За веру и верность!

В 2007 году на праздник Покрова Пресвятой Богородицы в храме великомученика Георгия Победоносца в г. Видное была открыта Воскресная школа, при которой организована секция русского рукопашного боя. На первые занятия пришло 15—20 человек, к концу учебного года на секцию стало приходить более 70 человек. В течение года детей готовили к летнему полевому лагерю.

Директором воскресной школы и полевого лагеря является клирик Георгиевского храма  г. Видное диакон Николай Берсенев. В подготовке и проведении православного полевого военно-спортивного лагеря «Защитник» активное участие принимали: священник Димитрий Князев (настоятель храма вмч. Димитрия Солунского в воинской части, Озерское благочиние), командир части полковник В.В. Терещенко, преподаватель по рукопашному бою М.В. Гладков (сотрудник Федеральной службы безопасности), заместитель командира части майор Н.А. Курта и многие другие.

Неоценимую помощь в организации лагеря оказала администрация Ленинского муниципального района и Региональный благотворительный фонд «Вольное дело». На средства, выделенные фондом храм смог закупить необходимое обмундирование, палатки, различный спортивный инвентарь.

На Духов день 16 июня 2008 года группа из 60 детей отправилась в Озерский район в воинскую часть, которая расположена рядом с деревней Паткино. Командир части радушно встретил детей, но предупредил: «Армия — это, прежде всего, дисциплина, только с ней вы сможете добиться успехов».

Вот мы и прибыли на место своей дислокации — на живописную поляну недалеко от лесного озера. «Главное — дисциплина», — помнили мы, поэтому первым делом все дети были распределены на четыре взвода, назначены командиры, после чего каждый получил свою задачу и круг деятельности. Вскоре запылал костер, а повар начал готовить свою первую кашу на 60 человек. До наступления темноты все помещения, включая спальные палатки по 20 человек, кухню и столовую, были оборудованы, к лагерю были подведены холодная вода и электричество, все приготовились к отбою. После краткого молитвенного правила поступила команда утеплиться на ночь и проверить наличие спальных мешков и туристических ковриков. После проверки все, кроме ночных дежурных, директора лагеря и заместителя, отправились спать. Первая ночь запомнилась особенно. Нет, никто никого не мазал зубной пастой. Просто около 1.30 ночи поднялся сильный ветер с проливным дождем, и легкие навесы над трапезной частью, кухней и хозблоком начало сносить, возникла опасность попадания воды в электроприборы. Началась борьба с разбушевавшейся стихией: директор лагеря с заместителем и с ночными дежурными под непрекращающимися потоками дождя и порывами ветра полтора часа переустанавливали навесы. За это время каждый ощутил себя матросом на судне, которое попало в шторм. Благодаря ночному испытанию многие дети осознали необходимость взаимовыручки, осознали, что все здесь делают общее дело.

Следующие дни потекли размеренно: в 8.00 подъем, утреннее молитвенное правило, кросс, в 9.00 завтрак, потом занятия, в 14.00 обед, отдых, снова занятия, полдник, ужин, стрельба из пневматического оружия, вечерние молитвы и в 23.00 отбой.

Для православного лагеря приоритет веры, основание жизни на Заповедях Божиих является главным ориентиром, на который опирался педагогический коллектив при работе с детьми. Ф.М. Достоевский писал: «Русский человек без Христа — проходимец». Чтобы не потерять детей, но развивать в них «единое на потребу» в лагере проводились ежедневные беседы о вере, о нравственности, о христианском поведении, об основах духовной жизни. Была также проведена беседа о духовной болезни , на основании жития святителя Никиты Новгородского. В воскресные и праздничные дни после литургии в воинском храме проводились беседы о церковном искусстве и об уставе Православного богослужения.

Кроме церковной жизни каждый день проводились занятия по военному делу. Например, на занятиях по рукопашному бою объяснялась специфика физической и психологической подготовки воина. Замечательные успехи в данном направлении показал Иван Паршков, завоевавший 1-ое место по дзюдо по Подмосковью и в свои 11 лет имеющий международную известность.

Одним из любимейших занятий детей была сборка/разборка оружия (чистить и смазывать доверялось только опытным). Нужно отметить, что на «вооружении» лагеря числились макеты ручного пулемета Калашникова (РПК), автоматы Калашникова (АКМ), пистолеты Макарова и несколько пневматических пистолетов и винтовок — для мальчишек это была настоящая радость.

Если у современного школьника спросить, хочет ли он поработать в жару лопатой, то ответ будет, скорее всего, такой: «Работать? Лопатой? Да еще и в жару?! Нет, это не для меня!» А в нашем полевом лагере от рытья окопов детей трудно было оттащить даже на обед. Инструктор по инженерной подготовке объяснил специфику рытья окопов, блиндажей, длительных огневых точек. Через три дня полоса окопов, пулеметных и автоматных точек была готова. Забегая вперед, можно сказать, что командир части одобрил нашу систему укреплений и даже сказал, что она послужит хорошим образцом для обучения солдат рытью окопов.

Ну, война войной, обед по расписанию, а вот купание на лесном озере — это уже вне расписания. Крики, всплески воды и детский смех на некоторое время возмущали величественное спокойствие воды, но купание в военном лагере — это не только забава и положительные эмоции. Несколько детей за время проведения лагеря научились плавать, управлять лодкой, были проведены соревнования по плаванию на надувных лодках.

Интересными были занятия и по военной топографии. Например, мало кто знает, как обозначается на военной карте миномет, или пулеметная точка, или бронетехника — все это зарисовывалось детьми и выучивалось наизусть.

В лагере существовала система дежурств: дневальные и ночные дежурные. Конечно, в дневальные шли с неохотой, так как нужно было мыть посуду, колоть дрова, поддерживать горение костра. Куда интересней дежурить ночью: можно поговорить, вслушаться в ночные звуки, посмотреть на мерцание звезд, помечтать у костра. Но дисциплина — основа жизни, поэтому через «не хочу» многие прошли хорошую школу трудолюбия, осознавая, что невыполнение поставленной задачи наносит урон всему лагерю.

Однако война — это не вся жизнь, как говорится в пословице «делу время, а потехе — час» (иногда и больше). Вечером у костра собирались ребята, кто хотел попеть или послушать песни, тогда музыку приходилось слушать всем: и тем, кто спал, и охранявшим в воинской части ночным дежурным офицерам и солдатам, и утке, которая жила недалеко от лагеря и сопровождала наше пение мощным кряканьем. Но никто не жаловался — видимо песни всем пришлись по душе. Для засидевшихся у костра утром не было «скидок», они занимались наравне со всеми, и попробуй только засни, сразу получишь внеочередное назначение на кухню.

Самым вожделенным днем был тот, когда по приказу командира части был устроен смотр стрелкового оружия. Чего здесь только не было: пистолеты, наган, Макарова, Стечкина, автоматы Калашникова, «Абакан», знаменитый пистолет-пулемет Шпагина (ППШ), пулемет РПК, ручной противотанковый гранатомет (РПГ), снайперская винтовка Драгунова (СВД), винтовка Мосина, даже пулемет Максим в боевом состоянии был показан детям. Все оружие настоящее, боевое, можно взять в руки, так как оно не заряжено, можно сфотографироваться.

После смотра оружия — десерт — стрельба из самозарядных карабинов Симонова (СКС). Первые залпы оглушают, и с непривычки появляется нервозность, беспокойство, но со второго выстрела страх и волнение исчезают. «Бах, бах, ба-бах», — раздаются громкие хлопки выстрелов в округе. Мужчина должен уметь защитить свой край и, если надо, пойти на войну «за малых ребяток да хлеба каравай», — как поется казачьей песне.

После шума выстрелов и суеты лагерной жизни хочется умиротворения, для которого не хватает краткого правила утренних и вечерних молитв, поэтому многие с нетерпением ждали богослужения в местном воинском храме святого великомученика Димитрия Солунского. Богослужение вливает в души детей и взрослых ту необходимую тишину и мир, которые должны в себе воспитывать христиане. По словам преподобного Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Мы понимаем, что нам до этого состояния, как до ближайшей звезды пешком, но Господь посещает наши души таким покровом любви и доброты, что не хочется уходить из храма. А в лагере скоро обед, а завтра опять занятия, и только богослужения поднимают нас от земли на небо.

Кульминацией проведения лагеря стал приезд архиепископа Можайского Григория, который совершил великое освящение воинского храма в честь великомученика Димитрия Солунского, побеседовал с личным составом части. После официальных мероприятий Владыка в сопровождении благочинного церквей Видновского округа протоиерея Михаила Егорова и командира части полковника В.В.Терещенко посетил полевой лагерь, в котором дети представили небольшое показательное выступление по тем направлениям, по которым они обучались в лагере. Архипастырь поблагодарил выступающих, пожелал всем успехов в их деятельности и вручил каждому участнику лагеря икону святого великомученика Георгия Победоносца. Волнительной была подготовка и выступление, но после — радость оттого, что не подвели, не ударили лицом в грязь, на высоком уровне показали свое мастерство.

Уезжать из лагеря никому не хотелось, все крепко сдружились, стали родными. Родители и дети с нетерпением ждут, когда же будет следующий лагерь.

Видновский округ

© 2001—2019 Московская Епархия Русской Православной Церкви
119435, Москва, Новодевичий проезд, 1/1
(499) 246-08-81 (обращаем внимание на необходимость набора кода 499 перед номером)