Главная/Новости/2010/Декабрь/14/

Встреча с педагогами в Коломне

14 декабря в помещении воскресной школы храма Пресвятой Троицы на Репне состоялось совещание благочинного церквей Коломенского округа с директорами общеобразовательных учреждений г. Коломны. В совещании приняли участие: протоиерей Владимир Пахачев, председатель Отдела религиозного образования и катехизации Московской епархии, проректор Коломенской православной духовной семинарии иеромонах Константин (Островский), начальник управления образования г. Коломны Т. В. Старателева, методист муниципального методического центра А. Т. Киктенко, директора школ и профессиональных училищ. Тема встречи — «Современный подход к преподаванию предметов духовно-нравственного цикла в общеобразовательных учреждениях г. Коломны». Эпиграфом были выбраны слова из проекта Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России: «Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации».

Встречу вела методист ММЦ А. Т. Киктенко. Участников совещания приветствовал протоиерей Владимир Пахачев, который напомнил, что место, где проходит встреча, связано с именем святителя Филарета Московского, отдавшего всю свою жизнь делу просвещения.

Первой выступила начальник управления образования г. Коломны Т. В. Старателева. Выступление было посвящено нормативно-правовой базе преподавания «Основ православной культуры» и «Духовного краеведения Подмосковья» в современных школах. Татьяна Владиславовна высоко оценила тот положительный опыт, что был получен городскими школами в ходе многолетнего сотрудничества с Коломенским благочинием, обратила внимание, что основой этому послужил курс на сближение с Церковью, принятый губернатором Московской области Б. В. Громовым и министром образования Подмосковья Л. Н. Антоновой.

Следом слово взял председатель епархиального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Константин (Островский). Он говорил о том положительном влиянии на детскую психику, что несёт с собой изучение православной культуры в школе. При этом подчёркивал, что речь идёт именно о культурологическом, а не вероучительном предмете. То, что представляет собой сегодняшняя «массовая культура», зачастую наоборот, является дестабилизирующим, антикультурным фактором, способствующим развитию в обществе тех негативных проявлений, которые хорошо всем известны. Поскольку предметы «Основы православной культуры» и «Духовное краеведение Подмосковья» не являются индоктринальными (вероучительными), то изучать их могут дети, принадлежащие к разным вероисповеданиям. Без знания именно православной культуры невозможно по-настоящему понять ни русскую литературу, ни живопись, ни русскую историю, а ведь изучение этих дисциплин входит в обязательную школьную программу.

Обзор современной методической базы преподавания основ православной культуры и Духовного краеведения Подмосковья представила руководитель городского методического объединения учителей этих предметов Т. А. Андриуцэ. Татьяна Анатольевна подробно рассказала о тех учебниках и пособиях, которые применяются в коломенских школах, о том, как строится программа, предлагаемая для изучения детям разных возрастов. Для удобства директорам школ были розданы распечатки, на которых были приведены названия этих учебных пособий (с фотографиями), и их краткая характеристика. На двух стендах эти и многие другие книги можно было рассмотреть подробнее. Татьяна Анатольевна выразила сожаление, что необходимость сотрудничества образовательных учреждений с Церковью в деле воспитания подрастающего поколения не всегда встречает понимание у руководителей образовательных учреждений.

Открытым остался вопрос и о преемственности преподавания предметов духовно-нравственного цикла. Пока он вводится в обязательную программу в детских садах, а со следующего года планируется ввести ещё и в 9-х классах. Таким образом, получается восьмилетний (!) разрыв, что, практически, будет сводить на нет весь воспитательный эффект. Другой аспект той же проблемы — форма преподавания. На сегодня этих форм существует три: кружок, факультатив и в сетке часов (в Коломне существует пока лишь в некоторых школах). Первые две формы работы с детьми имеют ряд недостатков: 1) охватывают далеко не всех детей; 2) у педагогов часто нет уверенности, что на следующий год занятия кружка или факультатива будут продолжены, а значит, преемственность опять ставится под вопрос.

Между тем, если следовать уже разработанной программе, для которой к настоящему времени написаны все учебники, выстраивается единая система преподавания, начиная с детского сада. В школе с 1 по 9-й класс занятия ОПК строятся по учебникам Л. Л. Шевченко, которые на сегодняшний день в Московской области являются основными. Тот самый курс «Духовное краеведение Подмосковья», который планируется сделать обязательным с будущего года в 9 классе, фактически, является обобщающим по отношению к предыдущему циклу. Для 10- и 11-классников разработан двухлетний курс «Основы нравственности», что вместе со всеми предыдущими курсами образует логичную и вполне стройную систему.

Вопрос, нужны ли детям предметы ОПК и ДКП, на сегодня практически всеми решается положительно. Главным является другое — кто и как будет преподавать? За несколько лет работы курсы по подготовке учителей ОПК в Коломне прошло достаточное число педагогов. О практической работе учителя, ведущего предметы духовно-нравственного цикла, рассказала педагог школы № 3 И. Ю. Пахачева. Подробно разобрав программы разных лет (учебные пособия Л. Л. Шевченко), Инна Юрьевна объяснила, что входит в каждый комплект: не только сам учебник и методичка для учителя, но и рабочая тетрадь, наглядное пособие с иллюстрациями и CD-диск с аудиоматериалами. Было показано, как можно построить урок интересно, разнообразно и при этом не выходя за рамки культурологического подхода, на примере урока по теме «Молитва». На этом уроке были приведены стихотворения известных поэтов (например, М. Ю. Лермонтова), посвящённые молитве и тому внутреннему настрою, что связывается с этим действием. Педагог объяснила собравшимся, как можно при подготовке урока использовать все доступные современные средства: видеофильмы, презентации, наконец, интернет. В настоящее время достаточно православных сайтов, откуда можно брать дополнительный материал: статьи, музыку, иконы и картины, видеоролики.

Свой рассказ Инна Юрьевна проиллюстрировала очень наглядно: видеосопровождение включало фотографии с уроков и общешкольных мероприятий, стихи и песни на духовные темы, сочинённые самими детьми.

В заключение вновь взял слово протоиерей Владимир Пахачев. Он ещё раз напомнил о тех серьёзных проблемах в нашем обществе, решение которых должно быть безотлагательным, если мы не хотим потерять следующее поколение: это наркомания, алкоголизация подростков, сексуальная распущенность, нежелание трудиться, агрессия и жестокость, и, наконец, межэтнические конфликты. Решение всех этих проблем, коль скоро общество заинтересовано в этом, конечно, не может быть одномоментным, потребуются долгие годы и много кропотливой работы. Отец Владимир призвал к консолидации всех сил — семьи, школы и Церкви для спасения наших детей, предложил проводить тематические родительские собрания, классные часы с участием священников. Знание человеком своих культурных и духовных корней (или культурных основ той страны, в которой он живёт), привитое с самого детства, может немало этому поспособствовать.

Целью совещания было показать директорам школ, что предметы духовно-нравственного цикла — это интересно, логично, и полезно для становления личности учащихся. Обмен мнениями после совещания продолжился в неформальной обстановке за чаепитием при свечах.


Темы: Коломенский округ, образование


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.