Главная/Новости/2011/Март/3/

Выступление министра образования Московской области Л. Н. Антоновой на встрече с представителями педагогической общественности в Жуковском

Ваше Высокопреосвященство,
глубокоуважаемый Владыка Ювеналий!
Уважаемый Александр Петрович!
Уважаемые участники встречи!

Тема нашей встречи — нравственное воспитание детей в школе и семье на основе культурно-исторических ценностей и традиций. Происходящие сейчас в стране и обществе процессы модернизации экономики и образования, стремительное развитие информационных технологий, и связанная с этим доступность любой информации, создают принципиально другую среду обитания наших детей, а взрослые, занятые своими проблемами, зачастую, к сожалению, забывают, что именно дети должны оставаться в центре их внимания.

Вглядываясь в наступившее, третье тысячелетие от Рождества Христова, нас не могут не волновать вопросы: какой будет Россия в XXI веке? Какой будет российская семья, как, какими ценностями будут жить поколения, которые придут на смену нам? И здесь для нас бесценным сокровищем является опыт наших предков, живая нить преемственности поколений, которые ложатся в основу нашей работы по направлению духовно-нравственного воспитания детей и молодежи Подмосковья.

Главные задачи современной школы (в рамках Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа») — раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьезных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.

Каждый из нас понимает, что невозможно этого достичь без формирования нравственного начала в подрастающем поколении и его развитии в молодежи, без приобщения их к национальным и духовным традициям, без сохранения культуры, а самое главное — без тесного взаимодействия семьи, школы и общественности, благодаря которому закладывается основа качественного образования детей и их успешной социализации.

Опросы показывают, что среди молодежи значительно больше лиц со сниженными моральными ценностями. Согласно опросу Института социологии РАН, 55 процентов молодежи — это те, кто готов переступить через моральные нормы для достижения успеха, значительная часть — от 30 до 50 процентов — не считают неприемлемым проституцию, обогащение за счет других, хамство, пьянство, дачу и получение взятки, аборт, супружескую измену, публичное проявление неприязни к людям других национальностей.

Поэтому так важна «Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России», которая устанавливает социальный заказ образованию и лежит в основе нового поколения федеральных государственных образовательных стандартов.

Федеральный государственный стандарт и концепция духовно-нравственного воспитания, в соответствии с Законом «Об образовании», устанавливают в качестве важнейшей цели образования духовно-нравственное развитие личности в контексте становления ее гражданственности.

Талантливому классному руководителю по силам изменить систему отношения ребенка к окружающему миру, к другим людям, к себе самому.

Институт классного руководства имеет свою славную историю. Классному руководителю всегда принадлежала стержневая роль в формировании личности ребенка, раскрытии его самобытности, способностей и потенциальных возможностей, в защите прав и отстаивании его интересов.

Можно привести много примеров совместной работы институтов семьи и школы муниципальных образований Московской области.

В 2010 году в рамках Года учителя проведен Педагогический марафон классных руководителей «Учительство Подмосковья — воспитанию будущего поколения России».

В первом (заочном) туре приняли участие 57 конкурсантов — лучших классных руководителей, прошедших конкурсный отбор на муниципальном уровне, в том числе классные руководители из следующих муниципальных образований:

  • городской округ Дзержинский;
  • городской округ Жуковский;
  • городской округ Котельники;
  • Люберецкий муниципальный район.

В областном (очном) туре Педагогического марафона приняли участие 28 конкурсантов, в том числе Филатова Ирина Борисовна — классный руководитель МОУ СОШ № 2 им. 37 Гвардейской стрелковой дивизии Красной Армии (Люберецкий муниципальный район) — в номинации «Классный руководитель — организатор видов деятельности, способствующих духовно-нравственному развитию личности учащихся».

В период с 30 мая по 10 сентября 2010 года проведен региональный этап VII Всероссийского конкурса на лучшее изделие художественного творчества и народных промыслов педагогических работников учреждений всех уровней профессионального образования «Мастерами славится Россия».

Лучшие 60 работ направлены для участия в финале. Итоги Всероссийского конкурса подведены в декабре 2010 года.

Жюри Всероссийского конкурса определило 76 лауреатов конкурса из 31 субъекта Российской Федерации. Среди них Дианова Надежда Владимировна — дипломант 2 степени в номинации «Вязание», педагог дополнительного образования МОУ ДОД Центра детского творчества г. Жуковский.

В Московской области осуществляется методическая поддержка классного руководителя.

Созданная и апробированная модель региональной сети повышения квалификации работников образования Московской области включает в себя целый ряд программ повышения квалификации для классного руководителя. Разработанные механизмы выстраивания и прохождения педагогом индивидуального маршрута повышения квалификации и (или) переподготовки позволяют выбрать ему курсы как в очной форме, так и дистанционно (с ноября 2010 года ведутся дистанционные курсы для классных руководителей в Педагогической академии). Также осуществляется и материальная поддержка классного руководителя. Выплатами охвачено 26758 классных руководителей (по 1 тыс. рублей каждому ежемесячно из федерального бюджета и по 1 500 рублей каждому из бюджета Московской области).

Классное руководство в настоящее время является ключевым элементом организации воспитания в школе. Классный руководитель — это педагог-профессионал, являющийся для ребенка:

  • посредником между обществом и растущей личностью в усвоении основ культуры, выработанной человечеством на протяжении многих столетий;
  • архитектором отношений сотрудничества со всеми субъектами образовательного пространства школы;
  • создателем оптимальной развивающейся микросреды и благоприятного морально-психологического климата в классе;
  • координатором совместных действий педагогов, семьи и социума;
  • творцом повседневной жизнедеятельности детей, незаменимым помощником индивидуального развития каждого ребенка.

Деятельность классного руководителя должна быть ориентирована на кодекс школы и традиционные правила высокой общечеловеческой и национальной культуры.

Для успешной работы необходимо выполнение задач классного руководителя:

  1. Создание благоприятного социально-психологического климата в учебной группе (классе) на основе принципов гуманистических взаимоотношений, утверждения нравственных поведенческих традиций, сплочения сообщества детей в коллектив и ценностно-ориентированной групповой деятельности.
  2. Организация разносторонней групповой и индивидуальной деятельности во имя разностороннего развития молодого человека, вступающего во все более пестрый спектр социальных отношений, так чтобы разные виды деятельности (познавательная, преобразовательная, художественная, общение) включали каждого школьника в широкое взаимодействие с миром.
  3. Организация духовно-нравственной деятельности детей в ее особенной роли осмысления жизни как таковой, общественной и личной, общечеловеческой и космической, а также автономной жизни личностного «Я» человека земли.
  4. Организация педагогической поддержки школьника и педагогического индивидуального корректива его жизнедеятельности во имя реализации всех потенциальных творческих способностей каждого воспитанника.
  5. Формирование у школьника отношения к собственному «Я» как представителю человечества, гражданину своего Отечества, члену общества, семьи, школьного коллектива и индивидуальности, отличной от другого «Я», но способной жить только в содружестве с другими.

Подмосковная школа, а это более 1500 общеобразовательных учреждений, почти 600 тысяч учащихся и более 52 тысяч педагогов, характеризуется сохранением своих лучших традиций и современными инновационными процессами в связи с реализацией комплексного проекта модернизации отечественного образования, приоритетных национальных проектов.

Безусловно, для семьи важно, что в нашей школе детям созданы необходимые условия для получения качественного современного образования, занятий спортом и развивающим досугом, что Подмосковная школа сохраняет лучшие традиции духовно-нравственного и гражданского воспитания детей, подростков и юношества. Но должна быть обязательно создана совместно с семьей и обществом единая система воспитания на основе сложившихся культурно-исторических традиций.

Цель, которую общество ставит перед системой образования, а также другими государственными и общественными организациями и учреждениями, работающими с молодежью, или имеющими влияние на молодежь — воспитать молодого человека гражданином, патриотом своей Родины. Никакие другие политические или экономические задачи не будут иметь перспективы, если у будущих поколений наших граждан не будет жизненной опоры в виде гордости за свою страну, за свой народ, за свою историю. Но эту работу нельзя вести без четких духовно-нравственных ориентиров. И такие ориентиры дал нам юбилей Великой Победы.

Во многих районах ширится тимуровское движение по оказанию помощи ветеранам и вдовам погибших и умерших участников Великой Отечественной войны, организовано адресное закрепление учреждений образования за ветеранами Великой Отечественной войны. На сегодняшний день за 1215 образовательными учреждениями закреплено 36175 ветеранов и приравненных к ним тружеников тыла.

Активизировалась работа школьных музеев, которые становятся центрами воспитательной работы, местом получения дополнительных знаний по истории, культуре, обычаям и традициям родного края. Всего создано и функционируют 567 школьных музеев, из них: 216 военно-исторических, 206 краеведческих и историко-краеведческих, 108 исторических музеев. В год 65-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов в общеобразовательных учреждениях Московской области открыты 12 залов, 145 комнат, 75 экспозиций, 78 уголков, 41 фотовитрина.

Информация о сети и охвате детей дополнительным образованием в Московской области и в разрезе представленных территорий

За последние годы произошли важные изменения в программно-методическом обеспечении дополнительного образования детей: педагоги дополнительного образования разрабатывают дополнительные образовательные программы, стремясь создать условия для развития творческой активности детей, повышая качество образования. В настоящее время подготовлен Перечень образовательных программ по дополнительному образованию детей, в который вошли 79 программ почти по всем направлениям творчества. В ближайшее время Перечень будет направлен во все муниципальные образования для использования в работе.

В системе образования Московской области в настоящее время функционируют 310 учреждений дополнительного образования детей с общим охватом 285 514 воспитанников, что составляет 47,3% от общего числа обучающихся в общеобразовательных учреждениях (для сравнения в 2008–2009 учебном году в 333 учреждениях дополнительного образования детей занималось 314 тысяч 792 учащихся, охват составлял 55,6%). Показатель по Российской Федерации — 38,7% от общего числа обучающихся.

Городской округ Дзержинский:

В 2010–11 учебном году в городском округе Дзержинский функционирует 5 учреждений дополнительного образования детей, находящихся в ведении муниципального органа управления образованием. По сравнению с прошлым учебным годом сеть учреждений дополнительного образования детей, осталась без изменений.

Число обучающихся по сравнению с прошлым учебным годом увеличилось на 168 человек (на 7,5%): с 2 252 человек до 2 420 человек.

Охват дополнительным образованием в учреждениях дополнительного образования детей составляет 59,6% (средний показатель занятости учащихся в учреждениях дополнительного образования детей по области составляет 47,3%).

Городской округ Жуковский

В 2010–2011 учебном году в городском округе Жуковский функционирует 2 учреждения дополнительного образования детей, находящихся в ведении муниципального органа управления образованием. По сравнению с прошлым учебным годом сеть учреждений дополнительного образования детей, осталась без изменений.

Число обучающихся по сравнению с прошлым учебным годом увеличилось на 88 человек (на 3%): с 2 724 человек до 2 812 человек.

Охват дополнительным образованием в учреждениях дополнительного образования детей составляет 32,5%.

Городской округ Котельники

В 2010–11 учебном году в городском округе Котельники функционирует одно учреждение дополнительного образования детей, находящееся в ведении муниципального органа управления образованием. По сравнению с прошлым учебным годом сеть учреждений дополнительного образования детей, осталась без изменений.

В учреждении дополнительного образования детей услуги по дополнительному образованию детей предоставляются 310 обучающимся. По сравнению с прошлым учебным годом число детей не изменилось.

Охват дополнительным образованием в учреждениях дополнительного образования детей составляет 17%.

Городской округ Лыткарино

В 2010–11 учебном году в городском округе Лыткарино функционирует три учреждения дополнительного образования детей, находящихся в ведении муниципального органа управления образованием. По сравнению с прошлым учебным годом сеть учреждений дополнительного образования детей, осталась без изменений.

Число обучающихся по сравнению с прошлым учебным годом уменьшилось на 850 человек (на 15,6%): с 5 460 человек до 4 610 человек.

Охват дополнительным образованием в учреждениях дополнительного образования детей составляет около 100%.

Люберецкий муниципальный район

В 2010–11 учебном году в Люберецком муниципальном районе функционирует 8 учреждений дополнительного образования детей, находящихся в ведении муниципального органа управления образованием. По сравнению с прошлым учебным годом сеть учреждений дополнительного образования детей, осталась без изменений, число обучающихся увеличилось с 5 630 человек до 5 811 человек (на 181 человек, 3%).

Охват дополнительным образованием в учреждениях дополнительного образования детей составляет 28%.

В учреждении дополнительного образования детей представлены разнообразные виды деятельности, создается особая микросреда, основанная на неформальности отношений, добровольности участия, свободе выбора досуговой и познавательной деятельности. В свободной, эмоционально насыщенной атмосфере, наиболее ярко раскрывается индивидуальность каждого ребенка, происходит обмен опытом, вырабатывается собственная жизненная позиция, формируются общественные и нравственные интересы и качества, художественные и эстетические вкусы, личностные потребности. Таким образом, данное образование восходит к сократовскому принципу: «Я знаю хорошо лишь то, что умею сделать».

Педагогическая ценность учреждения дополнительного образования детей состоит в том, что оно создает условия для самореализации творческого потенциала личности, гибко реагируют на изменения в потребностях и запросах подрастающего поколения и благодаря разнообразию содержания, форм деятельности и общения интерес его приобретает новые стимулы для развития. Это особенно важно, поскольку без развития детских интересов не могут быть эффективно решены задачи формирования творческой личности.

Творческая деятельность учреждения дополнительного образования детей включает различные группы субъектов (дети, родители, педагоги и т. д.) с их многообразными интересами и потребностями, социальными связями и отношениями, где значительное влияние оказывают компоненты социально-культурной и природной среды, а также взаимосвязанные социальные и педагогические процессы, развивающееся межличностное взаимодействие детей — молодежи — взрослых.

Программы по духовно-нравственному воспитанию в 2010–11 учебном году реализуются в 88 (из 310) учреждениях дополнительного образования, что составляет 29%, и охватывают более 18 тысяч 768 воспитанников.

Среди форм организации дополнительного образования по духовно-нравственной тематике в муниципальных образованиях Московской области можно выделить:

  • кружки по изучению православия на базе учреждений детского творчества;
  • молодежные и детские общественные объединения;
  • экскурсионные и паломнические поездки в храмы и монастыри Московской области;
  • исследовательская работа по изучению истории храмов и монастырей Московской области;
  • организация научно-практических конференций и семинаров; проведение фестивалей, выставок, конкурсов.

Исторически Подмосковье было и остается духовным и культурным центром России. В Московской области сложились принципиально новые, особые, творческие отношения с Московской епархией, что приносит плодотворные результаты. За последние десять лет, благодаря продуктивному взаимодействию Министерства образования Московской области муниципальных органов управления образованием с Московской епархией, которую возглавляет митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, возрождаются традиции Православия. Опыт наших предков, живая нить преемственности поколений ложатся в основу нашей совместной работы по сохранению и развитию духовно-нравственной культуры, духовных культурно-исторических традиций среди детей и молодежи Подмосковья.

Это направление является одним из приоритетных в нашей работе по модернизации образования, и именно благодаря сотрудничеству с епархией, нам удается решать эти вопросы на том культурном и содержательном уровне, которого они требуют.

У нас в Московской области основными предметами, преподаваемыми в школе в рамках духовно-нравственной культуры, являются:

  1. «Духовное краеведение Подмосковья» — 65% общеобразовательных учреждений реализуют эту программу (рост на 10% по сравнению с 2009–2010 учебным годом);
  2. «Основы Православной культуры» — 20% общеобразовательных учреждений;
  3. Авторские программы — 5%;
  4. Другие программы — 22%.

Наиболее охвачены преподаванием предметами духовно-нравственной культуры учащиеся 5, 7, 8, 9 классов (В прошлом году пятые классы в этом перечне отсутствовали).

В начальной школе наиболее активно преподается программа «Основы православной культуры», в среднем звене — «Духовное краеведение Подмосковья», в старшем звене — другие программы этой направленности.

На 1 января 2011 года во всех муниципальных образованиях Московской области программы по духовно-нравственному воспитанию изучают 78769 учащихся с 1 по 11 классы в 1006 школах Московской области. За пять лет преподавания данного курса в общеобразовательных учреждениях Московской области наблюдается доля снижения асоциального поведения обучающихся в отдельных муниципальных образованиях, в которых охват преподаванием свыше 80%.

Городской округ Дзержинский.

Предметы духовно-нравственной культуры преподаются в 5 (83,3%) общеобразовательных учреждениях. В 2010–2011 учебном году увеличилось на 1 число общеобразовательных учреждений, в которых преподаются предметы ДНК.

В дошкольных образовательных учреждениях и в учреждениях доп. образования программы духовно-нравственной культуры не реализуются.

Количество классов, в которых изучаются предметы ДНК, — 10. Охват детей предметами ДНК — 478, что составляет 11% от общего количества обучающихся.

Предметы ДНК преподаются в виде различных форм:

  • урок — 5 общеобразовательных учреждений,
  • факультатив — 1 общеобразовательное учреждение,
  • кружок — 3 общеобразовательных учреждения.

4 педагога городского округа Дзержинский обучены на курсах повышения квалификации по предметам духовно-нравственной культуры и преподают данные предметы.

В 2010–2011 учебном году курсовая подготовка педагогов городского округа Дзержинский не запланирована.

Городской округ Жуковский

Предметы духовно-нравственной культуры преподаются в 17 (94,4%) общеобразовательных учреждениях. В 2010–2011 учебном году не изменилось число общеобразовательных учреждений, в которых преподаются предметы ДНК.

В 6 дошкольных образовательных учреждениях и в 2 учреждениях доп. образования реализуются программы духовно-нравственной культуры.

Количество классов, в которых изучаются предметы ДНК, — 101. Охват детей предметами ДНК — 2549, что составляет 28,6% от общего количества обучающихся.

Предметы ДНК преподаются в виде различных форм:

  • урок — 2 общеобразовательных учреждений,
  • факультатив — 16 общеобразовательных учреждений.

10 педагогов городского округа Жуковский обучены на курсах повышения квалификации по предметам духовно-нравственной культуры и преподают данные предметы.

В 2010–2011 учебном году запланирована курсовая подготовка 4 педагогов городского округа Жуковский.

Городской округ Котельники

Предметы духовно-нравственной культуры преподаются в 2 (66,7%) общеобразовательных учреждениях. В 2010–2011 учебном году не изменилось число общеобразовательных учреждений, в которых преподаются предметы ДНК.

В трех дошкольных образовательных учреждениях реализуются программы духовно-нравственной культуры. В учреждениях дополнитеьного образования программы духовно-нравственной культуры не реализуются.

Количество классов, в которых изучаются предметы ДНК, — 4. Охват детей предметами ДНК — 81, что составляет 4,1% от общего количества обучающихся.

Предметы ДНК преподаются в виде различных форм:

  • урок — 1 общеобразовательное учреждение,
  • факультатив — 1 общеобразовательное учреждение,
  • кружок — 2 общеобразовательных учреждения.

1 педагог городского округа Котельники обучен на курсах повышения квалификации по предметам духовно-нравственной культуры и преподают данные предметы.

В 2010–2011 учебном году запланирована курсовая подготовка 1 педагога городского округа Котельники.

Городской округ Лыткарино

Предметы духовно-нравственной культуры преподаются в 8 (88,9%) общеобразовательных учреждениях в различных формах: урок, факультатив, кружок. В 2010–2011 учебном году не изменилось число общеобразовательных учреждений, в которых преподаются предметы ДНК.

В 7 дошкольных образовательных учреждениях и в 2 учреждениях доп. образования реализуются программы духовно-нравственной культуры.

Количество классов, в которых изучаются предметы ДНК, — 67. Охват детей предметами ДНК — 1615, что составляет 39,3% от общего количества обучающихся.

За последние два года 87 педагогов городского округа Лыткарино обучены на курсах повышения квалификации по предметам духовно-нравственной культуры.

В 2010–2011 учебном году запланирована курсовая подготовка 1 педагога городского округа Лыткарино.

Люберецкий муниципальный район

Предметы духовно-нравственной культуры преподаются в 2 (5,4%) общеобразовательных учреждениях в форме урока. В 2010–2011 учебном году уменьшилось на 3 число общеобразовательных учреждений, в которых преподаются предметы ДНК.

В 4 дошкольных образовательных учреждениях реализуются программы духовно-нравственной культуры. В учреждениях доп. образования программы духовно-нравственной культуры не реализуются.

Количество классов, в которых изучаются предметы ДНК, — 9. Охват детей предметами ДНК — 242, что составляет 1,2% от общего количества обучающихся.

В течение двух лет 34 педагога Люберецкого района обучены на курсах повышения квалификации по предметам духовно-нравственной культуры.

В 2010–2011 учебном году запланирована курсовая подготовка 4 педагогов Люберецкого муниципального района.

Как видите, приведенные цифры и факты свидетельствуют о недостаточной востребованности предложенных возможностей и оставляют большой простор для выбора и творчества каждому учителю, каждому классному руководителю.

Неразрывно связаны основы духовно-нравственного развития и образования с воспитанием толерантности детей и молодежи.

Толерантность является той культурной направленностью, отношением личности, которая проживает в мире и согласии, в стране, семье, школе, классе. Следовательно, это предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как ответственность, доброжелательность, сдержанность, терпимость. К сожалению, дух нетерпимости к другой культуре, образу жизни, верованиям, привычкам существует в современном обществе.

Поэтому мы уделяем особое внимание воспитанию толерантного отношения к представителям различных культур и вероисповеданий, межэтнической и межнациональной терпимости.

Исследования Московских областных научных центров показывают, что в настоящее время уже наметились тенденции повышения ксенофобии (в первую очередь этнофобии и мигрантофобии) и снижения уровня социального и межличностного доверия и толерантности у разных возрастных групп. Учитывая данное обстоятельство, Министерство образования Московской области, предложило государственным образовательным учреждениям и муниципальным органам управления образованием усилить блок культурного просвещения, духовно-нравственного воспитания и формирования межнациональной толерантности среди обучающихся и создать на базе образовательных учреждений клубы интернациональной дружбы.

Решение задач борьбы с ксенофобией, экстремизмом и другими проявлениями асоциального характера должны осуществляться в образовательных учреждениях Московской области в рамках образовательного процесса и внеклассной работы.

Основными критериями профилактической работы в области борьбы с проявлениями экстремизма должны быть:

  1. Новые подходы в преподавании культурологических дисциплин и их огромное значение в развитии и формировании личности, формировании законопослушного поведения обучающихся, формировании патриотизма и любви к Отечеству у молодого поколения России.
  2. Создание системы воспитательной работы (или эффективных воспитательных систем) в каждом образовательном учреждении Московской области.
  3. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации педагогических кадров для организации работы по управлению рисками среди обучающихся.
  4. Внедрение в образовательные учреждения программ интернационального воспитания (осуществляемого ненавязчивыми, гибкими методами, основанными, прежде всего, на общении молодых людей разных национальностей в процессе уч¸бы, отдыха, различных направлений творческой деятельности).

В помощь классным руководителям, учителям, школьным психологам и родителям — всем взрослым, которые хотели бы научиться грамотному общению с детьми, изданы и распространены книги: «Семья. Искусство общения с ребенком», авторы Светлана Васильевна Кривцова, Екатерина Юрьевна Патяева, под редакцией Александра Григорьевича Асмолова; «Искусство жить с непохожими людьми: психотехника толерантности», автор Галина Владимировна Солдатова, под редакцией Александра Григорьевича Асмолова. В настоящее время ведется работа по изданию дополнительного тиража этих книг.

Тесно связана с духовно-нравственным воспитанием проводимая в Подмосковье комплексная работа по формированию у детей, подростков и юношества ценностных ориентации на здоровый образ жизни, по профилактике безнадзорности, правонарушений, наркомании, токсикомании, алкоголизма и других асоциальных явлений среди несовершеннолетних. Здесь наша работа, прежде всего, выстраивается на основе комплекса воспитательных мероприятий, содержащих в себе духовно-нравственные, культурно-исторические аспекты.

Важно отметить, что за последние 5 лет в Московской области отмечена положительная тенденция в динамике подростковой преступности. Количество преступлений, совершенных несовершеннолетними, с 2005 по 2009 годы снизилось на 39,7% (с 3514 преступлений до 2118), за текущий период (за 11 месяцев 2010 года) на 17,5% (с 1864 преступлений до 1537).

По информации ГУВД по Московской области в 2010 году на территории Московской области число преступлений, совершенных несовершеннолетними и при их участии, снизилось на 16,0% (с 2118 до 1779). Снизилось количество общественно опасных деяний (ООД), совершенных подростками до 14 лет на 12,3% (с 701 до 615), и число их участников на 3,3% (с 873 до 844). Снизилось количество общественно опасных деяний, совершенных подростками до достижения возраста привлечения к уголовной ответственности на 9,4% (с 1195 до 1083). Снижено число групповых преступлений, совершенных несовершеннолетними на 27% (с 890 до 653).

В совершении противоправных деяний приняло участие 1665 подростков (на 5,7% меньше, чем за 2009 г.)

Число несовершеннолетних, совершивших повторные преступления уменьшилось на 17,9% (с 84 до 69).

Основная масса преступлений, совершенных подростками — это преступления против собственности (около 80%), в основном — это кража чужого имущества (65%).

На учете в органах внутренних дел Московской области состоит 12 787 несовершеннолетних (на 1,1% меньше, чем за 2009 г./ 12935) несовершеннолетних из них:

  • 370 — судимых подростков,
  • 6028 — за употребление спиртных напитков,
  • 198 — за употребление наркотических веществ,
  • 267 — за употребление токсических веществ,
  • 2 539 — за совершение ООД.

В Московской области работает 283 школьных инспектора, за ними закреплены 494 школы, 72 учреждения начального профессионального образования, 28 школ-интернатов. Количество преступлений, совершенных несовершеннолетними — учащимися образовательных учреждений, за которыми закреплены школьные инспектора, сократилось на 17% (с 564 до 468).

Вместе с тем, рост преступлений и правонарушений произошел в 13 районах и городских округах Московской области. Увеличилось на 7,8% (со 156 до 168) число иногородних подростков, совершивших преступления.

В 2010 году произошел рост преступлений и правонарушений в:

  • городском округе Жуковский на 67% (с 9 до 15),

муниципальных районах:

Люберецкий:

  • по городу Люберцы на 8,6 (с 81 до 88),
  • по пос. Малаховка на 50% (с 6 до 9),
  • по городскому округу Котельники — на 76,5% (с 17 до 30).

За январь 2011 год произошел: рост преступлений, совершенных несовершеннолетними по:

  • Люберецкому муниципальному району (с 13 до 23)
  • повторных преступлений, совершенных несовершеннолетними по городскому округу Жуковский (1), Люберецкому муниципальному району (2).

С целью обеспечения контроля за организацией проведения в образовательных учреждениях индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними «группы риска», в Министерстве образования Московской области в 2010 году сформирована региональная база данных несовершеннолетних, совершивших преступления и иные правонарушения (новая форма организации контроля).

Во исполнение решения Коллегии Министерства образования Московской области и основании приказа Министерства образования Московской области за каждым несовершеннолетним данной категории должен быть закреплен куратор из числа классных руководителей, психологов, социальных педагогов и возложена ответственность на руководителей образовательных учреждений Московской области в Московской области за организацию индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, совершившими преступления и иные правонарушения.

В образовательных учреждениях с несовершеннолетними данной категории, их семьями должна быть организована профилактическая работа по индивидуальным планам (программам) с привлечением представителей всех органов и учреждений профилактики безнадзорности и правонарушений в Московской области, а также общественных организаций (объединений), благочиния.

Муниципальное образование

Число обучающихся, состоящих на учете на 01.02.2011 года

Число совершивших правонарушения и состоящих на учете

Число совершивших преступления и состоящих на учете

суициды

внутришкольный учет

КДН и ЗП

подразделения по делам несовершеннолетних

г.о. Жуковский

208

66

39

35

3

1

г.о. Дзержинский

67

16

10

10

— 

суицидов не было

г.о. Котельники

37

17

18

7

11

суицидов не было

г.о. Лыткарино

65

21

25

25

1

суицидов не было

Люберецкий муниципальный округ

292

118

114

104

1

Общее количество суицидов в период с 2007–2010 годах — 14.
Из них: суициды — 2, незавершенные суицидальные попытки — 12.

В рамках образовательного процесса и внеклассной работы необходимо вести правовое просвещение обучающихся. В ряде территорий Московской области данное направление деятельности уже реализуется: к работе привлекаются общественные объединения несовершеннолетних, в том числе отряды правоохранительной направленности «Юный друг милиции».

Данное направление работы осуществляется в тесном взаимодействии с ГУВД по Московской области, (что способствует формированию у подрастающего поколения чувства патриотизма, готовности служению Отечеству, повышению престижа службы в правоохранительных органах среди молодежи, профилактике правонарушений несовершеннолетних).

В настоящее время в 48 муниципальных образованиях Московской области действует 295 отрядов юных друзей милиции (в 2008 году действовало 29 отрядов). Общее количество обучающихся, являющихся членами этих отрядов 4253 несовершеннолетних, из них 878 несовершеннолетних состоят на учете в муниципальных комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, территориальных подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.

Под особым контролем Министерства образования Московской области и муниципальных органов управления образованием находится вопрос всеобуча.

По нашим оперативным данным продолжается выбытие школьников в вечерние школы и в учреждения профессионального образования.

В министерство поступило письмо комиссии по делам несовершеннолетних одной из территорий области, где содержится просьба сохранить группы «малолеток» в НПО. Хочу озвучить позицию нашего Министерства: дети школьного возраста должны учиться в школе под наблюдением классного руководителя, школьного психолога, социального педагога. Перевод их в вечернюю школу, в учреждение НПО — чрезвычайный случай, который должен быть внимательно отслежен руководством муниципального образования.

С сентября по январь 2011 года, включительно, статистические данные по пропускам занятий несовершеннолетними в зональном объединении не имели положительной динамики. Количество пропускающих занятия без уважительных причин в сентябре составило 21 человек, в октябре — 58 человек, в ноябре — 46 человек, в декабре — 46 человек, в январе — 30 человек. Значительное количество пропускающих занятия без уважительных причин наблюдается в городских округах:

  • Жуковский (сентябрь- 1 чел., январь — 5 человек);
  • Лыткарино (сентябрь 0 чел., январь — 7 человек).

Проблема остается острой, пока хотя бы один ребенок будет находиться вне образовательного пространства.

В 2010 году количество выявленных в Московской области детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с угрозой жизни и здоровью, и нуждающихся в устройстве, составило 133 человека; количество граждан, лишенных родительских прав и ограниченных в родительских правах, составило 2 640 человек (2 445 — лишены родительских прав, 195 — ограничены); восстановлено в родительских правах 51 человек.

Все эти случаи свидетельствуют о необходимости продолжения целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия.

В Раменском зональном объединении число родителей, лишенных родительских прав в 2010 году составило 378 человек. Наименьшее количество родителей, лишенных родительских прав — в г.о. Бронницы и Котельники (по 9 чел.), наибольшее — от 106 до 86 человек — в Люберецком м. р-не (106 чел.), Воскресенском м. р-не (67 чел.), от 50 и более до 66 человек — в г.о. Серпухов (51 чел.).

Число родителей, ограниченных в родительских правах, в зональном объединении составило 23 человека. Восстановлены в родительских правах 6 родителей (в г.о. Лыткарино — 2, по 1 родителю — Дзержинский, Жуковский, Люберецкий м. р-н, Шатурский м. р-н; г.о. Серпухов — 4).

В муниципальных образованиях Раменского зонального объединения в 2010 году выявлены 2 случая жестокого обращения с детьми. Один из них, повлекший гибель ребенка — в городе Жуковский. От побоев отца несовершеннолетний Калиниченко Вадим, 2001 года рождения, ученик 4 класса, скончался. Отец осужден.

Число детей, отобранных у родителей в порядке, предусмотренном ст. 77 СК РФ, за 2010 год в зональном объединении составило 13 человек, наибольшее количество — в Люберецком м.р-не (6), г.о. Котельники — 5, по г.о — Жуковский — 1.

№ п/п 

Наименование муниципального образования

Число детей, проживающих в семьях,
находящихся в социально опасном положении

Число семей

1.

г.о. Дзержинский

40

32

2.

г.о. Жуковский

30

21

3.

г.о. Котельники

26

17

4.

г.о. Лыткарино

48

34

5.

Люберецкий м.р-н

105

70

Сегодня для выхода из кризиса России нужны люди, способные дотягивать масштаб своей личности до масштаба задач, которые они берутся решать, дотягиваться и профессионально, и, что еще важнее, духовно.

Сегодняшние подростки во многом свободнее нас, когда мы были в их возрасте. Но от воспитателей, родителей, наставников требуется огромная педагогическая мудрость, огромная любовь, чтобы научить их воспользоваться своей свободой так, чтобы вырасти успешными, счастливыми людьми.

В содержание программы «Духовно-нравственная культура» подготовки современного учителя духовного краеведения и основ православной культуры введены те же нравственные ценности, на которых происходило педагогическое служение великих педагогов прошлых веков стран христианской цивилизации.

Самые важные из них обозначены для учителей как педагогические аксиомы. Мы назовем их кратко, так как они не требуют доказательств, повторяясь периодически в разные исторические эпохи. Слайд

Аксиома 1. Учитель должен относиться к детям с уважением
Аксиома 2. Ученик имеет право на незнание
Аксиома 3. Учитель должен уметь любить детей

И только при выполнении всех аксиом будет осуществима и наша общая задача, задача педагогов и служителей Церкви — не допустить, чтобы чувство добра, любви, справедливости угасли в душе ребенка, чтобы понимание веры стало чуждо нашим юным согражданам. Это наш долг и наша работа.

Спасибо за внимание.

Темы: Раменский округ, администрация Московской области, образование


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.