Главная/Библиотека/Вестник Московской митрополии/№9-10 за 2007 год/

Отвечаем на письма читателей

Теряю веру, Церковь у нас превращается в приложение к государству. Когда же вы с властей о людских проблемах будете спрашивать? Заботиться о сиротах, нищих? Да будь в России настоящая Церковь, нам ни собес, ни правозащитники не нужны были бы.

Татьяна,
Санкт-Петербург

Отвечает протоиерей Димитрий Мельник, настоятель храма вмч. Пантелеимона в поселке Львовском, Подольского района:

Если вера уходит, значит, её фундамент был заложен на песке и искать причину следует, в первую очередь, в себе. Следует помнить, что любая власть дается от Бога, и каждый народ достоин своего правительства. После десятилетий насильственного насаждения безбожия нельзя говорить о влиянии Церкви на общество. Только теперь власти начинают понимать важность привлечения Церкви к жизни государства. Церковь — это люди, это каждый из нас, в том числе и вы. Живите сами полнокровной церковной жизнью, занимайтесь благотворительностью, исполняйте сами то, чего требуете от Церкви, и увидите, что Церковь на данном поприще делает очень много и влияние её на общество увеличивается.

Если с работы не отпускают в храм на праздничную службу, можно ли убежать тайком? И вообще, говорят, в праздники работать — грех.

Нина,
Сергиев Посад

Отвечает протоиерей Евгений Жемчугин, настоятель храма пророка Илии в селе Мамонтово, Богородского района:

Естественно, каждый православный должен стремиться посетить Богослужение, особенно праздничное. Но убежать на праздничную службу тайком, обманывая и подводя других людей, — поступок, не достойный православного христианина! Если человек сознательно не делает свои личные дела в обычные дни, откладывая их на церковные праздники (которые считает простыми выходными), если он безразличен к православным праздникам — это грех.

Но представьте себе, что вы не сможете доехать в храм, потому что шофер автобуса «тайком» убежал на богослужение? И, если случится по пути какая-либо неприятность, помощь вам никто не окажет — ведь в милиции, «скорой помощи», спасательной службе тоже работают верующие, и все они «тайком» ушли в церковь.

Таким образом, если работа верующего, в том числе в праздники, необходима и нужна другим людям — работа грехом не считается. И в монастыре в праздники кто-то находится на богослужении, а кто-то — на кухне.

Протоиерей Борис Балашов дополняет:

Если уж довелось трудиться на работе в праздник, то надо помнить о празднике, осмыслить его, побольше помолиться, даже если это приходится делать тайно. Более усердно воздерживаться от гнева и других страстей. Больше стремиться сделать доброго и богоугодного. Это будет нашей свечой Богу в праздничный день.

Есть возможность отпроситься с работы, чтобы сходить в храм, — хорошо этим воспользоваться. Но следует при этом опасаться лжи. Одно дело — не объяснять причину и совсем иное дело — солгать. Потому что ложь — это служение врагу человеческого спасения. Вникните в слова Священного Писания, посмотрите на Господа нашего Иисуса Христа, и увидите, что праздники, кроме молитвы, предназначены ещё для усиленного совершения добрых дел.

Дочка с детства в церкви, регулярно исповедуемся и причащаемся, но вот как перешла в старшие классы — стала в одежде ориентироваться на сверстников — мини-юбка, короткая майка с голым пупком. Что ни говорю ей — ни в какую. Хорошо хоть в храм ходит в брюках. Как на нее повлиять, объяснить?

Галина,
Коломна

Отвечает протоиерей Евгений Жемчугин:

Дочь ваша и сейчас (судя по вашим словам) регулярно посещает церковь, исповедуется и причащается, значит, душа её стремится в церковь. То, что она в своей одежде ориентируется на сверстников, обусловлено её желанием в этом возрасте не выделяться из толпы, «быть как все», возможно, боязнью насмешек со стороны сверстников. Переходный возраст пройдет, и взгляды поменяются. Возможно, ваша дочь скоро поймет, что следовать какой-то постоянно меняющейся моде нет смысла. И определит для себя, во что ей стоит одеваться, а во что не стоит.

Отвечает протоиерей Борис Балашов:

Вам в это время надо быть очень мудрыми и сдержанными, поменьше читать мораль, побольше молиться. Не следует забывать силу родительской, и особенно материнской, молитвы. При этом надо помнить, что молитву укрепляет воздержание, в том числе и пост, и усиленное совершение добрых дел. Как бы она себя не вела, она нуждается в вашем добром отношении и любви. Это, конечно, не означает, что можно позволять делать чаду что угодно. Но, если и поучать, то только с терпением и доброжелательно.

Чем отличаются понятия грех и вина? Есть ли тут различие в церковном понимании этих терминов? Когда говорить «грешен», а когда «виноват»?

Елена,
Санкт-Петербург

Отвечает благочинный Пушкинского церковного округа протоиерей Иоанн Монаршек:

Грех на богословском языке означает всякое как свободное и сознательное, так и не свободное и бессознательное отступление от заповедей Божиих, нарушение закона Божия делом, словом, помышлением. По определению святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, «грех есть беззаконие» (1 Ин. 3:4). Он произошел не от Бога, а от злоупотребления разума и воли человека, от замены Святой воли Бога своей волей, т.е. от самоволия. Личные грехи каждого человека происходят от поврежденной человеческой природы, под влиянием внешнего мира, который, по Апостолу, во зле лежит. Основа греха — в эгоизме, себялюбии человека. Вина — это ответственность за поступки, которые нарушают законы или правила поведения. Вина — это следствие греха. Сначала человек грешит, а потом становится виновен.

Можно ли православному христианину носить нательный крестик без распятия и надписи на обратной стороне: «Спаси и сохрани»? Будет ли такой крестик иметь такую же силу, как и с распятием и надписью?

Андрей,
Москва

Отвечает протоиерей Вячеслав Резников, клирик Покровской церкви в поселке Черкизово, Пушкинского района:

Из истории известно, что в разные времена в разных местах христианского мира почитались кресты самой разной формы: и восьмиконечные, и четырехконечные, и равносторонние, и неравносторонние, и трехконечные, в виде буквы «Т». А изображение Распятого Спасителя на нем появилось, можно сказать, совсем недавно; по крайней мере, до XVII века его не было. На обратной стороне нательного креста сейчас обычно пишут «спаси и сохрани», а раньше писали «да воскреснет Бог и расточатся враги его…». Крест для нас — не оберег, не талисман, который, правильно изготовленный, просто своей силой сохранял бы нас. Человек надевает на себя нательный крест, уверовав в Того, Кто на единственном в мире Кресте Своими страданиями искупил нас от вечной погибели. И вы, приобретя в церковной лавке нательный крест, без сомнений надевайте его. Пусть он напоминает, Чьего стада мы становимся овечкой, приняв святое Крещение. Пусть он напоминает, Чьей жизни должны мы теперь подражать, Чьи заповеди соблюдать, Кого призывать в своих молитвах. А главное — за Кого мы должны быть готовы предать свою жизнь, как Он предал Свою жизнь за каждого из нас, чтобы вместе с Ним войти в жизнь вечную. А в этой жизни Господь никогда своих не оставит. Как однажды апостол Павел делился своим опытом с коринфскими христианами: «….мы отягчены были чрезмерно и сверх силы, так что не надеялись остаться в живых, но сами в себе имели приговор к смерти, для того, чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых, Который и избавил нас от столь близкой смерти, и избавляет, и на Которого надеемся, что и ещё избавит» (2 Кор. 1:8–10).

Моя мама 1937 г. рождения. В деревне, где она родилась, церкви не было. По словам бабушки, маму крестила какая-то женщина, которая крестила всех детей в деревне. Всю свою жизнь она считала, что она крещеная, а теперь сомневается. Что в таком случае делать?

Ольга,
Москва

Отвечает протоиерей Иоанн Пентьковский, настоятель храма Сретения Господня в селе Новая Деревня, Пушкинского района:

Такие случаи, когда человека крестила какая-то бабушка, а он не уверен, крещен он или нет, имеют место в жизни. Это возможно, так как в экстренной ситуации крестить может любой христианин. Нужно обязательно обратиться к священнику и рассказать ему об этом. Я в таких случаях выясняю все возможные обстоятельства и, если прихожу к мысли, что нужно крестить, совершаю Крещение. Вы сомневаетесь, правильно ли бабушка все сделала, действительно ли совершилось Таинство Крещения? Но ведь ещё при Крещении совершается и второе Таинство — миропомазание. Ни одна бабушка его совершить не может. Вот это надо дополнить в любом случае священнослужителем.

Мать моего ребенка тайком без моего участия его крестила. Можно ли оспорить такое крещение и провести повторное крещение? А также можно ли подвергнуть мать ребенка наказанию за такой постыдный поступок, который морально убил меня и я не знаю, как дальше жить?

Алексей,
Санкт-Петербург

Отвечает протоиерей Иоанн Пентьковский:

Повторное Крещение не совершается. Если мать окрестила своего ребенка втайне от мужа, значит, на то у нее были свои причины. Мать-христианка очень переживает, если ребенок растет некрещеным. Она понимает смысл Крещения. Если вы, как отец, имеете хоть немного веры, а это видно из вашего вопроса, то вы должны понять, как важно, когда человек крещен и чем раньше, тем лучше. Ваша жена не совершила какого-то страшного преступления, она просто проявила любовь к своему ребенку. Вы полюбили девушку, и она стала вашей избранницей, родила вам ребенка, она — мать его. И даже если, с вашей точки зрения, она поступила не так, то любовь к ней должна покрывать все, а иначе вы её не любите, да и ребенку своему не желаете блага.

Отвечает протоиерей Евгений Жемчугин, настоятель храма пророка Илии села Мамонтово, Ногинского района:

В Символе Веры говорится — «Верую во едино Крещение». Так что ваш ребенок не может быть крещен второй раз. Благодать Святого Духа, которую он получил при Таинстве Крещения, даст ему силу противостоять греху и утверждаться в добродетели. Как священнослужитель я спрашиваю вас: может ли Церковь осудить мать, которая пришла крестить рожденного ею ребенка? Как прикажете наказать её? В недалеком прошлом действительно светские власти препятствовали крестить детей, и родители должны были своими подписями при предъявлении паспорта подтвердить свое желание крестить ребенка. Отсутствие одного из родителей являлось препятствием для крещения. Ныне Церковь живет в условиях нового законодательства и руководствуется словами Христа: «приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин. 6:37). Как вам дальше жить? Не могу сказать: живите так, как жили до этого, ибо ведь что-то произошло в ваших взаимоотношениях, которые побудили её поступить именно таким образом. Мой вам совет, обратитесь к духовнику или соберитесь в узком семейном кругу и постарайтесь устранить те причины, которые привели вас к подобному случаю. Благополучие в ваших семейных отношениях и судьба вашего ребенка зависит только от вас.

Замужем, обвенчана. Семейная жизнь не складывается. Муж агрессивен, меня и дочку не может видеть. Посоветовали найти «бабку», но я знаю, что это не приветствуется. Есть ли священнослужители, которые «отчитывают»?

Светлана,
Москва

Отвечает протоиерей Вячеслав Резников:

Никаких «бабок», конечно, искать не надо. Все скорби попускаются нам, чтобы мы активнее искали путь к спасению. У вас сложилась такая ситуация. Начинайте сами, с Божией помощью, раскручивать этот клубок. Во-первых, вот вы говорите: «мы обвенчаны». Надо, чтобы оба супруга были церковными людьми, умеющими «видеть свои согрешения и не осуждать брата своего», чтобы они не выплескивали свои грехи друг на друга, а сбрасывали бы их в бездну Божьего милосердия в Таинстве Покаяния и набирались бы сил любить и терпеть друг друга, причащаясь Тела и Крови Христовых. Надо, чтобы вы оба поучались в Слове Божием, как жить и с Богом, и друг с другом. Ну, а если этого не было у вас в самом начале вашей совместной жизни, — начните с самой себя восполнять то, чего нет у вас обоих. Перефразируя слова Господа Иисуса Христоса: вынь бревно из своего глаза, и увидишь, как вынуть сучок из глаза мужа твоего. Внимательно, шаг за шагом, рассмотрите вашу совместную жизнь. Не всегда же у вас было так плохо. Вспомните, с чего началось разрушение, и не были ли вы сами в чем-то виноваты?

Отвечает игумен Сергий (Амуницын), духовник Московской епархии:

Когда не складывается семейная жизнь, надо пересмотреть её с духовной точки зрения, а искать священника для отчитки не следует. Надо посещать храм Божий, молиться и исповедоваться, причащаться Святых Христовых Таин. Апостол Павел говорит, что муж неверующий освящается женою верующей, и, обращаясь к жене: «Почему ты знаешь, жена, что не спасешь мужа» (1 Кор. 7:16). Надо обратиться ко Господу и Божией Матери. И Господь все устроит по Своей Божественной воле.

Моя мама была крещена в Армянской Церкви, но ходит в нашу православную церковь. Нужно ли совершать обряд перехода из армянской — в Русскую Православную Церковь? Мама волнуется, у нее шесть крестников.

Юлия,
Москва

Отвечает протоиерей Иоанн Пентьковский:

Крещение, совершенное в Армянской Церкви, действительно, ибо она Апостольская церковь. Но Армянская Церковь монофизитская, т.е. признающая в Иисусе Христе лишь одну — Божественную природу. Это учение осуждено в 451 г. на IV Вселенском соборе. Православная Церковь исповедует две природы в Иисусе Христе: Божественную и человеческую. Господь наш Иисус Христос — истинный Бог и истинный человек, поэтому переход в Православие совершается через покаяние и отречение от заблуждений Армянской Церкви. Хотя ваша мама фактически по вере и по жизни была православной, но пройти чин покаяния и подтвердить свою православную веру необходимо.

И ещё: если она в Армянской Церкви не прошла конфирмацию или миропомазание, то должна быть помазана святым миром православным священником.

В нашем городе православный храм ремонтируют гастарбайтеры — мусульмане. Я думала, что в строительстве и ремонте церкви могут принимать участие только православные христиане. Допустимо ли строительство наших святынь иноверцами?

Ирина,
Егорьевск

Отвечает протоиерей Вячеслав Резников:

Во-первых, с уверенностью можно сказать, что храм у вас ремонтируют не иноверцы, а просто иноплеменники. Надо отделять национальность от религии. Не все татары или таджики — мусульмане, как и не все русские — христиане. Я думаю, истинный мусульманин не пойдет строить христианский храм; ну, а если все же пойдет, — честь ему за это и хвала! И да придет это на память пред Господом, и да поможет Он обрести ему истинную веру, и когда-нибудь вместе с нами прославить в этом храме Единого Бога, в Троице славимого, Отца и Сына и Святаго Духа.

Отвечает протоиерей Иоанн Пентьковский:

Строительство храма — великое и благое дело православного человека. И христианин должен это хорошо осознавать. В старину часто все вместе ставили храм. А теперь? Батюшка старается, а помощников нет, хотя вокруг все себя называют православными. Так пусть лучше, как вы пишете, гастарбайтеры помогают, их душе будет польза. А нашим мужикам пусть будет в укор. Храм же потом будет освящен.

Сейчас в России возрождается язычество, родноверие, как к этому относится Русская Православная Церковь?

Сергей,
Сергиев Посад

Отвечает протоиерей Иоанн Пентьковский:

Мы с вами знаем, что Православной вере на Руси более тысячи лет. Вглядываясь в глубь истории, мы видим, что она дала нашему Отечеству: здесь и письменность, градостроительство, живопись, музыка, христианская мораль, да и само Отечество сохранилось во многом благодаря вере Православной. И если человек понимает хотя бы это, я уже не говорю о истинности веры, о правильном почитании Бога, то он должен подумать, прежде чем делать свой выбор. Сознавая заблуждения отдельных людей, пытающихся в язычестве или в другом каком религиозном течении найти истину, Церковь скорбит и молится об обращении заблудших.

Подскажите, пожалуйста, начиная с какого возраста человек может быть крестным родителем?

Алексей,
Уфа

Отвечает протоиерей Вячеслав Резников:

Перед восприемником стоит великая задача — помочь своему крестнику стать настоящим христианином. И выполнить эту задачу может не молодой и не старый летами, а совершенный верою, любовью и христианской мудростью человек. Вот такого и выбирайте в восприемники для себя или для своих детей.

Отвечает протоиерей Евгений Жемчугин:

Не должны быть восприемниками малолетние (т.е. не достигшие гражданского совершеннолетия или 17 лет от рождения), как ещё не способные к делу учительства и не твердые в разумении веры и силы таинства, кроме случаев крайней необходимости и совершенной невозможности иметь восприемника совершеннолетнего, но и в этом последнем случае восприемники должны иметь, по крайней мере, церковное совершеннолетие, то есть восприемник должен иметь — 15, а восприемница -13 лет (Указ Священного Синода. 1836 г., V, 23; и 1837 г., VIII, 27).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.