Главная/Библиотека/Вестник Московской митрополии/№7-8 за 2007 год/

протоиерей Алексий Тимофеев. Как помочь страждущему от алкогольной зависимости

Опыт работы православного прихода

Нет, наверное, такого прихода, где бы священнику не пришлось столкнуться лицом к лицу с бедой пьянства. Как поступить с пьющим человеком? Можно наложить на него суровую епитимью, можно постараться усовестить, затем причастить и отпустить. Наверное, так и следовало бы делать, если бы пьяниц у нас было бы как в старину — 1 на сотню человек. Но сегодня совсем другая картина: если верить статистическим данным, идет стремительная алкоголизация страны. Количество смертей, связанных с употреблением алкоголя, в России достигло

1 миллиона человек в год, по данным 2003 года — только 3% людей ведут трезвый образ жизни. При таком положении вещей каждый священник на приходе призван стать на защиту своего гибнущего народа.

Ещё в конце XIX века в России появились первые великие труженики на ниве трезвости: ученый педагог Сергей Александрович Рачинский, основатель первого в России общества Трезвости в селе Татево, Тверской губернии; петербургский священник Александр Рождественский, собравший за 7 лет своего служения в своем Алексанро-Невском обществе трезвости около 100 тысяч человек. К 1917 году трудами его соратников и последователей — священномученика Философа Орнатского, священника Петра Полякова и других — такие общества были во многих приходах по всей России. В 1960-е годы, в разгар атеизма, сонм борцов за народную трезвость украсила новая личность — это петербургский ученый биолог Геннадий Андреевич Шичко. Сам того не осознавая, Геннадий Андреевич явился продолжателем трудов священника Александра Рождественского. В своих трудах ученый доказал, что человек — по природе своей трезвенник, а алкоголизм — это психологическое отклонение в результате искажения сознания ложными сведениями об алкоголе и последствиях его употребления. Широко распространенная ложь, якобы алкоголь — это пищевой продукт, лекарственное средство при некоторых заболеваниях и т.п., внедряясь в сознание человека, делает его питейно запрограммированным. Такой человек настроен на регулярное употребление спиртного, в его сознании вырабатывается питейное убеждение, т.е. уверенность в естественности, полезности и даже необходимости в жизни пить спиртное. От него скрыто, что алкоголь — наркотический яд, как наркотическое средство он быстро вводит человека в состояние привыкания и зависимости, поэтому его употребление может привести к алкоголизму, т.е. постоянной потребности в спиртном. Важнейшими задачами освобождения человека от алкоголизма являются уничтожение питейного убеждения и выработка нового — трезвенного. Для этого необходимо серьезно заниматься сознанием человека: освободить его от ложных взглядов, представлений и понятий, привить истинные понятия о спиртных «напитках» и последствиях их поглощения.

Переработанный на основе святоотеческого наследия метод Г. А. Шичко ныне используется в Православной Церкви. Крупнейшими центрами, где с помощью этого метода спасают людей от алкогольной зависимости, сегодня являются Школа трезвения при Отделе по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии, а также Общество «Трезвение» при соборе святого благоверного великого князя Александра Невского в Екатеринбурге. Общение со священниками, имеющими многолетний опыт работы на ниве трезвости: отцами Алексием Морозом, Игорем Бачининым, а также ныне покойным Владимиром Алексеевичем Михайловым (учеником Г. А. Шичко), помогло познать плоды этого метода и в нашем Братстве Трезвости в честь иконы «Неупиваемая Чаша» при Никольском храме села Озерецкое Московской епархии.

Каким же образом наше Братство трезвости оказывает помощь людям в освобождении их от алкогольной зависимости? Необходимое условие успеха — желание самого человека и готовность ради этой цели трудиться под руководством священника. Таких страждущих мы поселяем на территории прихода как минимум на 10 дней. Каждый день вечером с ними проводим занятия, главные темы которых:

правда об алкоголе, его воздействие на организм и психику человека;

как человек становится алкогольно запрограммированным;

алкогольный террор против России;

духовная жажда как причина потребности человека в наркотическом веществе и губительный способ её утоления;

понятие о человеке, его телесной, душевной и духовной жизни;

смысл жизни человека;

о Господе Боге и Его заповедях;

Таинства Церкви — источник истинной радости, путь к обретению смысла жизни;

о грехе, подготовка к исповеди;

спасение души — путь к спасению семьи, рода, народа.

Таким образом, смысл занятий сводится к обретению страждущими трезвенных понятий, им предлагается выбрать путь духовного трезвения в традициях Православной Церкви. Проживая на территории прихода, будущие трезвенники подчинены определенному режиму: с территории прихода отлучаться им запрещено без благословения настоятеля, утром и перед сном все вместе читают положенные молитвы, выполняют сельскохозяйственные строительные и другие работы, при этом питаются и проживают эти люди бесплатно. Обязательно присутствуют на Богослужениях, приучаются к исповеди и Причастию. Важнейшее средство изменения подсознания и выработки трезвенных убеждений — это написание дневников. Каждый вечер перед сном страждущие письменно отвечают на вопросы дневника, который потом сдают на проверку настоятелю. Ответы должны быть максимально полными. При этом известно, когда человек пишет, у него активизируются все виды памяти (он думает над написанным, видит и проговаривает каждое слово). Время перед отходом ко сну выбрано тоже не случайно: в этот период подсознание наиболее открыто для новых убеждений. Вот главные вопросы дневника: как Вы относитесь к спиртному; Ваше отношение к предложениям выпить жидкость, отравленную алкоголем; Ваша программа дальнейшего отношения к спиртным изделиям; в каком случае некоторые люди травят себя спиртным (вспомните один случай), зачем они это делают, в чем их действия, на Ваш взгляд, неправильны, как в этом же случае поступите Вы; что конкретно Вам известно о вредоносном действии спиртного; какие переживания Вы испытываете оттого, что не употребляете спиртное; Ваше отношение к пьяным, т.е. к людям, которые отравлены алкогольным ядом; Ваше самочувствие в настоящее время (сон, аппетит, настроение, отношение к собственным поступкам и т.д.); как изменились взаимоотношения с людьми, в связи с Вашим переходом к нормальному, трезвому образу жизни; впечатление от проведенного занятия, неясные вопросы, просьбы и т.д.; Ваша настроенность на завтрашний день; написать настрой на трезвость и некурение левой рукой (4–5 предложений).

Подобные занятия и работа с дневниками оказались полезны не только алкоголезависимым, но и их родственникам. Они в дневниках отражают борьбу с какой-либо из своих страстей: с раздражительностью, с чревоугодием и пр. При этом родные страждущих начинают видеть свою вину в семейной драме, по-другому относиться к тем, в ком ещё вчера видели причину своего несчастья. Они искренне каются на исповеди, часто причащаются, укрепляются духовно. Желая помочь ближним, они трудятся, твердо веруя, что начинать спасение семьи нужно с самого себя.

Занятия с желающими избавиться от алкогольно-табачной зависимости и их родственниками постоянно проводятся на приходе. Естественным результатом их является воцерковление слушателей. Большая часть тех, кто прошли цикл занятий, обычно решают вступить в Братство трезвости. Прием в братство происходит в два этапа: на первом — желающий готовится к принятию Обета трезвости. В этот период он вместе со всеми членами братства читает акафист Божией Матери перед Её иконой «Неупиваемая Чаша» и принимает Устав братства. Согласно уставу он старается посещать все воскресные и праздничные богослужения, еженедельно исповедуется, часто причащается Святых Христовых Таин; учится ответственно относиться к домашней молитве и чтению Евангелия; уклоняться от общества и дружбы с коснеющими в нетрезвой жизни людьми. Желающему вступить в братство рекомендуется не пропускать общие собрания: получая знания о Православии и духовной жизни, он сможет своевременно оказать поддержку и помощь брату, сестре — трезвенникам. Необходимо уклоняться от сквернословия и добрыми словами уговаривать родных и близких бросать пьяную нетрезвую жизнь; читать духовные книги, воздерживаться от просмотра соблазнительных передач по телевизору и слушания соблазнительных речей. При появлении желания выпить или поддаться другому пороку ему следует сообщить об этом священнику, начать читать Евангелие, класть земные поклоны с молитвой Иисусовой. Предавая себя в волю Божию, борец за трезвость будет в покаянии взывать ко Спасителю, Божией Матери, святым до тех пор, пока не уйдет страстный помысл. Так он познает на опыте любовь Божию и утвердится в намерении не возвращаться к пороку. Полноценное вступление в братство совершается с принятием обета трезвости. Торжественно служится особый молебен. В конце службы каждый трезвенник читает молитву: познав всю пагубу своих страстей и грехов, от них исходящих, он пред пречистым образом Богородицы, пред святыми мощами и образами изъявляет твердое намерение и дает крепкое обещание не пить вина и ничего хмельного, а также не соблазнять к тому и других, равно не принимать никакого участия в различного рода зазорных играх и не произносить скверных, гнилых слов — в грядущее время — от сего дня впредь на такой-то срок. Далее он просит Премилосердого и Всещедрого Господа Иисуса Христа, благословить его благое намерение и помочь ему, слабому и немощному, благополучно сдержать данное им слово ради славы Божией и во спасение души своей силою честнаго и животворящего Креста, молитвами Всепречистой Владычицы нашей Богородицы, святителя Николая, священномученика Харалампия, святых царственных страстотерпцев и всех святых. Духовник братства вручает каждому Грамоту трезвенника. Срок обета бывает разный, устанавливается духовником, обычно на исповеди. За несколько дней перед окончанием срока, снова принимается обет на более длительный период, если страждущий увереннее чувствует себя в своем новом состоянии.

У кого-нибудь может возникнуть вопрос: «Зачем принимать обет трезвости родственникам пьющих или членам братства, не имеющим алкогольной зависимости?» Невозможно высказать, как тяжело видеть страдания людей, наших братьев и сестер, а самое главное — ни в чем не повинных детей от алкогольной беды. Неужели приятно употреблять спиртные «напитки», зная, какие тяжкие мучения они приносят нашим близким. Неужели ради них не согласимся пожертвовать малейшим удовольствием, которое для себя подчас необоснованно считаем невинным. Потому решили члены Братства полностью отказаться от употребления спиртного, и никто не жалеет, на праздниках наших нет недостатка в общении и веселье.

Расскажу о своем личном опыте. Я, как духовник братства, тоже дал обет трезвости. Поначалу я представлял себе этот поступок как пожертвование невинным для меня удовольствием ради спасения пьющих братьев и сестер. В конце первого обетного срока меня стала тревожить мысль оставить путь трезвости и снова позволить себе выпивать немного по праздникам в кругу друзей. Я решил не поддаваться помыслу и продлил обет на новый срок. Тогда-то я познал, «яко благ Господь»: я почувствовал помощь Божию в борьбе с собственными страстями. То, что невозможным казалось раньше, стало с помощью Божией легко преодолимым. Так я понял: обет нужен мне самому.

Второй вид нашей деятельности распространяется на всех членов Братства трезвости. Каждое воскресенье перед Божественной литургией все собираются перед образом Божией Матери «Неупиваемая Чаша» и читают акафист, в конце которого молитвенно поминают всех страждущих от пьянства и нетрезвой жизни. Люди молятся друг за друга и о всех страдающих пристрастием к алкоголю и наркотикам, зачастую весь приход принимает участие в этой молитве. Помимо этого, каждый трезвенник несет ответственность: дома в определенный день недели прочитать акафист и помолиться о пьющих людях и о членах братства. Таким образом, акафист читается братством ежедневно. На Божественной литургии на проскомидии вынимаются частички и поминаются страждущие, перед храмовыми тропарями поется тропарь иконе «Неупиваемая Чаша», особые прошения о болящих вставляются в сугубую ектению.

После Божественной литургии собираемся в классе на занятие. Цель занятий: научиться видеть и ненавидеть свои грехи и страсти; узнать, как в Таинствах Церкви можно познать Живого Бога, Его Божественную любовь к кающемуся грешнику, чтобы полюбить Небесного Отца и вечную жизнь с Ним и возвестить исправлением своей жизни об этой любви всем родным и знакомым. На занятиях читается и объясняется Евангелие, делаются доклады о православном вероучении и о духовной жизни, о богослужении, о проблемах семьи и воспитания, о возможности нести людям знание о здоровом образе жизни.

Таким образом, болезненная зависимость от табака, алкоголя и других наркотиков непосредственно связана и является следствием

искажения духовной жизни человека. Освобождение от зависимости достигается, во-первых, при воздействии на душу страждущего исцеляющей божественной благодати через Таинства Церкви — исповеди, причащения. Во-вторых, необходимо привить ищущим спасения от пристрастия к чему-либо правильные понятия об алкоголе, о Боге, окружающем мире, человеке, душе. Здесь необходимо пастырское окормление: огласительные беседы, занятия по изучению основ Православия, надо научить наблюдению за своим духовным состоянием, покаянию, молитве, воздержанию. И, наконец, принятие обета трезвости замечательно способствует исцелению души пораженной страстью, так как страждущий ощущает себя под особым покровом Божиим, если только старается строить свою жизнь по правилам христианского благочестия под руководством священника-духовника.

Когда человек полюбит богослужение, молитву, исповедь, Причастие, когда жалко ему любого нетрезвого человека, тогда только можно говорить о его освобождении от пагубной страсти.

Несколько циклов занятий были проведены в Наркологическом центре г. Дмитрова. Здесь около 4 лет существует православная группа, которой руководит психолог Наталья Михайловна Гаврилова. Каждую среду для бесед с членами этой группы Наталья Михайловна приглашала священников. Здесь с большой радостью встречали отца Анатолия Пахмутова, отца Димитрия Колупаева и членов нашего Братства трезвости. Беседы предваряются молебном в особой молельной комнате, обустроенной трудами членов группы. В занятиях неоднократно принимал участие Сергей Борисович Шилков, руководитель Школы трезвения при храмах в Косино. В январе для выступления на Международных Рождественских чтениях приехал из Ижевска руководитель Удмурдского отделения СБНТ (Союза борьбы за народную трезвость) Н. В. Январский. Это опытный педагог, специалист, ведущий уже много лет работу по освобождению страждущих от алкогольной зависимости, одновременно он трудится в качестве старосты православного храма в своем городе. Мы пригласили Николая Владимировича провести цикл занятий в Дмитровском наркоцентре, хотелось приобрести новый опыт в помощи страждущим от алкоголя людям. Действительно, его живое слово, богатая эрудиция, умение заинтересовать всех каждый вечер привлекали все большее количество слушателей. А сколько было слышно слов благодарности от самих страждущих, открывших для себя новые радости, новую жизнь, в которой нет места отравлению себя и окружающих алкогольными и табачными ядами и связанному с этим горю личному, семейному, общественному.

Ещё с древних времен мощным средством привлечения милости Божией, особенно во время войн, эпидемий, природных катаклизмов, являлись крестные ходы. Братство Никольского храма совершает крестный ход обычно 2 раза в год. В ближайший к празднику иконы «Неупиваемая Чаша» воскресный день после Божественной литургии мы с иконами, с пением молитв обходим поселение совхоза «Останкино», возле школы совершается молебен и праздничный концерт, с призывом к трезвой жизни обращаются к жителям представители администрации, трезвенники братства и гости. Дважды совершались шествия на дальние расстояния (14–15 км) в поселок Каменка и в село Гульнево, больше 100 человек шли, непрерывно воспевая молитвы, в деревнях останавливались, молились, поздравляли жителей.

Братство ведет и просветительскую работу: организует паломнические поездки, издает газету «Чаша Спасения», летом 2005 года в храме был записан молебен с акафистом перед иконой «Неупиваемая Чаша». Диски с записью и кратким рассказом о жизни храма и братства успешно распространяются.

Мы приглашаем всех добрых людей, особенно православных пастырей, принять участие в трезвенном движении. Ведь в наше судьбоносное время от трезвости-трезвения каждого зависит будущее нашего народа, страны. Научить этому людей словом и примером — кто возьмет на себя этот подчас тяжелый труд, если не мы, православные священники.

А теперь несколько примеров.

Около 15 лет назад появился в храме прихожанин А., стал работать водителем. Время от времени он впадал в запои, которые длились от десяти до пятнадцати дней. Жена, пришедшая в храм одновременно с мужем, решительно стала бороться за него: читала акафист перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша», старалась жить духовной жизнью. Супруги стали членами братства и приняли обет трезвости. Уже более пяти лет как А. совсем не употребляет алкоголя, он помолодел, успокоился, появился новый стимул к жизни, новая интересная работа (водитель машины скорой помощи).

В другой семье муж выпивал каждый день, жена 5 лет молилась с верой, дома терпела скандалы, истошный крик, нецензурную брань. Наконец супруг согласился посещать занятия, но первое время не вступал в братство. Теперь уже два года, как принял обет трезвости, радуется новой трезвой безалкогольной жизни, часто причащается Святых Христовых Таин.

А есть и такой случай: человек после страшных запоев с белой горячкой пришел к нам в Братство. Занятия и обет трезвости помогли ему стать трезвенником, но он долго не мог расстаться с табаком. Испугавшись того, что ему придется писать дневники в течение длительного времени каждую ночь, он решительно, потерпев абстинентные муки, расстался с курением.

И таких историй множество.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.