Слово митрополита Ювеналия на конференции в Михайловской Слободе

Уважаемые участники конференции!

Мне представляется весьма актуальной и насущной тема данного симпозиума, посвященного истории единоверия. Значение вопроса, предложенного для обсуждения, не ограничивается религиозной сферой, простираясь и на область социально-культурную. Более трехсот лет минуло с тех пор, как в нашей Церкви возник раскол между последователями старого и нового обряда. Событие это имело многообразные последствия, во многом прискорбные для русских православных христиан, негативные для российского общества. В связи с этим является понятным и оправданным движение в сторону преодоления этого исторического разделения.

Если обратиться к истории, то мы увидим уже в конце XVIII — начале XIX века стремление старообрядцев к установлению контактов с Русской Православной (или как тогда называлось Греко-Российской) Церковью. Результатом таких поисков стало возникновение единоверия.

В исследовании священномученика Симона (Шлеева) можно прочесть, что в России единоверие «есть совокупность приходов Русской Церкви, единых с ней по вере, но разнствующих от нее в обряде». В этом определении четко выражено главное, а именно указано на общее и для единоверцев, и для новообрядцев исповедание веры во исполнение слов Христовых — «да будут все едино» (Ин. 17:21).

Начиная от «Пунктов условного соединения московских старообрядцев с Русской Церковью» времен митрополита Московского Платона (Левшина) и вплоть до Постановления о Единоверии Поместного Собора 1917—1918 гг. был пройден большой путь созидания церковного единения. В соборном Постановлении говорилось: «Единоверцы суть чада Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви», кои, с благословения Поместной Церкви, при единстве веры и управления, совершают церковные чинопоследования по богослужебным книгам, изданным при первых пяти Русских Патриархах, — при строгом сохранении древнерусского бытового уклада».

Важный шаг в деле преодоления разделения, связанного с различием в церковных обрядах был совершен по предложению митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима на Поместном Соборе 1971 года. Тогда было одобрено «Деяние об отмене клятв на старые обряды и придерживающихся их», утвердившее постановление Патриаршего Священного Синода от 1929 года «о признании старых русских обрядов спасительными, как и новые обряды, и равночестными им». Это решение Собора облегчило преодоление разделения, все еще сохраняющегося в нашем верующем народе.

В 2000 году состоялось празднование 200-летия Единоверия. В Патриаршем Послании по этому поводу говорилось: «Следуя заповеди Спасителя „потому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою“ (Ин. 15:34), мы простираем нашу любовь ко всем последователям старых обрядов, как пребывающим в лоне Русской Православной Церкви, так и вне ее, призывая оставить прежние обиды и несправделивости, не возобновлять бесплодных обрядовых споров и, в особенности, не допускать взаимных порицаний, так как при единстве догматов веры и православного исповедания те и иные обряды священны и спасительны».

Если говорить об этом на примере Михайло-Архангельского храма в Михайловой Слободе, то убедимся, что это в полном смысле слова образцовый приход, где не только с любовью сохраняются литургическая традиция и древнее благочестие, но и развивается просветительство и благотворительность. Это в полной мере соответствует тому благожелательному отношению к единоверию, которое осуществляется Священноначалием. В докладе блаженнопочившего Святейшего Патриарха Алексия II на Архиерейском Соборе 2008 года говорилось: «Мы не можем оставить вне нашего внимания и заботу о тех приверженцах древнерусских церковных обычаев, которые сознательно стремятся к заповеданному Господом Иисусом Христом церковному единству при сохранении привычных для них обрядов и чинопоследований. Таким верующим надо идти навстречу».

Святейший Патриарх Кирилл, в бытность свою митрополитом Смоленским и Калининградским, председателем Отдела внешних церковных связей, говорил на Архиерейском Соборе 2004 года, что единоверческие общины могут стать «реально действующими мостами между Русской Православной Церковью и старообрядческими согласиями». Тогда Собором была образована Комиссия по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством.

И сегодня Его Святейшество продолжает уделять много внимания укреплению единоверия, его консолидации в ограде Русской Церкви. Для этого имеются убедительные предпосылки. Нас объединяют не только святая православная вера, но и совместное стремление к защите фундаментальных духовных ценностей, к сохранению отечественного культурного наследия, к служению Родине и нашему народу.

Сердечно поздравляю вас с престольным праздником Михайло-Архангельского храма, желаю помощи Божией в молитве и трудах.

митрополит Ювеналий, доклады, Единоверческие приходы

© 2001—2018 Московская Епархия Русской Православной Церкви
119435, Москва, Новодевичий проезд, 1/1
(499) 246-08-81 (обращаем внимание на необходимость набора кода 499 перед номером)