Главная/Библиотека/Вестник Московской митрополии/№3-4 за 2008 год/

К 600-летию основания Лужецкого Ферапонтова монастыря

Свет монахов суть Ангелы,
а свет для всех человеков — монашеское житие.

Шесть веков стоит на высоком живописном берегу реки Москвы, на окраине города Можайска Лужецкий Ферапонтов монастырь — один из древнейших монастырей Московской земли. Основание обители было положено в 1408 г. молитвами преподобного Ферапонта Можайского и стараниями можайского князя Андрея Дмитриевича1.

Преподобный Ферапонт Можайский (Белозерский), Лужецкий чудотворец, в миру Феодор Поскочин, родился в 1337 г. в Волоколамске в дворянской семье. С детских лет он воспитывался в глубокой вере и благочестии, а в зрелом возрасте пришел подвизаться в Московский Симонов монастырь. Настоятель обители Феодор, племянник преподобного Сергия Радонежского, благословил без предварительного искуса постричь его в иночество с именем Ферапонт2. Произошло это около 1385 г.

Преподобный Сергий Радонежский часто посещал монастырь и беседовал с братией о пользе душевной. К числу многочисленных учеников преподобного Сергия Русская Церковь относит и преподобного Ферапонта, который, выполняя заветы великого учителя и наставника, соединил в своей жизни подвиг безмолвия и уединения с подвигом деятельного служения ближним.

В Симоновом монастыре инок Ферапонт сблизился с преподобным Кириллом Белоезерским3, они вместе проходили подвиг спасения в постничестве и молитве. По делам монастыря преподобный Ферапонт отправился на Север, в Белозерский край. Суровая северная земля привлекла внимание подвижника. Посему, вернувшись в Симонов монастырь и испросив благословение игумена, он вместе с преподобным Кириллом, которому явилась Божия Матерь и повелела идти на Север, отправился на Белоозеро. Некоторое время подвижники жили вместе в построенной келии, а затем, по взаимному согласию, преподобный Ферапонт перешел на новое место подвигов, расположенное в нескольких верстах от Кириллова, между двух озер: Бородавским и Павским. Поставив келию в глухом лесу на протоке, преподобный Ферапонт продолжил подвиг в отшельничестве и безмолвии.

В первое время он терпел много лишений и испытаний в своем уединении, не раз подвергался нападениям разбойников, пытавшихся изгнать или убить подвижника. Со временем к преподобному стали приходить иноки, и пустынное место постепенно преобразилось в монастырь, названный впоследствии Ферапонтовым. В 1398 г. преподобный Ферапонт построил деревянный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, обитель стала постепенно благоустраиваться, в монастыре был введен общежительный устав. Не приняв по смирению настоятельства, преподобный Ферапонт поручил игуменство одному из своих учеников, а сам обращался за духовными наставлениями к своему другу, преподобному Кириллу Белоезерскому.

В начале ХV столетия земли, на которых располагались Кириллов и Ферапонтов монастыри, входили в удел Можайского князя Андрея Дмитриевича. Благочестивый князь задумал устроить вблизи своей столицы обитель во имя Пречистой Богородицы. В 1408 г., зная о высокой духовной жизни преподобного Ферапонта, князь Андрей Дмитриевич обратился к старцу с просьбой основать монастырь в городе Можайске. Тяжело было преподобному оставлять свою обитель, в которой он подвизался более десяти лет. Однако, по совету братии, он отправился в дальний путь.

В Можайске преподобный Ферапонт был встречен с большой честью. Вскоре недалеко от Можайска, в местечке Лужки, на правом холмистом берегу Москвы-реки преподобный основал второй монастырь с главным храмом в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в память о Белозерской обители. Некоторые источники сообщают, что уже в 1420 г. монастырский собор был каменным. Князь Андрей Дмитриевич, глубоко почитавший святого, оказывал щедрую помощь в строительстве и благоукрашении монастыря. По благословению святителя Фотия, митрополита Московского4, в обители была установлена архимандрия, и преподобный Ферапонт был возведен в сан архимандрита.

«Блаженный же Ферапонт, как некоторые из старых мужей рассказывают о нем, много потрудился в жизни своей Бога ради, труды к трудам прибавляя. О славе же и богатстве он совсем не заботился до самой старости, главным образом сохраняя нищету духовную. …И всегда, молясь Богу и Пречистой Богородице, многие слезы проливал он до самого преставления своего о Христе Иисусе Господе нашем», — сказано в житии преподобного.

В новой обители святой старец прожил 18 лет и преставился к Богу в глубокой старости, 27 мая/9 июня 1426 г. Тело его было погребено у северной стены собора Рождества Пресвятой Богородицы. Почитание угодника Божия началось вскоре после преставления.

В XVI веке на месте погребения основателя Лужецкой обители был построен храм в честь преподобного Иоанна Лествичника. После пожара (1717) в 1723 г. храм стал именоваться Ферапонтовым.

На Московском Соборе 1547 г. состоялась канонизация преподобного Ферапонта Можайского, Лужецкого чудотворца, после того как игумен Ферапонтова монастыря привез святителю Московскому Макарию5 житие и свидетельства святости угодника Божия.

До недавнего времени память преподобного Ферапонта праздновалась дважды в году: 27 мая/9 июня (преставление, + 1426) и 27 декабря/9 января (прославление, 1547). После 1999 года появилась третья памятная дата, 13/26 мая — день обретения мощей святого.

В нынешнем виде ансамбль монастыря начал создаваться при святителе Московском Макарии, который с 1523 по 1526 гг. был архимандритом Лужецкого монастыря и впоследствии, уже занимая первосвятительский престол, много жертвовал в монастырь. При нем на месте простоявшего сто лет первоначального собора Рождества Богородицы было построено новое здание пятиглавого собора. Собор был расписан мастерами школы Дионисия. В настоящее время сохранились лишь фрагменты той росписи.

Трапезная церковь Введения Пресвятой Богородицы упоминается впервые в 1519 г., тогда она была деревянная, в 1547 г. — каменная.

В 1634 г. князь Дмитрий Михайлович Пожарский пожертвовал покров на гроб преподобного Ферапонта и церковное облачение. В 1648 г. в монастыре появился полиелейный колокол весом в 85 пудов.

30 июня 1681 г. в храм преподобного Ферапонта была пожертвована икона Божией Матери «Страстная». Это был вклад помещика Рузского уезда Ивана Александровича Аксакова на вечное родовое поминовение. В описи за 1692 г. о ней сказано: «Образ Пречистыя Богородицы Страстныя осмилистовый, а поставил за вклад Иван Александров сын Аксаков с детьми, с Петром да Афанасием Аксаковыми»6. С 1720-х гг. икона находилась в местном ряду иконостаса церкви преподобного Ферапонта, с левой стороны от царских врат. По преданию, этот образ был чудотворный, в период моровых поветрий пред ним общенародно служились молебны о прекращении эпидемии, в этих случаях язва прекращалась.

В конце XVI  в. в монастыре была построена надвратная церковь Преображения Господня; в 1680—1684 гг. — кирпичная ограда с четырьмя круглыми башнями; в 1681—1692 гг. — братский корпус.

В 1673—1692 гг. при содействии святейшего Патриарха Иоакима устроена трехъярусная шатровая колокольня, высотой более 35 метров. В палатке ее нижнего яруса было погребено несколько представителей рода Савеловых — жертвователей монастыря и сродников Патриарха Иоакима. Несмотря на то, что надгробия Савеловых не сохранились, здесь сейчас устроена поминальная часовня.

Таким образом, к концу XVII  в. ансамбль монастыря сложился практически полностью. Но строительство на этом не окончилось.

В 1732 г. монастырь сильно пострадал от пожара, и большинство зданий пришлось перестраивать. Так, изменился вид трапезной с храмом и надвратной церкви; достроили ограду, а в 1761—1763 гг. в ней сделали еще одну башню, четырехугольную, и хозяйственные ворота. Тогда же на месте более старого здания поставили настоятельские покои.

На протяжении почти шести веков Лужецкий монастырь видел немало тяжелых годин, не раз терпел за землю русскую, но всякий раз оправлялся от постигавших его несчастий.

В документе «Сотная грамота Лужецкому монастырю на вотчины его и опись его от 1627 г.» в первый раз встречается указание на бедственное состояние Лужецкого монастыря, в которое он был приведен в Смутное время. Из него мы узнаем, что даже и по прошествии восьми лет после Литовского нашествия монастырь имел печальный вид. Служба могла совершаться только «в одной соборной церкви, а те все церкви разорены и кровли обожжены», но и в соборной много похищено, особенно оклады икон, и сосуды священные и вся утварь церковная7.

Во время войны 1812 г., когда французы захватили Можайск, в Лужецком монастыре разместился Вестфальский корпус маршала Жюно. Французы причинили обители немало вреда: в трапезной устроили конюшню, в храме преподобного Ферапонта — столярную мастерскую, иконы кощунственно использовали для рубки мяса, в монастырских стенах пробили до 220 бойниц для орудий. Перед уходом подожгли старинный иконостас собора и разбросали по территории монастыря мешки с порохом. Служитель Иван Матвеев, рискуя жизнью, сумел оттащить опасные мешки от огня и спасти обитель от взрыва. Вскоре после окончания войны монастырь был восстановлен, в 1814 г. построен новый казначейский корпус.

Лужецкий монастырь в разное время посетили: наследник престола Александр Николаевич (будущий император Александр II) — 23 июля 1837 г. по случаю 25-летия Бородинской битвы8; митрополит Московский Платон (Левшин) — 22 мая 1804 г., святители Московские Филарет (Дроздов) и Иннокентий (Вениаминов)9.

В сентябре 1871 г. в храме преподобного Ферапонта епископом Можайским Игнатием был освящен придел во имя Усекновения Главы Иоанна Предтечи в память чудесного сохранения иконы Главы Предтечи в 1812 г: задняя сторона иконы была часто и глубоко изрублена, и несмотря на это ее лицевая сторона осталась абсолютно целой.

В 1874—1893 гг. настоятелем Лужецкого монастыря был архимандрит Дионисий (Виноградов). Он многое сделал для украшения церкви преподобного Ферапонта и прославления его имени, и в основном его трудами храм приобрел тот вид, в котором встретил XX век. Для прославления преподобного Ферапонта сделано следующее: ему составлены служба (1878 г.), акафист (1877 г.) и молитва (1883 г.), — и все они благословлены не только к употреблению при святом гробе преподобного, но и к напечатанию для всеобщего употребления; в 1877 г. восстановлен лик преподобного по древнейшей (более 200 лет) иконе его, и с того времени он изображается сходно с сим образцом; положено начало ежедневному пению акафиста при гробе преподобного; установлено ежегодное поминовение всей прежде почившей братии 15/28 января; с 1878 г. имя князя Андрея Дмитриевича, как основателя монастыря разрешено упоминать на ектениях; опубликован список всех настоятелей обители10.

В окрестностях Лужецкого монастыря, есть два святых места, связанных с жизнью его основателя: это колодец и источник преподобного Ферапонта.

Вне монастыря, под горой, при ручейке Исавицы была деревянная часовня над колодцем, который по преданию вырыт руками преподобного Ферапонта. От воды из колодца люди получали исцеление. За целебной водой приходили не только из близлежащих деревень, но и приезжали из других уездов Рузского, Верейского и даже из Москвы. В летописи обители сказано: «Об означенном колодезе получено сведение, что окрестные жители водой его лечат детей больных, которые получают исцеление по молитвам преподобного». В 1886 г. у колодца были устроены кирпичные бассейны, в часовне заменена крыша и обновлены полы. Наружные стены часовни были расписаны с трех сторон. На восточной стене — святой животворный крест с ангелами по сторонам. На северной — преподобный Ферапонт, раскапывающий своими руками колодец. На южной стороне — преподобный Ферапонт, испрашивающий целебную силу воде устроенного им колодца.

По воспоминаниям старожилов, по окончании Божественной литургии в Ферапонтов день при большом стечении паломников братия обители с пением шествовала на колодец, где служили водосвятный молебен с акафистом преподобному. Специально ко дню преподобного Ферапонта в монастыре варили квас и выпекали хлебцы. Готовили много, так как приезжающие из других мест брали с собой хлебцы для родственников, считая, что хлебец и квас имеют целительную силу. Они говорили: «Гостинец от Ферапонта». На праздник приезжало так много паломников, что все поле около монастыря с восточной стороны было занято подводами, приезжали с вечера, чтобы успеть на крестный ход. Дети с раннего утра плели из цветов гирлянды и несли их в Ферапонтову церковь, чтобы украсить раку преподобного.

Часовня над колодцем Ферапонта была обновлена в 1908 г. к 500-летию монастыря. После закрытия монастыря это святое место пришло в крайнее запустение. Народный художник РСФСР Сергей Васильевич Герасимов11, вспоминая детские годы, написал картину «Часовенка». Картина демонстрировалась на выставке произведений изобразительного искусства социалистических стран в Москве.

В 1922 г. монастырь был закрыт. Но в 1926 г., когда отмечалось 500 лет со дня преставления преподобного Ферапонта, в монастыре еще шла подготовка к памятной дате: на Соборе Рождества Пресвятой Богородицы красили медянкою крыши, а в церкви преподобного Ферапонта инокини Спасо-Бородинского монастыря чистили образа и утварь.

В 1928 г. был разрушен Ферапонтов храм. До Великой Отечественной войны в стенах монастыря располагались фурнитурная фабрика и цех по производству медицинского оборудования. Братские корпуса были перестроены под коммунальные квартиры для местных жителей, а на кладбище поставили складские помещения и гаражи.

Во время Великой Отечественной войны монастырь был захвачен фашистами, которые устроили здесь лагерь для военнопленных. После того как немцев отбили от Москвы, монастырь заняло НКВД, для подобных же целей. Однако в 1960-х гг. началась реставрация разоренного памятника архитектуры и истории. Стены и башни монастыря увенчали тесовыми кровлями, разобрали позднейшие пристройки собора, открыли старинные фрески.

В 1993 г. в обители возродилась монашеская жизнь: настоятелем монастыря был назначен игумен Борис (Петрухин), появились первые насельники. На предполагаемом месте захоронения преподобного Ферапонта был установлен крест, двор обители приведен в порядок. Первоначально монастырь имел статус ставропигиального, но в 1994 г. был передан Московской епархии.

В 1997 г. при открытии фундамента Ферапонтова храма было обнаружено место погребения основателя монастыря. В 1999 г., 26 мая, по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия были обретены мощи преподобного Ферапонта — главная святыня обители. Сначала святые мощи перенесли в надвратную Преображенскую церковь, а затем поместили в соборе Рождества Пресвятой Богородицы, в новой дубовой резной раке. В 1999 г. монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. На представленном ему акте обретения мощей преподобного Первостоятель Русской Церкви 31 мая 1999 г. начертал следующую резолюцию: «Слава Богу, что еще одна святыня обретена. К мощам преподобного Ферапонта, основателя Можайского Лужецкого монастыря, почивающим ныне в обители, будут притекать люди Божии, прося молитвенного предстательства и укрепления на своем жизненном пути у подвижника земли Русской».

В октябре 2005 г. настоятелем Лужецкой обители назначен игумен Мефодий (Соколов).

Ведутся работы по восстановлению основных зданий монастыря. И уже снова издалека видны золотые шлемовидные купола главного собора, поднимающиеся на высоком берегу Москвы-реки.

Каждый день начинается у братии монастыря с соборной молитвы и чтения акафиста преподобному Ферапонту. В монастыре совершается суточный круг богослужения. Основные послушания для братии — это выпечка хлебов и просфор, работа на монастырском садовом участке, труд в столярной и слесарной мастерских, работы по благоустройству обители. Монастырь принимает множество паломников и гостей, проводит экскурсии и знакомит с историей древней обители. Священнослужители помогают посетителям в духовных вопросах, посещают больницы, места заключения, детские приюты.

2008-й год для Лужецкой обители — год двух юбилеев: 600-летия основания монастыря и 15-летия возобновления монашеской жизни. Ведется подготовка к празднованию памятных дат. Создан юбилейный комитет под председательством главы города Можайска Владимира Владимировича Насонова. Разрабатывается церковная и культурная программа. В церковную программу входит прежде всего празднование дней памяти преподобного Ферапонта: 27 мая/9 июня (преставление, + 1426 г.), 27 декабря/9 января (прославление, 1547 г.) и 13/26 мая (день обретения мощей, 1999 г.).

Но в то же время много и нерешенных вопросов. Собор Рождества Пресвятой Богородицы — пока единственный храм обители, в котором совершаются богослужения. Требуется проведение больших противоаварийных и реставрационных работ. Территория вокруг монастыря также нуждается в благоустройстве.

Братия обители живет не в монастыре, а за его пределами, в домике на бывшем хозяйственном дворе. Келейный братский корпус занимают горожане, в нем продолжают жить тринадцать семей. Этот вопрос стоит с самого открытия монастыря.

Лужецкие насельники усердно трудятся на благо монастыря, ведут духовно-просветительскую деятельность. Но главное, что в этом святом месте, прославленном подвигами и молитвами преподобного Ферапонта, совершается освящающее мир духовное служение, продолжается смиренная иноческая молитва за мир, за Россию, за каждую душу, с верою и любовью притекающую под сень Лужецких храмов. Братия монастыря смиренно обращается ко всем, кому дороги православные святыни, с просьбой оказать содействие в возрождении древнего монастыря.

Библиография:

Можайский Лужецкий второго класса монастырь. М., 1888.
Можайский Лужецкий 2-го класса Ферапонтов монастырь Московской епархии / Сост. архимандрит Геронтий Кургановский. М., 1902.
Краткая летопись Можайского Лужецкого второклассного монастыря с 1408 по 1892 гг. / Сост. архимандрит Дионисий. М., 1892.
Можайские акты 1506—1775 гг. / Сост. архимандрит Дионисий. СПб., 1892.
Новая жизнь — 1997, 4 июня.
Архив Можайского Лужецкого монастыря. «Копия завещания архимандрита монастыря Евфимия», составлена 10.06.1768. ЦИАМ. Фонд 574. Опись 1. Ед. хр. 126.
Список настоятелей Можайского Лужецкого второклассного монастыря с 1408 года по 1892 год / Сост. архимандрит Дионисий. М., 1892.
Архив В.И.Горохова. ЦГАМО. Фонд 2402. Опись 1.

  1. Можайский князь Андрей Дмитриевич (1382—1432) — младший сын святого благоверного великого князя Димитрия Донского (+ 1389, память 19 мая/1 июня) и великой княгини Московской Евдокии, в иночестве Ефросинии (+ 1407, память 17/30 мая).
  2. Святитель Феодор — сын Стефана, старшего брата преподобного Сергия Радонежского, первый архиепископ Ростовский (+ 1394, память 28 ноября/11 декабря).
  3. Преподобный Кирилл Белоезерский — + 1427, память 9/22 июня.
  4. Святитель Московский Фотий — + 1431, память 2/18 июля и 27 мая/9 июня.
  5. Святитель Московский Макарий — + 1563, память 30 декабря/12 января.
  6. Краткая летопись Можайского Лужецкого второклассного монастыря с 1408 по 1892 гг. / Сост. архимандрит Дионисий. М., 1892. С. 119.
  7. Можайские акты 1506—1775 гг. / Сост. архимандрит Дионисий. СПб., 1892. С. 130.
  8. О посещении Лужецкого монастыря Цесаревичем Александром Николаевичем см. подробнее: Краткая летопись Можайского Лужецкого второклассного монастыря с 1408 по 1892 г. C.76.
  9. Митрополит Московский Платон (Левшин) (1737—1812) — выдающийся церковный деятель, проповедник, педагог, писатель. Святитель Московский Филарет (Дроздов) — + 1867, память 19 ноября/2 декабря. Святитель Московский Иннокентий (Вениаминов) — + 1879, память 31 марта/13 апреля и 23 сентября/6 октября.
  10. Подробнее см.: Список настоятелей Можайского Лужецкого второклассного монастыря с 1408 года по 1892 год / Сост. архимандрит Дионисий. М., 1892. С. 172—174, 179—183; Краткая летопись Можайского Лужецкого второклассного монастыря с 1408 по 1892 гг. С. 130—131.
  11. Сергей Васильевич Герасимов (1885—1964) — народный художник РСФСР, академик, почетный гражданин  г. Можайска. На тему обители преподобного Ферапонта им также написана картина «У стен Лужецкого монастыря» (1954).
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.