Выступление митрополита Ювеналия на встрече с руководителями образовательных учреждений Московской области в Коломне

Дорогая Лидия Николаевна,
Уважаемые участники встречи!

Рад приветствовать вас в актовом зале нового комплекса зданий Коломенской православной духовной семинарии. Для нас начало этого учебного года особое. Московская епархия получила новые возможности для осуществления своей просветительской деятельности. Эти прекрасные условия, в которых уже учатся будущие пастыри, будут способствовать осуществлению научной деятельности и развитию новых проектов, связанных с различными направлениями общественного служения Церкви.

Присутствуя в конце августа на конференции педагогической общественности Подмосковья, я с удовлетворением обратил внимание на то, как присутствующие горячо отреагировали на выступление главы Подольска Николая Игоревича Пестова. Он тогда выразил недоумение по поводу того, что средства массовой информации, увлекаясь скандальными антицерковными сюжетами, практически игнорируют празднование столь значимой исторической даты как 200-летие Отечественной войны 1812 года. В прозвучавших затем бурных аплодисментах виделся высокий уровень осознания большинством присутствующих тех актуальных патриотических задач, которые стоят перед нами.

На днях состоялись значимые общественно-церковные события: 2 сентября память героев Бородинского сражения почтил Президент России Владимир Владимирович Путин, а 8 сентября Божественную литургию в Спасо-Бородинском монастыре возглавил Святейший Патриарх Кирилл. Вчера в московском Храме Христа Спасителя состоялось массовое моление перед чтимым образом Смоленской иконы Божией Матери, перед которым склоняло колени российское воинство перед битвой в Бородине. Торжества состоятся 16 сентября в Подольске, где величественный Троицкий собор построен в память о героях Отечественной войны 1812 года.

Церковь в прошлом неизменно разделяла с народом тяготы и страдания, вдохновляла людей на патриотический подвиг. Ныне же, участвуя в праздновании славного юбилея, через уроки истории она передает традиции любви к Родине, обращая особое внимание на воспитание подрастающего поколения.

Сегодня, к моей радости, проходит наша традиционная встреча, когда в начале учебного года мы обсуждаем перспективы церковно-школьного взаимодействия в деле духовно-нравственного просвещения. В последние годы я имел радость регулярно участвовать в областных форумах педагогов перед началом учебного года и всегда обращал внимание на то, сколь положительно на них оценивались результаты нашего сотрудничества, что фиксировалось и в результативных документах. Столь доброжелательное отношение послужило хорошей основой всего, что нами достигнуто совместными усилиями.

По мере развития взаимодействия между Церковью и школой возникают новые инициативы и открываются направления деятельности, нуждающиеся в осмыслении и вдумчивом, последовательном осуществлении.

Поясню это на некоторых примерах.

К настоящему времени учебно-методическими комплектами обеспечено преподавание знаний о православной культуре во всех классах средних школ, а также в начальных и специальных образовательных учреждениях. Проведена работа по подготовке квалифицированных кадров. Однако, в соответствии с имеющейся статистикой, единовременно всего лишь 15% учащихся посещают занятия по духовно-нравственным дисциплинам. А таковые многообразны, что означает еще более низкий показатель для собственно основ православной культуры. Думаю, что на самом деле гораздо больший процент детей и их родителей заинтересованы в приобщении к знаниям о нашей религиозной традиции. Вопрос лишь в адекватном учете их волеизъявления, с чем дело могло бы обстоять более благополучно.

Было бы целесообразно не только механически расширить число обучающихся, но и обеспечить преемственное обучение предмету с первого по одиннадцатый класс. О важности такого системного подхода говорила в своем выступлении на недавней конференции педагогической общественности Лидия Николаевна. Необходимо совместными усилиями добиваться того, чтобы достигнутое постоянно преумножалось и развивалось дальше.

Речь ведь не идет просто о неких отвлеченных показателях, которыми можно хвалиться, а о реальной работе, направленной на оздоровление общества. Нашей задачей является закладывание таких духовных и этических оснований, которые дадут новым поколениям силы для полноценного исполнения всех аспектов своего общественного и гражданского долга. В этом смысле церковно-школьное сотрудничество без преувеличения может быть названо судьбоносным для России.

Обучение детей неотделимо от качества подготовки педагогов. Мы справедливо гордимся тем, что за минувшие годы соответствующее обучение прошли более двух тысяч учителей, которые теперь преподают основы православной культуры и духовное краеведение Подмосковья. Когда программа переквалификации только начиналась, высказывались сожаления по поводу того, что некоторые педагоги ходили на курсы ради самообразования, не планируя в дальнейшем преподавать предмет. В этом явлении, как мне представляется, видится и позитивная тенденция, с которой можно работать в дальнейшем. Я имею в виду личную заинтересованность людей в приобщении к информации об отечественных духовных традициях. В связи с этим в областных вузах в курс педагогики могли бы быть введены несколько лекций, рассказывающих о православии и особенностях преподавания знаний о нем с тем, чтобы все учительское сообщество было в курсе соответствующей проблематики. Здесь речь идет о формировании универсального для всего педагогического сообщества комплекса знаний, столь необходимых для каждого работника сферы образования, вне зависимости от его личных убеждений и мировоззрения.

Думается, что в условиях внедрения новых форм образовательного процесса и использования современных технологий могли бы быть внесены и некоторые дополнения в деятельность руководимого Людмилой Леонидовной Шевченко Духовно-просветительского культурного центра им. просветителей славянских святых Кирилла и Мефодия Московского государственного областного университета. Дело в том, что масштабы Подмосковья делают настоятельной задачей дальнейшую диверсификацию подготовки педагогических кадров. Так, для отдельных региональных объединений в масштабах области могут быть подготовлены тьюторы, при чьем сопровождении на местах можно будет готовить, как говорится, «без отрыва от производства» преподавателей учебно-методического комплекса по основам православной культуры.

Как видите, назревшие в контексте развития нашего взаимодействия задачи свидетельствуют о том, что процесс распространения преподавания духовно-нравственных дисциплин носит динамичный характер, общественно востребован и нуждается в дальнейшей систематизации и совершенствовании.

Хочется особо сказать о том, что, как свидетельствует современная жизнь Московской епархии, постоянно растет вовлеченность детей и юношества в церковные образовательные, культурные и спортивно-оздоровительные проекты. Достаточно обратиться к опыту проходивших этим летом православных лагерей, в которых приняло участие более трех тысяч человек. С началом учебного года возобновят свою просветительскую деятельность воскресные школы, численность которых приближается к тысяче. Церковные возможности в сфере образования на фоне данных о деятельности Министерства образования Подмосковья могут показаться ограниченными. И в то же время это, как сказано у святого апостола Павла, малая закваска, которая заквашивает все тесто (Гал. 5:9). Во-первых, через учеников воскресных школ и другие школьники косвенно получают знания о нашей вере и ее влиянии на историю и культуру России. Во-вторых, все шире становится практика консультирования светских педагогов представителями нашего духовенства, которые таким образом делают опыт церковной педагогики доступным для светской школы.

Мы исключительно высоко ценим возможность соработничества с подмосковной системой образования, что дает возможность использовать имеющиеся кадровые и интеллектуальные ресурсы для широкого распространения знаний о православии среди всех тех, кто в этом заинтересован.

Мне очень дорог тот горячий отклик, который находят начинания в деле православного просветительства со стороны педагогической общественности Московской области. Свидетельством тому являются ежегодные итоги всероссийского конкурса на соискание премии «За нравственный подвиг учителя», на котором творческие разработки представителей нашего региона неизменно получают высокую оценку. В этом видится крепчающая позитивная тенденция все более глубокого внедрения учительства нашего региона в проблематику духовно-нравственного просвещения и воспитания. В связи с этим хочу выразить особую благодарность министру образования Московской области Лидии Николаевне Антоновой за ее неизменно дружественный, творческий подход к церковно-школьному сотрудничеству.

Спасибо всем присутствующим на этой встрече. От руководителя образовательного учреждения зависит формирование такой атмосферы в коллективе, которая позволяет в полной мере развернуться личностному потенциалу каждого учителя, чтобы принести максимальную пользу учащимся.

Начался учебный год. Перед вами встают сложные и многообразные задачи, требующие безотлагательного решения. Желаю вам успехов в научении подрастающего поколения тому, что и составляет незыблемое основание и святое содержание нашего соработничества.

Здоровья вам и счастья. Призываю на вас и труды Ваши Божие благословение.

митрополит Ювеналий, доклады, образование

© 2001—2018 Московская Епархия Русской Православной Церкви
119435, Москва, Новодевичий проезд, 1/1
(499) 246-08-81 (обращаем внимание на необходимость набора кода 499 перед номером)