Главная/Епархия сегодня/Епархиальные структуры/Епархиальные отделы и комиссии/

Положение о Епархиальном отделе по реставрации и строительству Московской епархии Русской Православной Церкви

(с изменениями на 18 апреля 2018 г.)

1.   Общие положения

1.1.       Епархиальный отдел по реставрации и строительству (далее в тексте – Отдел) действует при Московском епархиальном управлении и является методическим и координирующим центром по вопросам реставрации и строительства зданий и сооружений, управления принадлежащей церковным организациям Московской епархии недвижимости (далее – церковная недвижимость), а также по иным вопросам в соответствии с указаниями Управляющего Московской епархией.

1.2.       Деятельность Отдела осуществляется под прямым руководством Управляющего Московской епархией, без благословения которого никакое решение Отдела не может быть проведено в жизнь.

1.3.       Отдел не является юридическим лицом и не ведёт никакой хозяйственной деятельности. Материальное обеспечение работы Отдела осуществляется за счёт средств церковных организаций, в которых председатель и члены Отдела несут свои основные послушания.

1.4.       В своей деятельности Отдел руководствуется церковными правилами и канонами, указаниями священноначалия, действующим законодательством, иными государственными нормативными актами, а также настоящим Положением.

1.5.       Отдел может иметь печать для церковного заверения создаваемых Отделом документов и бланк для оформления исходящей корреспонденции и внутренних документов Отдела. На печати и бланке размещается полное название Отдела и указывается его принадлежность Московской епархии Московского Патриархата.

2. Организация работы Епархиального отдела по реставрации и строительству

2.1.       Отдел возглавляется председателем, которого назначает и освобождает от должности Управляющий Московской епархией.

2.2.       Секретарь Отдела назначается и освобождается от должности Управляющим Московской епархией по представлению председателя Отдела.

2.3.       Заместитель председателя Отдела, епархиальный древлехранитель, назначается и освобождается от должности Управляющим Московской епархией по представлению председателя Отдела.

2.4.       Епархиальный архитектор назначается и освобождается от должности Управляющим Московской епархией по представлению председателя Отдела.

2.5.       Должности епархиального древлехранителя и епархиального архитектора может занимать одно и то же лицо.

2.6.       Членов Отдела от монастырского и церковных округов и от Коломенской духовной семинарии назначают и освобождают от должности благочинные этих округов или, соответственно, ректор Коломенской духовной семинарии, информируя о своём решении председателя Отдела. Члена Отдела от единоверческого прихода Михаило-Архангельского храма с. Михайловская Слобода назначает настоятель этого прихода, также информируя о своём решении председателя Отдела.

2.7.       Председатель Отдела, епархиальный древлехранитель, епархиальный архитектор, секретарь и члены Отдела исполняют свои обязанности в Отделе на благотворительной основе.

2.8.       Для оптимизации деятельности Отдела председатель может создать аппарат Отдела и организовывать его работу по своему усмотрению. Материальное обеспечение работы аппарата Отдела осуществляется за счёт средств церковной организации, в которой несёт основное послушание председатель Отдела.

2.9.       В Отделе в обязательном порядке ведётся делопроизводство, форма которого определяется председателем Отдела.

2.10.    При назначении нового председателя Отдела ему передаются:

-        все имеющиеся в наличии дела Отдела в электронной форме;

-        все имеющиеся в наличии дела Отдела в бумажной форме;

-        библиотека Отдела:

- книги и другие единицы хранения,

- каталоги и другие учётные материалы;

-        интернет-сайт Отдела.

3. Основные направления деятельности Епархиального отдела по реставрации и строительству

3.1.       Отдел ведёт учёт церковной недвижимости и оказывает методическую помощь по организации учёта церковной недвижимости в благочиниях и церковных организациях.

3.2.       Отдел оказывает методическую и консультативную помощь благочинным, руководителям церковных организаций Московской епархии и их представителям по вопросам оформления прав на церковную недвижимость и по другим вопросам.

3.3.       По поручению Управляющего Московской епархией Отдел осуществляет взаимодействие с учреждениями Московской Патриархии и другими церковными учреждениями.

3.4.       По поручению Управляющего Московской епархией Отдел осуществляет взаимодействие с государственными учреждениями.

3.5.       Отдел осуществляет церковный контроль над сохранением принадлежащих церковным организациям Московской епархии движимых и недвижимых объектов культурного наследия: храмовых и иных зданий и сооружений; произведений иконописи, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства; иных материальных памятников истории и культуры.

3.6.       Отдел участвует в подготовке годового Епархиального отчёта.

3.7.       Отдел выполняет иные поручения Управляющего Московской епархией.

3.8.       В Отделе имеется библиотека.

3.9.       Отдел ведёт интернет-сайт.

3.10.    При Отделе действует Консультативно-экспертный совет.

4. Консультативно-экспертный совет при Епархиальном отделе по реставрации и строительству

4.1.       Консультативно-экспертный совет при Епархиальном отделе по реставрации и строительству (далее в тексте – Консультативно-экспертный совет) создан распоряжением по Московской епархии от 20 июля 2007 г. № 2255 в целях оказания помощи священноначалию, благочиниям, приходам, монастырям и другим церковным организациям Московской епархии в решении архитектурных и художественных задач.

4.2.       В своей деятельности Консультативно-экспертный совет руководствуется церковными правилами и канонами, указаниями священноначалия, действующим законодательством иными нормативными актами в области строительства, архитектуры и искусства, а также настоящим Положением.

4.3.       В соответствии с конституционным принципом отделения Церкви от государства, Консультативно-экспертный совет не подменяет и не дублирует действий государственных органов, осуществляющих контроль в области охраны культурного наследия, и других государственных органов.

4.4.       Состав Консультативно-экспертного совета

4.4.1.   Председателем Консультативно-экспертного совета является председатель Епархиального отдела по реставрации и строительству – по должности. В случае надобности, Управляющий Московской епархией может назначить на эту должность иное лицо по своему усмотрению.

4.4.2.   В соответствии с утверждённым на заседании Священного Синода 6 октября 2017 года (журнал № 91) «Положением о епархиальном архитекторе (для епархий на территории Российской Федерации)», епархиальный архитектор является членом Консультативно-экспертного совета– по должности.

4.4.3.   Остальные члены Консультативно-экспертного совета назначаются Управляющим Московской епархией из числа клириков и мирян Русской Православной Церкви, имеющих образование и опыт работы, соответствующие задачам Консультативно-экспертного совета, по представлению председателя Епархиального отдела по реставрации и строительству.

4.4.4.   Для решения отдельных вопросов, поставленных перед Консультативно-экспертным советом, к его работе могут разово или постоянно привлекаться, кроме членов Консультативно-экспертного совета, другие специалисты.

4.5.       Основные задачи Консультативно-экспертного совета

4.5.1.   Оказание консультативной помощи благочиниям, приходам, монастырям и другим церковным организациям по вопросам:

-        создания генеральных планов храмовых комплексов;

-        строительства или реставрации храмов;

-        создания или реставрации росписи храмов;

-        создания или реставрации иконостасов;

-        проведения других художественных работ по интерьеру храмов;

-        реставрации и хранения отдельных представляющих художественную ценность икон и предметов церковной утвари;

-        создания или реставрации других принадлежащих церкви объектов, требующих особого внимания церковных специалистов художников, реставраторов, архитекторов.

4.5.2.   По благословению Управляющего Московской епархией проведение архитектурно-строительной и художественной экспертизы эскизных проектов:

-        генеральных планов храмовых комплексов;

-        строительства или реставрации храмов;

-        создания или реставрации росписи храмов;

-        создания или реставрации иконостасов;

-        других значительных в художественном отношении работ по интерьеру храмов;

-        создания или реставрации других принадлежащих церкви объектов, требующих особого внимания церковных специалистов художников, реставраторов, архитекторов.

4.5.3.   Выполнение иных поручений Управляющего Московской епархией.

4.6.       Порядок работы Консультативно-экспертного совета

4.6.1.   При получении задания на экспертизу или какого-либо другого поручения от Управляющего Московской епархией Консультативно-экспертный совет выполняет это поручение, после чего председатель Консультативно-экспертного совета представляет Управляющему Московской епархией рапорт с отчётом о выполненном задании или экспертное заключение.

4.6.2.   Экспертиза может проводиться также по просьбе благочинных или руководителей церковных организаций Московской епархии. Им же в таком случае и направляется экспертное заключение.

4.6.3.   Благочинные и руководители церковных организаций Московской епархии, желающие получить консультацию Консультативно-экспертного совета, обращаются к председателю Консультативно-экспертного совета лично или по телефону, или письменно (возможно по электронной почте).

4.6.4.   Все члены Консультативно-экспертного совета несут это послушание на благотворительной основе.

4.6.5.   Если для решения возникшего вопроса признаётся необходимым выезд члена Консультативно-экспертного совета (привлекаемого специалиста) на объект, то обеспечение транспортом и транспортные расходы берёт на себя церковная организация или благочиние, которые обратились за консультацией.

4.6.6.   Устные консультации даются членами Консультативно-экспертного совета на благотворительной основе.

4.6.7.   Любые договорённости физических и юридических лиц с членами Консультативно-экспертного совета (привлекаемыми специалистами) о выполнении работ производятся вне рамок деятельности Епархиального отдела по реставрации и строительству и Консультативно-экспертного совета. Епархиальный отдел по реставрации и строительству и Консультативно-экспертный совет не контролируют такие договорённости и не несут за них ответственности.

4.6.8.   Делопроизводство Консультативно-экспертного совета ведётся в составе делопроизводства Епархиального отдела по реставрации и строительству.

5. Сохранение объектов культурного наследия. Епархиальный древлехранитель

5.1.       Вопросы сохранения объектов культурного наследия в Московской епархии курирует заместитель председателя Епархиального отдела по реставрации и строительству - епархиальный древлехранитель.

5.2.       Епархиальный древлехранитель в своей деятельности руководствуется церковными правилами и канонами, распоряжениями Управляющего Московской епархией и иными указаниями священноначалия, действующим законодательством и иными нормативными актами в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия, рекомендациями Патриаршего совета по культуре, указаниями председателя Епархиального отдела по реставрации и строительству, а также настоящим Положением.

5.3.       Епархиальный древлехранитель обязан знать законодательство Российской Федерации в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия.

5.4.       Епархиальный древлехранитель подотчётен Управляющему Московской епархиейи председателю Отдела.

5.5.       Епархиальный древлехранитель обязан своевременно информировать о возникающих в епархии значимых проблемах, связанных с сохранением объектов культурного наследия,

-                    Управляющего Московской епархией,

-                    председателя Отдела,

-                    а также – по благословению Управляющего Московской епархией - Патриарший совет по культуре.

5.6.       Епархиальный древлехранитель может при необходимости привлекать помощников и организовывать их работу по своему усмотрению – создать свой аппарат. Материальное обеспечение работы аппарата епархиального древлехранителя осуществляется за счёт средств церковной организации, в которой несёт основное послушание епархиальный древлехранитель, или иных средств.

5.7.       Епархиальный древлехранитель может иметь печать для церковного заверения создаваемых им документов и бланк для оформления исходящей корреспонденции, инструкций, предписаний и других создаваемых епархиальным хранителем документов. На печати и бланке размещаются слова «Епархиальный древлехранитель», а также полное название Отдела и указывается его принадлежность Московской епархии Московского Патриархата.

5.8.       Взаимодействие Епархиального древлехранителя с церковными организациями Московской епархии

5.8.1.   Епархиальный древлехранитель оказывает консультативную помощь церковным организациям Московской епархии в подготовке проектной и разрешительной документации при проведении работ на принадлежащих им объектах культурного наследия для представления её в государственные органы.

5.8.2.   Епархиальный древлехранитель оказывает консультативную помощь благочинным, настоятелям и сотрудникам церковных организаций по вопросам сохранения объектов культурного наследия.

5.8.3.   Епархиальный древлехранитель контролирует соблюдение церковными организациями Московской епархии требований к сохранению принадлежащих им объектов культурного наследия. С этой целью епархиальный древлехранитель проводит лично (при необходимости – с помощью членов Консультативно-экспертного совета или других специалистов) обследование технического состояния принадлежащих церковным организациям Московской епархии объектов культурного наследия:

-                    по просьбам руководителей этих организаций;

-                    по просьбам благочинных;

-                    по поручению Епархиального управления;

-                    по прямому указанию Управляющего Московской епархией.

5.8.4.   Если для решения вопроса, возникшего у руководителя церковной организации или благочинного, признаётся необходимым выезд епархиального древлехранителя на объект, то обеспечение транспортом и транспортные расходы берёт на себя церковная организация или благочиние, которые обратились за консультацией

5.8.5.   Епархиальный древлехранитель по поручению Управляющего Московской епархией принимает меры для пресечения деятельности, влекущей уничтожение, разрушение, повреждение или искажение принадлежащих церковным организациям Московской епархии объектов культурного наследия.

5.8.6.   В случае крайней необходимости, при значительной угрозе сохранности объекта культурного наследия епархиальный древлехранитель может потребовать от руководителя церковной организации немедленного прекращения работ на этом объекте с выдачей, если нужно, письменного предписания. Если при этом возникает конфликтная ситуация, епархиальный древлехранитель обязан срочно (не позднее следующего рабочего дня) доложить о случившемся в Епархиальное управление и председателю Отдела.

5.8.7.   В соответствии с конституционным принципом отделения Церкви от государства, епархиальный древлехранитель не подменяет и не дублирует действий государственных органов, осуществляющих контроль в области охраны культурного наследия, и других государственных органов.

5.8.8.   Епархиальный древлехранитель по согласованию с председателем Отдела может в пределах своей компетенции запрашивать информацию у канонических подразделений Московской епархии.

5.8.9.   Епархиальный древлехранитель по согласованию с председателем Отдела может в пределах своей компетенции направлять письма и иную информацию каноническим подразделениям Московской епархии.

5.9.       Взаимодействие Епархиального древлехранителя с Патриаршим советом по культуре

5.9.1.   По благословению Управляющего Московской епархией епархиальный древлехранитель взаимодействует с Патриаршим советом по культуре, согласовывая свои действия с председателем Отдела.

5.9.2.   По благословению Управляющего Московской епархией епархиальный древлехранитель проходит обучение на курсах по сохранению памятников церковной архитектуры и искусства при Патриаршем совете по культуре и получает официальный документ о прохождении курсов епархиального древлехранителя.

5.9.3.   По благословению Управляющего Московской епархией епархиальный древлехранитель принимает участие в проводимых Патриаршим советом по культуре курсах повышения квалификации, научно-практических конференциях и отчётных семинарах по сохранению объектов культурного наследия.

5.9.4.   По указанию Управляющего Московской епархией епархиальный древлехранитель информирует Патриарший совет по культуре об имеющихся в Московской епархии значимых проблемах, связанных с сохранением объектов культурного наследия.

5.10.    Взаимодействие епархиального древлехранителя со светскими структурами

5.10.1.           Епархиальный древлехранитель по благословению Управляющего Московской епархией, по согласованию с председателем Отдела взаимодействует с уполномоченными государственными органами и организациями по вопросам сохранения объектов культурного наследия, принадлежащих церковным организациям Московской епархии.

5.10.2.           Епархиальный древлехранитель по согласованию с Управляющим Московской епархией и председателем Отдела участвует в переговорах церковных организаций Московской епархии с уполномоченными государственными органами по вопросам соблюдения требований к сохранению объектов культурного наследия, принадлежащих данным церковным организациям.

5.10.3.           Епархиальный древлехранитель по согласованию с Управляющим Московской епархией и председателем Отдела уполномочен запрашивать у государственных учреждений информацию по вопросам сохранения объектов культурного наследия.

6. Храмоздательство. Епархиальный архитектор

6.1.       Вопросы проектирования, строительства, реконструкции, ремонта и эксплуатации зданий и сооружений в Московской епархии курирует епархиальный архитектор.

6.2.       Епархиальным архитектором, как правило, назначается штатный клирик Московской епархии. При необходимости, Управляющий Московской епархии может назначить на эту должность иное лицо.

6.3.       В своей деятельности епархиальный архитектор подотчётен Управляющему Московской епархией и председателю Отдела.

6.4.       Епархиальный архитектор в своей деятельности руководствуется церковными правилами и канонами; распоряжениями Управляющего Московской епархией и иными указаниями священноначалия; действующим законодательством и иными нормативными актами в области строительства, реконструкции, ремонта и эксплуатации зданий и сооружений; «Положением о епархиальном архитекторе (для епархий на территории Российской Федерации)»; указаниями председателя Епархиального отдела по реставрации и строительству; настоящим Положением.

6.5.       Епархиальный архитектор должен иметь профильное образование.

6.6.       Епархиальный архитектор может при необходимости привлекать помощников и организовывать их работу по своему усмотрению – создать свой аппарат. Материальное обеспечение работы аппарата епархиального архитектора осуществляется за счёт средств церковной организации, в которой несёт основное послушание епархиальный архитектор, или иных средств.

6.7.       Епархиальный архитектор может иметь печать для церковного заверения создаваемых им документов и бланк для оформления исходящей корреспонденции, инструкций, предписаний и других создаваемых епархиальным архитектором документов. На печати и бланке размещаются слова «Епархиальный архитектор», а также полное название Отдела и указывается его принадлежность Московской епархии Московского Патриархата.

6.8.       Епархиальный архитектор обязан своевременно информировать о возникающих в Московской епархии значимых проблемах в области проектирования, строительства, реконструкции, ремонта и эксплуатации зданий и сооружений

-                    Управляющего Московской епархией,

-                    председателя Отдела,

-                    а также – по указанию Управляющего Московской епархией –общецерковный Экспертный совет по церковному искусству, архитектуре и реставрации.

6.9.       Взаимодействие Епархиального архитектора с церковными организациями Московской епархии

6.9.1.   Епархиальный архитектор оказывает консультативную помощь церковным организациям Московской епархии в подготовке проектной и разрешительной документации в области строительства, реконструкции, ремонта и эксплуатации зданий и сооружений для представления её в государственные и муниципальные органы.

6.9.2.   Епархиальный архитектор оказывает консультативную помощь благочинным, настоятелям и сотрудникам церковных организаций по вопросам проектирования, строительства, реконструкции, ремонта и эксплуатации зданий и сооружений.

6.9.3.   Епархиальный архитектор по поручению Управляющего Московской епархией контролирует соблюдение церковными организациями Московской епархии церковных и технических требований в области проектирования, строительства, реконструкции и ремонта зданий и сооружений. С этой целью епархиальный архитектор проводит лично (при необходимости – с привлечением специалистов) обследование технического состояния принадлежащих церковным организациям Московской епархии зданий и сооружений:

-                    по просьбам руководителей этих организаций;

-                    по просьбам благочинных;

-                    по поручению Епархиального управления;

-                    по прямому указанию Управляющего Московской епархией.

6.9.4.   Если для решения вопроса, возникшего у руководителя церковной организации или благочинного, признаётся необходимым выезд епархиального архитектора на объект, то обеспечение транспортом и транспортные расходы берёт на себя церковная организация или благочиние, которые обратились за консультацией

6.9.5.   В соответствии с конституционным принципом отделения Церкви от государства, епархиальный архитектор не подменяет и не дублирует действий государственных органов, осуществляющих контроль в области строительства, реконструкции, ремонта и эксплуатации зданий и сооружений, и других государственных органов.

6.9.6.   Епархиальный архитектор по согласованию с председателем Отдела может в пределах своей компетенции запрашивать информацию у канонических подразделений Московской епархии.

6.9.7.   Епархиальный архитектор по согласованию с председателем Отдела может в пределах своей компетенции направлять письма и иную информацию каноническим подразделениям Московской епархии.

6.10.    Взаимодействие епархиального архитектора с общецерковный Экспертным советом по церковному искусству, архитектуре и реставрации

6.10.1.           По указанию Управляющего Московской епархией епархиальный архитектор взаимодействует с общецерковным Экспертным советом по церковному искусству, архитектуре и реставрации, согласовывая свои действия с председателем Отдела.

6.10.2.           По благословению Управляющего Московской епархией епархиальный архитектор проходит обучение или переаттестацию и получает в Экспертном совете по церковному искусству, архитектуре и реставрации документ о прохождении обучения или переаттестации в установленном порядке.

6.10.3.           По благословению Управляющего Московской епархией Епархиальный архитектор принимает участие в семинарах по храмовой архитектуре в соответствии с приглашениями, направляемыми Патриаршим советом по культуре и/или Экспертным советом по церковному искусству, архитектуре и реставрации на имя правящего архиерея.

6.11.    Взаимодействие Епархиального архитектора со светскими структурами

6.11.1.           Епархиальный архитектор по благословению Управляющего Московской епархией, по согласованию с председателем Отдела взаимодействует с уполномоченными государственными органами и организациями по вопросам проектирования, строительства, реконструкции, ремонта и эксплуатации зданий и сооружений, принадлежащих церковным организациям Московской епархии.

6.11.2.           Епархиальный архитектор по согласованию с Управляющим Московской епархией и председателем Отдела уполномочен запрашивать у государственных учреждений информацию по вопросам проектирования, строительства, реконструкции, ремонта и эксплуатации зданий и сооружений.

7. Учёт церковной недвижимости и оформление прав на церковную недвижимость. Секретарь Отдела

7.1.       Вопросы учёта церковной недвижимости и оформления прав на церковную недвижимость в Московской епархии курирует секретарь Отдела.
7.2.       Секретарь Отдела в своей деятельности руководствуется церковными правилами и канонами, указаниями священноначалия, действующим законодательством, иными государственными нормативными актами, указаниями председателя Отдела, а также настоящим Положением.
7.3.       Секретарь Отделав своей деятельности подотчётен председателю Отдела.
7.4.       Секретарь Отдела может привлекать помощников и организовывать их работу по своему усмотрению – создать свой аппарат. Материальное обеспечение работы аппарата секретаря Отдела осуществляется за счёт средств церковной организации, в которой секретарь Отдела несёт основное послушание.
7.5.       Секретарь Отдела может иметь бланк для оформления исходящей корреспонденции, инструкций, запросов и других создаваемых секретарём Отдела документов. Форма и реквизиты бланка согласуются с председателем Отдела.
7.6.       Секретарь Отдела ответственно ведёт учёт всей церковной недвижимости в Московской епархии и с этой целью может запрашивать информацию от благочиний и церковных организаций и направлять им соответствующие инструкции.
7.7.       Секретарь Отдела осуществляет проведение сверок имеющейся в Отделе учётной информации по церковной недвижимости с благочиниями и другими подразделениями Московской епархии.
7.8.       Секретарь Отдела оказывает методическую и консультативную помощь благочинным, руководителям церковных организаций Московской епархии и их представителям по организации учёта церковной недвижимости.
7.9.       Секретарь Отдела оказывает методическую и консультативную помощь благочинным, руководителям церковных организаций Московской епархии и их представителям по вопросам оформления прав на церковную недвижимость.
7.10.    Секретарь Отдела ответственно готовит данные для отчётов Отдела в части учёта церковной недвижимости и оформления прав на церковную недвижимость.
7.11.    Секретарь Отдела обязан своевременно информировать председателя Отдела, а в случае необходимости – Епархиальное управление обо всех возникающих важных проблемах в учёте и оформлении прав на церковную недвижимость, которые не удаётся разрешить в рабочем порядке.
7.12.    По указанию Епархиального управления или по поручению председателя Отдела, секретарь Отдела осуществляет рабочие контакты с Епархиальным управлением по вопросам учёта и оформления прав на церковную недвижимость.
7.13.    По согласованию с Епархиальным управлением и председателем Отдела, секретарь Отдела осуществляет рабочие контакты с общецерковными структурами по вопросам учёта и оформления прав на церковную недвижимость.
7.14.    По согласованию с Епархиальным управлением и председателем Отдела, секретарь Отдела осуществляет рабочие контакты с государственными учреждениями по вопросам оформления прав на принадлежащую церковным организациям недвижимость.
7.15.    Секретарь Отдела выполняет иные поручения председателя Отдела по направлениям деятельности Отдела.