Юбилей храма Вознесения Господня в Перемилове

В этом 2007 г. в небольшом приходе Дмитровского благочиния в храме Вознесения Господня, что в бывшем селе Перемилове (г.Яхрома) празднуется знаменательное духовное торжество: 365 лет со дня переименования храма в связи с перестройкой (1642г.), 215 лет со времени закладки каменной церкви (1792 г.) и 205-летие со времени освящения придела святой великомученицы Екатерины (1802 г.).

Перемиловская церковь прекрасно видна со стороны московской дороги. Ее стройный облик, с незаметной для постороннего взгляда изящной небольшой звонницей, напоминает нам о красоте православного храма, об умении наших предков так ставить церковь, чтобы Дом Божий был виден отовсюду.

Храм Вознесения Господня в Перемилове не закрывался и служение в нем продолжалось во все годы нелегких испытаний для нашей страны. Недаром рядом с оградой церкви и на противоположной стороне села возведен известный монумент-памятник солдатам — защитникам Москвы во время Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. Здесь, на Перемиловской высоте, 66 лет назад шли ожесточенные бои с немецко-фашистскими оккупантами. Вознесенский храм стоял на самой линии фронта и, несмотря на ожесточенный огонь, молитва к Богу о даровании победы в нем не умолкала, и Господь не оставил Россию.

История не дает нам точных сведений о начальном периоде возникновения перемиловского храма. Первые сведения о Перемилове (согласно с преданием) относятся к 1280г. в связи с подписанием семью князьями мирного договора в 4 верстах от града Дмитрова. И это место примирения (по-славянски перемиловались) переименовали в Перемилово. Известно, что в начале XVI столетия Перемилово «у Дмитрова на посаде на реке на Яхроме» находилось в великокняжеском владении. В 1520-е годы оно было сельцом, которое великий князь Московский Василий III пожаловал в вотчину Константину Семеновичу Головину. В 1533 году великий князь Василий Иванович передал Перемиловское в вотчину Юрию Васильевичу Кокошкину-Глебову, а тот, в свою очередь, отдал владение на помин души в Троице-Сергиев монастырь. Дарственная Ю.В. Кокошкина Троицкой обители датируется 1543/44 гг. При царе Иване Васильевиче, вероятно в результате обмена земель с монастырем, Перемилово вновь стало государевым владением, которое в конце XVI века пожаловали в поместье Давыду Сафонову.

Достоверно известно, что в начале XVII века, после польско-литовского лихолетья, село Перемиловское на Яхроме по государевой грамоте царя Михаила Феодоровича числилось за Иваном Давыдовым Сафоновым. В писцовой книге 1627/28 гг. отмечалось, что «в селе церковь Архистратига Михаила древяна ветха развалилась». Восстановил храм с переименованием его во имя Вознесения Господня новый вотчинник Семен Васильевич Чаплин, выкупивший Перемилово у родственников умершего Ивана Сафонова в 1642 году. На следующий 1643 год по Дмитровской десятине выписано о том, что в селе Перемилове «прибыло вновь церковь Вознесения Господня да в приделе собор Михаила Архангела». Именно с этого времени и до конца XVIII столетия в документах появляются разночтения по именованию главного престола в Перемилове: то его называли Вознесенским, то, по прежнему, Михайло-Архангельским. В 1670-е годы настоятелем Вознесенского храма был священник Сидор (Исидор) Яковлев, а усадьбой в это время владел жилец (в 1680-е годы — стольник) Алексей Семенович Чаплин.

В конце XVII столетия часть села Перемилова на реке Яхроме находилось во владении Акилины Семеновны Нарышкиной, урожденной Чаплиной. В 1692 году перемиловская деревянная церковь с приделом упоминается, как шатровая. Настоятелем храма продолжал оставаться отец Исидор, прослуживший там около 30 лет.

На начало XVIII столетия Перемилово принадлежало Нарышкиным и Салтыковым. В документах 1703 года в селе Перемилове на Яхроме упоминалась «церковь деревянная во имя Архистратига Михаила да в приделе Вознесения Господня, а церковное строение и всякая церковная утварь вотчинниково». В отказной книге 1704 года храм в Перемилове значился, как Вознесенский с Архангельским приделом «шатровый о двух главах». К этому времени относится подробное описание имущества Вознесенской церкви. Упоминались местные образа Вознесения Господня и Пресвятой Троицы с богатыми серебряными окладами и венцами, образ Архангела Михаила в резном киоте, «двери царские резные, деисуса два пояса, у Михаила Архангела деисусы в один пояс». Храм освещался двумя медными паникадилами. Многие иконы украшались серебряными окладами со сканью и такими же ризами и венцами. Однако богослужебные сосуды были не серебряными, а оловянными. На колокольне висели 5 колоколов.

В 1705 году настоятелем Вознесенской церкви был сын священника Исидора отец Стефан, а дьячковскую должность исправлял его родной брат Михаил Сидоров. Усадьба принадлежала Салтыковым и Нарышкиным, из которой большая часть была за боярином Алексеем Петровичем Салтыковым — владельцем соседнего с Перемиловым старинного села Андреевского. Некоторое время помещик села Перемилова ближний боярин А.П. Салтыков исполнял должность московского губернатора.

Деревянный храм в Перемилове, построенный еще в XVII столетии простоял более 100 лет. К 1730-м годам он настолько обветшал, что служение в нем стало невозможным. На средства помещика камер-юнкера С.К. Нарышкина в 1739 году Вознесенскую церковь с приделом возобновили: «разобрали, подрубили и вычинили».

У Салтыковых село Перемилово (три части) с помещичьей усадьбой приобрел флигель адъютант и армии бригадир Степан Степанович Апраксин.

Покупая старинную боярскую подмосковную землю в Перемилове, генерал-майор С.С. Апраксин задумал перестроить старые усадебные здания и построить новую каменную церковь. До этого времени в 1780-х гг. С.С. Апраксин возводит каменный храм во имя святителя Василия Великого в своем родовом орловском имении селе Брасово, автором проекта которого называют имя крепостного архитектора Апраксиных Г. Морозова. Строительство нового храма в Перемилове относится к началу 1790-х гг. Протоколы Дмитровского духовного правления на это время сохранили лаконичные записи об этапах постройки нового храма. К декабрю 1791 года относится первое упоминание о желании С.С. Апраксина построить в селе Перемилове вместо деревянной вновь каменную церковь. В феврале 1792 года Дмитровское духовное правление составило проект указа о строении храма в Перемилове, который подписал митрополит Московский и Калужский Платон (Левшин), и в тот же год приступили к строительству. Первоначально храм был задуман как двухпрестольный. В октябре 1801 года построенную и украшенную церковь с приделом освятили. Тогда же по желанию С.С. Апраксина в правой стороне церкви дозволили устроить третий престол во имя святой великомученицы Екатерины — святой покровительницы супруги храмоздателя Екатерины Владимировны Апраксиной, урожденной княжны Голицыной. 17 августа 1802 года новый придел освятил наместник Дмитровского Борисоглебского монастыря игумен Аполлинарий. Большое участие в строительстве и украшении новой каменной Вознесенской церкви в Перемилове принимал ее настоятель священник Михаил Петров.

Квадратная в плане, кирпичная оштукатуренная церковь, с белокаменным декором, одноглавая, с приземистым барабаном, со стрельчатым завершением окон принадлежит к памятникам русской «псевдоготики».

Проектные чертежи до наших дней не сохранились, но архитектурное решение церкви позволяет отнести ее к памятникам круга выдающихся русских зодчих XVIII столетия В.И. Баженова и М.Ф. Казакова. Некоторые публикации относят храм в Перемилове к работам известного итальянского зодчего Франческо Кампорези, который во второй половине 1790-х годов (с 1796 г.) проектировал и строил у С.С. Апраксина усадебный ансамбль в селе Ольгово (Льгово) Дмитровского уезда, Однако, проект Вознесенской церкви принадлежит к более раннему периоду, чем работы зодчего в Ольгове.

Документы церковных учреждений и вотчинного архива Апраксиных не дают определенного ответа на вопрос об авторстве храма в Перемилове.

После возведения Вознесенской церкви, в планах С.С. Апраксина была перестройка старой господской усадьбы в Перемилове, но последующие масштабные работы в другой подмосковной усадьбе — Ольгово изменили отношение к первоначальным планам, и в Перемилове до 1850-х продолжали существовать старые усадебные постройки. Здания эти ветшали и со второй половины XIX века уже не упоминались. В селе располагались лишь небольшой хозяйственный комплекс и крестьянские усадьбы.

Видимо, из-за Ольговских работ не была построена и колокольня Вознесенского храма, а устроена лишь небольшая временная звонница. Конечно, Апраксины не оставляли своим вниманием перемиловскую церковь. На поддержание храма из московской домовой конторы выдавались необходимые средства. Но их было недостаточно и приходилось обращаться к помещикам то за дровами для отопления жилища, то за деньгами для покупки всего необходимого для храма.

Отечественная война 1812 года не затронула Перемиловский храм. Вражеский продовольственный отряд вошел в соседнее село Деденево к Головиным. На всякий случай, настоятель Вознесенского храма отец Иосиф сокрыл наиболее ценные предметы ризницы и храмовые святыни. О приходской жизни в Перемилове в первой половине XIX столетия известно совсем немного.

Храм долгое время оставался холодным (летним). Печное отопление для зимнего богослужения устроили лишь во второй половине XIX века в Екатерининском приделе. На средства Е.В. Долгоруковой в 1830-е годы для дьячка и пономаря построили новые дома. Священник Григорий Доброхотов, более 30 лет прослуживший в Вознесенском храме, до конца жизни жил в старом причтовом доме, выстроенном еще в конце XVIII  в. С.С. Апраксиным. О своем положении клирики храма в ведомостях писали, что «состояние причта скудное».

Значительное влияние на церковную жизнь в Перемилове и окрестных приходах во второй половине XIX столетия оказало учреждение по благословению митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова) при селе Новоспасском-Деденеве Спасо-Влахернского женского общежительного монастыря. Многочисленное паломничество православных в Деденево для поклонения великим святыням, собранным несколькими поколениями благочестивого семейства Головиных, оживляли духовную атмосферу Дмитровской провинции. Важную роль в экономическом развитии сел Андреевского, Деденева, Круглина и Перемилова сыграло возникновение в 1868 году при деревне Суровцеве Покровской мануфактуры известного московского купца и мецената Ивана Артемьевича Лямина. Многие крестьянские семьи получили постоянную работу на фабрике. В 1870-е годы здесь трудились более 3 000 рабочих. Известный церковный благотворитель и ктитор многих московских и подмосковных храмов И.А. Лямин большое внимание уделял религиозно-нравственному воспитанию рабочих и их семей, не жалея средств для создания сети церковно-просветительских учреждений. Священники Вознесенской церкви в Перемилове участвовали в окормлении рабочих семей ляминской фабрики, имея там многочисленных духовных чад. Это продолжалось вплоть до постройки величественного Троицкого собора при Покровской мануфактуре в Леонове в 1890—1895 гг. При настоятеле  о. Феодоре Леонардове при Вознесенской церкви в Перемилове утвердили двухштатный причт из священника и псаломщика. По старинному обычаю, церковная жизнь в Перемилове во многом зависела от семьи Апраксиных, которые давали основные средства на содержание храма и причта. В 1892 году весь храм сделали теплым, с устройством трех кирпичных печей, позже в начале XX в. замененных современной системой духового отопления. Тогда же в храме вместо деревянных устроили новые плиточные полы. Вокруг церкви построили изящную каменную ограду с железными воротами и калитками. С 1902 по 1909 гг. с помощью Апраксиных были построены деревянные одноэтажные дома священнику и псаломщику. В 1909 году прихожане Вознесенской церкви просили Апраксиных материально помочь им в деле постройки новой колокольни. Для этого крестьяне собирались устроить на церковной земле кирпичный завод, а изготовленный кирпич и средства, полученные от его продажи, использовать для возведения колокольни. Однако этому проекту не суждено было воплотиться.

До 1880-х годов в Перемилове не было собственной школы для крестьянских детей. В 1898 году появилась первая церковно-приходская школа, первоначально располагавшаяся в простой крестьянской избе. На средства Александры Михайловны Апраксиной в Перемилове построили первое деревянное здание школы, законоучителем и учителем пения в которой был приходской священник Николай Величкин. На содержание школы Дмитровское уездное земство ежегодно выделяло денежное пособие, которое при необходимости дополняли Апраксины. По ходатайству Московского епархиального начальства Святейший Синод утвердил А.М. Апраксину в почетном звании Попечительницы церковно-приходских школ Дмитровского уезда Московской епархии. Она присутствовала на выпускных экзаменах и поощряла особо отличившихся учеников в церковно-приходских школах в селах Ольгове и Перемилове. На ее средства в 1906 × 1913 годах школьное здание в Перемилове перестраивали с устройством нового классного помещения, комнаты учителя и помещения для сторожа. В 1916 году в перемиловской церковно-приходской школе обучались 27 мальчиков и 19 девочек. Заведующим и законоучителем школы состоял настоятель Вознесенской церкви священник Николай Гусев. Он же преподавал Закон Божий в двухклассной церковно-приходской школе при фабрике Покровской мануфактуры. Его супруга матушка Анна так же обучала детей в Перемиловской школе. Клирики Вознесенского храма — священник Николай Гусев и псаломщик Василий Соболев — принимали активное участие в первой народной переписи населения и были награждены бронзовыми медалями.

События первых лет революции и гражданской войны отразились на положении Вознесенской церкви. Январским декретом 1918 года храм лишился церковных домов и здания церковно-приходской школы. Церковный капитал, положенный в банк Апраксиными, проценты с которого шли на содержание причта и церкви, конфисковали. Большую часть церковной земли национализировали и тем самым лишили причт основных средств к существованию. Однако верующие помогали, кто чем может, и не давали безбожным властям закрыть храм. Во время кампании конфискации церковных ценностей в пользу голодающих Поволжья весной 1922 года из Вознесенского храма изъяли серебряные вещи: чашу, кадило, дарохранительницу. В 1926 году договор церковной общины с милицией подписали 280 верующих граждан села Перемилова и сельца Шпилева. В эти трудные годы верующие старались найти средства для ремонта Вознесенской церкви, в частности был отремонтирован западный притвор храма. В июне 1925 года злоумышленники похитили из церкви некоторые оставшиеся после конфискации серебряные предметы.

С начала первой «безбожной» пятилетки в 1929 году прошли повсеместные кампании закрытия храмов, жестокие репрессии духовенства и активных верующих. Жители Перемилова не дали закрыть свой храм ценой своей свободы.

В 1940 г. поселение Яхрома стало городом, и в его состав вошли все близлежащие селения, в том числе и Перемилово, став улицей Перемиловской.

К началу Великой Отечественной войны все близлежащие к Перемилову храмы были закрыты. В период битвы за Москву в районе Яхромы шли ожесточенные сражения с немецко-фашистскими оккупантами. 26 ноября 1941 года гитлеровцы захватили город, переправились через канал, заняли половину села Перемилова. 28 ноября части 1-й Ударной армии генерала В.И. Кузнецова начали бой за перемиловский плацдарм. В результате кровопролитных боев на Перемиловской высоте в день памяти святой великомученицы Екатерины 6—7 декабря началось освобождение Яхромы и затем всего северного Подмосковья, когда враг был отброшен и разбит. Безмолвным свидетелем героизма советских воинов стал Вознесенский храм в Перемилове, в котором не прекращалась молитва многих местных жителей, нашедших убежище во время сражения в здании и подвале церкви. В эти морозные дни пребывания в храме доброта столкнулась с нервным напряжением военных событий. Староста церкви решил затопить печь чтобы согреть стариков и детей, но через несколько минут пришел офицер из стоящего рядом штаба и вывел старосту для расстрела как шпиона подающего ориентир для наводки орудиям противника. Его не расстреляли, но 2 часа поводили по морозу, а на следующий день он умер от инфаркта.

С 1944 года центр благочиния находился в селе Перемилове. Его возглавлял деятельный пастырь протоиерей Александр Оранский, много сил отдавший восстановлению полноты церковной жизни храмов благочиния. В 1958 г. центр благочиния переместился из Перемилова в Дмитров. Благочинным стал известный священник Павел Соколовский, настоятель Казанской церкви села Подлипичья. В 1958 году на место настоятеля Вознесенской церкви назначили выпускника Волынской Духовной семинарии священника Михаила Пуца.

Несколько десятилетий единственным действующим храмом в округе города Яхромы был Вознесенский в селе Перемилове. В 1970 г. в Яхроме проживали более 17 000 человек, а с окружающими селениями числилось более 30 000. Пастыри Вознесенской церкви самоотверженно исполняли свой христианский долг в окормлении многочисленных духовных чад. В храмовые и праздничные дни церковь была переполнена верующими, которые дорожили своими традициями и всячески помогали священникам в сохранении храма. Этому очень способствовали в трудные переломные годы неоднократные приезды Правящего архиерея митрополита Ювеналия.

При всегдашней финансовой скудости храм стал обретать молодое поколение активных прихожан, взявших на себя финансовое бремя по поддержанию храма. К юбилейному, 2007 году отстроена прекрасная крестильня с баптистерием, была полностью отреставрирована столетняя ограда церкви, заменены все окна и отреставрированы крыша и фасад храма, позолочены крест с луковицей и иконостас, выложена прекрасная дорожка вокруг храма с дренажной системой и цветниками. Приобретена прекрасная церковная утварь. Конечно, сказалась и помощь главы Дмитровского района В.В. Гаврилова.

С большим душевным подъемом ждали прихожане престольный праздник 7 декабря в честь великомученицы Екатерины. К этому дню были завершены все реставрационные и строительные работы и, по благословению митрополита Ювеналия, праздничную службу должен был возглавить архиепископ Можайский Григорий. На встречу прибыли главы района и Яхромы, все принимавшие активное участие в реставрации и жизни прихода. Цветами, улыбками, хлебом и солью встречали Владыку. Архиепископ Григорий в сослужении благочинного священника Афанасия Чорногуза и клириков Дмитровского церковного округа совершил Божественную литургию, за которой причащалось около 100 человек. Незабываемое благодатное торжество православного народа, когда особенно чувствуется «Христос посреди нас». Во время крестного хода на месте захоронения бойцов за Перемиловскую высоту была совершена лития. Вернувшись в храм и проникновенно прочитав молитву к вмц. Екатерине, Владыка Григорий обратился с архипастырским словом к присутствующим. Он передал благословение, поздравление и наилучшие пожелания митрополита Ювеналия. Владыка Григорий отметил значимость храма в жизни человека, отметил благолепие храма, пения хора семинаристов под управлением игумена Никифора и особо обратился со словами благодарности к главе Дмитровского района и всем помогавшим в реставрации храма, вручив ордена, медали и грамоты особо потрудившимся. В ответном слове глава района В.В. Гаврилов отметил, что Дмитровский район особенно отмечен вниманием митрополита Ювеналия, т. к. за 2 месяца трижды дмитровскую землю посетили архиереи освящая ее своими молитвами. Отец благочинный в приветственном слове поблагодарил Владыку Ювеналия за доверие, поблагодарил архиепископа Григория за архипастырские наставления и попросил молитв о себе на новом для него послушании. Настоятель церкви протоиерей Анатолий Пахмутов в своем слове приветствия попросил передать митрополиту Ювеналию свою сыновнюю признательность за внимание, оказанное его рапорту о награждении особо потрудившихся, о награждении его самого за понесенные скромные труды. В конце памятного богослужения от лица попечительского совета храма всем присутствующим были подарены праздничные сувениры и книга об истории Перемиловской церкви.

архиепископ Григорий, администрация Московской области, Дмитровский округ

© 2001—2018 Московская Епархия Русской Православной Церкви
119435, Москва, Новодевичий проезд, 1/1
(499) 246-08-81 (обращаем внимание на необходимость набора кода 499 перед номером)