Главная/Библиотека/Московские Епархиальные Ведомости/№11-12 за 2007 год/

Иконография милосердия

Кто из этих троих, думаешь ты,
был ближний попавшемуся разбойникам?
Он сказал: оказавший ему милость.
Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.
(Лк. 10:36, 37)

В числе реалий современной церковной жизни заметное место принадлежит милосердию. В годы гонений на Церковь именно милосердное служение ближнему — наряду с религиозным образованием — вызывало яростные нападки богоборцев. Это не удивительно: если Сам Господь обещает милостивым помилование от вечного осуждения на Суде Божием

(Мф. 5:7), — могли ли воинствующие безбожники позволить христианам исполнять заповедь, в которой на деле реализуется любовь к ближнему?

Возвращение исконных традиций служения ближнему дает повод вспомнить о том, как это служение отражалось в памятниках иконографии и литургических текстах, ведь о служении ближнему как о главнейшей обязанности христианина говорит Священное Писание, а Предание донесло до нас множество примеров того, как это служение осуществлялось. В православном месяцеслове лишь некоторым святым усвоены именования Милостивых, но, конечно, делами милосердия памятно множество святых — от Николая Чудотворца до преподобномученицы Елисаветы. В нашей заметке рассмотрены примеры того, как дела милосердия отражались в иконографии.

Милосердие есть одно из свойств Божиих; открытое Самим Господом уже пророку Боговидцу Моисею: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи [родов] (Исх. 34:6, 7). Милосердие Божие означает бесконечную спасительную любовь к роду человеческому; оно было являемо в Священной истории многократно, и во всей полноте открылось с явлением в мир Единородного Сына Божия, когда и было дано людям Его спасение в прощении грехов их, по благоутробному милосердию Бога нашего, которым посетил нас Восток свыше (Лк. 1:77—78).

Милосердие Божие, как открыто было уже в Ветхом Завете, простирается не только на избранный Им народ, о чем говорит и апостол Павел (Рим. 9:24; 15:8—12). Псалмопевец Давид свидетельствует: Ты, Господи, благ и милосерд и многомилостив ко всем, призывающим Тебя (Пс. 85:5).

Принимая спасительное учение Христово, веруя в Господа Иисуса Христа, человек обретает и обязанность деятельного милосердия, о чем прямо говорит Евангелие: Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф. 25:40; ср. также: Мф. 18:33; 25:45). Милосердие как одна из важнейших христианских добродетелей может быть реализовано посредством множества дел телесных и духовных. О, человек! сказано тебе, что добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим (Мих. 6:8).

«Различен милования образ и широка заповедь сия, — говорит святитель Иоанн Златоуст. — Дела милости телесной следующие: питать алчущих, напоить жаждущего, одеть нагого, или имеющего недостаток в приличной и необходимой одежде, посетить находящегося в темнице, посещать больных, странника принять в дом и успокоить, погребать умерших в убожестве. Духовные дела милости суть следующие: увещанием обратить грешника от заблуждения пути его (Иак. 5:20), неведующего научить истине и добру, подать ближнему добрый и благовременный совет в затруднении или не примечаемой им опасности, молиться за него Богу, утешить печального, не воздавать за зло, которое сделали нам другие, от сердца прощать обиды…»

Образцом дел милосердия для последователей учения Христова служит добрый самарянин (Лк. 10:30—37). Иконография притчи о милосердном самарянине известна по книжной миниатюре, а позднее и по храмовой росписи. На миниатюре Евангелия из собора в Россано (VI в.) изображен Спаситель в виде милосердного самарянина, который наклонился к лежащему на земле обнаженному путнику; ангел Господень подает Спасителю сосуд с маслом и вином. В следующей сцене миниатюры Спаситель, усадив израненного путника на «свой скот», ведет животное под уздцы и вручает деньги подоспевшему гостиннику [12]. В разных вариантах этот сюжет во множестве встречается в миниатюрах лицевых Евангелий.

Милосердую о народе сем, яко уже три дня не имут, чесо ясти (Мф. 15:32)… Чудеса умножения хлебов — один из самых распространенных сюжетов, встречающийся как в книжной миниатюре, так и в храмовой росписи. Наиболее древние изображения чуда относятся к III в. (римские катакомбы). В большинстве лицевых Евангелий этот сюжет представлен весьма подробно.

Несомненно, самым распространенным из иконографических сюжетов Священного Писания, связанных с милосердным служением, следует назвать «Гостеприимство Авраамово». В числе древнейших изображений — мозаики римского храма Санта Мария Маджоре (432—440 гг.). Вплоть до появления знаменитой Рублевской Святой Троицы явление праотцу Аврааму было представлено именно как «Гостеприимство».

Милосердное служение уже в Ветхом Завете рассматривается как дело богоугодное: по усердию руки твоей, сколько ты дашь, смотря по тому, чем благословит тебя Господь, Бог твой; и веселись пред Господом, Богом твоим, ты, и сын твой, и дочь твоя, и раб твой, и раба твоя, и левит, который в жилищах твоих, и пришелец, и сирота, и вдова, которые среди тебя? (Втор. 16:10, 11).

Милосердие рассматривается как дело богоугодное, причем как одно из условий искупления грехов: искупи грехи твои правдою и беззакония твои милосердием к бедным; вот чем может продлиться мир твой (Дан. 4:24). Напомним, что сказано это было иноплеменнику — царю Навуходоносору. Обиды, причиняемые слабому и бедному, рассматривались как богохульство: Кто теснит бедного, тот хулит Творца его; чтущий же Его благотворит нуждающемуся (Прит. 14:31).

Священное Писание Ветхого Завета говорит о различных видах благотворительности, и слова эти звучат сегодня как непосредственное руководство к действию:

Если же будет у тебя нищий кто-либо из братьев твоих, в одном из жилищ твоих, на земле твоей, которую Господь, Бог твой, дает тебе, то не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей пред нищим братом твоим, но открой ему руку твою и дай ему взаймы, смотря по его нужде, в чем он нуждается; дай ему, и когда будешь давать ему, не должно скорбеть сердце твое, ибо за то благословит тебя Господь, Бог твой, во всех делах твоих и во всем, что будет делаться твоими руками (Втор. 15:7, 8, 10).

Следует отметить, что благотворительность не всегда была ограничена кругом ближних (ср.: «С иноземца взыскивай, а что будет твое у брата твоего у брата твоего, прости» — Втор. 15:3). В пророческих речах и учительных книгах можно найти слова о благотворительности в отношении врагов, словно предваряющие учение Христова об истинной любви: «Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою…» (Притч. 25:21). В числе видов благотворительности упоминаются: помощь бедному (Иов. 29:16; Лев. 25:35; Втор. 15:7—11 и др.); долг накормить голодного (Тов. 1:17; Ис. 58:7) и напоить жаждущего (Притч. 25:21); одеть нагого (Тов. 1:17; Ис. 58:7); помочь больному и калеке (Иов. 29:12—13; 31:16—17; Притч. 31:8); оказать гостеприимство бездомным, странникам (2 Цар.17:27—29; Ис. 58:7); позаботиться об узниках (Ис. 58:6; 61:1). Добавим сюда еще одно важное (в том числе и для сегодняшней действительности) установление: Когда поселится пришлец в земле вашей, не притесняйте его: пришлец, поселившийся у вас, да будет для вас то же, что туземец ваш; люби его, как себя (Лев. 19:33, 34).

Обратим внимание на то, что Ветхий Завет говорит о тех людях, кто нуждается в милосердии. Люди бедные, как это нередко бывает, стали таковыми вследствие своей греховной жизни; премудрый Соломон таковых укоряет:

Доколе ты, ленивец, будешь спать? когда ты встанешь от сна твоего? Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь: и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник (Прит. 6:9—11).

Однако бедность далеко не всегда есть следствие только греховной жизни лентяя — вспомним праведного Иова! И тот же премудрый восклицает: Богатый и бедный встречаются друг с другом: того и другого создал Господь (Прит. 22:2). Поэтому в законе, данном через Моисея народу израильскому, Господь берет бедных под Свою защиту. Он запрещает нарушать права бедных: Не суди превратно тяжбы бедного твоего (Исх. 23:6) и повелевает отверзать руку для бедных и нищих братьев (см. цит. выше: Втор. 15:11). Особенно много установлений, относящихся к нуждающимся в помощи, т. е. вдовам и сиротам, чужеземцам и бедным содержится в книге Второзаконие.

Ко времени отхода общества от патриархальных устоев, особенно во времена Давида и Соломона, усилились противоречия между богатыми и бедными. Богатство перестало быть следствием праведной богоугодной жизни, и вот в Притчах встречаем мы просьбу: «Суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы пресытившись я не отрекся Тебя и не сказал: „кто Господь?“ и чтоб обеднев не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе» (Притч. 30:8—9). Премудрый не хочет быть богачом-эксплуататором — таким, которых обличают пророки:

Горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что [другим] не остается места, как будто вы одни поселены на земле. В уши мои [сказал] Господь Саваоф: многочисленные домы эти будут пусты, большие и красивые — без жителей (Ис. 5:8, 9). Так говорит Господь: за три преступления Израиля и за четыре не пощажу его, потому что продают правого за серебро и бедного — за пару сандалий (Ам. 2:6)

Не по закону приобретенное богатство лишено Божьего благословения, и наоборот — зависимость от Божьей поддержки приближает бедных к Господу: И будет Господь прибежищем угнетенному, прибежищем во времена скорби (Пс. 9:10). Ветхий Завет, как уже указано выше, вменял в обязанность людям обеспеченным и, тем более, богатым заботу о бедных. О том, каково было нравственное состояние народа во времена земной жизни Спасителя, можно судить по посланию апостола Иакова (гл. 4—5). Поэтому евангельская притча о богаче, «веселившемся на вся дни светло», и бедном Лазаре была для слушающих слово Христово не только понятной, но и актуальной.

Одно из древнейших изображений причти — миниатюра в рукописи слов святителя Григория Богослова (Национальная библиотека в Париже), созданной в 880—883 гг. для императора Василия I, основателя Македонской династии. Миниатюра предваряет 14-е слово святителя, «О любви к бедным» (Peri¢ jiloptwci¢aV), в котором говорится о милосердии и благотворительности. Богач изображен в роскошных одеждах, он едет на коне, не замечая лежащего на пути обнаженного и покрытого струпьями Лазаря, которого облизывает пес. Внизу богач изображен в огне, он показывает рукой на свой язык; Лазарь сидит на лоне Авраамове, и ангелы служат ему [12]. Миниатюры лицевых Евангелий более или менее подробно передают содержание притчи.

Живописное изображение притчи встречается и в храмовой росписи. Одно из древнейших изображений на Руси — фреска начала XII  в. Николо-Дворищенского собора в Новгороде. На ней изображен сидящий в пламени богач, который обращается к праотцу Аврааму с просьбой послать Лазаря, чтобы тот увлажнил бы ему язык и облегчил страдания [11].

Благовестие Христово называет дела милосердия необходимым условием спасения. Слова Господа Иисуса Христа, вынесенные в заголовок статьи: иди, и ты поступай так же (Лк. 10:37), не просто призывают всячески заботиться о нуждающихся в помощи — они стали своего рода «программой социального служения» древней Церкви. Ее члены продавали свое имущество и передавали деньги апостолам для раздачи бедным, осуществляя таким образом социальное обеспечение бедных (Деян. 2:44 и след.; 4:34 и след.). Это стало необходимым еще и из-за отторжения некоторых членов молодой христианской Церкви иудейскими общинами: они теряли работу, поддержку своих семей и были исключены из сферы иудейской благотворительности.

Когда обойденными оказались вдовы грекоязычных христиан (Деян. 6:1), Церковь избрала семерых своих членов, чтобы они осуществляли благотворительное служение внутри самой общины, по-прежнему проповедуя и Евангелие. Данное служение было поручено людям, исполненным Святого Духа и мудрости, хорошо зарекомендовавшим себя («изведанных»), — в первоначальной Церкви к социальному служению отношение было самое серьезное! В посланиях апостола Павла можно найти прямые призывы к делам милосердия (2 Кор. 8:1—5 и др.).

Добровольные пожертвования в помощь нуждающимся были в древней Церкви естественным проявлением братской любви и связи с Господом. Однако апостол Павел называет «бесчинным» просить милостыню вместо того, чтобы зарабатывать себе на жизнь трудом (1 Фес.4:11; 2 Фес. 3:10—14).

Дальнейшая история Церкви дает неисчислимое множество примеров милосердного служения ближним. Образы этого служения различны, и в житиях святым мы находим абсолютно все направления социального служения, при одной существенной оговорке: большая часть милосердного служения святых осуществлялась тайно и, естественно, далеко не все из этого служения стало достоянием гласности даже после кончины праведников.

Классический пример — помощь святителя Николая Мирликийского. В житийных иконах Угодника Божия можно видеть клейма, изображающие его благотворительность.

В Древней Руси милосердным служением ближнему известен преподобный Феодосий Печерский, который благословил отделять на содержание бедных десятую часть доходов монастыря, устроил отдельный двор, где жили нищие, калеки и больные. В обители преподобного Иосифа Волоцкого монастырская трапезная в голодные годы кормила ежедневно 600—700 человек нищих и странников; примерно столько же голодных получали пищу в Кирилловом (600 человек в день) и Пафнутиевом (до тысячи) монастырях.

На Руси дела милосердия в житийных клеймах икон встречаются как у святых древней Церкви, так и у русских. Клеймо иконы преподобного Варлаама Хутынского (XVI в., Ярославль) показывает святого, когда он перед уходом в монастырь раздает бедным свое имение, доставшееся ему после смерти отца. Среди пришедших за подаянием — безногий калека, пользующийся для передвижения специальными деревянными подставками. Художник здесь явно изображает современные ему бытовые реалии [8]. Первые жития преподобного Варлаама относятся к середине XIII  в.; в XVI в. известным агиографом Пахомием Логофетом было написано «Слово похвальное» Варлааму, а затем и новая редакция его жития.

На клейме иконы XVII  в. из Ростовского Борисо-Глебского монастыря изображен преподобный Иринарх Затворник, который отдает свои сапоги нищему. Надо отметить, что из огромного количества исторических подробностей жития святого художник выбрал те сюжеты, которые наиболее ярко иллюстрируют подвиги и труды угодника. Милосердное служение ближнему — один из них. После монашеского пострига преподобного Иринарха в монастырь пришел босой странник. Святой, помолившись о том, чтобы ноги его не мерзли (чтобы Господь «дал теплоту его ногам»), отдал страннику свои сапоги и с тех пор сам до конца жизни ходил босиком и в ветхой одежде летом и зимой.

Идеалом милосердного служения роду человеческому во все времена для христиан была Пресвятая Богородица. Без сомнения, наиболее ярким примером может служить икона Божией Матери, именуемая «Всех скорбящих Радость». На иконе конца XVIII  в. из Мурома изображена Сама Пречистая Дева и ангелы, оказывающие помощь страждущим людям.

Из сонма угодников Божиих, прославленных делами милосердия, Церковь особо почитает следующих христолюбивых милостивцев: преподобного Феофана Милостивого, Газского (память 29 сентября); священномученика Зотика Сиропитателя (30 декабря) святителя Мартина Милостивого, епископа Турского (12 октября); преподобного Виссариона, чудотворца Египетского (6 июня); преподобного Сампсона Странноприимца (27 июня) святителя Павлина Милостивого, епископа Ноланского (23 января); святителя Вонифатия Милостивого, епископа Ферентийского (19 декабря); святителя Иоанна Милостивого, Патриарха Александрийского (12 ноября), праведного Филарета Милостивого Пафлагонянина (1 декабря).

Многие святые угодники ХIХ и ХХ вв. прославлены делами деятельного милосердия. Праведный Иоанн Кронштадтский, благотворительность которого была делом не только повседневным, но и ежечасным, создал в Кронштадте Дом трудолюбия. В начале ХХ в. там одновременно работало более семи тысяч человек, были приют для детей, дневное убежище для малолетних, богадельня, ночлежный дом, столовая. Пройдя через Дом трудолюбия, множество спившихся бездомных людей вставало на путь трезвенной трудовой жизни.

Марфо-Мариинская обитель, организованная в Москве преподобномученицей великой княгиней Елисаветой, наполнялась детьми, которых эта угодница Божия собирала по ночлежкам Хитрова рынка.

Подвижник русского Зарубежья, архиепископ Иоанн (Максимович), памятен своей пастве как великий благотворитель. Множество благотворителей было в числе новомучеников и исповедников Российских; одни из ярких примеров — мученица Татиана (Гримблит), служившая ближнему не только по роду своей профессии сестры милосердия, но и по глубокой потребности христианской души.

Нельзя забывать о знаменитом современнике святителя Филарета Московского — докторе Федоре Гаазе, девизом жизни которого стали слова: «Спешите делать добро». Доброделание доктора Гааза совершалось в среде тех отверженных обществом людей, которые находились в местах заключения. Доктор Гааз заключенных не только лечил — он их кормил и одевал, заботился о том, чтобы облегчить условия их содержания, чтобы заключение их было наказанием, но не пыткой.

В заключение хотелось бы рассказать о еще одном замечательном благотворителе, боярине Федоре Михайловиче Ртищеве (1626—1673). Он был приближенным царя Алексея Михайловича — входил в «Кружок ревнителей благочестия», на государевой службе отличился и как мудрый дипломат, и как неутомимый благотворитель; при этом он оставался человеком высокой нравственности и чистоты. От современников он получил прозвище «милостивого мужа».

Ртищев содействовал расширению системы медицинских и благотворительных учреждений: устраивал больницы, богадельни, странноприимные дома. Как писал о нем биограф Н.Н.Кашкин, Федор Ртищев «воплотил в себе идеал высшей нравственности русского мирянина XVII века». Известный историк В.О.Ключевский относил его к тем людям, которые «из своей исторической дали не перестанут светить, подобно маякам среди ночной мглы, освещая нам путь».

Современники Ртищева глубоко уважали и почитали; вскоре после его кончины было составлено «Житие милостивого мужа Феодора, званием Ртищева» — явление чрезвычайно редкое для мирянина старинной Московской Руси, так как в те времена составлялись, главным образом, жизнеописания святых. Детство его прошло в имении близ Покровского Доброго монастыря (Лихвин — ныне Чекалин Тульской обл.). Монастырь получил наименование по близлежащему селу Доброе, но можно ли считать случайным, что детство и духовное становление по настоящему доброго человека прошло под духовным влиянием обители, носящей такое название?

Благотворительность Ртищева не знала границ. Устроил первый в Москве приют: больных лечили, неимущих кормили и одевали, пьяных протрезвляли. Другой дом был построен для постоянного призрения неимущих и больных, — это был прообраз современных хосписов. После его смерти дом сгорел, но почитатели Ртищева дом восстановили, и он существовал при Петре под названием «Больницы Федора Ртищева», туда привозили неизлечимо больных, стариков, слепых и содержали на добровольные пожертвования.

На церковном соборе 1681 г. царь Федор Алексеевич предложил устраивать больницы и богадельни не только в Москве, но и в провинциальных городах по почину Ртищева. Благотворить старался тайно; во время голода в Вологде в 1671 г., отправив архиепископу Симону большую сумму денег и хлеб, писал: «Некоторые христолюбивые человецы, при отшествии своем от сего мира, вручили мне имение свое на раздаяние нищим и убогим, паче же скорбящим и гладным…» Был Ртищев заботлив по отношению к своим слугам и крепостным, в их скорбях «с ними состраждя, о них, яко о своем телеси, пекийся».

Кроме дел благотворительности, Ртищев немало потрудился и для блага Церкви. В числе прочего он добивался введения в обиход церковной проповеди, ратовал за благолепное пение, устранение «многоласия» из церковного обихода, старался примирить раскол, а после отставки Патриарха Никона хлопотал за опального. «Милостивый муж» Федор Ртищев не был прославлен Церковью в лике святых, но вся жизнь и дела его — пример, достойный подражания. Он услышал и исполнил слова Христовы: иди, и ты поступай так же.

Так случилось, что в 2007 г. совпадают Неделя 26 по Пятидесятнице (Евангельское чтение о милосердном самарянине), память святителя Иоанна Милостивого и иконы Божией Матери «Милостивая» (12/25.11). Нет сомнения, что в наши дни все больше людей задумывается над словами Спасителя, призывающего к деятельному служению милосердия.

Протоиерей Николай Погребняк

Источники и литература:

  1. Антонова В.И., Мнева Н.Е. Каталог древнерусской живописи XI — начала XVIII вв. (Гос. Третьяковская галерея). Т. 1—2. М., 1963.
  2. Василий Великий, свт. О милости и суде (Беседа 25). Творения, ч. 4. М., 1993.
  3. Вахрина В.И. Иконы Ростова Великого. М., 2003.
  4. Власов П.В. Благотворительность и милосердие в России. М., 2001.
  5. Григорий Богослов. О любви к бедным. — Собрание творений, т. 1. Минск, 2000.
  6. Григорий Нисский, свт. О нищелюбии и благотворительности. Творения, ч.7. М., 1865.
  7. Джурич В. Византийские фрески. Средневековая Сербия, Далмация, славянская Македония. М., 2000.
  8. Иконы Ярославля 13—16 веков. М., 2002.
  9. Козловский И.П. Ф.М.Ртищев. Историко-биографическое исследование. К., 1906.
  10. Лазарев В.Н. История византийской живописи. Т.1—2. М., 1986.
  11. Лившиц Л.И., Сарабьянов В.Д., Царевская Т.Ю. Монументальная живопись Великого Новгорода. Конец XI — первая четверть XII века. СПб., 2004.
  12. Покровский Н.В. Евангелие в памятниках иконографии, преимущественно византийских и русских. СПб., 1892. (Репринт: М., 2001).
  13. Сводный иконописный подлинник XVIII века по списку Г.Филимонова. М.,1871.
  14. Экземплярский В.И. Учение древней Церкви о собственности и милостыне. К., 1910.

предыдущая статья
Вифлеемские младенцы