше применять известково-цементные растворы или известково-цементный раствор фирмы АЛЛИГАТОР Мультим¸ртель.

Программа подготовки основания под роспись включает в себя обработку новодельно оштукатуренных поверхностей нейтрализатором щелочности, фторсиликатным средством КИЗЕЛИТ-ФЛЮАТ. Для проведения живописных работ применяются полнотонные силикатные красители КИЗЕЛИТ, разбавляемые на силикатной грунтовке КИЗЕЛИТ-ГРУНДИРМИТТЕЛЬ. Она оглизирует впитывающую способность минеральных поверхностей, в тоже время не уменьшая паропроницаемости основания и имея сильный, укрепляющий эффект, создает высокую адгезию к последующему красочному слою. Это качество материала является неоспоримым плюсом в современных условиях, когда к росписи храма приступают в рекордные сроки, не давая просохнуть и устояться стенам храма. После завершения живописных работ, и в качестве финишного защитного покрытия росписи, которое может очищаться с помощью моющих средств, (что тоже является неоспоримым плюсом), применяется силикатный лак КИЗЕЛИТ-ЛАЗУРЬ.

Также необходимо внимательно отнестись еще к одному элементу декоративного убранства храма — качественному изготовления сводов. При строительстве Георгиевского храма были использованы особые своды из формованного стеклопластика с декоративным алкидным покрытием под роспись. Использование этого вида сводов, изготовленных согласно архитектурным чертежам в Инженерном центре «Грант» города Волгодонска Ростовской области, позволило значительно сократить сроки отделки храма под роспись.

Инженерный Центр «Грант» — многопрофильное, успешно развивающееся предприятие, которое имеет большой опыт работы в сфере церковного строительства. ИЦ «Грант» выполняет весь комплекс наружных работ, начиная от крестов и заканчивая кровельными работами на крыше храма. Купола, изготовленные в Волгодонске, украшают храмы всей страны, не исключая отдаленные районы страны, такие как Сахалин и Дальний Восток.

ИЦ «Грант» имеет многолетний опыт изготовления и монтажа сводовых конструкций зданий культового назначения. При возведении нового храма предприятие изготавливает и его внутренний свод, что значительно удешевляет стоимость объекта в данной части (отпадает необходимость изготовления опалубки и железобетонной конструкции свода).

Свод изготавливается из формованного стеклопластика согласно требованиям ТУ2296-001—05842577-2001 с декоративным алкидным покрытием под роспись. Он может быть сферическим, полуциркульным, восьмилотковым, крестовым и т. д.

Преимуществами данных конструкций являются:

- неограниченная по сложности геометрия сводов;
- малый вес;
- возможность их росписи до монтажа.

Такие конструкции могут использоваться при строительстве и реставрации любых объектов гражданского и промышленного строительства. Особый интерес они могут представлять при восстановлении зданий с ослабленной несущей способностью стен, так как обладают небольшой массой и не создают распирающих усилий на стены.

Примеры реализации данных конструкций:

храм вмч. Георгия Победоносца (г. Видное, Московская область);
храм пророка Илии (с. Барково, Пушкинский р-н, Московская область);
храм вмч. Георгия Победоносца (г. Одинцово, Московская область);
храм прп. Серафима Саровского (г. Ростов-на-Дону);
храм прп. Сергия Радонежского (г. Новочеркасск, Ростовская обл.);
собор Воскресения Господня (г. Самара) и др.


1 статуарный — скульптурное (обычно в полный рост или более) изображение человека, животного, реже — фантастического существа. мраморная, бронзовая  с. с. грифона, сфинкса. конная  с. (изображение всадника). с. на постаменте. как  с. стоит кто-н. (совершенно неподвижно). Толковый словарь Ожегова

2 Пальметта (франц. palmette), орнаментальный мотив — стилизованный веерообразный лист. В искусстве Древнего Востока, античности и последующих эпох П. использовалась как деталь архитектурного декора (например, в виде акротерия)и в декоративно-прикладном искусстве. БСЭ