Главная/Новости/2011/Март/8/

Архипастырский визит в Спасский храм поселка Андреевка

8 марта, во вторник первой седмицы Великого поста, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий возглавил вечернее богослужение с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в Спасском храме поселка Андреевка Солнечногорского района.

У врат храма Владыку встречали благочинный церквей Солнечногорского округа священник Сергий Ванюков, настоятель храма иеромонах Николай (Летуновский) и глава городского поселения Андреевка В. К. Соломатин. Для совместной молитвы с архипастырем собралось множество богомольцев, которые могли погрузиться в неповторимую атмосферу Великого канона, торжественную и строгую, пробуждающую в душах покаянные чувства.

После богослужения архипастыря приветствовал иеромонах Николай (Летуновский): «Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыка! Дни святого и Великого поста очень назидательны для всякого христианина, поскольку в этот период мы под руководством Святой Церкви идем к Богу через покаяние, через сугубые молитвы, через исправление своей жизни. Особенно трогательны слова Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского. Здесь мы видим образы и из Ветхого Завета, и из Нового Завета, видим глубину падения, покаяние грешников и милосердие Божие к ним. Это дает нам возможность сравнить свою жизнь и свои дела с тем, что мы слышим.

Но и в эти покаянные дни Господь посылает нам утешение и показывает Свою любовь. И ваш визит, Владыка, в этот храм тому яркое свидетельство.

Позвольте мне от духовенства и прихожан храма сердечно поблагодарить вас за радость разделенной с вами совместной молитвы, которая будет всем нам утешением, поддержкой и вдохновением в оставшиеся дни святого поста. Просим, дорогой Владыка, ваших святых молитв и архипастырского благословения».

В своем слове митрополит Ювеналий сказал: «Дорогой отец благочинный, дорогой отец настоятель, всечестные отцы, возлюбленные братья и сестры, дети, присутствующие здесь, я горячо и сердечно всех вас приветствую и рад, что на второй день первой недели Великого поста Господь привел меня посетить ваш храм и вместе с вами помолиться.

Время Великого поста — особое для нас, потому что оно дает нам время для размышления о нашей жизни, предрасполагает к покаянию, дает почувствовать, как близок к нам Господь и как мы, порой, далеко уходим от Него.

В минувшее воскресенье мы совершили первый шаг к тому, чтобы начать наш спасительный путь покаяния. Это было Прощеное воскресенье. Христос назидал нас, что нельзя просить прощения у Него, если мы непримиренные, если мы имеем на кого-то обиду, или на нас имеют такую обиду. Одновременно это и благословенное время, и это трудное время, когда люди, разобщенные враждой, видят после примирения друг в друге брата и сестру. И великая радость и утешение приходят тогда на сердце. Как камень тяжелый мы с сердца снимаем, когда заканчивается вражда между людьми, когда они примиряются. И вот после этого мы обращаем свой взор внутрь своей души и видим бездну грехов. А Святая Церковь за богослужениями помогает нам осмыслить свою жизнь.

Первые четыре дня первой седмицы Великого поста по вечерам за богослужением читается покаянный канон преподобного Андрея Критского. Я часто думаю о том, что не все богомольцы, наверное, во всей полноте понимают глубоко поэтическое содержание тропарей канона. В них повествуется о ветхозаветных грешниках и праведниках. Много тут и примеров из нового Завета. Поэтому хочется пожелать, чтобы чаще обращали люди внимание к вечной Книге книг, Святой Библии, чтобы понять, как низко может пасть человек, и как близок Бог к каждому человеку кающемуся. Из Нового Завета особенно понятен один пример, яркий, который не может не запомниться на всю жизнь. Это падение одного из апостолов, Иуды, который ходил за Христом, был Его учеником, был свидетелем чудес Христовых, и испытывал на себе любовь своего Учителя. А он в сердце своем решил предать Господа, и совершил это, как вы знаете из Евангелия, пошел и спросил: „Что мне дадите, если вам Его предам“ (Мф. 26:15). И ему дали унизительную сумму — тридцать сребреников. Это была цена раба, ничтожные деньги. И он предал Христа, а потом увидел, что предал он кровь неповинную, и от отчаяния окончил свою жизнь самоубийством, повесившись.

Вот другой пример — святой апостол Петр. Он тоже с самого начала ходил за Христом, исповедовал Его, что Он Сын Бога Живого, и любил он своего Учителя, но оказался слаб. Когда увидел, что его Учитель оказался беззащитным, что Его взяли, связали, повели истязать, он по немощи своей перед прислужницей отрекся от Него. Он, почувствовав и осознав свое падение, как сказано в Евангелии, горько плакал. Воскресший Христос явился ему и как ни в чем не бывало спросил: „Симоне Ионин, любишь ли ты Меня?“. И тот отвечал на троекратный вопрос „любишь ли Меня?“: „Ты Господи знаешь, Ты все знаешь, что я люблю Тебя“. В ответ услышал: „Паси овцы Моя“ (Ин. 21:15–17). Мы знаем, что через это он был восстановлен среди учеников Христа и апостолов, и ему, как и другим апостолам, было дано нести слово Божие в мир.

Вот для нас два примера великих грехов, можно сказать, один тяжелее другого. Но как наглядно, что человек в грехе повязший, он уже забывает Бога, он страдает, он отчаивается и кончает жизнь самоубийством. Другой пример, когда на Бога надеется человек, на Его милосердие и Его любовь. Таких примеров мы много можем найти в святом Евангелии. Неслучайно, когда наступает одна из подготовительных недель к посту, на богослужении читается Евангелие о блудном сыне. Когда ушел из дома сын и прожил все имущество, которое получил от отца в наследство, и оборванный, голодный, возвращается к отцу, понимает, что он недостоин уже именоваться сыном, а хочет быть как один из наемников, из рабочих. И как замечательно в Евангелии сказано, что еще издали увидел его отец, и сын „мил ему бысть“ (Лк.15:20). Он пошел к нему навстречу, заключил его в свои объятья и не слушал даже слов покаяния, а велел одеть его в лучшие одежды. И вместе с ним ликовал, говорил всем: „Сын мой погиб и нашелся, был мертв и ожил“ (Лк.15:32).

Вот, дорогие братья и сестры, почему Церковь Христова призывает всех нас в период Великого поста к покаянию. Это не простые обряды, не простые обычаи, это призыв к изменению всего существа человеческого, всей жизни своей. И каяться никогда не поздно, когда бы человек ни пришел к Богу, в любом возрасте Господь ожидает нашего покаяния. И принимает нас как Петра кающегося и как блудного сына.

Я очень счастлив, что мы живем сейчас в такое время, когда остались позади тяжелые годы жизни Церкви, когда она лишена была возможности широко и открыто проповедовать слово Божие. Это особенно ощутимо сегодня в этом святом храме, когда мы видим много детей, которые не только отстояли богослужение, но которые, не все может быть, но многие, являются учащимися приходской воскресной школы. Эти дети будут счастливее людей старшего поколения, потому что они будут знать волю Божию, знать Христово учение и бояться греха, который приносит зло и вред и душе, и телу.

Я благодарю тебя, дорогой отец Николай, за твое слово. Хочу поблагодарить наше духовенство, которое ревностно осуществляет свое служение, и хочу вас, возлюбленные братья и сестры, горячо и сердечно поприветствовать. Рад, что в этот вечер вы предпочли для себя не веселье и отдых, а пришли на молитву в храм Божий. Я желаю вам искреннего покаяния в этот период, когда Церковь нас к этому призывает, желаю вам радости духовной, которая ничем не может быть заменена, никакими мирскими утехами. Здоровья вам желаю, и призываю на вас Божие благословение».


Спасский храм поселка Андреевка
Историческая справка

Первые исторические сведения о деревне Андреевское (теперь Андреевка), где находится церковь, относятся к 1585 году. Тогда на месте Андреевки и рядом находилось несколько деревень, носящих названия фамилий владельцев-помещиков: Овсянниково, Марково, Андреевское, Михайловское, Савинское.

Церковь Всемилостивого Спаса села Андреевка была построена в 1676 году в стиле московского барокко, а в 1678 после оформления внутреннего интерьера, в день праздника Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня (14 августа по н.с.) освящена. Она является одной из самых ранних сохранившихся построек типа «восьмерик на четверике» в Подмосковье.

Вскоре название храма изменилось. Трудно произносимое название храма в честь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня уступает место другому названию в честь празднуемого в тот же день события, и храм стал называться церковью Всемилостивого Спаса, а в устной речи еще более лаконично — Спасской церковью.

Сооружение и освящение храма всегда и везде событие значительное. Поэтому вскоре после освящения храма была переименована сама пустошь Овсянниково, на которой храм был построен, и она стала называться селом Спасским, позже — Спас-Андреевским, еще позже село стало называться просто Андреевское.

По типу архитектуры храм представляет собой двусветный четверик, увенчанный восьмигранником, сомкнутым сводом и небольшим граненым барабаном. Основные объемы лишены декоративного убранства, оконные проемы сделаны в простой прямоугольной форме с четвертями, элементы декоративного узорочья характерны для более поздней архитектуры.

Постепенно от XVII до начала XX века здание меняло свой облик. Вместо небольшого по размеру храма последней четверти XVII столетия, имевшего пятиглавый алтарь и, видимо, небольшую трапезную или притвор с западной стороны, он постепенно приобретает значительную трапезную (XIX век), деревянную на рубеже XVIII—XIX вв., а затем каменную двухярусную (1864 г.) колокольню. В конце XIX в. по прошению местного священника Муравьева Московское археологическое общество дает разрешение на расширение храма, и в 1902 г. сооружаются боковые притворы с приделами Казанским и Никольским. В канцелярском прошении помещика Неронова в 1839–42 гг. есть известие: «Церковь в селе Спасском существует издревле, а в 1811 году была вновь исправлена каменною пристройкою, сделан новый иконостас (сохранившийся до сих пор), внутри расписана с благолепием и устроены паникадилы…»

В середине 70-х годов ХХ века внутренняя настенная живопись была практически написана заново.

Спасский храм никогда не закрывался, является памятником истории и архитектуры.

Сейчас в храме служат 4 священника и дьякон, богослужения совершаются ежедневно.

При храме действует воскресная школа, в которой обучается более 100 детей. Помимо традиционных предметов: Закона Божьего и церковнославянского языка, ведутся такие курсы, как: история Русской Православной Церкви, рисование, пение, экология и краеведение, православное патриотическое воспитание, вязание, бисероплетение. Акцент в работе школы сделан на приобщении детей к богослужению и возможности участия в жизни школы и прихода всей семьи.

В 2009 году организованы регулярные еженедельные катехизические курсы для взрослых. Их занятия посещают от 30 до 50 человек.

В отделе реставрации масляной и темперной живописи Государственного Исторического музея практически полностью отреставрирован центральный пятиярусный иконостас (остались не отреставрированными только 2 диаконские двери).

С 2010 года действует просфорня, которая обеспечивает просфорами не только свой храм, но и на постоянной основе некоторые храмы Волоколамского, Одинцовского, Клинского, Дмитровского, Можайского и Химкинского районов Подмосковья.

Третий год приходом издается «Приходской листок Спасского храма», который содержит информацию о новостях прихода, предстоящих православных праздниках, рассказы для детей, статьи по истории, актуальным вопросам жизни современного христианина и расписание богослужений. Тираж 1500–2500 экземпляр (в зависимости от месяца). Газета бесплатно раздается в храме и распространяется в учреждениях поселка: в администрации, в библиотеках, на почте, в школе, в детском саду, в центре социального обслуживания «Крюково» города Зеленограда, в детском доме № 14 г. Зеленограда, реабилитационном центре для несовершеннолетних, военной части № 45680 поселка Алабушево.

С начала 2009 года создан сайт храма. Ежемесячно его посещают от 500 до 600 человек.

Еженедельно клирик храма священник Димитрий Полещук на благотворительной основе в Андреевской общеобразовательной школе преподает курс «Основы православной культуры» и «Духовное краеведение Подмосковья» ученикам 7-х, 8-х и 10-х классов.

Клирики храма окормляют (несколько раз в месяц встречаются, общаются, проводят совместные мероприятия, концерты, паломничества и проч.) Андреевскую среднюю школу, Андреевский детский сад, центр социального обслуживания пенсионеров «Крюково» города Зеленограда, детском доме № 14 г. Зеленограда, реабилитационный центр для несовершеннолетних, отделение дневного пребывания для несовершеннолетних Комплексного центра социального обслуживания г. Зеленограда, военную часть № 45680 поселка Алабушево, Московский областной госпиталь ветеранов войн.

С 2010 года на приходе создано и действует молодежное приходское движение.

Каждое воскресенье в приходском доме ведут прием на благотворительной основе врачи: кардиолог, гомеопат и цветотерапевт, логопед.

Социальный приходской работник всегда готов оказать помощь нуждающимся прихожанам.

Темы: митрополит Ювеналий, Солнечногорский округ, Великий пост


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.