Православный фестиваль в Зарайском благочинии

В пятый раз зарайская деревня Рожново встречала гостей и участников ежегодного районного православного фестиваля. По традиции его тематика посвящается какой-либо знаменательной дате в отечественной истории. В этом году вспоминали 100-летие начала Первой мировой войны. Сейчас чрезвычайно велик интерес к событиям столетней давности. Поэтому организаторы фестиваля и, в первую очередь, церковный приход Успенского храма деревни Рожново, а также Зарайское благочиние, службы Зарайского муниципального района, гости из Рязани, Коломны, Луховиц, Ступина, решили показать мирную жизнь России и Зарайского уезда в различных ее проявлениях и создать военную реконструкцию сражения.

Нынешний фестиваль проводили в форме ролевой игры «Август 1914 в Рожнове». Кстати, в атмосферу и колорит той эпохи с заметным удовольствием включались не только участники игры, но и гости со своими костюмами и реквизитом. Уже в субботу, 31 мая, стали собираться в Рожново «действующие лица» — их оказалось так много, что заселился целый палаточный городок. Открытие фестиваля состоялось 1 июня — после Божественной литургии. На «уездную ярмарку» прихожане и приехавшие гости пришли крестным ходом с образом Николы Корсунского-Зарайского (что на время фестиваля доставили из Иоанно-Предтеченского собора г. Зарайска). Икону установили рядом с главной сценой и флагштоками, на которые торжественно подняли флаги России и Православного Рожновского фестиваля. Собравшихся приветствовали глава Зарайского муниципального района В. Н. Павлов, настоятель Успенского храма протоиерей Михаил Сокрутов, глава сельского поселения Каринское Е. Н. Степанова.

«Уездная ярмарка» уже сияла яркими красками. Чего тут только не было! От изобилия товаров (и все они — собственного изготовления и первосортного качества!) разбегаются глаза. Соленые огурчики и деревенское сало, душистый чай из самовара и морс из ягод, горячие пирожки и румяные баранки. Рядом — крынки, кувшины, сабли, свистульки, деревянные игрушки, изделия из бересты и разнообразные поделки. Все средства от продажи товаров (а покупаются они на «царские деньги», которые можно получить в обменном пункте) пойдут на строительство в Рожнове богадельни; здесь будут опекаться одинокие люди, неимеющие возможности себя обслуживать.

На «торговой площади» — и «арена цирка». Молодые силачи демонстрируют приемы русской борьбы, казаки — искусство владения шашкой. На «конной ярмарке» — скакуны разных мастей и пород, на «пасеке» опытный пчеловод показывает, как устроен улей и предлагает на пробу сотовый мед.

Совсем недалеко разместилась «поляна ремесел». Здесь работает кузнец, трудится стеклодув, показывает свои изделия мастер-ювелир. Разные учреждения начала ХХ века обосновались в строящемся здании богадельни. «Синематограф» крутит немые фильмы, в «фотоателье» делают снимки в стиле ретро. В «амбулатории» земский доктор принимает больных, фельдшер назначает больным микстуры, припарки и пиявки. В «городском банке» — в ходу царские ассигнации; служащие в своей работе пользуются деревянными счетами, пишущей машинкой. Юные «гимназистки», сидя за деревянными партами, учатся писать пером и чернилами, знакомятся с азами дореформенной орфографии. Посетители узнают и о первых в России детских садах; они тоже появились сто лет назад и назывались «детские городские площадки». Нынешние обувщики рассказывают, как было организовано дело на туфельной фабрике и «Торговом доме Августа Редерса и К» в Зарайске, своими руками шьют кожаную обувь.

«Погружение в историю», причем, «по всем фронтам», идет и на других фестивальных площадках. Офицеры рассказывают о снаряжении моряков и подводном флоте Российской империи. В полном обмундировании позируют русские пехотинцы, бравые казаки и австро-венгерские солдаты. С фотографиями своих предков знакомят прихожанки зарайских храмов; мы видим большие дружные семьи, светлые и одухотворенные лица. Можно прочитать тексты песен начала ХХ века и выяснить, что их мелодии стали основой для известных песен времен Гражданской и Отечественной войн. Из глубины сада слышатся звуки романса и обрывки беседы. Это за чайным столом собралась «дачная интеллигенция». Дамы делятся новостями городской жизни. Оказывается, в Зарайске решено прокладывать городской водопровод, открыть женскую гимназию. Купцы-благотворители Бахрушины приступают к строительству бесплатной больницы и учреждают женскую монашескую общину. Мужчины ведут политические споры и горячо обсуждают «славянский вопрос». Милые барышни предлагают принять участие в благотворительной ярмарке «Белый цветок», все средства от которой пойдут нуждающимся людям.

Интересно всем: и взрослым, и детям! Для малышей — своя программа, с играми, хороводами, занятиями лепкой, рисованием, инсценировками. Самодеятельные артисты показывают спектакль-сказку, которую когда-то ставили в зарайском народном театре, созданном А. С. Голубкиной. Большой восторг вызывают обитатели местного зоосада — куры, индюки, фазаны и белочка. Нет отбоя от желающих покататься по пруду на дединовских челнах — особых лодках, которые, как и в былые времена, мастерят на Оке. Если хочешь научиться косить траву, точить косу, ворошить сено — тебя и этому научат «местные крестьянки», одетые в русские паневы.

Между лавками, чайными снуют коробейники, шумят разносчики газет, гуляют дамы и офицеры, степенно прохаживается почтенная городская публика. В исполнении духового оркестра звучат марши и вальсы начала ХХ века.

Но как только с колокольни слышится тревожный набат, от мирной идиллии не остается и следа. Объявлена мобилизация — Россия вступает в войну! И вмиг беззаботные молодые люди становятся серьезными и выстраиваются в шеренгу. Вчерашние студенты, дворянские, крестьянские и купеческие дети идут воевать «За Веру, Царя и Отечество!» Впереди кавалерия, за ней — пехота. Военные действия разворачиваются на противоположном берегу пруда. Хорошо видно вражескую разведку, наступление русской конницы, рукопашные бои пехотинцев. Вот уже спешат на помощь сестры милосердия, чтобы перевязать раненых, вывезти их из-под огня. И, наконец, победа — капитуляция врага и ликование народа!

Завершилась ролевая игра, и к концу подошел пятый Рожновский фестиваль. Настоятель храма — протоиерей Михаил Сокрутов — предлагает завершить его на «высокой духовной ноте» — почтить память погибших воинов молитвой. По некоторым оценкам, Россия потеряла в Первой мировой войне более 10 миллионов человек. Они выполняли свой долг, и россияне не должны их забыть. Со свечами в руках движется народная толпа — и воины, и «гражданское население» — к храму. Звучат молитвы об упокоении погибших, а затем — слова благодарности всем, кто готовил игру, разрабатывал сценарий, делился своим мастерском и искусством, принимал многочисленных гостей.

Зарайский округ, фестиваль

© 2001—2019 Московская Епархия Русской Православной Церкви
119435, Москва, Новодевичий проезд, 1/1
(499) 246-08-81 (обращаем внимание на необходимость набора кода 499 перед номером)