Главная/Библиотека/Вестник Московской митрополии/№3-4 за 2008 год/

К 15-летию возрождения Колоцкого монастыря

СВЯЗЬ ВРЕМЕН

Она особенно остро чувствуется в Успенском Колоцком женском монастыре, расположенном в 22 километрах от Можайска. В этом году обитель отмечает 595 лет с момента своего основания и 15 лет — с начала возрождения после возвращения ее Русской Православной Церкви.

БОЖИЯ МАТЕРЬ ЯВЛЯЕТ СВОЮ МИЛОСТЬ

Жаль, что сегодня не так много россиян знает о некогда знаменитом большом монастыре, расположенном на берегу реки Колочь. Но кто здесь хоть раз побывал, тот, судя по письмам, вспоминает о нем с большой теплотой и испытывает чувство благодарности сестрам, восстанавливающим не только саму обитель — собор, домовый храм, корпуса, но и ее богатейшую историю, в которой есть немало трагических страниц, связанных с польско-литовской интервенцией в XVII веке, Отечественной войной 1812 года и Великой Отечественной войной…

А еще паломники вспоминают свою встречу со списками чудотворного Колочского образа Божьей Матери, что находятся в монастырском соборе. Некоторым из них эта встреча продлила земную жизнь. Так раб Божий Игорь из Одессы передал через родственников письмо, в котором пишет, что в 2006 г. он побывал на дорогой его сердцу российской земле, посетил Успенский Колоцкий женский монастырь, где приобрел Колочскую иконку Божьей Матери. И в конце октября того же года у него, уже дома, случился сердечный приступ — да такой, что Игорь подумал: «Все, умираю!» Но тут жена брата положила ему на грудь иконочку, привезенную с Можайской земли, и он еле слышно, из последних сил стал читать молитвы «Царице моя преблагая…» и «Богородице Дево, радуйся!» Минут через десять боль отпустила. Человек, только что мысленно прощавшийся с белым светом, вдруг почувствовал прилив бодрости. И дал себе обет: в ближайшее время он закажет Колочский образ Царицы Небесной, чтобы тот был и на Одесской земле. Попросил на это благословения у благочинного Одесского Свято-Иверского мужского монастыря игумена Владимира. Потом, по благословению этого пастыря, икона, украшенная 1,5 тысячами камней, была передана в Свято-Воскресенский женский монастырь города Теплодара Одесской области. Происходило это на праздник в честь входа Господня в Иерусалим. «Высылаю вам фотографии с праздника, — написал Игорь. — Я хочу, чтобы матушка-настоятельница Амвросия и сестры Колоцкого монастыря, узнав о чуде, разделили с нами радость и прошу помолиться за игумена Владимира и раба Божия Игоря».

А первое великое чудо исцеления от Колочской иконы произошло сразу после ее явления бедному поселянину Луке, который увидел икону на дереве, благоговейно взял ее и принес домой. В доме у Луки в то время лежал расслабленный. Как описано в «Повести о Луке Колочском», болящий «приложи чело и очи и устне ко святей иконе Божия Матери и в той час воста весь здравъ, яко ж никогда же болев». У самого же Луки с того дня началась удивительная, насыщенная духовными событиями жизнь. Он отправился с иконой в Можайск, и навстречу ему Крестным ходом вышли молодой князь Андрей Димитриевич (сын св. князя Димитрия Донского), духовенство, бояре — «весь град от великих и до малых». Побывал колочский поселянин со святынею и в Москве, где его встретил Митрополит всея Руси Фотий с епископами и со всем Священным собором, князь с боярами и весь народ московский. (Москва в то время переживала начало своего возвышения, а чудотворная Колочская икона была первой явленной в непосредственной близости от Москвы, что для русского православного общества имело великий смысл.) Потом неутомимый Лука пошел со святынею из города в город, и везде на пути его следования случались дивные чудеса от иконы. Собрав большие пожертвования, хранитель иконы вернулся в Колочу, возвел там храм в честь Пресвятой Богородицы, где и был поставлен чудотворный образ.

Однако каким немощным бывает человеческий дух! Как трудно порою людям устоять перед искушениями! Не устоял и Лука. Так возгордился он, что нанял слуг, завел охоту и стал сильно досаждать князю, избивая и грабя княжеских ловчих, охотившихся в лесах близ Колочи. Однажды ловчий князя поймал злого медведя и вез его мимо двора Луки в деревянном ларе. Лука потребовал выпустить медведя на своем дворе. Освобожденный зверь тут же кинулся на «благодетеля». Когда приехал князь Андрей Можайский, Лука едва дышал. Он стал умолять князя, чтобы тот с пользой распорядился его имением. Князь Андрей простил гордеца и сказал, что «…на том месте монастырь поставити во имя Пречистыя Богородицы и глаголемы Колочский». А первым пострижеником и насельником нового монастыря стал раскаявшийся Лука…

Но что интересно: образ, от которого уже в наше время раб Божий Игорь из Одессы, Алевтина Смирнова из Кировограда, Раиса Кондрашева из Москвы, Юлия Трезова из Можайска, Раиса Халтурина из Балашихинского района Московской области и многие-многие другие получили исцеление от недугов и духовное утешение, не является той подлинной чудотворной иконой, увиденной поселянином на дереве в 1413 г. Это — список с нее, о чем, кстати, сестры обители узнали не сразу. А узнав, они не перестают радоваться великой милости Пресвятой Богородицы, Которая никогда не оставляет в беде уповающих на Ее помощь и заступление.

ПОЛОЖЕНИЕ ДЕЛ СТАЛО МЕНЯТЬСЯ

Эта икона, от которой сегодня стали происходить чудотворения, попала в возрождающуюся обитель летом 1998 года. Как рассказывала монахиня Фотиния, ведущая современную монастырскую летопись, только-только ко всенощной зазвонили колокола. В это время к воротам подъехал «рафик», оттуда вышли люди и спросили матушек: «Простите, вы кто такие?» — «Сестры Успенского Колоцкого монастыря», — ответили те. Приезжие очень обрадовались и сообщили, что именно сюда они и везли из Москвы икону. История, с ней связанная, такая: бывший старший научный сотрудник НИИ киноискусства Владимир Петрович Михайлов завещал своей дочери Елене после его смерти отдать хранившуюся в их доме Колочскую икону Божией Матери в Колоцкий монастырь на Можайской земле. Но район большой, и точно местонахождение обители ни Елена, ни ее спутники не знали. Тогда решили заехать в Спасо-Бородинский монастырь, чтобы расспросить о нужной им обители. И так получилось, что «рафик» проехал все указатели на Бородино, на Спасо-Бородинский монастырь и москвичи увидели, как они потом оживленно рассказывали, белый храм за глухим деревянным забором, доски которого потемнели от дождей и снегов. Еще удивились: совсем простой деревянный забор и такие массивные железные ворота!

- Сама Матерь Божия указала этим людям путь к нам, — заметила монахиня Фотиния.

Елена Владимировна Михайлова сообщила насельницам, что привезенная икона передавалась в их семье из поколение в поколение, начиная с прадеда ее отца, который какое-то время был церковным старостой в селе Колоцкое. Вначале матушки решили, что это подлинный чудотворный образ, явленный на дереве в XV в. Ведь сразу после его прибытия в обитель в 1998 г. положение дел здесь стало меняться. Столько прежде было «прорех», трудно решаемых задач, и вдруг они стали преодолеваться! К примеру, отсутствовал водопровод, а за два оставшихся летних месяца его успели провести. Не было телефона, мучились без него, попросили — и установили телефон! Никак не могли найти водителя автомобиля, и вдруг появляется подходящий человек. И этот перечень решенных проблем можно продолжать и продолжать. К тому же немало людей, с горячей верой прикладывавшихся к списку чудотворной иконы, стало свидетельствовать о чудесах исцеления от недугов. Они писали письма, звонили по телефону, приезжали сами и все подробно рассказывали. Но специалисты датировали икону не XV в., а концом XIX  в.

ДВЕ ВОЙНЫ

Сегодня в монастыре 15 насельниц. Все они живо интересуются историей своей древней обители. Здесь произошло столько событий, по которым можно проследить, как Россия отстаивала свою независимость, как мужественно она сражалась с врагами! Ведь в Колоцком монастыре 21 августа 1812 г. располагалась штаб-квартира главнокомандующего, князя М.И.Кутузова. В Колоцком монастыре генерал П.И.Багратион и подполковник Д.И.Давыдов обсуждали план создания партизанских отрядов. А потом, после окончания Бородинской битвы, обитель была превращена в главный госпиталь французской армии, где Наполеону Бонапарту пришлось ночевать под крики и стоны раненых.

Придя на эту землю, французы варварски сожгли во всей округе поля. Осталось воспоминание лейтенанта итальянской гвардии Ложье, писавшего, что называется, по горячим следам: «Одно только притягивает к себе наше внимание в этой печальной и жалкой картине — это Колоцкий монастырь, который сам по себе составляет целую деревню… Построенное во времена готов, это сооружение часто служило цитаделью во время международных войн, да и до сих пор оно окружено траншеями. На первый взгляд, этот огромный монастырь, снизу поднимавшийся перед нами, производил впечатление города. Разноцветные крыши его блестели под лучами солнца». Отступая же, французы разграбили имущество церквей, сожгли все деревянные постройки и иконостас Успенского собора, верх которого повредили ядрами. Но почти через три десятилетия разрушенный монастырь полностью отстроился. А вот после Великой Отечественной войны и безбожных лет советской власти…

Известно, что фашисты хотели взорвать обитель: заминировали ее, согнали в южный келейный корпус жителей села Колоцкое. Однако стремительное наступление наших войск помешало осуществить этот чудовищный замысел. Люди выбежали на улицу, остались живы — только от их села ничего не осталось, и многие семьи поселились прямо в монастыре. Богатейший монастырский сад полностью пошел на дрова, которыми они топили печи. (Правда, в начале 1950-х гг. школьные учителя по биологии вместе с ребятами посадили на том месте около 600 деревьев, которые и сегодня плодоносят.) Еще в тяжелые послевоенные годы на хозяйственные нужды селян была разобрана по кирпичику частично поврежденная снарядами монастырская стена. Вот и стоит теперь частокол — невзрачный деревянный забор с железными воротами.

Кто только не размещался в стенах святой обители, начиная с 1932 г. и до передачи ее Русской Православной Церкви! И интернат для глухонемых детей, и госпиталь для раненых в войну, и банно-прачечный комбинат. После была сельская школа, был роддом, был сельсовет…

След же от чудотворной иконы затерялся в 70-х гг. прошлого века. Одна учительница из Горок поведала сестрам обители, что, когда в 1934 г. община верующих Успенского собора монастыря была переведена в Рождественскую церковь села Суконниково, туда же перенесли и чудотворный образ. Но в 1937 г. власти закрыли и этот храм. Колочскую икону многие годы хранили ее бабушка и дедушка. Фамилия их — Анисимовы, Причем, рассказывала учительница, в войну, чтобы немцы не позарились на святыню, украшенную драгоценными камнями, хранители обклеили ее картоном. А уж после Победы они через какую-то монахиню передали икону в Вознесенский собор Гжатска. Но в 1970-х гг. там произошло несколько крупных краж — пропал и чудотворный образ, явленный Луке Колочскому в XV в.

АМВРОСИЙ — ЗНАЧИТ БЕССМЕРТНЫЙ

На первых порах после передачи этой обители Русской Православной Церкви здесь было подворье Спасо-Бородинского монастыря. В октябре 1997 г. митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий зачитал в домовой церкви обители указ Священного Синода об открытии Успенского Колоцкого женского монастыря, о назначении его настоятельницей бывшей казначеи Спасо-Бородинского монастыря монахини Таисии (Исаевой) и возложил на нее наперсный крест. Вместе с настоятельницей поднимать монастырь отправились и несколько сестер, среди которых была нынешняя настоятельница — монахиня Амвросия (Гавринева).

Матушка Амвросия вспоминает, как ей не хотелось отрываться от «родного гнезда» — Спасо-Бородинской обители, к которой она сердцем прикипела и чувствовала себя там словно в раю! Одно успокаивало, утешало: если это воля Божия, надо ее исполнить. А в Спасо-Бородинский монастырь матушка попала в довольно-таки юном возрасте, уйдя с четвертого курса факультета иностранных языков Ростовского педагогического института (куда, кстати, ей, девушке из казачьей станицы, казалось очень престижным поступить). Но время было такое, что инициативная молодежь думала не только об образовании, о получении специальности, а и усиленно искала ответы на вопросы о смысле жизни. В поисках этих ответов студентки побывали у кришнаитов, баптистов.

- И только в православном храме я нашла то, что искала, — говорит матушка-настоятельница.

В институте подруги ей подарили книгу «Житие преподобного Амвросия Оптинского». Когда она принимала монашеский постриг — уже тут, в Колоцком монастыре, — совершавший обряд пострижения епископ Видновский Тихон разрешил ей и другой инокине тянуть жребий с именами.

- Волнуясь, я мысленно вспомнила тех святых, которых особо почитала и чувствовала их заступничество в особенно трудные минуты жизни, — продолжает рассказ монахиня Амвросия. — Святитель Николай Мирликийский, преподобный Сергий Радонежский, преподобная Евфросиния Полоцкая, преподобномученица Елисавета Феодоровна… Какое из этих имен могло бы стать моим новым именем? Вдруг в голове пронеслось: преподобный Амвросий Оптинский! Потянула жребий, и такая радость охватила меня!

Потом они с вновь постриженной монахиней Серафимой провели в храме три незабываемых дня и три ночи в молитвах, в чтении житий святых, чьи имена получили при постриге.

Амвросий — в переводе с греческого языка значит бессмертный, божественный.

А бессмертие — это неиссякаемая любовь. Ф.М.Достоевский писал: «Русский человек ничего не знает выше христианства, да и представить не может… Вникните в Православие: это вовсе не одна церковность и обрядность, это живое чувство, обратившееся у нашего народа в одну из тех основных сил, без которых не живут нации. В русском христианстве по-настоящему даже и мистицизма нет вовсе. В нем одно человеколюбие, один Христов образ — и это главное».

Не показная, а искренняя любовь к ближнему, то есть истинное человеколюбие в обители проявляется во многом. Например, бывший директор школы, ветеран Великой Отечественной войны Владимир Пименов, чей домик располагается как раз на территории обители, в последние годы своей жизни жил один и тяжело болел. Сестры, по благословению настоятельницы, ухаживали за ним — стирали, убирали, готовили еду. Этот дом стоит на месте бывшего монастырского кладбища, которое в 50-е гг. прошлого века бульдозером срыли — то есть он стоит на костях. И хорошо бы там, по мнению настоятельницы, сделать часовенку и читать неусыпаемую Псалтырь. Но дочь умершего ветерана, приезжающая сюда время от времени из Москвы, пока и слышать об этом не хочет. Что ж, сестры не ропщут — только молятся: может, Господь вразумит женщину… Помогает обитель и восьмидесятилетней Лидии Васильевне, чей отец, помощник комиссара, во время изъятия церковных ценностей порубил иконы, и вскоре его парализовало. На девочку тогда это произвело сильное впечатление. Но спустя годы, поехав в Москву к сестре, нашедшей утешение у баптистов, Лидия Васильевна тоже стала баптисткой. А вот ее дочь, тяжко болящая Лариса, попросила перед смертью крестить ее по православному обряду и успела причаститься… Не только насельницы обители помогают одинокой женщине. Приезжали, например, ребята из Одинцово, разбившие у пруда «Святое озеро» православный молодежный лагерь, или задорные девчонки из молодежного объединения при Свято-Даниловом монастыре под несколько непривычным для такой организации названием «Чердак» — и тоже охотно помогали старушке.

Помощь одиноким людям; теплая дружба с Уваровским детским домом-интернатом, где трудами детдома и монастыря появилась небольшая домовая церковь в честь великомученика и целителя Пантелеимона; внимание к пожилым прихожанам и многодетным семьям, которых всегда здесь приглашают разделить праздничную трапезу, — немало добрых дел на счету у возрождающейся обители. А примеры неоскудевающей любви к Господу и к ближним показала когда-то насельницам Колоцкого монастыря схимонахиня Августа, прожившая на земле более девяноста лет. Она жила в одной из деревень Смоленской области, и к ней, как к утешительнице, тянулись люди. Когда матушка стала физически немощной, то сестры обители установили своеобразное дежурство: ездили к ней по очереди на неделю, на две, на три. Наверное, непросто ухаживать за человеком, с трудом поднимающимся с постели. Только о физических трудностях никто из сестер не вспоминает — они вспоминают о другом. Как схимонахиня Августа незаметно, ненавязчиво помогала им в духовном росте, уча смирению и другим добродетелям. Как за время общения с матушкой у них преображались лица — словно бы освещались изнутри!

«Замечательно, что одинокий человек на старости лет не остался один на один со своими хворями», — заметила  я. На что монахиня Фотинья мудро ответила: «Господь таких людей не оставляет!» И достала из монастырской летописи, которую она усердно ведет, две фотографии. На одной — прекрасная юная девушка с сияющими глазами, на другой — старенькая схимонахиня с таким же светлым взором. Свет в глазах говорит о многом…

* * *

Часто Господь приводит человека туда, где он, пусть и родившийся за сотни километров от этого места, начинает чувствовать свою кровную связь с землей, на которой ему уготовано трудиться и молиться. Матушка-настоятельница Амвросия, какое-то время тосковавшая по любимому Спасо-Бородинскому монастырю, однажды во время вечерней молитвы в домовом храме во имя преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны вдруг ясно поняла: а ведь Колоцкая обитель стала настолько родной, что теперь без нее невозможно представить свою жизнь!

По-разному все происходит. Монахиня Фотиния, приехавшая сюда в качестве паломницы в 2002 г., ощутила чувство родства, единения с древним монастырем в первые же часы пребывания в нем. Вернувшись домой, в Сергиев Посад, девушка уволилась из церковной лавки Троице-Сергиевой Лавры, объяснив, что увидела «свое место, свое призвание». Ведь до этого она ездила в паломнические поездки во многие женские обители, но именно Колоцкая, как подсказало сердце, может стать для нее местом спасения души.

Тянет сюда и девочек-школьниц, девушек-студенток. Они приезжают из Москвы, из Можайска, проводят тут летние, а кто и зимние каникулы, помогая матушкам в их повседневных трудах и чувствуя свою сопричастность возрождению святыни.

Н.Ставицкая

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.