Патриаршее богослужение в Новодевичьем монастыре

6 июля, в неделю 4-ю по Пятидесятнице, праздник иконы Божией Матери «Владимирская», Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Смоленском соборе Богородице-Смоленского Новодевичьего монастыря г. Москвы.

Перед началом богослужения у святых врат обители Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, иерархи и духовенство. За Божественной литургией была совершена хиротония архимандрита Агафангела (Дайнеко) во епископа Норильского и Туруханского (Красноярская митрополия). Его Святейшеству сослужили: митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий; митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон; архиепископ Можайский Григорий; епископ Илиан (Востряков); епископ Видновский Тихон; епископ Серпуховской Роман, благочинный монастырей Московской епархии; епископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Балашихинский Николай; епископ Канский и Богучанский Филарет; епископ Зарайский Константин, ректор Коломенской духовной семинарии; епископ Смоленский и Вяземский Исидор; епископ Енисейский и Лесосибирский Никанор; протоиерей Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; архимандрит Иринарх (Денисов), настоятель Михаило-Архангельского единоверческого храма в Михайловской слободе; иеромонах Мисаил (Сарафанов), ответственный секретарь Управления делами Московской Патриархии; духовенство Московской епархии. На богослужении присутствовали: председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству А. А. Клишас, руководитель администрации г. Норильска Красноярского края Е. Ю. Поздняков, глава Туруханского района Красноярского края А. И. Голодед. В соборе молились настоятельница Новодевичьего монастыря игумения Маргарита (Феоктистова); настоятельница московского Зачатьевского ставропигиального женского монастыря г. Москвы, заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству игумения Иулиания (Каледа), настоятельница московского Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря г. Москвы игумения Викторина (Перминова), настоятельница ставропигиального женского монастыря — Марфо—Мариинской обители милосердия г. Москвы монахиня Елисавета (Позднякова); настоятельница Свято-Троицкого Александро-Невского ставропигиального женского монастыря в Акатово игумения Антония (Минина), настоятельница Казанской Амвросиевской ставропигиальной женской пустыни в Шамордино монахиня Сергия (Щербакова), старшая сестра Патриаршего подворья храма святителя Николая Мирликийского в селе Шостье Касимовского района, Рязанской области монахиня Неонилла (Фролова), насельницы женских монастырей, многочисленные паломники. Пел хор духовенства Московской епархии (регент — священник Сергий Голев). На телеканале «Союз» велась прямая трансляция богослужения.

На малом входе в игуменское достоинство с возложением наперсного креста и вручением игуменского жезла были возведены: монахиня Сергия (Щербакова) — в связи с назначением игуменией Казанско-Амвросиевской ставропигиальной женской пустыни в Шамордино и монахиня Елисавета (Позднякова) — в связи с назначением игуменией ставропигиального женского монастыря — Марфо—Мариинской обители милосердия г. Москвы. Протоиерей Олег Скоморох в связи с присуждением степени доктора богословия был награжден правом ношения докторского креста. Старшая сестра Патриаршего подворья храма святителя Николая Мирликийского в селе Шостье монахиня Неонилла (Фролова) — удостоена права ношения наперсного креста.

Во время богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви совершил сугубое моление о мире на Украине и вознес молитвы об упокоении души новопреставленного Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира. Затем Святейший Патриарх Кирилл рукоположил в сан священника диакона Николая Михалева, клирика храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской города Москвы. Проповедь перед Причастием произнес священник Кирилл Сладков, благочинный Луховицкого округа Московской епархии.

По завершении Литургии Святейший Владыка совершил заупокойную литию о Блаженнейшем митрополите Киевском Владимире. По окончании богослужения Святейший Патриарх Кирилл вручил епископу Норильскому и Туруханскому Агафангелу архиерейский жезл и произнес напутственное слово, после чего новорукоположенный иерарх преподал верующим первое архипастырское благословение.

Святейшего Патриарха Кирилла приветствовал митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий:

«Ваше Святейшество, Святейший Владыка и Отец! Сегодня Первопрестольный град Москва светло радуется и торжествует, совершая празднество в честь иконы Божией Матери „Владимирская“. Так же сегодня радуется и торжествует о Вашем Первосвятительском визите Новодевичья обитель. Не хватит времени, чтобы выразить сейчас все, что имеется на сердце, но хочется сказать об одном. Каждый Первосвятитель своими трудами оставляет в истории определенный след, и по самым важным делам его и именуют. Пошел шестой год со дня Вашей интронизации, и уже сегодня мы можем смело сказать, что Вы вошли в историю Русской Православной Церкви как храмоздатель. Одним этим словом можно охарактеризовать всю совокупность Ваших Первосвятительских трудов. Хочу пояснить, что это не только строительство сотен и тысяч новых храмов, но и строительство храмов Божиих в душах миллионов и миллионов наших соотечественников.

Позвольте, Ваше Святейшество, напомнить, что в позапрошлом году Вы вместе с президентом России с крестным ходом возвращали испрошенную Вами из Государственного Исторического Музея великую святыню, которая больше 350 лет хранилась в этой обители — Иверскую икону Богоматери. И мы благодарим Вас, что Вы в память этого события установили ежегодное празднование. Вдохновленные пришествием Богоматери в обитель, сестры-иконописицы написали копию этого образа, которую прошу от игумении Маргариты и сестер Новодевичьего монастыря принять эту святую икону, и пусть она всегда укрепляет и вдохновляет Вас в Вашем первосвятительском храмоздательстве. Многая и благая лета Вам, Святейший Владыка!».

Его Высокопреосвященство передал Патриарху икону Иверской Божией Матери — точную копию хранящегося в монастыре святого образа.

Предстоятель Русской Церкви обратился ко всем собравшимся со словами приветствия и первосвятительской проповеди:

«Ваше Высокопреосвященство, Владыка митрополит Ювеналий! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, дорогие отцы, братия и сестры!

С особым чувством я всегда совершаю Божественную литургию в соборе Смоленской иконы Божией матери в Новодевичьем монастыре в Москве. Это прославленный монастырь, его создание было связано с непростыми историческими обстоятельствами. С запада на Русь двигались войска — литовские, затем польско-литовские — главной задачей которых являлось умаление Руси, или как говорят сейчас политологи — сдерживание Руси. Иногда в сознании завоевателей возникал миф о том, что самым лучшим сдерживанием будет ликвидация России как независимого, суверенного государства. Мы знаем, что первые удары еще в XIV веке принял на себя русский град Смоленск, и тогда Смоленская икона Божией Матери „Одигитрия“ была перенесена в град Москву, и ради этого события несколько позже на этом самом месте была заложена святая обитель, потому что именно здесь москвичи прощались с чудотворным образом Смоленской „Одигитрии“, который по повелению государя была возвращена в Смоленск после его освобождения и присоединения к Руси.

Замечательно, что два года назад в этот монастырь из музея был возвращен чудотворный список Иверской икон Божией Матери, сделанный на горе Афон. Это первая копия древнего образа, которая была направлена в Москву и помещена здесь, в стенах Новодевичьего монастыря. Радуюсь тому, что эта икона, несомненно, по молитвам всех, особенно тех, кто часто посещает Новодевичий монастырь, была возвращена, и ныне является чудотворным украшением и этой святой обители и града Москвы.

Сегодня мы празднуем особое событие, связанное с чудотворным действием Богоматери на нашу историю через горячие молитвы наших благочестивых предков перед Ее Владимирским образом. В 1480 году ордынский хан Ахмат предпринял последнюю попытку захватить Москву и вновь ввести Русь, которая обозначила себя суверенным и независимым от Орды государством, в орбиту влияния кочевников. Мы знаем, что москвичи горячо молились перед Владимирским образом Божией Матери, который неоднократно спасал нашу столицу от нашествий с юга, и в этот раз произошло то же самое, и ордынский хан Ахмат не смог взять Москву. И 1480 год значится в нашей истории как окончательное завершение 250-летнего ига, которое формально началось с падения Киева — столицы русского государства в 1320 году и завершилось чудом избавления Москвы от нашествия Ахмата в 1480 году. Конечно, набеги кочевников были и ранее, но именно крушение исторической столицы Руси — Киева — всем нашим народом, всеми нашими предками воспринималось как начало порабощения Руси иноземной силой.

Почему люди так стремятся избавиться от иноземного ига? Почему употребляют ради освободительных воин огромные усилия, стоящих иногда миллионов и миллионов человеческих жертв? Потому что иноземное иго не только останавливает культурное и экономическое развитие людей, не только предопределяет их бедность в сравнении с теми, кто стал победителем, но в первую очередь, потому что иноземное иго лишает людей самостоятельности — народ не может принимать решения исходя из своего собственного понимания пользы, но что куда важнее, из своего собственного понимания того, что есть ценность для жизни народа. Поэтому иностранное нашествие — иго, потеря суверенитета, будь-то в результате военных действий, или в результате различного рода революционных событий, всегда завершается потерей этой способности народа жить по своей воле, по своему умоусмотрению, которое чаще всего является результатом всех тех ценностей, которые заложены в душу народа его верой, культурой, историей, его пониманием что есть подлинное добро.

В этом году мы празднуем, если можно употребить это слово, а лучше сказать вспоминаем 100-летие начала Первой мировой войны. На примере этой войны становится ясно, что происходит с народом, когда он терпит поражение, и когда его страна оккупируется извне, причем эта оккупация не всегда связана с восшествием на землю воинских чужеземных отрядов. Они могут быть только какое-то непродолжительное время, как это было в завершении той самой Первой мировой войны, но если народ теряет свою независимость, то он начинает жить по другим лекалам, он начинает жить в духовном, интеллектуальном и культурном рабстве, и такой народ уже не способен сопротивляться. И мы знаем, что именно в результате Первой мировой войны и произошла историческая трагедия нашего Отечества — революция, страшная братоубийственная гражданская война, смена всех жизненных ориентиров, долголетнее духовное рабство — подчинение иным ценностям и иным идеалам. И ведь все это происходит не где-то в каком-то военном штабе, не в каких-то правительственных кабинетах, все то, о чем мы говорим сегодня касается каждодневной жизни людей, их духовного и физического здоровья, их национального самосознания. Может кто-то скажет: а разве есть что-то хуже рабства извне? Пусть даже это не будет рабство в том античном или средневековом понятии, а рабство, как потеря самостоятельности. И сегодняшнее апостольское чтение небольшого отрывка послания апостола Павла из его письма к римлянам говорит о том, что может быть нечто более страшное, когда мы становимся рабами греха. Если человек теряет свою свободу, если он становится рабом греха, то последствия страшные. Как говорит апостол Павел: вы начинаете творить такие дела, о которых сами срамитесь, вам стыдно за то, что вы делаете (см. Рим. 6; 21). Но не только стыд становиться расплатой за рабство греху. Продолжая свою мысль, апостол утверждает, что полной расплатой является смерть, потому что жизнь во грехе не совместима с жизнью. И если физически человеческий организм может существовать, то его жизнь более не является человеческой жизнью. Жизнь во грехе предполагает жизнь по другим законам, близким к законам животного мира, и человек падает в пропасть со своей Богом определенной высоты. Плод греха — плод рабства во грехе, смерть — так сказал нам с вами сегодня апостол Павел. И если кто-то говорит, что все это предрассудки, все это сказки, и вообще никакого греха не существует, каждый человек является автономным, независимым от других и автономным и независимым ни от кого, в том числе от Неба, началом. Он сам определяет, что есть хорошо, а что есть плохо, а потому и никакого греха не существует, если человек сознательно выбирает такую модель поведения, и все это оправдывается свободой — делай, что хочешь! Хочешь, выбирай то, что тебе нравится, а если кто-то называет это грехом, это не имеет никакого значения. И ведь большое число наших современников выбирают такую жизнь в рабстве греху, думая, что открывают для себя полноту жизни — ведь делай, все что хочу, это и есть жизнь „без границ“. А на самом деле это уже не жизнь. Это смерть. Потому что человек, как Божие творение, несущее в себе Его образ, не может жить по закону греха. Это противоестественно. А если так, то жизнь во грехе не является жизнью. А что же тогда предлагает апостол Павел? Он говорит также очень простые, но такие сильные слова, что мы должны быть рабами, но не греха, а рабами праведности, рабами Божьими, мы должны жить по его Божественному закону, потому что плод такой праведности — святость и жизнь вечная во Христе Иисусе Господе нашем (см. Рим. 6; 18, 22, 23). И когда человек живет в этой святости, он тогда подлинно сохраняет свой собственный личный суверенитет. Таким человеком невозможно манипулировать, на такого человека невозможно воздействовать ни пропагандой, ни деньгами, ни еще более хитросплетенными схемами, посредством которых сегодня осуществляется управление массами. Человек, живущий в рабстве Божественному закону, это скала, это сила. Вот почему всегда проповедь вседозволенности, греха под видом свободы предполагает ослабление религиозности людей, а в тех случаях, когда она сама по себе не ослабевает, то ей бросается прямой вызов в виде физических или моральных гонений.

Сегодня мы с вами стоим перед этой же самой дилеммой, перед которой стояли и древние римляне, принявшие Христианство, к которым обратился апостол Павел — быть со Христом или без Христа, с Божественным законом или в рабстве греха. Господь не отменяет свободу, но разве можно сказать, что любой выбор однозначен, и что ценностью является сам выбор, а не то, что ты выбираешь? Да ведь это же безумие, это, как говорят теперь, нонсенс! Ведь каждый знает, если я выбираю плохо, то этот выбор не имеет ценности, он опасен. Когда человек выбирает смерть, все ужасаются, разве можно этот выбор назвать ценностью? Ценностью является только выбор в пользу добра, и этому учит нас сегодня апостол Павел. Мы должны принять эти слова, как Божественную истину, как Слово Божие, и когда на нас будут обрушиваться потоки пропаганды, которая всеми силами будет стремиться разрушить нашу христианскую идентичность, нашу подлинность, давайте вспоминать апостола Павла с его замечательными словами о том, что только тот выбор есть выбор в пользу жизни и в пользу святости, когда он связан с порабощением себя Божьему закону и Божией правде.

Я хотел бы всех вас сердечно поздравить с сегодняшним днем. И пусть Царица Небесная, покровительница нашей Руси хранит наш народ от всякого зла».

После проповеди Его Святейшество почтил память новопреставленного Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира, отметив как его добрые человеческие качества, так и особую роль почившего владыки в новейшей истории православной Украины:

«Сегодня мы вознесли заупокойную молитву, вспоминая имя выдающегося иерарха Русской Православной Церкви — Блаженнейшего Владимира, митрополита Киевского и всея Украины. Я был знаком с владыкой на протяжении более 49 лет, и большую часть этого времени мы находились с ним в постоянном общении, в соработничестве. Я наслаждался, общаясь с ним, — его стилем работы, его стилем отношений с людьми. Это был светлый человек, который с легкостью объединял многих вокруг себя.

Мое первое деловое общение с ним произошло в связи с назначением меня настоятелем храма Рождества Пресвятой Богородицы в Женеве. Владыка Владимир был моим предшественником. Передавая дела, он с улыбкой сказал мне, что храм наш маленький, домовый и в него мало кто ходит, потому что боятся ходить — такое было время, холодная война. Однако, добавил владыка, есть группа прихожан, которые объединились вокруг храма Московского Патриархата, и это светлые, хорошие люди. И когда я приехал в Женеву, я понял: владыка Владимир был тем настоятелем, который, собственно, и создал этот приход. К его назначению от нашего московского прихода в Женеве практически ничего не оставалось. Это он по крупицам объединил вокруг себя людей, — а то были представители первой эмиграции, — которые с тех пор всегда хранили в памяти светлый образ владыки. Этот опыт соприкосновения с его пастырской деятельностью в зарубежье помог мне понять масштаб личности покойного. Он был действительно великим пастырем, замечательным проповедником, мудрым собеседником и хорошим товарищем.

В годы, когда владыка возглавлял Московскую духовную академию, а я — Санкт-Петербургскую, мы как два ректора общались, обменивались мнениями и были единомышленниками по главным вопросам, связанным с развитием богословского образования в нашей стране. Но особенным образом таланты владыки раскрылись на Киевской кафедре, когда он был избран в тяжелейший момент новейшей истории православной Украины. Когда в 1992 году был спровоцирован раскол среди православных — под прямым влиянием политических сил, намеренных подчинить себе всю Украину, — тогда абсолютное большинство нашего епископата, за исключением двух архиереев (один из которых уже был на пенсии), не поддержали раскольников, но объединились вокруг владыки Владимира и сохранили каноническое Православие на Украине. И в последующие годы от Блаженнейшего владыки требовались сила, мудрость, воля, чтобы не подчиниться постоянно менявшимся политическим взглядам руководителей, которые всякий раз требовали от Церкви делать то, что они хотели. Но Церковь оставалась самой собою, объединяя украинский народ. При всем различии политических взглядов, историософских воззрений, при всем различии в благочестии, в обычаях, Церковь объединяла и ныне продолжает объединять народ, несмотря на льющуюся кровь, несмотря на военную конфронтацию. Я благодарю Бога за этот миротворческий подвиг нашей Церкви, которая, не прогибаясь перед веяниями века сего, несет великое свидетельство о Христе своему народу — о Христе, Который есть мир наш.

Блаженнейший владыка умер вчера в семь часов утра. Я сразу получил информацию об этом событии, совершил заупокойную литию и, молясь, вспоминал жизненный путь выдающегося иерарха Православной Церкви, наше с ним общение и, конечно, его заслуги перед украинским Православием. Дай Бог, чтобы сохранялось нерушимым каноническое Православие на Украине, и верим, что почивший владыка будет молиться о том пред лицом Божиим. А мы все, оставшиеся здесь, будем трудиться, чтобы никакие веяния века сего не разрушали богочеловеческий организм Церкви, навязывая ей те или иные светские модели поведения или политические проекты. Только такая Церковь остается авторитетной для народа, поскольку все остальное, что нередко принимают на себя религиозные организации, отождествляя себя с той или иной политической силой, перестает быть актуальным, когда проходит необходимость в этом, а значит, проходит и востребованность такого рода организаций. Верим, что Украинская Православная Церковь избежит соблазна и будет свидетельствовать о Христе распятом и Воскресшем, призывая народ жить в соответствии с Божественным законом и тем самым обретать подлинную свободу. Аминь».

Затем Святейший Патриарх Кирилл во внимание к трудам на благо Церкви и в связи с 60-летием со дня рождения вручил настоятельнице Богородице-Рождественского ставропигиального монастыря г. Москвы игумении Викторине (Перминовой) орден святой равноапостольной княгини Ольги III степени.

Также Святейший Владыка обратился со словами благодарности к митрополиту Крутицкому и Коломенскому Ювеналию:

«Ваше Высокопреосвященство, я хотел бы сердечно поблагодарить Вас за Ваши добрые слова, которые Вы только что произнесли, за прекрасный дар — копию Иверской иконы Божией Матери, который постараюсь поместить в своем крестовом храме. Там, конечно, много икон, но, взирая на этот образ, я подумал, что теперь нужно будет как-то изменить компановку этих икон, и эту великую святыню поместить в том месте, где я каждый день совершаю молитву. Хотел бы поблагодарить Вас за все то, что Вы сделали и делаете для Новодевичьего монастыря и для Московской епархии Русской Православной Церкви и с пожеланием помощи Божией в Вашем архипастырском служении вручить Вам эту святую юбилейную панагию, изготовленную в честь 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. Пусть Господь хранит Вас в добром здравии, в душевном мире, в крепости сил на многая и благая лета».

Завершился праздничный день патриаршей трапезой в трапезной палате Успенского храма Новодевичьего монастыря.

Святейший Патриарх Кирилл, митрополит Ювеналий, архиепископ Григорий, епископ Константин, епископ Николай, епископ Тихон, епископ Роман, награждение, Новодевичий монастырь

© 2001—2019 Московская Епархия Русской Православной Церкви
119435, Москва, Новодевичий проезд, 1/1
(499) 246-08-81 (обращаем внимание на необходимость набора кода 499 перед номером)