Выступление митрополита Ювеналия на открытии VII Московских областных Рождественских образовательных чтений «Молодежь — будущее России» в Дмитрове

Уважаемая Лидия Николаевна,
дорогие участники открытия чтений!

Свое сегодняшнее выступление я начну словами Псалмопевца: «Что стрелы в руке сильного, то сыновья молодые. Блажен человек, который наполнил ими колчан свой!» (Пс. 126:4–5). Это говорится о счастливом отце, имеющем не только многочисленное, но и достойным образом воспитанное потомство. Не то же ли можно сказать о стране, имеющей достойную молодежь?

А о богоугодности почитания родителей читаем в книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова: «Уважающий отца будет долгоденствовать, и послушный Господу успокоит мать свою. Боящийся Господа почтит отца и, как владыкам, послужит родившим его» (Сир. 3:6–7).

Этих двух небольших цитат из Священного Писания достаточно, чтобы понять, что в библейской традиции созидание семьи, рождение и воспитание детей, формирование преемственных взаимоотношений между поколениями, осуществление каждым человеком своего земного предназначения и общественного, и семейного, и личного — все это рассматривалось с точки зрения религиозной и всему этому придавалось огромное значение. Сама жизнь понималась в данном контексте как хождение по стезям Божиим (см. Ис. 2:3).

После краткого вступления хочу обратиться к смыслу темы нынешних Подмосковных Рождественских чтений: «Молодежь — будущее России». В этих словах перефразирован библейский мотив, о том, что сыновья — это стрелы в колчане, которым со временам предстоит лететь к цели. Действительно, именно от тех, кто сегодня учится в школах и университетах, в значительной степени зависит судьба нашей страны. И мы, представители старшего поколения, с любовью, заботой, а подчас и с тревогой, следим за тем, как развивается наша молодежь, к чему стремится, чем интересуется, как она живет.

В последнее десятилетие минувшего века и в начале нынешнего столетия было немало дискуссий и на тему о том, необходимо ли давать подрастающему поколению основы религиозных знаний. Споры подчас были очень жесткими. Но как часто бывает, в дела человеческие вмешалась правда жизни. С течением времени все более очевидным становилась необходимость самого внимательного отношения к воспитательному процессу, к духовно-нравственному аспекту формирования личности ребенка. И сегодня такой подход к школьной работе уже получил поддержку на государственном уровне.

Мне радостно, что в условиях свободы в Московской области даром времени не теряли. С одной стороны, развивалось чисто церковное православное просветительство. Оно ведь свойственно Церкви издревле. И повсеместно с возрождением церковной жизни на приходах и при монастырях стали создаваться воскресные и церковно-приходские школы (сейчас их более семисот), а кое-где детские сады и гимназии. Но было совершенно ясно, что только усилиями духовенства невозможно совершить коренной перелом в воспитательном процессе. Мы вступили на путь сотрудничества с Министерством образования Московской области. К настоящему моменту мы можем с полным основанием говорить, что сформировали полноценный комплекс церковно-школьного взаимодействия в Подмосковье.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл после своего первосвятительского визита в Коломну направил мне письмо, в котором говорилось: «Отдельного слова заслуживает сложившаяся в Московской области система эффективного религиозного образования и просвещения, чему я стал свидетелем, посетив открытый урок „Духовные родники Подмосковья“. При активном сотрудничестве со светскими властями региона Вам удалось выстроить симфонию совместных трудов в области духовно-нравственного воспитания, равно как и в устроении других сторон церковной жизни». Для нас очень важна и дорога столь высокая оценка.

Это вовсе не означает, что мы считаем достигнутое пределом возможного. Совсем нет. Нами лишь создана, как теперь говорят, парадигма взаимодействия. А в каждом благочинническом округе, в каждом муниципальном образовании духовенство и педагоги наполняют эту модель оригинальным, самобытным содержанием. Опыт показывает, что очень многие настолько творчески подходят к развитию преподавания знаний о Православии, что их наработки получают широкое признание.

Замечательно и то, что в последние годы на работу в школу приходят молодые люди, сформировавшиеся в последние десятилетия. Для них совершенно естественным является наличие в сетке часов «Основ Православной культуры» или «Духовного краеведения Подмосковья». Они охотно взаимодействуют со священнослужителями, как в процессе обучения, так и в организации отдыха детей. Если вы заглянете в последний номер нашего журнала «Московские Епархиальные Ведомости», то увидите, насколько активным стало участие Церкви в проведении летних лагерей детей и молодежи, в культурном и патриотическом воспитании школьников.

Замечательно, что Рождественские образовательные чтения прочно вошли в нашу жизнь, и мы проводим их уже в седьмой раз. Как и задумывалось, они стали средством консолидации усилий духовенства и педагогической общественности, обмена опытом и распространения добрых начинаний в области православной педагогики.

С удовлетворением обозревая пройденный нами путь, мне хотелось бы обратить внимание на некоторые аспекты нашей совместной просветительской деятельности.

Как можно предположить, в будущем будет расширяться преподавание дисциплин духовно-нравственной направленности. И может возникнуть искушение пустить это дело, как говорится, на самотек. Вроде бы учебники есть, программы есть. Остается только чем-то заполнить учебные часы. Такого тепло-хладного отношения к делу ни в коем случае нельзя допустить. Ведь обучая детей, к примеру, «Основам Православной культуры», мы рассказываем им о том духовном основании, на котором предшествующие поколения веками созидали наше Отечество.

В настоящее время интенсивно идет переподготовка учителей в нескольких вузах, находящихся в ведении областного Министерства образования. Очень важно, чтобы работа в этом направлении продолжалась и впредь с тем, чтобы полностью обеспечить школы Подмосковья педагогами — преподавателями знаний о Православии.

Ещё одна тема, привлекающая наше внимание, — это подмена обучения знаниям о Православии этнографическими экскурсами. Например, некоторые считают, что непременным атрибутом курса «Основ Православной культуры» является инсценировка масленицы с блинами и карнавальным гуляньем. При этом забывают сказать о том, что мясопустная неделя для христиан является, прежде всего, началом подготовки к Великому посту.

Из нашего совместного опыта мы хорошо знаем, сколь плодотворным бывает взаимодействие учителя и священника. Хочу выразить надежду на то, что отношения партнерства и взаимопомощи между педагогами и духовенством будут сохраняться и впредь.

У нас уже сложилась традиция предствлять на открытии очередных Подмосковных Рождественских чтений тему для этого форума в следующем году. Предлагаю вашему вниманию тему, которая соответствует тому, что 2010 год объявлен Годом учителя, это слова великого русского поэта Николая Алексеевича Некрасова: «Учитель, пред именем твоим позволь смиренно преклонить колени».

На протяжении нескольких недель, в ходе наших Рождественских чтений будет идти обсуждение. А затем мы соберемся 10 декабря на праздничное закрытие чтений в Подольске. Мы просим Лидию Николаевну обобщить высказанные суждения, и сообщить мнение об этой теме для нашего окончательного решения.

В заключение хочу выразить глубокую благодарность нашему губернатору Борису Всеволодовичу, который неизменно проявляет заинтересованность в духовном возрождении Подмосковья, оказывая этому важное для нас содействие. Обращаю слова неизменной признательности нашему дорогому министру Лидии Николаевне и многим её сподвижникам за её горячую приверженность церковно-школьному взаимодействию и сотрудничеству.

Особо обращаюсь к духовенству Московской епархии. Вашими усердными трудами на приходах и при монастырях развивается православное просветительство. Спасибо вам за это. Надеюсь, что вы примете самое деятельное участие в проведении на местах нынешних Рождественских чтений. Особая ответственность здесь возлагается, конечно, на отцов благочинных.

Сердечно поздравляю вас с открытием VII Московских областных Рождественских образовательных чтений, желаю успехов в работе и призываю на вас Божие благословение.

митрополит Ювеналий, доклады, Рождественские чтения

© 2001—2018 Московская Епархия Русской Православной Церкви
119435, Москва, Новодевичий проезд, 1/1
(499) 246-08-81 (обращаем внимание на необходимость набора кода 499 перед номером)