Епархиальная конференция «1917 — 2017: уроки столетия» в Коломенской духовной семинарии

16 мая митрополит Ювеналий возглавил работу Епархиальной конференции, посвященной 100-летию начала эпохи гонений на Русскую Православную Церковь, которая состоялась в Коломенской духовной семинарии.

В конференции приняли участие: епископ Илиан, викарии Московской епархии — Видновский Тихон, Серпуховской Роман, Балашихинский Николай, Зарайский Константин, Луховицкий Петр, а также благочинные церковных округов, настоятели и настоятельницы монастырей, председатели епархиальных отделов и комиссий, преподаватели и студенты Коломенской духовной семинарии.

Вел конференцию ректор КДС епископ Зарайский Константин.

Мероприятие началось выступлением Хора духовенства Московской епархии под управлением священника Сергия Голева.

Основная часть конференции открылась докладом митрополита Ювеналия:

«Возлюбленный Владыка Ректор, Ваши Преосвященства, возлюбленные отцы благочинные, настоятели и настоятельницы святых обителей, учащие и учащиеся нашей духовной школы! Христос Воскресе!

В пасхальный период мы собрались сегодня на епархиальную конференцию, которая проходит в рамках общецерковной программы, осуществляемой в связи с тем, что исполнилось сто лет с начала гонений на Русскую Православную Церковь. По решению Священноначалия мне благословлено возглавлять соответствующий Организационный комитет, которым намечен целый ряд мероприятий в связи с вышеназванным юбилеем в масштабах всей Церкви.

Люди внешние, услышав мои слова, могут озадачиться и спросить: почему мы устраиваем торжества по случаю того, что верующие некогда были гонимы. Воспользуюсь необходимостью ответить на это недоумение, чтобы обосновать церковную позицию.

Подводя итоги минувшего столетия, мы еще раз убеждаемся в том, что водителем истории является Господь. Прошлое человечества свидетельствует о тщете попыток гордого противостояния Всевышнему. Об этом убедительно говорит Священно Писание начиная от описания Вавилонской башни, а также богопротивного Валтасара, чье царство Бог исчислил и положил конец ему (см.: Дан.5:26), и вплоть до евангельского и выглядевшего столь современно безумного богача, на пороге кончины размышлявшего о безграничности своего достояния (см.: Лк. 12:16–21). Людские устремления, сколь бы ни успешным и надежным казалось их воплощение, всегда преходящи, тогда как Бог надвременен и всевластна воля Его о судьбах мира. Сказано у пророка: „Мое спасение пребудет вечным, и правда Моя не престанет“ (Ис. 51:6).

Несмотря на то, что ученые внимательно и подробно описали прошедший век отечественной истории во всех ее аспектах, тем не менее, споры о причинах происшедшего и его оценках продолжаются и по сей день, подчас порождая печальные разделения в обществе.

Церковная задача состоит в созидании единения для движения вперед. Для нас важно усвоить те духовные и нравственные уроки, которые преподал нам Господь, попустив трагические события богоборческого периода. Такой подход основывается на древней церковной традиции осмысления подвижничества мучеников во время первых веков христианской истории. Поэтому, не забывая те страдания и лишения, которым подвергались чада Церкви в лихую годину гонений, не стоит в то же время увлекаться мстительной инвентаризацией преступлений преследователей. Конечно же, сердце исполняется горя и жалости, когда читаешь, например, в житиях описание того, как священномученика Владимира (Богоявленского) кололи штыками и расстреливали разрывными пулями, священномученика Андроника (Никольского) заставили перед казнью копать себе могилу, а преподобномучениц великую княгиню Елисавету и инокиню Варвару вместе с их спутниками сбросили в шахту и оставили ранеными умирать. Однако для нас важно то, что святые принимали муку с молитвой о палачах, испрашивая для них прощения у Бога за зло, совершенное в состоянии ослепления. Так новомученики ХХ века стали преемниками страстотерпцев князей Бориса и Глеба, стоящих у истоков русской святости.

Наш долг показать грядущим поколениям величие подвига тех, кто, не взирая ни на что, остался верен Христу даже до смерти, тем самым стяжав венцы святости и блаженство в Царстве Небесном. Ключ к пониманию значения исповедничества новомучеников для современности дают замечательные слова святителя митрополита Серафима (Чичагова, + 1937): „Православная Церковь сейчас переживает время испытаний. Кто останется сейчас верен Святой Апостольской Церкви — тот спасен будет… Гонение окончится, и Православие снова восторжествует. Сейчас многие страдают за веру, но это — золото очищается в духовном горниле испытаний. После этого будет столько священномучеников, пострадавших за веру Христову, сколько не помнит вся история христианства“.

В незлобии, молитве и покаянии совершали свой крестный путь новомученики ХХ века. Закрытие храмов и монастырей, сокращение до минимума видимой церковной жизни восполнялось духовным подвигом святых, о которых священномученик Сергий (Мечев, + 1942) писал так: „Искорки терпеливого исповедничества мерцают всюду от ледяного океана до раскаленной пустыни. В покаянном плаче молятся открывшие терпением обстояний свои сердечные храмы, изгнанные за служение в храмах Божиих!“

Сегодня мы являемся свидетелями возрождения церковной жизни на просторах нашего Отечества. И в огромной степени это заслуга тех, кто в твердой непреклонности и мужественно отстаивал Святое Православие перед лицом гонителей, подобно священномученику Аркадию (Остальскому, + 1937), который на следствии, завершившемся смертным приговором, сказал: „Я горю желанием… укреплять веру в народе, хотя бы мне и снова пришлось пострадать за это, я готов на все“.

Вот величие самоотвержения ради Господа, вот свет христианского подвига, который ныне вдохновляет тружеников нивы церковной и является истинной духовной основой для созидания будущего нашего народа! Подвижники эпохи гонений являются для нас учителями молитвы, наставниками в несении скорбей, в любви к Родине, страдания которой они горячо переживали и испрашивали у Бога ее возвращение на правые стези.

Главным же духовным итогом минувшего столетия является для нас подтвержденная святыми мучениками непреложность обетования Господня: „Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее“ (Мф.16:18)

В этом году, по решению Святейшего Патриарха Кирилла и Священного Синода, 18 июня, в Неделю всех святых Земли Русской, мы с особой торжественностью будем совершать память новомучеников и исповедников ХХ века. В этот же день также исполнится десять лет с восстановления единства в Русской Православной Церкви после длительного разделения, ставшего результатом революционных событий. Это празднество призвано подчеркнуть духовное значение для нас, людей XXI века, молитвенного предстательства святых периода гонений.

В Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской ХХ века в настоящее время насчитывается 1770 святых, из которых 550 подвизались в Московской епархии. На минувших XXV Международных Рождественских образовательных чтениях я выступил с докладом о том, как почитаются новомученики в Подмосковье. Речь шла о храмах и приделах, освященных в их честь, о практике соборных памятей в благочиниях, о написании икон и составлении богослужебных чинопоследований, о поклонных крестах в их память и мемориальных досках, об издательской, образовательной и информационно-просветительской деятельности. Не желая повторяться, считаю необходимым подчеркнуть, что, как показывают вести, приходящие с мест, почитание новомучеников в наших храмах и монастырях в этом юбилейном году получило дополнительное развитие, что в частности имеет большое воспитательное значение для детей и юношества. Со своей стороны, я, как Управляющий епархией утвердил план совершения в течение года более 120 архиерейских Литургий в храмах, где подвизались новомученики, либо в восстанавливаемых церквях, которые были осквернены в годы гонений. Таким образом, можно сказать, что празднование памяти подвижников веры в Подмосковье является всеобъемлющим, чему подтверждение и нынешний форум.

Задача нашей конференции способствовать более широкому ознакомлению общества с историей Русской Православной Церкви в период гонений, а также с житиями новомучеников и исповедников ХХ века. Надеюсь, что внесет она и свой вклад в исследовательскую работу в данной области. Проиллюстрирую это на одном примере.

В последнее время, как известно, действуют законодательные ограничения, препятствующие архивным изысканиям о пострадавших за Христа в ХХ веке. Однако, у нас пока еще есть возможность расширять наши знания об эпохе гонений и о новомучениках путем реализации проектов того, что давно в мировой науке называется „устная история“. Еще живы, пусть и немногочисленные, свидетели событий того времени, в том числе родственники святых. Как духовенство на местах, так и учащиеся нашей семинарии при написании дипломных работ, могли бы записывать воспоминания очевидцев. Такая деятельность могла бы сопровождаться и сбором материалов, хранящихся в семейных архивах. Думаю, что это было бы полезно и внесло бы определенный вклад в дело почитания новомучеников.

В заключение хочу пожелать участникам конференции успехов в работе. Призываю на вас Божие благословение! Христос Воскресе!»

С докладами также выступили епископ Балашихинский Николай («Иконография новомучеников и исповедников Московской епархии»); член Синодальной и Епархиальной комиссий по канонизации святых протоиерей Олег Митров («Духовно-нравственные причины Октябрьской революции 1917 г.«); депутат Московской областной думы, ректор Государственного социально-гуманитарного университета профессор А. Б. Мазуров («Памятники новейшей России как отражение новых ценностей страны (1991 — 2017 гг.)«); преподаватель Коломенской духовной семинарии священник Никита Силин («Восстановление Патриаршества в Русской Церкви. История вопроса. Аргументы сторон. Святитель Тихон — патриарх нового времени»); председатель Епархиальной богослужебной комиссии игумен Иоанн (Самойлов) («Новые богослужебные тексты, посвященные новомученикам и исповедникам Церкви Русской»); член Синодальной комиссии по канонизации святых, секретарь Епархиальной комиссии по канонизации святых протоиерей Максим Максимов («Издание творений новомучеников и исповедников Московской епархии»).

В заключение конференции митрополит Ювеналий еще раз призвал не ослабевать в трудах по изучению и осмыслению трудов и мученических подвигов сонма христиан, пострадавших в годину гонений. «Этот форум был задуман специально для проведения в нашей духовной семинарии для того, чтобы будущие пастыри поняли, что они принадлежат к Церкви мучеников. Их цель – не прекрасные дворцы, хорошие машины, большие доходы, а возвещение спасения через труд и страдания.

Какие бывают страдания? Священники, особенно пожилые, знают, что нравственные страдания бывают сильнее физических. Эти страдания встречаются повседневно, когда имя Божие хулится ничтожными и жалкими людьми, а вы бессильны это остановить; когда хулится ваше служение, и вы ничего не можете сделать, кроме молитвы об этих людях.

Я думаю, что не только для наших семинаристов полезно знать то, о чем мы говорили сегодня, но и для других священников, для наших благочестивых мирян. И поэтому материалы этой конференции мы опубликуем в журнале «Московские епархиальные ведомости» для ознакомления и назидания наших прихожан и тех, которые интересуются чем и для чего живет наша Церковь. Я хотел бы горячо и сердечно поблагодарить Владыку ректора за то, что он организовал эту конференцию, и наших докладчиков. Каждый из них своим выступлением зажигал наши сердца. Особые, бурные аплодисменты были адресованы Алексею Борисовичу, который неизменно с нами и в дни праздников, и в дни трудов. Помогай вам всем Господь! И особенно желаю питомцам духовной семинарии глубже осознавать свое призвание и серьезнее готовиться к великому пастырскому служению народу Божию и нашему Отечеству. Христос Воскресе!»

митрополит Ювеналий, епископ Константин, епископ Петр, епископ Николай, епископ Роман, епископ Тихон, Хор духовенства Московской епархии, Коломенская духовная семинария, новомученики

© 2001—2017 Московская Епархия Русской Православной Церкви
119435, Москва, Новодевичий проезд, 1/1
(499) 246-08-81 (обращаем внимание на необходимость набора кода 499 перед номером)