Главная/Библиотека/Вестник Московской митрополии/№7-8 за 2007 год/

иеродиакон Николай (Летуновский)
История и содержание «Известия учительного»

Современный состав славянского служебника, как и прочих богослужебных книг, сложился не сразу. Начало его формирования восходит к XII-XIII векам, а завершается оно к концу XVII века. Заключительным актом этого долголетнего процесса явилось внесение в него «И#звэ~стіz ўчи1тельного, кaкw д0лженствуетъ їерeю и3 діaкону служeніе въ цRкви с™ёй совершaти, и3 пріуготовлsтисz къ сщ7еннодёйству, наипaче же къ б9eственнэй літургjи, и3 каковhz бывaютъ бёдствєнныz и3 недоумBнныz въ ск0рости слyчаи, кaкw въ т0мъ и3справлsтисz».

Примечательно, что богослужебным книгам Греческой Церкви не известно «Учительное известие», хотя и некоторые из его предписаний встречаются в «Ιεροτελευστικον Τεύχος ρμηνενούμενος πο Ιερωνύμου Βογιάτης».

В первый раз «Известие» встречается в служебнике 1699 года, потом – 1705 и 1717 гг. В июне 1723 года протектор Московской типографии архимандрит Гавриил Бужинский1 запрашивал Святейший Синод «соблаговолит [ли тот] о напечатании при новоиздаваемых служебниках» приложенного к служебнику 1717 года «Учительного известия», в котором «многая тождесловная и сумнительная, некая же и весьма неудобная положена»?2 На данный запрос Святейший Синод постановил: «того о недоумеваемых случаях Известия при оных служебниках до времени не печатать, понеже обретаются в нем в некиих, при тайне евхарисии бывающих случаях, многая тождесловия и сумнительства, некая же и положена весьма неудобная, чего для, онаго Известия, до опасного разсмотрения, ныне к служебникам и не приобщать»3. Поэтому в служебнике 1723 года «Учительного известия» нет. Когда в 1730 году снова появилась нужда в издании служебника, директор Московской типографии Феодор Поликарпов4 спрашивал Святейший Синод печатать ли «Известие» или нет. Синодального решения на этот запрос, видимо, не было, поскольку такового в деле нет и поэтому «Известие» без каких-либо текстуальных изменений появилось в служебниках 1734, 1739, 1747 и последующих годов. Все они, за немногими исключениями, воспроизводят его содержание в современной редакции. Большинство особенностей сводятся к замене одних грамматических форм другими, а в целом «Учительное известие» вносится в служебник в готовом, сложившемся виде. Но если после 1699 г. оно не подвергалось каким-либо существенным изменениям, то этого нельзя сказать о его состоянии в более раннее время. Данные этого периода отмечают факт постепенного развития состава «Известия» и дают возможность проследить историю его образования до современных форм.

Древнейшую и основную редакцию «Учительного известия» содержит помещенная в Виленском служебнике 1617 года «Наука иереом до поряднаго отправования службы Божое велце потребная». Здесь, как в основном содержании, так и в подробностях, рубрики «пред служением», «в служении» и «по служении» и все последующие близки к современному «Учительному известию», а в некоторых пунктах даже буквально совпадают с его предписаниями.

В тоже время, совпадая с «Известием», «Наука» Виленского служебника имеет немало особенностей. Кроме ясно выраженного в отделе «о форме» католического учения о времени освящения Даров, сюда же относятся предписания о совершении Литургии священником, находящимся под клятвою, запрещением или отлучением; об отправлении службы в неосвященной епископом церкви или частном доме; о побуждениях наблюдать за чистотою и целостью илитона; о необходимости иметь намерение освятить весь Агнец, а не часть его, и при освящении держать хлеб вблизи себя, но не вдали; о раздроблении Агнца; указание, как поступать в том случае, если при произнесении слов «Твоя от Твоих» Агнец упадет в Чашу; указание о допущении к совершению Литургии вместо заболевшего священника, священника поевшего и находящегося в смертном грехе; разъяснение, как должен поступать этот второй священник, если первый умер, не успев произнести слов освящения; и, наконец, замечание о не совершении Таинства при опущении или искажении священником слов освящения. В некоторых случаях по поводу одного и того же недоуменного вопроса «Наука» дает два ответа, при этом один из них не только лишний, но и не совпадает с предписанием «Известия»5.

Другую особенность «Науки» по сравнению с «Известием» составляет как отсутствие в ней целого ряда отделов последнего6, так и многих частных предписаний7. Перечисленные особенности показывают довольно резкое различие между современным содержанием «Учительного известия» и его составом по «Науке» Виленского служебника 1617 года.

Первый шаг в деле их устранения и приближения к современным формам был сделан в евхаристических статьях «Требника»8 митрополита Петра (Могилы)9. Воспроизводя «Науку» Виленского служебника, митрополит Петр переработал его статьи – придал им современную редакцию, в том числе заменил малорусское наречие славянским, дополнил новыми разделами и частными предписаниями, а ряд предписаний «Науки» опустил. В свои евхаристические статьи он добавил положения, отсутствующие в «Науке»: «о пречистой и предивной тайне Тела и Крови Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа; о правильном, или законном служители Божественныя тайны Тела и Крови Господней, и о еже како подобает ему предъуготовляти себе к достойному служению Божественныя литургии и причащению Божественных Христовых Тайн; о времени служения; о вещех еже к самому служению приступати, и о тех еже в самом служении иерею хранити достоит; о материи, сиесть вещи тайне Тела и Крови Христовой; о случаях, в служении Божественныя литургии случитися могущих, еже от части материи, сиесть вещи, якоже и формы, сиесть образа или свершения, якоже и самаго служителя, сиесть священника; о еже что должен есть иерей по свершении Божественныя литургии творити, о подаянии, приятии, хранении и достодолжной чести и боголепном поклонении Божественнаго Тела и Крови Господней; о хранении Божественных Таин больных ради»10. Некоторые подробности «Науки» были опущены, поскольку аналогичные предписания уже были в служебнике (напр., «о раздроблении Агнца и разложении частей его на дискосе»), другие – как едва ли возможные (напр., «о ниспадении Агнца с дискоса в Чашу при произнесении слов «Твоя от Твоих»), третьи – как странные или трудно выполнимые (напр., «об отделении в рвоте Тела и Крови Христовой от других веществ»), иные – как стоящие в противоречии с уже существующими предписаниями служебника (напр., «о непроизнесении слов освящения»).

Измененная по форме и содержанию «Наука» Виленского служебника получила в «Требнике» Петра (Могилы) близкий к современному «Учительному известию» вид и только некоторые сохраненные в «Требнике» особенности «Науки» и часть новых добавлений составляют существенное отличие этой вторичной редакции «Учительного известия» от современной. На этом история развития «Известия учительного» в пределах Малороссии закончилась. Современный окончательный его состав был выработан в Москве.

В Москве была известна и «Наука» Виленского служебника, и «Требник» митрополита Петра. Результатом знакомства с ними стало появление первой московской редакции «Известия учительного». Мысль о его составлении и издании принадлежала Патриарху Иоакиму11. Видя недоумения и неграмотность духовенства в различных вопросах совершения Литургии, он решил составить указания на различные обстоятельства, какие могут случиться при совершении Церковных Таинств и Божественной литургии «для общей пользы и в научение всем священным паствы своея»12. Исполнителем воли Патриарха стал уставщик Чудова монастыря, ученик иеромонаха Епифания Славинецкого, инок Евфимий. Им «от книг киевских, белорусских и иных» было собрано «Воумление от архиерея, чинном служению Божественныя литургии и иных нуждных случаев ведение зело потребное. Емуже кийждо желаяй иерейства должен навыкнути и имети е на память во время своего рукоположения: и тако искусен сый со иным всяким достоинством возводится в чин иерейства. Несведущему же всех зде положенных не есть душеполезно восходити в чин иерейства»13. Почти все содержание этого «Воумления» заимствовано из евхаристических статей «Требника» митрополита Петра (Могилы), и лишь незначительная часть взята из «Науки» и других источников. В большинстве случаев статьи воспроизводятся с буквальной точностью и только иногда допускаются перефразировка, добавления, пропуски и изменения. В этой редакции, сохраненное у Петра (Могилы) католическое учение о времени освящения даров, было заменено православным. Однако, составленное с целью издания, «Воумление» так и не было напечатано, поскольку его инициатор Патриарх Иоаким скончался, а его приемник Патриарх Адриан14 не нашел возможности соборно обсудить это произведение для дальнейшей его публикации.

В то же время, пока «Воумление» ждало одобрения и печати, независимо от него «Известие учительное» появилось в служебнике 1699 года. В отличие от «Воумления» это «Известие» представляло собой повторение только одних евхаристических статей «Требника» митрополита Петра, причем с бoльшими, чем в «Воумлении», изменениями. В большинстве случаев они сведены к сокращению текстов «Требника», но изредка встречаются и добавления. Появившееся в служебнике 1699 года «Известие учительное» и являющееся почти точной копией евхаристческих статей «Требника», и по сей день сохраняется в издаваемых ныне служебниках, как их неотъемлемая и обязательная часть.

По содержанию «Известие учительное» представляет собой свод апостольских, святоотеческих, соборных и выработанных церковной практикой постановлений по различным, касающимся Евхаристии, вопросам. Рассмотреть подробно параллель этих правил и предписаний в небольшой статье невозможно, поэтому здесь будут рассмотрены только наиболее важные указания «Известия».

Начинается «Известие» замечаниями, касающимися совершения Литургии в освященном храме или на присланном от епископа антиминсе. Примечательно, что по древне-греческой и русской церковной практике антиминсы полагались лишь на престолы, не освященные епископом, освященные же престолы не имели их. В Греческой Церкви антиминсы стали посылаться во все церкви, как освященные, так и не освященные, с середины XIII века, а в Русской – этот обычай окончательно был закреплен собором 1667 года. Однако «Известие», требуя лишь одного из двух – или освящения храма, или присылки антиминса – воспроизводит не эту позднейшую, а более раннюю традицию.

Њдэ‰ніz сщ7є1ннаz їерeй да и3мёетъ по ўстaвленному бGопредaнному чи1ну: стіхaрь, є3пітрахи1лій, нарук†вницы, п0zсъ, фелHнь. Діaконъ же стіхaрь, нарук†вницы и3 nрaрь, на лёвое плечо2 полагaющійсz, н0ситъ. И# б9eственныz літургjи без8 сегw2 служи1ти їерeю и3 діaкону tню1дъ не подобaетъ. Это постановление основано как на отеческих правилах, так и правилах Стоглавого собора 1551 года.

Здесь же идет речь и о веществе, употребляемом при совершении Евхаристии: «Вeщь тaйнэ сeй прили1чнаz: просфwры2 муки2 чи1стыz пшени1чныz, кв†сныz, пsть, и3 віно2 віногрaдное: и3з8 и3нaгw же жи1та кромЁ пшени1цы, и3ли2 чє1рствыz, и3ли2 зацвBлыz просфwры2 и3ли2 и3з8 и3нhхъ дрeвъ, и3 ћгодныхъ с0кwвъ віно2 и3ли2 во ќксусъ претв0ршеесz ки1слостію, никaкоже да и4мать бhти», а заканчивается первая часть «Известия» грозным увещанием «ѓще служи1ти кто2 дeрзнетъ тaкw пр0стw, и3ли2 помрачeнъ t мн0гагw піsнства мaлw что2 вёсть, є4же дёетъ, не т0кмw свzтотaтскимъ грэх0мъ смeртнw согрэши1тъ, но и3 тaйна тёла и3 кр0ве хrтA бGа нaшегw никaкоже соверши1тсz».

В следующем разделе «Кaкw подобaетъ служи1телю пред8уготовлsти себE къ дост0йному служeнію б9eственныz літургjи, и3 причащeнію б9eственныхъ хrт0выхъ т†инъ» говорится о правильности поставления иерея, каноничности его служения и препятствиях к достойному совершению Литургии.

«T мірскaгw не сщ7eннагw, но простaгw человёка, тaкожде и3 t кли1ріка, и3 t діaкона, и3 v3подіaкона, кромЁ прaвильнагw їерeа, тaйна с™hz є3vхарjстіи никогдaже њс™и1тсz». 6 правило Гангрского собора15 таковых подвергает проклятию.

«Ѓще ќбw въ клsтвэ, во tлучeніи же и3 запрещeніи свsзанъ сhй њбрэтaетсz, всsкw да не дерзaетъ служи1ти літургjи, д0ндеже њ свzзaвшагw є3го2 и3мyщагw влaсть прощeнъ и3 разрэшeнъ бyдетъ совершeннw. И$бо кто2 не разрэшeнъ сщ7еннодёйствовати дeрзнетъ, свzтотaтства грёхъ и3сп0лнитъ, и3 съ н0вымъ, и3 ѕэлw2 тsжкимъ грэх0мъ t б9eственныz слyжбы возврати1тсz, и3 пови1ненъ тёлу и3 кр0ви гDни: бGоубjйца бо кyпнw съ невёрными їудє1и хrтA ўби1вшими бyдетъ, и3 въ сyдъ себЁ и3 во њсуждeніе пречcтымъ тaйнамъ причасти1тсz». Это постановление «Известия» вторит 28 Апостольскому правилу16 и 4 правилу Антиохийского собора17, лишающему права священнодействовать лиц, находящихся под клятвою, запрещенных или отлученных.

«Препинaетъ же къ дост0йному служeнію, и3 прес™hхъ т†инъ причащeнію, и3 сіE ѕэлw2: ѓще кого2 їерeй, и3ли2 діaконъ ўничижи1лъ є4сть, њскорби1лъ же, и3ли2 њнепрaвдовалъ, и3 вёсть, ћкw т0й гнёваетсz и3 скорби1тъ на него2: и3ли2 ѓще сaмъ їерeй и3 діaконъ њнепрaвдованъ, и3ли2 њскорблeнъ сhй t когw2, гнёваетсz и3 скорби1тъ, да не дeрзнетъ літургисaти: но шeдъ прeжде, по гDню повелёнію, да смири1тсz съ брaтомъ свои1мъ, и3 тaкw да літургисaетъ». Основываясь на заповеди Спасителя (Мф. 5:23-24), предписание совпадает с «Поучением святительским новопоставленному священнику» святителя Василия Великого. Мира со всеми требует от священника и 124 статья Номоканона.

«Къ семy же дост0йному служeнію, и3 с™hхъ т†инъ причащeнію, препинaетъ многоzдeніе и3 питіE вечeрнее. Тёмже всsкw воздержaтисz t брaшенъ и3 пи1тій съ вeчера дост0итъ, и3ли2 вельми2 что2 мaло вкуси1ти, t полyнощи же конeчнw не подобaетъ вкуси1ти чесогw2: ѓще же и3 мaло что2 вкyситъ t брaшенъ и3 пи1тій по полyнощи, никaкоже да дeрзнетъ літургисaти, занE t полyнощи дeнь є3стeственный начинaетсz». Служение и причащение натощак предписывается 50 правилом Карфагенского собора18.

«Всsкъ їерeй и3 діaконъ и3мhй женY, t смэшeніz є3S пред8 літургисaніемъ воздержaтисz всsкw д0лженъ є4сть нёкwликіz дни6, но и3 по служeніи днE тогw2: не воздержaйсz бо и3 служaй, тsжкw согрэшaетъ». Воздержание от плотского общения с женою перед служением Евхаристии предписывается целым рядом правил: 4 и 81 правилами Карфагенского собора, и 13 правило IV Вселенского собора, которое возводит это требование к Апостольскому преданию. О воздержании после причастия говорит и Вальсамон19.

Всего этого не только иерей, «но и3 всsкъ хрістіaнинъ, хотsй дост0йнw причасти1тисz б9eственныхъ хrт0выхъ т†инъ, весьмA блюсти1сz д0лженъ є4сть, кромЁ т0чію недyжныхъ въ смeртной нyждэ».

Препятствиями к достойному служению Литургии по правилам «Известия» также являются: рассеяние помыслов, тоскливость, уныние и осквернение во сне. Все эти недостатки могут быть искоренены теплой молитвой, сердечным раскаянием и слезами. Что же касается молитвенного правила, то перед совершением Евхаристии «Известие» предписывает совершить вечерню, повечерие и молитвы ко сну и определенные себе каноны и акафисты, в утреннее время – полунощницу, утреню, часы первый, третий, шестой и девятый и изобразительны (если Литургии не будет). «Ѓще же їерeй и3 діaконъ, и3ли2 кто2 къ причащeнію гот0вzсz, предречeнное прaвило цRк0вное и3 б9eственному причащeнію подобaющее, самох0тнэ t разлэнeніz, и3ли2 небрежeніz, и3ли2 всE, и3ли2 чaсть нёкую њстaвитъ, смeртнw согрэши1тъ. Ѓще же въ нyждныхъ їерeй человёческому спасeнію д¦0вныхъ вeщехъ себE ўпражднsz, сjесть, слyшаніемъ и4сповэди больнhхъ и3ли2 здрaвыхъ, и3ли2 причащeніемъ, и3ли2 крещeніемъ больнhхъ, врeмени же приспэвaющу б9eственныz слyжбы, прaвило њстaвити принуждeнъ бyдетъ, не согрэши1тъ: т0чію по б9eственной літургjи њстaвленное всE да соверши1тъ: моли6твы же ко причащeнію неtл0жнw да глаг0летъ пред8 літургjею. Тёмже и3 хотsщіи причасти1тисz тaинства, д0лжни сyть пёніе цRк0вное, и3 прaвило къ с™0му причащeнію и3сп0лнити вседyшнw, и3 њ размышлeніи страстeй гDнихъ тщaтисz...».

В физическом отношении от совершителя Таинства требуется, чтобы все его тело, как и душа, также было чисто: «Їерeй и3 діaконъ къ служeнію б9eственныz літургjи, ћкоже дш7eю, си1це и3 тёломъ д0лженъ є4сть чи1стъ бhти: и4бо ћкоже тёло чи1сто, тaкw и3 на себЁ чи1стыz и3 цёлыz nдє1жды и3мёти дост0итъ. Ѓще же бyдутъ вельми2 р{дныz, и3ли2 раздр†ныz, їерeй же дeрзнетъ въ ни1хъ служи1ти, смeртнw согрэши1тъ: понeже хrтA бGа ўничижaетъ, въ пречcтыхъ тaйнахъ свои1хъ и4стиннw сyщаго. Тёмже всsкw тщaтисz д0лжно сщ7еннослужи1телємъ, ѓще и3 нищeтны, но бlгоoбрaзны и3 чи1сты сщ7є1нныz nдє1жды да бyдутъ. къ семY, главY ўчeсаную, лицE и3 ўстA и3змовeны, пaзнwкти же њбрёзаны да и4мать: си1це чeсти рaди б9eственныхъ т†инъ. Тaкожде и3 лю1ди на него2 зрsщіи, и3 рyку є3гw2 лобызaющіи, чи1млибо да не њгорчaтсz.

Д0брэ ќбw всsкъ сотвори1тъ причасти1тисz хотsщій, ѓще зyбы съ вeчера и3счи1ститъ, и3 ўстA сво‰ и3змhетъ, ћкw да не что2 воyтріе t воды2 въ гортaнь [є3гдA и3змывaетъ ўстA] впадeтъ, и3 запsтъ бyдетъ служи1ти, и3ли2 причасти1тисz кто2. Ѓще же и3 воyтріе сохрaннw ўстA и3змhетъ, во є4же ничт0же t воды2 поглоти1ти, без8 ўсумнёніz да слyжитъ20».

Соблюдая завет апостола Павла коринфянам (1 Кор. 11:27-30), священослужители также должны регулярно исповедоваться перед духовником.

Что касается времени совершения Литургии, то «Известие», опираясь на мнения Матфея Властаря, митрополита Иоасафа Ефесского и Никона Черногорца указывает «врeмz служeніz є4сть, по дрeвнему nбhчаю цRк0вному, трeтій чaсъ днE: но ќбw м0жетъ и3 рaнэе и3 п0зднэе начaтисz и3 совершaтисz б9eственнаz літургjа, ѓще потрeба сицевaz надлежaти бyдетъ, т0чію не прeжде свитaніz днE, нижE по полyдни. Сyть ќбw дни6 t цRкве tдэлeннэ ўрHчныz, въ ни1хже по полyдни подобaетъ літургисaти, наипaче же є3гдA літургjа вкyпэ съ вечeрнею совершaетсz, сjесть, преждеwсщ7eнныz, въ четыредесsтницэ, въ вели1кую же суббHту, и3 въ нaвечеріи хrт0ва ржcтвA, и3 бGоzвлeній, и3 въ дeнь пzтьдесsтный».

В разделе «вє1щи пред8 служeніемъ и3 въ служeніи дост0итъ їерeємъ храни1ти» говорится о чистоте и целости тканного или бумажного антиминса21, о правильном и подобающем облачении святого престола, об освящения церкви, когда случится ее осквернение от пролития крови, язычников или еретиков, и о невозможности совершать Евхаристию в оскверненных храмах до их очищения. Все эти правила опираются на практику и постановления Восточной церкви, которые к XVII-XVIII векам были тщательно и детально разработаны.

Далее рассказывается об употребляемых при богослужении сосудах – Чаше, дискосе, звездице и лжице – и трех покровцах. Интересно заметить, что об употреблении именно трех покровцов впервые встречается в одном из древнейших списков литургии святителя Иоанна Златоуста XII в., но их употребление в это время не было повсеместным. Славянские списки Литургии XIII-XIV веков не знают покрытия чаши и дискоса воздyхом. Подобная неустойчивость наблюдалась в Русской Церкви до XVI века, пока Стоглавый собор авторитетно не постановил покрывать Чашу и дискос третьим покровом. «Известие» в вопросе выбора материала для сосудов запрещает делать их из меди, железа или дерева. «Кни1га служeбникъ всsкw є4сть потрeбна къ служeнію, на пaмzть же моли1твъ да не глаг0летъ: и4бо ѓще їерeй служи1ти бyдетъ пaмzтнэ, без8 кни1ги, смeртнw согрэши1тъ». Это правило стремится упразднить весьма распространенную на Руси практику служения Евхаристии на память, которая была распространена вплоть до XVIII века. «Въ конeцъ же, послужи1тель во nлтарЁ всsкw мyжескій п0лъ да бyдетъ». Содержащееся в данном запрещении входить в алтарь женщинам основывается на 44 правиле Лаодикийского собора22 «не подобает женщине в алтарь входить». «Во всeмъ служeніи б9eственныz літургjи їерeй д0лженъ бhти кр0токъ, ти1хъ примирeнъ, и3 бlгоговёинъ, ќмныма nчи1ма взирaz на своего2 вLку, пред8 ни1мже стои1тъ, є3мyже слyжитъ, и3 є3гHже џбразъ на себЁ н0ситъ. Моли6твы со всsкимъ бlгоговёніемъ бlгочeстнw, и3 вeліимъ внимaніемъ, прилёжнw и3 всецёлw, ничт0же њставлsz да чтeтъ, и3звёстнw вёдый, ћкw бGъ t ќстъ є3гw2, ћкоже нBкіz многоцBнныz би1серы, сі‰ пріeмлетъ. Служи1ти же со стрaхомъ и3 трeпетомъ їерeй д0лженъ є4сть, смирeннымъ же зрёніемъ nчeсъ, и3 бlгоговёйнымъ поднесeніемъ рyкъ, и3 всёмъ дёйствомъ, бlгочeстнымъ же стоsніемъ, и3 всeю постaвою внёшнею, и3з8wбрази1ти и4мать внyтреннюю свою2 вёру, є4юже крёпкw и3звэствyетсz, ћкw прест0лъ є4сть сэдaлище цRS нбcнагw, судіи2 живhхъ и3 мeртвыхъ на нeмже и4стиннw џнъ сэди1тъ, и3 тмы6 ѓгGлъ џкрестъ є3гw2 со стрaхомъ неви1димw предстоsтъ». Подобные наставления неоднократно встречаются у святых отцов и символично, что «Известие» придает им обязательный характер для совершителя Таинства.

В следующих разделах «Њ вeщи тaйны самагw2 тёла хrт0ва» и «Њ вeщи кр0ве хrт0вы» содержатся наставления служить только на квасном хлебе и только на виноградном вине. Совершение Литургии не на вине запрещено 3 Апостольским правилом. Обычай употреблять для Евхаристии виноградное вино и соединять его с водой узаконен 46 правилом Карфагенского собора и 32 каноном Трулльского собора23.

В нескольких последующих главах подробно рассматриваются различные случаи, которые могут произойти при совершении Литургии.

1) Случаи, касающиеся святого хлеба, освящаемого в Таинстве.

Если совершающий Евхаристию в самом начале, при проскомидии, не заметил, что Агнец, приготовляемый для таинства «растлённый, и3ли2 жи1тныхъ сёменъ каковhхъ, и3ли2 мaлw прицвёлый, и3ли2 прёсный» а заметил это по перенесении Даров с жертвенника на престол, или пред самым освящением Даров, или по освящении, или даже при причащении, должен его отложить и заменить новым, совершенным во всех отношениях. Новый Агнец должен быть приготовлен точно так же, как и прежний, т.е. над ним должно быть совершенно все чинопоследование проскомидии, положенное для приготовления Агнца. Начинается оно, как и обыкновенно, словами «Въ воспоминaніе гDа, и3 бGа, и3 сп7са нaшегw ї}са хrтA» и оканчивается прободением Агнца; совершается тайно, а не вслух. В первом случае, т.е. если негодность Агнца обнаружилась вскоре по перенесении Даров с жертвенника на престол, надо прервать богослужение, приготовить новый Агнец для Таинства, и продолжить службу обычным порядком с того места, на котором последовала остановка. Во втором и третьем случаях, – когда это случилось или пред самым произнесением совершительных слов или уже по освящении Даров, то, совершив проскомидию только над просфорой, далее начинает от молитвы «Съ си1ми и3 мы2 блажeнными си1лами...». Слова положенных при сем молитв, произносимые вслух, произносятся только тайно, если они были уже произнесены, притом произносятся только те слова, которые касаются собственно хлеба, а те, которые касаются вина, не произносятся. Первый освященный Агнец потребляется или сразу по причащении, или на жертвеннике вместе с остатками Даров. Если же поймет это при причащении, то «взeмъ свёжую пшени1чную просфорY, и3 прочитaвъ над8 нeю, и3 сотвори1въ вс‰ проскомід‡йнаz, да и4зметъ ѓгнецъ, закалaетъ же и3 прободaетъ, и3 t сегw2 мёста нaчнетъ: Въ н0щь, въ ню1же предаsшесz: и3 словесA гDнz ±же над8 хлёбомъ т0кмw глаг0лати [над8 чaшею же ничт0же глаг0лz, да преминeтъ, понeже вс‰ и3зречє1на бhша], чтs же моли1тву: Поминaюще ќбw: и3 Тво‰ t твои1хъ: да поднесeтъ т0чію дjскосъ съ б9eственнымъ ѓгнцемъ, тaже чтS моли1тву: Е#щE прин0симъ тебЁ: и5, ГDи, и4же прес™aго твоего2 д¦а: со стіхaми, над8 ѓгнцемъ да глаг0летъ, въ совершeніе њсщ7eніz: И# сотвори2 ќбw хлёбъ сeй честн0е тёло хrтA твоегw2, преложи1въ є3го2 д¦омъ твои1мъ с™hмъ. Да чтeтъ же и3 моли1тву: Ћкоже бhти причащaющымсz: вс‰ же сі‰ тaйнw да глаг0летъ, ничт0же втор0е возглашaz».

По этим правилам дoлжно поступать и в том случае, когда перед великим входом или по входе, Агнца на дискосе не оказалось по причине чуда, или мыши утащили24, или упал и его невозможно найти. По чину проскомидии должен быть приготовлен новый Агнец, и затем совершение Таинства необходимо начать с того места, на котором последовала остановка. Но если перед освящением Даров окажется, что приготовленный хлеб неприличен для совершения Таинства, а другого, лучшего, не будет, служба должна быть прекращена. Если же окажется это уже по освящении Даров, служба должна быть окончена.

Во избежание подобных случаев, кроме строгого надзора над пекущими, «Известие» требует, чтобы сверх положенного количества просфор всегда была одна лишняя. Священник, приступая к совершению проскомидии, должен разломить хоть одну просфору, чтобы узнать, каковы вообще принесены просфоры, «ўвёдэвъ же потрeбну бhти хлёбу, без8 всsкагw смущeніz и3 ўсумнёніz, чи1стою и3 ми1рною с0вэстію літургисaти и4мать».

2) Случаи, касающиеся вина, освящаемого в Таинстве.

Все указанные правила относительно хлеба имеют приложение и к вину, освящаемому в Кровь Христову. Если священник уже по освящении хлеба, пред самым освящением вина узнал, что в Потире одна только вода, и вовсе нет вина, – в таком случае он должен вылить эту воду в какой-нибудь чистый сосуд, и влить в Потир вина в соединении с малым количеством воды, при произнесении слов «Е#ди1нъ t вHинъ копіeмъ рeбра є3гw2 прободE...», потом начать от слов «Под0бнэ и3 чaшу по вeчери, глаг0лz...», – и затем совершать все по порядку. Все молитвы опять должны совершаться тайно. Если священник обнаружил это после слов освящения или во время причащения, то надо поступить также, как при приготовлении хлеба.

Вода, вылитая из Потира, по совершению Божественной службы, и по потреблении остатков Божественных Таин, должна быть снова влита в потир, вместо очищения, и потреблена.

Если пред освящением Чаши священник вспомнил что на проскомидии, вливая вино в святую Чашу, он забыл присоединить к нему воды, – в таком случае он должен сделать это незамедлительно, с произнесением слов: «Е#ди1нъ t вHинъ копіeмъ рeбра є3гw2 прободE...». Но если вспомнит это уже по освящении вина, не должен вливать воду, а только влить в обычное время теплоту.

Если служащий иерей забыл, говорил он слова освящения или нет, то правило предписывает ему, не долго смущаясь, тихо произнести от слов «Въ н0щь, въ ню1же предаsшесz...» и далее.

Ряд следующих правил повествует о том, как надо поступать со святыми Дарами в случаях внезапной тяжелой болезни или смерти служащего иерея.

Если священник пред освящением Даров тяжко занеможет, так что не в состоянии будет докончить службу, или скоропостижно умрет, – служба оставляется.

Если это случится после освящения Даров и если найдется в церкви другой священник, готовый к причащению святых Таин, в таком случае он должен докончить Литургию, начав с того места, на котором остановился первый и потребить Дары. Но если нельзя будет найти другого священника, который мог бы закончить Литургию и потребить Дары, в таком случае диакон, а если нет и диакона, кто-нибудь из благоговейных мужей, должен взять покровец и осторожно, не касаясь нагою рукою Даров, должен покрыть их так, чтобы ничто не могло упасть на дискос или в святую Чашу, пока не явится другой священник. Этот последний должен совершить новую Литургию сполна, и употребить прежде освященные Дары вместе с освященными в этот день. Но если Дары еще не были освящены, то он должен потребить их, по потреблении освященных, но не как Тело и Кровь Христовы, а как благословенные хлеб и вино.

Если священника, служащего Литургию, позовут напутствовать святыми Тайнами умирающего, или окрестить опасно больного младенца, то служение останавливается, если в служении Литургии он не дошел до великого входа. Священник да «и4детъ б0рзw тaмw, и3 сотвори1въ болёзненному въ сaмой смeрти надeжно спасeніе, и3 возврати1всz докончaетъ б9eственную слyжбу: въ цRкви же вели1тъ чтeніемъ ґпcла и3ли2 pалмHвъ и3ли2 канHнwвъ, и3ли2 поучeніемъ ко спасeнію полeзнымъ, пришeдшыz лю1ди п0льзовати въ т0е врeмz». Но если он замедлит с возвращением, а службу оставил сразу по совершении проскомидии, то может совсем оставить службу на этот день, а на следующий день, совершив вновь сполна Литургию и потребив святые Дары, должен и прежде приготовленные хлеб и вино употребить особо. По великом же входе служба не должна быть оставлена, а больной должен быть оставлен на волю Божию.

Церковные правила относят крещение детей к числу неотлагаемых треб, о чем говорит, например, 58 статья Номоканона. Что же касается требования во время отсутствия священника занять богомольцев чтением Апостола или Псалтири, то оно находит себе полную параллель в Типиконе Великой Константинопольской церкви. Описывая крещение оглашенный за Литургией Великой субботы, устав говорит, что для его совершения Патриарх удалялся в особую крещальню, а в церкви во время его отсутствия читали паремии.

Если в случае скоропостижной смерти служащего священника освященные или неосвященные честные Дары, за неимением другого священника, надолго останутся не потребляемыми, так что в них начнется разложение, т.е. они заплесневеют или прокиснут до того, что употребить их будет невозможно, в таком случае священник должен вылить их в текущую реку.

Правило «Ѓще кот0рый їерeй кромЁ сицевaгw слyчаz літургисaвъ не причасти1тсz б9eственныхъ т†инъ, тsжкw смeртнw вельми2 согрэши1тъ, и3 и3звержeніz винЁ подлежи1тъ» почти дословно повторяет 8 апостольское постановление: «если епископ или пресвитер, или диакон, или кто-либо из священного списка, при совершении приношения, не причастится, да представит причину, и если есть благословна, да будет извенен. Если же не представит, да будет отлучен от общения церковного...».

Если перед освящением Даров в потир попадет муха, паук или нечто ядовитое, это дoлжно вынуть, завернуть в бумагу и сжечь; вино должно быть вылито из чаши в другой приличный сосуд, а в потир должно быть влито новое вино, с произнесением проскомидийных слов: «Е#ди1нъ t вHинъ копіeмъ рeбра є3гw2 прободE...». Прежнее же вино, по окончании службы, должно быть вылито в текущую реку.

Если это случится после освящении Даров, и священнику будет противно проглотить впавшее животное вместе с Дарами, то он должен вынуть его из Чаши со всею осторожностью, чтобы ни одна капля Божественной Крови не пролилась; потом должен трижды измыть его вином над другим Потиром или каким-нибудь приличным сосудом, завернуть животное в бумагу или чистый плат, и, по окончании Литургии, на чистом камне сжечь, пепел зарыть в таком месте, где земля не бывает попираема ногами, а вино, которым измыто впавшее животное, должно быть вылито в реку, а если река далеко – в яму под престолом. Святую же кровь надлежит оставить.

Предусмотренные «Известием» случаи не раз обсуждались в церковной истории. Эти вопросы затрагивали Никифор Исповедник25 и Родосский митрополит Нил (XIV в.). Подобное, как и в «Известии» решение, предлагает Киевский Номоканон 1620 года.

Во время совершения Евхаристии, или приобщения святых Даров, служащие всячески должны блюсти, чтобы от Божественной Крови «не уканула капля» или на антиминс, или на одежды, или на что-нибудь другое, а тем более остерегаться, чтобы совершенно не пролить Чашу. Те же предосторожности должны быть соблюдаемы и относительно Божественного Тела, т.е. чтобы частицы его не рассыпались на престоле, а тем более не упали с престола. За пролитие святых Даров ненамеренно определяется церковная епитимия, по усмотрению духовной власти. По 158 правилу Номоканона, невольно проливший подвергался шестимесячному запрещению, а за намеренное пролитие, по тому же правилу Номоканона и определению Святейшего Синода от 28 ноября 1727 года, виновные лишались сана.

Если же случилось, что от Божественной Крови уканула капля на доску или голую землю, или камень, священник, если можно, должен языком вылизать то место, на которое упала капля. Если же это невозможно – хорошенько вытереть его губкой, потом выстругать его (если упала капля на доску или на голую землю), или вымыть чистой водой (если капля упала на камень), потом стружки сжечь на чистом камне, а пепел закопать под престолом, воду же вылить туда же или в текущую реку. Подобным образом дoлжно поступать и в тех случаях, когда капли Божественной Крови уканули на индитии престольные, антиминс, покровец или одежду. Иерей, по окончании службы, должен высосать то место, потом начисто вытереть его губкою, трижды вымыть в чистой воде над потиром или антидорным блюдом, и воду вылить или в реку, или под престол. Те же правила соблюдаются и в том случае, когда упадет на землю частица Божественного Тела. Иерею же подобает «ўсeрднw плaкати таковaгw рaди слyчаz».

Все эти предписания «Известия учительного» относительно пролития святых Даров являются повторением наставлений блаженного Симеона Солунского26 и Иоанна Китрского.

«Ѓще по причащeніи с™hхъ т†инъ, ѓбіе приключи1тсz їерeю и3зблевaти, блевHтины да сберyтсz въ льнsныz сгрeбіz, и3 въ чи1стый сосyдъ да вл0жатсz, и3 сохранsтсz, д0ндеже д0брэ и3зс0хнутъ, и3 тогдA въ текyщую рэкY да и3змeщутсz, и3ли2 на плjнfэ, и3ли2 чи1стомъ кaмени да сожгyтсz. тaкожде и3 землS, на нeйже пад0ша, да њстрyгана и3 сожженA бyдетъ, пeпелъ же под8 прест0лъ да вкопaетсz, и3ли2 въ рэкY да и3змeщетсz». Предусматриваемый «Известием» случай, отмечается русским епископом Нифонтом и он назначает за это сорокадневную епитимию. 144 статья Номоканона приписывает назначение епитимии Иоанну Постнику, в других памятниках это приписывается Никифору Исповеднику и Феодору Студиту. О наказании за изблевание говорит и Иоанн Китрский.

Еще одно правило относительно внешнего вида священнослужителя предписывает ему иметь аккуратные усы: «Ѓще сщ7eнникъ и3мёzй космaты ўсы2, t нерадёніz њм0читъ ты6z въ б9eственной кр0ви, согрэшaетъ, но ќбw ўсты2 свои1ми д0брэ да њсмоктaетъ џныz прeжде, пот0мъ же покр0вцемъ да њтрeтъ: пaче же прeжде д0брэ ты6z да ўпрaвитъ, и3 грэхA сегw2 возм0жетъ ўбэжaти».

Дальше идут правила, определяющие порядок приобщения и образ действий священнослужителей после причащения святых Даров. По церковному установлению служащие, при совершении Литургии, непременно должны причащаться. Низшие священнослужители, по иерархическим степеням, принимают приобщение от высших, диаконы от священников, священники от епископов, притом к Тайнам приступают сперва высшие, потом низшие. В «Известии» подробно определяется сам способ приобщения священнослужителей.

Заканчивается раздел двумя важными предписаниями: «Въ конeцъ же да вёсть прих0дскій їерeй, ћкw въ кjйждо вели1кій прaздникъ и3 недёлю, къ си1мъ же и3 въ кyюждо суббHту д0лженъ є4сть літургисaти, под8 смeртнымъ грэх0мъ: и4бо ѓще літургисaти не бyдетъ, мнHгимъ t слyшаніz б9eственныz слyжбы запнeтъ, ю4же t б9іzгw и3 церк0внагw повелёніz, кjйждо хрістіaнинъ, въ кjйждо с™hй дeнь слyшати д0лженъ є4сть. Къ семY да вёсть и3 сіE, ћкw є3ди1ну т0чію на дeнь літургjю, на є3ди1номъ прест0лэ д0лженъ є4сть їерeй соверши1ти: сіs бо є3ди1ность с™hz жeртвы знaменуетъ є3ди1ну смeрть хrт0ву, ю4же є3ди1ною нaсъ рaди под8sтъ, и3 є3ди1ну стрaсть є3гw2, ю4же є3ди1ною њ нaсъ претерпЁ». Обычай совершать Евхаристию в воскресный день восходит ко временам апостольским (Деян. 20:7-8); в качестве дня евхаристических собраний он упоминается в памятниках II века – в письме Плиния Младшего императору Траяну, в 1-й апологии Иустина Мученика27 и в Дидахэ28. Что же касается субботы, стремление к ее чествованию и выделению из разряда обыкновенных дней возникает с III века и уже в IV веке она почитается наравне с воскресеньем. Об особом значении субботы говорят Апостольские Постановления29, 49 правило Лаодикийского собора, 13 правило Тимофея Александрийского и правила Василия Великого. О совершении Евхаристии в праздничные дни также свидетельствуют многие древние памятники.

Далее следуют подробные указания о том, что должен делать священник с благоговением и осторожностью по совершении Литургии. Причастившийся не должен обращаться «ко и3н0му к0ему дёлу, но врeмz нёкое да пребyдетъ въ мlтвахъ и3 размышлeніи толи1кагw дaра спод0бивсz во с™ёй літургjи, и3 бlгодарS бGа, да пр0ситъ, є4же во вс‰ дни6 жи1зни є3гw2 сицевaгw дaра дост0йнw пріsти спод0битъ є3го2. Въ сjй ќбw дeнь да сохрани1тсz t и3зли1шнzгw kдeніz, питіS и3 снA, наипaче же и3мёzй супрyжницу, t тёлеснагw совокуплeніz, и3 t всsкіz плотскjz любвE, рaди любвE и3 чeсти нбcнагw цRS, є3г0же въ хрaмъ и3 nбитaлище души2 своеS пріsтъ».

Предписания предпоследнего отдела «Известия» «кaкw храни1ти б9eствєнныz т†йны больнhхъ рaди» полностью изложены в II Деянии Московского собора 1666 года. Приведенное предписание заимствовано отцами Московского собора из Требника митрополита Петра (Могилы).

Запасные святые Дары для причащения больных обычно приготовляются в Великий четверток, но могут быть приготовляемы и во всякое другое время. В тех же храмах, где Литургия совершается ежедневно, частицы Божественных Даров ежедневно могут быть оставлены, ради смертных случаев, от одной Литургии до другой, потому особенно приготовления этих Даров, какого требуют запасные Дары на продолжительное время, не требуется.

Приготовление же запасных Даров, ради причащения больных, на более или менее продолжительное время, должно совершаться следующим образом. Кроме того Агнца, который изъемлется из просфоры для совершения Литургии, из другой просфоры, таким же точно образом с произнесением всех проскомидийных слов, изъемлется другой Агнец и поставляется рядом с первым на дискосе. Освящение обоих этих Агнцев совершается вместе, а не порознь, т.е. не над каждым произносятся совершительные слова и делается благословение.

По освящении Даров, пред причащением священник берет Агнец, приготовленный для запасных Даров, и понемногу лжицею напояет его Божественною Кровию, держа над Потиром. При этом требуется великая осторожность, как бы не перемочить агнец, и как бы от излишества не упала куда-либо капля Божественной Крови. Напоенный агнец полагается в кивот или дарохранительницу до окончания Литургии30.

По окончании Литургии агнец вынимается из кивота и высушивается на престоле. Это делается так: развертывается антиминс, потом вынимается из кивота Агнец и полагается на дискосе на антиминсе. Затем совершается кругом престола крестообразное каждение, делается пред престолом подобающее поклонение и раздробляется Агнец копием на малые частицы со всяким благоговением.

По раздроблении священник берет чистый камень или кирпич и полагает его при крае антиминса, по правую сторону от себя. На этот камень поставляется чистый и новый сосуд (жаровня) с горящим углем. По совершении подобающего святыне поклонения священник берет дискос с Божественными раздробленными Тайнами и поставляет его, или держит в руке над сосудом с горящим углем и таким образом постепенно и мало-помалу просушивает Дары, переворачивая их копьем, чтобы не пригорели. Когда дискос нагреется, снимает его и ставит на антиминс или на покровцы. Когда дискос немного остынет, снова ставит его над сосудом с углем. Действия эти продолжаются до тех пор, пока Дары не высохнут. Сухие же Дары со всяким благоговением влагаются в кивот и хранятся на престоле.

«Известие» предписывает, чтобы священник ежедневно или раз в три дня со всяким благоговением и вниманием, после надлежащего поклонения, должен осматривать Божественные Тайны, хранящиеся в кивоте. Брать кивот, а тем более касаться святых Тайн он должен чисто вымытыми руками. Если он заметил, что Тайны несколько отсырели или близки к этому, в таком случае он должен раскрыть антиминс на святом престоле, поставить на него дискос и, вынув их из кивота, положить на дискосе. Затем растворить окна и просушивать их на воздухе, не отходя от престола, но всячески наблюдая, как бы не коснулась святых Таин муха или что-нибудь подобное. Зимою, когда окна отворять неудобно, можно употреблять тот же способ просушивания, каким вообще приготовляются запасные Дары, т.е. просушивать их над жаровней. Если случится так, что, просушивая святые Тайны над сосудом с горящими углями, священник припалил их, или от небрежения или лености допустил в них порчу и разложение, в таком случае Тайнами этими не дoлжно уже никого причащать, но на следующий же день должна быть совершена Литургия и приготовлены вышеизложенным способом новые Дары для причащения больных, а испортившиеся должны быть всыпаны на жертвеннике в потир и потреблены с остатками вновь освященных Таин.

В последнем разделе «Известия» в главе «Њ подаsніи, пріsтіи, хранeніи же и3 поклонeніи б9eственныхъ т†инъ» рассказывается о том, как надо мирянам готовиться к причастию и как священник должен их причащать.

«Прих0дстіи же їерeи, и3 прихожaнъ свои1хъ њ т0мъ да поучaютъ: є4же бы въ чи1стой с0вэсти всsкій п0лъ ѓще возм0жно въ прaздники, ѓще ли же ни2, всsчески бы въ четhре посты2 въ лётэ пріуготовлsлисz на то2: д0лжни ќбw сyть смирeннымъ и3 чи1стымъ тёла ўстроeніемъ приступaти къ сицевы6мъ тaйнамъ б9eствєннымъ. Ѓще ќбw кромЁ постHвъ четhрехъ nбhчныхъ приступи1ти къ с™0му причащeнію восхотsтъ: сeдмь днeй прeжде да постsтсz, въ моли1твахъ цRк0вныхъ и3 домaшнихъ пребывaюще [сіe же не въ нyждэ: въ нyждэ бо три2 дни6, и3ли2 є3ди1нъ дeнь да постsтсz т0чію] и3 пред8уготовлsюще себE къ чи1нному и3сповёданію грэхHвъ свои1хъ. Сyщіи же въ супрyжествэ, t супрyжескагw совокуплeніz въ ты6z дни6 да воздержaтсz всsкw». Здесь правило требует от мирян причащаться минимум четыре раза в году во время четырех постов, однако, и Номоканон, и Московский собор 1666 года рекомендует приступать к святым Тайнам «почасту». Перед причастием необходимо семь (в особых случаях три или один) день поститься и воздерживаться от общения с женой. Последующие правила говорят о необходимости для причастника накануне причастия исповеди и не вкушения пищи с полуночи, также желающий должен прочитать правило к причащению. После же причастия – стоять благоговейно и по окончании Литургии прочитать молитвы по святом причащении.

Далее следуют указания церковнослужителям о их благопристойном поведении в храме и предписания следить за чистотой: «въ цRкви же и3 пaперти, пономари2, тaкожде џбразы, стёны, потол0къ, крHвли t прaха и3 паучи1ны, зeмлю же t ўмeтій чaстw њчищaти д0лжни. Ўмє1тіz же nлт†рнаz и3 цRкHвнаz не дост0итъ на мэстA непотрє1бнаz и3зметaти, но и3ли2 въ рэкY, и3ли2 въ нех0дномъ и3 непопирaемомъ мёстэ».

Никто не должен уклоняться от причащения святых Таин, кому не запрещено причащение от духовного отца на исповеди, о чем говорит 2 правило Антиохийского собора. Священникам же вменяется в обязанность наблюдать не только нравственное, но и даже физическое состояние кающихся, и не всем без различия преподавать Причастие. Священник, согласно 102 правилу Трулльского собора, должен рассматривать «качество греха и готовность согрешившего к обращению и так употреблять приличное недугу врачевание, дабы не соблюдая меры в том и другом, не утратить спасения недугующего». До причастия не должны допускаться «и5же клsтву на себЁ t є3пjскопа, и3ли2 запрещeніе nтцA дух0внагw, и3 tлучeніе к0е и3мyщіи, и3 ћвніи грBшницы, блудники2 и3 блудни6цы, нал0жницъ и3мёющіи, и3 с†мыz ты6z налHжницы, прелюбодёи, лихои1мцы, чародёи, ворожби1ты вс‰кіz, свzтотaтцы, кaртовники, зернщики2, хyльники, срамосл0вцы, и3 всsкое безчи1нство, заз0ръ же и3 ўк0ръ творsщіи, и3 и3нjи си6мъ под0бніи: и3 сjи донeлэже и4стиннw не покaютсz, и3 плоды2 дост0йны покаsніz не сотворsтъ, и3 соблaзны, и5хже ћвэ содёzша, и3 содёловаютъ, покаsніемъ свои1мъ kвлeннw не потребsтъ, причaстіz с™hхъ тaинствъ никaкоже да спод0бzтсz».

Одно из последних правил «Известия» повторяет, что «И#з8умлє1ннымъ, и3ли2 њбмeршымъ, б9eствєнныz т†йны подавaти никaкоже дост0итъ, т0чію є3гдA въ себE прих0дzтъ, и3 ќмны, и3 въ сочyвствіи t њб8умeртвіz бывaютъ, и3 є3гдA въ сокрушeніи сердeчномъ и3сповёданіе грэхHвъ свои1хъ творsтъ, къ цeркви прих0дzтъ, бGу м0лzтсz, и3 церк0вныхъ моли1твъ слyшаютъ». Обмершие, то есть оцепеневшие от сильного внезапного чувства, обомлевшие, здесь приравниваются к умершим, а причащение последних запрещено 18 правилом Карфагенского собора.

Заканчивается «Учительное известие» воодушевляющим наставлением «За и4стинное ќбw благочи1нное и3 прaвильное смотри1тельство, є4же благоугождaти гDу бGу всsкимъ тщaніемъ, и3 храни1ти церк0вное предaніе въ чистотY тэлeсную и3 душeвную, повсю1ду лю1демъ свои6мъ дaстъ гDь ми1ръ и3 млcть, и3 благодeнство всBмъ благочeстнw живyщымъ на земли2: посeмъ и3 наслёдіе въ небесёхъ всерaдостныхъ вёчныхъ крас0тъ подaрствитъ. Е$же и3 бyди получи1ти хрісті†нскимъ правосл†внымъ душaмъ благодaтію ї}съ хrт0вою, и3 предстaтельствомъ всеслaвныz пречи1стыz дв7ы бцdы мRjи, и3 моли1твами всёхъ с™hхъ ґми1нь».

Как уже было сказано, «Известие» представляет собой свод апостольских, святоотеческих, соборных и выработанных веками церковной практикой постановлений. Это наглядно видно из выявленных параллелей его статей с этими церковными памятниками. Строгая определенность священнодействий при совершении Литургии, подробное описание недоуменных и редко встречающихся случаев сближает этот устав литургических священнодействий с латинскими бревиариями31. Западное влияние могло легко проникнуть в служебник 1699 года, в котором впервые появилось «Известие», от тогдашних справщиков – первых воспитанников греко-латинской школы – иеромонаха Тимофея, ее первого смотрителя, и ее учителя Феодора Поликарпова32. Они могли внести известную долю своих литургических знаний для удовлетворения тогдашних церковных нужд и, вероятно, содействовали составлению и напечатанию при Служебнике особого руководства для священнослужителей33.

Надо констатировать, что на сегодняшний день «Известие учительное» является в Русской Церкви наиболее древним, полным и авторитетным руководством для священнослужителей при совершении самого главного Таинства – Евхаристии. Ныне оно столь же необходимо для современных пастырей, как и три столетия назад, когда оно впервые было помещено в качестве приложения к Служебнику34.

Иеродиакон Николай (Летуновский)

  1. Гавриил Федорович Бужинский (ок. 1680 – 14 [25] апреля 1731 гг.) – писатель и переводчик, сторонник реформ и либерального течения, соприкасавшегося с протестантизмом. Член Святейшего Синода, протектор всех подведомственных Синоду школ и типографий (до 1726 г.); с 1726 года – епископ Рязанский и Муромский.
  2. По: Петровский А., свящ. Учительное Известие при славянском служебнике // Христианское Чтение (далее – ХЧ), 1911, с. 552.
  3. Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской Империи. Т. 3. – СПб., 1872. № 1057. С.93.
  4. Феодор Поликарпов (ум. 1731) – видный деятель русской культуры XVIII века, писатель и переводчик, автор учебных книг по грамматике и русской истории, директор Московской типографии.
  5. Так, например, это ярко видно в случае, если в чашу после освящения Даров впадет насекомое.
  6. В «Науке» отсутствуют разделы «Кaкw храни1ти б9eствєнныz т†йны больнhхъ рaди» и «Њ подаsніи, пріsтіи, хранeніи же и3 поклонeніи б9eственныхъ т†инъ».
  7. «Наука» не знает предписаний о необходимости для священнослужителя быть в мире со всеми, примириться с обидчиками и обиженными, воздерживаться перед служением от общения с женой, иметь приличный вид, не указано здесь подробное церковное правило и ряд других предписаний «Известия».
  8. «Большой Требник» митрополита Петра (Могилы) впервые был издан в 1646 году.
  9. Митрополит Киевский и Галицкий Петр (Могила), экзарх Константинопольский (1597 – 1647 гг.) – воеводич молдавский. Образование получил в Львовском братском училище. Выслушал полный курс словесных наук и богословия в Парижском университете, служил в польских войсках. Около 1624 г. поступил в Киево-Печерскую Лавру, а с 1626 г. стал ее архимандрит. 28 апреля 1632 г. хиротонисан в Львове во епископа с возведением в сан митрополита Киевского и Галицкого. В 1640 г. собрал собор в Киеве для опровержения сочинения Кассиана Саковича и утверждения православного исповедания веры. Скончался 31 декабря 1646 г. (в ночь на 1647 г.). Согласно завещанию, погребен в склепе Великой Церкви Киево-Печерской Лавры, в средней части храма.
  10. Петровский А., свящ. Учительное Известие при славянском служебнике // ХЧ, 1911, с. 562.
  11. Патриарх Московский и всея Руси Иоаким (Савелов) (1620 – 1690 гг.) происходил из рода московских дворян Савеловых. Дворянское происхождение заставило его в молодости поступить на военную службу, но эта деятельность была не по душе молодому Савелову и на 35 году жизни (в 1655 г.) он оставил воинское звание и вступил в число иноков Киево-Межигорского монастыря. В 1657 г. назначен патр. Никоном строителем Новгородского Иверского монастыря. Вскоре, по ходатайству боярина Ртищева, переведен в Москву строителем Андреевского монастыря, а затем келарем Новоспасского монастыря. С 1664 г. - архимандрит Чудова монастыря. 22 декабря 1672 г. хиротонисан во епископа Новгородского с возведением в сан митрополита. 26 июля 1674 г., после годового междупатриаршества, избран Патриархом Московским. Скончался 17 марта 1690 г. Погребен в Успенском соборе Московского кремля.
  12. ГИМ, Син., № 433, Л. 8 об. – 9.
  13. Цит. по: Петровский А., свящ. Учительное Известие при славянском служебнике // ХЧ, 1911. С. 564.
  14. Патриарх Московский и всея Руси Адриан (1627 или 1637 или 1639 – 1700 гг.). Родился в Москве. О жизни его до пострижения в монашество не сохранилось никаких сведений. Известность в истории он получил уже будучи архимандритом Чудова монастыря (1678-1686 гг.) и доверенным лицом патриарха Иоакима. В монастыре он прославился строительной деятельностью и зарекомендовал себя и как строгий поборник иноческого целомудрия. 21 марта 1686 года был хиротонисан патриархом Иоакимом во епископа Казанского и Свияжского с возведением в сан митрополита. О деятельности митр. Адриана в Казанской епархии также почти не сохранилось никаких сведений. После четырехлетнего управления Казанской епархией, 24 августа 1690 года, митрополит Адриан был возведен на всероссийское патриаршество. Скончался патриарх Адриан 16 октября 1700 года. Тело его погребено в Успенском соборе Московского кремля.
  15. Поместный Гангрский собор состоялся в середине IV века, около 340 года, в Гангре, главном городе Пафлагонии, по поводу Евстафия, епископа Севастийского, полуарианина, и его последователей, которые проповедовали безрассудный аскетизм и вследствие того вызвали в Церкви много беспорядков. Председательствовал на соборе святитель Евсевий Никомидийский, а присутствовало тринадцать епископов. В канонических сборниках значится двадцать одно правило этого собора, а именно: двадцать правил против евстафиан, а двадцать первое составляет эпилог всех правил.
  16. В настоящем своем содержании и количестве Апостольские правила устно передавались от апостольских времен и получили свою законченную форму к концу III века. Они приняты Вселенскою Церковью, по словам второго правила Трулльского собора «ко исцелению душ и уврачеванию страстей». Эти правила находятся во всех официальных сборниках поместных Православных Церквей.
  17. Поместный Антиохийский собор проходил в Антиохии в 341 году. На нем присутствовало 97 епископов, собравшихся на освящение новой «златой» церкви. После освящения собравшиеся епископы составили собор для издания некоторых постановлений в интересах повсеместного единообразия церковного управления. Председательствовал на этом соборе епископ Антиохийский Плакет. Собор издал двадцать пять правил, которые все вошли в общецерковный канонический сборник.
  18. Правила Карфагенского собора были приняты на Соборе 217 епископов в Карфагене в 419 году под председательством епископа Карфагенского Аврелия. Поводом к созыву собора послужило возникновение вопроса о праве Римского Папы принимать апелляции на определения Собора Африканской Церкви. Отвергнув это право, отцы собора приняли несколько новых правил и пересмотрели правила, принятые на предыдущих Соборах. Таким образом были собраны во едино правила четырнадцати Соборов с 348 по 418 г. включительно. Нумерация этих правил в разных канонических сборниках неодинакова, т.к. отдельные правила разделены на два, три и пять правил.
  19. Федор Вальсамон (ок. 1140 – после 1195 гг.) – Патриарх Антиохийский и знаменитейший из законоведов греческой Церкви. Родился в Константинополе, в столице начал и свое служение Церкви. При императоре Мануиле он уже занимал должности патриаршего номофилакса и хартофилакса. Вальсамон прославился как знаток церковного и светского права; и эта его слава способствовала его возведению на Антиохийский престол в 1193 г. при императоре Исааке Ангеле. Кроме многих канонических сочинений, он оставил комментарий на полный свод церковных правил (Фотиев Номоканон). Его толкования обширны и подробны; местами дополняются разрешением вопросов практического свойства. Главная цель этого труда – разъяснить темные места канонов, указать и устранить встречающиеся между ними разночтения и противоречия с государственными постановлениями. Кроме того, он исправил в Фотиевом Номоканоне ссылки на государственные законы, согласно их новым сводам (по Базиликам) и дополнениям.
  20. 16 правило святителя Тимофея, епископа Александрийского разрешает причащаться, даже если «измывая уста или находясь в бане, нехотя проглотил воду».
  21. Об употреблении в Русской Церкви и бумажных антиминсов свидетельствуют сохранившиеся бумажные антиминсы середины XVII века.
  22. Поместный Лаодикийский Собор собрался в Лаодикии, главном городе Фригии, в Малой Азии. Точный год Собора не установлен. Одни относят созыв его к 343 г., а другие к более поздним датам. Шестой Вселенский Собор в перечислении Соборов (прав. 2), коих правила должны приниматься Церковью, упоминает Лаодикийский Собор до Сардикийского, который имел место в 343 г. и потому едва ли правильно относить время его созыва позднее этого года. Собор составил 60 правил.
  23. Трулльский, Вселенский V-VI собор состоялся с целью дополнения правил V и VI вселенских соборов, которые занимались исключительно догматическими вопросами, но не издали ни одного предписания относительно церковной дисциплины. Между тем была неотложная нужда в том, чтобы авторитетом вселенского собора были изданы такие правила, которые бы утвердили ослабленную вследствие еретических смут дисциплину; нужно было восстановить силу прежних соборов и новыми правилами водворить строгий порядок в Церкви. Так как отцы VI Вселенского Собора разошлись тотчас после догматического определения этого собора, то потребовалось созвать их в другой раз, чтобы они издали необходимые правила и тем дополнили то, что не было сделано ранее. Собор, соответственно таковой своей задаче, и назван пято-шестым, а так как этот собор не что иное, как продолжение собора 681 года и происходил он в том самом отделении царских палат, где были заседания последнего VI собора, то и правила, им изданные, называются правилами VI Вселенского Собора Трулльского.
  24. Надо заметить, что похищение или съедение агнца мышами происходило довольно часто не только на Руси, но и на Востоке. Этот вопрос специально обсуждался на патриаршем соборе в XIII веке, на котором постановили, что священник за подобное «не подлежит епитимии, так как многое подобное часто бывает».
  25. Святитель Никифор Исповедник родился в Константинополе во второй половине VIII века, получил хорошее светское образование, но больше всего изучал Священное Писание и читал духовные книги. В царствование Льва IV (775 - 780) святой Никифор получил звание царского советника. Находясь при царском дворе, он продолжал вести строгую, добродетельную жизнь, твердо хранил чистоту Православной веры и ревностно защищал почитание святых икон. После VII Вселенского Собора Никифор несколько лет оставался при дворе, но вскоре оставил службу и поселился в уединении, при Босфоре, проводя жизнь в научных трудах, безмолвии, посте и молитве. Святой Никифор построил церковь, основал монастырь и вел строгую иноческую жизнь. Был возведен на патриарший престол 12 апреля 806 года. При императоре иконоборце Льве V еретический собор отлучил от Церкви святого Патриарха Никифора и сослал сначала в монастырь в Хрисополь, а затем - на остров Проконнис в Мраморном море. После 13 лет лишений и скорбей 2 июня 828 года святой Патриарх Никифор скончался в изгнании. 13 марта 847 года нетленные мощи святого Патриарха Никифора с торжеством были перенесены в Константинополь в соборную церковь Святой Софии. Святитель Никифор был выдающимся церковным деятелем своего времени, «украшением века и кафедры» и, много послужив Церкви, оставил обширное духовное наследие - многочисленные труды исторического, догматического и канонического содержания.
  26. Святитель Симеон, архиепископ Солунский (? - ок. 1429 гг.) - византийский богослов и выдающийся церковный деятель, один из ученейших людей своего времени, архиепископ Фессалоникийский с 1406 г. В сане архиепископа Солунского явился мужественным защитником религиозной и политической независимости своей паствы; благодаря его усилиям осажденная султаном Муратом Солунь не сдалась туркам и была взята вторичным приступом лишь после смерти архиепископа, в 1429 г. Помимо ряда полемических сочинений, направленных преимущественно против католиков, Симеон Солунский написал ряд сочинений, в которых подробно раскрываются и символически истолковываются все стороны православного богослужения и церковной жизни, объясняется назначение и смысл различных обрядов и священных предметов.
  27. Святой Иустин Мученик (ок. 100 – 165 гг.) – философ и греческий апологет. После принятия христианства около 135 года приехал в Рим и активно проповедывал христианское учение. Хотел доказать правительству, что христиане не группа заговорщиков, а честные граждане, не заслуживающие политических преследований. С этой целью он написал ряд произведений, из которых до нас сохранилось только три: две «Апологии» и «Диалог с Трифоном иудеем».
  28. Текст «Дидахэ» был найден митрополитом Филофеем Вриением в 1875 году в библиотеке Святогробского подворья в Стамбуле. Греческий пергаменный сборник (Codex Hierosolymitanus 54) состоял из 120 листов, на последнем листе стояла подпись писца – Льва нотария и грешника, а также дата вторник, 11 июня 6564 года от сотворения мира. В переводе на современное летоисчесление памятник датируется 1056 годом. Сборник содержал ряд произведение. На 76-80 листах рукописи находился текст, озаглавленный как «Учение двенадцати апостолов». Впервые текст был опубликован митрополитом Филофеем в 1883 году в Стамбуле (Константинополе) и сопровожден комментариями. Учение было написано в Египте или Сирии около 100 года н.э. Автор будучи христианином из иудеев, о чем свидетельствует его прекрасное знание еврейской религиозной традиции и культуры, вероятнее всего, не выходил непосредственно из круга Двенадцати. Адресат – христиане из язычников. Памятник цитируется александрийскими авторами Климентом и Оригеном.
  29. Апостольские Постановления – обширный свод церковных постановлений и правил, составленных, по преданию, двенадцатью апостолами Иисуса Христа и переданных через святителя Климента, четвертого епископа Римского. В действительности они собраны и изданы ок. IV в. неизвестным автором (по-видимому, арианином) в Сирии или Константинополе. Трулльский собор отверг Апостольские постановления как искаженные еретиками. Сочинение пользовалось большим авторитетом, и отрывки из него впоследствии были включены в различные кодексы канонического права Восточной церкви.
  30. Точно таким же порядком приготовляются агнцы для Литургии Преждеосвященных Даров.
  31. Бревиарий (лат. breviarium от brevis - краткий), католическая литургическая книга, содержащая последования всех служб суточного, седмичного и годового круга, отрывки из Библии, трудов отцов церкви, молитвы и гимны, употребляемые в богослужении.
  32. По: Мансветов И.Д. Как у нас правились церковные книги. Материал для истории книжной справы в XVI столетии (по бумагам архива Типографской библиотеки в Москве). – М., 1883. С. 542.
  33. По: Никольский А.И. История печатного служебника Русской Православной Церкви // ЖМП, 1978. № 7 с. 70 – 77; № 9 с. 70 – 79; № 11 с. 68 – 75.
  34. С сожалением приходится отмечать, что в последнее время появилась нездоровая тенденция издавать служебники без этого весьма важного и полезного приложения. Так, например, даже в служебниках, изданных официальным печатным органом Русской Православной Церкви – издательским советом Московской Патриархии, это приложение, как и «Прaвило гот0вzщымсz служи1ти, и3 хотsщымъ причасти1тисz с™hхъ б9eственныхъ тaинствъ тёла и3 кр0ве гDа ї}са хrтA» не включено в состав этой богослужебной книги.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.