Архипастырское посещение Гуслицкого монастыря

26 июня, в праздник Всех святых, в земле Российской просиявших, митрополит Ювеналий совершил Божественную литургию в Преображенском соборе Гуслицкого Спасо-Преображенского мужского монастыря. Владыку встречали глава администрации города Куровское О. Г. Филиппов и заместитель главы по соцобеспечению В. Г. Бутова. За богослужением Владыке митрополиту сослужили епископ Серпуховской Роман, настоятель монастыря игумен Стефан (Макаров), настоятель Покровско-Васильевского мужского монастыря игумен Андрей (Тонков), благочинный церквей Орехово-Зуевского района протоиерей Андрей Коробков, духовенство обители и епархии.

Гуслицкий Спасо-Преображенский мужской монастырь был основан в 1858 году по благословению святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского. По мысли святителя, обитель должна была сочетать традиционное монашеское делание с миссионерством и обучением детей. Первым строителем и настоятелем Спасо-Преображенского монастыря стал игумен Парфений (Агеев). Выбирая место для будущей обители, игумен Парфений обратил внимание на деревянную Преображенскую церковь, основанную еще Митрополитом Московским Фотием в XV веке. Местные жители поведали строителю и миссионеру старинное предание о монастыре, который до татарского нашествия находился на противоположном берегу реки Нерской. Именно здесь игумен Парфений и начал возведение обители.

На месте древней Спасо-Преображенской церкви был построен новый двухэтажный храм. Вскоре в северной части монастыря возвели прекрасный девятиглавый Спасо-Преображенский собор, а территорию обители обнесли деревянной оградой. Первоначально все здания монастыря, за исключением братского корпуса со Скорбященской церковью и бани, были деревянные.

70-90-е годы ХIХ века — период наивысшего расцвета обители. В 1879–1886 годах были построены каменные пятиглавый Преображенский собор, трапезный храм в честь Воскресения словущего и величественная колокольня. При Спасо-Преображенском Гуслицком монастыре существовала монастырская школа — старейшая из церковно-приходских школ как Гуслицкого края, так и всей Московской епархии. В октябре 1913 года при школе был освящен храм во имя святителя Алексия, Митрополита Московского — небесного покровителя наследника престола, цесаревича Алексия.

В обители была собрана прекрасная библиотека старопечатных и рукописных книг и большая коллекция древних икон. Все это было вывезено из монастыря после его закрытия в 1922 году. Уцелевшая часть этих книг ныне хранится в отделе рукописей Государственного исторического музея.

За время существования обители ее посетили святитель Филарет (Дроздов), святитель Иннокентий (Вениаминов), святитель Макарий (Невский), священномученик Владимир (Богоявленский). В Гуслицком монастыре, в свою бытность благочинным монастырей Московской епархии, регулярно бывал также прославленный ныне в лике святых архимандрит Николо-Угрешского монастыря Пимен. С самого начала существования обители ей покровительствовала царская семья.

В 1922 году монастырь закрыли, однако его братия оставалась в обители, деля территорию с расположившимся здесь домом инвалидов. Затем большинство насельников было репрессировано.

В 1994 году на территории Гуслицкого монастыря образовалась и была зарегистрирована православная община. Возобновление монашеской жизни в стенах обители началось с 1998 года.

К сожалению, до сих пор основная часть монастырской территории занята психоневрологическим интернатом. Но, благодаря трудам немногочисленной братии и жертвам благотворителей, Спасо-Преображенская обитель возрождается.

Несколько лет понадобилось для того, чтобы провести масштабные работы по восстановлению былого благолепия главного храма монастыря. Отличающийся необычайными размерами и вместительностью Спасо-Преображенский собор при стечении большого числа духовенства и мирян был освящен митрополитом Ювеналием на праздник Преображения Господня в 2008 году.

Ныне же Владыка прибыл сюда для того, чтобы вручить настоятелю обители игумену Стефану (Макарову) игуменский посох.

За Божественной литургией была совершена хиротония диакона Евгения Кудашова во пресвитера и Ивана Баранова во диакона.

По окончании богослужения митрополит Ювеналий обратился с архипастырским словом к молящимся:

«Ваше Преосвященство, дорогой отец Стефан, всечестные отцы, возлюбленные братья и сестры!

Сегодня Святая Церковь отмечает плод Божественного сеяния в нашей Русской земле. После Святой Пятидесятницы мы праздновали память всех святых, а в это воскресение — Всех святых, в земле Российской просиявших. Сегодня за Божественной литургией читалось Евангелие о призвании святых апостолов. Они получили от Господа не только власть, не только благодать, но и поручение проповедовать всем народам, крестить их, учить соблюдать все, что Господь заповедал. И когда на нашу землю пришло это Божественное сеяние при святом равноапостольном князе Владимире, Господь дал силы и Божественную благодать предстоятелям, архипастырям, пастырям через Святую Христову Церковь нести слово Божие в народ.

Многие, может быть, размышляют, почему нашу страну называли Святой Русью? Мы знаем, что нет человека, который бы жил и не согрешил. Один Бог без греха. Так исповедуем мы в молитвах заупокойных, когда просим о прощении грехов почившего. Много было, конечно, в истории темных пятен в жизни России. Но мы обращаем внимание на святость, чтобы показать, что это достижимо для человека, что именно к этому призывается род человеческий. И сегодня мы празднуем бесчисленный лик святых: предстоятелей церкви и святителей, благоверных князей и княгинь, священнослужителей и мирян, преподобных и богоносных отцов наших. И что нам близко по времени, что еще находится в нашей свежей памяти — это сонм поименно прославленных и известных лишь Богу новомученников и исповедников Российских. Вот этим неисчислимым сонмом святых стала наша земля Святой Русью. И во всякое время были и падения и восхождения духовные среди народа, но мы, православные христиане, ведомые Православной Церковью, укрепляемся верой и подвигом наших святых и верим, что они не только показывают нам пример, не только утверждают нас в том, что и мы способны преодолеть грех и сподобиться Царства Небесного, но и в нашей повседневной жизни, порой очень трудной, они являются нашей защитой, нашими помощниками и нашими молитвенниками.

Спасибо вам, дорогой отец Стефан, за ваше сердечное приветствие, с которым вы обратились ко мне. Спасибо вам за ваше послушание, которое вы несете в этой обители. Мне радостно сегодня, что храм наполнен вашими духовными детьми. Наша Святая Церковь, видя падения нравов в нашем обществе, особое внимание уделяет просвещению духовному и воспитанию молодого поколения. И как радостно мне сегодня видеть, что все вы пришли с родственниками вместе, со своими чадами. Здесь вы, отец Стефан, осуществляете Божественное сеяние в душах младенцев, отроков, юношей.

Люди, которые с детства воспитаны в вере и благочестии, — будут бояться греха, будут стремиться к добру, будут любить своих родителей, своих ближних, свое Отечество. Я с особым духовным трепетом нахожусь сегодня здесь в этой святой обители. Святитель Филарет благословил основание её, но имеются исторические свидетельства, что подвижническая жизнь здесь началась с XV века. Это место освящено подвигом и молитвами святых подвижников, и они в сонме наших святых молятся о нас, духовно покровительствуют нам. Эту обитель постигла судьба, такая же трагическая судьба, как и многие обители и храмы в минувшем столетии. В двадцать втором году прошлого века монастырь был закрыт и лишь совсем недавно, полтора десятилетия назад, нам вернули частицу этой обители вместе с Перображенским храмом, где возжена неугасимая лампада молитвы. Здесь все учатся благочестию и спасению. Возлюбленный отец Стефан в своем слове говорил о назначении игуменского жезла. Да, это символ власти. Но эта власть, духовная власть, предусматривает величайшую ответственность перед людьми и Богом за каждую душу человеческую, потому что Господь взыщет с каждого из нас, спросит, исполнили ли мы свои обеты, исполнили ли мы заповеди, которые дал нам Спаситель мира. И счастье великое будет на небе, когда мы, пастыри, сможем сказать Праведному Судии: «Вот мы и дети наши». Поэтому, вручая тебе, дорогой отец Стефан, игуменский жезл, я хочу напомнить не только о власти твоей в монастыре, но и величайшей ответственности пред Богом за этот монастырь, за его возрождение, не только материальное, но и духовное, и с этими мыслями, возлюбленный, «прими сей жезл, имже утверждей паству твою да правиши, якоже и слово имаши отдати за ню нашему Богу в день Суда. Аминь!»

Затем состоялась общая трапеза с прихожанами и гостями, после чего Владыка с участниками праздника присутствовал на литературно-музыкальной композиции по басням И. А. Крылова и поэзии Е. А. Баратынского.

В заключение митрополит Ювеналий поблагодарил за теплый прием и отметил, что в последнее время Московская епархия тесно сотрудничает с органами образования, и посоветовал ставить больше спектаклей, рассказывающих о евангельских событиях.

митрополит Ювеналий, епископ Роман, монастыри

© 2001—2017 Московская Епархия Русской Православной Церкви
119435, Москва, Новодевичий проезд, 1/1
(499) 246-08-81 (обращаем внимание на необходимость набора кода 499 перед номером)