Главная/Библиотека/Московские Епархиальные Ведомости/№3-4 за 2008 год/

Священномученик Серафим (Звездинский). Слово в Великую субботу

Замечали ли вы, дорогие мои, что в природе все совершается постепенно и умеренно? Возьмите момент смены ночи и дня. Не бывает, чтобы ночную тьму сразу сменил ослепительный свет солнца. Сначала за мраком наступает переходное время, сумерки предрассветные, и только тогда, когда привыкнет глаз к свету, появляется яркое солнце. Так устроено для того, чтобы подготовить глаз к восприятию ярких лучей, иначе он может пострадать.

Так устрояет Господь и в жизни духовной. Теперь, в последние дни Страстной седмицы, мать наша — Церковь готовит нас к восприятию светлой весны Воскресения. Сквозь печальный плач о страданиях Спасителя светит надежда на победу над смертью. Прислушайтесь к песнопению, присмотритесь к символам богослужения. Вчера мы видели лежащего во Гробе, сегодня носили погребать Его.

В Евангелии на утрени говорилось, что Христа сняли со Креста, положили во Гроб, привалили ко гробу камень и даже приложили печать. Но у Гроба мы слышали песнь: «Не рыдай Мене, Мати… восстану бо и прославлю верою и любовию Тя величающих». У этого Гроба мы читали и пели песнопения и псалмы, которые создают картину отпевания, но сейчас, во время Литургии, слышим радостную песнь победы: «Поем Господеви, славно бы прославися». Настроение усиливается другим песнопением: «Господа пойте дела и превозносите Его во веки». Наконец, перед самым Евангелием слышим могучий торжествующий призыв: «Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех».

Во время пения этой песни спадают со священнослужителей одежды скорби, и они облекаются в блестящие, белые. Само Евангелие говорит уже о Воскресении, только эта радость воспринята ангелами, а люди, за исключением мироносиц, еще не знают о нем. Но узнала природа, которую освятил погребенный и воскресший Спаситель. Он освятил землю возлежанием во Гробе. Освятил воздух Своим восхождением к Отцу, солнце, лучи которого озарили Его Воскресение. И за радость обновления и победы вся вселенная возносит благодарность Восставшему.

Обычно, когда в какой-либо праздник хотят почтить и порадовать виновника торжества, приглашают хор, приветствуют речами, стихами и пением. Сегодня мы слышали божественно дивный хор, которым Святая Церковь почитала Искупителя мира. Громадный хор, голос его могуч, музыка исполнена чудной гармонии, воспевая несмолкаемо: «Господа пойте дела и превозносите Его вовеки».

Кто это поет? А вот послушайте. «Благословите, ангелы Господни, небеса Господня, Господа пойте и превозносите Его вовеки». Вот чья первая арфа звучит в этом хоре. Ангелы, Небеса небес прежде всего несмолкаемо поют чудную песнь. К ним присоединяют свои гимны воды, яже превыше небес, вся силы Господни…

К хору Небесных сил присоединяются голоса святых пророков, провозвестивших Искупителя, апостолов, хоры победные мучеников, мучениц, страстотерпцев, исповедников, хоры преподобных, тесным путем, тяжелой борьбой с собою, со своим «я» достигших светлых чертогов; хор всех праведных воспевает песнь. На весь мир звучит победная арфа, согласно, гармонично звучат ее струны. Разве расстроится дивный хор, если порвется маленькая струночка? Нет!

А потому, друг мой, — ты, который скорбишь, что среди хора есть такие, которые не хотят петь гимн и пытаются своими ничтожными, слабыми голосами прервать победную песнь, — не бойся! Жалкие голоса даже не слышны в громадном хоре: струн порвавшихся не заметят торжествующие певцы. Воспрянь духом, подыми скорбно поникшую голову и слушай, как хор в честь Воскресения наполняет небо и землю, спускается в самый ад, куда несется весть Воскресения и прощения.

И в твоей душе, грешной, скорбной, унылой, звучит этот гимн; прислушайся к нему и присоедини свой голос к хору Воскресшего.