Архипастырское посещение Белопесоцкого монастыря

Вот уже более 500 лет на Ступинской земле существует Свято-Троицкая обитель. Несмотря на древность, сведения о монастыре очень скудны, однако мы вполне можем говорить о том, что история основания обители тесно связана с преподобным Сергием Радонежским. Н. Д. Иванчин-Писарев — известный русский писатель XIX века — повествует: «По сказаниям иноков Белопесоцкого монастыря, что на берегу реки Оки, и давнему преданию жителей города Каширы, святой Сергий Радонежский, пешеходствуя от Коломны к Серпухову, остановился отдохнуть и помолиться, и провёл там несколько времени. Это было недалеко от старой Каширы, где ныне село. Его молящегося, и место которое, как говорят, он благословил, подстерегли набожные любопытцы — и там, на песчаном берегу Оки, основалась обитель Белопесоцкая. Она стоит против новой Каширы…» Упоминается неизвестный монастырь на Белых песках в 1380 году в связи с тем, что войско Московского великого князя Димитрия Ивановича «останавливалось на отдых в ночь на 23 августа на белых песках у городка Каширы. По местному преданию великий князь Димитрий Иванович дал обет в случае победы русского войска основать на этом месте монастырь».

Первым строителем Троицкой обители был игумен Владимир, который и считается документально известным основателем монастыря. Преподобный Владимир Белопесоцкий был родом из ржевских бояр, а в монашество пострижен в Новгородском Спасо-Преображенском Хутынском монастыре. Приблизительно в 1470–1471 годах он прибыл в Каширские пределы и стал подвизаться на берегу реки Оки. В настоящее время он прославлен в лике святых и его мощи почивают под спудом Троицкого собора.

Новый мужской монастырь, находящийся на южном рубеже Московской Руси, был ещё и крепостью, стоявшей на защите от набегов крымских ханов. Именно поэтому великие князья Иван III, Василий III, а также и цари Иван Грозный, Борис Годунов и Михаил Федорович давали щедрые пожертвования на строительство монастыря и на создание оборонительных сооружений.

Однако монастырь никогда не утрачивал своего, в первую очередь, духовного значения. В 1520-е годы Белопесоцкую обитель прославил своими подвигами и подвижнической жизнью выдающийся старец Феодосий Коверя. Родом он был из Новгородской земли и состоял в родстве с древними боярскими родами Григоровых и Овиновых.

Уже к 1578 году в целом складывается каменный архитектурный ансамбль монастыря со стенами и башнями, который дошел до нас в сильно перестроенном в XVII веке виде.

В эпоху правления царя Ивана Грозного в Белопесоцком монастыре был возведён монументальный ансамбль каменных зданий и сооружений. Каменное строительство начато было ещё в 1564 году закладкой Троицкого собора и построением каменной церкви во имя преподобного Сергия Радонежского с трапезной палатой. По монастырской описи сооружение было двухъярусным: «…да под церковью ж хлебня, под трапезою погребы…».

К сожалению, сооружения XVI столетия были в значительной степени перестроены в период царствования Михаила Федоровича, Алексея Михайловича и Федора Алексеевича, и в таком виде дошли до нашего времени. Однако планировка и характер композиции монастырского ансамбля не изменялись. Полностью утрачена только одна каменная постройка XVI века, древняя монастырская колокольня. Еще в конце XVIII столетия, в 1794 году вместо нее над надвратным Никольским храмом, возведенным еще в конце XVI века, была, построена невысокая звонница. В 1681 года древняя обитель становится приписной к Коломенскому архиерейскому дому и в этом качестве существует до 1700 года.

Троицкий собор Белопесоцкого монастыря поставлен на высокий подклет, объем его четверика со всех сторон был окружен крытой галереей-гульбищем, на галерею ведут три высоких парадных крыльца. К концу ХХ столетия сохранилось только западное крыльцо. Эта крытая галерея была выполнена в не совсем обычной традиции. Дело в том что гульбище-галерея двухъярусная. С востока к собору примыкает сильно вынесенная во вне трёхчастная алтарная апсида.

В 1700 году монастырь был передан по указу царя Петра I Троице-Сергиевому монастырю. Только в 1764 году монастырь был вновь возвращен в ведение Коломенского архиерейского дома. На основании «Указа о секуляризации церковных имуществ» он был обращен в заштатный, и лишен всех своих вотчин, однако не упразднен.

В 1802–1804 годах при игумене Феодуле и игумене Иоанникии вдоль южной монастырской стены был построен комплекс зданий в стиле классицизма и в их число вошли два храма: Сергиевская трапезная церковь была возведена на сводчатых подвалах и подклетях монастырской трапезной XVI века по благословению митрополита Московского и Коломенского Платона (Левшина), о чем гласит надпись на памятной доске: «1804 года сия святая церковь построена во имя святаго Сергия Чудотворца при митрополите Московском и Коломенском Платоне…».

Судьба этого храма во многом интересна. Долгое время после Отечественной войны 1812 года он стоял в запустении, пока в 1852 году, по благословению свт. Филарета, митрополита Московского, не был возобновлен и «освящен им самим».

Еще один храм, в память Усекновения главы Иоанна Предтечи, был также возведен в первой половине столетия и встроен в существующий ансамбль.

Духовное делание в Белопесоцкой обители продолжалось вплоть до революции. В 1916 году в монастыре подвизалось 50 братьев.

В 1918 году часть монахов была выведена за стены монастыря и расстреляна. В 1924 году монастырь был закрыт, а его здания переданы Историческому музею. Однако до 1933 года в Троицком соборе монастыря совершались богослужения.

С середины 1930-х годов в монастыре находилось общежитие для рабочих и временный лагерь для заключенных, строивших железнодорожный мост через реку Оку. Затем на долгие годы в монастыре воцарилась мерзость запустения.

Рядом с обителью в Тихвинской церкви села Среднее пребывает чудотворный образ Божией Матери «Утоли моя печали» — одна из святынь Белопесоцкого монастыря, которая была передана в этот храм.

Трудно было представить, что монастырь можно восстановить, однако, в мае 1993 года на Светлой седмице, Троицкий Белопесоцкий монастырь был открыт как женский.

2 апреля митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий посетил с архипастырским визитом Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь и возглавил Божественную литургию в Троицком соборе обители. Владыке митрополиту сослужил епископ Серпуховской Роман, благочинный Ступинского округа священник Александр Краля, иеромонах Николай (Летуновский) и духовенство обители. За богослужением молились глава Ступинского района П. И. Чеплан и настоятельница Владычнего монастыря города Серпухова игумения Алексия (Петрова). На малом входе Владыка возвел в сан игумении настоятельницу Белопесоцкой обители монахиню Агнию (Сударикову). По окончании Божественной литургии Владыка митрополит обратился с архипастырским словом к молящимся:

«Ваше Преосвященство, дорогой Владыка Роман, уважаемый Павел Иванович, матушка игумения Алексия, сестры святой обители, всечестные отцы, братья и сестры! Великий пост дается нам для того, чтобы мы это время, пребывая в благочестии и чистоте, размышляли о жизни своей и исповедовали своим духовникам свои грехи и пороки. Святая Церковь для этого учредила Таинство Покаяния, а через Причащение Святых Христовых Таин мы таинственно, но реально, соединяемся с Господом и Спасителем нашим Иисусом Христом. И на каждой неделе в воскресные дни Великого поста за Литургией читается Святое Евангелие, утверждающее нас в вере Христовой. Вот и сегодня мы слышали евангельское повествование о том, как Христос Спаситель чудодейственно исцелил глухонемого. Это делается для нашего назидания, для напоминания о том, что Господь целитель душ и телес наших. И так мы в период Великого поста духовно обновляемся и получаем Божию помощь, чтобы и дальше нести свой жизненный крест. Как духовные маячки по нашей земле расположены храмы Божии, где мы духовно назидаемся и молимся, а особенное значение имеют монастыри, как мужские, так и женские. Потому что туда приходят люди, которые хотят полностью посвятить себя Богу, и через жизнь свою, через служение свое помогать людям. Более 500 лет эта святая обитель является таким духовным прибежищем. Я сегодня прибыл сюда, чтобы совершить здесь Божественную Литургию и возвести в сан игумении настоятельницу монастыря матушку Агнию. Я спешил до весеннего половодья, потому что знаю, что в этот период жизнь монастыря затрудняется. Пользуюсь присутствием здесь Павла Ивановича, главы Ступинского района, чтобы выразить ему нашу общую признательность за то, что вы в течение многих лет, Павел Иванович, проявляете внимание и личную заботу о возрождении этой святой обители и помощи ее насельницам. Во время таких явлений как половодье, бывают стихийные бедствия, и наши монашествующие, да и сам этот древний памятник, могут попадать в трудное положение. Поэтому очень надеюсь, что вы и дальше по-отечески будете проявлять свое попечение об этой святой обители.

Дорогая матушка игумения! Я очень рад, что сравнительно за короткий период вы смогли здесь духовно укорениться, и, не только заботясь о своем личном спасении, но видя ваш святой пример, собралось здесь своего рода малое духовное стало ваших соработниц в деле спасения. И я благодарен игумении Алексии, которая вас направила сюда по моему благословению, чтобы возглавить эту святую обитель. Присутствие множества народа сегодня, в субботний день, свидетельствует для меня о том, как духовно притягивает это святое место наших людей. Здесь они ищут духовного утешения, спасения о Господе. И величайшая ответственность лежит на вас, на каждой сестре, насельнице и труженице святой обители, чтобы никто не ушел отсюда неутешенным, чтобы получали радость, духовное облегчение и наставление. Здесь много лет беспорочно совершает свое служение отец Гермоген, и я рад, что сейчас уже два священнослужителя здесь, которые совершают постоянные богослужения. Сегодня, в этот радостный для всех нас день, я хочу вручить вам этот жезл, как символ вашей игуменской власти в святой обители».

Затем с ответным словом к Владыке митрополиту обратилась игумения Агния. На молитвенную память в дар игумении Агнии митрополит Ювеналий преподнес изображение Честнаго и Животворящего Креста Господня. Со словом приветствия обратился также и глава Ступинского района П. И. Челпан.

После этого состоялось уставное поминовение усопших и общая монастырская трапеза.

митрополит Ювеналий, епископ Роман, монастыри

© 2001—2018 Московская Епархия Русской Православной Церкви
119435, Москва, Новодевичий проезд, 1/1
(499) 246-08-81 (обращаем внимание на необходимость набора кода 499 перед номером)