Слово Л. Л. Шевченко на пасхальной встрече в Коломне

Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыка!

Многоуважаемая Лидия Николаевна!

Досточтимые отцы и уважаемые коллеги!

С праздником Пасхи!

Этот праздник многое говорит нам о содержании педагогического служения, как служения просветительского. Слово «просветитель» говорит нам о том, кто учит и ведет человека по жизненному пути — об учителе. Ведь слово «учитель» означает наставник, путеводитель, педагог. Учить — значит наставлять, то есть — указывать дорогу. Но каким именно светом наполнено это слово? На этот вопрос отвечает нам тот праздник, в честь которого мы здесь собрались, отмечая пасхальное торжество. В церковном песнопении поется: «Ныне вся исполнишася Света: Небо и земля и преисподняя!». И в другом месте: «безлетный Свет из гроба плотски всем возсия» (Пасхальный канон).

Пасха — самый светлый христианский праздник. Именно этим светом пасхальной радости обильно наполнено слово «просвещение». И нравственное просвещение в рамках христианской культуры неразрывно связано с духовным, что и отражает название предмета «Духовно-нравственная культура. Православная культура», «Духовное краеведение Подмосковья». И учитель, несущий свет христианской культуры, всегда должен помнить, что это не безликий свет, и красота христианской культуры — не безликая, но это Свет Христов, а красота — красота Лика Христова.

Это то знание, которое мы получаем не только на пути личной духовной жизни, но и при изучении православной культуры в рамках образовательного учреждения. А так как педагогический процесс- это процесс взаимодействия, то это в равной степени относится как к детям, так и педагогам. О того, в какой степени мы готовы принять это знание, зависит успех нашей работы в области духовного образования. Так насколько готова сегодня система образования к принятию ценностей православной культуры хотя бы как пласта общекультурного знания?

Обзор. Московская область — крупнейший регион России, который подобно зеркалу отражает тенденции духовного образования, происходящие в разных регионах нашего Отечества. С чем мы пришли к этому времени?

Разработана многоступенчатая система духовного образования на уровне нескольких ступеней: дошкольного — разработан учебно-методический комплекс «Добрый мир. Православная культура для малышей», школьного «Духовно-нравственная культура. Православная культура» для 1–11 классов, в него входит и «Духовное краеведение Подмосковья» и одногодичный модульный курс «Основы православной культуры» для 4 класса, входящий в состав программы «Основы религиозных культур и светской этики», разработаны пособия для внеучебной работы «Маршруты духовного краеведения для малышей», для семейного чтения — «Отчий дом», «Наследие веков живое», «Просветители», разработаны и сертифицированы программы и ведется подготовка педагогов ДОУ и СОШ на курсах повышения квалификации. Наверно, это немало, если принять во внимание, этот опыт используется сегодня в 57 регионах РФ. МО всегда шла с опережением, показывая возможности возвращения в светскую систему образования ценностей религиозной культуры. Например, вопрос о разработке стандарта православного компонента дошкольного образования еще находится в стадии обсуждения, а в МО уже разработан содержательный модуль «Духовно-нравственная культура. Православная культура для малышей» основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в котором показаны возможности плавного, «нереволюционного» введения в существующие программы дошкольного образования православных ценностей. Разработанная программа подготовки педагогов ДОУ носит названия «Духовно-нравственная культура. Православная культура. (Основы религиозных культур и светской этики в дошкольном образовательном учреждении»). И воспитатели детских садов, пройдя подготовку и получив комплект, работают по нему. Этот опыт МО уже востребован Белгородской, Калужской областями. И часто впереди в этом процессе идут священники. Так, например, Батюшка из Чебоксар познакомился на Рождественских Чтениях с комплектом «Добрый мир», и уже «активизирует» местную систему образования, звонит нам о помощи: " Я держу в руках ваше методическое пособие, как распределить часы?». Полчаса беседы по межгороду на профессионально-педагогические темы. Что можно сказать? Пока есть такие люди, дело православного образования будет развиваться.

Перспективы. При всем положительном, сегодня мы задумываемся о перспективах, которые можно охарактеризовать как неопределенные. С нового учебного 2012 г. мы утрачиваем нормативное обоснование возможности преподавания православной культуры в том формате, в котором мы работали. «ОРКСЭ» — курс одногодичный. А как быть с теми классами, в которых велось и ведется преподавание православной культуры с 1 по 10? Сегодня много говорят о том, что региональный опыт нужно сохранять. Как это сделать? Формально, с учетом всех поправок Закона РФ «Об образовании» преподавание православной культуры можно сохранить в рамках часов школьного компонента и права образовательного учреждения в выборе вариативной части образовательной программы. Учебные пособия, по которым работала до сих пор МО, так же могут быть использованы на вполне законных основаниях, так как издательство, которое их издает, включено в перечень, рекомендованных Министерством образования и науки РФ.

Однако на практике многое в сохранении положительного опыта МО будет зависеть от Вас, уважаемые коллеги. Здесь все определяется отношением к православной культуре руководителей Управлений образования и директоров школ. Сегодня мы видим отступление в некоторых регионах (можно привести конкретные примеры) от накопленного опыта преподавания. Администрации школы сегодня проще принять шестимодульный курс «ОРКСЭ», чем сохранять в учебном плане православную культуру для 1–10 классов.

Что же следует сделать для сохранения опыта духовно-нравственного образования, который нарабатывался десятилетие в МО? Здесь мы сталкиваемся с личным фактором: личным выбором педагога и образовательного учреждения. Сегодня на федеральном уровне закреплен в школе только курс «ОРКСЭ». Изучение религиозной культуры в других классах возможно только при выборе образовательного учреждения-то есть Управления образования и администрации школы, которая формирует вариативную часть образовательной программы. Эта ситуация характерна не только для МО, но для многих регионов РФ. И отношения разные. Некоторые регионы при поддержке администрации сохраняют наработанное, некоторые другие регионы, ищут лукавые отговорки: о неподготовленности сознания родителей, стабильно «дремучий» псевдо аргумент о «многоконфессиональности», о неподготовленности детей и т. п. На самом деле все упирается в готовность или неготовность руководителей органов управления образования и самого учителя. Его личная позиция определяется его верой. У митрополита Вениамина (Федченкова) есть работа о вере, неверии и сомнении. Вот эти три состояния и характеризуют сегодня духовное состояние педагога. Где педагог верит в значение религиозной культуры, он находит возможности ее преподавания несмотря ни на какие трудности. Такое положение было и 10 лет назад, и сохраняется сегодня.

Вопрос о детях и их возможностях. Сегодня нас пытаются убедить в том, что дети стали другими и им непонятны религиозные ценности. И следует их приспосабливать к детскому пониманию через ценности «Хроник Нарнии», например, и подобных суррогатов. Но зададим вопрос: изменился ли с евангельских времен мир? Да, сегодня мы пользуемся информационными технологиями, но видим подтверждение апостольских слов «Мир во зле лежит» (1 послание св. апостола Иоанна Богослова 5:19) Речь идет о разрушении духовного основания, подмены ценностей жизни людей. Однако современный ребенок, как и их предшественники, тянутся к вечным ценностям добра, любви. На наших педагогических курсах в МГОУ мы всегда рассказываем педагогам о том, как семикласскник увидел в учебнике 1 класса илл. «Заяц» Дюрера и спросил: «На каком уроке рассказывают об этом добром зайце? Я хочу изучать этот предмет». И каждый раз вновь и вновь учителя подходят после занятий к нам и дополняют эту историю новыми фактами. Так учительница истории и обществознания, рассказывает, как на перемене она изучала учебник «Православная культура» для начальной школы с тем самым зайцем. Ее ученики 10-классники, которые учат «Духовное краеведение Подмосковья», зашедшие в учительскую, увидели этот учебник 1 класса, внимательно его просмотрели и обиженно спросили: «Почему мы не учились по этому учебнику? Почему у нас не было такого предмета?»

Таких примеров мы можем привести очень много.

Таким образом, в конечном счете, все определяется личной позицией педагога: либо это глубина веры, либо отрицание — неверие, либо сомнение — зачем?

Сегодня мы стоим перед проблемами и затрудняемся в их решении, забывая, что не только наша воля, но премудрость Промысла Божьего определяет жизненный путь. Он проявляется равно как в жизни учителя, так и человека любой специальности

Нас вдохновляет на этом пути, в том числе, история святого мученика Порфирия. Он был актером, язычником и жил в 4 веке во времена гонителя христиан Юлиана Отступника. В шутовском представлении правитель приказал актеру изобразить Таинство Крещения. Актер Порфирий выполнил приказание и со словами «Крещается раб Божий Порфирий во имя Отца и Сына и Святого Духа» погрузился в чан, изображающий купель. Но силой Божией из крещальной купели вышел христианин Порфирий, который исповедовал свою веру во Единого Бога и принял мученический венец.

Так и в нашем деле, мы стараемся следовать мудрости великих Оптинских старцев: «Делай, что можешь и будь, что будет».

Христос Воскресе!

Шевченко Людмила Леонидовна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики, Директор Духовно-просветительского культурного центра им. просветителей славянских Кирилла и Мефодия Московского государственного областного университета.

доклады, Коломенский округ, образование

© 2001—2018 Московская Епархия Русской Православной Церкви
119435, Москва, Новодевичий проезд, 1/1
(499) 246-08-81 (обращаем внимание на необходимость набора кода 499 перед номером)