Встреча с педагогической общественностью в Жуковском

28 сентября в МОУ Основная общеобразовательная школа № 15 с русским этнокультурным компонентом в г. Жуковский состоялась традиционная встреча педагогического актива Московской области с митрополитом Ювеналием на тему: «Введение предметов духовно-нравственного воспитания в дошкольных образовательных учреждениях и в первых классах общеобразовательных учреждений Московской области». Во встрече приняли участие министр образования Правительства Московской области Л. Н. Антонова, глава Жуковского А. П. Бобовников, обратившийся к присутствующим с приветствием.

В своем выступлении Л. Н. Антонова сказала:

«Наша традиционная встреча проходит в Дни празднования Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня — самого главного символа христианства.

Строгий — четырехконечный, ветвистый или узорный, выцарапанный на стене римских катакомб, венчающий купол храма, надетый на шею христианина — он всегда говорит об одном и том же: о том, что две тысячи лет назад им, Крестом, была одержана победа над злом.

С ним в руках и на груди наши предки вставали на защиту Родины, с ним строили храмы и города. С ним создавалась наша история. Культуру нашей страны невозможно понять, не зная о той роли, которую играл в ней православный крест, православная вера.

Поэтому, нам так важна совместная работа педагогов и священнослужителей по возвращению в нашу жизнь культуры православия. Вот почему я так рада вновь, уже в седьмой раз, видеть в этом зале работников образования и священнослужителей. Отрадно отмечать, что мы говорим на одном языке, делаем одно общее дело.

Мы участвуем в реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», одной из задач которой является создание Новой школы как института, соответствующего целям опережающего развития. Школьники вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, учатся изобретать, осваивать новую современную технику, формулировать интересы и осознавать возможности.

Но технология без духовности и нравственности может привести к крайне плачевным результатам: к выхолащиванию человеческой сущности: отсутствию чувств доброты, любви, порядочности, сопереживания…

Каждый из нас понимает, что невозможно этого избежать без формирования нравственного начала в подрастающем поколении и его развитии в молодежи, без приобщения их к национальным и духовным традициям, без сохранения культуры, а самое главное — без тесного взаимодействия семьи, школы и общественности, благодаря которому закладывается основа качественного образования детей и их успешной социализации.

Не случайно ещё в семнадцатом веке великий педагог Ян Амос Каменский сказал: «Забота о воспитании нравственности и чувства благочестия должна начинаться с раннего детства…опасно не напитать немного ума дитяти любовью к Богу».

Сегодня у нас выстроена система духовно-нравственного воспитания и образования школьников.

Развитие духовно-нравственного воспитания в Подмосковье стало возможно благодаря позиции Губернатора Московской области Б. В. Громова и управляющего Московской епархией Руссой Православной Церкви митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. Губернатор Московской области Борис Всеволодович Громов, приветствуя на Коломенской земле в 2009 году Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, сказал: «Проводимые нами мероприятия по духовно-нравственному воспитанию молодёжи вошли в календарь подмосковной жизни. Это вехи общественно-политической жизни Московской области, ступени развития общественного и духовного сознания».

Для нас это путь к формированию подмосковного молодого человека как нравственной, культурной, духовно богатой личности.

Министерство образования Московской области заключило в 2001 году договор с Московской епархией Русской Православной Церкви. В ноябре этого года будем отмечать десятилетие нашего соработничества на этой ниве, и как охарактеризовал договор Владыка Ювеналий «сегодня — это работающий документ, а не просто бумага». И, выступая на пленарном заседании Девятнадцатых Международных образовательных чтений о состоянии духовно-нравственного воспитания в системе образования Московской области, Владыка подчеркнул, что нам «удалось сформировать эффективную систему церковно-школьного взаимодействия, открывающую широкие возможности для многообразной реализации задач духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения и приобщения его к великому и вечно живому наследию Православия».

Для решения задач духовно-нравственного образования и просвещения в Московской области используются различные формы работы:

а) уроки «Духовное краеведение Подмосковья», «Православная культура», «Основы православной культуры»;

б) социально-общественное просвещение (Открытые уроки, Родительское собрание);

в) Внеучебная, внешкольная деятельность (Рождественские чтения, Рождественские, Пасхальные встречи);

г) создание Духовно-просветительских центров. Они выполняют функции обогащения молодежного досуга ценностями молодежной культуры — это центр Кирилла и Мефодия Московского государственного областного университета, центры в Одинцово, Серпухове и другие.

Огромное значение в духовно-нравственном воспитании имеет работа на уровне образовательного учреждения. Именно на уровне школьного образования сохраняются традиции в образовании, осуществляется сохранение и передача потомкам идеальных образцов культуры, деятельности человека.

Иными словами речь идет о преемственности, об исторической памяти поколений.

О том, что такое историческая память школьники старших классов Московской области узнают на уроках предмета «Духовное краеведение Подмосковья».

Широкое содержание предмета позволяет школьникам узнать о системе нравственных ценностей, размышлять над самыми важными проблемами жизни человека: о благочестии, любви к Родине, ответственности. Предмет позволяет дать школьникам знания о православной культуре на землях Московского края и о центрах духовной культуры — русских монастырях, о произведениях религиозного искусства (иконе, живописи на религиозные темы, поэзии, музыке, памятниках церковного зодчества), о понимании христианами смысла жизни, о воплощении христианского благочестия в традициях жизни народа. Предмет позволяет легче адаптироваться семьям, переезжающим из других территорий, представителям другой культуры.

В 2011 — 2012 учебном году в школах Московской области программы по духовно-нравственному воспитанию изучают более 86 тысяч обучающихся с 1 по 11 классы (15% от общего числа обучающихся) в 1069 школах Московской области (73,4% от общего количества общеобразовательных учреждений). (Для сравнения в 2010–2011 учебном году в 69% (1006 школах).

В учреждениях дополнительного образования программы по духовно-нравственному воспитанию изучаются в 109 учреждениях — 39,3% от общего количества учреждений (Для сравнения в 2010–2011 учебном году в 29% (81 учреждение), более 24 тысяч воспитанников охвачены духовно-нравственным воспитанием, 9,2% от общего количества воспитанников учреждений дополнительного образования.

С 2010–2011 учебного года организовано изучение предметов духовно-нравственного цикла в учреждениях начального и среднего профессионального образования. Предметы изучаются в форме уроков и факультативных занятий в 106 учреждениях НПО и СПО, 89% от общего количества учреждений. Преподаванием охвачены около 12 тысяч обучающихся, 30% от общего числа обучающихся.

В 2011 году на заседании Координационного совета по взаимодействию между Министерством образования Московской области и Московской Епархией Русской Православной Церкви была поставлена новая задача в области духовно-нравственного воспитания: расширение преподавания предметов духовно-нравственной культуры на уровень дошкольного образования.

И сегодня хочу констатировать, что многие муниципальные образования Московской области уже включились в эту работу

По данным мониторинга по состоянию на 25 августа 2011 года программы духовно-нравственного воспитания реализуются в 430 детских садах, 23,8% от общего количества учреждений, для 27 тысяч воспитанников.

От 80% до 100% дошкольных учреждений осуществляют духовно-нравственное воспитание следующих муниципальных образований:

г.о.: Балашиха, Бронницы, Восход, Власиха, Звенигород, Котельники, Красноармейск, Лосино-Петровский, Пущино, Черноголовка, Юбилейный;

м.р.: Лотошинский, Пушкинский.

В связи с введением ФГОС в начальной школе Министерством образования Московской области рекомендовано вам, уважаемые руководители, с 1 сентября 2011 года, организовать преподавание предметов культурологического цикла во всех первых классах в рамках 10 часов внеурочной деятельности и привлекать для этого преподавателей не только начальной школы, но и среднего и старшего звена, прошедших соответствующую курсовую подготовку.

Эта работа только начинается. Плодотворной она может стать не только при желании педагога заниматься духовно-нравственным воспитанием и желании родителя — воспитать своего ребенка в традициях морали и нравственности, но и при наличии соответствующих пособий для обучения детей и, конечно, при возможности обучения самих педагогов. У нас в Московской области разработаны такие пособия для дошкольников и младших школьников, экспериментальный учебно-методический комплект для дошкольников «Добрый мир. Православная культура для малышей», автор Людмила Леонидовна Шевченко. Вы сегодня получили этот комплект в подарок.

Для осуществления внеурочной работы в начальной школе издается методический сборник «Введение в „Добрые дела“ в рамках духовно-нравственного воспитания» для учителей первых классов, автор Людмила Леонидовна Шевченко. В состав сборника входит программа для внеурочной работы. В дальнейшем предполагается разработка целого цикла учебных пособий для 2, 3, 4 класса по введению данного предмета.

Содержание программы внеурочной деятельности «Добрые дела» осуществляет преемственные связи на уровне дошкольного — школьного образования и системы повышения квалификации педагогов и основывается на содержании базовых учебно-методических комплектов по духовно-нравственному образованию Московской области «Добрый мир. (Православная культура для малышей) — дошкольное звено и „Духовно-нравственная культура“ („Православная культура“, „Духовное краеведение Подмосковья“) — для начальной и основной школы. Автор — Л. Л. Шевченко.

Освоение педагогами содержания указанных учебно-методических комплектов для дошкольного и школьного звена и программы для внеурочной работы „Добрые дела“ осуществляется в рамках двух программ системы повышения квалификации для педагогов дошкольного и школьного звена „Духовно-нравственная культура. История и культура религий. (Православие)“.

Программа носит культурологический характер и предназначена для использования во внеурочной работе со школьниками начальных классов образовательных учреждений всех типов.

Людмила Леонидовна в своем выступлении подробно расскажет об этих программах.

Сегодня мы можем разрабатывать пособия, программы, создавать структуры и центры по духовно-нравственному воспитанию и обучению детей, но все это не будет действенным без хорошо подготовленного квалифицированного педагога, способного донести до каждого ученика или воспитанника главные истины.

Министерством образования Московской области были определены базовые учебные учреждения высшего профессионального образования Московской области, в которых через курсы повышения квалификации ведется работа по подготовке педагогических кадров данной специализации: Московский государственный областной университет, Педагогическая академия последипломного образования и Московский государственный областной социально-гуманитарный институт (г. Коломна).

Разработаны программы подготовки учителей курсов повышения квалификации:

  • Духовно-нравственная культура“ (История и культура религий. Православие),
  • „Духовные основы русской культуры“,
  • Духовно-нравственное воспитание: философский и мировоззренческий аспект“,
  • „Духовность и нравственность в воспитании гражданина России, патриота своей Родины“.

В 2010 году разработаны программы по повышению квалификации для педагогов учреждений среднего и начального профессионального образования.

Разработана программа подготовки воспитателей ДОУ, первая группа слушателей в количестве 150 человек начинает свое обучение на базе МГОУ 5 октября 2011 года.

Все слушатели по результатам обучения получают документ гособразца о прохождении курсов.

Педагоги, прошедшие обучение на курсах, ежегодно становятся активными участниками регионального этапа конкурса „За нравственный подвиг учителя“, представляя на рассмотрение конкурсной комиссии свои творческие проекты и материалы в области преподавания духовно-нравственной культуры. Предлагаю и дошкольным образовательным учреждениям активно включаться в этот конкурс (проведение регионального этапа: март — май 2012 года).

В решении задач по подготовке педагогов важным аспектом является обеспечение учителей методической литературой по духовно-нравственному воспитанию. На базе Духовно-просветительского культурного центра имени просветителей славянских Кирилла и Мефодия Московского государственного областного университета разработан и действует Методический кабинет „В помощь учителю духовной культуры“, в котором представлен Банк педагогического опыта „Духовная культура“. Вся информация размещается на сайте: (www.mgou.ru, раздел „Обучение“, подразделы: „Культура и спорт“, „Духовная жизнь“, „Духовно-просветительский центр“, „Методический кабинет“).

Хочу напомнить еще раз, что изучение предметов духовно-нравственной культуры возможно только при добровольном согласии родителей.

Руководитель каждого учреждения обязан получить письменное заявление от родителей на согласие в изучении данных дисциплин.

Необходимо отметить, что, хотя преподавание в школе ведется силами светских педагогов, православное духовенство Московской епархии осуществляет активную консультационную деятельность, всемерно помогая учителям в их работе.

Мы пришли к выводу, что духовно-нравственное воспитание детей не будет успешным, если в него не будет вовлечена семья. Поэтому в 2004 году мы начали после праздника Святой Пасхи проводить в нескольких городах, каждый год чередуя их, родительские собрания под названием „Подмосковная весна. Дорога к Храму“. Речь на них идет о значении духовного единения семьи, о значении Православной веры и благочестия в жизни человека, об отечественном культурном достоянии и патриотизме. Перед участниками собраний выступают представители духовенства, ученые, деятели культуры и искусств, руководители городов и муниципальных районов. Такие собрания всегда включают концерт, программа которого обращает аудиторию к духовному и культурному наследию России.

В мае в рамках празднования Международного Дня славянской письменности и культуры несколько раз проходили фестивали хорового пения. В настоящее время ежегодно организуется областной открытый урок „Духовные родники Подмосковья“, на котором присутствуют около 5 тысяч детей изо всех муниципальных образования Московской области. Впервые такой урок был проведен в 2007 г. в Коломне, когда этот город был столицей всероссийского празднования Дня славянской письменности и культуры. В 2009 году открытый урок, также в Коломне, посетил в ходе своего визита в Московскую область Святейший Патриарх Кирилл и обратился к аудитории с первосвятительским словом.

Ежегодно дети, присутствующие на уроке, получают в подарок специально издаваемую книгу, представляющую собой иллюстрированную хрестоматию для назидательного чтения на заданную тему. Уже были изданы книги „История родного слова“, „Отчий дом“, „Веков наследие живое“, „Просветители“, „Сказ о Кирилле и Мефодии“. Их содержание позволяет расширить знания как детей, так и родителей в области Православной культуры и включает отрывки из Священного Писания, описание событий Священной истории, стихи и рассказы классиков детской литературы, знакомит с произведениями иконописи и светской живописи.

В рамках Пасхальной недели 30 апреля этого года состоялась первая встреча в Новодевичьем монастыре управляющего Московской епархией Русской Православной Церкви митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия с воспитателями детских садов, спасибо, Вам дорогой Владыка, за внимание, оказываемое педагогам Московской области.

Также уже стали традиционными и другие совместные с Московской Епархией областным мероприятия по духовно-нравственному воспитанию школьников, ставшие результатом сотрудничества Министерства образования Московской области с Московской епархией, участвовать в которых приглашаю и дошкольников:

  • областные Рождественские чтения,
  • собрания педагогического актива,
  • встречи Управляющего Московской епархией Русской Православной Церкви с руководителями учреждений образования,
  • олимпиада по учебному предмету „Духовное краеведение Подмосковья“.

В образовательных учреждениях Московской области проводятся совместно со священнослужителями обучающие мероприятия как для детей и их родителей, так и для педагогов:

  • классные часы, посвященные Святым Русской и Московской земли;
  • конкурс сочинений учащихся „Моя встреча с Библией“;
  • детские утренники „Рождество Христово“;
  • общешкольные родительские собрания на темы духовного и нравственного здоровья подрастающего поколения;
  • конференции „Молодежь — будущее России“;
  • слет православной молодежи;
  • Рождественские чтения в каждом муниципальном образовании.

Хочу напомнить тему Девятых Московских Областных Рождественских Образовательных чтений: „Через просвещение к нравственности“.

Желаю вам успешной и плодотворной работы, мира и благополучия».

Затем выступил Владыка митрополит:

«Дорогая Лидия Николаевна, уважаемые участники сегодняшнего собрания!

Вчера в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня я сослужил в храме Мартина исповедника Святейшему Патриарху и потом во время личной беседы рассказал ему о той радости, которую мы испытали от его Первосвятительского визита в Московскую епархию 11 сентября в город Щелково и поблагодарил его, что он специально отметил в своей официальной речи наше соработничество с министерством образования. Я сказал, что мы в этом сотрудничестве не стоим на месте — начинается уже 11-й год нашего официального сотрудничества после подписания Соглашения и завтра состоится встреча, я бы сказа судьбоносная, когда будут представлены пособия для воспитанников дошкольного обучения. Святейший Патриарх оживился и сказал, что ему это очень близко, потому что когда он был митрополитом Смоленским, он впервые создавал православный детский сад. И он просил передать персонально Лидии Николаевне его приветствие, благословение и пожелание успехов и вам всем участникам нашего совещания.

А сегодня, когда я шел мимо стола, где проходила регистрация, попросил дать мне один экземпляр пособий, что любезно с разрешения Лидии Николаевны было сделано. И я хотел бы от Вашего имени передать эти издания Святейшему Патриарху, потому что я не знаю, где и в какой епархии такое бурное сотрудничество осуществляется и может быть эти наши пособия будут полезны всей Православной Церкви.

С радостью приветствую вас на нашей традиционной встрече, которая проходит в самом начале учебного года. Она свидетельствует о том, что минувшие годы соработничества между Московской епархией и Министерством образования Московской области были успешными и плодотворными. Мне особенно хочется поблагодарить за это нашего министра — Лидию Николаевну Антонову, чей вклад в дело просвещения и воспитания подрастающего поколения очень значим. Недавно состоялся первосвятительский визит Святейшего Патриарха Кирилла в Московскую область. После богослужения в Троицком соборе города Щелково Его Святейшество в частности сказал: „Я хотел бы особенно поблагодарить и Вас, Владыка митрополит, и уважаемого Бориса Всеволодовича за большую работу, которая осуществляется в сфере образования, в сфере диалога Церкви с институтами гражданского общества, в области молодежного служения, социальной и благотворительной деятельности. Все это не слова, не параграфы годового отчета — это реальная жизнь людей, которая, несомненно, становится духовно все более богатой“.

Сегодня в этом зале собрались руководители тех образовательных учреждений, где наиболее успешно преподаются предметы духовно-нравственного цикла, а также те, кому только предстоит включиться в эту деятельность. И мне сегодня хочется поразмышлять вместе с вами о путях дальнейшего совершенствования нашего общего дела — воспитания и просвещения подрастающего поколения.

Директор школы и руководитель дошкольного образовательного учреждения являются ответственным руководителями больших коллективов, координируют взаимодействие между учителями и учащимися, а также заботливо осуществляют попечение обо всех учениках — от дошкольников и первоклассников до выпускников, а также в той или иной мере контактирует с родителями. Решение целого ряда столь сложных задач является весьма непростым, если ограничиться чисто технократическими приемами, сколь бы привлекательными они подчас не казались. Требуется нечто большее, это единение на основе солидарного понимания абсолютных духовных ценностей, определяющих жизнь человека в мире и его отношения с другими людьми. Конечно, школа (в широком понимании этого слова, я отношу сюда и дошкольное воспитание) существует в секулярном обществе, поэтому аналогия, которую я предложу, довольно приблизительна, но сходство все же можно обнаружить. В идеальном варианте директор чем-то напоминает настоятеля прихода в том смысле, что ему небезразличны жизнь и проблемы множества людей разных поколений, объединенных реализацией серьезнейшей бытийной задачи: всестороннего личностного возрастания.

Хочется пожелать, чтобы тревоги по поводу осуществления бесконечной череды реформ образования и материально-технические заботы не заслоняли для вас фундаментального значения школьной деятельности, которое я назвал бы служением слову. Ведь именно через слово, этот Божественный дар человеку, нам сообщаются знания о мире, а мы заявляем о своем мировоззрении. В последнее время получила распространение такая точка зрения, что безобразность современной действительности, проявляющаяся, в частности, в размывании четких представлений о границах добра и зла, должна находить отражение и в языке, деградация которого не только оправдывается, но некоторыми и приветствуется. Таково тяжелое дыхание мира, окружающего школу, и от директора в значительной степени зависит, станет ли она задворками этого мира, где все его недостатки будут проявляться в усугубленно уродливых формах, или будет крепостью, защитой для созревания молодых душ. И важнейшим оружием в этой борьбе, мечом, как говорил Господь, является слово. Вспомним Евангелие от Матфея, где Иисус Христос говорит о низменных движениях души: „исходящее из уст — из сердца исходит — сие оскверняет человека“ (Мф. 15:18). Это сказано о слове греховном. Расширительно рассуждая, мы должны признать, что внутренняя жизнь человека происходит через слово, которое не всегда произносится, но безусловно мыслится.

Приобщая молодых к нашему традиционному наследию, надо стремиться не только передать им сумму знаний, но и помочь заглянуть в себя, захотеть стать лучше, сопротивляться греху и пороку. И начинать надо, конечно, со слова. Замечательный русский философ ХХ века Владимир Бибихин, говорил, обращаясь к студентам-богословам: „За своим словом мы должны ухаживать больше, чем за божественным: за нашим никто кроме нас уже по-настоящему в сердечной глубине не проследит, а божественное слово (имелось в виду Священное Писание — М.Ю.) и без нас прочнее любого камня“.

Умение обращаться со словом, любовь к нему, чувствование его смыслов — неотъемлемые черты полноценной человеческой жизнедеятельности. Это, кстати, и один из ключей к усвоению огромных объемов информации. Сейчас много приходится слышать жалоб на перегрузку учащихся, а если сравнить с древними, то возникнет вопрос, кому сложнее. Несколько тысячелетий тому назад люди знали наизусть Библию, поэмы Гомера, собрания трактатов китайских философов, — и не жаловались. Здесь существенно рассмотреть главный движущий мотив: приобщиться к Божественной или человеческой мудрости. Сложные экзамены, кстати, тоже сдавали, и весьма успешно.

Столь пространное вступительное рассуждение преследует цель еще и еще раз показать, сколь сущностно необходимым для детей и юношества является длительное сотрудничество между Московской епархией и Министерством образования. В начале на поверхности этого процесса было обучение основам православной традиции, ее влиянию на историю и культуру России. Однако со временем все более очевидным стал нравственно-воспитательный аспект совершаемой работы. Заглянуть в сердце ребенку, помочь созиданию в нем света и добра — вот истинная цель нашего соработничества.

За минувшие годы многое в обществе изменилось. Не всё всегда нас радовало. Как сказано в Евангелии: „всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые“ (Мф. 17:7). Но безусловным достижением стало то, что выросло новое поколение родителей, многие из которых с детства воспитывались в духе православия и хотят передать это своим детям, а также то, что наши педагоги во множестве воодушевились возможностью творчески развивать преподавание духовно-нравственных дисциплин. И радостно, что теперь этот процесс будет начинаться уже на дошкольном этапе.

Ценностные ориентиры закладываются у ребенка в самом раннем возрасте, именно поэтому мы придаем столь большое значение приобщению малышей к высоким идеалам. В образцовой ситуации — это миссия семьи, но сегодня она не всегда с такой задачей справляется. И тогда на помощь должны прийти школа и Церковь, как сотрудники в общем и важном деле, которое имеет и духовный, и этический, и культурный, и патриотический аспекты.

Я недавно увидел наглядное свидетельство того, как дети откликаются на такую заботу о них. Сегодня узнаете об этом и вы. Только что вышел в свет замечательный учебно-методический комплект Людмилы Леонидовны Шевченко „Добрый мир. Православная культура для малышей“. Четыре книги учебника проиллюстрированы исключительно рисунками, представленными на всероссийский православный детский конкурс. В них замечательно отображены красота Божиего мира, любовь к человеку, семье, Церкви и Родине. Пособие не только содержательно, но и художественно оформлено самими учащимися.

Так получилось, что мы начинали работать со школьниками, а сегодня только дошли до тех, кто только готовится начать свое образование. И это замечательно. Маленький человек полностью открыт к восприятию прекрасного, к приобщению к истине. Открывая для малышей красоту Божиего мира, мы помогаем им в будущем правильно определить свой жизненный путь. Они придут в школу с уже определившимися жизненными взглядами и убеждениями, с первыми навыками разделения добра и зла, прекрасного и безобразного.

Когда мы говорим о духовно-нравственном воспитании в школе как длительном процессе, охватывающем разные возрасты, то, как мне представляется, не следует ограничиваться специальными дисциплинами, которые по замыслу составителей курсов и учебников призваны приобщать учащихся к наследию православия, знакомить с его влиянием на нашу культуру и историю. Говорить о возвышенных, серьезных вещах, об истинных ценностях можно практически на любом уроке. Все зависит от мировоззрения педагога, его заинтересованности в том, чтобы процесс обучения был более содержательным и насыщенным, способствовал развитию у ребенка способности свободно мыслить, отстаивать свои убеждения.

Вот уже более 10 лет в рамках подписанного Соглашения Московская епархия активно и творчески сотрудничает с министерством образования Московской области в деле духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. И плоды этого доброго соработничества можно видеть уже сейчас. Так, например, в Коломенском районе в преддверии празднования 630-летия Богородице-Рождественского Бобренева монастыря районное Управление образования совместно с Коломенским благочинием провело конкурсы на лучшее сочинение, изложение и стихотворение о Бобреневе монастыре, на лучшую картину и фотографию обители. Была издана книга, содержащая лучшие произведения.

Были изданы две книги: „Истоки добра и света“ и альманах „Русь Православная“, содержащие лучшие произведения. Не могу удержаться, чтобы не процитировать вам несколько удивительных фрагментов. Так, учащийся Черкизовской средней школы Дмитрий Семиков в своих „Записках паломника“ пишет: „Для меня открытием стал Богородице-Рождественский Бобренев монастырь, восставший из небытия. Отложив все житейское, отправляешься в древнюю обитель. Чувствуется спокойствие духа, тихая радость и непреодолимое и неизъяснимое желание покаяться, попросить прощение за все, что сделал и еще не сделал в своей недолгой земной жизни.

Нигде, ни в одном монастыре или храме, я не ощущал себя так спокойно, как здесь. Душа отдыхает, молится и живет по-настоящему.

Здесь, вдали от суеты, начинаешь смотреть на мир совсем по-иному, по-новому оцениваешь свои слова и поступки. Все ненужное уходит куда-то далеко-далеко

Каждый человек находит место, к которому его душа тянется больше всего. Бобренев монастырь — обитель, где моя душа всегда найдет приют“.

Я верю, что к таким размышлениям его приготовила и школа, и Церковь. А вот другое размышление. Я поражаюсь его глубине. Не каждый взрослый человек может так рассуждать, как пишет Смыслова Юлия, ученица 10 класса Песковской средней школы.

„Чуть ли не каждую секунду нашей жизни мы нарушаем или видим как нарушаются Божьи заповеди: люди сквернословят, лгут, клевещут друг на друга. „Ну и что? — скажете вы. Живы же…“.

Так может и не нужны вовсе эти заповеди?… НУЖНЫ! Ведь без них душа человека болеет, а при отсутствии „лечения“ (исповеди) даже разрушается.

Заповеди были важны во все времена, ведь недаром они были даны Богом. Но в наше бешеное время, когда человек и человечество теряют своё лицо в погоне за удовольствиями и наживой, когда повсюду слышны разговоры о росте цен и понижении уровня жизни, так трудно остановиться и справедливо рассудить, куда идет страна и человечество, вспомнить уроки истории и осознать, что НЕ ХЛЕБОМ ЕДИНЫМ ЖИВ ЧЕЛОВЕК.

Заповеди — это законы, которые помогают человеку не ощибиться в поступках, не делать того, о чем он потом будет горько жалеть, но эти функции будут выполняться только в том случае, если люди будут честно их исполнять, не ища для себя лазеек.

В наше суетное время часто забывают и о морали, и о нравственных принципах. Их заменяет умение получать прибыль и богатство, заботясь прежде всего о себе. Поэтому естественно, что сейчас заповеди соблюдаются гораздо меньше, чем, например, 200 лет назад. И самой страшное, что мы не только грешим, но и часто не замечаем и не понимаем этого“.

Я думаю, что такая десятиклассница уже готова выйти в мир и быть добрым человеком.

Обращаясь к школе, надо сказать, что особое место принадлежит, конечно, русской литературе. Исторически так сложилось, что именно она, в особенности поэзия, стала в России носительницей идей, в том числе богословских и философских. Это надо уметь рассмотреть. К сожалению, до сих пор представления о многих классических произведениях или жизненном пути некоторых писателей находится под властью издавна навязанных схем и воззрений, сковывающих свободу мысли и ученика, и учителя. За примерами далеко ходить не надо. Решил Белинский, что Гоголь запутался в своей религиозности и до конца не понимал смысла своего собственного творчества, и это заблуждение на протяжении десятилетий тиражировалось школой. Назвал Добролюбов самоубийство в пьесе Островского „Гроза“ „лучом света“, и это высказывание впечатывалось в умы многих поколений наших школьников. А чего стоит поверхностная концепция „лишнего человека“ (хотя лишних людей по определению не может быть; по крайней мере, с христианской точки зрения). Эта схема использовалась для примитивной трактовки огромного числа литературных произведений с целью обеспечения соответствия взглядов писателей прошлого по отношению к господствовавшему в ХХ веке социалистическому реализму. И эти идеи продолжают свое победное шествие по классам современной школы! При таком подходе у определенной части детей изучение литературы может вызвать отторжение. Причина, думается, вот в чем. Надо признать, что до сих пор есть трудности с воспитанием у ребенка свободы мыслительного процесса. Нельзя не согласиться, что классовые подходы к героям проще, чем анализ их духовного и психологического мира. Это отзвук прошлого, когда люди были винтиками, а проблемы их внутренних переживаний решались выстрелом или приговором суда. Но мы живем в другое время. И именно православие, проповедующее Христову любовь к каждому человеку, дает педагогу ключ и к анализу литературного произведения, и подход к душе самого сложного ученика. Господь пришел в мир, чтобы в видении действительности дать людям свободу, она строга и ответственна, но в то же время радостна и благодатна.

Все сказанное мной сегодня прошу воспринимать как приглашение к диалогу по поводу нашего общего дела — соработничества ради воспитания подрастающего поколения. Наши встречи помогают обмену мнениями и опытом, необходимыми для поступательного движения вперед. Хочу заметить, что на учительском уровне сейчас в Подмосковье происходят два взаимодополняющих процесса. С одной стороны, уже из года в год конкурс на соискание премии „За нравственный подвиг учителя“ способствует выявлению лучших и наиболее творчески проявивших себя педагогов. С другой стороны, под эгидой Методического кабинета при Епархиальном отделе религиозного образования и катехизации идет активная работа по обобщению того опыта, который накоплен учителями в наших воскресных школах. Думается, что имеет смысл подумать о проведении семинара или конференции на тему „Светская и церковная школа: партнерство в деле духовно-нравственного воспитания“. Таким образом, мы смогли бы, несмотря ни на что, сделать еще один шаг в консолидации той педагогической среды, роль которой в формировании будущего нашего общества исключительно велика.

В заключение своего выступления мне хочется сказать слова благодарности в адрес протоиерея Николая Струкова и его помощников, усилиями которых в городе Жуковском была создана эта замечательная школа, пользующаяся столь широкой популярностью у детей и у родителей. Наблюдая сложившуюся здесь теплую, гостеприимную атмосферу, невольно вспоминаешь слова святого апостола Павла: „Все у вас да будет с любовью“ (1 Кор. 16:14). И как замечательно, что рядом со школой несколько храмов! Дети с малого возраста имеют возможность не только познать основы веры, но и деятельно проявить себя в делах благочестия и милосердия.

Сердечно благодарю дорогую Лидию Николаевну и вас, уважаемые руководители образовательных учреждений, за сотрудничество, за участие в этой встрече, за тот вклад, который вы делаете в возрождение нашего Отечества. Уверен, что наши совместные усилия принесут добрый плод. Божие благословение да пребывает со всеми вами и вашими усердными трудами!»

Автор учебно-методического комплекта по основам православной культуры для дошкольников, член Координационного совета по взаимодействию между Министерством образования Московской области и Московской епархией РПЦ, директор культурно-просветительского Центра им. просветителей славянских Кирилла и Мефодия МГОУ, доктор пед. наук. Л. Л. Шевченко сделала доклад на тему: «Воспитание в добре. О результатах разработки модуля „Духовно-нравственная культура (православная культура)“ в содержании дошкольного и начального школьного образования».

Заведующая МДОУ № 1 городского округа Жуковский И. В. Заболотная рассказала об опыте работы по духовно-нравственному воспитанию в муниципальном дошкольном образовательном учреждении № 1.

митрополит Ювеналий, Раменский округ, администрация Московской области, образование

© 2001—2018 Московская Епархия Русской Православной Церкви
119435, Москва, Новодевичий проезд, 1/1
(499) 246-08-81 (обращаем внимание на необходимость набора кода 499 перед номером)