В праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил Божественную литургию в старинном Успенском Брусенском женском монастыре г. Коломны. Обитель была выбрана не случайно: в этом году ей исполнилось 460 лет — именно столько лет прошло с момента закладки храма Успения Божией Матери, в котором и происходило богослужение. Монастырь был основан в 1552 году Иваном Грозным по обету, после взятия Казани и поначалу был мужским — его первыми насельниками стали участники Казанского похода (в то время ещё не был забыт древний обычай, предписывающий воинам на склоне лет удаляться в монастырь — замаливать пролитую кровь). Позднее обитель запустела, а в XVII в. возродилась уже как женская. Славную страницу в историю монастыря в XIX в. вписала его игумения Олимпиада, происходившая из купеческого рода, ставленница и ученица святителя Филарета. Её трудами монастырь обрёл и кирпичные келейные корпуса (а до этого кельи были из бруса, отсюда и второе название монастыря — Брусенский), и красивую ограду с «казаковскими» башенками, и великолепный Крестовоздвиженский собор, пятью позолоченными главками на пяти шатрах возвышающийся над стеной Коломенского кремля. В этот день в соборе был престольный праздник, но проводить там богослужение пока невозможно: сильно пострадавший в годы гонений, он сейчас находится на реставрации. Игумения Олимпиада погребена у алтаря Крестовоздвиженского собора, у самого входа в монастырь, её могила обретена в наши дни. Здешние насельницы и священнослужители ласково называют её «нашей вратарницей». И ещё одну памятную дату вспоминали в этот день — 15 лет возрождения обители после закрытия её в 1919 году — так получилось, что Брусенский монастырь первым принял гонение от безбожной власти. Возрождавшая монастырь игумения Анастасия (Печёнкина) теперь покоится рядом со своей славной предшественницей игуменией Олимпиадой. Вот такой тройной праздник и привёл владыку Ювеналия в этот день в Брусенский монастырь.
Божественную литургию митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил в сослужении епископа Серпуховского Романа. Владыкам также сослужили игумены мужских монастырей г. Коломны Игнатий (Жидков) и Варлаам (Горбунов), настоятель Успенского кафедрального собора протоиерей Николай Качанкин и благочинный церквей Коломенского округа протоиерей Владимир Пахачев. За богослужением молились игумения Успенского Брусенского монастыря Георгия (Семукова), игумения
По окончании Божественной литургии состоялось принятое в этот день поклонение Кресту. Затем митрополит Ювеналий обратился к духовенству и мирянам с приветственным словом: «Ваше Преосвященство, дорогой Владыка Роман, досточтимая игумения Георгия, возлюбленные братья сопастыри, дорогие матушки игумении, дорогие братья и сёстры! Сегодня, в праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, мы отмечаем
С радостью я вспоминаю минувшие пятнадцать лет, когда буквально на руины пришла сюда первая после открытия монастыря монахиня Анастасия, впоследствии ставшая игуменией. Мне известны её упорные усилия по открытию святынь в нашей Коломне, мы должны с благодарностью вспоминать её имя: и кафедральный собор, и
Эта история нас назидает, дорогие братья и сёстры. Назидает любить свои национальные святыни, держаться крепко веры Христовой. И сегодня, в праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, хочется напомнить одну картину, которая символически до сегодняшнего дня повторяется в этом мире: на Голгофе распятого и поруганного
Я очень рад, что сегодня мы собрались для молитвы, чтобы возблагодарить Господа за Его милосердие за Его любовь к нам, за то, что Он исполняет наши молитвы. Много в Московской епархии восстановлено порушенных святынь, построено новых храмов, но трудно маленькой общине восстановить то, что разрушалось годами и веками. И я благодарен, и блаженнопочивающей матушке Анастасии за то, что она сделала невозможное: за короткое время своего настоятельства здесь много ей удалось успеть. И её преемница игумения Георгия продолжает эти труды. И мне очень трогательно и радостно сегодня, что прибыли на наше церковное торжество игумении наших женских монастырей Московской епархии. Они на своём опыте познали, как трудно восстанавливать порушенное, и как радостно видеть помощь окружающих.
Я хотел бы поблагодарить и игуменов наших коломенских монастырей, которые приняли участие в богослужении, и наше духовенство и прошу всех по силе своих возможностей продолжать помогать восстановлению этой древней нашей святыни, а дел еще много. Реставрируемые здания откроют еще много возможностей и для воспитания подрастающего поколения и дел милосердия, которыми всегда славились наши православные монастыри, потому что, уходя в монастырь, мы не создаем
Его Высокопреосвященство преподнес настоятельнице монастыря игумении Георгии Казанский образ Божией Матери — икону, очень тесно связанную с историей обители: после чудесного обретения Богородичной иконы в Казани один из первых списков был передан именно в этот монастырь, и почитался как одна из величайших его святынь.
Передавая образ, владыка митрополит пожелал матушке настоятельнице, чтобы Царица Небесная помогала, укрепляла и утешала её во все дни руководства этой святой обителью. В знак признательности за труды владыка наградил игумению Георгию Благословенной грамотой.
Благословенными митрополичьими грамотами были награждены также благотворители и благоукрасители — все те, кто трудился в последние годы над восстановлением Брусенского монастыря.
Выйдя из храма, духовенство и народ во главе с митрополитом Ювеналием и епископом Романом прошли к могилам настоятельниц — игумении Олимпиады (Егоровой) и игумении Анастасии (Печёнкиной). Владыка Ювеналий совершил литию, игумения Георгия возложила цветы на могилы своих предшественниц.
После непродолжительной трапезы владыка Ювеналий осмотрел выставку пленэра учащихся Детской художественной школы г. Коломны, разместившуюся рядом с храмом Успения и культурным центром «Лига», и отбыл из Коломны. А епископ Серпуховской Роман посетил недавно открытую в «Лиге» выставку старинных икон «Из ризницы Брусенского монастыря», а также обновлённую постоянную экспозицию «История Брусенской обители». Для владыки и других гостей в зале культурного центра был дан небольшой концерт фольклорного ансамбля «Прялица».
Историческая справка
XVI век. Зарождение обители
Коломенский Брусенский монастырь в честь Успения Божией Матери основан в 1552 году. На закладном камне, найденном при перестройке церкви Успения в
Название «Брусенский», как считают многие историки и краеведы, происходит от слова «брусенный»,
XVII — XVIII века. Радости и скорби
Во времена Смуты, на рубеже XVI — XVII веков, Брусенский монастырь также переживал нелегкие времена. Он совсем было пришёл в упадок, но покров Царицы Небесной спас обитель. В начале XVII века, когда Смута миновала, Брусенский монастырь возобновляется уже как особножительный девичий. Расположенный у столбовой дороги и посещаемый многими паломниками, монастырь вскоре достиг цветущего состояния. Однако в 1698 году по всему городу и монастырю прошел опустошительный пожар. В пламени погибли не только кельи, но и четыре деревянные церкви, и только Успенский шатер остался не тронутым огнём. Успенская церковь осталась единственной в монастыре, и по причине тесноты после пожара к ней была пристроена малая трапезная с приделом святителя Иоанна Златоустого.
По описи 1701 года, составленной стольником
А в 1725 году монастырь ожидало новое испытание. В связи с упразднением Коломенской епархии определением Священного Синода Успенский Брусенский монастырь должен быть приписан к Успенскому Тульскому женскому монастырю. Игуменья с несколькими монахинями была переведена в Тулу. Жители Коломны и оставшиеся в монастыре монахини обратились в Священный Синод с прошением возвратить из Тулы к ним в монастырь игуменью и монахинь, «и тому монастырю быть
Летом 1761 года епископом Коломенским и Каширским Порфирием Брусенскому монастырю выдана храмоздательная грамота на сооружение храма в честь Казанской иконы Божией Матери. Придел в честь прославленной иконы располагался с запада, над трапезой Успенской церкви, на втором этаже.
В 1763 году по высочайшему повелению прапорщиком А. Барановым была составлена опись Брусенского монастыря, его имущества и владений. По описи, состояние построек монастыря было неприглядным. Сам Успенский храм нуждался в срочном ремонте. «У оной церкви за много¬прошедшими годами во многих местах великие расселены, на которое возобновление потребно денежной суммы 500 рублёв», — писал прапорщик Баранов. Шатёр храма был покрыт тёсом, а кирпичные стены внутри и снаружи выбелены. Главка была покрыта лещадью — фигурной кровельной черепицей. Венчал храм железный серебристый крест. К 1763 году в Брусенском монастыре имелась небольшая настоятельская келья в одну комнату (8×4 аршин), каменная, 26 деревянных келий, построенных монашествующими на свои средства. Из них «16 очень ветхих и к жительству монашествующих весьма не способны, на место которых надлежит вновь построить», — отметил А. Баранов. Находился на территории и ветхий сарай, где хранились монастырские дрова.
По принятой классификации монастырей Брусенский необщежительный женский монастырь был отнесён к третьему — низшему, разряду.
XIX век. Расцвет обители
В XIX веке монастырь переживает новый расцвет. Ещё в конце XVIII века была выстроена трёхъярусная колокольня над Святыми вратами, на которой в начале XIX века водрузили большие колокола, пожертвованные купцами Кисловыми.
В 1818 году при игуменьи Ангелине для нового строительства и починки старых стен монастырь купил у города на слом обветшалые Ивановские ворота кремля. Из кирпича и бута разобранных Ивановских ворот и прилегающей кремлёвской стены была построена кирпичная монастырская ограда в стиле псевдоготики и ампира с четырьмя башнями и двумя воротами. Круглые кирпичные в три яруса башни, увенчанные каменными шпилями, были украшены белокаменными стрельчатыми арками, медальонами и звёздами. В 1822 году священноначалием по согласованию с гражданскими властями было предписано Брусенскому монастырю взять под опеку сопредельную кремлёвскую стену. Некоторое время спустя в Грановитой башне кремля монастырь устроил часовню с редким деревянным скульптурным изображением св. Параскевы Пятницы.
Духовное и материальное процветание Брусенской обители приходится на период настоятельства игуменьи Олимпиады (1848 — 1873 гг.). Поставленная управлять монастырём святителем Филаретом, большая молитвенница и труженица, она сначала постаралась благоустроить духовную жизнь монастыря. Стараниями новой настоятельницы было заведено чтение неусыпаемой Псалтири, улучшен монастырский хор, устроена общая трапеза для сестёр. Видимо начала благоустраиваться и обитель. Церковь Успения была покрыта железом. В 1849 году закончено строительство западного келейного корпуса, заложен в кирпиче северный корпус (1849 — 1850 гг.). К северу от церкви Успения строится двухэтажный игуменский корпус (1850 — 1851 гг.), каретный сарай. На строительство щедро жертвовали купцы Филипп Тупицын, Егор Петров, Фёдор Ротин, Яков Ермаков и многие другие благотворители. Венцом созидательных трудов
Величественный алый собор с пятью шатровыми главами, облицованный белокаменной резьбой, стал украшением не только монастыря — весь старый кремль стал наряднее. На внутреннюю отделку собора пожертвовал 30 тыс. рублей знаменитый меценат Московской губернии Яков Яковлевич Ермаков, дочь которого Феодосия (в постриге Феофания) находилась в монастыре. 30 июля 1858 года освящены придельные алтари собора в честь Казанской иконы Божией Матери и святого Иоанна Златоуста, а 13 сентября 1858 года, накануне престольного праздника, викарием Московским Высокопреосвященным Евгением освящён центральный Крестовоздвиженский алтарь собора. Трудились сёстры Брусенского монастыря и за пределами монастырских стен. При Олимпиаде монастырь получил из казны 150 десятин строевого леса в Богородском уезде. Часть леса продавалась, а деньги использовались на строительные нужды. В самом лесу были построены две избы для постоянного проживания 18 монахинь. Вырыли здесь пруд и колодец, развели огороды. В 1865 году у монастыря появился двухэтажный дом в Запрудной слободе, пожертвованный
Великая труженица Олимпиада не жалела ни сил, ни здоровья, благоустраивая монастырь. Среди вседневных забот подкралась изнурительная болезнь. Чувствуя приближение смерти, Олимпиада просила свою ближайшую помощницу и друга — монахиню Ангелину не отказываться от должности настоятельницы, в надежде, что та поддержит в монастыре порядок, который соблюдался до этого. Зная заветное желание своей дорогой матушки быть похороненной в монастыре, сёстры заранее испросили на это позволение в консистории. В великий четверток 1873 года, 5 апреля в 11 часов вечера большой колокол монастыря возвестил всем жителям Коломны, что не стало более в живых достопочтеннейшей игуменьи Олимпиады. Отпевание было совершено в Крестовоздвиженском соборе архимандритом Григорием в сослужении Коломенского духовенства и при большом стечении жителей города Коломны. Олимпиаду похоронили справа от въездных ворот против благолепной церкви, на созидание которой она не щадила ни сил, ни здоровья. «Наша вратарница» — благоговейно говорили насельницы о своей покойной игуменьи. Настоятельницей по просьбе сестёр и по желанию почившей Олимпиады была избрана монахиня Ангелина.
В 1881 — 1883 годах на средства Флора Яковлевича Ермакова — известного благотворителя (сына
XX век. Время гонений
В 1900 году в Брусенском монастыре проживали игуменья, казначея, эконом, 18 штатных, 16 сверхштатных монахинь и 187 послушниц, живущих по паспорту. На средства прихожан монастырь содержал
Интересное описание монастыря встречается в полевом дневнике московских археологов Г. Синюхаева и М. Ратманова: «Монастырь немаленький: насчитывает более двухсот монахинь и представляет собой целый отдельный городок. Кельи, небольшие, по большей части деревянные, окружены палисадником, а частенько и садиком; всё это напоминает
Монастырь закрыли в 1919 году. Игумения Ювеналия (Минина) и несколько монахинь были арестованы, остальные сестры разошлись по Коломне. И всё же обитель была восстановлена, хотя и при другом приходе — в храме Воскресения Словущего. Это свершилось благодаря заботам священноисповедника епископа Коломенского Феодосия (Ганицкого). В 1929 году храм закрыли. В самой же обители келейные корпуса были превращены в общежития, в деревянных домиках¬кельях также поселились жильцы, хотя несколько монахинь жили в своих ветхих домиках до
В начале
В мае 1931 года 23 монахини Брусенского монастыря были арестованы и осуждены сроком на 5 лет ИТЛ с заменой на высылку в Казахстан, откуда, отбыв эти сроки, опять вернулись в Коломну, поближе к родному монастырю. Но в конце 1937 — начале 1938 годов монашествующих ожидали ещё более суровые репрессии. Шесть монахинь Брусенского монастыря были приговорены к высшей мере наказания и расстреляны на Бутовском полигоне. Две из них, родные сёстры Мария и Матрона Грошевы, в 2000 году причислены Архиерейским собором к лику святых. Память преподобномучениц — 20/7 марта и в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских.
20 апреля 2005 года Священный Синод Русской Православной Церкви включил в Собор новомучеников и исповедников Российских ещё трёх монахинь, подвизавшихся в Успенском Брусенском монастыре в начале ХХ века и пострадавших в годы гонений. Это Анна Ивановна Степанова (монахиня Антонина), Мария Мартиниановна Журавлева (монахиня Нимфодора) и Вера Харитоновна Графова (монахиня Вера). Память преподобномучениц — 15/2 декабря и в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских.
В годы гонений за Христа пострадали 28 мучениц и исповедниц Брусенского монастыря.
В 1970 году, при подготовке к празднованию
XX век. Возрождение
К середине
3 октября 1997 года Священный Синод Русской Православной Церкви благословил возобновление монашеской жизни в Брусенском монастыре. Настоятельницей Брусенского монастыря была назначена монахиня Анастасия (Печёнкина). Монастырю сначала были переданы старинный Успенский храм с прилежащим к нему келейным корпусом и сильно разрушенный Крестовоздвиженский собор. В трапезной части Успенского храма были восстановлены два придела: Казанской иконы Божией Матери и св. Иоанна Златоуста — в которых стали постоянно совершаться Божественные литургии и проповедоваться слово Божие. Основной придел в честь Успения Божией Матери был восстановлен позже. Летом 2002 года большие работы проведены в храме Успения по подготовке его к архиерейскому богослужению. 29 сентября 2002 года в ознаменование
Главная святыня Брусенского монастыря — образ Казанской Божией Матери, был утрачен в годы гонений на Церковь. Но в ноябре 2003 года коломенский историк, профессор
В преддверии Дня славянской письменности и культуры, столицей которого в 2007 году стала Коломна, в Брусенском монастыре были проведены работы по воссозданию шатрового завершения и реставрации фасадов Крестовоздвиженского собора. И, хотя все реставрационные работы ещё не закончены, собор опять стал украшением исторической части Коломны.
4 августа 2010 г. в Крествоздвиженском соборе совершил Божественную литургию Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Она стала первым богослужением в этом храме после 1922 года, когда Крестовоздвиженский собор был закрыт.
В 2011 году игуменией монастыря стала насельница Серпуховского Владычнего монастыря монахиня Георгия (Семукова). Ею сразу же были сделаны важные шаги по укреплению статуса монастыря прежде всего как места молитвы.
19 июня 2011 из серпуховского Владычнего монастыря сюда прибыла икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Одна из самых почитаемых на Руси икон, она прославилась множеством чудотворений, главным образом — избавлением от пьянства, табакокурения, наркомании. Пребывание образа в Коломне, несомненно, стало важным событием в духовной жизни Брусенской обители и города Коломны в целом.
Важным свидетельством о роли монастыря в русской духовной истории стала и постоянная экспозиция об истории этой обители, открывшаяся в августе 2008 года в бывшем келейном корпусе монастыря, где сегодня располагается Культурный центр «Лига».
Успенский Брусенский монастырь сегодня привлекает к себе многочисленных паломников и туристов со всех концов России.
Темы: митрополит Ювеналий, епископ Роман, монастыри, престольный праздник