460-летие Успенского Брусенского монастыря

В праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил Божественную литургию в старинном Успенском Брусенском женском монастыре г. Коломны. Обитель была выбрана не случайно: в этом году ей исполнилось 460 лет — именно столько лет прошло с момента закладки храма Успения Божией Матери, в котором и происходило богослужение. Монастырь был основан в 1552 году Иваном Грозным по обету, после взятия Казани и поначалу был мужским — его первыми насельниками стали участники Казанского похода (в то время ещё не был забыт древний обычай, предписывающий воинам на склоне лет удаляться в монастырь — замаливать пролитую кровь). Позднее обитель запустела, а в XVII в. возродилась уже как женская. Славную страницу в историю монастыря в XIX в. вписала его игумения Олимпиада, происходившая из купеческого рода, ставленница и ученица святителя Филарета. Её трудами монастырь обрёл и кирпичные келейные корпуса (а до этого кельи были из бруса, отсюда и второе название монастыря — Брусенский), и красивую ограду с «казаковскими» башенками, и великолепный Крестовоздвиженский собор, пятью позолоченными главками на пяти шатрах возвышающийся над стеной Коломенского кремля. В этот день в соборе был престольный праздник, но проводить там богослужение пока невозможно: сильно пострадавший в годы гонений, он сейчас находится на реставрации. Игумения Олимпиада погребена у алтаря Крестовоздвиженского собора, у самого входа в монастырь, её могила обретена в наши дни. Здешние насельницы и священнослужители ласково называют её «нашей вратарницей». И ещё одну памятную дату вспоминали в этот день — 15 лет возрождения обители после закрытия её в 1919 году — так получилось, что Брусенский монастырь первым принял гонение от безбожной власти. Возрождавшая монастырь игумения Анастасия (Печёнкина) теперь покоится рядом со своей славной предшественницей игуменией Олимпиадой. Вот такой тройной праздник и привёл владыку Ювеналия в этот день в Брусенский монастырь.

Божественную литургию митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил в сослужении епископа Серпуховского Романа. Владыкам также сослужили игумены мужских монастырей г. Коломны Игнатий (Жидков) и Варлаам (Горбунов), настоятель Успенского кафедрального собора протоиерей Николай Качанкин и благочинный церквей Коломенского округа протоиерей Владимир Пахачев. За богослужением молились игумения Успенского Брусенского монастыря Георгия (Семукова), игумения Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря Ксения (Зайцева), на торжество приехали игумении и из других женских монастырей Московской епархии: настоятельница Введенского Владычнего монастыря игумения Алексия, настоятельница Свято-Троицкого Белопесоцкого монастыря игумения Агния, настоятельница Казанского монастыря игумения Мария, настоятельница Спасо-Влахернского монастыря игумения Александра; они присоединились к пению монастырского хора. Владыку встречал заместитель главы города Коломны Д. Н. Редькин. Во время Литургии владыка Ювеналий совершил две хиротонии: диакон Андрей Кроликов был рукоположен во пресвитера, чтец Кирилл Козлов — во диакона.

По окончании Божественной литургии состоялось принятое в этот день поклонение Кресту. Затем митрополит Ювеналий обратился к духовенству и мирянам с приветственным словом: «Ваше Преосвященство, дорогой Владыка Роман, досточтимая игумения Георгия, возлюбленные братья сопастыри, дорогие матушки игумении, дорогие братья и сёстры! Сегодня, в праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, мы отмечаем 460-летие со дня основания этой святой обители и вспоминаем 15-летие её возрождения после того, как в 1919 году она была закрыта. Я уже неоднократно говорил, что наши предки, живя верой Христовой, не полагались на свои силы в испытаниях и войнах, которые многократно постигали наше Отечество, и не на силу оружия, а на помощь Господа нашего. И когда совершалась победа, они, в знак благодарности Господу, строили храмы Божии и монастыри. По всей нашей Святой Руси были такие памятники побед и благочестия нашего народа. Этот храм, эта обитель тоже была построена по повелению царя Иоанна Васильевича, после его успешного похода на Казань, ровно 460 лет назад. Когда мы вспоминаем описание храма Успения Пресвятой Богородицы, то поражаемся как жертвенно украшали его тогдашние люди — он весь был благоукрашен. Но в постигшее духовное лихолетье всё было разграблено, уничтожено, много погибло монастырских строений. Можно сказать, осквернена была сама эта святыня. В годину гонений многие насельницы монастыря запечатлели свою веру и преданность Господу мученическим венцом. Мы вспоминаем это как страшный сон, и какой это урок всем нам: мы бываем несчастны, когда лишаемся помощи Божией и отступаем от Спасителя мира.

С радостью я вспоминаю минувшие пятнадцать лет, когда буквально на руины пришла сюда первая после открытия монастыря монахиня Анастасия, впоследствии ставшая игуменией. Мне известны её упорные усилия по открытию святынь в нашей Коломне, мы должны с благодарностью вспоминать её имя: и кафедральный собор, и Ново-Голутвин монастырь, и эта святая обитель были выстраданы её постоянными хлопотами и усилиями. Такая, можно сказать, незаметная, хрупкая женщина совершила в нашей Коломенской земле этот подвиг. И до самой кончины она много делала для того, чтобы реставрировать переданную ей святыню, чтобы восстановить монашескую и молитвенную жизнь. И мы её вспоминаем как строительницу и заботливую игумению наравне с её предшественницей игуменией Олимпиадой, которая пришла сюда по благословению святителя Московского Филарета, и обитель при ней процветала. Крестовоздвиженский храм, где сегодня престольный праздник, был воздвигнут её трудами.

Эта история нас назидает, дорогие братья и сёстры. Назидает любить свои национальные святыни, держаться крепко веры Христовой. И сегодня, в праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, хочется напомнить одну картину, которая символически до сегодняшнего дня повторяется в этом мире: на Голгофе распятого и поруганного Христа-Спасителя поносил разбойник. А другой перед последним своим издыханием обратился к Нему со словами, которые, может быть, вырываются из сердца многих и многих людей до сего дня: „Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Своем!“ (Лк. 23:42). И Господь ответил ему: „Истинно говорю тебе: сегодня ты будешь со Мною в раю“ (Лк. 23:43). Да, эта картина повторялась и повторяется с тех пор до сегодняшнего дня: одни безрассудно и безумно продолжают хулить Христа, а другие, одумавшись, придя в себя, с верой в милосердие Божие, повторяют слова благоразумного разбойника. И мы с вами ему уподобляемся, потому что часто по имени только именуемся и христианами, и монашествующими, а ничем не отличаемся от людей, не исповедующих Господа. Но когда сердце наше обращается к Богу, в умилении, в покаянии с надеждой на милость Божию, мы тоже повторяем: „Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Своем!“ Мы верим, что Божие милосердие простирается на этих людей. Господь остаётся любящим Отцом для нас, и останется до скончания века.

Я очень рад, что сегодня мы собрались для молитвы, чтобы возблагодарить Господа за Его милосердие за Его любовь к нам, за то, что Он исполняет наши молитвы. Много в Московской епархии восстановлено порушенных святынь, построено новых храмов, но трудно маленькой общине восстановить то, что разрушалось годами и веками. И я благодарен, и блаженнопочивающей матушке Анастасии за то, что она сделала невозможное: за короткое время своего настоятельства здесь много ей удалось успеть. И её преемница игумения Георгия продолжает эти труды. И мне очень трогательно и радостно сегодня, что прибыли на наше церковное торжество игумении наших женских монастырей Московской епархии. Они на своём опыте познали, как трудно восстанавливать порушенное, и как радостно видеть помощь окружающих.

Я хотел бы поблагодарить и игуменов наших коломенских монастырей, которые приняли участие в богослужении, и наше духовенство и прошу всех по силе своих возможностей продолжать помогать восстановлению этой древней нашей святыни, а дел еще много. Реставрируемые здания откроют еще много возможностей и для воспитания подрастающего поколения и дел милосердия, которыми всегда славились наши православные монастыри, потому что, уходя в монастырь, мы не создаем какое-нибудь хозяйство, чтобы пропитаться, чтобы жить только для себя — все это должно быть обращено на дела милосердия, на помощь нашим ближним».

Его Высокопреосвященство преподнес настоятельнице монастыря игумении Георгии Казанский образ Божией Матери — икону, очень тесно связанную с историей обители: после чудесного обретения Богородичной иконы в Казани один из первых списков был передан именно в этот монастырь, и почитался как одна из величайших его святынь.

Передавая образ, владыка митрополит пожелал матушке настоятельнице, чтобы Царица Небесная помогала, укрепляла и утешала её во все дни руководства этой святой обителью. В знак признательности за труды владыка наградил игумению Георгию Благословенной грамотой.

Благословенными митрополичьими грамотами были награждены также благотворители и благоукрасители — все те, кто трудился в последние годы над восстановлением Брусенского монастыря.

Выйдя из храма, духовенство и народ во главе с митрополитом Ювеналием и епископом Романом прошли к могилам настоятельниц — игумении Олимпиады (Егоровой) и игумении Анастасии (Печёнкиной). Владыка Ювеналий совершил литию, игумения Георгия возложила цветы на могилы своих предшественниц.

После непродолжительной трапезы владыка Ювеналий осмотрел выставку пленэра учащихся Детской художественной школы г. Коломны, разместившуюся рядом с храмом Успения и культурным центром «Лига», и отбыл из Коломны. А епископ Серпуховской Роман посетил недавно открытую в «Лиге» выставку старинных икон «Из ризницы Брусенского монастыря», а также обновлённую постоянную экспозицию «История Брусенской обители». Для владыки и других гостей в зале культурного центра был дан небольшой концерт фольклорного ансамбля «Прялица».

Историческая справка

XVI век. Зарождение обители

Коломенский Брусенский монастырь в честь Успения Божией Матери основан в 1552 году. На закладном камне, найденном при перестройке церкви Успения в 80-х годах XIX века, помещён следующий текст: «Лета 7060 (1552) прославлена бысть сия церковь Успения Пресвятыя Богородицы при Благоверном царе Великом Князе Иоанне Васильевиче и епископе Коломенском Феодосии». Употребление слова «прославлена», а не «построена» позволяет предположить, что здесь и ранее находилась деревянная церковь, да и раскопки 1990 года подтверждают это. Каменный шатровый Успенский храм «бысть прославлен» в память победного похода Ивана Грозного на Казань в 1552 году. Он относится к памятникам раннего шатрового зодчества и представляет собой редкий вариант этого стиля. Шатёр храма покоится прямо на четверике нижнего яруса, восьмерик второго яруса отсутствует. Фасады завершены рядом ложных закомар. Строгая архитектура храма подчеркнута декором: перспективные порталы, пояса поребрика в основании закомар, в карнизах алтаря и барабана.

Название «Брусенский», как считают многие историки и краеведы, происходит от слова «брусенный», т. е. деревянный брус. Изначала большинство строений монастыря: кельи, ограда и даже церкви (кроме храма Успения) — были из деревянного бруса, как тогда говорили, «брусенные». По преданию, первоначально Брусенский монастырь был мужским и его первыми насельниками стали участники Казанского похода. В самом раннем описании монастыря, составленном в 1577 — 1578 гг. царскими писцами Данилой Житовым и Фёдором Камыниным, сказано: «Внутри города у Пречистыя у брусеные в монастыре церковь Успение Святей Богородицы камена. На монастырь всходя ворота святые, около монастыря замет, а на монастыре трапеза камена почата делать, а не совершена, да под нею хлебня да поварня, да против трапезы две кельи игуменских, да четырнадцать келий, а в них тринадцать старцев». Упоминается и старый игумен Корнилий, возможно, первый настоятель монастыря. По описи, внутреннее убранство храма Успения было богатым: вызолоченный иконостас, «а в церкви Деисус — 11 образов на золоте, да двери Царские и сень и столбцы на золоте». Образ «Успения Пречистыя обложен серебром с деянием в киоте. Все образа украшены серебряными и вызолоченными венцами, да гривнами, да жемчугами». Богата была и ризница, библиотека — свыше полусотни книг на пергамене и бумаге. Книги были не только богослужебные, но и предназначенные для благочестивого чтения. Среди многочисленных книг упомянута «большая новгородская» следованная Псалтирь. Как повествует предание, вскоре после явления чудотворного образа Божией Матери в Казани, с него был сделан для Коломны один из первых списков, и Брусенский монастырь стал обладателем великой святыни — Казанского образа Божией Матери, по преданию, также чудотворного. Коломенцы на протяжении нескольких веков через него притекали к всесильной помощи Заступницы Усердной. Таков был Брусенский монастырь к концу XVI века.

XVII — XVIII века. Радости и скорби

Во времена Смуты, на рубеже XVI — XVII веков, Брусенский монастырь также переживал нелегкие времена. Он совсем было пришёл в упадок, но покров Царицы Небесной спас обитель. В начале XVII века, когда Смута миновала, Брусенский монастырь возобновляется уже как особножительный девичий. Расположенный у столбовой дороги и посещаемый многими паломниками, монастырь вскоре достиг цветущего состояния. Однако в 1698 году по всему городу и монастырю прошел опустошительный пожар. В пламени погибли не только кельи, но и четыре деревянные церкви, и только Успенский шатер остался не тронутым огнём. Успенская церковь осталась единственной в монастыре, и по причине тесноты после пожара к ней была пристроена малая трапезная с приделом святителя Иоанна Златоустого.

По описи 1701 года, составленной стольником И. В. Кикиным, состояние Брусенского монастыря было вполне благополучным. Как в основном храме Успения, так и в приделе Иоанна Златоуста были богато украшенные образа, богатая ризница, церковная утварь — всё, как и до пожара. Эта опись была проведена по указу Петра I. Его крупные реформаторские замыслы коснулись и монастырской жизни. Царским указом было велено игуменье и монахиням (их насчитывалось 25) строго-настрого жить «неисходно» в своём монастыре и никого из других обителей не принимать. За территорию монастыря можно было отлучаться лишь «по великой нужде» на 2 — 3 часа с письмом и печатью игуменьи. Мирских людей в монастырь пускали лишь на время служб.

А в 1725 году монастырь ожидало новое испытание. В связи с упразднением Коломенской епархии определением Священного Синода Успенский Брусенский монастырь должен быть приписан к Успенскому Тульскому женскому монастырю. Игуменья с несколькими монахинями была переведена в Тулу. Жители Коломны и оставшиеся в монастыре монахини обратились в Священный Синод с прошением возвратить из Тулы к ним в монастырь игуменью и монахинь, «и тому монастырю быть по-прежнему», ссылаясь на то, что «монастырь стоит на столбовой дороге и посещается едущими по той дороге знатными персонами, которые в монастыре молебствуют и монахиням на пищу подают». Священный Синод 18 марта определил: «Исполнить просьбу жителей Коломны, взяв с них обязательство продовольствовать монастырь, если он, кроме монастырских доходов, будет в чём нуждаться».

Летом 1761 года епископом Коломенским и Каширским Порфирием Брусенскому монастырю выдана храмоздательная грамота на сооружение храма в честь Казанской иконы Божией Матери. Придел в честь прославленной иконы располагался с запада, над трапезой Успенской церкви, на втором этаже.

В 1763 году по высочайшему повелению прапорщиком А. Барановым была составлена опись Брусенского монастыря, его имущества и владений. По описи, состояние построек монастыря было неприглядным. Сам Успенский храм нуждался в срочном ремонте. «У оной церкви за много¬прошедшими годами во многих местах великие расселены, на которое возобновление потребно денежной суммы 500 рублёв», — писал прапорщик Баранов. Шатёр храма был покрыт тёсом, а кирпичные стены внутри и снаружи выбелены. Главка была покрыта лещадью — фигурной кровельной черепицей. Венчал храм железный серебристый крест. К 1763 году в Брусенском монастыре имелась небольшая настоятельская келья в одну комнату (8×4 аршин), каменная, 26 деревянных келий, построенных монашествующими на свои средства. Из них «16 очень ветхих и к жительству монашествующих весьма не способны, на место которых надлежит вновь построить», — отметил А. Баранов. Находился на территории и ветхий сарай, где хранились монастырские дрова.

По принятой классификации монастырей Брусенский необщежительный женский монастырь был отнесён к третьему — низшему, разряду.

XIX век. Расцвет обители

В XIX веке монастырь переживает новый расцвет. Ещё в конце XVIII века была выстроена трёхъярусная колокольня над Святыми вратами, на которой в начале XIX века водрузили большие колокола, пожертвованные купцами Кисловыми.

В 1818 году при игуменьи Ангелине для нового строительства и починки старых стен монастырь купил у города на слом обветшалые Ивановские ворота кремля. Из кирпича и бута разобранных Ивановских ворот и прилегающей кремлёвской стены была построена кирпичная монастырская ограда в стиле псевдоготики и ампира с четырьмя башнями и двумя воротами. Круглые кирпичные в три яруса башни, увенчанные каменными шпилями, были украшены белокаменными стрельчатыми арками, медальонами и звёздами. В 1822 году священноначалием по согласованию с гражданскими властями было предписано Брусенскому монастырю взять под опеку сопредельную кремлёвскую стену. Некоторое время спустя в Грановитой башне кремля монастырь устроил часовню с редким деревянным скульптурным изображением св. Параскевы Пятницы.

Духовное и материальное процветание Брусенской обители приходится на период настоятельства игуменьи Олимпиады (1848 — 1873 гг.). Поставленная управлять монастырём святителем Филаретом, большая молитвенница и труженица, она сначала постаралась благоустроить духовную жизнь монастыря. Стараниями новой настоятельницы было заведено чтение неусыпаемой Псалтири, улучшен монастырский хор, устроена общая трапеза для сестёр. Видимо начала благоустраиваться и обитель. Церковь Успения была покрыта железом. В 1849 году закончено строительство западного келейного корпуса, заложен в кирпиче северный корпус (1849 — 1850 гг.). К северу от церкви Успения строится двухэтажный игуменский корпус (1850 — 1851 гг.), каретный сарай. На строительство щедро жертвовали купцы Филипп Тупицын, Егор Петров, Фёдор Ротин, Яков Ермаков и многие другие благотворители. Венцом созидательных трудов игуменьи-строительницы явился Крестовоздвиженский собор, возведённый по проекту архитектора А. С. Кутепова (1852 — 1855 гг.).

Величественный алый собор с пятью шатровыми главами, облицованный белокаменной резьбой, стал украшением не только монастыря — весь старый кремль стал наряднее. На внутреннюю отделку собора пожертвовал 30 тыс. рублей знаменитый меценат Московской губернии Яков Яковлевич Ермаков, дочь которого Феодосия (в постриге Феофания) находилась в монастыре. 30 июля 1858 года освящены придельные алтари собора в честь Казанской иконы Божией Матери и святого Иоанна Златоуста, а 13 сентября 1858 года, накануне престольного праздника, викарием Московским Высокопреосвященным Евгением освящён центральный Крестовоздвиженский алтарь собора. Трудились сёстры Брусенского монастыря и за пределами монастырских стен. При Олимпиаде монастырь получил из казны 150 десятин строевого леса в Богородском уезде. Часть леса продавалась, а деньги использовались на строительные нужды. В самом лесу были построены две избы для постоянного проживания 18 монахинь. Вырыли здесь пруд и колодец, развели огороды. В 1865 году у монастыря появился двухэтажный дом в Запрудной слободе, пожертвованный Е. И. Миляевым. Там были устроены коровник и погреба, разведены огород и сад. Но особенно ценным оказалось для насельниц пожертвованное А. М. Кривецким имение у деревни Морозовка, в семи верстах от Коломны. Устроенный здесь хутор с избытком обеспечивал обитель на весь год рожью, овсом, овощами, маслом, молоком. К началу 70-х годов XIX века Брусенский монастырь стал образцовым, с хорошо налаженной духовной и хозяйственной жизнью.

Великая труженица Олимпиада не жалела ни сил, ни здоровья, благоустраивая монастырь. Среди вседневных забот подкралась изнурительная болезнь. Чувствуя приближение смерти, Олимпиада просила свою ближайшую помощницу и друга — монахиню Ангелину не отказываться от должности настоятельницы, в надежде, что та поддержит в монастыре порядок, который соблюдался до этого. Зная заветное желание своей дорогой матушки быть похороненной в монастыре, сёстры заранее испросили на это позволение в консистории. В великий четверток 1873 года, 5 апреля в 11 часов вечера большой колокол монастыря возвестил всем жителям Коломны, что не стало более в живых достопочтеннейшей игуменьи Олимпиады. Отпевание было совершено в Крестовоздвиженском соборе архимандритом Григорием в сослужении Коломенского духовенства и при большом стечении жителей города Коломны. Олимпиаду похоронили справа от въездных ворот против благолепной церкви, на созидание которой она не щадила ни сил, ни здоровья. «Наша вратарница» — благоговейно говорили насельницы о своей покойной игуменьи. Настоятельницей по просьбе сестёр и по желанию почившей Олимпиады была избрана монахиня Ангелина.

В 1881 — 1883 годах на средства Флора Яковлевича Ермакова — известного благотворителя (сына Я. Я. Ермакова) — возобновлён старинный Успенский храм, а взамен разобранных ветхих приделов к нему приложена новая обширная трапезная в два света, а к ней уже пристроен двухэтажный корпус с двенадцатью кельями для престарелых и больных монахинь, живущих в обители.

XX век. Время гонений

В 1900 году в Брусенском монастыре проживали игуменья, казначея, эконом, 18 штатных, 16 сверхштатных монахинь и 187 послушниц, живущих по паспорту. На средства прихожан монастырь содержал церковно-приходскую школу, в которой в 1901 году обучался 21 человек, в 1909-ом — 56. Заведовал церковно-приходской школой о. Василий Парусников, который и был последним монастырским священником.

Интересное описание монастыря встречается в полевом дневнике московских археологов Г. Синюхаева и М. Ратманова: «Монастырь немаленький: насчитывает более двухсот монахинь и представляет собой целый отдельный городок. Кельи, небольшие, по большей части деревянные, окружены палисадником, а частенько и садиком; всё это напоминает какое-нибудь петербургское дачное местечко и с той лишь разницей, что содержится в идеальной чистоте» («Археологический дневник 1903 г.). По некоторым сведениям, в это время в обители проживали 28 монахинь и 222 послушницы.

Монастырь закрыли в 1919 году. Игумения Ювеналия (Минина) и несколько монахинь были арестованы, остальные сестры разошлись по Коломне. И всё же обитель была восстановлена, хотя и при другом приходе — в храме Воскресения Словущего. Это свершилось благодаря заботам священноисповедника епископа Коломенского Феодосия (Ганицкого). В 1929 году храм закрыли. В самой же обители келейные корпуса были превращены в общежития, в деревянных домиках¬кельях также поселились жильцы, хотя несколько монахинь жили в своих ветхих домиках до 1960-х годов. Большая часть насельниц монастыря осталась в Коломне, жили на квартирах, содержали себя надомной работой, работали в больнице санитарками, читали Псалтирь по усопшим, прислуживали в оставшихся храмах, пели в церковных хорах.

В начале 1930-х годов были разрушены шатровые главки Крестовоздвиженского собора, а позднее — и старинная монастырская колокольня. В обезглавленном Крестовоздвиженском храме устроили овощехранилище. Во время земляных работ кости из монастырских погребений выбрасывались на попрание прохожим.

В мае 1931 года 23 монахини Брусенского монастыря были арестованы и осуждены сроком на 5 лет ИТЛ с заменой на высылку в Казахстан, откуда, отбыв эти сроки, опять вернулись в Коломну, поближе к родному монастырю. Но в конце 1937 — начале 1938 годов монашествующих ожидали ещё более суровые репрессии. Шесть монахинь Брусенского монастыря были приговорены к высшей мере наказания и расстреляны на Бутовском полигоне. Две из них, родные сёстры Мария и Матрона Грошевы, в 2000 году причислены Архиерейским собором к лику святых. Память преподобномучениц — 20/7 марта и в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских.

20 апреля 2005 года Священный Синод Русской Православной Церкви включил в Собор новомучеников и исповедников Российских ещё трёх монахинь, подвизавшихся в Успенском Брусенском монастыре в начале ХХ века и пострадавших в годы гонений. Это Анна Ивановна Степанова (монахиня Антонина), Мария Мартиниановна Журавлева (монахиня Нимфодора) и Вера Харитоновна Графова (монахиня Вера). Память преподобномучениц — 15/2 декабря и в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских.

В годы гонений за Христа пострадали 28 мучениц и исповедниц Брусенского монастыря.

В 1970 году, при подготовке к празднованию 800-летия Коломны, на территории Старого города были снесены все ветхие строения. Попали под снос и 30 деревянных домиков бывших монашеских келий Брусенского монастыря. Осталась чудом только одна, к северу от Крестовоздвиженского собора.

XX век. Возрождение

К середине 1980-х годов была осуществлена реставрация Успенского шатрового храма, ему возвращён вид XVI века, и в 1991 году в нём открыт филиал Коломенского краеведческого музея с выставкой «Шатровое зодчество Подмосковья». В 1989 — 1991 гг. в северном келейном корпусе был организован общественный музей художника К. Васильева, впоследствии Культурный центр «Лига».

3 октября 1997 года Священный Синод Русской Православной Церкви благословил возобновление монашеской жизни в Брусенском монастыре. Настоятельницей Брусенского монастыря была назначена монахиня Анастасия (Печёнкина). Монастырю сначала были переданы старинный Успенский храм с прилежащим к нему келейным корпусом и сильно разрушенный Крестовоздвиженский собор. В трапезной части Успенского храма были восстановлены два придела: Казанской иконы Божией Матери и св. Иоанна Златоуста — в которых стали постоянно совершаться Божественные литургии и проповедоваться слово Божие. Основной придел в честь Успения Божией Матери был восстановлен позже. Летом 2002 года большие работы проведены в храме Успения по подготовке его к архиерейскому богослужению. 29 сентября 2002 года в ознаменование 450-летия со дня основания Брусенского монастыря и 5-летия возобновления в нём монашеской жизни благочинным монастырей Московской епархии епископом Видновским Преосвященнейшим Тихоном в старинном Успенском храме была совершена Божественная литургия архиерейским чином — впервые за 80 лет. Летом 2005 года начались реставрационные работы и в Крестовоздвиженском соборе.

Главная святыня Брусенского монастыря — образ Казанской Божией Матери, был утрачен в годы гонений на Церковь. Но в ноябре 2003 года коломенский историк, профессор А. Б. Мазуров обнаружил в одном из петербургских архивов копию иконы Казанской Божией Матери из Брусенского монастыря, выполненную масляными красками на картоне. Были сделаны фотографии, и местный иконописец воссоздал давно утраченный образ Божией Матери. Теперь коломенцы опять могут через этот образ прибегать к помощи Заступницы Усердной.

В преддверии Дня славянской письменности и культуры, столицей которого в 2007 году стала Коломна, в Брусенском монастыре были проведены работы по воссозданию шатрового завершения и реставрации фасадов Крестовоздвиженского собора. И, хотя все реставрационные работы ещё не закончены, собор опять стал украшением исторической части Коломны.

4 августа 2010 г. в Крествоздвиженском соборе совершил Божественную литургию Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Она стала первым богослужением в этом храме после 1922 года, когда Крестовоздвиженский собор был закрыт.

В 2011 году игуменией монастыря стала насельница Серпуховского Владычнего монастыря монахиня Георгия (Семукова). Ею сразу же были сделаны важные шаги по укреплению статуса монастыря прежде всего как места молитвы.

19 июня 2011 из серпуховского Владычнего монастыря сюда прибыла икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Одна из самых почитаемых на Руси икон, она прославилась множеством чудотворений, главным образом — избавлением от пьянства, табакокурения, наркомании. Пребывание образа в Коломне, несомненно, стало важным событием в духовной жизни Брусенской обители и города Коломны в целом.

Важным свидетельством о роли монастыря в русской духовной истории стала и постоянная экспозиция об истории этой обители, открывшаяся в августе 2008 года в бывшем келейном корпусе монастыря, где сегодня располагается Культурный центр «Лига».

Успенский Брусенский монастырь сегодня привлекает к себе многочисленных паломников и туристов со всех концов России.

митрополит Ювеналий, епископ Роман, монастыри, престольный праздник

© 2001—2018 Московская Епархия Русской Православной Церкви
119435, Москва, Новодевичий проезд, 1/1
(499) 246-08-81 (обращаем внимание на необходимость набора кода 499 перед номером)