Главная/Библиотека/Московские Епархиальные Ведомости/№9-10 за 2007 год/

Встреча с работниками образования

13 сентября в Архиерейской резиденции в Коломне состоялась встреча митрополита Ювеналия с работниками образования Московской области. В конференц-зале резиденции Управляющего Московской епархией собрались министр образования правительства Московской области Л. Н. Антонова, её первый заместитель В. Г. Чайковский, заместитель главы Коломны С. А. Самохин, архиепископ Можайский Григорий, ректор Коломенской Духовной семинарии протоиерей Николай Качанкин, благочинный Коломенского церковного округа протоиерей Владимир Пахачев, председатель Епархиального отдела по религиозному образованию и катехизации иеромонах Константин (Островский), председатель и сопредседатель Координационного совета по взаимодействию между Московской епархией и министерством образования Подмосковья В. С. Запалацкая и протоиерей Петр Иванов, а также директора школ Московской области, всего более ста тридцати человек.

Открывая встречу, митрополит Ювеналий подчеркнул, что обычно проводит совещания с работниками образования раз в году, но в связи с исключительным успехом прошедших в Коломне в 2007 г. Дней славянской письменности и культуры, а также значительным расширением параметров церковно-школьного взаимодействия возникла необходимость увидеться ещё раз.

Его Высокопреосвященство поздравил архиепископа Можайского Григория с юбилейной датой — двадцатилетием архиерейской хиротонии — и зачитал приветственное послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, в котором говорилось:

«Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыка!

Сердечно поздравляю Вас со знаменательной датой Вашей жизни — 20-летием архиерейской хиротонии.

Два десятилетия тому назад по воле Божией, силой и действием Святого Духа, Вы приобщились к сонму архипастырей Русской Православной Церкви.

Вы вступили на путь служения Церкви в то непростое время, когда подобный выбор требовал от человека не только горячей веры, но и большого мужества.

Ныне Вы совершаете свое служение в Московской епархии, являясь ближайшим помощников митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, под мудрым руководством которого открываются храмы, церковно-приходские школы и приюты, богадельни, святыни, обителям Подмосковья возвращается былое благолепие. Вы сохраняете и утверждаете неразрывную связь православной духовной традиции, призываете народ Божий к делам любви и милосердия, к жизни по заповедям Христа Спасителя. Бодрствуя в деле твердого охранения веры православной, утверждая колеблющихся, укрепляя церковную дисциплину и сохраняя непоколебимыми нравственные устои жизни. Вы личным примером, силой убеждения, горячей любовью к Богу и Его Святой Церкви возжигаете огонь веры в сердцах пастырей и пасомых.

Молитвенно желаю Вам, дорогой Владыка, неоскудевающей помощи Божией в дальнейших пастырских трудах, призванных явить в полноте и истине святую веру православную, крепости сил телесных и духовных на многая и благая лета».

Зал приветствовал архиепископа Григория бурными аплодисментами.

Выступившая затем министр образования Л. Н. Антонова в общих чертах подвела итог того, что делается совместно Московской епархией и министерством образования, и выразила надежду на то, что это сотрудничество будет и дальше развиваться.

Затем к присутствующим обратился Владыка митрополит, который в частности сказал:

«Мне радостно приветствовать вас в нашей всеми любимой и древней Коломне, которая в этом году привлекла к себе внимание всей России, став центром празднования Дней славянской письменности и культуры. В ходе этого торжества мы ещё раз показали миру, сколь слаженным, дружным и плодотворным может быть церковно-школьное сотрудничество в Московской области. И проведенный для детей Подмосковья грандиозный открытый урок, рассказывавший об истории русской речи, и выпущенная к празднику книга, посвященная истории родного слова, и масштабная научно-практическая конференция с участием как международной научной общественности, так и духовенства, — все это продемонстрировало, насколько мощным и социально востребованным является тот потенциал, который мы накопили за прошедшие годы в рамках нашего взаимодействия.

Этим летом возникла дискуссия о роли Русской Православной Церкви в нашем обществе, о целесообразности преподавания факультатива „Основ Православной культуры“. Мне хотелось бы кратко остановиться на этом вопросе, обратившись для образного сравнения к тем памятникам, которые были открыты в Коломне во время майских празднеств. На Соборной площади возвышается монумент святым равноапостольным Кириллу и Мефодию, которые дали славянским народам возможность приобщиться к вере Христовой, а вместе с этим и получить письменность, вступить на путь развития государственности и культуры. У стен коломенского кремля приезжающих в город путников встречает скульптурное изображение святого благоверного великого князя Димитрия Донского, выдающегося государственного деятеля, своими победами заложившего основу для консолидации древнерусского государства и обретения им независимости и могущества. Этот человек являл собой благочестивого православного христианина и образцового семьянина. Таким образом, мы с вами, находясь ныне в Архиерейском доме, окружены сонмом праведников. Святые Кирилл и Мефодий посеяли на благодатной ниве славянской души спасительное семя евангельской проповеди, а святой князь Димитрий жизненным подвигом и делами своими показал, какие прекрасные плоды принесло это сеяние равноапостольных братьев на доброй земле (см. Мф. 13:8).

Этим рассуждением я хочу подкрепить свою мысль о том, что и ныне прослеживаю такую же связь между духовно-нравственным просвещением и последующим оздоровлением морального климата в обществе. В настоящее время Церковь свободна в своей проповеди и ощущает востребованность со стороны миллионов людей. Поэтому мы возрождаем ныне все те вековые традиционные формы своего служения, которые в прошлом столетии подавлялись, а ныне имеют возможность развиваться.

Одной из таких форм общественной деятельности Церкви является образовательная. Нашими силами духовно-просветительская работа ведется в 1205 образовательных учреждениях Московской епархии. Однако существуют и совместные церковно-общественные проекты, которые осуществляются в рамках нашего взаимодействия с Министерством образования Московской области. Я имею в виду и преподавание факультатива „Основ Православной культуры“, и введение предмета „Духовное краеведение Подмосковья“, и многие ежегодные мероприятия, которые хорошо вам известны. Хочу с удовлетворением констатировать, что их осуществление, будучи результатом координации усилий двух сторон: системы образования и духовенства, стало добрым примером успешного решения просветительских задач в рамках светской школы.

Тема Рождественских образовательных чтений 2007 года в Подмосковье — „На путях духовно-нравственного воспитания и просвещения“ — как никогда отвечает насущным задачам современной России. И никто не сможет сказать, что мы на распутье. Нет, мы идем верным путем!

Что касается вопроса о преподавании в школе знаний о православной вере и её влиянии на нашу историю и культуру, то его следовало бы рассмотреть с нескольких сторон.

Во-первых, хочется этого кому-нибудь или нет, Православие является государство- и культурообразующим вероисповеданием России. Стали уже общими местами рассуждения о том, как христианство повлияло на образ жизни русского народа, его литературу и искусство. Поэтому не буду об этом распространяться подробно. Не кажется ли вам, что человек в интеллектуальном и культурном плане будет ущербен, если, живя в нашей стране, не будет иметь представления о Православии?

Во-вторых, надо отдавать себе отчет в том, что преподавание в школе носит культурологический характер, то есть светский. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно заглянуть в учебники и программы. Другое дело, если в процессе обучения кто-либо из учеников глубже заинтересуется вопросом и начнет воцерковляться. Но это будет уже свободным решением индивидуума, лежащим за пределами собственно образовательного процесса.

В-третьих, пора поставить точки над i в вопросе о так называемом ущемлении интересов меньшинства. Разве факультативность преподавания знаний о Православии не предполагает добровольного участия в занятиях? По-моему тут наблюдается полная гарантия прав и свобод. Зато подчас в средствах массовой информации проскальзывает использование темы меньшинства для подавления прав большинства, выступающего за изучение „Основ Православной культуры“. Это несправедливо.

Но давайте абстрагируемся от того, что кто-то пытается загнать Церковь в культурно-историческую резервацию. Поговорим о другом, о тех областях сотрудничества, в которых Церковь и школа со всей очевидностью являются союзниками и соработниками. Речь о путях преодоления духовно-нравственного кризиса, об укреплении семьи, о борьбе с общественными пороками, о возрождении патриотических идеалов, о сохранении родной культуры и русского языка.

По всем этим направлениям мы ведем и самостоятельную, и совместную работу. Опыт показывает, что вместе работать продуктивнее. Сошлюсь на опыт минувшего лета. Было организовано несколько молодежных лагерей при участии Московской епархии и Правительства Московской области. Это непростая задача сделать отдых молодых людей и оздоровительным, и познавательным, и содержательным с духовно-нравственной точки зрения. Похоже, что нам это сделать удалось, и доброе начинание, надеюсь, в будущем будет расширяться.

Конечно, опыт Подмосковья уникален в своем роде. Наш губернатор Борис Всеволодович Громов уделяет огромное внимание духовному возрождению Подмосковья и поддерживает наши инициативы. Сотрудничество с Министерством образования Московской области во главе с Лидией Николаевной Антоновой считаю для Московской епархии огромным приобретением. Ваш дружный и слаженный коллектив великолепно справляется с поставленными задачами, работает неутомимо и четко. Хочу выразить признательность и руководителям муниципальных органов управления образованием. От вас зависит очень многое в деле развития нашего сотрудничества на местах. Когда оно успешно — это нас очень радует, а если кое-где ещё не все получается, надеемся на то, что в будущем положение изменится к лучшему.

Мне хотелось бы, чтобы сегодняшняя встреча прошла в атмосфере дружеской дискуссии на тему о том, как сделать нашу совместную деятельность ещё более общественно полезной и интересной для людей. А возможности для этого поистине неисчерпаемые. В заключение приведу факт, который может проиллюстрировать мою мысль. В одной из наших воскресных школ настолько интересно организованы занятия и отдых учащихся, что они стремятся побольше времени проводить при храме и даже домашние задания из общеобразовательной школы приходят готовить вместе со своими педагогами-батюшками. Вот такой неожиданный поворот.

Вся обстановка сегодняшнего собеседования, в которой мы находимся, вновь возвращает к празднованию Дней славянской письменности и культуры. Мы вместе отдали много сил подготовке к этим торжествам. Спасибо вам за совместные труды. В будущем, я убежден, нам предстоит ещё больше сделать на ниве нашего сотрудничества. Да поможет нам Господь!»

Затем ректор Коломенского государственного педагогического института профессор А. Б. Мазуров рассказал об осуществленных в связи с празднованием Дня славянской письменности и культуры издательских проектах «История родного слова» и «Сказ о Кирилле и Мефодии».

В рамках обсуждения внедрения нового учебника «Духовное краеведение Подмосковья» выступили: Н. П. Черемушкин, директор Выкопанской средней школы Луховицкого района, А. Н. Струкова, директор прогимназии г. Жуковского, О. В. Чуб, учитель Каменской средней школы Дмитровского района, А. А. Мосолова, директор Мещерской средней школы Чеховского района.

Участники совещания подчеркнули важность дальнейшего расширения преподавания «Духовного краеведения Подмосковья», а также содержательного совершенствования этого курса, в частности за счет включения в него музыкального материала. Было высказано пожелание, чтобы в школьную практику вошли лектории для родителей, что должно способствовать более успешному решению образовательных и воспитательных задач.

В заключение митрополит Ювеналий выразил радость по поводу того, что все присутствующие прибыли в Коломну и приняли участие в столь важной и оживленной дискуссии.

Общение продолжилось во время дружеского ужина в трапезной палате Архиерейского дома.