Великая вечерня с чином прощения в Новодевичьем монастыре

22 февраля, в Прощеное воскресенье, в Успенском храме Новодевичьего монастыря митрополит Ювеналий в сослужении духовенства обители совершил вечерню, а затем чин прощения.

По окончании вечерни Владыка митрополит обратился к духовенству и многочисленным собравшимся богомольцам с напутственным словом в преддверие Великого поста:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе, внешнее оформление службы в конце этого богослужения изменилось. Сначала мы совершали богослужение в белых одеждах, а сейчас в полумраке стоим в темных облачениях, показывая нашу готовность к покаянию на пороге Великого сорокадневного поста. Я рад, что вы собрались сегодня в храм Божий, чтобы испросить Божие благословение на предстоящий подвиг поста, молитвы и покаяния. Хочется поделиться с вами мыслями о том, что значит покаяние для нас, как нужно каяться и какое значение в этом имеет Великий пост. Святая Церковь еще за несколько недель начинала нас готовить к этому событию. Вы помните Евангельские повествования о Закхее, который может быть из любопытства хотел видеть Христа. Наверное, его сердце не было предрасположено к принятию учения Господа, но одно только движение души его способствовало тому, что Господь воскликнул, Вы знаете содержание этого евангельского повествования, вам не нужно его повторять, Господь сказал: „Сегодня спасение дому сему“. То есть не только ему, но и всем его родственникам. Вы знаете и дальнейшие повествования Евангельские, которые готовили нас к сегодняшнему дню. Церковь учит нас, как надо молиться. И была неделя „О мытаре и фарисее“. И мы все, может быть, видели себя среди тех, о которых говорилось, потому что не умеем молиться, а только думаем о том, что все хуже нас и не знаем тогда, о чем молимся. А смиренная молитва мытаря, который был грешен, оказалась выше праведного фарисея. Господь сказал, что мытарь ушел оправданным больше, чем фарисей, за его сокрушение и смирение. И наконец, вспомним притчу о блудном сыне, как она актуальна для нас сегодня, потому что не являемся ли мы во множестве этими людьми, ушедшими от Бога, на страну далече по разным причинам, которые всем нам известны. Но в Евангелии есть замечательное место, где говорится о том, что в страданиях этот несчастный сын пришел в себя и пошел к отцу, вернулся в отчий дом. Как мы молимся о том, чтобы Церковь наполняли эти люди, которые бы испытали отеческую любовь Бога! И наконец неделя „О страшном Суде“. Вы обратите внимание, Господь не спросит с нас, постились ли мы, тогда идите в Царствие Божие, а если не постились — отойдите от Меня. Об этом даже речи быть не может. А тогда зачем пост, спросите вы меня? А он нам помогает в себя прийти, осознать свою греховность глубокую, потому что в веселии, в пьянстве, в обжорстве, извините за выражение, мы не думаем о Боге, а надо немножко плоть смирить, чтобы освободить дух наш, и мы могли взглянуть в себя. О чем же спросит Господь нас, когда мы предстанем пред Ним? Все без исключения и верующие, и неверующие, потому что мы знаем, что будет второе пришествие Христово, и будет праведный суд, когда Господь воздаст всем по делам их. Не потому, как они говорили красиво, а потому, как жили, как исполняли заповеди Божии о любви, милосердии будет Господь судить. И вот в чем же каяться нам? Нам пост поможет, потому что наравне с воздержанием в пище, Церковь учит нас и молитвам, которые раскрывают перед Богом нашу грешную душу и исповедуют ее немощь, падения наши. Много грехов тяготят нашу душу, но один из них — лесть и лицемерие. Когда в глаза мы улыбаемся, кланяемся, говорим добрые слова о любви, а за спиной совсем другое, о чем мы знаем. И вот Господь учит нас, братия и сестры, открыть Богу душу, а для этого наступает время поста. Душа наша больна грехами, а всякая болезнь быстро не проходит, одной какой-то таблеточкой мы не становимся здоровыми, когда ее принимаем. Идет процесс выздоровления человека. Так и в духовной жизни. Мы не сможем измениться, исправиться, если придем в храм, простим друг друга, покаемся, потом исповедуемся священнику, очистимся от наших грехов, а, переступив порог, будем продолжать прежнюю жизнь, греховную жизнь, ничем не отличную от того, какой она была до покаяния. Вот почему длительный пост нам нужен, чтобы избавиться от грехов, выздороветь духовно, возродиться духовно, и только тогда, очищенные постом, молитвой и покаянием, мы в радости духовной сможем встретить Светлое Христово Воскресение.

Я счастлив, что в этот благословенный вечер могу обратиться к вам с этим словом и одновременно с личным покаянием. Потому что покаяние надо начинать с себя, а не с других, уча других. Как говорил один преподобный отец, что не надо уподобляться верстовому столбу, который всем показывает дорогу, путь, а сам остается на месте. И в результате нужно возлюбить ближних. Мне хочется напомнить вам слова святого праведного Иоанна Кронштадтского, который говорил, что нужно возлюбить человека в его греховности, даже в позоре — вот где истинная любовь. А мы порой, братия и сестры, любим только любящих нас. Вот какой предстоит подвиг каждому из нас. И да поможет нам Господь, Пречистая Богоматерь, святые преподобные отцы, новомученики Церкви Русской и все святые в земле Российской просиявшие, которые своей личной жизнью указывают всем нам путь спасения. Простите меня, чем я согрешил перед вами словом, делом, помышлением и всеми моими чувствами. А Господь простит и всех вас, благословит на пост, на подвиг покаяния и молитвы, о чем мы сейчас и помолимся.»

После своего слова Владыка прочитал молитвы на начало Великого поста, и, по обычаю, каждый из присутствующих в храме подошел под архипастырское благословение к митрополиту Ювеналию, а также испросил благословения у духовенства, стоявшего здесь же со святым крестом.

митрополит Ювеналий, Новодевичий монастырь, Великий пост

© 2001—2018 Московская Епархия Русской Православной Церкви
119435, Москва, Новодевичий проезд, 1/1
(499) 246-08-81 (обращаем внимание на необходимость набора кода 499 перед номером)