Ваше Высокопреосвященство,
глубокоуважаемый Владыка Ювеналий!
Уважаемый Анатолий Витальевич!
Уважаемые участники встречи!
Сегодня уже не возникает вопросов на тему нужно ли подростку быть
На расширенном заседании Координационного Совета по взаимодействию между Министерством образования Московской области и Московской епархией Русской Православной Церкви при Министерстве образования Московской области, которое состоялось 10 февраля 2010 года, была определена необходимость преподавания предметов культурологического цикла в учреждениях начального и среднего профессионального образования. Сегодня, после достаточно серьезной подготовительной работы, мы приступаем к реализации поручения Координационного совета.
Для преподавания издан необходимый дополнительный тираж учебного пособия «Духовное краеведение Подмосковья». Каждое учреждение НПО и СПО получило комплекты
Но конечно, в первую очередь в этих учреждениях проведен отбор педагогов, которые мотивированны на преподавание предметов подобного цикла. Сегодня 132 таких педагога на нашей встрече присутствуют.
В апреле 2010 года руководителям учреждений НПО и СПО Министерство образования Московской области направило письмо (от
На сегодня в 27 учреждениях СПО введены факультативы по духовному краеведению Подмосковья и представлены
С ноября будет организовано обучение преподавателей на курсах повышения квалификации по
У директоров, преподавателей возникает вопрос: «Почему это министр так ратует за внедрение
Ежегодно в Московской области проводится диагностическое добровольное тестирование обучающихся начального и среднего профессионального образования Московской области с целью выявления на ранней стадии лиц, незаконно потребляющих наркотические средства, психотропные и токсические вещества.
В 2009/2010 учебном году тестирование прошли 26 775 обучающихся государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования Московской области.
Наиболее тревожная обстановка по потреблению наркотиков складывается в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования на территории Дмитровского, Каширского, Красногорского, Луховицкого, Люберецкого, Чеховского, Шатурского, Щелковского муниципальных районов, городских округов Королев, Химки, Электрогорск.
Высокие показатели потребителей наркотиков выявлены в 15 учреждениях НПО и СПО:
В двенадцати учреждениях НПО и в семи учреждениях СПО тестирование не выявило потребление наркотиков:
Выявлены:
— факт распространения наркотических средств — ПУ № 23,
— факт гибели обучающегося, употребляющего наркотики — ПУ № 18 г. Одинцово.
Другим важным направлением деятельности педагогических коллективов является организация профилактики безнадзорности и правонарушений среди обучающихся государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования Московской области.
Здесь в лучшую сторону отмечается работа в пяти учреждениях ПНО:
Сегодня огромное значение придается работе по профилактике вовлечения подростков и молодежи в действия экстремистского характера и в деятельность организаций экстремистской направленности.
В сентябре 2009 года сотрудниками ОУР ОВД по городскому округу Протвино в ходе
Особенно удручают случаи суицида с учащимися образовательных учреждений: гибель обучающегося — ПУ № 119 г. Серпухов.
Мы видим неутешительную статистику, обозначены проблемы, которые необходимо решать педагогическим коллективам учреждений НПО и СПО. Решены они будут эффективно только в том случае, если в учреждении на высоком уровне поставлена воспитательная работа, где все вопросы воспитания решаются в комплексе.
Но анализ планов воспитательной работы показал следующую картину:
Одной из важнейших задач является оказание практической и методической помощи педагогическим коллективам в массовом вовлечении учащихся в работу творческих коллективов в учреждениях начального и среднего профессионального образования, а также самих учреждений к участию в творческих конкурсах. Тематика мероприятий ориентирована на социальный заказ учащейся молодежи, празднование важнейших событий и дат, что усиливает действенность мероприятий в процессе обучения и воспитания, повышает их результативность.
На основании рейтинга участия в массовых мероприятиях в 2009 — 2010 учебном году, отмечены 13 учреждений, активно принимавших участие:
В течение 2009–2010 учебного года не принимали участие ни в одном из областных конкурсов 26 учреждений, перечислены на слайдах:
Сегодня мы ведем речь о необходимости введения программ
Духовное краеведение Подмосковья изучает историю христианской православной культуры на землях Московского края, представленную в традициях жизни людей и объектах религиозного искусства. Духовным краеведение названо потому, что объектом его изучения является не экономическое и политическое развитие нашего Отечества, но история его духовной культуры. На территории Подмосковья всегда в добрососедстве проживали люди разных национальностей и вероисповеданий. Но христианская православная религия традиционно являлась ведущей религией России. Она способствовала созданию людьми среды своего обитания, в которой сохранялись самые главные этические нормы (неизменное понимание добра и зла) и ценности жизни людей. Все словари указанное содержание определяют термином «культура».
Благочестие, нравственность предполагает любовь к Родине. Содержание духовного краеведения широкое. Оно включает информацию из разных областей знания: рассказывает о христианской картине мира, об истории христианской православной религии и культуры, о письменной культуре, о традициях жизни, о художественной культуре, так как все памятники духовной культуры раскрывают содержание христианской религии.
Содержание учебного пособия позволяет обучающимся узнать об основном содержании христианства и православия, его распространении на землях Московского края, о содержании, которое раскрывают произведения религиозного искусства (икона, живопись на религиозные темы, поэзия, музыка, памятники церковного зодчества), узнать о центрах духовной культуры — русских монастырях, о духовной красоте человека, о понимании христианами смысла жизни, о воплощении в своей благочестивой жизни христианских этических норм.
Высший нравственный идеал для человека — это любовь к Отечеству. Для благочестивых христиан понимание служения Отечеству земному было связано с приобретением добродетелей. Это был путь любви человека к Богу. Маршруты духовного краеведения позволяют показать детям примеры святых отечественной истории как образцы нравственного поведения, раскрыть духовную основу русской истории.
Содержание пособия «Духовное краеведение Подмосковья» позволяет расширить информационное поле учебного знания и ввести в содержание школьного образования материалы, раскрывающие духовную основу русской истории. А феномен святости, с которым знакомятся школьники, позволяет решать задачи нравственного воспитания. Выдающийся педагог
В образовательных учреждениях Московской области программа «Духовное краеведение Подмосковья» внедряется с 2005 года. Параллельно с обучением школьников ведется и обучение преподавателей.
В общеобразовательных учреждениях Московской области курсы
В настоящее время подготовку прошли более 1600 педагогов общеобразовательных учреждений (начинали мы с 50 педагогов в 2004 году).
Положительные результаты работы по
Анализ результатов подготовки учителей позволил выявить как положительные стороны, так и ряд трудностей.
К числу первых следует отнести то, что приобретенные на занятиях профессиональные знания в области православной культуры, в работе с детьми оформляются в создании разнообразных форм творческих проектов — маршрутов духовного краеведения, приобщающих школьников к исследовательской работе по изучению православной культуры, святынь своего родного края.
К числу обозначившихся в процессе работы трудностей следует отнести:
Эти трудности могут встретиться и в Вашей работе. О том, как справляться с этими трудностями расскажет в своем докладе Людмила Леонидовна Шевченко.
Поэт XIX века
…Вам слава, наши деды!
Друзья, уже могучих нет, уж нет вождей победы;
Их домы вихорь разметал; их гробы срыли плуги;
И пламень ржавчины сожрал их шлемы и кольчуги.
Но дух отцов воскрес в сынах; их поприще пред нами…
Мы там найдем их славный прах с их славными делами.
Эти слова относятся впрямую к тем задачам
Успешное решение педагогом этих задач подведет обучающихся к пониманию того, что они — счастливые люди, так как могут гордиться славной историей и христианской культурой своего Отечества — России и отчего дома — Подмосковья.
Мы желаем педагогу совместного движения с детьми по этим удивительно красивым маршрутам духовного краеведения Подмосковья. Это путь ответственной педагогической работы. Педагогу потребуется тщательная подготовка, большая любовь к детям и стремление передать им тот свет любви и красоты, какой несет в себе христианская православная культура. В добрый путь!
Темы: администрация Московской области, образование, доклады