Главная/Новости/2010/Сентябрь/15/

Выступление министра образования Правительства Московской области Л. Н. Антоновой

Ваше Высокопреосвященство,
глубокоуважаемый Владыка Ювеналий!
Уважаемый Анатолий Витальевич!
Уважаемые участники встречи!

Сегодня уже не возникает вопросов на тему нужно ли подростку быть духовно-нравственно воспитанным. Духовно-нравственная культура определена теоретической педагогикой в качестве компонентов базовой культуры личности. Следующим шагом в решении проблемы воспитания духовно-нравственной культуры является четкое определение для всех участников образовательного процесса основных понятий «духовное» и «нравственное», что позволяет сориентировать педагогов на конкретные задачи: чему и как должен учить и воспитывать педагог детей (и взрослых детей — студентов, том числе)?

На расширенном заседании Координационного Совета по взаимодействию между Министерством образования Московской области и Московской епархией Русской Православной Церкви при Министерстве образования Московской области, которое состоялось 10 февраля 2010 года, была определена необходимость преподавания предметов культурологического цикла в учреждениях начального и среднего профессионального образования. Сегодня, после достаточно серьезной подготовительной работы, мы приступаем к реализации поручения Координационного совета.

Для преподавания издан необходимый дополнительный тираж учебного пособия «Духовное краеведение Подмосковья». Каждое учреждение НПО и СПО получило комплекты учебно-методического пособия, которые включают в себя 52 учебных пособия для учащихся, 4 методических пособия для педагога.

Но конечно, в первую очередь в этих учреждениях проведен отбор педагогов, которые мотивированны на преподавание предметов подобного цикла. Сегодня 132 таких педагога на нашей встрече присутствуют.

В апреле 2010 года руководителям учреждений НПО и СПО Министерство образования Московской области направило письмо (от 01.04.2010 № 2551-13с/06) об усилении блока по духовно-нравственному воспитанию в планах воспитательной работы и предоставлении в рамках факультативных часов занятий по духовному краеведению Подмосковья в учреждениях НПО и СПО.

На сегодня в 27 учреждениях СПО введены факультативы по духовному краеведению Подмосковья и представлены учебно-тематические планы. К сожалению, вынуждена отметить, что руководители учреждений НПО до сих пор не предоставили запрашиваемую информацию в профильный отдел Министерства образования. Необходимо в срок до 25 сентября 2010 года направить материалы в Министерство образования.

С ноября будет организовано обучение преподавателей на курсах повышения квалификации по духовно-нравственному воспитанию и обучению детей.

У директоров, преподавателей возникает вопрос: «Почему это министр так ратует за внедрение духовно-нравственного воспитания в учреждениях НПО и СПО?».

Ежегодно в Московской области проводится диагностическое добровольное тестирование обучающихся начального и среднего профессионального образования Московской области с целью выявления на ранней стадии лиц, незаконно потребляющих наркотические средства, психотропные и токсические вещества.

В 2009/2010 учебном году тестирование прошли 26 775 обучающихся государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования Московской области.

Наиболее тревожная обстановка по потреблению наркотиков складывается в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования на территории Дмитровского, Каширского, Красногорского, Луховицкого, Люберецкого, Чеховского, Шатурского, Щелковского муниципальных районов, городских округов Королев, Химки, Электрогорск.

Высокие показатели потребителей наркотиков выявлены в 15 учреждениях НПО и СПО:

  • ПЛ № 56, в котором у 10,6% учащихся, прошедших тестирование, в организме обнаружены наркотические средства,
  • Московский областной сельскохозяйственный колледж — 9,3%,
  • ПУ № 120 — 8,9%,
  • ПУ № 4 — 8,6%,
  • ПУ № 14 — 7,7%,
  • ПУ № 34 — 7,1%,
  • ПЛ № 82 — 6,8%,
  • ПЛ № 100 — 6,3%,
  • ПУ № 42 — 6%,
  • ПУ № 20 — 6%,
  • ПУ № 7 — 5,5%,
  • ПЛ № 39 — 5,3%,
  • ПУ № 81 — 5,2%,
  • ПЛ № 26 — 5,2%,
  • Дмитровский профессиональный колледж — 5%.

В двенадцати учреждениях НПО и в семи учреждениях СПО тестирование не выявило потребление наркотиков:

  • Московский областной государственный автомобильно-дорожный колледж,
  • Колледж «Угреша»,
  • Промышленно-экономический колледж г. Дубна,
  • Клинский промышленно-экономический техникум,
  • Московский областной профессиональный колледж,
  • Московский областной аграрно-технологический техникум,
  • Промышленно-экономический техникум,
  • ПУ № 5,
  • ПУ № 21,
  • ПУ № 22,
  • ПУ № 48,
  • ПУ № 52,
  • ПУ № 64,
  • ПУ № 79,
  • ПУ № 83,
  • ПУ № 85,
  • ПУ № 89,
  • ПЛ № 96,
  • ПУ № 113.

Выявлены:

— факт распространения наркотических средств — ПУ № 23,

— факт гибели обучающегося, употребляющего наркотики — ПУ № 18 г. Одинцово.

Другим важным направлением деятельности педагогических коллективов является организация профилактики безнадзорности и правонарушений среди обучающихся государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования Московской области.

Здесь в лучшую сторону отмечается работа в пяти учреждениях ПНО:

  • ГОУ НПО Профессиональное училище МО № 4
  • ГОУ НПО Профессиональное училище МО № 20
  • ГОУ НПО Профессиональный лицей МО № 41
  • ГОУ НПО Профессиональный лицей МО № 82
  • ГОУ НПО Профессиональный лицей МО № 114

Сегодня огромное значение придается работе по профилактике вовлечения подростков и молодежи в действия экстремистского характера и в деятельность организаций экстремистской направленности.

В сентябре 2009 года сотрудниками ОУР ОВД по городскому округу Протвино в ходе оперативно-розыскных мероприятий установлена преступная группа молодых людей (11 человек) в возрасте от 15 до 18 лет, которая подозревается в совершении ряда преступлений, в том числе экстремистского характера, на территории г.о. Протвино. Установлено, что данные лица причисляют себя к партии «Движение против нелегальной иммиграции», которая призвана противодействовать появлению граждан неславянской национальности в России. В отношении этих лиц возбуждено и расследуется уголовное дело по статье 111, часть 3 (нанесение тяжких телесных повреждений в группе лиц по предварительному сговору). В группе задержанных три обучающиеся государственного образовательного учреждения начального профессионального образования Профессиональный лицей № 57.

Особенно удручают случаи суицида с учащимися образовательных учреждений: гибель обучающегося — ПУ № 119 г. Серпухов.

Мы видим неутешительную статистику, обозначены проблемы, которые необходимо решать педагогическим коллективам учреждений НПО и СПО. Решены они будут эффективно только в том случае, если в учреждении на высоком уровне поставлена воспитательная работа, где все вопросы воспитания решаются в комплексе.

Но анализ планов воспитательной работы показал следующую картину:

  • В большинстве планов отсутствует система воспитания, иначе на неё были бы ссылки и планы придерживались бы не направлений воспитания, а этой системы. Фигуры классного руководителя и мастера производственного обучения представлены не с воспитательными, а с ярко выраженными контрольными полномочиями.
  • В планах дефицит аналитической информации, которая должна давать основание для планирования. В лучшем случае дана количественная характеристика о контингенте обучающихся, с обозначением из неполных семей и состоящих на учете в отделе по делам несовершеннолетних. Не указана специфика социального окружения учреждения, запросов обучающихся и их родителей.
  • Формулировка целей и задач носит общий характер, без учета специфичности конкретного учреждения, без «привязки» к особенностям ученического и родительского контингента, без учета потребностей в развитии социально и профессионально необходимых личностных качеств обучающихся.
  • Не продумана работа общественных формирований. Отсутствуют педсоветы в плане воспитательной работы.

Одной из важнейших задач является оказание практической и методической помощи педагогическим коллективам в массовом вовлечении учащихся в работу творческих коллективов в учреждениях начального и среднего профессионального образования, а также самих учреждений к участию в творческих конкурсах. Тематика мероприятий ориентирована на социальный заказ учащейся молодежи, празднование важнейших событий и дат, что усиливает действенность мероприятий в процессе обучения и воспитания, повышает их результативность.

На основании рейтинга участия в массовых мероприятиях в 2009 — 2010 учебном году, отмечены 13 учреждений, активно принимавших участие:

  1. ГОУ НПО ПУ № 12 г. Подольск
  2. ГОУ НПО ПЛ № 15 г. Воскресенск
  3. ГОУ НПО ПУ № 17 г. Коломна
  4. ГОУ НПО ПУ № 49 г. Жуковский
  5. ГОУ НПО ПЛ № 56 г. Чехов
  6. ГОУ НПО ПУ № 83 г. Зарайск
  7. ГОУ НПО ПУ № 87 г. Электросталь
  8. ГОУ НПО ПУ № 88 г. Сергиев Посад
  9. ГОУ СПО «Балашихинский промышленно-экономический колледж»
  10. ГОУ СПО «Московский областной государственный автомобильно-дорожный колледж» г. Бронницы
  11. ГОУ СПО «Зарайский педагогический колледж»
  12. ГОУ СПО «Ногинский политехнический техникум»
  13. ГОУ СПО «Московский областной профессиональный колледж» г. Серпухов.

В течение 2009–2010 учебного года не принимали участие ни в одном из областных конкурсов 26 учреждений, перечислены на слайдах:

  1. ГОУ НПО ПУ № 7 г. Железнодорожный
  2. ГОУ НПО ПУ № 9 г. Рошаль
  3. ГОУ НПО ПУ № 14 г. Ожерелье
  4. ГОУ НПО ПУ № 19 г. Серпухов
  5. ГОУ НПО ПУ № 28 г. Серпухов
  6. ГОУ НПО ПУ № 34 г. Электрогорск
  7. ГОУ НПО ПУ № 40 г. Наро-Фоминск
  8. ГОУ НПО ПУ № 48 п. Запрудня Талдомский район
  9. ГОУ НПО ПУ № 54 г. Пушкино
  10. ГОУ НПО ПУ № 57 г. Протвино
  11. ГОУ НПО ПУ № 69 д. Крупино Павлово-Посадский район
  12. ГОУ НПО ПУ № 79 п. Вербилки Талдомский район
  13. ГОУ НПО ПУ № 86 г. Фрязино
  14. ГОУ НПО ПУ № 97 г. Можайск
  15. ГОУ НПО ПУ № 113 п. Тучково Рузский район
  16. ГОУ НПО ПУ № 115 г. Домодедово
  17. ГОУ НПО ПУ № 119 г. Серпухов
  18. ГОУ НПО ПУ № 120 г. Химки
  19. ГОУ НПО ПУ г. Видное
  20. ГОУ СПО МО Колледж «Угреша» г. Дзержинский
  21. ГОУ СПО МО «Истринский педагогический колледж»
  22. ГОУ СПО МО «Клинский промышленно-экономический колледж»
  23. ГОУ СПО МО «Королевский машиностроительный техникум»
  24. ГОУ СПО МО " Котельниковский промышленно-экономический техникум»
  25. ГОУ СПО МО " Люберецкий техникум сельскохозяйственного машиностроения»
  26. ГОУ СПО МО «Серпуховской машиностроительный техникум».

Сегодня мы ведем речь о необходимости введения программ духовно-нравственного воспитания, которые позволят усилить воспитательную работу в образовательных учреждениях. Об одной из таких программ мы и говорим сегодня. Это «Духовное краеведение Подмосковья», автор — руководитель Духовно-просветительского центра имени просветителей славянских Кирилла и Мефодия, доктор педагогических наук, профессор кафедры общей педагогики Московского государственного областного университета Людмила Леонидовна Шевченко. За пять лет преподавания данного курса в общеобразовательных учреждениях Московской области мы реально увидели долю снижения асоциального поведения обучающихся в отдельных муниципальных образованиях, в которых охват преподаванием свыше 80%.

Духовное краеведение Подмосковья изучает историю христианской православной культуры на землях Московского края, представленную в традициях жизни людей и объектах религиозного искусства. Духовным краеведение названо потому, что объектом его изучения является не экономическое и политическое развитие нашего Отечества, но история его духовной культуры. На территории Подмосковья всегда в добрососедстве проживали люди разных национальностей и вероисповеданий. Но христианская православная религия традиционно являлась ведущей религией России. Она способствовала созданию людьми среды своего обитания, в которой сохранялись самые главные этические нормы (неизменное понимание добра и зла) и ценности жизни людей. Все словари указанное содержание определяют термином «культура».

Благочестие, нравственность предполагает любовь к Родине. Содержание духовного краеведения широкое. Оно включает информацию из разных областей знания: рассказывает о христианской картине мира, об истории христианской православной религии и культуры, о письменной культуре, о традициях жизни, о художественной культуре, так как все памятники духовной культуры раскрывают содержание христианской религии.

Содержание учебного пособия позволяет обучающимся узнать об основном содержании христианства и православия, его распространении на землях Московского края, о содержании, которое раскрывают произведения религиозного искусства (икона, живопись на религиозные темы, поэзия, музыка, памятники церковного зодчества), узнать о центрах духовной культуры — русских монастырях, о духовной красоте человека, о понимании христианами смысла жизни, о воплощении в своей благочестивой жизни христианских этических норм.

Высший нравственный идеал для человека — это любовь к Отечеству. Для благочестивых христиан понимание служения Отечеству земному было связано с приобретением добродетелей. Это был путь любви человека к Богу. Маршруты духовного краеведения позволяют показать детям примеры святых отечественной истории как образцы нравственного поведения, раскрыть духовную основу русской истории.

Содержание пособия «Духовное краеведение Подмосковья» позволяет расширить информационное поле учебного знания и ввести в содержание школьного образования материалы, раскрывающие духовную основу русской истории. А феномен святости, с которым знакомятся школьники, позволяет решать задачи нравственного воспитания. Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский называл такой подход воспитанием на примере «путеводных звезд человечества». Нельзя не согласиться с этим и не признать героев и святых русской истории достойными примерами нравственного поведения для современных школьников.

В образовательных учреждениях Московской области программа «Духовное краеведение Подмосковья» внедряется с 2005 года. Параллельно с обучением школьников ведется и обучение преподавателей.

В общеобразовательных учреждениях Московской области курсы духовно-нравственного содержания изучают почти 60 тысяч учащихся всех возрастных категорий в примерно 900 школах Московской области. Знания о духовно-нравственной культуре преподаются либо как обязательная дисциплина, либо факультативно, а также как кружковые занятия и курсы по выбору.

В настоящее время подготовку прошли более 1600 педагогов общеобразовательных учреждений (начинали мы с 50 педагогов в 2004 году).

Положительные результаты работы по духовно-нравственному образованию школьников были представлены на прошедшей 4 февраля олимпиаде по Духовному краеведению Подмосковья. Из 52 учителей, подготовивших учащихся к участию в олимпиаде, 19 учителей были выпускниками педагогических курсов 2006—2009 гг.

Анализ результатов подготовки учителей позволил выявить как положительные стороны, так и ряд трудностей.

К числу первых следует отнести то, что приобретенные на занятиях профессиональные знания в области православной культуры, в работе с детьми оформляются в создании разнообразных форм творческих проектов — маршрутов духовного краеведения, приобщающих школьников к исследовательской работе по изучению православной культуры, святынь своего родного края.

К числу обозначившихся в процессе работы трудностей следует отнести:

  • организационные (формализм и даже противодействие некоторых руководителей школ в направлении учителей на курсы);
  • содержательные (трудным для учителей является прописанный в учебном пособии богословский материал, что потребовало разработки дополнительных методических материалов и форм контроля усвоения);
  • не всегда высокий уровень личностно-нравственной культуры учителя, затрудняющий понимание ими аксиологической и антропологической основ христианской культуры; мотивационные (не все учителя, пришедшие на курсы, собирались преподавать предметы духовное краеведение и православную культуру, иногда муниципальные управления образованием направляли на курсы «случайных» людей).

Эти трудности могут встретиться и в Вашей работе. О том, как справляться с этими трудностями расскажет в своем докладе Людмила Леонидовна Шевченко.

Поэт XIX века В. А. Жуковский воспевает славу предкам нашим:

…Вам слава, наши деды!
Друзья, уже могучих нет, уж нет вождей победы;
Их домы вихорь разметал; их гробы срыли плуги;
И пламень ржавчины сожрал их шлемы и кольчуги.
Но дух отцов воскрес в сынах; их поприще пред нами…
Мы там найдем их славный прах с их славными делами.

Эти слова относятся впрямую к тем задачам духовно-нравственного воспитания современных детей, которые могут быть решены в процессе изучения «Духовного краеведения Подмосковья». Назовем их:

  • дать обучающимся знания об истории христианской православной культуры и ее связи с историей родной земли;
  • способствовать осознанию себя потомками славного прошлого, о котором они узнали, пройдя маршрутами духовного краеведения;
  • дать знания о христианском понимании смысла добра и зла, смысла жизни и пути его воплощения в жизни святых и героев Отечества;
  • научить детей беречь святыни родной земли.

Успешное решение педагогом этих задач подведет обучающихся к пониманию того, что они — счастливые люди, так как могут гордиться славной историей и христианской культурой своего Отечества — России и отчего дома — Подмосковья.

Мы желаем педагогу совместного движения с детьми по этим удивительно красивым маршрутам духовного краеведения Подмосковья. Это путь ответственной педагогической работы. Педагогу потребуется тщательная подготовка, большая любовь к детям и стремление передать им тот свет любви и красоты, какой несет в себе христианская православная культура. В добрый путь!

Темы: администрация Московской области, образование, доклады


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.