Доклад министра образования Правительства Московской области Л. Н. Антоновой

Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыка!
Уважаемый Олег Валерьевич!
Уважаемый Алексей Алексеевич!
Уважаемые участники конфсреннип!

Сердечно приветствую вас и поздравляю с открытием нашей традиционной конференции, посвящённой первосвятителям славянским, святым равноапостольным братьям Кириллу и Мефодию.

Все эти майские дни проходят для нас под знаком великой годовщины — 65-летия Победы в Великой Отечественной войны. И чествуя наших ветеранов, отдавая дань благодарности героям, остановившим фашизм, мы не можем не задуматься о том, как же так произошло, что из центра Европы, из Германии пришла к нам эта нечисть, поставившая под угрозу само существование человечества?

Думаю, многие из вас бывали в Германии и видели — насколько это обустроенная, цивилизованная страна, с богатейшей культурой, искусством, историческими традициями. Жители Германии — приветливые, очень воспитанные и благонравственные люди. Как же могло произойти, что представители этого народа, этой культуры, сжигали деревни, бомбили мирные города, строили концлагеря? Ответ на этот вопрос известен — если в душе человека нет Бога, если в ней нет добра — там поселяется зло. Так случилось, что в первой половине XX века большая часть населения Германии забыла Бога, — и попала во власть фашизма.

И нас не может не настораживать то, что в нашей стране, стране, победившей фашизм, в эти дни находятся молодые люди, которые носят свастику, называют своими кумирами основателей фашизма. Это значит, что мы не достучались до их душ, до их сердец, это означает, что мы отдаём их во власть зла.

Вот почему мы уже не дискутируем, следует ли системе образования решать задачи духовно-нравственного воспитания. Эти задачи являются приоритетом в нашей деятельности, и именно так они формулируются в нормативных документах, таких, как Концепция гражданского и патриотического воспитания школьника и Стандарты начального образования второго поколения, в которые введена предметная область «Духовно-нравственная культура».

Министерство образования Московской области вышло на комплексное решение этих задач: они адаптированы применительно к региональным особенностям в установочных документах, разработано содержательное и методическое обеспечение.

В своем выступлении мне хотелось бы привести примеры того, как осуществлялся процесс взаимосвязи содержательно-методического обеспечения в решении задач духовно-нравственного образования школьников в контексте просветительских традиций, которые сложились в Московской области.

Прежде чем говорить о просветительских традициях, я хочу остановиться на самом значении слова «просветитель». Для нас оно ключевое — ведь педагогическая профессия по своей сущности является просветительской деятельностью. Учитель уже по роду своей деятельности является просветителем: ведь он вводит своих учеников в национальную культурную традицию.

Сегодня мы возвращаем в содержание образования целый культурный пласт знаний, позволяющий восстановить преемственность культурных традиций, приблизить современных школьникам к корневой основе русской культуры — ее духовной культуре. В этом году к открытому уроку «Духовные родники Подмосковья» подготовлена по поручению нашего губернатора Бориса Всеволодовича Громова и по Вашему благословению, дорогой Владыка, книга «Просветители».

Читая эту книгу, школьники узнают о том, что многие употребляемые нами выражения, восходят к великому источнику мировой духовной культуры — Библии. В одной из её книг — Евангелии, часто мы встречаем слово «истина». А рядом с ним — слово Свет, написанное с заглавной буквы. Узнают о том, что в словаре славянского языка более 60 слов имеют корень «свет». Все они лучезарны и наполнены добротой: «светлоносец» — носящий в себе свет, «светлоподобник» — сияющий наподобие света, «светонаставление» — указание света, наставление, как ходить во свете. Письменность является основанием культуры. Многие народы получили письменность одновременно с Евангелием: грамотность начиналась с записи и чтения благовестия.

Российская, как и европейская культура, имеет основание в христианской культуре, а она — в проповеди апостолов. Евангелие, распространяясь в мире, привлекало сердца людей Божественной любовью, и возникали страны, которые стали называться странами христианской цивилизации. Это такие страны, как Германия, Франция, Италия, Испания, Великобритания, Греция, Чехия, Словакия, Болгария, Сербия, Россия, Соединенные Штаты Америки, Латинская Америка и другие.

Каждая страна чтит просветителя, осветившего путь и научившего ее народы православной христианской вере: Рим — апостолов Петра и Павла, Малая Азия и Эфес — святого апостола Иоанна Богослова, Индия — апостола Фому, Египет — апостола Марка, Сербия — святителя Савву, первого архиепископа Сербского. Но все славянские страны особо почитают святых равноапостольных Кирилла и Мефодия — создателей славянской азбуки, письменности, заложивших основание культуры славянских народов. Только с установлением письменности начинается развитие культуры этих народов, развитие мировоззрения, научных знаний, литературы, искусства. Просветительскую традицию составления азбук национального языка для проповеди Евангелия на родном языке народа продолжили русские святители Стефан Пермский, Иннокентий Московский. Так христианская проповедь стала основанием национальных культур разных народов. Значительность этого подвига российская культура отразила в произведениях литературы и поэзии, живописи, музыке, памятниках зодчества. О многих из них школьники прочитают в книге «Просветители».

С другой стороны, дух христианского учительства — жертвенная любовь, которой были наполнены бесчисленные труды христианских апостолов, просветителей, пастырей, педагогов, стал высоким образцом, идеалом, эталоном профессиональной этики учителя. Профессиональная деятельность учителя — это общественное служение. В этом смысле учитель сегодняшнего дня — прямой продолжатель и наследник просветительской, пастырской, учительской, педагогической христианской традиции. Ведь слово «учитель» означает наставник, путеводитель, педагог. Учить — значит наставлять, то есть — указывать дорогу.

Для решения задач духовно-нравственного образования и просвещения в Московской области используются различные формы работы:

  1. уроки «Духовное краеведение Подмосковья», «Основы православной культуры»;
  2. социалъно-общественное просвещение (открытые уроки, родительское собрание);
  3. внеучебная, внешколъная деятелъностъ (Рождественские чтения, пасхальные встречи);
  4. создание Духовно-просветителъских центров. Они выполняют

функции обогащения молодежного досуга ценностями православной культуры — это центр Кирилла и Мефодия МГОУ, центры в Одинцово, Серпухове и другие.

Центр Кирилла и Мефодия МГОУ выполняет также функции подготовки педагогических кадров к преподаванию курсов «Духовного краеведения Подмосковья» и «Основ православной культуры». В рамках подготовки студенты и учителя участвуют в выставках дней славянской письменности и культуры «Буквицы наших имен», маршрутах духовного краеведения «Святыни моего района», благотворительных рождественских ёлках для образовательных учреждений.

Огромное значение в духовно-нравственном воспитании имеет работа на уровне образовательного учреждения, школы. Именно на уровне школьного образования сохраняется традиция в образования, осуществляется сохранение и передача потомкам идеальных образцов культуры, деятельности человека.

Иными словами речь идет о преемственности, об исторической памяти поколений. Система образования должна выполнить задачу обеспечения наследования школьниками накопленных человечеством знаний, понимания культурных корней отечественной культуры. Что же такое историческая память? Школьники Московской области узнают об этом на уроках предмета «Духовное краеведение Подмосковья». Историческая память — это сохранение и передача потомкам знаний об истории своего Отечества, культуре, вере, родословии семьи и их отражении в традициях и правилах жизни.

Любое гуманитарное знание формирует мировоззрение личности. Это связано с тем, что мировоззрение включает в себя оценочное отношение к знаниям, к нравственным нормам, эстетическим проявлениям. Если такое отношение не формируется в процессе обучения, человека нельзя считать культурным. Однако не каждое гуманитарное знание позволяет приобщить школьников к традициям отечественной культуры. В Московской области в рамках Областных целевых программ были разработаны предметы регионального компонента, которые способствуют решению этих задач. Это: «История Московской области», «Духовное краеведение Подмосковья», «Культура речевого общения» и др.

Например, содержание учебного пособия «Духовное краеведение» дает определение человека культурного как знающего и с уважением относящегося к культуре своего Отечества и проявляющего уважительное отношение к культуре других народов. Широкое содержание предмета позволяет школьникам узнать о системе нравственных ценностей, размышлять над самыми важными проблемами жизни человека: о благочестии, любви к Родине, ответственности. Предмет позволяет дать школьникам знания о православной культуре на землях Московского края и о центрах духовной культуры — русских монастырях, о произведениях религиозного искусства (иконе, живописи на религиозные темы, поэзии, музыке, памятниках церковного зодчества), о понимании христианами смысла жизни, о воплощении христианского благочестия в традициях жизни народа.

Предмет «Духовное краеведение Подмосковья» позволяет расширить информационное поле учебного знания и ввести в содержание школьного образования материалы, раскрывающие духовную основу русской истории. Маршруты духовного краеведения показывают школьникам примеры святых и героев отечественной истории как образцы нравственного поведения. В историко-культурном контексте школьникам представлен нравственный идеал жизни человека — любовь к Отечеству, а также его понимание в рамках христианского мировоззрения.

Изучение истории христианской православной культуры на землях Подмосковья обеспечивает преемственность культурных традиций, связь поколений, сохраняет историческую память. Школьников Подмосковья не назовёшь «иванами, не помнящими родства». Так школьники узнают, что одним из главных просветителей земель Московского края почитается святой Кукша. Он просветил племена вятичей светом Евангелия. За проповедь Евангелия он вместе со своим учеником святым Пименом был убит. На уроках школьники узнают и о том, что христианская православная культура раскрывается в творчестве многих выдающихся деятелей русской культуры, живших в Подмосковье.

Многие православные христиане были прославлены и почитались на Руси как святые. Это иконописец преподобный Андрей Рублев, святые русские князья — страстотерпцы Борис и Глеб, благоверные князья Александр Невский и Димитрий Донской, преподобный Сергий Радонежский и многие другие. Их жизнь была связана с историей Московского края.

В настоящее время в общеобразовательных учреждениях Московской области курсы духовно-нравственного содержания изучают почти 60 тысяч учащихся всех возрастных категорий в примерно 900 школах Московской области. Знания о духовно-нравственной культуре преподаются либо как обязательная дисциплина, либо факультативно, а также как кружковые занятия и курсы по выбору. Кроме того, знания о православии преподаются еще в примерно 60 учреждениях дополнительного образования и охватывают более 7 тысяч воспитанников.

Задача воспитания духовно-нравственной культуры школьников предполагает не только разработку содержательной основы (создание учебных пособий по духовно-нравственной культуре. Предметов регионального компонента) для различных ступеней системы образования, но и подготовку учителей, владеющих знаниями в новой предметной области. Для этого была разработана программа подготовки учителей к преподаванию предметов духовно-нравственного содержания " Духовно-нравственная культура».

Особенностью программы для подготовки учителей к преподаванию «Духовного краеведения Подмосковья» является обеспечение преемственности духовно-нравственного образования на уровне трех звеньев системы образования — школьного, высшего и последипломного. Интегрирующим компонентом профессиональной подготовки учителя духовной культуры является содержание учебных пособий, которые используются на ступени школьного образования. Данная программа подготовки учителя духовно-нравственной культуры ориентирует учителя на учебные пособия по духовно-нравственному воспитанию, на основе которых он будет работать в школе.

Базовыми учебными учреждениями высшего профессионального образования Московской области, в которых через курсы повышения квалификации ведётся работа по подготовке педагогических кадров данной специализации являются: Московский государственный областной университет, Педагогическая академия последипломного образования, Московский государственный областной социально-гуманитарный институт (г. Коломна).

Разработаны программы подготовки учителей курсов повышения квалификации:

  • «Духовно-нравственная культура» (История и культура религий. Православие), которая стала победителем конкурса «За нравственный подвиг учителя» в ЦФО в 2009 году в номинации «Педагоги высшей школы — средней школе»;
  • «Духовные основы русской культуры» (ПАПО);
  • «Духовно-нравственное воспитание: философский и мировоззренческий аспект» (ПАПО);
  • «Духовность и нравственность в воспитании гражданина России, патриота своей Родины» (ПАПО);
  • «Основы православной культуры» (МГОСГИ).

В этом году разрабатываются программы по повышению квалификации для педагогов СПО и НПО.

Все программы курсовой подготовки учителей, изучения предметов культурологического цикла в школе, учебные пособия, муниципальные программы рассмотрены на заседании экспертной группы с целью рецензирования новых образовательных программ и учебных пособий по духовно-нравственной культуре.

Курсы повышения квалификации на базе областных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования проходят все учителя Московской области, ведущие преподавание предмета «Духовное краеведение Подмосковья», а также — предмета «Основы православной культуры».

В настоящее время подготовку прошли более 1000 педагогов (начинали мы с 50 педагогов в 2004 году). По данным мониторинга за все эти годы на базе:

Московского государственного областного социально-гуманитарного института (г. Коломна) обучено 133 человека,

Московского государственного областного университета — 404 человека,

Педагогической академии последипломного образования — 649 человек.

Все слушатели по результатам обучения получили документ гособразца о прохождении курсов. В текущем учебном году обучение прошли около 600 человек.

В настоящее время проводится исследовательская работа по изучению эффективности преподавания предметов культурологического цикла.

Учителя, прошедшие подготовку по программе «Духовно-нравственная культура», подготовили учеников к участию в первой Олимпиаде по «Духовному краеведению Подмосковья». В региональном этапе в феврале 2010 г. приняли участие 74 школьника из 39 районов Московской области. Из учителей, подготовивших участников олимпиады, 19 человек прошли подготовку на курсах преподавания предмета «Духовное краеведение Подмосковья».

Просветительская работа ведется и во внеучебных формах. Это ежегодные Рождественские чтения.

Одной из наиболее интересных форм, которая вошла в практику работы по духовно-нравственному воспитанию является областное мероприятие «Духовные родники Подмосковья», По форме — это театрализованный открытый урок, на котором присутствуют около 5 тысяч детей изо всех муниципальных образования Московской области. Впервые такой урок был проведен в 2007 г. в Коломне, когда этот город был столицей всероссийского празднования Дня славянской письменности и культуры. В минувшем году открытый урок, также в Коломне, посетил Святейший Патриарх Кирилл и обратился к аудитории с первосвятительским словом. Дети, присутствующие на уроке, получают в подарок специально издаваемую книгу, представляющую собой иллюстрированную хрестоматию для назидательного чтения на заданную тему. Уже были изданы книги «История родного слова», «Отчий дом», «Наследие веков живое». Их содержание позволяет расширить знания как детей, так и родителей в области православной культуры и включает отрывки из Священного Писания, описание событий Священной истории, стихи и рассказы классиков детской литературы, знакомит с произведениями иконописи и светской живописи.

Очередной открытый урок состоится через три дня, 21 мая в Люберцах и станет очередным важнейшим событием на пути возрождения народной культуры. Уверена, что все участники конференции станут активными участникам открытого урока.

Уважаемые коллеги! В 1783 году была издана «Книга о должностях человека и гражданина». Автором книги считают саму императрицу Екатерину Великую. В книге говорилось: «Во всяком звании можно быть благополучным. Благость Божия ни единого человека не исключила от благополучия». Прошло больше 200 лет и для нас уже не кажется революционной мысль о том, что каждый человек может и должен быть счастлив. Но до сих пор мы работаем над тем, чтобы каждый ребёнок и каждый родитель знали — мысль для благополучия, для счастья, нужна благость Божия-то есть свет знания, свет просвещения, добра и любви. В этой мысли — духовное наследие святых отцов нашей русской культуры, наследие, которое и является темой нашей конференции.

Спасибо за внимание.

День славянской письменности и культуры, доклады, администрация Московской области, образование

© 2001—2018 Московская Епархия Русской Православной Церкви
119435, Москва, Новодевичий проезд, 1/1
(499) 246-08-81 (обращаем внимание на необходимость набора кода 499 перед номером)