День памяти преподобномученицы Александры (Дьячковой) в Макарово

14 марта, в день памяти преподобномученицы Александры (Дьячковой), в Никольском храме села Макарово состоялась соборная служба, которую возглавил благочинный Богородского округа протоиерей Михаил Ялов. На Литургию Преждеосвященных Даров собралось немало священников из храмов Богородского благочиния. После богослужения в приходском доме Никольского храма прошла праздничная трапеза, на которой присутствовала Л. А. Дьячкова, супруга племянника преподобномученицы Александры, благодаря которой составлено подробное житие святой.

Преподобномученица Александра Дьячкова родилась в 1893 году в деревне Черноголовка Богородского уезда Московской губернии; всего в семье Дьячковых было шестеро детей; Александра — четвертая. Она особенно выделялась из всех детей, любила молиться и дома, и в храме, читать Евангелие. Вместе с отцом, матерью и крестной совершала паломничества. Священник Никольского храма села Макарово говорил отцу: «Береги жемчужину свою», и, видя стремление Александры к монашеской жизни, благословил искать обитель, которая была бы недалеко от дома.

В 1914 году Александра поступила послушницей в Свято-Троицкий Александро-Невский монастырь в Клинском уезде Московской губернии, недалеко от села Акатово. В обители в то время было два храма, две гостиницы и странноприимный дом. Всего здесь подвизалось около семидесяти сестер.

Александру отпускали из монастыря в Черноголовку на посевную, на уборочную, на престольный праздник. Во время ее приездов в доме воцарялась удивительная атмосфера любви и умиротворения. Поскольку семья была многодетная и жили все вместе, часто возникали ссоры между снохами, но достаточно было лишь одного ее кроткого вопрошания («Что такое, что такое?..«), как все споры прекращались, водворялись мир и покой. «Стыдно было перед ней, — вспоминала Евдокия Дмитриевна, одна из невесток Ивана Дьячкова, — хотя она девушка, а у нас уже по одному — два ребенка, все как-то чувствовали, что рядом с ней невозможно раздражаться и гневаться… Возьмет ведра, пойдет к колодцу, наберет воды, войдет в дом, и дверью не скрипнет, ходит — как будто летает. Поставит самовар, говорит: «Идите чай пить…»

В 1927 году Акатовский монастырь, преобразованный в сельскохозяйственную артель, окончательно закрыли, а в 1930 году Александра вернулась в родительский дом. К этому времени были закрыты церкви и в селе Макарово, и в селе Ивановское, и Александра посещала храм в селе Душоново.

В день памяти ап. Иоанна Богослова, 21 мая 1931 года, по доносу кого-то из односельчан Александра была арестована. Ее «приписали» к делу о группе монахинь, якобы занимавшихся «антисоветской агитацией». При аресте был изъят чемоданчик, в котором находились Псалтирь, письма и фотографии.

Через 8 дней тройка ОГПУ приговорила Александру к пяти годам лагерей, и она была отправлена на строительство Беломорско-Балтийского канала (БелБалтлаг). По оценке А. И. Солженицына, на строительстве канала от голода, тяжелейших условий жизни и непосильного труда умерло четверть миллиона человек. Только горячая вера и молитва помогли Александре выстоять в этом аду, не отчаяться, не потерять человеческий облик.

Летом 1933 года строительство канала было завершено, а в 1934 году Александру Ивановну досрочно освободили. Чтобы в то время получить «досрочку», нужно было постоянно перевыполнять план, не иметь замечаний ни по работе, ни по быту, в «свободное время» (короткие часы сна после изнурительной 16-ти часовой смены) заниматься «общественным трудом» (рисовать плакаты или шить рукавицы, телогрейки, брюки…).

В октябре 1937 года Александра устроилась работать сторожем и уборщицей в храме Рождества Пресвятой Богородицы в селе Шестаково Волоколамского района, поселилась в церковной сторожке. Вскоре арестовали настоятеля храма отца Валентина Лаушкина. Супруга и дети священника остались без средств к существованию. Александра нанималась на работу и все вырученные деньги отдавала матушке.

28 февраля 1938 года Александра была арестована. Поводом для ареста, помимо стандартных обвинений в «контрреволюционной» и «антисоветской» деятельности (статья 58–10 УК), было то, что она «в своем помещении устроила молельный дом, который посещают некоторые монахини, устраивает там пение религиозных молитв и громкое чтение Евангелия». Были найдены свидетели, «уличившие» ее в «деятельности, направленной на подрыв мероприятий, проводимых Советской властью». Обвинения эти Александра отвергла за исключением одного: признала, что действительно призывала колхозников посещать церковь и молиться Богу…

4 марта 1938 года тройка НКВД приговорила Александру Дьячкову к расстрелу, после чего ее перевезли в Таганскую тюрьму в Москве. Беззаконный приговор был приведен в исполнение 14 марта 1938 года на Бутовском полигоне под Москвой, где Александра и была погребена. Тело ее было сброшено в один из специально вырытых рвов и засыпано землей. Всего той ночью в Бутово расстреляли 354 человека…

Родные вплоть до начала войны пытались получить хоть какие-то сведения об Александре, но только в июле 1989 года было вынесено заключение по материалам уголовного дела в отношении Александры Дьячковой, в котором указано, что она подпадает под действие Закона о реабилитации как одна из жертв репрессий, имевших место в нашей стране.

17 августа 2004 года постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви преподобномученица Александра Дьячкова была причислена к лику святых, и ее имя включено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Только в конце декабря 2009 года, благодаря стараниям родственников, Александра была реабилитирована, со святой были, наконец, сняты все обвинения, выдвинутые государственной властью.

Богородский округ, Великий пост, новомученики

© 2001—2018 Московская Епархия Русской Православной Церкви
119435, Москва, Новодевичий проезд, 1/1
(499) 246-08-81 (обращаем внимание на необходимость набора кода 499 перед номером)